Отрасли специализации сельского хозяйства франции кратко. Промышленность и сельское хозяйство франции

Современная Франция - одна из высокоиндустриальных стран Западной Европы с интенсивным сельским хозяйством. Но по условиям развития хозяйства значительно различаются северо-восточные и юго-западные области страны. С областями севера и северо-востока, где сосредоточена большая часть французской промышленности, которые являются также и областими высокомеханизированного крупнокапиталистического сельского хозяйства, резко контрастируют области юго-запада и большей части Центрального массива, где сохраняются отсталые формы ведения сельского хозяйства, почти полностью отсутствует крупная промышленность, значительная часть жителей этих областей переселяется в промышленно развитые районы.

Промышленность

Доля промышленности во всей продукции Франции составляет свыше 60%. Основные отрасли французской промышленности - топливно-энергетическая, металлургическая, машиностроение и металлообработка, точное машиностроение и оптика, химическая, текстильная, швейная, пищевая промышленность. В послевоенные годы развилась во Франции атомная промышленность. Важнейшие промышленные районы - Париж с пригородами, северный промышленный район (департаменты Нор’ "и Па-де-Кале) и Лотарингия с Эльзасом. В большинстве остальных департаментов в промышленности занято менее четверти самодеятельного населения, несмотря на то что и здесь имеется много крупных промышленных центров, таких, как Лион, Марсель, Бордо, Тулуза. Особенно слабо развита промышленность на юго-западе Францип. В целом в стране в промышленности занято более трети самодеятельного населения.

Около 200 тыс. человек работают в металлургической промышленности, в основном в каменноугольных и железорудных районах (Лотарингия и др.), а также в Парижском бассейне и в других крупных промышленных центрах.

Четвертая часть промышленных рабочих (более 1 млн. 500 тыс. человек) занята в машиностроении и металлообработке. Наиболее развитые отрасли французского машиностроения, рабочие которых имеют богатые традиции и высокую квалификацию, - автомобилестроение, судостроение, производство электротехнических изделий, точное машиностроение. Центры машиностроения - Париж, Лион, Марсель, Бордо, Дюнкерк, Гавр, Страсбург и др. Около 240 тыс. человек занято в угольной промышленности. Столько же рабочих занято и в химической промышленности. Крупнейший центр химической промышленности - Большой Париж.

В легкой промышленности долгое время ведущую роль в производстве и экспорте Франции играли текстильная и швейная промышленность. И в настоящее время по числу рабочих (1 млн. 100 тыс. человек) они уступают только машиностроению и металлообработке.

Шерстяная, хлопчатобумажная и льняная промышленность сосредоточены на севере страны, во Фландрии и Пикардии (Лилль, Рубе-Торкуен и др.), хлопчатобумажная и шерстяная промышленность - в Эльзасе, шелковая промышленность и производство искусственного волокна - в Лионском районе.

В текстильном производстве преобладают мелкие предприятия, в среднем по 50 рабочих. Так, французские шелковые ткани, завоевавшие мировую известность благодаря высокому качеству и разнообразию, изготовляются большей частью в полукустарных или кустарных мастерских в сельских местностях в районе Лиона.

Производство натурального шелка, выросшее в долине Роны в период средневековья и достигшее расцвета в XVII-XVIII вв., в наши дни уступает место производству тканей из искусственного и синтетического волокна, которое развивается в старых текстильных районах, где сосредоточены кадры квалифицированных рабочих-текстилыциков.

В швейной промышленности занято около полумиллиона человек. Большая часть работниц швейной промышленности работает в мелких мастерских и на дому по заказам крупных торговцев и магазинов готового платья.

Распространена швейная промышленность повсеместно, но особенно выделяется Париж с многочисленными ателье и большими магазинами готового платья.

Характерной для Франции отраслью промышленности является производство предметов роскоши и парфюмерии.

Пищевая промышленность тоже занимает важное место в экономике страны. В пищевой промышленности занято более полумиллиона человек. Виноделие - наиболее специфичная для Франции отрасль пищевой промышленности. Среди капиталистических стран Франция занимает первое место по производству виноградного вина и по его качеству. Многие марки французских вин пользуются мировой известностью.

Транспорт

Франция - страна развитых средств транспорта. Широко известны французские автострады. Франция производит оолыпое количество автомооилеи. из марок легковых машин наиболее популярны «Пежо», «Рено», «Симка», «Паньяр». По количеству легковых автомобилей на душу населения Франция занимает одно из первых мест в Западной Европе. Но автомобиль стал и бичом крупных французских городов - Парижа, Лиона, Марселя. В часы «пик» в Париже гораздо легче и быстрее проехать в метро, чем на машине.

В сельской местности, наряду с автомобилями, широко используются мотороллеры и мопеды.

На французских железных дорогах - самая высокая в Европе скорость поездов. С ураганной скоростью идет поезд Париж-Марсель (так называемый «Мистраль»). Широко известны французские авиалинии. Государственная авиакомпания «Эр Франс» обеспечивает перевозку пассажиров и грузов во многие страны мира. Трудом французских инженеров и рабочих создан комфортабельный реактивный лайнер «Каравелла».

Сельское хозяйство

Из основных отраслей сельского хозяйства первое место по доходности занимает животноводство.

Франция по объему производства животноводческих продуктов опережает крупные страны Западной Европы, хотя по интенсивности ведения хозяйства значительно им уступает. Основная масса скота приходится на мелкие хозяйства.

Главный район разведения крупного рогатого скота находится на северо- западе Франции (Нормандия, Бретань, Мен, Анжу, Вандея). Здесь преобладают нормандские породы высокопродуктивного молочно-мясного скота.

На Центральном массиве животноводство имеет преимущественно мясное направление, лишь в некоторых департаментах (Пюи-де-Дом, Канталь) большее значение имеет молочное хозяйство, развито сыроварение.

Изготовление сыра из коровьего и в особенности овечьего и козьего молока было широко распространено во Франции еще с давних времен. Один из главных центров сыроварения - Овернь. Особенно широко известен сыр рокфор (по названию городка в департаменте Авейрон).

Во Франции преобладает пастбищное содержание скота. Скот почти круглый год, за исключением двух-трех зимних месяцев, находится на пастбищах, разделенных на загоны. Стойловое содержание скота практикуется в очень немногих хозяйствах. В Альпах, Юре и Пиренеях распространено скотоводство горно-пастбищного типа. Весной скот выгоняют на высокогорные пастбища, зимой пригоняют его в долины.

Свиноводство дает почти треть всей мясной продукции страны. Наиболее развито свиноводство в Бретани, на Центральном массиве, в западной части предгорий Пиренеев, в Эльзасе, Фландрии, южной части Бургундии. Выращивают свиней в мелких хозяйствах, где и потребляется большая часть свинины.

Овцеводство за последнее столетие сильно изменилось. Если в середине прошлого века овец разводили для получения шерсти, то теперь овецевод- ство имеет преимущественно мясо-молочный уклон. Крупнейший овцеводческий район Франции находится в южной части Центрального массива.

Птицеводство составляет одну из важных отраслей сельского хозяйства Франции. По количеству домашней птицы Франция занимает первое место среди европейских капиталистических стран и второе в капиталистическом мире после США. Птицу разводят почти в каждом хозяйстве, но в некоторых районах ведется специализированное птицеводческое хозяйство. Так, в Центральной Аквитании разводят гусей, в Вандее - уток, в Бретани - кур.

Пшеница - важнейшая зерновая культура во Франции. За исключенивхм средиземноморской зоны, посевы пшеницы распространены по всей стране. Главные районы товарного производства пшеницы - Северо-Французская низменность и Фландрия.

Второе место среди земледельческих культур по посевной площади и урожайности занимает овес. Он распространен в северной половине страны. Основная масса товарного овса собирается в Парижском бассейне и во Фландрии. Ценной фуражной и технической культурой является ячмень. Особый сорт ячменя, выращиваемый в Эльзасе и Фландрии, идет на производство солода, широко употребляемого в пивоваренной и кондитерской промышленности. Сеют ячмень, так же как и овес, преимущественно в северной половине Франции. В мелких крестьянских хозяйствах Центрального массива сеют рожь.

На юго-западе страны, особенно к югу от Гаронны, в предгорьях Пиренеев выращивают кукурузу.

Важнейшая техническая культура во Франции - сахарная свекла; по сборам ее Франция занимает второе место среди капиталистических стран, уступая только США. Культура сахарной свеклы развилась с XIX в. на Северо-Французской низменности и во Фландрии.

В Северной Франции сохранилось льноводство, которое с галльской эпохи играло большую роль в хозяйстве страны. В настоящее время по посевам льна Франция занимает первое место среди капиталистических стран Европы.

В Эльзасе, долине Мозеля и во Фландрии выращивают хмель, применяемый для производства пива. В Эльзасе и на юго-западных склонах Центрального массива возделывают табак.

Очень широко распространен картофель, он идет в пищу, для откорма скота, для производства спирта и крахмала. Картофель выращивают по всей стране, за исключением юго-востока. Особенно много картофеля собирают в Бретани, на Центральном массиве, во Фландрии и Эльзасе.

Виноградарство - одна из развитых отраслей сельского хозяйства Франции. Виноградники культивируются в 65-70 департаментах из 90. Из каждых трех хозяйств два занимаются виноградарством и виноделием. В мелких крестьянских хозяйствах виноградарство имеет подсобное потребительское значение. Преобладающую часть товарной продукции дают несколько тысяч крупных специализированных виноградарско-винодельческих хозяйств, большинство из которых расположено на Средиземноморском побережье и на юго-западе Франции.

Виноградники долин Роны и Луары дают 896 общего сбора винограда. Виноградники Шампани, Бургундии и Эльзаса занимают еще меньшие площади, но широко известны благодаря высокому качеству вин, получаемых здесь.

Во многих районах Франции виноградники обычно расположены узкими полосками на восточных и юго-восточных склонах холмов и речных долин, хорошо обогреваемых солнцем.

Почти повсеместно подсобными отраслями хозяйства являются садоводство и огородничество. Районы специализированного овощеводства находятся в окрестностях больших городов, а также в Бретани, в долинах рек Гаронны и Луары, в Руссильоне. Из плодовых деревьев преобладает яблоня, особенно в Бретани и Нормандии. В Эльзасе и Лотарингии распространены вишня и мирабель, в Средиземноморском районе - персики, абрикосы, миндаль, сливы. В Провансе развито цветоводство.

В хозяйстве населения прибрежных районов севера и запада Франции, особенно в Бретани и Нормандии, важную роль играет рыболовство, на побережье Атлантического океана развит устричный промысел, по которому Франция занимает первое место в мире.

Сельское хозяйство Франции по сравнению с сельским хозяйством Великобритании отличается большим разнообразием направлений. Хотя в стране есть немало узкоспециализированных виноградарских, молочных и овощеводческих хозяйств, в большей части хозяйств возделывается несколько культур и содержатся разные виды скота и птицы в расчете на собственное потребление.

Со времени Великой французской революции господствующей формой землевладения в стране стала мелкая крестьянская собственность. Главной фигурой в сельском хозяйстве являлся владелец «семейной» фермы, обрабатывающий участок силами своей семьи.

Развитие капиталистических отношений во французской деревне сопровождалось концентрацией земли в капиталистических хозяйствах и разоре нием мелких крестьян-собственников, вытеснением мелкого производства крупным. Аграрная политика правительства «пятой республики», направленная на укрепление кулацко-капиталистической прослойки деревни, предусматривает ликвидацию примерно 800 тыс. мелких крестьянских хозяйств в течение десяти лет.

В современном сельском хозяйстве Франции основную долю продукции дает крупное производство, хотя численно преобладают мелкие крестьянские хозяйства. Широко развиты арендные отношения. Почти половина всех земледельцев не имеют собственной земли и ведут хозяйство на арендованной, или, владея небольшими участками, вынуждены дополнительно арендовать землю. Сохранилась во Франции и такая пережиточная форма землепользования, как издольщина. На правах издольщиков арендуют землю около 10% земледельцев, главным образом на юго-западе страны. В крупных хозяйствах применяется труд сельскохозяйственных рабочих - наиболее эксплуатируемой группы сельского населения. Как и в других капиталистических странах, в связи с ростом механизации сельского хозяйства, число постоянных наемных рабочих сокращается, возрастает значение сезонного труда, а также труда женского и детского. Увеличилась иммиграция иностранных сезонных сельскохозяйственных рабочих, особенно итальянцев.

Интенсивная модернизация сельского хозяйства Франции началась лишь в 1950-1951 гг. Значительно возросло применение в хозяйстве тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин. По количеству комбайнов, находящихся в эксплуатации, Франция занимает теперь одно из первых мест среди стран Западной Европы. Комбайны, особенно самоходные, применяются в крупных хозяйствах или же предназначаются для коллективного использования либо соседями (в рамках взаимопомощи), либо кооперативами по совместному использованию сельскохозяйственных машин.

Технический прогресс коснулся в первую очередь крупных и крупнейших хозяйств, отчего стала особенно заметной неравномерность в технической оснащенности сельского хозяйства различных районов. В районах «мелкого производства» (Центральный массив и часть юго-запада Франции) сохраняется отсталая агротехника. В мелких хозяйствах до сих пор применяют простейшие пахотные орудия.

До конца XIX в. отчетливо проявлялись различия в земледельческой технике юга и севера страны. Так, на севере Франции пахотным орудием был тяжелый асимметричный плуг с колесным передком (charrue ), на юге применяли легкий симметричный бесколесный плуг италийского типа (araire ). Со второй половины XIX в. усовершенствованный тип плуга charrue распространился повсеместно и на юге Франции. Araire сохраняется лишь на Средиземноморском побережье и в Пиренеях. В мелких хозяйствах тягловой силой остается еще рабочий скот: лошади, волы, а на юго-западе - коровы. Широко применяется конная тяга при обработке виноградников, хотя крупные хозяйства перешли уже на обработку виноградников тракторами.

Для внутрихозяйственных перевозок даже в крупных хозяйствах грузовые машины используются редко. Широко применяются грузовые тележки и прицепы к колесному трактору или на конной тяге. Часто пользуются и ручными тележками на резиновом ходу. В мелких хозяйствах для перевозки грузов служат различные виды телег, часто двухколесные, в которые на севере впрягают лошадь, на юге - мула или осла.

На долю сельского хозяйства во Франции приходится 2,4% ВВП, промышленности – 26,5%, а сфера услуг производит 71,1% ВВП. Доля промышленности в ВВП в 11 раз больше доли сельского хозяйства. Промышленные изделия составляют около 80% стоимости экспорта. Вместе с тем очевидна постиндустриальная ориентация экономики. На сферу услуг приходится более 2/3 ВВП страны. В промышленности занято 26% экономически активного населения, в сфере услуг – 62% и в сельском хозяйстве 5% экономически активного населения.

В последнее десятилетие для экономической политики Франции характерны поддержка и стимулирование мелкого бизнеса. Роль средних и мелких предпринимателей в стране сейчас более значительна, чем в других высокоразвитых странах. Во Франции 95% предприятий имеют численность работающих до 20 человек. Большинство из них не достигает оптимальной величины, необходимой для современного производства. Поэтому государство проводит политику слияния фирм и укрупнения промышленности. Высока доля мелкого предпринимательства в таких секторах экономики, как сельское хозяйство, торговля, легкая и пищевая промышленность. Следует отметить, что всего лишь 100 крупных фирм обеспечивают 2/3 промышленного производства страны.

В начале 1990 гг. экономика Франции характеризовалась кризисными явлениями (табл. 5): сокращались занятость и заработная плата; уменьшились инвестиционный спрос предприятий и личное потребление населения; наблюдалось падение загрузки предприятий до 80%, сокращение объемов производства и при этом рост нереализованных товарных запасов, а также небывалое падение цен. Национальные компании испытывали острую нехватку собственных средств и страдали от крупной задолженности и высоких процентных ставок по кредитам. От повышения банковских ставок пострадали 90%

Таблица 9

Основные показатели экономического развития Франции

Показатели

ВВП, % к предыдущему году

Общие инвестиции в основной капитал, % к предыдущему году

Безработица, % от активного населения

Дефицит госбюджета, % ВВП

Государственный долг, % ВВП

Экспорт, % к предыдущему году

Импорт, % к предыдущему году

Источник: Болотин Б. Мировая экономика за 100 лет // Мировая экономика и международные отношения. №9. 2001. С. 91–114.

С 1994 г. экономическая ситуация начала улучшаться. Франция перестала быть страной с преобладанием легкой промышленности. В настоящее время машиностроительная, электротехническая, автомобильная, авиаракетная и химическая промышленность в совокупности дают более 60% промышленной продукции Франции и составляет 10% совокупного производства развитых стран. На легкую промышленность приходится примерно 30% промышленной продукции.

Со второй половины 90-х гг. ХХ в. темпы роста в стране сохраняются на уровне 2,5–3%, капитальных вложений – примерно 4%, личного

потребления – до 2,5%, инфляция составляет 1,8–2% в год. Под влиянием внутренних и внешних факторов Франция в этот период оказалась в первом эшелоне европейских государств с относительно высокими темпами роста национального продукта, низким уровнем инфляции и внешней задолженности. Ускорение темпов экономического роста с 2,3% в 1997 г. до 3,2% в 1998 г. сопровождалось замедлением роста цен с 1,2% до 0,3%. Во Франции наблюдалось снижение бюджетного дефицита ниже 3% ВВП, сокращение дефицита платежного баланса, увеличение реального дохода на душу населения на 3,5%, повышение потребления на 3,8%.

Национальная экономика слабо отреагировала на финансовые кризисы Азии и России благодаря небольшому удельному весу внешней торговли, приходящейся на данные регионы.

Второй компонент внутреннего спроса – инвестиции – также развивался достаточно динамично. Если в 1997 г. общие инвестиции в основной капитал в процентах к предыдущему году были минимальными – 0,1%, то уже в

1998 г. составляли 3,9%, а в 1999 г. несколько снизились до 2,9%. Инвестиционный спрос привел к существенному увеличению производства промышленного оборудования. Благоприятная экономическая ситуация положительно отразилась на уровне занятости. Безработица среди молодежи сократилась на 8,5%, среди лиц в возрасте 25–49 лет – на 5,3%. В целом безработица среди активной части населения снизилась с 12,5% в 1997 г. до 11,2% в 2000 г.

Таким образом, во Франции в качестве «треугольника роста» рассматривается сочетание трех составляющих: использование дефицита государственного бюджета как стимулятора экономического роста; сокращение внутренней и внешней задолженности; снижение нормы налогообложения.

Как и в других развитых странах в экономике Франции большую роль играют ТНК и финансовые банки, тесно связанные между собой и с иностранным капиталом. В качестве примера можно привести «Компани франсез де петроль» и «Эльф-Акитен» (нефтяные), «Пежо-Ситроен» и «Рено» (автомобильная промышленность), «Пешине-Южин-Кюльман» (алюминиевая), «Мишлен» и «Рон-Пуленк» (химическая и резинотехническая). В число 50 крупнейших коммерческих банков мира входят четыре французских («Парижский национальный банк», «Сельскохозяйственный кредит», «Лионский кредит», «Генеральное общество»).

В первые послевоенные десятилетия в хозяйстве Франции ведущие позиции занимали финансовые группы Ротшильдов, Лазаров, Шнейдеров. Но с 60-х гг. прошлого века началась экспансия двух новых групп – «Париба» и «Суэз». Во главе групп стояли не банки, а холдинги. В состав группы «Париба» входят банк «Банк де Пари», «Компани франсез де петроль», электротехническая «Томсон – Брандт» и др. Капиталы групп вложены в нефтехимию, электротехнику, металлургию, машиностроение, издательское дело.

С 1980 г. функционирует Ассоциация французских банков (АФБ), которая основала механизм защиты вкладчиков от финансовых рисков, опирающийся на принцип солидарности между банками-членами АФБ. Французские банки–члены ассоциации не создают гарантийных фондов. В случае банкротства какого-либо банка ассоциация определяет сумму, необходимую для возмещения вкладчикам, затем каждый банк вносит свою долю. Такой механизм обеспечивает вкладчикам такую же надежную гарантию, как и страхование вкладов, поскольку гарантами выступают все банки–члены АФБ. Механизм солидарности касается только банковских вкладчиков наличными, и возмещение потерь занимает не более двух месяцев. Опыт Франции, по рекомендации ЕС, постепенно распространяется на все страны – члены ЕС.

Правительство Франции активно вмешивается в экономику страны, используя финансовые рычаги, влияет на структуру экономики, внешнеэкономические связи. По доле государственного сектора в экономике Франция опережает Германию и Великобританию. Государству принадлежит примерно 25% промышленности; в государственном секторе занято около 25% рабочих и служащих. Государству принадлежит основная часть энергетики и заводов черной металлургии, часть машиностроительных и военных предприятий, крупнейшие страховые компании. Оно контролирует железные дороги и морские порты, частично радио и телевидение, пытается контролировать развитие и размещение производственных сил.

Франция делает ставку на наукоемкость своего промышленного производства, в частности, занимает первые места в мире по производству железнодорожного подвижного состава (скоростные поезда), самолетов, ракет, атомной энергетики, обладает передовыми технологиями по обработке редкоземельных металлов (германий, радий, хром, титан). Неоспоримы ведущие позиции страны в робототехнике, средствах связи, производстве новых материалов, биотехнологиях и микроэлектронике. Франция также активно заимствует передовой зарубежный опыт, растут темпы прямых инвестиций французских ТНК в США, что открывает ее доступ к передовым технологиям и рынкам. По вкладу в исследования космоса страна занимает третье место в мире после США и России.

Франция – постиндустриальная страна с большим удельным весом сельского хозяйства и отраслей непроизводственной сферы в структуре экономики.

По объему выпуска продукции сельского хозяйства Франция занимает третье место среди развитых стран мира и первое – в Европе. Треть всей сельскохозяйственной продукции страны поступает на внешний рынок. Франция входит в тройку ведущих производителей–экспортеров вина, ячменя, молока, сливочного масла.

Промышленность. По территории страны промышленность размещается неравномерно. Существует различие между территорией, расположенной к северо-востоку от линии Гавр – Марсель и юго-западными регионами, где позднее начавшаяся индустриализация проявляется слабее. Тем не менее эти различия, особенно явные в 50-е годы, благодаря политике децентрализации промышленности в 60–70-е годы довольно быстро стираются. В западных регионах появились автомобилестроительные заводы в Канне, Рене, Ле-Мане; электротехнические и электронные предприятия – на севере Бретани. Эти мероприятия во многом положительно сказались на периферии Парижского бассейна, прежде всего, на регионах Центр и Бургундия. В целом в провинции было создано свыше 1 млн рабочих мест, 1/3 из которых находится к юго-западу от линии Гав – Марсель.

Старые промышленные районы, опирающиеся на предприятия первого и второго поколений, например, Лотарингия, переживают кризис. Занятость в сфере обрабатывающей промышленности быстро сокращается, многие промышленные предприятия закрываются. Другие промышленные районы, например, парижский округ или Рона-Альпы, пострадали в меньшей степени, поскольку в данных районах производство более диверсифицировано; работают предприятия, использующие новейшие технологии, а также действует сеть конкурентоспособных малых и средних предприятий. Это относится к Эльзасу, который использует близость германского рынка. Динамизм промышленного развития характерен для южных регионов страны. Новые промышленные центры сформировались в Софиа-Антиполисе (первом технополисе Франции) и в Тулузе.

Наиболее развитыми в промышленном отношении являются Парижский бассейн, север Франции и Восточная окраина Центрального массива или долина реки Сена.

В Парижском бассейне наиболее крупной является парижская агломерация. Машиностроение представлено автомобильными заводами, производством точных станков, приборов, вычислительных машин. Предприятия Парижского бассейна дают 80% автомобилей, выпускаемых во Франции.

Северная Франция характеризуется высоким уровнем развития химической, металлургической и текстильной промышленности (производство льняных и шерстяных тканей), машиностроения и металлообработки.

Промышленность восточной части Франции можно подразделить на:

1) старинные независимые центры, в которых развита кожевенная промышленность; производство пергамента; бумаги; мукомольное производство; производство медицинских приборов и оборудования; машиностроительная промышленность;

2) текстильные центры (Лион, Пелюссен);

3) центры добывающей промышленности (Сент-Этьен, Ле-Крезо);

4) угольная и металлургическая промышленность.

Главное место в промышленности занимают энергетика, машиностроение и химическая промышленность.

Электроэнергетика. Одна из важнейших проблем, решения которой добивается Франция, – это ликвидация ее энергетической зависимости, усилившейся за последнее время. В связи с незначительными запасами традиционных энергоносителей после второй мировой войны особенно большое внимание уделялось развитию атомной энергетики, которая ориентирована на собственную научно-техническую и сырьевую базу и частично на импорт урановой руды из Габона, Нигерии и других стран Африки. Ежегодно в Центральном массиве добывается 2–3тыс. тонн урановой руды. По масштабам ядерной энергетики Франция уступает только США. В стране работает 55 энергоблоков АЭС, на которых ежегодно производится 78,5% всей электроэнергии; 8% дают ТЭС, 13,4% – ГЭС, на другие виды приходится 0,1%. Ориентация на ядерную энергетику во Франции была связана с нефтяными кризисами 1973 и 1978 гг. После 1985 г., когда произошло падение цен на нефть, необходимо было сделать выбор. Проблемы окружающей среды, поднимаемые экологами, подчеркивали негативные последствия использования атомной энергетики, особенно после ситуации в Чернобыле. Тем не менее от атомной энергетики во Франции не отказались. Франция вступила в Европейский Совет по ядерным разработкам, штаб-квартира которого с 1952 г. расположена на ее территории, а также вошла в структуру ЕВРАТОМ и МАГАТЕ. Следует заметить, что более 2/3 суммарной мощности всех АЭС мира сосредоточено лишь в нескольких странах – США, Франции, Японии, Германии, Великобритании и России; всего в мире АЭС действуют в 30 странах, годовая выработка электроэнергии на них превысила 2 трлн кВт/ч.

Во Франции много уникальных центров ядерной энергетики. К примеру, в долине Роны – в Трикастене – находится самый крупный в Западной Европе завод по обогащению урана, а на мысе Л’Аг – крупнейший по мощности в регионе завод по регенерации стержней атомных электростанций.

Обеспеченность страны собственными энергоресурсами составляет менее 50%. За год добывается менее 10 млн тонн угля, 3–4 млн тонн нефти,

3 млрд куб. м природного газа. Расширение проникновения французских компаний на зарубежный рынок энергоносителей, разнообразие связей с их поставщиками рассматриваются как меры по укреплению энергетической независимости.

В нефтедобывающей отрасли особый акцент делается на развитие передовых технологий, позволяющих вести разведку и добычу нефти на большой глубине континентального шельфа. Экспорт таких технологий, как считают французские эксперты, может изменить географию нефтедобычи, расширить зоны поиска и увеличить число стран-поставщиков.

Среди нефтяных компаний мира заслуживает внимания французская компания «Эльф Акитэн», занимающая седьмое место. Ее деятельность развивается по четырем основным направлениям: разведка и добыча сырья; нефтепереработка и сбыт; химия; фармацевтика и косметика. Она ведет поисковые работы в 29 странах мира и осуществляет добычу в 15 странах. Компания разрабатывает месторождения нефти в Северном море, в государствах Ближнего и Среднего Востока, Центральной Африке и Мексиканском заливе. «Эльф-Акитэн» контролирует деятельность более 50 дочерних фирм и филиалов. Нефтепереработка и сбыт компании сосредоточены, главным образом, в Европе. В частности, во Франции работают четыре нефтеперерабатывающих завода и более 3тыс. заправочных станций. В последние годы «Эльф-Акитэн» приобрела большое количество акций нефтеперерабатывающих и сбытовых предприятий в Германии, Испании, Великобритании и в странах Африки. Одним из наиболее значимых проектов компании является крупнейший в Западной Европе нефтеперерабатывающий комплекс в г. Лейна (Германия), строительство которого было завершено в 1977 г. За пределами Франции «Эльф-Акитэн» принадлежит около 2 тыс. заправочных станций в странах Европы, 708 – в Западной Африке, 70 – на острове Реюньон и Антильских островах.

По потреблению нефти Франция занимает 8-е место в мире, а по мощности нефтеперерабатывающих заводов – 9-е. На импортном сырье у Гавра и Руана выросли гигантские нефтеперерабатывающие заводы. В Северном районе выделяется Дюнкерк – важный порт и промышленный узел с крупным НПЗ, тоже работающим на импортном сырье.

В сфере международного газового бизнеса выделяется государственная корпорация «Газ де Франс». Первые международные шаги компании были направлены на обеспечение газоснабжением Франции, сейчас они интегрированы в деятельность по его разведке и добыче. Компания добывает газ в Германии, планирует добычу в Великобритании и Норвегии с поставками во Францию. Подписано соглашение с «Эльф-Акитэн» о совместной добыче природного газа в Северном море и его сбыте во Франции.

Благодаря географическому положению Франции в ближайшие годы «Газ де Франс» станет важнейшей компанией в Европе, осуществляющей транзит алжирского, норвежского, российского, нигерийского, возможно позднее, туркменского газа. С 1998 г. компания стала важным перевалочным пунктом для норвежского газа, экспортирующегося в Испанию. Транзитные магистрали проходят через Францию и Пиренеи. Подписано соглашение, рассчитанное на 25 лет, регулирующее транзит 6 млрд куб. м природного газа из Норвегии в Италию.

Показатель объема выработки электроэнергии в целом и в расчете на душу населения является одним из важнейших макроэкономических показателей наряду с объемом ВВП. Франция по производству электроэнергии занимает 7-е место в мире, но отстает от многих стран по производству ее на душу населения.

Во Франции хорошо развита черная металлургия. Наиболее крупными производителями черных металлов в Западной Европе по-прежнему являются ФРГ, Италия, Франция и Великобритания. На первую «десятку» стран-производителей ныне приходится 2/3 мировой выплавки стали, а в 1950 г. было 90%. Ежегодно во Франции выплавляется 13–14 млн тонн чугуна и 18–19 млн тонн стали. По выплавке стали в 1990 г. Франция занимала 9-е место в мире, в настоящее время – 12-е. В ЕС ее опережают ФРГ, Италия и Великобритания. Во Франции сложилось три ареала черной металлургии. Около 50% чугуна и 25% стали производится в Лотарингии. С одной стороны, это старые заводы Лотарингии – реликт некогда крупного металлургического района, возникшего на больших запасах бедной железной руды (содержание железа до 40%). Построены два новых гигантских комбината в Дюнкерке и Марселе, где выплавляется 2/3 всей стали. Крупные металлургические заводы Лотарингии (в Гандранже, Сереманже, Тионвиле) работают на местной железной руде и частично на своем коксе.

В настоящее время велико значение двух новых крупных металлургических комбинатов, построенных близ Дюнкерка с выносом производственных площадей над морем в Фос (спутник Марселя), работающих на импортном сырье и топливе. Одним из крупнейших производителей стали в мире является французская ТНК «Юзинор Сасилор». В целом отрасль находится в тяжелом положении в связи с падением спроса на местную сталь и низкокачественную железную руду, конкуренцией со стороны других видов продукции, в частности, алюминия и пластмасс и появлением таких конкурентов, как Бразилия и Южная Корея.

Вплоть до второй мировой войны 3/5 всех бокситов добывалось в Европе. В 1913 г. – 60%, 1938 г. – 32%; наибольший удельный вес приходился на Францию. Однако уже в 1980 г. Франция оказалась отодвинутой по размерам добычи бокситов на 10-е место, а в 1991 г. их добыча в стране была полностью прекращена. В связи с этим алюминиевая промышленность переориентировалась на импортное сырье (на 3/4 из Гвинеи). Алюминиевая промышленность, первоначально размещавшаяся в Альпах и Пиренеях вблизи ГЭС, переместилась в портовые центры, оборудованные для приема импортного сырья. Крупнейшие алюминиевые заводы построены в Дюнкерке и вблизи АЭС. Производство алюминия осуществляется главным образом группой «Пешине», которой принадлежит несколько заводов в других странах – Австралии, США, Греции.

Ключевые позиции в мировом производстве рафинированного никеля принадлежат крупным ТНК, среди которых выделяется французская «Ле никель».

Франция – крупнейший импортер рафинированной меди.

Отдельную статью импорта на рынке цветных и редкоземельных металлов составляет импорт металлолома, необходимого для бесперебойной работы ряда французских предприятий. Переработка металлоотходов позволяет снизить стоимость импортной продукции и имеет низкую энергоемкость. Например, получение меди и цинка из отходов в 4–5 раз экономичнее по энергозатратам, чем при выплавке их из руды, а вторичное получение алюминия в 20 раз ниже первичных затрат на его производство.

Машиностроение и металлообработка. Франция – одна из первых стран в мире по производству и экспорту машин и промышленного оборудования. За последние 20–30 лет ХХ в. изменилась структура обрабатывающей промышленности страны – уменьшились материалоемкие и энергоемкие производства, усилилась роль машиностроения. Однако в машиностроении не все подотрасли развивались одинаково. Особенно быстро росло производство в электротехнике и электронике, но резко сократился выпуск металлорежущих станков и КПО, тоннаж спускаемых судов.

Современное машиностроение Франции отражает уровень ее научно-технического прогресса и обороноспособности, определяет развитие других отраслей хозяйства. На долю машиностроения приходится более 40% стоимости промышленного производства, в нем занято около 40% всех работающих в промышленности. Главными отраслями международной специализации Франции является производство автомобилей, авиационной и космической техники, вооружений, оборудования для АЭС.

Автомобильная промышленность – крупнейшая подотрасль транспортного машиностроения, одна из самых монополизированных в мировой индустрии. Ведущими французскими автомобильными компаниями являются «Рено» (государственная) и «Пежо-Ситроен». Последняя дает 3,9% мирового производства автомобилей. Ежегодно во Франции выпускается более 4 млн автомобилей (4-е место в мире), более 80% продукции составляют легковые автомобили, свыше 50% из них экспортируются. Головные заводы находятся в пригородах Парижа и Лиона и в Сошо-Монбельяр (Франш-Конте). Однако 1/3 покупаемых в стране автомобилей – импортные.

Судостроение заметно снизило объем производства из-за конкуренции со стороны азиатских стран. Если в 70-е гг. эта отрасль была одной из ведущих, то сегодня ей отводится второстепенная роль. Некоторые судостроительные фирмы, расположенные в Сен-Назере и в Гавре, специализируются на строительстве крупных морских пассажирских судов и танкеров. Вместе с тем Франция является одним из основных изготовителей прогулочных яхт и катеров. Строятся они в Вандее.

Главная особенность машиностроения в целом – его высокая концентрация в Большом Париже (почти 25% всех занятых). Велика также роль Лионского и Северного районов.

Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП) является наукоемкой отраслью, требующей больших научно-технических разработок и огромных капиталовложений; объединяет созданную ранее авиационную промышленность с новейшей ракетно-космической. В АРКП Западной Европы лидируют Франция и Великобритания. В результате слияния государственного предприятия «Аэроспасьяль» и частной группы «Матра» образовалось пятое по значению в мире объединение в области гражданского и военного авиастроения. Во Франции производятся военные самолеты: тактический истребитель «Ягуар», «Мираж», «Рафаэль», «Альфа Джет», а также пассажирские самолеты, совместно с Великобританией «Конкорд», вертолеты «Дофин», «Пюма», «Газель» и ракеты «Адес». Франция является крупным экспортером продукции авиаракетно-космической промышленности.

Чтобы противостоять обострившейся международной конкуренции, снизить стоимость исследовательских работ и издержки производства, французкие фирмы пошли по пути объединения своего научно-технического и производственного потенциала на основе корпорации и специализации с аналогичными фирмами других европейских государств. Так, европейский консорциум «Эйрбас индустрии», куда входят авиационные компании «Аэроспасьяль» (Франция); «Даймлер-бенц-Аэроспейс» (ФРГ); «Бритиш-Аэроспейс» (Великобритания); «КАСА» (Испания), в 1997 г. выпустил 182 самолета марки «Эйрбас». В настоящее время этот консорциум контролирует 1/3 мирового рынка гражданской авиации и планирует увеличение этой доли. Французские ракеты «Ариан» используются многими странами ЕС для запуска спутников. Основной космодром Франции – Куру (Французская Гвиана). Франция участвует в выводе на орбиту спутников связи и слежения, таких, как СПОТ и «Гелиос». Крупнейшие авиационные заводы расположены в Париже, Тулузе, Бордо, Бурже, Мариньяне и др.

Электротехническая и электронная промышленность характеризуются большим разнообразием выпускаемой продукции. В структуре электротехнической промышленности Франции выделяются две группы производств, выпускающих:

1) дорогостоящую продукцию промышленного назначения, особенно электрооборудование (трансформаторы, выпрямители, электромоторы, генераторы), а также оборудование для электросварки, электропечей для выплавки металлов. Компания «Альстон» специализируется на оборудовании для электростанций. Ей принадлежит первое место в мире по производству турбогенераторов комбинированного цикла. Фирма «Томсон» выпускает целую гамму продукции – от электронного оборудования оборонного назначения до бытовой электроаппаратуры и техники широкого спроса. «Шнейдер» занимает ведущее место в сфере электромеханики, а «Легран» является мировым лидером в области производства электроаппаратуры;

2) дешевую продукцию для широкого использования; но бытовых электроприборов страна больше закупает, чем продает.

Значительная часть предприятий по выпуску ЭВМ принадлежит американскому капиталу. Около 40% производства электроники приходится на заводы столицы.

Главная особенность современного этапа мирового хозяйства – развитие средств связи и телекоммуникаций. Производство электронных средств связи на 75% сосредоточено в 10 наиболее развитых государствах мира. В число крупнейших фирм мира входит и французская «Алькатель». В секторе телекоммуникаций «Алькатель» – четвертая по значимости в производстве оборудования для телекоммуникационных сетей и является мировым лидером в области создания подводных кабельных сетей. Фирма «Микроэлектроник» хотя и занимает третье место в Европе по изготовлению электронных микросхем, но ее продукция составляет менее 3% мирового производства.

Цифровое телевидение представлено компанией «Томсон Мультимедиа», производящей декодеры для цифрового телевидения. Франция занимает третье место после Японии и США в области научных исследований среди стран Организации экономического сотрудничества и развития.

Франция имеет развитую многоотраслевую химическую промышленность, входит в число первых пяти стран мира по производству и экспорту химикатов, в первую десятку по производству серной кислоты. Специализация страны – производство минеральных удобрений (на собственной сырьевой базе), синтетического каучука (четвертое место в мире), синтетических смол и пластмасс (седьмое место в мире),

тонкая химия – производство дорогостоящей наукоемкой продукции– фармацевтических препаратов, косметики, парфюмерии, фотохимических изделий и др.

Крупные заводы химической промышленности есть почти во всех районах страны. В Лотарингии на местном сырье развивается углехимия и производство соли, в Эльзасе – производство калийных удобрений, в

Ландах – лесохимия. В промышленных узлах Марселя и Нижней Сены на импортном сырье работают крупнейшие нефтехимические заводы. В Альпах и Пиренеях на дешевой электроэнергии – электрохимия; в Лионском районе текстильная промышленность послужила стимулом для развития смежных химических производств; в Париже – тонкая химия, а также производство шин. Крупные заводы резиновых изделий находятся в Клермон-Ферране и Монлюсоне. Они были построены в сельских районах в расчете на дешевизну местных трудовых ресурсов. Развитие трубопроводного транспорта способствовало строительству новых химических заводов в Лионе и Страсбурге.

Получила развитие и биоиндустрия. Франции принадлежит видное место в разработке и создании ферментов, ароматических веществ, в генной инженерии, используемой в сельском хозяйстве для производства новых сортов семян. Работы в этой сфере крайне разнообразны и используются многими отраслями. В фармацевтике – это новые достижения с появлением антибиотиков; в агропродовольственном комплексе – использование ферментов в молочной промышленности и др.

Франция входит в первую десятку стран мира по производству целлюлозы, бумаги и картона.

Важнейшая отрасль легкой промышленности – текстильная и швейная – имеют давние традиции. Хотя текстильная промышленность утратила свое былое значение в экономике страны, но по масштабам и качеству продукции она по-прежнему занимает видное место в мире. По производству тканей Франция вместе с Италией и Германией лидируют в Западной Европе, причем Франция отличается более высокой долей в потреблении хлопка и шерсти и более низкой в потреблении химических волокон. В настоящее время текстильное производство находится в упадке из-за проблем сбыта товаров на внешних и внутренних рынках, поэтому число занятых в отрасли сократилось в три раза по сравнению с серединой 50-х гг. прошлого века. Размещение текстильных предприятий не менялось. Текстильная промышленность сосредоточена в трех районах. Расположенные на севере Рубе-Туркуэн, Армонтьер, Камбре, Лилль специализируются по производству шерстяных, льняных, джутовых тканей. Склоны Вогезов и Эльзас – главные районы хлопчатобумажной промышленности. Крупнейшие центры Мюлуз, Эпиналь, Лион, прежде славившиеся производством тканей из натурального шелка, теперь являются центрами синтетических тканей. Париж, Рубе, Труа – важнейшие производители трикотажа.

Большим спросом пользуются изделия французской швейной промышленности и за пределами страны. Париж – главный «законодатель мод» и центр по выпуску одежды и галантереи.

Основные промышленные группы индустрии моды и производства предметов роскоши – Ив Сен-Лоран, Шанель, Диор, Картье и др.

Пищевая промышленность – главный потребитель продукции сельского хозяйства. Относясь к числу ведущих отраслей французской экономики, она обеспечивает товарооборот в размере свыше 125 млрд долларов и является третьим по значению работодателем во французской промышленности. Кроме того, пищевая промышленность в значительной степени ориентирована на экспорт. Среди продуктов, пользующихся самым высоким экспортным спросом, первое место занимают вина и крепкие спиртные напитки, зерновые, молочные продукты.

Таким образом, промышленность Франции размещена крайне неравномерно. Более 20 % продукции создается в Париже и его пригородах (Иль-де-Франс), еще столько же в Лионском и Северном районах (это всего 17% территории страны). Уровень индустриализации на севере и востоке значительно выше, чем в Центральной, Западной и Южной Франции.

Сельское хозяйство. Франция занимает первое место в Западной Европе по производству зерна, молока, сахарной свеклы; второе – по производству мяса, картофеля (после Германии) и винограда (после Италии); является крупнейшим экспортером продукции сельского хозяйства. Обрабатываемые земли составляют 54% от общей площади.

После второй мировой войны сельское хозяйство развивалось в условиях обострения конкуренции на рынках продовольствия, особенно на рынке ЕС, и интенсивной модернизации, которая привела к сокращению численности занятых в этой сфере. Цифры, подтверждающие этот факт, следующие: 1946 г. – 36%, 1962 г. – 21%, 1972 г. – 12%, 1994 г. – около 5%, 2000 г. – около 2%.

Структура сельского хозяйства характеризуется разнообразием отраслей при примерном равенстве значения растениеводства и животноводства. На растениеводство приходится немногим более половины доходов сельскохозяйственного сектора. Главное в растениеводстве – производство зерна (сборы 55–60 млн тонн в год). Основная культура – пшеница, под посевами которой занято около четверти пашни и половина площади зерновых. Важнейшие пшеничные районы страны – Северо-Французская и Аквитанская низменности. Франция производит 36 млн тонн пшеницы в год, это первое место в ЕС. Средняя урожайность – более 60 ц/га. Важное значение имеет кукуруза (17 млн тонн) и ячмень (10 млн тонн в год). Длительное время кукуруза выращивалась только на юго-западе, однако благодаря дождевальному орошению и выведению гибридных сортов она распространилась и на Парижский бассейн. На почвах Центрального массива высевают рожь, а в дельте Роны – рис. Широко распространены посевы картофеля и сахарной свеклы. Сахарную свеклу возделывают на севере Французской низменности, там же расположены и сахарные заводы. Сахар производится также и из сахарного тростника, поступающего из Мартиники, Гваделупы и Реюньона. За последние 15 лет расширились посевы рапса, подсолнечника. В некоторых районах выращивают хмель, табак, лен; возле Ниццы располагаются цветочные плантации.

Франция, как и Италия, в числе первых в мире по сбору винограда, изготовлению и качеству виноградных марочных вин (60 млн литров в год). Их производят в районе Бордо (Жиронда), в Шампани, Эльзасе, долине Луары. Лангедок – главный район виноградарства – дает около 1/3 производства столовых вин. Виноградники в районах Арманьяка и Коньяка используются для производства прославленных французских коньяков.

По сбору фруктов Франция занимает третье место в Европе, уступая Италии и Испании. Из плодовых деревьев умеренных широт наиболее распространены яблоневые (на северо-западе), грушевые и персиковые, в Средиземноморских районах – сливы и цитрусовые. Овощи возделываются в «огородном поясе» вокруг крупных городов, Парижа, в первую очередь. В целом виноградарство и овощеводство дают 8–10% всей стоимости продукции сельского хозяйства.

Животноводство мясомолочного направления. По производству мяса Франция занимает первое место среди стран ЕС. Важнейшая отрасль животноводства – разведение крупного рогатого скота. Главный животноводческий район – Северо-запад. Здесь сосредоточено более 1/3 поголовья крупного рогатого скота и свиней, развито коневодство. Вторым по значимости районом по поголовью крупного рогатого скота и свиней является Центральный массив. По поголовью свиней Франция занимает второе место в Европе. Свиноводством занимаются в районах, где возделывают картофель, кукурузу и сахарную свеклу, которые служат хорошей кормовой базой. Как и в других европейских странах, потребление свинины, более дешевой в производстве, быстро растет (более 34 кг на душу населения в год; потребление говядины – около 26 кг на душу населения).

Центральный массив – основной овцеводческий район; рост поголовья связан с увеличением спроса на баранину и овечьи сыры. Слабо развито животноводство в средиземноморских районах страны, где бедна кормовая база.

В последние десятилетия хорошо развивалось птицеводство. Увеличилось число крупных инкубаторных птицеферм на западе и юго-западе. Однако самая высококачественная продукция производится в фермерских хозяйствах и гарантируется товарными знаками. Это относится, в первую очередь, к производству паштетов из гусиной печени в Эльзасе и на юго-западе страны.

Большое значение в экономике многих городов на побережье Атлантического океана и Ла-Манша играет рыболовство. Главные рыболовные порты – Булонь, Лорьян, Ла-Рошель и др. Развит устричный промысел.

Из сферы услуг следует выделить развитие во Франции туризма и финансов. Франция активно экспортирует туристические услуги, привлекая туристов со всего мира, а также активно экспортирует капиталы (особенно долгосрочные) в США, Великобританию, Испанию, Грецию, Германию.

Транспорт. Во Франции густая сеть автомобильных и железных дорог, большая протяженность судоходных рек, каналов, трубопроводов, много морских портов. Во внутренних перевозках людей и грузов лидирует автомобильный транспорт. Крупнейшая трансфранцузская автострада Лиль–Париж – Лион – Марсель – Ницца. Франция занимает одно из первых мест в мире по обеспеченности населения автомобилями (на 1000 жителей – 420 личных автомобилей), по протяженности, густоте и качеству автомобильных дорог. Основная часть внутренних перевозок грузов обеспечивается железнодорожным и трубопроводным транспортом. Сеть железных дорог особенно густа в промышленных районах. Железные дороги отличаются высокой степенью электрификации (35% электрифицировано, длина сети железных дорог – 34 тыс. километров), большой скоростью движения поездов (270–300 километров в час), хорошим обслуживанием пассажиров. Главные железнодорожные магистрали: Париж – Лион – Марсель; Париж –Тур – Бордо; Париж – Лимож – Тулуза и другие пути, связывающие Париж с периферийными районами. Важнейшие нефте - и продуктопроводы:

Марсель – Лион – Стасбург и Гавр – Париж.

Значительная часть перевозок стройматериалов и топлива осуществляется внутренними водными путями по судоходным рекам и каналам, протяженностью около 7тыс. километров. Важнейшие водные пути находятся на севере и востоке Франции. Их основной стержень – Сена, которая через Уазу и Сен-Кантенский канал связана с Северным промышленным районом, а через Марну и канал Марна-Рейн – с Лотарингией, Сааром и Рейном. Европейский Союз придает важное значение совершенствованию водных путей, соединяющих восточную Францию с соседними странами и с Северным и Средиземным морями. С этой целью завершаются работы по модернизации каналов Рейн-Рона и улучшению условий судоходства по Сене и Роне. Главные речные порты страны – Париж, Стасбург, Руан.

Транспортная сеть Франции имеет радиальную конфигурацию с единым центром в Париже. К столице сходятся важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, многие трубопроводы, основные водные пути.

Во внешних связях исключительно важную роль играет морской флот и авиатранспорт. Морские перевозки составляют около 300 млн тонн в год. Следует отметить, что вес прибывающих грузов в три раза больше, чем отправляемых, потому что Франция экспортирует по морю более легкие и ценные товары, чем импортирует (более 2/5 ввоза – нефть). Около 75% морских перевозок идет через четыре порта: Марсель, Гавр, Дюнкерк и Руан, но самые главные – Марсель и Гавр. Марсель, грузооборот которого за год превышает 100 млн тонн, уступает в Западной Европе только Роттердаму. Он обслуживает связи со странами Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов. Гавр, грузооборот которого около 80 млн тонн, и Руан – морские аванпорты Парижа. Порт Дюнкерк – морские ворота Северного промышленного района. Западные районы Франции обслуживаются портами Бордо и Нант-Сен-Назер. До недавнего времени в пассажирских перевозках большое значение имели Булонь, Дьеш и Кале, обслуживающие сообщения с Англией. С 1994 г. для этих целей стал использоваться туннель под Па-де-Кале. Главные военно-морские базы – Брест и Тулон.

В авиационных перевозках основную роль играют государственная компания «Эр-Франс» и аэропорт Парижа.

Статья рассказывает о сельскохозяйственном секторе страны. Описывает его приоритетные направления. Материал кратко очерчивает области хозяйственного сектора Франции, указывая на его сильные стороны.

Сельскохозяйственный сектор экономики Франции

В секторе сельского хозяйства страны приоритетными являются хозяйства среднего объема с площадью 10-50 га.

Таких угодий по всей Франции более 50%, и они охватывают более 50% земель пригодных для ведения хозяйственной деятельности. Имеются также и мелкие хозяйства с площадью до 10 га, которые охватывают около 8% обрабатываемых земель. Крупных фермерских хозяйств с площадью превышающей 50 га меньше 10%, однако, они занимают чуть меньше 40% земель.

Рис. 1. Фермерское хозяйство Франции.

Из-за нерентабельности мелких хозяйств их число уменьшается.

Сельхоз сектор Франции выделяется значительным развитием таких отраслевых групп как:

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

  • растениеводство;
  • животноводство.

Последнее же имеет высокую значимость и дает около 60% стоимости продуктов сельскохозяйственного труда.

Животноводство страны ориентировано на производство мясо-молочной продукции.

Основной растительной культурой является пшеница.

Практически 30% урожая пшеницы дает Северо-Французская низменность. Также выращивается ячмень и кукуруза.

Рис. 2. Пшеничное поле.

В северо-западных регионах земли засеваются овсом и гречихой, в Центральной области преобладающей культурой является рожь. Картофель выращивается повсеместно.

Хозяйство Франции

Спецификой хозяйственного комплекса страны является присутствие существенной доли госсектора. На государственных предприятиях занято 25% населения. Монополиями контролируется 25% промышленного производства. Большая доля в развитии экономики Франции отведена под зарубежные монополии.

Французская энергетика признана одной из мощнейших в Европе. Это объясняется тем, что достаточно хорошо развита атомная энергетика. АЭС производят 76% электроэнергии.

По развитию этой отрасли энергетики страна уступает только США. ГЭС выдают 17 % всей электроэнергии страны. ТЭС, соответственно, 7%.

В машиностроительном направлении значимую позицию занимает автомобилестроение. Франция четвертый в мире и второй в Европе производитель автомобилей.

Рис. 3. Французский автомобиль.

Старейшая и перспективная отрасль Франции - легкая промышленность. Важное значение в этом секторе занимают текстильная, швейная и обувная отрасли. В стране выпускаются хлопчатобумажные и шерстяные ткани высокого качества, а также обувь.

Транспортная система страны самая развитая в мире. Важными направлениями считаются ЖД и автомобильный транспорт. Во внутренних перевозках по большей части занят автотранспорт.

Что мы узнали?

Выяснили основные сельскохозяйственные направления страны. Познакомились с ее хозяйственной отраслью и промышленностью. Узнали о приоритетных направлениях в энергетике страны.

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.4 . Всего получено оценок: 8.

Сельское хозяйство является наиболее опекаемой государством отраслью, хотя основа его -- частное землевладение. Решающую долю продукции дают крупные хозяйства (с наделом 20-100 гектаров), но численно преобладают мелкие и средние. По объёму произведенной продукции Франция занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире после США и Канады. Это крупнейший европейский производитель пшеницы, сливочного масла, говядины, сыров (более 400 сортов). Более 50% продукции даёт животноводство (скотоводство). Традиционно высока доля вин в экспорте. Французские фермеры являются главными противниками внедрения генетически изменённой продукции в Европе, так как французская продукция традиционно высоко цениться из-за качества.

Франция -- крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции в Западной Европе. На долю сельского хозяйства по состоянию на 2010 год приходилось примерно 2,2% ВВП и 3,8% самодеятельного населения страны, но оно дало 25% продукции в ЕС. Характерной чертой социально-экономической структуры являются достаточно мелкие размеры хозяйств. Средняя площадь земельных угодий -- 28 га, что превышает соответствующие показатели многих стран ЕС. В землевладении отмечается большая раздробленность. Более половины хозяйств существуют на собственной земле. Ведущей силой производства выступают крупные хозяйства. Они обеспечивают свыше 2/3 продукции, занимая господствующее положение в производстве практически всех отраслей сельского хозяйства.

В сельском хозяйстве получили распространение групповые формы ведения хозяйства. Важнейшее место среди них занимают кооперативы, в первую очередь, по использованию сельскохозяйственной техники. Кооперативы действуют во всех сферах производства. В виноделии они обеспечивают 50% продукции, дают 30% овощных консервов, свыше 25% торговли мясом, свыше 40% молочных продуктов. В середине 1960-х гг. появились сельскохозяйственные производственные объединения, которые возникли как выражение стремления мелких и средних производителей выстоять против наступления крупного капитала.

Управление сельским хозяйством осуществляется как через систему государственных специализированных органов, так и ряда смешанных обществ, в основном отраслевого характера. Государственное регулирование осуществляется в основном путем экономического воздействия. Существует специализированный банк “Креди Агриколь” с отделениями на местах, Фонд экономического и социального развития. Большое влияние на выработку структурной политики оказывает Европейский фонд сельскохозяйственной ориентации. Стимулирующие методы государственного воздействия используются как для расширения производства отдельных культур, укрепления структуры хозяйств, так и сокращения в сфере перепроизводства.

Ведущей отраслью является животноводство, на долю которого приходится 2/3 стоимости аграрной продукции, Франция является первым среди западных стран производителем ячменя и сахара, вторым -- пшеницы, вина и мяса. Традиционно известны такие отрасли, как виноградарство, садоводство, устричный промысел.

Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, Германии и Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу -- свыше 100% [ 8,340].