Штрафы по ндфл в году. Можно снизить штраф за неуплату ндфл, если у компании финансовые трудности. Кто должен платить

Обязанность по уплате НДФЛ может лежать на самом налогоплательщике - физическом лице, в том числе ИП, либо на налоговом агенте, выплачивающем облагаемые НДФЛ доходы физлицам (п. 1 ст. 227 , п. 2 ст. 214 , п. 1 ст. 228 , п. 1 ст. 226 НК РФ). За неуплату налога или несвоевременную уплату предусмотрены штрафы.

Штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом

По общему правилу если налоговый агент не удержит и/или не перечислит НДФЛ с дохода налогоплательщика, либо не полностью удержит и/или не полностью перечислит налог, то с налогового агента может быть взыскан штраф в размере 20% от суммы, которая необходимо было удержать/перечислить в бюджет (ст. 123 НК РФ). Правда, только в том случае, когда у агента была возможность удержать НДФЛ из доходов физлица. Ведь если гражданину был выплачен доход, к примеру, только в натуральной форме, то удержать с него налог нельзя (п. 4, 5 ст. 226 НК РФ , п. 21 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57). И в такой ситуации штраф к налоговому агенту неприменим.

Штрафа можно при неудержании/неперечислении можно избежать при соблюдении следующих условий (п.2 ст.123 НК РФ):

  • расчет по НДФЛ представлен в ИФНС своевременно;
  • в расчете отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет;
  • налоговым агентом самостоятельно уплачены сумма налога, не перечисленная в срок, и пени до того момента, когда агенту стало известно об обнаружении ИФНС факта несвоевременного перечисления НДФЛ или о назначении выездной налоговой проверки по этому налогу за соответствующий налоговый период.

В некоторых случаях налоговики пытаются взыскать с налогового агента помимо штрафа еще недоимку и пени.

Ситуация Что могут взыскать с агента кроме штрафа
Налоговый агент не удержал НДФЛ из доходов физлица Ничего. Недоимка не может быть взыскана, поскольку уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не допустима (п. 9 ст. 226 НК РФ). А если нельзя взыскать недоимку, то пени по НДФЛ начислять тоже нет оснований (Письмо ФНС от 04.08.2015 № ЕД-4-2/13600 )
Налоговый агент удержал НДФЛ из доходов физлица, но не перечислил его в бюджет — недоимку;
— пени (п. 1 , 7 ст. 75 , п. 5 ст. 108 НК РФ)

Штраф за неуплату НДФЛ самим налогоплательщиком

За неуплату или неполную уплату налога, возникшую в результате занижения налоговой базы, на физлицо может быть наложен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога или 40% при совершении деяния умышленно (

Для обычных физических лиц обязанность самостоятельно уплатить налог возникает не всегда, а только в случаях, когда они получают определенные виды доходов (например, от продажи имущества). Налог в этом случае уплачивается по итогам года на основании декларации.

Если же человек получал в течение года доходы только от работы по найму, то налог удерживает и уплачивает его работодатель, и декларацию подавать не требуется. В случае когда налог невозможно удержать, работодатель должен сообщить об этом в налоговые органы и самому налогоплательщику не позднее 1 марта следующего года (п. 5 ст. 226 НК РФ). И тогда физлицу самостоятельно придется декларировать и уплачивать НДФЛ.

Что же касается ИП, работающих на общей системе налогообложения, то они уплачивают налог на основании декларации со всех своих доходов. Кроме того, на них возложена обязанность перечислять авансовые платежи (пп. 6, 8, 9 ст. 227 НК РФ).

Несвоевременная уплата НДФЛ для всех категорий плательщиков наказывается штрафом в соответствии cо ст. 122 НК РФ в размере 20% от суммы просроченного платежа. В случае если налоговикам удастся доказать, что налог не уплачен умышленно, штраф увеличится в 2 раза — до 40% от суммы просрочки.

ВАЖНО! Речь идет именно об окончательном расчете по итогам года. За просрочку по авансам штраф не применяется. В этом случае начисляются только пени (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Уплата НДФЛ не вовремя произведена налоговым агентом — какие будут санкции?

Юридические и физические лица (ИП), которые выплачивают заработную плату и другие вознаграждения, должны в соответствии со ст. 226 НК РФ исполнять обязанности налоговых агентов.

Не знаете свои права?

Штраф за уплату НДФЛ не вовремя, произведенную налоговым агентом, начисляется в соответствии со ст. 123 НК РФ в размере 20% от суммы, которая должна быть перечислена или удержана.

Как не платить штраф за просрочку?

Многие думают, что гашение задолженности к моменту проверки (особенно если просрочка была незначительной) освобождает их от штрафа, и в этом случае достаточно будет заплатить пени. Но налоговики смотрят на это совсем по-другому.

Их мнение основано на том, что ст. 122 и 123 НК РФ не содержат никаких условий, предусматривающих освобождение налогоплательщика от ответственности в зависимости от периода просрочки. Данная позиция отражена, например, в письме Минфина РФ от 08.11.2016 № 03-02-08-65310.

Однако если просрочка составила 1-2 дня, плательщик может сослаться на это как на смягчающие обстоятельство (ст. 112 НК РФ) и попросить налоговый орган или суд о снижении размера штрафа. В подобных ситуациях суды иногда встают на сторону налогоплательщиков. Примером может служить постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.04.2016 № Ф05-4049/2016.

Налоговый агент не должен платить штраф, если он не мог удержать налог по объективным причинам. Например, если выплата производилась в натуральной форме и других платежей в пользу этого физического лица не было. Эта позиция основана на п. 4 ст. 226 НК РФ и содержится в п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.

За просрочку уплаты НДФЛ с налогоплательщиков взимаются штрафные санкции в размере от 20% до 40% от суммы неуплаченного налога, а с налоговых агентов — в размере 20%. Штраф можно снизить при наличии смягчающих обстоятельств, если удастся убедить в этом налоговиков или суд. Налоговый агент освобождается от штрафа за несвоевременную уплату НДФЛ, если докажет, что не мог удержать налог при выплате дохода.

Подскажите пожалуйста срок давности при несвоевременной уплате НДФЛ в бюджет с заработной платы сотрудника. Предшествующий бухгалтер видимо "забывал" начислять заработную плату в течении квартала (январь, февраль и март 2013), соответственно при ее начислении (в апреле) выявилось запоздалое перечисление налогов в ФНС и ПФ. Чем грозит такое нарушение, или же можно провести начисления за все три месяца в апреле 2013. И если это возможно, то чем можно оправдать такой поступок?С уважением,Татьяна

Сроки начисления и выдачи зарплаты организация должны закрепить в трудовом (коллективном) договоре, Положении об оплате труда, других локальных документах. Такой порядок следует из статьи 136 Трудового кодекса РФ. Несвоевременное перечисление НДФЛ и страховых взносов влечет начисление пеней и штрафов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Документальное оформление

Зарплату начисляйте на основании документов, которые:
– устанавливают систему, форму и размер оплаты труда сотрудника (Положение об оплате труда, штатное расписание, приказы о приеме на работу, трудовые договоры и т. д.);
– подтверждают выполнение норм выработки (наряды, книги учета выработки, табели учета рабочего времени);
– влияют на сумму зарплаты в конкретном месяце (служебные записки, приказы о поощрении и т. п.).

Это следует из положений статей 129, 132, 135 Трудового кодекса РФ и указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.

Типовые формы первичных документов для учета труда и его оплаты, а также указания по их применению утверждены постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1. Для некоторых отраслей разработаны специализированные унифицированные формы документов.

Сроки начисления и выдачи

Сроки начисления и выдачи зарплаты организация или предприниматель должны закрепить в трудовом (коллективном) договоре, Положении об оплате труда, других локальных документах. Такой порядок следует из статьи 136 Трудового кодекса РФ.*

Ответственность за несвоевременную выдачу зарплаты

Внимание: за несвоевременную выдачу зарплаты предусмотрена административная, уголовная и дисциплинарная ответственность (ст. 5.27 КоАП РФ, ст. 145.1 УК РФ, ст. 192 ТК РФ).

Кроме того, за задержку зарплаты сотрудникам должна быть начислена компенсация (ст. 236 ТК РФ). Подробнее об этом см:
– Как рассчитать компенсацию за задержку выплаты зарплаты;
– Как отразить в бухучете и при налогообложении компенсацию за задержку выплаты зарплаты.

Если же просрочка составит более 15 дней, сотрудники вправе приостановить свою работу (ст. 136 ТК РФ).

Н.З. Ковязина

заместитель директора департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России

Чтобы вовремя перечислить НДФЛ в бюджет, нужно определить:

  • дату получения дохода (ст. 223 НК РФ);
  • день, когда организация сможет удержать НДФЛ (п. 4 ст. 226 НК РФ);
  • срок уплаты НДФЛ (в зависимости от способа выплаты дохода) (п. 6 ст. 226 НК РФ).*

Дата получения дохода

Дата получения дохода – это день, в который возникает объект налогообложения по НДФЛ. Определяйте его в зависимости от вида дохода. Всего их два:

  • доходы, связанные с оплатой труда;
  • доходы, не связанные с оплатой труда.

К первому виду доходов, в частности, относятся:

  • зарплата;
  • премии;
  • вознаграждения по итогам работы за год;
  • доплаты за выполнение работ различной квалификации, при совмещении профессий, при работе в сверхурочное (ночное) время, в праздничные дни и т. д.

Полный перечень выплат, которые могут быть отнесены к доходам, связанным с оплатой труда, приведен в статье 129 Трудового кодекса РФ.

Ко второму виду относятся все остальные доходы, например:

  • дивиденды;
  • доходы по договорам гражданско-правового характера;
  • материальная выгода;
  • материальная помощь и т. д.

Даты получения доходов для целей обложения НДФЛ приведены в таблице.

Дата получения дохода при оплате труда

Датой получения дохода, связанного с оплатой труда, является последний день месяца, за который доход был начислен. Такое правило применяется независимо от того, в какой форме выплачивается доход – денежной или натуральной.* Это установлено пунктом 2 статьи 223 Налогового кодекса РФ.

Пример определения даты получения дохода в виде зарплаты для расчета НДФЛ

Начисленная сотрудникам ЗАО «Альфа» зарплата за декабрь прошлого года выплачена 13 января текущего года.

Датой получения дохода является 31 декабря прошлого года. Поэтому зарплата за декабрь включается в налоговую базу по НДФЛ за прошлый год независимо от фактической даты ее выдачи. Бухгалтер рассчитал налог в последний день месяца, за который была начислена зарплата.

В этот день он сделал проводку:

Дебет 70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»
– рассчитан НДФЛ с зарплаты сотрудников.

Дата удержания НДФЛ

После того как дата получения дохода определена, необходимо установить, когда организация сможет удержать НДФЛ. Для доходов в денежной форме это день выплаты денег человеку. НДФЛ с доходов, выданных в натуральной форме, удерживайте из любых денежных вознаграждений, выплачиваемых сотруднику.* При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов от суммы вознаграждения. Такие условия удержания НДФЛ установлены в пункте 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Сроки уплаты НДФЛ в бюджет

После того как дата удержания НДФЛ определена, можно установить срок перечисления удержанного налога в бюджет. Он зависит от формы дохода (денежная или натуральная) и от источника его выплаты.

НДФЛ с материальной выгоды и доходов, выплаченных в натуральной форме, перечисляйте на следующий день после фактического удержания налога.

НДФЛ с доходов сотрудников в денежной форме перечисляйте в следующие сроки:

  • в день получения денег в банке, если организация выплачивает доход наличными, полученными с расчетного счета;
  • в день перечисления денег на счета сотрудников, если организация выплачивает доход в безналичном порядке;
  • на следующий день после выдачи дохода, если организация выплачивает его из других источников.

Такой порядок предусмотрен пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса РФ.* При определении сроков уплаты налога удобнее пользоваться таблицей.

Ответственность за несвоевременную уплату НДФЛ

Внимание: если налоговый агент не исполняет своих обязанностей или исполняет их не полностью, его могут привлечь к налоговой ответственности.

При перечислении НДФЛ в бюджет налоговые агенты должны соблюдать сроки, установленные статьей 226 Налогового кодекса РФ.* Положения статей 227 и 228 Налогового кодекса РФ, согласно которым НДФЛ можно платить по окончании года, на налоговых агентов не распространяются. Такой порядок подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. № 1051/11.

Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы НДФЛ, подлежащей удержанию и (или) перечислению в бюджет:

  • если в установленный срок налоговый агент не удержал (не полностью удержал) налог из денежных средств, выплаченных контрагенту;
  • если в установленный срок налоговый агент не перечислил (не полностью перечислил) в бюджет удержанную сумму налога.

Это следует из положений статьи 123 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 19 марта 2013 г. № 03-02-07/1/8500.*

Применение штрафных санкций не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджет удержанную сумму налога (п. 5 ст. 108 НК РФ). Более того, налоговая инспекция может взыскать эти суммы в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Если НДФЛ перечислен в бюджет позже установленных сроков, то помимо штрафных санкций инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ).* Пени начислят в целом по организации с учетом даты получения дохода каждым сотрудником и фактических сроков удержания НДФЛ налоговым агентом (п. 2 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690).

Штрафа по статье 123 Налогового кодекса РФ можно избежать, если организация докажет, что у нее не было возможности удержать НДФЛ у сотрудника (п. 44 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5). При этом перечислять в бюджет сумму неудержанного НДФЛ за счет собственных средств налоговый агент не обязан (п. 9 ст. 226 НК РФ). Если удержать НДФЛ невозможно, то организация обязана в течение месяца уведомить налоговую инспекцию о неудержанной сумме налога (подп. 2 п. 3 ст. 24 и п. 5 ст. 226 НК РФ).

Если неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) может быть не только к налоговой, но и к административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199.1 УК РФ).

Оштрафовать налогового агента по статье 122 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК РФ). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна (ст. 106 НК РФ).

С.В. Разгулин

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

Сроки уплаты

По итогам текущего месяца сумму страховых взносов, рассчитанную нарастающим итогом с начала года и уменьшенную на сумму страховых взносов с начала года по предыдущий месяц, нужно перечислить во внебюджетные фонды. При этом сумму взносов, начисленных в ФСС России, можно дополнительно уменьшить на сумму расходов по обязательному социальному страхованию, понесенных организацией. Срок уплаты страховых взносов за текущий месяц – не позднее 15-го числа следующего месяца.* Если срок уплаты приходится на выходной (нерабочий, праздничный) день, перечислите страховые взносы в следующий за ним рабочий день.

Ежемесячные платежи по страховым взносам нужно перечислять в течение всего календарного года (ч. 4 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Перечислять страховые взносы нужно по местонахождению организации.

Пени за просрочку

Внимание: если ежемесячные платежи по страховым взносам были перечислены позже установленных сроков, контролирующие ведомства могут начислить организации пени (ч. 1 ст. 25 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).*

Штрафы за неуплату взносов

Внимание: если при проверке контролирующие ведомства выявят неуплату (неполную уплату) страховых взносов из-за занижения расчетной базы, неправильного расчета взносов или других неправомерных действий, организации придется заплатить штраф (ст. 47 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).*

Размер штрафа составит 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов. Если организация занизила страховые взносы умышленно, то размер штрафа увеличится до 40 процентов. Это следует из частей 1, 2 статьи 47 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пункта 2.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 5 мая 2010 г. № 120р.

Л.А. Котова

заместитель директора департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России

С уважением,

эксперт «Системы Главбух» Ханина Ольга.

Ответ утвержден:

Ведущий эксперт Горячей линии "Системы Главбух"

Гранаткин Сергей.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=14

  • Скачайте формы

Форма 6-НДФЛ - обязательная форма налоговой отчетности, которая представляется . Их обязанность представлять в налоговую инспекцию документы, необходимые для контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов, предусмотрена НК (пп. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ). Какая ответственность грозит за несдачу 6-НДФЛ (утв. Приказом ФНС от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@ ) или представление Расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, с ошибками, расскажем в нашей консультации.

Штраф за несвоевременную несдачу 6-НДФЛ

Если налоговый агент не сдаст вовремя в налоговую инспекцию Расчет 6-НДФЛ, он может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа. Штраф за несдачу 6-НДФЛ составляет 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для представления формы 6-НДФЛ (п. 1.2 ст. 126 НК РФ).

Данная ответственность предусмотрена как в случае несдачи Расчета, так и его представления с нарушением срока. К примеру, форма 6-НДФЛ за 2018 год будет сдана только 02.04.2019, хотя должна была быть сдана не позднее 01.04.2019. Соответственно, за 1 день просрочки со сдачей Расчета штраф уже составит 1000 рублей. Правда, в этом случае можно попытаться добиться смягчения наказания.

Штраф за ошибки в 6-НДФЛ

Если налоговый агент сдал Расчет вовремя, но налоговая инспекция обнаружила в нем недостоверные сведения, это грозит штрафом в размере 500 рублей (п. 1 ст. 126.1 НК РФ).

При этом не важно, сколько ошибок содержит форма 6-НДФЛ: штраф предусматривается не за каждое найденное несоответствие, а за сам факт сдачи Расчета с ошибками.

Если налоговый агент раньше налоговой инспекции обнаружил ошибки и сдал уточенный Расчет, штраф за недостоверные сведения платить не придется (п. 2 ст. 126.1 НК РФ).

О том, как сдать уточненку к Расчету 6-НДФЛ, мы рассказывали в .

Когда налогоплательщик проиграл судебную баталию и ему начислена недоимка по налогам (сборам), имеется ли возможность хотя бы снизить начисленную сумму штрафных санкций? На практике налоговики зачастую не учитывают обстоятельства, которые позволяют снизить размер штрафа минимум в 2 раза.

По общему правилу, при наличии смягчающих обстоятельств налоговый штраф должен быть уменьшен минимум в 2 раза (п.3 ст.114 НК РФ). Налоговая инспекция при вынесении решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения зачастую не учитывает у налогоплательщика наличие смягчающих обстоятельств для снижения штрафа (постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 11.06.1999 г. №41/9 и Конституционного суда РФ от 15.07.1999 г. №11-П).

Статьей 106 НК РФ предусмотрено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность в НК РФ.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут компании и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 и 18 НК РФ (п.1 ст.107 НК РФ).

В соответствии с п.1 ст.112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

При этом непредставление документов, например, по причине болезни главного бухгалтера должно быть документально подтверждено, иначе данный факт будет отклонен судом (Решение АС Нижегородской области от 04.10.2016 г. №А43-23657/2016).

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

Тяжелое материальное положение является смягчающим обстоятельством только для физического лица (Постановление АС Московского округа от 06.09.2016 г. №А41-100873/2015).


3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Иными словами, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, указанный в ст. 112 НК РФ, не является исчерпывающим.

Смягчающие ответственность обстоятельства за совершение налогового правонарушения устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст.114 НК РФ (п.4 ст.112 НК РФ).


Таким образом, судом, рассматривающим дело, так же как и налоговым органом при привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по результатам мероприятий налогового контроля, могут быть признаны смягчающими иные обстоятельства.

Как указано в п.19 постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 г. №41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ», если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в п.1 ст.112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 НК РФ.

Судебная практика рассмотрения смягчающих обстоятельств, позволяющих снизить штраф

Согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 г. №13-П, суды при наложении санкции должны учитывать характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции РФ недопустимо.

На практике налоговики в лучшем случае снижают штраф в 2 раза. Однако суды снижают штрафы в 10 раз и больше. Проанализируем, какие смягчающие обстоятельства позволяют существенно снизить штраф. Тяжелое финансовое положение компании позволило снизить размер штрафа за неуплату налога на прибыль и НДС с 846,9 тыс. рублей до 169,4 тыс. рублей, т.е. в 5 раз (Постановление АC Северо-Западного округа от 14.04.2017 г. №А13-7201/2015). А впервые совершенное правонарушение позволяет снизить штраф за неправомерный вычет НДС в 2 раза (Решение АС Ямало-Ненецкого АО от 17.04.2017 г. №А81-4/2017).

Штрафы налоговому агенту за неперечисление (несвоевременное перечисление) НДФЛ

В соответствии со ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, и компания, являясь налоговым агентом, обязана при перечислении заработной платы удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика, уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

Как показывает судебная практика, если речь идет об исполнении обязанностей налогового агента и, соответственно, снижении штрафа по ст.123 НК РФ, то суды оставляют без внимания такие причины налогового агента, как:

  • последствия ликвидации аварии в компании;
  • введение процедуры наблюдения сроком на шесть месяцев в рамках производства и связанная с этим приостановка деятельности организации;
  • снижение производительности работ;
  • отсутствие навигации и тяжелые погодные условия;
  • сложное финансовое положение;
  • важность налогоплательщика для города, в связи с созданием рабочих мест и обеспечением занятости населения.

Как отмечают суды, из положений ст.24 НК РФ следует, что налоговый агент должен не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из налогового законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния.

Функция налогового агента сводится к исчислению, удержанию из доходов налогоплательщика и своевременному перечислению в бюджет НДФЛ, но никоим образом не к распоряжению по своему усмотрению такими средствами.

В действительности, оставляя данный налог на предприятии, заявитель вместо исполнения обязанностей налогового агента незаконно использовал удержанные денежные средства в текущей деятельности компании.

Таким образом, вмененное компании налоговое правонарушение совершено умышленно, то есть компания осознавала противоправный характер своих действий.

В силу изложенного, довод компании о наличии на предприятии тяжелого финансового положения в целях признания такого обстоятельства, смягчающим налоговую ответственность и снижения размера наложенного штрафа суд не принимает. В рассматриваемом случае в действиях налогоплательщика суд усмотрел явное пренебрежительное отношение компании к исполнению своей обязанности как налогового агента на протяжении продолжительного периода, в связи с чем, применение пп.3 п. 1 ст.112 в корреспонденции с п.3 ст.114 НК РФ не будет соответствовать публичным интересам государства.

Цена вопроса в данном решении – штраф в размере 6, 6 млн рублей (Решение АС Сахалинской области от 17.04.2017 г. №А59-447/2017).

В подобном деле суд также не учел в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, добросовестность налогового агента и признание им вины в совершенном правонарушении, отсутствие неблагоприятных экономических последствий правонарушения и причиненного государству материального ущерба, тяжелое финансовое положение в проверяемом периоде, повлекшее несвоевременное перечисление НДФЛ, отсутствие умысла в совершенном правонарушении.

Судьи подчеркнули, что добросовестное исполнение обязанностей является нормой поведения. А средства, удержанные из доходов работников компании в качестве НДФЛ, не являются для налогового агента собственными и он не вправе самостоятельно ими распоряжаться.

Кроме того, судом было учтено, что ранее по результатам налоговой проверки компании уже принимался акт о привлечении к налоговой ответственности за неполное перечисление сумм НДФЛ (Определение АС Волгоградской области от 23.03.2017 г. №А12-41063/2016).

Добиться существенного снижения штрафа за неуплату НДФЛ даже при наличии нескольких смягчающих обстоятельств, в суде очень трудно (Постановления АС Северо-Кавказского округа от 30.01.2017 г. №А63-3695/2015, Уральского округа от 24.03.2016 г. №Ф09-1066/16).


Размер штрафа сам по себе не является достаточным основанием для его снижения. Как правило, налоговым агентам могут снизить штраф в 2 раза (за небольшую просрочку в перечислении НДФЛ). И исключением является снижение штрафа в 6,9 раза за несвоевременное перечисление НДФЛ (Постановление АС Дальневосточного округа от 05.10.2016 г. №Ф03-4598/2016).

«Пенсионные» штрафы

Можно ли снизить штраф за опоздание со сдачей пенсионной отчетности?

С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются гл.34 НК РФ.

Соответственно, при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться гл.15 НК РФ.

Однако, до 01.01.2017 г., по мнению специалистов ПФР, в пенсионном законодательстве не указаны обстоятельства, исключающие вину лица в связи с непредставлением страхователем в установленный срок отчетности, не определен порядок снижения сумм штрафов за данное правонарушение. Поэтому сумма штрафа не подлежит пересмотру и снижению.

Но, как свидетельствует судебная практика, размер штрафа можно существенно снизить. Нельзя однозначно сказать насколько будет снижен размер штрафа за позднюю сдачу отчетности. Суды по-разному оценивают наличие смягчающих обстоятельств.

В Постановлении от 19.01.2016 г. №2-П Конституционный суд РФ указывает на индивидуализацию содержания (объема) ответственности. То есть должны быть рассмотрены конкретные обстоятельства, которые послужили причиной несвоевременного представления отчетности для рассмотрения их судом при принятии решения о смягчении вины и снижении суммы штрафных санкций.

ПРИМЕР №1

Компания представила индивидуальные сведения по форме РСВ-1 с нарушением установленного срока на 4 месяца, что послужило основанием для привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 945 618, 26 рублей.

В качестве смягчающих обстоятельств компания привела в суде следующие факты:

  • отсутствие причинения существенного вреда государственным и общественным интересам, в связи с незначительностью нарушения срока предоставления сведений (4 месяца);
  • задолженности по страховым взносам не имеется;
  • совершение такого правонарушения впервые.

Компанией данное нарушение не оспаривалось, а в качестве причины была названа смена руководства и главных бухгалтеров, в связи с чем, была утеряна база расчета налогов.

Но данные доводы суд не принял, поскольку сам по себе факт уплаты взносов не влияет на правонарушение связанное с не представлением индивидуальных сведений, поскольку обязанность по уплате взносов и обязанность по представлению индивидуальных сведений являются различными.

Таким образом, решение ПФР оставлено в силе (Решение АС города Москвы от 24.03.2017 г. №А40-248810/2016).

В аналогичных делах (страхователи представили сведения индивидуального (персонифицированного) учета с нарушением установленного срока) суд признал соразмерной сумму штрафа в размере 1 000 рублей (Решение АС Ульяновской области от 10.01.2017 г. №А72-16860/2016), 8 000 рублей, т.е. снизил в 5 раз (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2017 г. №А60-57728/2016), 1 000 рублей, т.е. снизил в 8 раз (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2017 г. №А60-51998/2016).

В споре с фондом компании удалось снизить штраф со 131 000 рублей до 1 000 рублей, т.е. в 131 раз (Решение АС Республики Марий Эл от 01.12.2016 г. №А38-9108/2016). Арбитражный суд учел в качестве смягчающих ответственность следующие обстоятельства: признание совершения правонарушения, совершение правонарушения впервые, отсутствие негативных последствий для работников и бюджета, социально-значимый характер деятельности предприятия.

А в другом споре судьи, учитывая правовой статус и порядок финансирования страхователя, являющегося муниципальным бюджетным образовательным учреждением, посчитали возможным снизить размер штрафа с 33 000 рублей до 100 рублей, т.е. в 330 раз (Решение АС Алтайского края от 12.04.2017 г. №А03-3194/2017).


Значительного снижения штрафа удается добиться социально значимым компаниям. Например, суд принял во внимание то обстоятельство, что деятельность учреждения является социально значимой, направленной на сохранение здоровья населения, что оно обеспечивает работой 55 человек. Кроме того, суд отметил, что неуплата учреждением страховых взносов обусловлена его добросовестным заблуждением относительно применяемого тарифа (т.е. страхователь неправомерно применял пониженный тариф), неверным толкованием правовой нормы (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 г. №А50-18767/2016).

Можно ли учесть смягчающие обстоятельства при одновременном наличии отягчающих?

В НК РФ приведены лишь обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельством, совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. При этом лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа (п.2, п.3 ст.112 НК РФ).

А можно ли применить смягчающие обстоятельства при одновременном наличии отягчающих? Суды допускают такую возможность, поскольку установление отягчающих ответственность обстоятельств не является юридическим препятствием применения смягчающих обстоятельств (Постановление АС Центрального округа от 14.07.2015 г. №Ф10-2166/2015).

Налоговое законодательство не предусматривает запрет одновременного учета как отягчающих, так и смягчающих ответственность обстоятельств (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 08.02.2017 г. №А15-2171/2015).

Можно ли применить смягчающие обстоятельства для снижения размера пени?

Наличие смягчающих обстоятельств не поможет снизить размер пеней (Постановление КС от 17.12.1996 г. №20­П). Снижение суммы штрафа не несет за собой ущерба бюджету, поскольку согласно правовой позиции КС РФ (Постановление от 17.12.1996 г. №20-П, определение от 04.07.2002 г. №202-О), компенсацией потерь бюджета в связи с несвоевременной уплатой в бюджет налогов является пеня, которая представляет собой дополнительный и обязательный платеж в бюджет.

Арбитражные суды опираются на вышеприведенную позицию КС РФ (Постановление АС Московского округа от 02.02.2017 г. №А40-66585/2016). И размер сниженного штрафа не имеет значения, поскольку «…из совокупности положений указанных норм не следует, что при наличии смягчающих обстоятельств подлежит снижению помимо штрафа за совершение налогового правонарушения еще и размер пени, т.е. денежной суммы, подлежащей выплате в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки, которая является способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов» (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 г. №А68-5374/2016).