Место здравоохранения в экономике народного хозяйства. Тема: Экономика здравоохранения как наука и предмет преподавания. Цели, задачи. Механизм рыночных отношений в здравоохранении

Экономика здравоохранения, как и любой раздел общей экономики, изучает центральную проблему: как надо построить систему организации и управления здравоохранением, чтобы наиболее эффективным образом решить задачу достижения достойно приемлемого состояния здоровья нации? Другими словами, предмет экономики здравоохранения - это исследование поведения медицинских работников в процессе оказания медицинской помощи, распреде­ления медицинских услуг в условиях ограниченных ресурсов и возрастающего спроса со стороны населения. Одной из главных проблем при этом является решение вопроса о доле ресурсов, которую страна способна и должна выделить на поддержание здоровья своих граждан.

Экономика здравоохранения как академическая дисциплина имеет корот­кую историю. Отправной точкой является конференция Американской экономической ассоциации по теме «Экономика медицинской помощи» в 1951 г. В 1954 г. ВОЗ на заседании экспертного комитета по статистике здоровья рас­смотрела возможность применения показателей здравоохранения для измере­ния экономического потенциала жизни. В 1973 г. состоялся первый семинар ВОЗ, посвященный экономическим проблемам здравоохранения.

С тех пор прошло множество других встреч, совещаний, семинаров, кон­ференций и заседаний рабочих групп. Образованы учебные и научно-иссле­довательские центры по экономике здравоохранения. В 1978 г. был утвер­жден документ ВОЗ «Экономика здравоохранения», целью которого была разработка примерной программы подготовки экономистов здравоохранения. Этот процесс оказался далеко не простым и занял целых девять лет, прежде чем в 1987 г. был опубликован отчет о результатах выполнения этой задачи, содержащий основные модули обучения вопросам экономики здравоохране­ния. Множество экономистов стало специализироваться в этой области. В на­стоящее время практически во всех экономически развитых и большинстве развивающихся стран существуют собственные учебные и научные центры экономики здравоохранения.

Не является исключением и Россия. Необходимо отметить, что экономиче­ские вопросы в здравоохранении изучались в нашей стране еще в XIX в., в част­ности рассматривались экономические аспекты санитарно-демографических процессовборьбы с малярией. Демограф А. Рославский в 1853 г. указывал, что важно знать не только среднюю длительность жизни, но и ее трудоспособный период. В 1903 г. было показано, что расходы на лечение больных малярией и экономический ущерб от потерь рабочего времени вследствие болезни составили5,5 млн. руб. Для сравнения можно указать, что на здравоохранение в этот период в Российской империи расходовалось около 120 млн руб. Более общаяоценка экономической эффективности была сделана академиком Рейномв 1911 г. Он показал, что снижение общей смертности в России с 30,2% о до западно-европейского уровня 18%о даст экономию 600 млн. руб, т.е. в 5 раз больше всех затрат государства на здравоохранение.



В СССР также уделялось некоторое внимание экономическим вопросам здравоохранения. С 1926 г. в здравоохранении начал осуществляться режим экономии средств, сокращения расходов на продукты питания и медикаменты. При этом нарком здравоохранения Н.А. Семашко подчеркивал, что следует «...чрезвычайно осмотрительно относиться к расходам на больном человеке: неправильная экономия здесь может самым чувствительным образом отразиться на интересах больного и даже сорвать дело оздоровления населения».

Второе основное направление экономики здравоохранения, привлекавшее внимание в 1920-е годы - это путь рационализации и повышения эффективностипри оказании медицинской помощи. В статье «Все внимание рационализации»Н.А. Семашко подчеркивал важность умения вести хозяйство. Он пи­сал «Небудем скрывать, что очень многие недостатки в медицинской работе зависят нестолько от недостатка средств, сколько от того, что мы плохо хозяйничаем: очереди в лечебных заведениях, непорядки в лечении больных, нарушения трудовой дисциплины и многие основные вопросы в практике здра­воохранениямогли бы быть изжитыми или, во всяком случае, смягченными, если бырационализация глубже проникала в нашу практику».

В последующие годы большого внимания вопросы экономики здравоохранения не привлекали. Определенное развитие эта проблема получила в середине 1960-х годов, когда началось рефор­мирование народного хозяйства страны. Первая теоретическая конференция по экономике здравоохранения в СССР была проведена в 1966 г. Уже с середины 1960-х годов в стране стали разра­батываться вопросы практического применения результатов изучения эконо­мики здравоохранения. Россия - одна из немногих стран, где проводились крупномасштабные экономические эксперименты в здравоохранении, первый из которых начался в 1967 г. Затем в 1970-1980-е годы был проведен еще ряд экономических экспериментов, завершившихся принципиальным изменением системы финансирования отечественного здравоохранения - внедрением сис­темы обязательного медицинского страхования.



С тех пор накоплен большой опыт, подготовлены кадры, разработаны на­учные основы экономики здравоохранения. В жизнь внедряются экономиче­ские методы управления, заменяя прежние административные, развиваются рыночные отношения. Накапливаются новые знания по вопросам экономики здравоохранения.

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под экономикой здравоохранения?

2. Возможно ли осуществление медицинской практики в виде «чистого искусства» вне связи с определенной хозяйственной формой?

3. Каков предмет экономики здравоохранения?

4. Какие элементы метода экономики здравоохранения Вы знаете?

5. Дайте характеристику основным методам познания экономики здравоохранения.

6. Какие задачи решает экономика здравоохранения?

7. Какие изучает проблемы экономика здравоохранения?

8. Каково место экономики здравоохранения в структуре современных экономических талий?

9. Какие основные вопросы ставит экономика здравоохранения?

Цель: Изучение макроэкономики и микроэкономики в здравоохранении, их различий.

Макроэкономикой называют часть экономической теории, изучающую экономику как единую, целостную систему. В поле зрения макроэкономики попадают экономические явления и процессы, закономерности, имеющие значимость в масштабе всего хозяйства страны или даже мирового хозяйства. Макроэкономика использует экономические показатели, характеризующие состояние всей экономики страны или мировой экономики как одного большого объекта.

В макроэкономике используются экономические величины в виде показателей общего, суммарного объема производства и потребления, темпов экономического роста и спада, общих и средних по стране величин доходов и расходов, заработной платы, производительности труда, цен, валютного курса.

К макроэкономическим относят процессы, проявляющиеся во всем хозяйстве страны, охватывающие его целиком. Это, к примеру, экономический рост и спад, инфляция, занятость, безработица в масштабах страны. Макроэкономика позволяет видеть, исследовать, прогнозировать экономическую картину в целом, так как она не углубляется в отдельные детали, а стремится выявить самые общие качества, свойства, признаки.

Под микроэкономикой понимают область экономической науки, изучающую экономические процессы, связанные с состоянием и деятельностью отдельных частей экономики или, как принято говорить, отдельных субъектов экономической деятельности. Для микроэкономики представляют интерес отдельные отрасли народного хозяйства, предприятия, фирмы, производители и потребители, домашние хозяйства, рынки товаров и услуг. Главные объекты, которые находятся в центре внимания микроэкономики, - это предприятия, компании, корпорации, фирмы, т.е. объекты, производящие продукцию, товары, услуги, а также рынки продажи товаров, рыночные цены, спрос и предложение на рынках. Так что микроэкономика - это прежде всего экономика организаций, предприятий, предпринимательской деятельности, рынков. Когда изучается, сколько пациентов пролечено в больницах города, какова средняя заработная плата медицинской сестры в поликлинике, как изменяются цены на определенное лекарство в аптеках, мы имеем дело с микроэкономикой.

Микроэкономика исследует взаимодействие производителя с потребителями, взаимные расчеты, цены на разные виды товаров, складывающиеся на рынках. Способы выработки и принятия хозяйственных решений в низших звеньях экономики тоже представляют предмет микроэкономики. Так что если правление акционерного общества определяет, какую часть прибыли вложить в развитие производства, а какую выдать акционерам в виде дивидендов - оно решает микроэкономическую проблему.


Большинство вопросов, на которые приходится отвечать экономистам практикам, относятся к области микроэкономики. Но на государственном уровне, когда приходится решать проблемы народно-хозяйственного масштаба, без макроэкономики не обойтись. Иногда трудно провести четкую грань между микро- и макроэкономикой. Отдельные микроэкономические проблемы обретают такую значимость, что становятся макроэкономическими.

Валовый национальный продукт (ВНП) и валовый внутренний продукт (ВВП) отражают результаты деятельности в двух сферах народного хозяйства: материального производства и услуг. Оба определяются как стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год (квартал, месяц). Эти показатели подсчитываются в ценах как текущих (действующих), так и постоянных (ценах какого-либо базового года).

Различия между ВНП и ВВП:

ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны;

ВНП - это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом).

Валовой внутренний продукт (ВВП) – стоимость всех произведенных на территории страны в течение года товаров и услуг. В расчет ВВП не входит стоимость сырья, топлива, энергии, кормов и т.д., то есть промежуточных товаров и услуг.

Бюджет – это выраженная в денежной форме сумма доходов и расходов на определенный период времени (год, квартал, месяц).

Государственный бюджет - это смета доходов и расходов госу­дарства на определенный период времени, составлен­ная с указанием источников поступления государст­венных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Функции бюджетно-налоговой политики:

а) предоставление нерыночных услуг (услуги общественного характера: образование, охрана здоровья, оборона и др.);

б) перераспределение доходов (налоги, трансферты, субсидии, кредиты и др.);

в) государственное регулирование (антимонопольное регулирование, занятости и др.);

г) осуществление государственного контроля (внешний контроль, внутренний контроль).

Государственный бюджет, как и другие экономические категории, активно используется государством для практического решения перспективных и текущих социально-экономических задач. Государство, применяя бюджет в качестве важного средства реализации своей организаторской функции, превращает его в действенный инструмент управления экономикой. Применение бюджета в качестве инструмента управления экономикой обусловлено важными характерными чертами: он имеет силу закона; в нем находят непосредственное отражение программы, направленные на развитие общественного производства, повышение его эффективности, удовлетворение потребностей членов общества. Бюджет имеет огромное мобилизующее и организующее значение, что связано с правовой формой использования бюджетных отношений.

Государственный бюджет составляется правительст­вом и утверждается высшими законодательными органа­ми.

Важнейшие части государственного бюджета - это его доходная и расходная части.

· доходная часть – показывает источники денежных сред­ств бюджета;

· расходная часть – показывает, на какие це­ли направляются акку­мулированные государ­ством средства.

Источники доходной части:

· налоги;

· государствен­ные займы (ценные бума­ги, казначей­ские векселя и др.);

· эмиссия (до­полнительный выпуск) бу­мажных и кре­дитных денег;

· займы у междуна­родных ор­ганизаций.

Структура расходной части бюджета в РК:

· социальные нужды: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей - 40-50 % всех расходов;

· затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление Государственных программ - 10-12 %%;

· расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, содержание дипломатических, внутренних служебных и займы иностранным государствам -10-12 %;

· административно –управленческие расходы, содержание правительственных органов, юстиции и прочие 5-10 %;

· платежи по го­сударственному долгу 7-8 %.

Структура расходной части бюджета определяется ак­туальностью поставленных задач и способами их реше­ния в соответствии с концепцией экономической поли­тики.

Доходная часть:

· налоги 75-85 %;

· неналоговые поступления (доход от государственной собственности и торговли) – 5-8 %;

· взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионные, страхование от безработицы- 10-12 %.

Макроэкономическую стабилизацию определяют деятельностью правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

В 1997 году в Казахстане была принята долгосрочная Стратегия развития «Казахстан-2030». Она предусматривает семь базовых приоритетов, обеспечивающих национальную безопасность, одна из них - здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана.

Реализация данного приоритета предусматривает следующие основные направления: предотвращение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни; улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии; развитие системы современного образования, подготовки и переподготовки кадров. Закончена досрочно в 2012 г.

На фоне стабилизации экономической ситуации в стране были успешно проведены реформы в области здравоохранения, образования, а также пенсионная реформа, улучшилась демографическая ситуация. Значительно расширился охват населения системой социального обеспечения.

В перспективе стоит задача обеспечить казахстанский национальный стандарт качества жизни на уровне передовых стран.

К функциям, выполняемым государством относятся:

v создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

v антимонопольное регулирование;

v проведение политики макроэкономической стабилизации;

v воздействие на размещение ресурсов;

v деятельность в сфере распределения доходов;

v деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 года. Ее главная цель - создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, вхождение Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира. Для достижения этой цели «Стратегия «Казахстан-2050» предусматривает реализацию семи долгосрочных приоритетов:

1. Экономическая политика нового курса – всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности.

2. Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики.

3. Новые принципы социальной политики – социальные гарантии и личная ответственность.

4. Знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров.

5. Дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии.

6. Последовательная и предсказуемая внешняя политика – продвижение национальных интересов и укрепление региональной и глобальной безопасности.

7. Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества.

Литература:

1. Экономика здравоохранения: учебное пособие под ред. А.В. Решетникова – 2-е изд.-М., 2007г.- 272.

2. Экономическая теория: Учебник/Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасовича. - С.-П., 2004.

3. Курс экономической теории/Под общей ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой - М, 2004.

4. Экономическая теория в условиях рыночных преобразований: Учебное пособие. Аубакиров Я.А. - А., 2003.

5. Рыночная экономика Казахстана: проблемы становления и развития. – В двух томах / Под ред. М.Б. Кенжегузина. - А., 2001.

6. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана: теория, опыт, проблемы. Мамыров Н.К., Ихданов Ж. - А.: Экономика, 1998.

Дополнительная:

2. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 гг.

3. Стратегия развития «Казахстан-2030».

4. Экономика и управление здравоохранением: учебное пособие. Л.Ю.Трушкина, Р.А.Тлепцеришев, А.Г.Трушкин, Л.М. Демьянова - Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 384 с.

5. Социальная энциклопедия: А.П. Редкая, Г.Н. Горкин, Е.Д. Катульская и др. – М., БРЭ, 2000. – 438 с.

6. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. Ю.П.Лисицын, Н.В.Полунина– М.: Медицина, 2002.г. 416 с.

7. «Старшая медицинская сестра», Журнал, МЦФЭР - Казахстан, Алматы.

8. Журнал «Главная медицинская сестра», Москва.

9. Журнал «Сестринское дело». Москва.

10. Журнал «Медсестра», Москва.

Контрольные вопросы:

1. Понятие «Макроэкономики здравоохранения».

2. Понятие «Микроэкономики здравоохранения».

3. Валовый национальный продукт (ВНП).

4. Валовый внутренний продукт (ВВП).

5. Понятие «Бюджета».

6. Государственный бюджет.

7. Функции бюджетно-налоговой политики.

8. Структура расходной части бюджета.

9. Структура доходной части бюджета.

10. Приоритет долгосрочной Стратегии развития «Казахстан-2050».

Ведение

Объектом моей работы является такое направление социальной политики как здравоохранение.

Экономика здравоохранения, как отраслевая экономическая наука, изучает действие экономических законов в конкретных условиях производства, оказания и потребления медицинских услуг, а также условия и факторы, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей общества в медицинском обслуживании и охране здоровья населения

Предмет работы - создание условий для сохранения, улучшения, обеспечения и укрепления здоровья различных групп населения.

Цель работы - изучить здравоохранения как одного из направления социальной политики.

Задачи - рассмотреть понятие здравоохранения, ознакомиться с развитием здравоохранения в России, с уровнями организации здравоохранения в России, с системой здравоохранения России и программой модернизации здравоохранения РФ.

Степень изученности темы «здравоохранение как одно из направлений социальной политики» достаточно высока, так как много информации о данной теме изложено в различных газетах, статьях, журналах, книгах, также информацию о ней можно услышать по телевидению, радио. Очень многие ученые, политические деятели занимались и занимаются разработкой различных программ, реформ здравоохранения. Поэтому тема моей работы является сегодня актуальна.

Основы экономики здравоохранения

Экономика здравоохранения, как отраслевая экономическая наука, изучает действие экономических законов в конкретных условиях производства, оказания и потребления медицинских услуг, а также условия и факторы, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей общества в медицинском обслуживании и охране здоровья населения.

Специфика экономики здравоохранения заключается в том, что предметы ее изучения: медицинские услуги и процессы их оказания, имеют значительные отличия от товаров с точки зрения рыночной характеристики.

Основные вопросы, которыми занимается экономика здравоохранения:

  • - исследование роли здравоохранения в общей экономике (обосновывает медицинскую, социальную и экономическую эффективность здравоохранения);
  • - разработка методов рационального и эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов здравоохранения;
  • - вопросы финансирования здравоохранения;
  • - разработка подходов и методов ценообразования на различные виды медицинских услуг и многое другое.

Часто эти задачи и функции экономики здравоохранения объединяют в одно понятия - финансовый менеджмент. Финансовый менеджмент в здравоохранении - это система принципов, методов и форм управления финансированием здравоохранения на макро- (органы управления) и микро-(учреждения здравоохранения) уровнях.

В экономике здравоохранения как в отрасли, так и в науке можно выделить два основных раздела (или уровня):

  • 1) макроэкономика (макроэкономический уровень) - характеризует эффективность системы здравоохранения;
  • 2) микроэкономика (микроэкономический уровень) - характеризует экономические аспекты деятельности лечебно-профилактических учреждений (экономичность здравоохранения).

Соответствие показателей общественного здоровья уровню социально-экономического развития страны является основным вопросом экономики здравоохранения.

Инвестиции в здоровье должны занимать центральное место в развитии человека и общества, являются основой устойчивого социально-экономического развития и не должны рассматриваться как затраты или потери.

Этот факт помогает объяснить различия в состоянии здоровья населения в экономически развитых и наименее развитых странах. Например, исследования показали, что уровень смертности среди населения в наименее развитых странах выше, чем среди населения экономически развитых стран во всех возрастных группах, но различия наиболее выражены в период младенчества и детства. Соответствующие показатели сравнивали в 20% самых экономически развитых странах мира и 20% наименее развитых стран. В возрасте 0-4 лет смертность в «бедных» странах в 9 раз выше, чем в «богатых»; в возрасте 5-14 лет она выше в 10 раз; в возрасте 15-29 лет разрыв равен 3,9 раза; в старших возрастных группах он постепенно сокращается, достигая 1,4 раза в возрасте 70 лет и старше.

Сравнение показателей здоровья населения и экономических показателей различных стран показало, что самая высокая продолжительность жизни отмечается в странах с наиболее высоким доходом на душу населения.

Исследование роли здравоохранения в общей экономике заключается в обосновании социальной, медицинской и экономической эффективности здравоохранения.

Медицинская эффективность здравоохранения - это степень достижения медицинских результатов. Медицинская эффективность здравоохранения заключается в изменении уровня и характера заболеваемости и ее тенденций. В отношении работы одного врача или здоровья конкретного больного это выражается в выздоровлении или улучшении состояния здоровья, восстановлении утраченных функций отдельных органов и систем, продлении жизни.

Экономическая эффективность здравоохранения представляет собой тот положительный вклад (прямой или косвенный), который вносит здравоохранение в рост национального дохода путем улучшения здоровья населения и увеличении продолжительности жизни.

Общие экономические потери, которые несет общество в связи с заболеваемостью и смертностью населения - экономический ущерб (делят на прямые и косвенные.

Структура экономического ущерба в связи с заболеваемостью, инвалидностью и смертностью.

К прямым экономическим потерям относятся затраты на оказание медицинской помощи: амбулаторное, стационарное, санаторно-курортное лечение, санитарно-эпидемиологическое обслуживание, подготовка и оплата работы медицинского персонала. К прямым экономическим потерям также относится выплата пособий по социальному страхованию при временной утрате трудоспособности и пенсий по инвалидности.

К непрямым (косвенным) экономическим потерям относится экономической ущерб (потери) в связи со снижением производительности труда в результате заболеваемости, недопроизведенная продукция на промышленном предприятии и снижение национального дохода на уровне народного хозяйства в результате временной или стойкой потери трудоспособности или смерти человека в трудоспособном возрасте.

Причем, косвенные потери во много раз превышают прямой экономический ущерб вследствие заболеваемости. По данным американских авторов, на долю косвенных потерь приходится до 90% общего экономического ущерба из-за болезни.

Проведение различных медицинских оздоровительных мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости, например, вакцинация населения против инфекционных заболеваний, профилактика травматизма, профилактические осмотры с целью раннего выявления заболеваний и т.д. уменьшают экономический ущерб в следствие заболеваний.

Таким образом, разница между экономическим ущербом вследствие заболеваемости до и после проведения активных медицинских оздоровительных мероприятий и определяет экономический эффект здравоохранения.

Экономика здравоохранения - это экономическая основа деятельности системы здравоохранения, начиная от оценки стоимости медицинских услуг до их эффективности в соответствии с вложенными финансами и использованными ресурсами.

В экономически развитых странах до 25% ВВП расходуется на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Современная экономическая теория утверждает, что распределение доходов внутри общества - важный элемент формирования общественного здоровья, между показателями общественного здоровья, уровнем развития здравоохранения и объемами финансирования на охрану здоровья существует прямая связь.

Основной задачей микроэкономики здравоохранения является нахождение путей наиболее рационального использования имеющихся у здравоохранения ресурсов (денежных, материальных, кадровых) на уровне лечебно-профилактических учреждений.

В условиях перехода народного хозяйства к рыночной экономике значительно возрастает роль управления деятельностью учреждений здравоохранения, прежде всего их важнейшим разделом - экономической деятельностью. Экономической анализ должен служить основой для выявления недостатков и резервов в деятельности учреждений, выбора более рациональных методов и путей повышения эффективности и качества их работы.

Экономический анализ отдельных сторон деятельности учреждений здравоохранения и последующего синтезирования (установление связей и взаимосвязей между ними) позволяет из разрозненных данных об отдельных экономических явлениях и фактах составить целостную картину процесса создания услуг, выявить присущие ему в конкретных условиях тенденции, разработать варианты управленческих решений и выбрать из них наиболее оптимальный.

Экономические явления и хозяйственные процессы в деятельности учреждений здравоохранения складываются под влиянием разнообразных объективных факторов. Постоянно воздействуя на результаты деятельности медицинских учреждений, они отражают существующие закономерности, связи и зависимости в сфере оказания медицинских услуг.

Деятельность учреждений непроизводственной сферы сложна и многогранна и представляет собой комплекс взаимосвязанных хозяйственных процессов, характеризующихся системой показателей, зависимых от многочисленных и разнообразных причин (факторов). К ним относятся объемы расходов, регулирование структуры этих расходов, контроль за их использованием, уровень инфляции, конкуренция и др. Если какой-либо фактор не берется во внимание в ходе экономического анализа, то учет степени влияния других факторов, а также выводы по результатам анализа будут неточными.

Объективные факторы, влияющие на результаты деятельности учреждений, отражают действие экономических законов развития общественного производства. Их анализ связан с необходимостью оценки степени соблюдения требований экономических законов в хозяйственной практике. В ходе анализа большое внимание уделяется и субъективным факторам, влияние которых связано с конкретной деятельностью работников учреждений и полностью зависит от них. Поэтому их изучение позволяет охарактеризовать уровень руководства коллективом медицинского учреждения, организации его работы, оплаты труда медицинского персонала, компетентность, активность и сознательность исполнителей, от которых зависят конечные результаты работы.

Необходимым составным элементом деятельности медицинских учреждений являются трудовые, материальные и финансовые ресурсы. Их наличие и рациональное использование - основная предпосылка увеличения объема и повышения качества услуг, которые могут быть предоставлены отдельным группам населения или обществу в целом. Ресурсы выступают в качестве резерва дальнейшего улучшения работы медицинского учреждения.

Материальные ресурсы ЛПУ можно представить как основные и оборотные средства. К основным средствам относятся: здания и сооружения, коечный фонд, производственная инфраструктура, лабораторное оборудование, транспорт. Основные средства переносят свою стоимость на стоимость медицинских услуг по частям (физический износ оборудования, который равен проценту амортизационных отчислений). Оборотные средства ЛПУ представляют собой предметы одноразового использования, лекарственные средства, мягкий инвентарь, а также денежные ресурсы. Оборотные средства перенося за год свою стоимость на стоимость производимых медицинских услуг целиком.

Одно из ведущих мест в системе здравоохранения занимают амбулаторно-поликлинические учреждения. В деятельности поликлиник реализуется наиболее массовый и общедоступный вид медицинского обслуживания населения. Именно в поликлиниках начинают и заканчивают лечение без госпитализации примерно 75-80 % заболевших.

Предметом экономического анализа в данном случае должна являться деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений, направленная на осуществление лечебно-диагностической, профилактической, организационно-оздоровительной функций по оказанию медицинской помощи населению.

Основными задачами экономического анализа объема работ амбулаторий и поликлиник являются:

  • 1) выявление потребности общества в услугах амбулаторно-поликлинических учреждений в необходимом объеме. Такая потребность диктуется в значительной степени действием социально-экономических факторов, которые носят вероятностный характер. Поэтому при ее обосновании широко используются методы экспертных оценок и логического моделирования, изучение данных анализа текущих хозяйственных результатов деятельности учреждений, сравнение конечных результатов работы учреждений и значимости различных социальных факторных показателей в районах их действия. Обобщение полученных данных позволяет обосновать потребности в услугах амбулаторно-поликлинических учреждений;
  • 2) изучение полноты удовлетворения потребностей общества в услугах поликлиник и проверка соблюдения установленных нормативов. По данным отчетности амбулаторно-поликлинических учреждений устанавливается соответствие количества оказанных услуг потребности в них, изучается их состав по различным признакам;
  • 3) оценка эффективности использования ресурсов. Анализ их использования не ограничивается проверкой соблюдения норм расхода материальных ценностей и эффективности труда (нагрузки), а тесно взаимоувязывается с оценкой полноты удовлетворения общественных потребностей в определенных услугах;
  • 4) выявление и измерение факторов отклонений фактических показателей хозяйственно-экономической деятельности учреждений от нормативных;
  • 5) контроль за соблюдением принципов финансирования: финансовый менеджмент;
  • 6) подготовка аналитической информации для выбора оптимальных управленческих решений. Она состоит в сборе данных о работе амбулаторно-поликлинических учреждений, их аналитической обработке и обобщении результатов анализа.

В этом плане можно говорить об аудите (внешнем и внутреннем) финансовой, хозяйственной и медицинской деятельности ЛПУ. Примером может служить разработанный на кафедре новый подход к экономическому анализу медицинской деятельности ЛПУ.

В ходе анализа формируются предложения по устранению недостатков и улучшению работы учреждения. Анализ предусматривает следующее:

  • - характеристика состояния сети внебольничной медицинской помощи;
  • - выявление соответствия пропускной способности поликлиники потребностям населения в амбулаторной медицинской помощи;
  • - определение пути расширения пропускной способности амбулаторий и поликлиник;
  • - изучение выполнения плана по объему лечебно-диагностической работы и мероприятий по профилактике заболеваний и их результатов;
  • - оценка уровня обеспеченности населения амбулаторно-поликлинической медицинской помощью и соблюдение установленных нормативов;
  • - оценка уровня организации и качества амбулаторно-поликлинического обслуживания населения.

Для развития учреждений здравоохранения первостепенное значение имеет изучение потребностей населения в госпитализации.

На этот показатель прямо или опосредованно влияет множество взаимосвязанных факторов. Мера и сила их взаимодействия могут изменяться в условиях конкретного места и времени. Эти факторы можно условно сгруппировать и выделить:

  • - демографические -- численность населения, распределение его на городское и сельское; возрастно-половая, общественная, профессиональная структура населения; уровень рождаемости, смертности; миграция;
  • - социально-экономические -- особенности экономического развития региона; характер, специализация производства;
  • - плотность населения, развитие транспорта и связи;
  • - социально-гигиенические и социально-культурные характеристики;
  • - проблемы отдельных заболеваний, краевая патология;
  • - уровень развития медицинской помощи, материально-техническая и кадровая обеспеченность; жилищно-бытовые условия, материальный уровень жизни; санитарно-гигиеническое воспитание, уровень культуры, образования и санитарной грамотности населения;
  • - социально-психологические факторы, определяющие правильную, адекватную оценку состояния здоровья, как самим пациентом, так и окружающими его людьми.

Сокращение средних сроков пребывания больных в стационаре при хорошем качестве лечения и благоприятных исходах имеет не только большую медико-социальную, но и экономическую значимость, так как более быстрое выздоровление пациентов позволяет уменьшить трудопотери общества в связи с болезнями, что в свою очередь приводит к значительному медицинскому и экономическому эффекту.

Общий эффект (Э) от сокращения сроков лечения больных в стационаре определяется по следующей формуле:

Э = (Д+Б)*tp*Р + Л* tк*Ч,

где Д -- национальный доход, производимый за один рабочий день в расчете на одного работающего, руб.; Б - средняя сумма пособия, выплачиваемая за один день временной нетрудоспособности, руб.; tк, tp -- количество дней, на которое сократился срок пребывания в стационаре в календарных днях и в рабочих днях (tp=tк*0,75) соответственно; Р -- численность лечившихся, но работающих больных; Ч - численность всех лечившихся больных; Л -- стоимость одного дня лечения (койко-дня), руб.

Э = (325 + 147) * 3 * 1000 + 245 * 4 * 1200 = 2592 тыс. руб.

Изучение показателей работы больницы позволяет определить резервы более полного удовлетворения потребностей населения в больничной медицинской помощи. Они могут быть выявлены по таким основным направлениям:

  • - увеличение коечного фонда (дальнейшее развитие больничной сети), его реализация требует дополнительных расходов государства на капитальные затраты и текущее содержание больниц;
  • - увеличение продолжительности работы коек на протяжении года, устранение их неоправданного простоя;
  • - интенсивное использование коечного фонда, что выражается в со-кращении сроков пребывания больных на лечении и ускорении оборачиваемости коек. Реализация этого направления заслуживает особого внимания.

Реальными направлениями улучшения использования коечного фонда являются:

  • 1) улучшение организации медицинской помощи больным на догоспитальном этапе: ранняя диагностика, правильное и полноценное лечение, своевременное направление на госпитализацию при максимально полном обследовании больного, своевременное лечение обеспечит более быстрое выздоровление, уменьшит время пребывания больного в стационаре;
  • 2) улучшение преемственности в работе поликлиники и стационаров за счет обеспечения четкости и своевременности в поступлении необходимой информации о госпитализации больных;
  • 3) сокращение сроков обследования в стационарах как при поступлении больного, так и при его подготовке к выписке за счет как построения рациональных графиков работы всех вспомагательно-диагностических подразделений и кабинетов, так и ликвидации дублирования необоснованных диагностических исследований;
  • 4) рациональная расстановка медицинских кадров по отделениям, обеспечивающая круглосуточную равномерную загрузку персонала за счет владения смежными специальностями и совмещения функций;
  • 5) постоянное повышение уровня знаний медицинского персонала, постоянное освоение новых, эффективных методов лечения;
  • 6) повышение качества контроля за лечебным процессом, требующее четкого разделения времени, затрачиваемого на организационные вопросы, и времени, затрачиваемого непосредственно на лечение;
  • 7) дифференциация нормативов потребности населения в стационарной помощи с учетом местных условий и особенностей состояния здоровья населения различных районов;
  • 8) оптимизация сети больничных учреждений, их мощности и структуры;
  • 9) систематический анализ эффективности использования материально-технической базы стационарных учреждений, в первую очередь коечного фонда и труда медицинских работников;
  • 10) внедрение АСУ (автоматизированных систем управления) отраслью здравоохранения.

Экономика здравоохранения в структуре современной экономической науки Итак экономика – это созданная и постоянно совершенствуемая людьми система использования и преобразования разнообразных имеющихся в окружающей природной среде и ранее произведенных средств с целью получения благ удовлетворяющих потребности человека общества государства. Мезоэкономика изучает экономические явления и процессы охватывающие все промежуточные системы или отрасли народного хозяйства АПК ВПК экономику здравоохранения экономику торговли т. Прежде чем...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

16515. Эффективность экономической политики в контексте плюралистичности современной экономической теории 12.55 KB
В данной статье предпринята попытка представить некоторый набросок структуры единой экономической науки в центре которой находится понятие конкуренции. В такой конфигурации исследовательского поля экономической науки задача поиска решений экономических проблем сводится к ответу на вопросы: Как возможны нерыночные институты Что определяет жизнеспособность нерыночных институтов Почему рыночные институты не смотря на их безальтернативность по критерию полезности не определяют все социально-экономические отношения в человеческом обществе...
17018. Возможные подходы к структуре экономической теории организации 12.17 KB
Возможные подходы к структуре экономической теории организации Традиционно в экономической литературе под теорией организации понимается совокупность научных взглядов на природу сущность поведение и эволюцию деловой организации как одного из базовых институтов упорядочивания социально-экономической жизни общества. Множество таких взглядов позволяет говорить о различных теориях организации или вариантах такой теории в экономическом знании. На текущий момент времени теория организации отчасти выступает как подраздел...
17066. Ценности науки и траектория развития экономической теории 23.99 KB
Такие истории апеллируют к убеждению в духе вольтеровского Панглосса что все идет к лучшему в этом лучшем из миров и что некая благодетельная невидимая рука направляет деятельность ученого на путь истины. В релятивистских версиях эволюции экономической мысли последняя выступает артефактом социальных и идеологических факторов что оставляет мало места для обсуждения внутренней логики развития научного знания вообще и самостоятельной роли ценностей науки в особенности. Однако история экономической мысли отнюдь не свободна от конфликтов...
14351. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРИТАЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 186.56 KB
Для достижения сформулированной цели ставятся следующие задачи. Во-первых, необходимо рассмотреть основные причины и предпосылки возникновения теневой экономики. Во-вторых, дать общую характеристику понятия явления теневой экономики, ее экономической природы. В-третьих, возникает необходимость провести содержательный и структурный анализ этого экономического явления
16890. Онтологический анализ отношения теории и реальности в методологии экономической науки 44.04 KB
При этом разрыв между двумя содержаниями где новое формализованное содержание частично или даже полностью не совместимо с предшествующим предметным содержанием теории рано или поздно приводит к проблеме контакта теории с реальностью к вопросам о том что изучает данная наука существует ли объект который она изучает какова ее онтология Что такое онтология Как минимум в последние три десятка лет эта категория вышла за пределы философского дискурса получила широкое общенаучное распространение и даже проникла в популярную форму научного...
16159. ТЕОРИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПЕРЕХОДОВ: НОВЫЙ ПРОЕКТ ФИЛОСОФИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ 20.94 KB
Таким образом речь идет о теории концептуальной трансдукции1. Для начала обратимся к концептуальным переходам в составе отдельной экономической теории. В теории нет ничего более важного чем принципы. Таблица 1 Интертеоретические отношения № п п Тип соотношения Характеристика типа соотношений 1 Проблематизация Преодоление противоречий исходной теории в более развитой теории 2 Интерпретация Истолкование менее развитой теории с позиций более развитой концепции 3 Отношение спецификации Общая теория представляет специальные теории в номинальном...
21768. Корпоративное слияние и поглощение в современной глобальной экономической среде 164.45 KB
Виды поглощения и слияния. Методы оценки стоимости компании при поглощении и слиянии. Методы защиты от поглощения и слияния. В разных отраслях компании при слиянии и поглощении превращаются в холдинги добывают будущие активы проходят реорганизацию и увеличение собственной компании. Преследуя цели дальнейшего расширения своей финансовой деятельности предприятие может задействовать два пути: - во-первых это внутренний рост предприятия который характеризуется медленным определенным темпом но ограничивается финансовыми...
10901. Предмет изучения институциональной экономики и её место в современной экономической теории 32.33 KB
Основные течения современной этапа развития институциональной экономики как науки. Онтологически институциональная экономика institutionl economy представляет собой особую подсистему экономической системы общества в свою очередь обладающую системными свойствами что позволяет рассматривать ее как институциональную систему хозяйства – целостную совокупность взаимосвязанных и упорядоченных институтов характеризующуюся эмерджентностью и синергическим эффектом. При этом если в качестве точки отсчета выбрать неоклассическую теорию...
16521. Некоторые проблемы современной экономической статистики России и других стран СНГ 10.96 KB
Заместитель Председателя Статкомитета СНГ г. Москва Некоторые проблемы современной экономической статистики России и других стран СНГ 1. В настоящем докладе имеется в виду кратко рассмотреть проблемы в ключевых разделах экономической статистики данные которых используются органами государственного управления для анализа различных аспектов экономического процесса и принятия решений по вопросам формирования экономической и социальной политики а также для представления их различным международным организациям в том числе органам СНГ на которые...
16224. Общественная потребность развития как объект современной экономической теории и философии хозяйства 10.35 KB
Владимир Общественная потребность развития как объект современной экономической теории и философии хозяйства Современный мир стремительно меняется идет становление новых экономических явлений и процессов как следствие возрастает значение целого ряда концептуальных проблем среди которых вопросы предмета и границ исследования современной экономической теории ее взаимосвязь с другими областями научного знания в частности – с философией хозяйства. Эволюция процесса общественного воспроизводства связана с реализацией общественной...

1). Объект исследование экономики здравоохранения.
Определение: Объектом исследование экономики здравоохранения выступает экономическая практика системы здравоохранения и медицинской деятельности, которая осуществляется в определенных организационно-хозяйственных формах. При этом следует отметить, что:
а). В экономической теории экономика здравоохранения заимствует терминологию.
б). Прикладные экономические науки используются в основном для экономических исследований здравоохранения на микроуровне, а специальные – для исследований на макроуровне.
в). У гуманитарных наук, прежде всего у философии, экономика здравоохранения перенимает определенную методологию, идеологию, мировоззрение.
2). Экономика здравоохранения как самостоятельная отрасль научного знания.
а). Историческая справка: Выделение экономики здравоохранения в отдельную область научного знания произошло только во второй половине ХХ столетия. Это произошло под влиянием ряда факторов. Самыми важными из них считаются:

Двадцатый век – это век небывалого ранее увеличения объема и социально-экономической значимости сферы услуг. Именно в этот период медицина сформировалась в крупную отрасль народного хозяйства. Возрастает объект исследования и, как следствие, возрастает научный интерес к нему.

Охрана здоровья одновременно заявляет о себе как чрезвычайно ресурсоемкая отрасль, которая способная использовать разнообразные материальные, финансовые, трудовые и другие ресурсы.
- В ХХ веке охрана здоровья стала рассматриваться как выгодная, экономически целесообразная отрасль вложения инвестиционных средств.

б). Основною особенностью сферы здравоохранения как отрасли народного хозяйства заключается в том, что она способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья каждого человека, каждого субъекта хозяйствования, поддержки их активности, предоставления медицинской помощи. Для достижения и удержания позиций на мировом ринку в сферу здравоохранения направлено совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического характера.

Глава 2. Экономика и управление охраной здоровья как отрасль общественного здоровья и здравоохранения .

1). Предпосылки возникновения экономики здравоохранения как новой научной дисциплины:

– Возрастание спроса на медицинские услуги и формирование на этой основе системы здравоохранения как крупнейшей отрасли народного хозяйства;

– Необходимость рационального планирования и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых средств здравоохранения как ресурсоемкой отрасли народного хозяйства;



– Роль здравоохранения в системе общественного производства как ресурсосохраняющей отрасли;

– Возрастание экономического эффекта и экономической значимости системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья населения.

2). Объект исследование экономики здравоохранения – экономические отношения в сфере здравоохранения, а именно, отношения производства, распределения, обмена и потребления медицинских благ и услуг.

3). Основные задания экономики здравоохранения:

– Определение роли и места здравоохранения в системе общественного производства;

– Расчеты объемов экономических ресурсов здравоохранения и их эффективное использование;

– Изучение тенденций в изменении структуры здравоохранения и их связи с общественным производством;

– Расчет и оценка экономической эффективности лечебно-диагностической и профилактической работы учреждений здравоохранения;

– Оценка экономической эффективности новых организационных форм обеспечения медицинской помощи населению (стационарозаменяемые технологии, диагностические центры и др.);

– Экономическое обоснование новых организационных форм медицинской деятельности;

– Разработка и оценка эффективных форм оплати труда медицинских работников;

– Расчеты нормативов деятельности специалистов, включая определение оптимального соотношения медицинских работников (врач и средний медицинский работник, врач и работники немедицинских специальностей);

– Подготовка врачей у отрасли экономики и формирования системы подготовки экономистов в сфере здравоохранения.

4). Методы экономики здравоохранения.

а). Экономика здравоохранения, як отрасль общественного здоровья и здравоохранения, использует все методы этой дисциплины. В частности важнейшие из них: статистический, балансовый, экспериментальный.

– Статистический метод разрешает оценить количественную и качественную связь между медико-диагностическими и профилактическими процессами.

– Балансовый метод обеспечивает оптимальное соотношение между лечебными, диагностическими и реабилитационными процессами.

– Экспериментальный метод разрешает выработать наиболее эффективные меры по улучшению качества здоровья населения и хозяйствования органов и учреждений здравоохранения.

б). Экономика здравоохранения тесно связана с экономикой страны в целом. Существует тесная взаимосвязь здравоохранения со всеми отраслями народного хозяйства. Эта взаимосвязь прежде всего касается:

– влияния здоровья населения и здравоохранения на развитие народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей;

– влияние экономики отдельных отраслей на здоровье населения.
Это означает, что экономика здравоохранения – отраслевая наука, которая изучает взаимодействие здравоохранения с экономикой народного хозяйства, формирования, распределения и использования в охране здоровья материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
в). Охрана здоровья имеет влияние на развитие экономики народного хозяйства посредством сбережения здоровья населения (снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте, смертности детей, заболеваемости и инвалидности, увеличение средней продолжительности жизни).

5). Важнейшие направления развития экономики здравоохранения:

– Определение видов, объемов медицинских услуг и их организационно-правовое обеспечение;

– Экономическая оценка эффективности использования ресурсов здравоохранения;

– Финансовое обеспечение деятельности лечебно-профилактических учреждений с их экономическим обоснованием;

– Экономическая оценка профессиональной деятельности работников здравоохранения;

– Наработка и использование экономических методов хозяйствования с учетом особенностей здравоохранения;

– Разработка системы менеджмента и маркетингу, включая отработку действенных форм пропагандирование новых методов лечебно-профилактической деятельности.

2.1 Воздействие рынка на изменение экономических процессов в здравоохранении
Развитие рыночных отношений в целом не могло не сказаться на развитии экономических процессов в здравоохранении. Наблюдается коммерциализация дела охраны здоровья населения. Хотя государство, согласно Конституции, является гарантом обеспечения права граждан на охрану здоровья, однако, в настоящих условиях экономической нестабильности проблема получения качественной медицинской помощи все в большей степени становится частной проблемой граждан.
Государство не только реально не обеспечивает полностью всю систему здравоохранения, но и отказывается от стопроцентного финансирования той ее части, которая продолжает входить в государственный сектор. Отсюда и неизбежный перевод здравоохранения на коммерческие рельсы.

Одним из проявлений коммерциализации является возрастающее увеличение объема платных медицинских услуг. Прямая оплата предполагает непосредственный расчет пациентов с производителем услуг, как это имеет место в частной медицине. В системе страховой медицины плательщиками могут быть и пациенты, и предприятия, и государство.

В условиях рыночных отношений происходит также изменение статуса медицинского учреждения в направлении его сближения с предприятием: на медицинское учреждение распространяется вся совокупность экономических прав, обязанностей и ответственности, присущих ранее предприятию. Само экономическое содержание хозяйственной деятельности медицинских учреждений в условиях рыночных отношений ставит его в разряд самостоятельных хозяйствующих субъектов, специализированных на медицинских услугах. Следствием изменения статуса медицинских учреждений является изменение характера экономических связей медицинских учреждений.

Здравоохранение, как сложная система, включающая ряд подсистем, имеет многообразные по содержанию, взаимному расположению, иерархии экономические связи. Их можно объединить в несколько групп.

Прежде всего, это связь по линии: медицинское учреждение - государство. В современных условиях медицинские учреждения не всегда являются субъектами государственной собственности, государство не в полной мере финансирует медицинские учреждения, которые остаются в его собственности. Медицинское учреждение интересует государство как налогоплательщик. В условиях рынка развиваются связи по линии: медицинское учреждение - партнеры. Партнерами являются поставщики различных материальных условий деятельности в здравоохранении: лекарственных препаратов, медицинского оборудования, и др. В настоящее время медицинским учреждениям самим приходится искать партнеров, которые согласятся осуществить необходимые поставки по ценам, приемлимым для обеих сторон. Особую группу партнеров составляют финансово-кредитные учреждения, а также учебные заведения, готовящие кадры. Связь по линии медицинские учреждения - аналогичные им учреждения предполагает как совместные решения однотипных проблем в производстве медицинских услуг, так и конкурентную борьбу. Большое значение приобретает в последнее время развитие связи по линии: медицинское учреждение - потребитель медицинских услуг. Если раньше пациент рассматривался как «клинический случай», то теперь он - потенциальный источник прибыли ЛПУ со всеми вытекающими отсюда возможными последствиями в области дифференциации пациентов. При этом пациент думает не только о своей болезни но и о затратах на лечение.

Нельзя обойти вниманием и дальнейшее развитие и изменения внутрихозяйственных связей внутри медицинских учреждений: между руководством и персоналом, коллективами различных составных звеньев ЛПУ. Наконец, воздействие рынка сказывается на появлении многообразных форм собственности а, следовательно и видов хозяйствования в здравоохранении: от частных клиник до акционерных форм. Множество разнообразных производителей медицинских услуг образуют конкурентную среду, без которой рынок не может существовать. Результатом осуществления экономической деятельности в разнообразных формах, является изменение экономического положения самих работников здравоохранения, в частности их дифференциация по стажу, уровню дохода: от безработного до кооператора, акционера и даже владельца, собственника медицинского учреждения, использующего труд наемного персонала.

2.2 Механизм рыночных отношений в здравоохранении
Механизм рынка услуг здравоохранения функционирует благодаря взаимодействию трех составляющих: спрос, предложение и цена.

Каково же их экономическое содержание?

Спрос - это количество медицинских услуг, которое желают и могут приобрести пациенты за некоторый период по определенной цене. Иными словами спрос выступает как платежеспособная потребность в медицинских услугах. Спрос изменяется под влиянием цены. При снижении цены на услуги пациент желает приобрести больше услуг - спрос увеличивается. Услуга дешевеет относительно других услуг и приобретать ее становится относительно выгодно. Таким образом, при прочих равных условиях спрос на услуги изменяется в обратной зависимости от цены. Однако на спрос оказывают влияние и другие факторы:

1. Уровень доходов населения (чем выше доход, тем больше возможностей получать медицинские услуги).

2. Демографическая ситуация (численность населения - количество потенциальных пациентов, изменения в структуре населения, например, постарение населения увеличивает спрос на медицинское

обслуживание и лекарства). «Форсирование спроса» на медицинские услуги со стороны врачей (их диагнозы и рекомендации способны изменять спрос). Изменение «вкусов» пациентов (мода на определенные пластические операции увеличила спрос на этот вид медицинских услуг).

На каждом определенном этапе развития общества возникают и другие факторы, влияющие на спрос.

Предложение - это количество медицинских услуг, которое врачи могут оказать за определенный период времени населению. Предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены: по мере роста цен производители предлагают пациентам большее количество услуг, и большее количество производителей согласны оказывать данные услуги, при падении цены соответственно уменьшается количество производителей, представленных на этом рынке и уменьшается количество оказываемых услуг. На предложение медицинских услуг оказывают влияние и такие факторы, как: 1. Совершенствование медицинского оборудования и техники (ввод более совершенного оборудования снижает издержки, что ведет к оказанию большего количества услуг);

2. Появление на рынке новых медицинских услуг, оказываемых конкурентами, также увеличивает их предложение;

3. Количество медицинских работников - чем их больше, тем больше предложение медицинских услуг;

4. Повышения ставок налогов ведут к снижению предложения и т.д.

Цена - это денежное выражение стоимости услуг. Она формируется под воздействием спроса и предложения, т.е. в результате взаимодействия пациента и производителя. Если вопрос о цене решен, то услуга может быть оказана. В основе этой рыночной операции лежит получение прибыли.