Камеральная проверка физического лица. Камеральная проверка что такое? Сроки камеральной проверки

Сегодня дадим ответы на вопросы, которые возникают в отношении этого вида контролирующих мероприятий. Выясним подробности процедуры и зачем вообще налоговые структуры проводят такие проверки.

Камеральная проверка: что это значит

Разъяснять значение этого термина будем опираясь на законодательство РФ.

Под термином «камеральная» подразумевается такая проверка, которую проводят на основании данных, внесенных в декларацию, предоставленную плательщиком налога. При этом другую проверку не проводят.

Кто может осуществлять проверку

Камеральная проверка не является прерогативой налоговой службы, проводить ее также могут:

  • Таможенные органы;
  • Внебюджетные фонды.

Где проводится процедура проверки

Для проверки налоговые декларации и прочую документацию налогоплательщик предоставляет непосредственно в отдел ФНС. Процедуру проводит уполномоченное лицо налоговой инспекции.

Цели проведения проверки

Основные цели состоят в следующем:

  • Осуществлять контроль за тем, чтобы налогоплательщики соблюдали законодательство;
  • Выявлять средства, которые плательщик не внес в качестве налога;
  • Взыскивать неуплаченные налоги полностью или частично;
  • Если есть необходимость, привлекать к ответственности лиц, совершивших нарушение;
  • Подготовить информацию к выездной проверке (если есть такая необходимость).

Чем регламентируются вопросы КНП

Все вопросы, связанные с проведением камеральных проверок, регламентируетНалоговый кодекс РФ. В нем зафиксированы методы проверки,а также вопросы, связанные с проведением экспертиз и предоставлением необходимой документации.

Сроки проведения проверки

Проверка осуществляется в течение 90 дней с того момента, как вы подали в отдел ФНС декларацию или расчет. Но на практике часто возникают проблемы с определением срока начала проверки.

Пример. Если вы отправляете декларацию по почте, то тогда дата предоставления – это дата по почтовому штемпелю. Но проблема в том, что письмо может затеряться. И если оно будет идти дольше, чем три месяца, то специалисты налоговой получат его, когда срок проверки уже истечет.

ФНС по данному поводу опубликовала пояснения, из которых следует, что до того, как проверяющий получит декларацию, проверка не начнется. Получается, что дата отправления – дата по штемпелю, а дата начала проверки – день, когда налоговый инспектор получил декларацию.

Особенности КНП

По сравнению с выездной проверкой, у камеральной есть некоторые нюансы. В процессе ее проведения полномочия налоговых инспекторов довольно сильно ограничены.

Если во время выездных проверок они могут потребовать у вас вообще любую документацию, а также проводить ревизию и осматривать производство, то в момент камеральной проверки их возможности на порядок меньше.

В частности, инспектор может:

  • Запросить у вас дополнительную документацию, но только оговоренную в НК РФ;
  • Осмотреть имущество только с вашего согласия;
  • Проводить экспертную оценку;
  • Запрашивать помощь экспертов и переводчиков.

Помимо этого, у вас могут запросить дополнительную документацию в следующих случаях:

  • Если в декларации указан размер , который подлежит возмещению;
  • Если указаны какие-либо льготы;
  • Если проверка осуществляется в отношении использования природных ресурсов.

Отметим, что если вы показываете в декларации наличие убытка, то в течение пяти дней с момента требования инспектора вы должны объяснить этот факт.

Процедура в отношении ИП

Основания для проведения углубленной проверки могут быть формальными, например, льготы по НДС. На этих основаниях у вас будет запрошена дополнительная документация.

Если же в качестве основания для проверки будут выступать ошибки либо несостыковки в финансовых показателях, у вас запросят пояснения, либо потребуют внести исправления.

А теперь предлагаем рассмотреть вопрос о том, в какой срок и как правильно предоставить пояснительную записку в ФНС.

Пояснительная записка

На ее предоставление вам отводится пятидневный срок с момента получения требования. В ваших интересах не игнорировать данное требование, а предоставить пояснения в полном объеме.

За отказ от предоставления пояснений предусмотрена административная ответственность, а в случае грубых нарушений – принудительный привод к инспектору. Но если вся ваша деятельность прозрачна и законна, проблем с объяснениями возникнуть не должно.

Если пояснение требуется из-за , в которой показан убыток, то вам следует поступить следующим образом:

  • Покажите на цифрах, почему образовался убыток. Предоставьте анализ ваших расходов и доходов;
  • Объясните, какие причины к нему привели;
  • Все подтверждайте документально, чтобы предотвратить возникновение дальнейших вопросов к себе.

Пояснение предоставляется в свободной форме, по каждому требуемому пункту. Стандартного бланка для его оформления нет.

Подавайте пояснение, если этот отчет вы не предоставляете на законных основаниях. Это лучше сделать, чтобы избежать различных недоразумений, а также излишней нервотрепки.

Если же, согласно данным ИФНС, вы должны были предоставлять эту отчетность, вам грозит не только привлечение к ответственности за нарушение, но и блокировка .

Если вы не согласны с результатами проверки

В том случае, если вы не согласны с тем, какие выводы сделали специалисты ФНС, направляйте в инспекцию свои возражения.

Ваше право высказать несогласие, как с отдельными замечаниями, так и со всем актом в целом.

От вас требуется все свои возражения изложить письменно и предоставить их в инспекцию в течение одного месяца с того момента, как вы получили акт и ознакомились с ним.

Эти возражения будут рассмотрены, и по результатам рассмотрения вынесено окончательное решение. Если в апелляционном порядке вы это решение не обжалуете, оно вступает в силу.

Заключение

Уважаемые читатели! – мероприятие, которое может проводиться не один раз, поэтому к нему нужно быть готовым. Соблюдайте требования законодательства, не игнорируйте требования ФНС и никаких проблем с контролирующими органами у вас не возникнет.

Ст. 88 НК РФ освещает порядок проведения камеральной налоговой проверки. Предметом камеральной проверки служит обеспечение надлежащего исполнения налогоплательщиком обязанности по заполнению отчетности. Механизм камеральной проверки запускается с момента представления плательщиком налоговой декларации (подробности читайте ).

Кем и где проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка проводится сотрудниками ФНС в стенах инспекции.

В рамках камеральной проверки сотрудник ИФНС вправе:

  • Запросить дополнительные документы. При этом налоговое законодательство разрешает истребовать при проведении камеральной проверки далеко не все. Так, например, п. 5 ст. 93 НК РФ установлено, что нельзя запрашивать повторно материалы, ранее представленные в ходе выездных или камеральных проверок. О том, какие еще документы налоговый орган потребовать не вправе, можно узнать из статьи .
  • Осуществить допрос свидетелей. Можно ли избежать дачи показаний, вам расскажет наша статья .
  • Провести осмотр помещений. При этом осмотру могут быть подвергнуты помещения не только проверяемого лица (подробности ).
  • Осуществить прочие мероприятия, речь о которых идет в статье .

Какими могут быть результаты проверки:

  • При выявлении ошибок ФНС обязана в течение 10 дней по окончании проверки составить акт об этом в 2 экземплярах и направить его налогоплательщику. О том, как выглядит акт и в течение какого времени он направляется проверяемому лицу, вы узнаете из статьи .

Обратите внимание! Проверяемое лицо может обжаловать акт налоговиков в течение месяца после его получения. Правильно это сделать вам поможет .

  • Если ошибки не обнаружены, налоговый орган не выдает плательщику никаких итоговых документов (за исключением проверки обоснованности возмещения по декларациям 3-НДФЛ и НДС), когда выносит то или иное решение. Подробнее о проведении камеральной проверки по НДС читайте в статье .

Камеральные проверки — это прерогатива только налоговых органов?

Проведение камеральной проверки осуществляется не только налоговыми органами, но и внебюджетными фондами, которые руководствуются ст. 34 ФЗ «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, а также таможенными службами в рамках Таможенного кодекса Таможенного союза.

В ходе камеральных проверок, проводимых таможней, таможенные органы также имеют право осуществлять запрос таможенных деклараций и прочих необходимых документов, получать доступ к объектам проверяемого лица, осуществлять прочие действия. О них рассказывается в статье .

Камеральные проверки представляют собой действенный инструмент в руках контрольных органов, поскольку позволяют получить немало информации о ведении хоздеятельности проверяемым лицом. Разобраться в тонкостях данной процедуры, а также избежать сложностей при ее прохождении поможет наша рубрика .

Камеральная проверка проводится по отношению к отчетности и документам, которые сам налогоплательщик подает в ИФНС, либо которые имеются у инспекции. Рассмотрим подробнее, что значит «камеральная проверка» и каков порядок ее проведения.

Отдел камеральных проверок в налоговой службе

В каждой налоговой инспекции существует отдел, занимающийся камеральными проверками. Таких отделов может быть несколько, тогда каждый имеет свое направление, например, камеральные проверки юрлиц, проверка деклараций по НДФЛ, проверка деклараций по налогу на прибыль и т.п.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами - налоговыми инспекторами, главная функция которых – контролировать соблюдение налогового законодательства на основании отчетности, представленной налогоплательщиками. «Камеральщики», в отличие от сотрудников отдела выездных проверок , не выезжают к налогоплательщику, а проверяют все документы на месте – в ИФНС.

Основные обязанности налогового инспектора отдела камеральных проверок следующие:

  • прием налоговых деклараций, расчетов, отчетов, бухгалтерских балансов и прочих документов, связанных с начислением и уплатой налогов и страховых взносов,
  • проведение камеральных проверок полученной отчетности и документов,
  • проведение встречных проверок, если необходимо – направление запросов в другие налоговые инспекции на проведение таких проверок,
  • рассмотрение вопросов возврата переплат по налогам, страхвзносам и иным платежам в бюджет,
  • сбор доказательственной базы по фактам нарушения налогового законодательства налогоплательщиками, подготовка материалов для применения санкций к нарушителям, в том числе для приостановления операций по банковским счетам в связи с непредставлением налоговой отчетности.

В целом же можно выделить такие главные задачи камеральной налоговой проверки, проводимой отделом, как:

  • проверка поступившей отчетности,
  • по итогам проверки – отбор налогоплательщиков для проведения углубленной «камералки»,
  • отбор налогоплательщиков, по которым возможно назначение выездной налоговой проверки.

Этапы камеральной налоговой проверки

Статья 88 НК РФ устанавливает порядок проведения камеральных проверок налогоплательщиков. «Камералка» проводится по любой отчетности, поступившей в ИФНС, и на это не требуется особого решения руководителя инспекции. Налогоплательщик о начале проверки не уведомляется.

Камеральная налоговая проверка проводится в несколько этапов:

  1. данные о представленной отчетности вносятся в автоматизированную систему ФНС;
  2. проводится сверка , показатели отчетного периода сверяются с такими же показателями предыдущих периодов, и сопоставляются с показателями, отраженными в других декларациях и отчетах;
  3. проверяется соблюдение сроков, установленных для представления той или иной отчетности;
  4. выявляются причины и основания для углубленной проверки;
  5. если нарушений не выявлено и оснований для углубленной проверки нет, то «камералка» заканчивается автоматически, без составления акта. Налогоплательщику об окончании проверки не сообщают.

При наличии противоречий или ошибок в отчетности, а также при заявлении льгот, НДС к возмещению , отчетности по налогам при использовании природных ресурсов и т.п., проводится углубленная проверка. Что означает камеральная налоговая проверка на данном этапе? Это значит, что налогоплательщик будет поставлен в известность о допущенных им нарушениях, в связи с чем у него запрашиваются пояснения и, возможно, потребуется внесение изменений в декларацию и сдача «уточненки» (п. 3 ст. 88 НК РФ).

На выполнение этих требований налогоплательщику отводится не более 5 рабочих дней со дня получения требования из ИФНС. При подаче уточненной декларации, после ее принятия срок камеральной проверки начинается заново.

Углубленная камеральная проверка является основанием для проведения таких процедур налогового контроля как: встречные проверки , экспертиза, допрос свидетелей, истребование или выемка документов и др.

Инспектор, проводящий «камералку» обязан рассмотреть все пояснения и документы, представленные налогоплательщиком в свое оправдание. Недопустимо запрашивать документы и сведения, не относящиеся к проверяемой отчетности, или не предусмотренные налоговым законодательством. Если факт налогового нарушения все же установлен, составляется акт камеральной проверки (п. 5, п. 7 ст. 88 НК РФ).

На некоторых региональных сайтах ФНС можно более наглядно ознакомиться со схемой камеральной налоговой проверки (например, на сайте УФНС РФ по Республике Алтай).

Сроки камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции в течение 3 месяцев с того дня, когда налогоплательщик подал отчетность, если замечаний по отчетности у проверяющих нет.

При выявлении нарушений в представленной отчетности, ст. 88 НК РФ дополнительно к 3 месяцам, в которые камеральная проверка проводится, предусматривает следующие сроки:

  • 10 рабочих дней – на составление акта камеральной проверки;
  • 5 рабочих дней с даты составления акта дается на его вручение налогоплательщику;
  • 1 месяц – срок, в течение которого налогоплательщик может подать свои возражения на акт проверки;
  • еще 10 рабочих дней дается руководителю ИФНС, чтобы рассмотреть материалы «камералки» и возражения налогоплательщика. На их основании он выносит решение о привлечении, либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение. В особенных случаях, если требуется проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, срок может быть продлен еще на 1 месяц.

Важные моменты, на которые необходимо обратить внимание гражданину

К амеральная проверка является одним из видов налогового контроля и одним из видов налоговых проверок налогоплательщиков со стороны налоговых органов (ст. 87 НК РФ). Камеральная проверка проводится как в отношении юридических, так и в отношении физических лиц. Особенно это касается граждан при подаче документов на получение налоговых вычетов. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции на основе налоговых деклараций и подтверждающих документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев с даты представления налогоплательщиком налоговой декларации и прилагающихся к ней документов, подтверждающих правильность расчетов и обоснованность запрашиваемых вычетов . Согласно информационному письму ФНС РФ б/н от 11.04.2006 г. камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев со дня подачи налогоплательщиком необходимых документов; не позднее дня, следующего за окончанием проверки, налогоплательщик извещается о результатах. Если во время проверки не было найдено расхождений и несоответствий, то налоговая инспекция направляет налогоплательщику письменное сообщение о проведенной проверке и о предоставлении налогового вычета и о порядке его получения.

На практике встречаются случаи, когда налоговые инспекторы самовольно определяют дату ее начала - не с даты подачи документов, а с даты получения документов на проверку . Такая практика является неправомерной, так как определенный налоговым законодательством трехмесячный срок начинает течь именно с даты подачи документов. Также в ряде случаев налоговые инспекции самовольно трактуют налоговое законодательство, отсчитывая срок начала проверки со дня вынесения решения о ее проведении. В этом случае налоговые инспекторы путают понятия «вынесение решения» (которого для камеральных проверок не нужно) и «дату передачи документов инспектору для проверки и исполнения».

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Судьи ФАС Московского округа в постановлении от 10.01.2002 г. № КА-А41/7839-01 отметили, что нельзя считать началом камеральной проверки ни дату вынесения решения о ее проведении, ни момент, когда инспектор приступил к исследованию представленных на проверку документов.

Таким образом, трехмесячный срок исчисляется с даты подачи документов в налоговый орган. Для подтверждения факта передачи документов налогоплательщику необходимо на втором экземпляре заявления на получение налогового вычета поставить отметку инспекции о принятии декларации и прилагаемых к ней документов.

Другим важнейшим моментом является представление документов, подтверждающих понесенные налогоплательщиком - физическим лицом затраты . Перечень документов, необходимых для получения каждой из категорий налоговых вычетов, налогоплательщику надо получить в налоговой инспекции по месту своей регистрации.

Подбирать документы на основании советов и мнений своих знакомых не следует, так как они могут не знать всех тонкостей и специфики рассмотрения именно в той налоговой инспекции, за которой вы закреплены. А при отсутствии необходимых документов налоговый инспектор не будет проводить проверку, так как начало проверки связано с одновременным наличием налоговой декларации и представлением налогоплательщиком необходимых подтверждающих документов. Согласно письму Минфина РФ от 13.04.2007 г. № 03-02-07/2-69 исчисление срока камеральной проверки начинается со дня, когда в налоговый орган представлены налоговая декларация и последний из подтверждающих документов.

Пример 1

Свернуть Показать

Руководитель ООО как физическое лицо представил в налоговую инспекцию для получения налогового вычета заявление, налоговую декларацию и пакет подтверждающих документов 1 июня. Однако пакет документов был неполным, и потребовалось представить еще ряд документов. Это было выполнено налогоплательщиком только 15 июня. Следовательно, трехмесячный срок будет исчисляться не с 1 июня (когда он принес документы и заявление), а с 15 июня (когда были принесены последние необходимые документы).

Налогоплательщик - физическое лицо должен представлять в налоговую инспекцию только те документы, которые подтверждают сведения, указанные в налоговой декларации и являющиеся основанием для получения налогового вычета . Согласно постановлению ФАС Волго-Вятского округа от 03.02.2005 г. № А43-19621/2004-32-840 в требовании о предоставлении документов налоговая инспекция должна четко указать, какие именно документы ей необходимы для проверки.

Пример 2

Свернуть Показать

При получении физическим лицом социального налогового вычета инспектор потребовал представить налоговую декларацию по форме 2-НДФЛ с места работы супруги. Налогоплательщик указал инспектору, что просьба незаконна, поскольку этот документ не включен в перечень необходимых документов для получения вычета. Кроме того, о требовании инспектора он сообщил руководителю ИФНС, который отменил его как незаконное и необоснованное.

Налоговый орган может также запрашивать у налогоплательщика и первичные документы (постановление Президиума ВАС РФ от 23.05.2006 г. № 14766/05).

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Согласно постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 19.07.2006 г. № Ф04-4489/2006(24669-А03-37) при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика только документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, в связи с чем в требовании о представлении этих документов подлежат указанию конкретные основания для их истребования.

Таким образом, от полноты комплекта представленных документов зависит начало проверки, ее окончание и получение налогоплательщиком имущественного налогового вычета.

В случае если в налоговой декларации в ходе проверки будут выявлены ошибки, неточности и/или расхождения с подтверждающими документами, то от физического лица - налогоплательщика могут потребовать уточненную налоговую декларацию . В этом случае трехмесячный срок будет отсчитываться от даты подачи уточненной налоговой декларации.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Согласно постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 06.06.2007 г. № Ф09-4282/07-03 сроки, установленные статьей 87 Налогового кодекса для проведения выездной и камеральной проверок, не могут быть применимы в отношении проверки уточненных налоговых деклараций и расчетов, так как эти сроки устанавливаются в качестве гарантии законных прав и интересов налогоплательщика.

При проведении камеральной проверки налоговые органы могут потребовать от налогоплательщика представлять дополнительные документы и пояснения по вопросам, возникающим в ходе проверки, а также потребовать внести изменения и дополнения в уже представленные документы . Это право предоставлено налоговым органам статьями 31, 88, 93 Налогового кодекса. Так, при проведении камеральных проверок инспектор вправе получать объяснения, затребовать у проверяемого лица необходимые сведения и получать документы, подтверждающие полноту и своевременность уплаты НДФЛ. Однако в названных статьях не закреплены ни сроки представления таких документов, ни порядок внесения исправлений. Это создает условия для субъективного рассмотрения вопросов налоговых вычетов в отношении налогоплательщиков - физических лиц.

Согласно пункту 4 статьи 88 Кодекса налогоплательщик имеет право пояснять сведения , содержащиеся в представленных им документах. Это позволит ему снять спорные вопросы в ходе первоначального рассмотрения документов, предотвратить затягивание проверки и, следовательно, избежать переноса сроков получения вычета. К сожалению, очень часто граждане дают комментарии и пояснения в устной форме, а наиболее «продвинутые» из них - в форме электронных писем на сайт соответствующей налоговой инспекции.

Однако это может иметь отрицательные для него последствия, так как устную информацию «в папку не подошьешь», а электронные сообщения не имеют соответствующих реквизитов и могут быть вообще не прочитаны нужным инспектором.

Также отрицательна для налогоплательщика и практика получения запросов и претензий в устной форме и по телефону. Необходимо помнить, что получение налоговых вычетов нужно самому гражданину, и поэтому процедуры общения с инспектором должны быть предельно формализованы и понятны, ведь в случае непредставления документов или получения путаных разъяснений процедуру придется повторить заново. Поэтому все запросы от налогового органа следует получать только в письменном виде, и ответы давать тоже только письменно, с простановкой отметки о вручении.

Мнение арбитражных судов поддержано и главным финансовым ведомством страны. В письме Минфина РФ от 24.08.2005 г. № 03-02-07/1-224 указывается, что истребуемые первичные документы могут подтвердить правильность и полноту уплаты налогов, при этом сам факт истребования не нарушает прав и свобод (и экономических, и гражданских) гражданина-налогоплательщика.

Кстати, все дополнительные документы и разъяснения гражданин подает только в случае, если инспектор найдет в налоговой декларации ошибки и неточности.

Проблемные ситуации, возникающие между гражданином и инспекцией при проведении камеральной проверки

При проведении проверок могут возникнуть ситуации, когда налоговый орган превысит свои права и полномочия, а заявитель-гражданин идет у него на поводу. Но это является не виной, а бедой налогоплательщика. Мало кто из заявителей подробно знает свои права и права инспектора. Кроме того, чисто психологически человек готов представить в контрольно-надзорные органы любой документ, чтобы приблизить положительное решение, да и менталитет русского человека таков, что он не будет лишний раз идти на конфликт с проверяющими. Мы рассмотрим лишь несколько возможных ситуаций, которые позволят физическому лицу не только получить вычет, но и пресечь попытки неправомерных действий налогового инспектора.

Повторная «камералка»

На практике возникают ситуации, когда налоговые органы после проведения камеральной проверки и вынесения положительного решения уведомляют налогоплательщика о проведении повторной камеральной проверки по «вновь открывшимся обстоятельствам» (некоторые из так называемых вновь открывшихся обстоятельств будут рассмотрены ниже). Однако Налоговый кодекс не содержит ни самого понятия «повторная налоговая проверка», ни требований и порядка ее проведения. Таким образом, требование о проведении повторной камеральной проверки является незаконным и необоснованным.

На стороне налогоплательщика в этом вопросе и мнение Минфина РФ, который в письме от 31.05.2007 г. № 03-02-07/1-267 указал, что проведение повторной камеральной проверки после вынесения решения незаконно. Налоговые инспекции могут проводить только проверку уточненных налоговых деклараций, подаваемых налогоплательщиком в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 81 Кодекса. Но такая камеральная проверка будет считаться не повторной проверкой, а проверкой, проводимой в рамках проверки уточненной декларации.

Необходимо помнить и тот факт, что камеральная проверка проводится только в течение трех месяцев после подачи налоговой декларации. Если же этот срок нарушен, то применять штрафные санкции к налогоплательщику налоговая инспекция не имеет права. Это подтверждается и арбитражной практикой, в частности, постановлением ФАС Дальневосточного округа от 09.08.2004 г. № Ф03-А73/04-2/1989.

Нестандартные расходы для ИП

Нередко включение у индивидуальных предпринимателей при получении профессиональных налоговых вычетов нестандартных расходов, которые налоговикам кажутся странными и необоснованными. Инспекторы в своей практической деятельности с большим подозрением относятся к тем расходам предпринимателей, которые не подпадают под стандартные и знакомые им. Это связано с тем, что налоговики плохо разбираются в тонкостях производственных процессов у индивидуальных предпринимателей и «скатываются» на столь знакомые и любимые ими обоснованные расходы у предпринимателей, занятых в сфере розничной торговли.

Однако на стороне налогоплательщика в этом вопросе арбитражная практика. Арбитражные суды при вынесении решений исходят из вида деятельности индивидуального предпринимателя (см., в частности, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.05.2006г. № А29-11853/2005а).

Задержка в перечислении вычета

На практике возможна и ситуация, когда после предоставления налогового вычета денежные средства не будут перечисляться гражданину в течение одного месяца или даже нескольких. В случае получения имущественного налогового вычета налогоплательщику будет перечисляться сумма излишне уплаченного НДФЛ с учетом предоставленного имущественного налогового вычета.

В соответствии с пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса возврат излишне уплаченной суммы налога доложен происходить в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате налога. Однако если возврат происходит после проведения камеральной проверки, то срок составит четыре месяца (3 месяца на проверку + 1 месяц на возврат по заявлению).

На практике налоговики придерживаются мнения, что возврат из бюджета сумм излишне уплаченного налога производится в течение месяца, который исчисляется с даты окончания камеральной проверки налоговой декларации и приложенных к ней документов.

Обратите внимание: практику в отношении срока предоставления имущественного налогового вычета налоговые органы распространили и на другие категории налоговых вычетов. На стороне инспекторов и арбитражная практика.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

В пункте 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 г. № 98 указано, что срок, в течение которого налогоплательщику должны вернуть из бюджета сумму излишне уплаченного налога/предоставить налоговый вычет, равен четырем месяцам.

Налогоплательщик - физическое лицо должен сам отслеживать срок поступления денежных средств на свой счет. Если срок поступления превысит один месяц, то на сумму излишне уплаченного налога, в соответствии с пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса, будут начисляться проценты за каждый день нарушения. Причем процентная ставка равна процентной ставке (ставке рефинансирования) ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата налога.

Предоставьте «первичку»!

Многие сталкивались с требованием представить первичные учетные документы для получения налогового вычета при проведении камеральной проверки. Такое «право» налоговикам предоставило письмо Минфина РФ от 26.01.2007 г. № 03-04-07-01/16, которое подменило понятие «подтверждающие документы» понятием «первичные документы», объединив их и по смыслу, и по правовой трактовке. Данный документ Минфина РФ был разослан ФНС РФ во все субъекты Федерации с пометкой для использования в работе, после чего и стали необоснованно запрашиваться первичные документы. Свою позицию Минфин РФ основывает на постановлении Президиума ВАС РФ от 23.05.2006 г. № 14766/05, согласно которому налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные документы и при проведении камеральной проверки. Однако имеется и противоположное мнение суда, правда, не такой высокой инстанции.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Согласно постановлению ФАС Северо-Западного округа от 26.12.2005 г. № А42-2859/2005 в случае выявления налоговыми органами при проведении камеральной проверки ошибок в заполнении документов или противоречий в сведениях, содержащихся в представленных документах, налоговый орган, согласно статье 88 Налогового кодекса, не имеет права истребовать первичные документы. Истребование первичных документов у налогоплательщика означает превращение камеральной проверки в выездную.

Налоговый кодекс не требует представлять в налоговые инспекции первичные документы, подтверждающие расходы. Но это относится к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, так как в этом случае организации придется практически парализовать всю бухгалтерскую и финансовую работу. Но, по нашему мнению, это не относится к налоговым вычетам, на которые претендует физическое лицо. В отношении всех категорий вычетов Налоговый кодекс требует представлять одновременно с декларацией и документы, подтверждающие произведенные расходы. Для физических лиц такими документами будут именно платежные документы (кассовые чеки, платежные поручения, СЛИПы по пластиковым картам) и товарные документы (счета, товарные чеки и т.п.). Поэтому, получив требование от налогового инспектора, проводящего камеральную проверку, представить расчетные и товарные документы, которые относятся к категории первичных документов, не следует вступать с ним в конфликт и демонстрировать знания налогового законодательства, а следует уточнить перечень документов и оговорить срок, в который они будут представлены. В этом случае результат конфликта будет отрицательным для гражданина.

У вас - вновь открывшиеся обстоятельства

Как уже отмечалось, при проведении камеральной проверки возможны и ситуации, когда налогоплательщику будет сообщено о так называемых вновь открывшихся обстоятельствах. К таким обстоятельствам могут быть отнесены случаи неподачи налоговых деклараций за какой-либо период или якобы имевшихся фактах сокрытия доходов.

Одним из таких случаев неподачи налоговой декларации может быть ситуация, когда физическое лицо было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя (а в 90-е годы ряд организаций и предприятий любил переводить своих сотрудников в ИП, не задумываясь о стратегических последствиях для себя и работников), но не осуществлявшего никакой хозяйственной деятельности и не открывавшего счетов в качестве индивидуального предпринимателя в кредитных организациях. Однако если налогоплательщик не осуществлял никакой деятельности в качестве ИП и налоговые органы не располагают информацией о том, что данное физическое лицо занималось предпринимательской деятельностью, то претензии отпадают сами собой.

Также при отсутствии фактов ведения предпринимательской деятельности отпадает и вопрос о непредоставлении налоговых деклараций, так как обязанность по предоставлению налоговых деклараций возникает при наличии объекта налогообложения.

В этом вопросе арбитражная практика на стороне налогоплательщика (см., в частности, постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2001 г. № А13-205/01-11, от 03.04.2001 г. № А26-5290/00002-07/341). И хотя указанные постановления были приняты в 2001 году, на сегодняшний день они не потеряли своей актуальности.

Также безосновательны будут и претензии налоговых органов за непостановку на учет в социальных фондах, потому что инспекторы могут предъявлять иски только в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом. А предъявление исков об обязанности налогоплательщика встать на учет в социальные фонды не предусмотрено Кодексом.

Другим довольно распространенным обстоятельством будет недекларирование дохода, полученного от реализации физическим лицом автотранспортного средства . При этом налоговые органы не утруждают себя обязанностью проверить, была ли реализация автомобиля и был ли получен доход от нее. Свою позицию они выстраивают на факте снятия автомобиля с учета в ГИБДД и поэтому - о факте его реализации.

То есть для налоговиков факт реализации связан с фактом снятия с учета, а доказательствами они себя не утруждают. Хотя бремя доказательства факта дохода возлагается на налоговый орган, а бремя доказательства факта расхода - на налогоплательщика (см. постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2005 г. № 2746/05). Но налоговые органы облегчают себе жизнь, перекладывая бремя доказательства на плечи налогоплательщика, действуя по старому принципу: «признание - царица доказательства». Кроме того, при реализации автомобиля по системе «трейд-ин» доказать факт получения дохода практически невозможно. В этом случае стоимость проданного автомобиля засчитывается в стоимость приобретаемого (покупатель оплачивает стоимостью старого часть стоимости нового автомобиля). Если же автомобиль был продан ниже цены, по который он был приобретен, то налоговой базы для исчисления дохода вообще не возникает.

Пример 3

Свернуть Показать

Физическое лицо реализовало автомобиль, который был им приобретен в 2000 г. за 200 000 руб., за 50 000 руб. В результате сделки им не был получен доход, так как транспортное средство было реализовано ниже цены приобретения.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 17.09.2002 г. № 3558/02 при рассмотрении вопросов, касающихся неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, лицо несет ответственность только при наличии вины.

Аналогичные претензии могут быть предъявлены физическому лицу и при реализации автомобиля лицом, которому транспортное средство передано по генеральной доверенности. Общеизвестно, что такая сделка является формой продажи автотранспортного средства. Но реализация автомобиля лицом, которому он передан по генеральной доверенности, еще не означает того, что он поделится частью дохода с тем физическим лицом, которое претендует на получение налогового вычета. Для снятия претензий гражданин может направить в налоговую письмо, в котором сообщить, что долю в доходах от реализации автомобиля он не получал, а с лицом, которому транспортное средство передано по доверенности и которое его реализовало, отношений не поддерживает.

Без вины виноватые

Налоговые органы практикуют привлечение физического лица - налогоплательщика к ответственности за неуплаченный налог . Часто это происходит в вузах с преподавателями-почасовиками, которым доход выплачивается, но по каким-то причинам не взимается НДФЛ. В этом случае обязанность по уплате налога возлагается на вуз как на налогового агента, который, в соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса, был обязан исчислить и уплатить налог за сотрудника в бюджет. Поэтому на основании статьи 123 Налогового кодекса ответственность за неисполнение вышеуказанной обязанности возлагается на организацию - налогового агента, а не на работника - физическое лицо. В этом случае на гражданина распространяются нормы пункта 2 статьи 109 Налогового кодекса, согласно которым лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения.

Работодатель тоже примет участие

Вопрос подачи физическим лицом документов на получение налогового вычета организации-работодателя напрямую вроде бы не касается. Но в случаях, если налогоплательщик - физическое лицо получал вычеты (стандартные, имущественные) по месту работы и по вопросам предоставления этих вычетов и их расчету у налогового органа появляются претензии, то возникают риски предъявления налоговых претензий к организации как к налоговому агенту и проведение проверки уже в отношении организации.

Важные моменты

Для того чтобы избежать возможных претензий к организации, необходимо организовать систему предоставления налоговых вычетов и бухгалтерскую работу так, чтобы впоследствии претензий не было.

Первоначально в организации внутренними документами необходимо установить порядок получения от сотрудников заявления на получение налоговых вычетов и форму заявления на их получение. Ряд организаций ошибочно считает, что достаточно один раз получить заявление на получение налогового вычета от сотрудника и в дальнейшем он будет предоставляться «автоматически». Такая позиция не верна и может повлечь штрафные санкции со стороны налогового органа за необоснованное занижение налоговой базы по НДФЛ.

Все заявления работодателю как налоговому агенту должны составляться по единой форме, с указанием статьи Налогового кодекса, на основании которой будет предоставляться налоговый вычет, и вида налогового вычета, которые получает работник. Часто возникает вопрос о необходимости представления в бухгалтерию организации-работодателя копии документов, подтверждающих законность запрашиваемого вычета. По нашему мнению, подтверждающие документы в бухгалтерию представлять необходимо, так как это позволит оправдать необходимость получения вычета работодателем как налоговым агентом.

Организация должна вести учет (в форме регистра управленческого учета) всех сумм предоставленных налоговых вычетов. Это необходимо для того, чтобы не возникло излишне вычтенных сумм и, как следствие, не появились претензии со стороны налоговых органов в занижении налоговой базы по НДФЛ.

Претензии, предъявляемые налоговыми органами организациям как налоговым агентам

Неверно исчислили налог

Самая часто встречающаяся претензия со стороны налоговых органов к налоговым агентам - это обвинение в невзимании налога и в его неверном исчислении (конечно же, в сторону занижения).

Часто налоговики обвиняют налоговых агентов в том, что они не удерживают сумму налога. Согласно пункту 5 статьи 226 Налогового кодекса в случаях, если налоговый агент не имеет возможности удержать у налогоплательщика сумму исчисленного налога, то он обязан в течение одного месяца сообщить в налоговую инспекцию по месту своей регистрации о невозможности удержать налог и о сумме налоговой задолженности. Ответственность по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса в этом случае возникнет при невыполнении налоговым агентом данных условий.

Централизованная бухгалтерия - меньше агентов

Нередко налоговики предъявляют претензии к организации, не являющейся агентом потому, что в организации учетом доходов и исчислением НДФЛ занимается централизованная бухгалтерия. В ряде организаций налоговый, бухгалтерский учет, исчисление и уплату налогов осуществляет централизованная бухгалтерия. Это практикуется в организациях, в которых существует так называемая «цеховая» система бухгалтерского учета (крупные промышленные и строительные компании). В этих организациях в структурные подразделения переданы только вопросы текущего бухгалтерского учета, а ряд стратегически важных вопросов (в том числе начисление и уплата налогов) возлагается на централизованную бухгалтерию.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Согласно постановлению ФАС Дальневосточного округа от 28.06.2006 г. № Ф03-А59/06-2/1799 в случае если бухгалтерский учет ведет централизованная бухгалтерия, то организация не признается налоговым агентом.

Следовательно, централизованная бухгалтерия будет признаваться законным и уполномоченным представителем налогового агента.

Запрет на средства налогового агента

Многие сталкивались с тем, что инспекция удерживала суммы не исчисленного и не перечисленного в бюджет налога за счет средств налогового агента. Согласно пункту 9 статьи 226 Налогового кодекса налоговым органам запрещается взыскивать сумму неуплаченного налога за счет средств налогового агента, так же как и налоговые агенты не могут уплачивать налог за счет своих собственных средств. В рассмотренной ситуации инспекция может только оштрафовать налогового агента согласно статье 123 Налогового кодекса.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

В постановлении ФАС Уральского округа от 02.11.2004 г. № Ф09-1319/04-АК указывается, что требовать уплаты налога с налогового агента можно только в том случае, если агент не удержал НДФЛ при выплате дохода физическому лицу.


Налоговые проверки всегда навевают ужас на предпринимателя. Но, как говорится, «Хочешь жить – умей вертеться». А вертеться часто приходится даже не самим предпринимателям, а их бухгалтерам. Если вы - предприниматель, то рано или поздно с проверками все-таки придется столкнуться. Проверки бывают выездные и камеральные. – самый распространенный вариант.

Что такое камеральная проверка? Камеральная проверка – это проверка уже сданных деклараций и другой отчетности в налоговой инспекции без выезда к налогоплательщику. производится на основании статьи 88 НК РФ.

Специального разрешения для проверки декларации не требуется. Камеральная проверка не может превышать срока 3 месяца, и начинается с момента предоставления деклараций и отчетности в налоговые органы.

Что проверяют налоговые органы при камеральной проверке?

  1. Своевременность предоставления деклараций.
  2. Арифметическую правильность расчетов.
  3. Полноту предоставления документов.
  4. Правильность оформления документов: указание реквизитов, наличие печати, подписей, четкость цифр.
  5. Правильность определения налоговой базы.
  6. Правильность использования налоговых ставок и льгот.

Часть камеральной проверки в Налоговых инспекциях делается автоматически:

  1. Сопоставляются показатели отчетности текущего и предыдущего периодов.
  2. Проверяются данные декларации или отчетности по одному налогу с данными в сопоставимых декларациях и отчетности по другим налогам (например, база выручки в отчетности (форме 2) должна соответствовать базе по НДС).
  3. Делается анализ информации по всем налогам и выводы о ее достоверности.

На основании этого налоговый работник делает вывод о качестве и полноте информации.

Если ошибок не обнаруживается, то на этом камеральная проверка и заканчивается.

В каких случаях камеральная проверка обязательна?

  1. Если налогоплательщик применяет льготы.
  2. Если в декларации указана сумма к возмещению.
  3. Если деятельность предприятия и начисление налогов связаны с использованием природных ресурсов.
  4. Если декларация сопровождается подтверждающими документами.

Если подается уточненная декларация, проверка декларации прекращается до ее окончания (пункт 9.1 статьи 88 НК РФ). При сдаче уточненной декларации, проверка начинается вновь.

Какие документы предоставлять в налоговую?

При проведении камеральной проверки налоговый инспектор может потребовать дополнительные документы (пункт 2 статьи 88 НК РФ).

  1. Документы, подтверждающие право на льготы.
  2. Приложения, не учтенные при сдаче декларации.
  3. Документы, подтверждающие право на возмещение налога.
  4. Документы по налогам при использовании природных ресурсов.
  5. Документы, подтверждающие разницу между данными налоговой инспекции и сданной отчетности.

Конкретного перечня запрашиваемых документов нет. Налоговые же требуют все и много.

Сроки предоставления документов.

Для получения подтверждающих документов налоговая отправляет в организацию или ИП требование, где указан перечень документов и сроки подачи. По законодательству документы предоставляются в течение 10 дней с момента получения требования. Если вы не укладываетесь в срок, то не позднее следующего дня со дня получения требования в налоговую инспекцию направляется запрос о продлении сроков и указанием причины.

В налоговую предоставляются копии документов, заверенные руководителем и главным бухгалтером и печатью. А также на каждом экземпляре должно быть написано: «Копия верна». Все документы описываются в перечне и предоставляются в 2 экземплярах, 1-в налоговую, 1-вам.

При проведении встречных проверок документы подаются в течение 5 дней. Если вы не укладываетесь в срок, то в любой из этих 5 дней нужно написать уведомление в налоговую с просьбой о продлении сроков и указанием причины.

Налоговая может затребовать только те документы, которые предусмотрены законодательством. Никаких сводных табличек, справок для налоговой в законодательстве не предусмотрено.

Если с вас требуют документы, уже учтенные в прошлых проверках, вы их предоставлять не обязаны (пункт5 статьи 93 НК РФ). Подтверждением данного факта является сопроводительное письмо или опись документов, сданных в налоговую и подписанных налоговым инспектором. Если они затерялись, придется все копии делать заново.

Если в результате проверки нарушений не выявлено, то налоговая не уведомляет об этом предпринимателей. Исключением составляет декларация по НДС к возмещению.

Если при камеральной проверке выявлены нарушения?

Если при проверке обнаружены нарушения, то инспекция в течение 3 рабочих дней обязана уведомить вас, выслав требование исправить документы. Исправление должно быть сделано в течение 5 рабочих дней.

Если при проверке выявлена недоимка, то в течение 10 дней с момента окончания проверки налоговая составляет акт с выявленными нарушениями. Акт вручается налогоплательщику в течение 5 рабочих дней.

Если налогоплательщик не согласен с решением налоговой инспекции, он в течении 15 дней со дня получения акта, может предоставить в налоговую письменные возражения.

В течение 10 дней после окончания срока для возражений выносится окончательное решение по итогам проверки. Решение должно быть вручено налогоплательщику в течение 5 рабочих дней и вступает в силу через 10 рабочих дней с момента его получения налогоплательщиком.

Налоговая может запросить документы в рамках дополнительного контроля, срок которого не более одного месяца (пункт 6 статьи101 НК), но только после составления акта о выявленном нарушении.

В действительно сроки обычно нарушаются со стороны налоговой инспекции. Для вас же, если вы не вовремя сдали документы, чаще всего ничего страшного не происходит. Сдадите позже. У налоговиков, кроме вас, волокиты хватает. Хотя, как говорится, на кого нарвешься. Желательно позвонить в налоговую и договориться о новых сроках.

Камеральная проверка не так страшна, как кажется. Это наиболее для вас удобный вариант – вы успеете подготовить недостающие документы.

И еще часто налоговики требуют какие-то несуществующие документы. Не торопитесь их делать. Предоставляйте в налоговую только те, которые, по вашему мнению, доказывают правильность сумм в ваших отчетах. Чем меньше документов – тем лучше для вас.

Бесплатная книга

Скорее в отпуск!

Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку "Получить книгу".