Государственный и муниципальный секторы экономики. Современное состояние государственного и муниципального секторов. Экономика государственного и муниципального сектора: Учебное пособие Становление государственного и муниципального сектора экономики

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

Введение

1.1 Государственный сектор экономики

1.2 Муниципальный сектор экономики

1.3 Общественный сектор

2. Понятие общественного блага и его основные свойства

Заключение

Список литературы

Введение

Государственный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе. На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Эта проблема определяет необходимость изучения функционирования государственного и муниципального сектора экономики, влияние госсектора на протекания рыночных процессов в России. Актуальность темы подчеркивают современные тенденции увеличения государственного вмешательства во все сферы жизнедеятельности, особенно в экономическую сферу. Наблюдаемая сегодня централизация государственной власти находит свое проявление в поведении госкорпораций, монополизирующие основные сферы экономики страны. Многие инструменты экономической политики российского государства находятся в состоянии становления. С развитием рыночных отношений и повышением уровня их зрелости, с более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма будет претерпевать изменения и государственное регулирование экономики.

1 Содержание понятий государственный и муниципальный сектор. Общественный сектор

1.1

Государственный сектор экономики представляет собой совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из государственного бюджета. Границы государственного сектора в переходной экономике довольно подвижны. Из-за набирающей силу корпоратизации и приватизации предприятий существует большое разнообразие смешанных государственно-частных структур. В настоящее время статистика большинства стран с переходной экономикой обычно исключает из рамок госсектора предприятия, находящиеся в процессе приватизации, причем даже в тех случаях, когда доля государственной собственности в их капитале остается значительной. Поэтому общий объем государственного имущества за счет государственных пакетов акций и далей в капитале смешанных предприятий оказывается гораздо больше, чем собственно государственный сектор.

Отношение к государственному сектору экономики и после десятилетия рыночных реформ остается одним из наиболее спорных вопросов. Начало рыночной трансформации в большинстве стран было связано с ультралиберальными настроениями в отношении к государству как собственнику и в оценке возможности эффективного функционирования государственных предприятий. В надеждах на чудеса приватизации правительства постсоциалистических стран явно недооценили потенциал госкапиталистической модели компаний в переходной экономике. Сейчас понятно, что причиной этому скорее были политические предпочтения, чем трезвый экономический расчет.

В общем виде государственный сектор можно представить как совокупность элементов, которые связаны между собой принадлежностью к государственной собственности, выполняющая свои функции для достижения установленных государством целей. В ряде случаев, чтобы очертить сферу деятельности государственного сектора экономики, используются критерии общественной полезности, общественной активности. Однако содержание указанных критериев может меняться.

Некоторые авторы под понятием государственной собственности подразумевают предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность), а под государственным сектором объем вмешательства государства в экономическую жизнь. В рамках данного подхода рассматривает расширенная трактовка государственного сектора, согласно которой он представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. При этом ресурсы, которыми распоряжается государство - это не только организации, находящиеся в его собственности, но и финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения предписанных ему функций. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором - об их потоке. /1, C.55/.

Другие авторы, понимают под государственной собственностью все материальное и нематериальное имущество, находящееся в распоряжении государства, а под государственным сектором совокупность государственных организаций и учреждений, либо комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Однако однозначно утверждать истинность только одной из данных точек зрения достаточно сложно.

Из проведенного анализа видно, что хотя категории государственный сектор и государственная собственность являются взаимопересекающимися, однако они не идентичны. государственный муниципальный общественный

Вместе с тем в научных публикациях встречается расширенная трактовка госсектора, помимо хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, включают все уровни законодательной и исполнительной власти, занимающиеся управлением и регулированием экономики, а также обеспечивающая их система финансов. В этом случае функции государственного сектора в экономике отождествляется с государственными функциями регулирования экономики.

В современных условиях особо следует обратить внимание на принадлежность к государственному сектору информационных ресурсы, которые выступают в современной экономике в качестве объекта собственности. Трудно переоценить роль данного ресурса в повышении эффективности всей экономической системы страны.

Государственный сектор экономики представляет собой, таким образом, системно структурированное множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции в интересах достижения установленных государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом системы организации функционирования современной рыночной экономики и управления ею.

Итак, из всего выше перечисленного можно сделать вывод о том государственный сектор является определяющим и необходимым звеном для всей страны в целом. Понятие государственного сектора носит сложный многоаспектный характер, ввиду неоднозначности определения структуры государственного сектора. Понятие государственного сектора включает в себя множество экономических, правовых отношений. На сегодняшний день наиболее актуально применение расширенной трактовки госсектора, включающей в себя ресурсную базу, все уровни законодательной и исполнительной власти, систему финансов, госкомпании и госкорпорации, госпредприятия.

1.2 Муниципальный сектор экономики

Муниципальный сектор экономики - совокупность первичных (низовых) единиц - муниципальных образований, каждое из которых представляет форму территориальной организации и деятельности населения, сочетает производственные, социальные и управленческие функции на определенные территории.

Под муниципальным сектором экономики понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными (бюджетными) учреждениями, муниципальной казны, а также имущественных прав органа местного самоуправления, вытекающих из его участия в коммерческих организациях.

В вопросе формирования института местного самоуправления в Российской Федерации одно из центральных мест занимает проблема обеспечения экономической самостоятельности муниципальных образований. К сожалению, с момента возникновения де-юре местного самоуправления государство в отношении данного демократического института вело себя крайне непоследовательно, что, естественно, не способствовало успешному развитию муниципалитетов. Политика жесткой централизации финансовых ресурсов, проводимая в Российской Федерации, практически лишила органы местного самоуправления какой-либо экономической самостоятельности, сделав их заложниками бюджетной политики субъектов федерации. Тем не менее, объем собственных расходных полномочий местных органов власти не уменьшился, а наоборот, пополнился дополнительными расходами, возникшими в связи с принятием разнообразных российских законов и законодательных актов субъекта Федерации, не обеспеченных финансовыми источниками. Органы местного самоуправления, как самые близкие к населению органы власти, объективно становятся адресатами для экономических претензий граждан и структур, чьи права оказываются нарушенными вследствие отсутствия финансирования тех или иных законов.

Муниципальный сектор экономики представлен муниципальными унитарными предприятиями. Основная сфера деятельности - жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство, незначительно присутствуют торговля, строительство, сельское хозяйство, бытовое обслуживание населения. Имеется тенденция к сокращению числа муниципальных предприятий, работающих в «рыночных» сферах. Как правило, МУП остаются там, куда коммерческий капитал средств не вкладывает в силу малой доходности бизнеса.

1.3 Общественный сектор

«Общественный сектор является совокупностью ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства и общественных организаций (в том числе органов местного самоуправления)». Еще Пигу выдвигал мнение о том, что перераспределение дохода в обществе служит увеличению его благосостояния. Дж. М. Кларк под сбалансированным обществом понимал сочетание частной деятельности и общественного контроля, направленных на обеспечение равновесия между частными и общественными интересами. В настоящее время актуален подход рассмотрения как рыночных механизмов, так и общественного сектора с позиции теории прав собственности. В связи с этим общественный сектор становится механизмом уменьшения трансакционных издержек. Общественный сектор экономики - это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ.

Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности. Помимо названных институтов, к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества. Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.

Общественный сектор представляет собой такую область экономики или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфические условия:

Рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;

Производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

Экономическое равновесие между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно- финансовой политики.

Общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики. Структура общественного сектора неоднородная и включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, с другой - существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами. Масштабы общественного сектора характеризуется как размерами государственной собственности (запас ресурсов), так и объемом государственных доходов и расходов (потоки собираемых и расходуемых средств). Общественный сектор традиционно занимает прочные позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные исследования, образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство.

В новых условиях хозяйствования, когда государство выступает как один из субъектов рынка, а в общественном секторе начинают взаимодействовать наряду с государственными и общественные, некоммерческие, частные, смешанные организации возникает необходимость изменения организационно-функциональной конструкции государственных финансов, которая позволит, сохраняя регулирующую роль государства, обеспечить баланс между объемом общественных потребностей и возможностями их удовлетворения. Реальное существование этих по природе рыночных явлений в нерыночном общественном секторе обуславливает необходимость нерыночного механизма балансирования, включенного в рыночный экономический оборот общественного сектора. В рыночном секторе подобным механизмом является процесс свободного ценообразования, в результате которого устанавливается равновесие между спросом и предложением на частные блага. Но и в этом случае рыночное равновесие строится на косвенных институциональных ограничениях, обозначаемых государством (налоги, субсидии, лимитирование уровня цен).

В общественном секторе регулирующий механизм имеет принципиальную иную конструкцию и специфику, обусловленную особенностями спроса и предложения общественных благ. Природа общественных благ обуславливает необходимость равномерного удовлетворения спроса на них. Предложение же общественных благ отличается тем, что реализуется государственными и общественными организациями, хотя большую часть затрат на получение этих благ несут на себе потребители, то есть члены общества - в виде налогов, добровольных платежей. На обеспечение равновесия между спросом и предложением на общественные блага влияет в большой степени та часть указанного процесса, которая реализуется в государственном секторе, так как значительный объем общественных благ производится именно здесь. Такого рода механизм балансирования в отечественной литературе называют финансово-бюджетным. Равновесие, которое устанавливается между спросом и предложением на общественные блага определяют как «бюджетное равновесие». Концепция бюджетного равновесия раскрывает природу и сущность механизма создания и распределения, общественных благ, и с учетом коллективного характера их потребления, отражает необходимость использования принудительных и обязательных инструментов воздействия на субъекты хозяйствования для обеспечения возможности формирования общественных благ.

2 Понятие общественного блага и его основные свойства

Общественные блага в Национальной экономической системе, во-первых, выступают как наиболее сложный процесс по своей внутренней структуре, а также по факторным условиям его формирования. Во-вторых, общественные блага являются результатом функционирования особого сектора экономики - общественного сектора. В-третьих, общественное благо является важнейшим представителем в экономике - услуги. В-четвертых, внутри общественного сектора существует глубокая спецификация организаций, учреждений, производящих конкретное общественное благо.

В экономической литературе существует множество определений общественного блага. Например, Борисов А. Б. в Большом Экономическом словаре под общественными благами понимает товары и услуги, поставляемые государством на нерыночной основе. /4, с. 546/. В этом определении существует два положения, которые неправильно отражают специфику производства общественных благ в общественном секторе. Во-первых, это не товары, а во-вторых, они не создаются на нерыночной основе. Первое неправильное толкование расширяет общественное благо. Неправильность второго толкования основано на непонимании того факта, что специфическое финансирование производства общественных благ через бюджетную систему наоборот свидетельствует о рыночной основе.

На основе экономической теории можно дать следующее определение общественному благу. Общественное благо - это специфический вид услуги, производимой в общественном секторе в экономике для общего (вплоть до одновременного) потребления физическими и юридическими лицами.

Исходя из данного определения можно выделить следующие признаки общественных благ:

Общественное благо - это специфический вид услуги. В специфическом секторе используются специфические факторы;

Общественное благо потребляется сообща, вплоть до единовременности этого процесса;

Общественное благо по своей сути удовлетворяет социальные потребности.

«Классическим примером общественного блага служит маяк. Его строительство может оказаться экономически обоснованным, если выгоды превысят производственные затраты. Однако выгода, приходящая на долю каждого пользователя маяка, не может окупить приобретение такого крупного и неделимого продукта. Во всяком случае, после введения маяка в эксплуатацию его сигнальный свет служит ориентиром для всех судов. Практически нет способа исключить для некоторых кораблей возможность пользоваться выгодами маяка. Свет маяка виден всем, и если судовладелец предпочитает за них не платить, капитану корабля нельзя запретить пользоваться сигналами маяка. Экономисты называют это явление проблемой «фрирайдера»: люди могут пользоваться выгодами некоего продукта, не неся никаких издержек на его производство». /1, с. 238/

Общественные блага отличаются двумя свойствами: неконкурентоспособностью и неисключаемостью. Под неисключаемостью подразумевается техническая невозможность или запретительно высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей. «Под неисключаемостью в потреблении понимается невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством и потреблением определенного товара. Невозможно, к примеру, запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, принимать радиопередачи. Неисключаемость может возникнуть как в результате невозможности физически исключить кого-либо из пользования данным благом (как в случае пешеходов, гуляющих по освещенной улице), так и вследствие чрезвычайно высоких затрат на исключение в сравнении с возможными выгодами продавца. Принято различать техническую невозможность и экономическую нецелесообразность исключения общественных благ. Если общественное благо совершенно неделимо, то практически невозможна его исключаемость. Если затраты на достижение исключаемости общественного блага достаточно высоки, то есть требуются огромные средства на осуществления контроля за допуском людей к общественному благу, исключаемость может оказаться экономически неоправданной. Так, городской парк отдыха можно оградить, поставить охрану, сделать парковые услуги объектом потребления и использования теми группами населения, которые способны платить за оказанные услуги. Но возможна такая ситуация, когда плата за услуги городского парка не сможет покрыть огромных затрат на возведение ограды вокруг парка и на содержание работников охраны и кассиров. Следовательно, достижение исключаемости общественного блага в виде отдыха в городском парке будет экономически нецелесообразно.

Неконкурентоспособность общественного блага предполагает, что благо неделимо, не может быть «расфасовано» и продано поштучно, неизбирательно и потребляется совместно. Неконкурентность общественного блага означает, что потребление общественного блага одним человеком не сокращает потребления другого индивида». Общественное благо остается доступным для использования всеми в неуменьшающемся количестве и качестве. Типичным примером неконкурентности потребления может служить национальная правовая система. Потребление услуг национальной правовой системы как общественного блага не уменьшает и не ухудшает положение населения в связи с появлением на свет новых граждан страны. В общем, наличие свойств общественных благ в их крайних случаях - конкурентность и неконкурентность, исключаемость и неисключаемость - позволяет проводить границы между различными видами благ.

Заключение

Государственный сектор экономики представляет собой системно структурированное множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции в интересах достижения установленных государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом системы организации функционирования современной рыночной экономики и управления ею. Под муниципальным сектором экономики понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными (бюджетными) учреждениями, муниципальной казны, а также имущественных прав органа местного самоуправления, вытекающих из его участия в коммерческих организациях.

Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности. Помимо названных институтов, к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества.

Список литературы

1. Алехин Э.В. Государственный и муниципальный сектор экономики в Российской Федерации. Учебник. Пенза, 2011.

2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекий. - М.: Юридическая литература, 2002.

3. Асаул А.Н. Роль государства в смешанной системе хозяйствования // Регион: политика, экономика, социология. 2006, № 1-2

4. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. Уч.

Пособие М.: ИНФРА-М, 2008.

5. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Изд 2- е перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2004.

6. Вечканов Г.С. Экономическая теория: учеб. для вузов/Вечканов Г.С. - СПб.: Питер, 2009.

7. Орешин В.П. «Государственное регулирование национальной экономики», 2006.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Государственный сектор в системе регулирования смешанной экономики. Общая характеристика смешанной экономики. Государственный сектор - часть государственной экономики, контролируемая государственными органами. Государственный сектор в экономике России.

    контрольная работа , добавлен 02.01.2009

    Общая характеристика предпринимательской деятельности. Признаки и классификация фирм. Организационно-правовые формы юридических лиц: хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2015

    Функционирование государственного и частного секторов экономики России. Государственно-частное партнерство и его роль в структурных преобразованиях экономики. Международный опыт развития государственно-частного партнерства в экономически развитых странах.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2014

    Муниципальный сектор в структуре национального хозяйства. Современное состояние муниципального хозяйства (на примере Егорьевского муниципального образования): жилищно-коммунальная сфера, малый бизнес, строительство, образование, молодежная политика.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2011

    Сущность государственного сектора в регулировании экономики. Проблемы регулирования экономики через государственную собственность. Экономика Республики Беларусь, как объект регулирования. Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2010

    Разнообразие экономических теорий, факторы, влияющие на их формирование. История экономических учений. Масштабы деятельности государственного сектора. Государственный и негосударственный сектор производства общественных благ, сравнительная характеристика.

    реферат , добавлен 23.01.2011

    Понятие государственных и муниципальных предприятий. Размер уставного фонда унитарного предприятия. Гражданская правоспособность государственных муниципальных образований. Критерии эффективности работы предприятий. Факторы, влияющие на эффективность.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2014

    Муниципальный сектор в структуре национального хозяйства. Юридические и социально-экономические признаки и свойства МО; правовая база. Общие понятия муниципального хозяйства: структура, типы, группы, модели организации, особенности управления, ресурсы.

    презентация , добавлен 11.10.2013

    Функции государства в рыночной экономике. Современные методы государственного регулирования. Прогнозирование экономики. Экономическое программирование. Государственный сектор в рыночной экономике. Государственные ассигнования на науку.

    реферат , добавлен 06.03.2007

    Сущность экономических интересов, их цели и средства, основные виды. Направления совершенствования предпринимательства, деятельности субъектов государственного и муниципального секторов экономики. Специфика противоречий системы экономических интересов.

Введение

1. Государственный и муниципальный секторы экономики. Современное состояние государственного и муниципального секторов

2. Финансовая политика России в современных условиях. Содержание финансовой политики. Управление государственным долгом

Заключение

Список литературы

Введение

Финансы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях).

1. Государственный и муниципальный секторы экономики. Современное состояние государственного и муниципального секторов

Государственный сектор - совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.

Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.

Муниципальный сектор экономики — это ограниченный границами муниципального образования сектор хозяйственных отношений, ориентированный на поддержание и развитие тех сфер национальной экономики, которые отнесены к компетенции муниципальных властей. Как правило, отнесенные к компетенции местных органов власти вопросы принадлежат к разряду оперативных и должны разрешаться в минимальные сроки в установленном порядке их рассмотрения. Функционировать в муниципальном секторе экономики могут предприятия любой формы собственности, целью которых является удовлетворение муниципального интереса.

Доля государственного сектора экономики в 2009 г. в общем объеме производства составит 8,9% против 9,1% в 2008 г.

В топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) к государственному сектору экономики относятся:

В угольной промышленности — 151 предприятие;

В нефтяной промышленности — открытые акционерные общества «НК «Роснефть», «Восточная нефтяная компания», «ОНАКО» и «Сибур», которые добывают около 26% нефти, а также государственные компании по трубопроводной транспортировке нефти и нефтепродуктов «Транснефть» и «Транснефтепродукт»;

В электроэнергетике — РАО «ЕЭС России», его дочерние региональные акционерные общества, атомные электростанции.

Удельный объем продукции, производимой государственным сектором экономики ТЭК, составил в 2008 г. около 46% от всего промышленного производства комплекса против 55% в 2007 г.

Удельный вес продукции государственного сектора экономики в общем объеме продукции черной металлургии в 2009 г. должен, по прогнозу составить 1,5%, цветной — 2,4%.

В гражданском машиностроении в 2008 г. в основном завершен процесс приватизации. Из 1562 предприятий и организаций машиностроительного комплекса более 90% преобразованы в акционерные общества. Полностью в комплексе выкуплено 1165 предприятий и организаций. В 2008 г. в составе государственного сектора экономики находилось 168 предприятий. Удельный вес продукции, выпускаемой на предприятиях государственного сектора, составляет менее 1% от общего объема продукции машиностроения.

В государственном секторе химического комплекса в настоящее время находятся 154 предприятия, из них 8 акционерных обществ — с преобладающей долей государства (более 50%). Удельный вес объема продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора химической и нефтехимической промышленности, в общем объеме продукции составляет 10%, микробиологической — 19, медицинской — 21%.

Удельный вес объемов продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора экономики, в общем объеме продукции оборонного комплекса составляет 49%. Прогнозируется дальнейшее уменьшение количества государственных предприятий оборонного комплекса до 450, возрастание количества казенных предприятий с 5 до 25 единиц. Число предприятий, акционированных со 100%-ым участием государства, должно составить в 2009 г. 58 единиц. Продолжится процесс формирования государственных научных центров и федеральных научно-производственных центров, новых интегрированных компаний и корпораций. Общее количество интегрированных структур в оборонной промышленности возрастет в 2009 г. до 60 единиц против 37 единиц в 2008 г.

В лесопромышленном комплексе к государственному сектору экономики относится около 18% предприятий. Доля государственного сектора в общем объеме товарной продукции лесопромышленного комплекса составляет 5%.

Удельный вес сельскохозяйственной продукции, произведенной в государственном секторе, в общем объеме составляет 17,4%.

Удельный вес государственного сектора в общем объеме перевозок составил в 2008 г. 58,4% против 53,5% в 2007 г.

Предприятия железнодорожного транспорта сохраняются в государственной собственности.

Удельный вес платных услуг населению предприятиями связи государственного сектора экономики составляет 88%.

На долю организаций государственной собственности (включая муниципальную) приходится 8% общего объема розничного товарооборота через все каналы реализации.

Удельный вес предприятий государственного сектора в общем объеме реализации платных услуг населению составляет 42%.

По жилищно-коммунальным услугам доля предприятий государственного сектора составляет 70,9%, услугам учреждений культуры — 58,9, пассажирского транспорта — 56,9, связи — 33,8, санитарно-оздоровительным услугам — 25,8%.

Основным источником финансирования отраслей социально-культурной сферы являются бюджетные средства, доля которых составляет 79—82% от общих расходов на эти цели.

Предполагается и далее осуществлять структурную перестройку сети учреждений социально-культурной сферы, направленную на формирование и развитие системы негосударственных учреждений. Продолжится передача части учреждений социально-культурной сферы из федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, что позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на оказании государственной поддержки ведущим учреждениям и на реализации приоритетных направлений развития комплекса.

Удельный вес организаций государственной формы собственности в общем количестве научных организаций составляет около 73%. Важным компонентом современной научно-технической политики стало формирование сети государственных научных центров (ГНЦ), численность которых достигла 58.

На долю предприятий государственного сектора экономики в 2008 г. приходилось около 21% от общего объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования против 22% в 2007 г. Ожидается дальнейшее сокращение объемов инвестиций на 16% от уровня 2007 г.

В 2009 г. удельный вес инвестиций в основной капитал предприятий государственного сектора экономики составит 20%. Прогнозируется сокращение инвестиций на 9% от ожидаемого в 2008 г. В условиях недостаточности государственных инвестиционных ресурсов бюджетные средства в 2009 г. направляются только на погашение кредиторской задолженности по строго ограниченному кругу программ.

В 2008 г. численность работников на государственных предприятиях была 14,15 млн. человек, что составило 26,6% от общей численности работников, занятых в экономике. На долю основных производственных отраслей в государственном секторе экономики приходится около 40% численности работающих.

Основой системы управления в государственном секторе экономики является четкое определение его составляющих и осуществление их государственного учета и регистрации.

Одним из основных направлений институциональных преобразований в государственном секторе является процесс сужения сферы применения права хозяйственного ведения.

Продолжается процесс передачи как самих предприятий, так и других объектов федеральной собственности в собственность субъектов РФ. Прежде всего это касается объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

2. Финансовая политика России в современных условиях. Содержание финансовой политики.

муниципальный сектор финансы долг

Финансовая политика - основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.

Во все времена главной целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества.

Финансовая политика - это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Политика охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике. Финансовая политика имеет самодовлеющее самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.

Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа :

1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;

2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов, а также разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.

Финансовая политика должна быть направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они - материальная база любых преобразований.

Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа: привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств. На 1-м этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования. На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственных гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов. 3-й этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств.

Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.

Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые.

Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом .

Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием.

Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренними и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов.

Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.

Заключение

Финансовая политика - это система мер по управлению, распределению и аккумулированию финансовыми ресурсами.

Финансовая политика является составной частью, стержнем экономической политики государства.

Финансовая политика проявляется в системе форм и методов управления финансами. Главная задача финансовой политики - это обеспечение финансовыми ресурсами программы социально-экономического развития государства. Содержание финансовой политики сложное и охватывает широкий комплекс мер:

1) Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее целей и задач;

2) Создание адекватного финансового механизма;

3) Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основы финансовой политики составляют стратегическое направление, которое определяет долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривает решение глобальных задач. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством: это эффективное использование финансовых ресурсов, регулирование социальных и экономических процессов, стимулирование отдельных отраслей и территорий, передовых направлений развития.

Успех финансовой политики, ее высокая результативность определяют мощь государства, его способность обеспечивать выполнение всех функций, реализовывать национальные интересы, поддерживать баланс между внутренними и внешними интересами, социально-экономическую стабильность.

Список литературы

1. Дробозина Л.А., Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2009.-398с

2. Родионова В.М., Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2005.-280с

Экономика общественного сектора и экономика сектора общественного управления.

Состав государственного сектора экономики по организационно-правовым формам

1.4 Модели государственного сектора экономики:

Понятие государственного и муниципального сектора экономики, его структура

Диалектика развития общества связана с его двойственной при­родой. С одной стороны - это отношения общества с человеком, с другой стороны - отношения общества с государством. В эконо­мике общественного сектора объединяется государственное регу­лирование институтов общества и человека. Система обратных связей государства, общества и человека является одной из сложнейших теоретических и практических проблем повышения эффективности обществен­ного сектора. Не человек существует для государства, а государ­ство - для человека.

Экономика государственного и муниципального сектора – фундаментальная наука , что означает, что в основу ее методологии заложены объективные универсальные законы, воспринимаемые с позиций диалектического развития. Экономика общественного сектора изучается на стыке экономической теории, прикладной экономики, социологии, политологии и психологии.

Теоре­тической основой курса является сочетание политической эконо­мии, институционализма, микро- и макроанализа, мировой экономики, экономики государственного сектора зарубежных стран. Это особенно важно, так как в условиях глобализации экономика общественного сектора России и других стран сохраняет свои исторические тради­ции во взаимоотношениях государства, общества и человека.

Предмет изучения экономики государственного и муниципального сектора - роль и функции государства и муниципальных образований как хозяйствующих субъектов рыночной экономики, взаимодействие с другими хозяйству­ющими субъектами внутри страны и за рубежом. Подлежит рас­смотрению экономическая деятельность государственного и муниципального сектора в целом, на федеральном, региональном и муниципальном уров­нях, а также в разрезе отраслей и видов экономической деятельно­сти.

Важнейшие задачи курса экономики государственного и муниципального сектора :

Обоснование необходимости развития государственного и муниципального сектора в рыночной экономике;

Теоретическое обоснование необходимости государственного вмешательства в рамках микроэкономики с позиций эффективности и справедливости;

Ознакомление с теорией общественного выбора, выявление проблем и трудностей государственного регулирования экономики;



Ознакомление с инструментами и механизмами государственного вмешательства в экономику.

Основные вопросы , рассматриваемыми экономикой общественного сектора, являются:

Влияние сектора на уровень и условия жиз­ни населения на основе производства и предоставления услуг на нерыночной основе, социальных выплат и исполь­зования других инструментов;

Формирование доходов, расходов и имущества государственного и муниципального сектора;

Влияние экономической политики и экономической дея­тельности общественного сектора на других участников экономической деятельности и их экономическое поведе­ние;

Производство товаров и услуг общественным сектором на коммерческой основе .

Рыночная экономика любой страны представляет собой смешанную экономическую систему , состоящую важнейших секторов – частного и общественного . Многообразие типов смешанных экономик, возникшее вследствие исторических особенностей формирования государственности, национального менталитета и других факторов, обусловило неоднозначность подходов к трактовке понятия «общественного сектора». Наибольшее распространение получили два подхода.

Общественный сектор является совокупностью ресурсов эконо­мики, находящихся в распоряжении государства и общественных организаций (в том числе органов местного самоуправления). Он представляет собой часть экономического пространства, в котором:

1. рынок не действует или действует только час­тично, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;



2. производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

3. экономическое равновесие между спросом и предложением общественного (коллективного) блага обеспечи­вается государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов, в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики.

В общественном секторе осуществляет­ся производство экономических благ особого рода - общественных благ. Между рыночным и общественным секторами экономики, между государством и экономическими агентами возникают об­мен деятельностью и потоки экономических благ. Общественный сектор играет активную роль в кругообороте доходов, ресурсов, товаров и услуг.

Поскольку в общественном секторе доминирует деятельность государства, часто его называют государственным. Такое отождествление общественного и государственного секторов в определенной степени допустимо.

Цель функционирования общественного сектора (через механизмы реализации стабилизационной функции, а также функций распределения ресурсов и доходов) - формирование на определенной территории единого социально-экономического пространства.

Общественный сектор включает три подсектора:

государственный,

добровольно-общественный,

смешанный.

С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, а с другой - существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами.

Государственный сектор экономики: понимание в узком и широком смысле. Прежде всего, необходимо сказать, что никакого унифицированного подхода к определению и вычленению госсектора в самостоятельное понятие не существует. Здесь имеются разночтения, которые имеют целевую и национальную специфику. В связи с этим в настоящее время можно говорить о двух трактовках госсектора: в узком и широком смыслах . Сначала рассмотрим первый аспект.

При определении сущности госсектора, как правило, исходят из того факта, что он является важнейшей составной частью национальной экономики. При этом отличительная черта государственного сектора экономики заключается в возможности государства осуществлять прямое и оперативное управление хозяйствующими субъектами, входящими в его состав. Само управление хозяйствующими субъектами государственного сектора экономики осуществляется государственными органами власти посредством своих представителей, участвующих в формировании стратегии и тактики деятельности предприятий госсектора.

Методологической основой определения государственного сектора является понятие административно-хозяйственного управления юридическими лицами (хозяйствующими субъектами). Под административно-хозяйственным управлением понимается воздействие со стороны управленца (руководителя юридического лица) на деятельность юридического лица, направленное на максимально быстрое достижение поставленной цели. На основе данного понятия формулируется определение госсектора:

Узкая трактовка « государственного сектора » - под государственным сектором экономики следует понимать совокупность юридических лиц (хозяйствующих субъектов), административно-хозяйственное управление которыми осуществляется государством через федеральные и региональные органы власти страны. Предпо­лагается, что государственный сектор призван представлять инте­ресы членов общества, поэтому его принято называть обществен­ным сектором.

Широкая трактовка «государственного сектора » - под государственным сектором понимается совокупность экономических ресурсов, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и экономический бюджет, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные производственные предприятия, государственные земли, запасы полезных ископаемых.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО Уральский Государственный Экономический Университет

Экономика государственного и муниципального сектора

Направление подготовки

Государственное и муниципальное управление

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Составитель: Ужегова А.М., к.э.н., доцент

Екатеринбург


Цель и задачи изучения дисциплины

Целью дисциплины «Экономика государственного и муниципального сектора» является формирование у студентов базовых профессиональных знаний, практических навыков и умений в области экономики общественного сектора, необходимых в деятельности органов государственной власти для решения конкретных задач.

Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач:

  1. Ознакомление студентов с основными понятиями, инструментами, новейшими теориями и подходами в области экономики общественного сектора.
  2. Обучение аналитическим подходам к исследованию закономерностей развития и функционирования современного государства и общества.
  3. Формирование и развитие у студентов практических навыков в области анализа деятельности государственного сектора и негосударственных некоммерческих институтов.
  4. Реализация способности к максимально оперативной и адекватной реакции на непрерывные изменения текущей социально-экономической ситуации.

Темы дисциплины и их краткое изложение

Тема 1. Общая характеристика экономики государственного и муниципального сектора

Общая характеристика экономики государственного и муниципального сектора. Понятие, границы и масштабы экономики государственного и муниципального сектора. Основные виды деятельности и общественные блага, предоставляемые общественным сектором экономики. Общее понятие о финансах общественного сектора.

Человек – основа экономики государственного и муниципального сектора. Человек как субъект экономики и общества. Соотношение интересов человека, общества и государства. Социальные расходы: цели, источники, пути финансирования. Индикаторы развития человека в экономике общественного сектора.



Экономические основы политического механизма в общественном секторе. Институты государственного управления. Необходимость и основные характеристики политического механизма в общественном секторе. Голосование как способ осуществления коллективного выбора. Артикуляция и агрегация интересов в политическом механизме общественного выбора. Политический механизм принятия государственных решений. Провалы государства как регулятора общественного сектора. Административная реформа и реформа местного самоуправления.

Голосование как способ осуществления коллективного выбора. Артикуляция и агрегация интересов в политическом механизме общественного выбора. Политический механизм принятия государственных решений. Провалы государства как регулятора общественного сектора. Административная реформа и реформа местного самоуправления.

Тема 2. Функционирование экономики государственного и муниципального сектора

Провалы рынка и общественные блага. Важнейшие виды провалов рынка. Общественные блага, их свойства и типология.

Равновесие в общественном секторе. Теоретические основы экономического равновесия. Разновидности равновесия в общественном секторе

Механизм функционирования общественного сектора. Ресурсы общественного сектора. Системные связи общественного сектора.

Потребности и интересы человека как фактор развития экономики государственного и муниципального Занятость, мотивации и доходы в общественном секторе. Роль государства в регулировании процессов на рынке труда. Инфраструктура государственного регулирования рынка труда и его функции. Негосударственные структуры содействия занятости населения. Управление мотивацией работников организаций к труду. Приоритетные направления и принципы регулирования заработной платы на уровне отрасли и региона. Доходы от капитала как собственности капитала как функции. Воздействие методов реализации политики в области доходов в общественном секторе на решение аналогичных вопросов в частном секторе экономики.

Ценообразование в общественном секторе и государственная политика цен. Цены в национальной хозяйственной системе. Становление рыночного ценообразования в России: особенности и проблемы. Три категории цен в двухсекторной экономике. Особенности ценообразования в общественном секторе. Государственная политика цен как средство повышения эффективности общественного производства.

Вопросы для самостоятельного изучения

Три категории цен в двухсекторной экономике. Особенности ценообразования в общественном секторе. Государственная политика цен как средство повышения эффективности общественного производства.

Тема 3. Социальные функции государственного и муниципального сектора

Социальный потенциал государственного и муниципального сектора. Особенности и воспроизводственная роль социальных потребностей в основных отраслях общественного сектора. Механизмы реализации социальных потребностей в основных отраслях общественного сектора.

Роль государственного и муниципального сектора в воспроизводстве населения. Изучение семьи в экономической науке. Социально-экономические функции семьи. Социально-демографические потребности семьи и общественная потребность в воспроизводстве населения. Сущность, цели и меры социально-демографической политики. Структура ресурсов демографической политики. Поддержка семей с детьми. Проблемы эффективности демографической политики.

Общественное здоровье – главный показатель благополучия народа. Общественное здоровье и экономика. Качество общественного здоровья современной России.

Социальная защита населения. Направления и формы социальной защиты. Социальные трансферты. Социальное страхование и пенсионное обеспечение. Система медицинского страхования. Финансирование социального страхования.

Вопросы для самостоятельного изучения

Система социально-экономической поддержки семей с детьми. Источники средств для социально-экономической поддержки семей с детьми. Основные виды пособий семьям с детьми в период рыночных реформ. Пособие по беременности и родам. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. Единовременное пособие при рождении ребёнка. Ежемесячное пособие в период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 года. Ежемесячное пособие на ребёнка. Налоговые льготы.

АННОТАЦИЯ

Учебное пособие является электронной версией книги:
Экономика государствненного и муниципального сектора. Учебное пособие/ Алехин Э. В. Пенза, 2010.

Введение
Тема 1. Теоретические основы общественных финансов.
Тема 2. Экономические функции государства.
Тема 3. Государственный и муниципальный сектор экономики.
Тема 4. Государственная финансовая политика России.
Тема 5. Финансирование и производство в общественном секторе.

Введение
Современная система управления общественными финансами является результатом длительного развития государственных институтов. Минувшее
столетие, и особенно послевоенный период, характеризовались значительным расширением государственного сектора в странах с рыночной экономикой, который в своем росте опережал динамику частного рыночного сектора, что обусловливалось усложнением государственных функций, применением новых методов макро- и микроэкономического регулирования, направленных на компенсацию «провалов» рыночного механизма.

В настоящее время многие высокоразвитые страны используют новые формы бюджетного планирования, исполнения бюджета и оценки результатов управления общественными финансами, имеют современные системы бюджетного учета и финансовой отчетности, институты внешнего и внутреннего аудита, управления ликвидностью и государственным (муниципальным) долгом, широко применяют контрактные отношения и конкурсный отбор поставщиков общественных товаров и услуг. Внедрению лучшей практики и современных методов управления общественными финансами посвящено огромное число руководств, подготовленных национальными и международными организациями. Они исходят из того, что при всех отличиях между системами управления общественными финансами разных стран сохраняется значительное сходство между ними в постановке основополагающих задач управления и их решении. Это делает возможным сформулировать общие принципы, стандарты и методы лучшей практики управления, которые могут быть с успехом внедрены в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Данное учебное пособие посвящено общим вопросам теории общественного сектора и общественных финансов, эволюции, организации и функционирования государственного сектора, принципам бюджетного устройства и современным тенденциям децентрализации налогово-бюджетных полномочий, а также основным методологическим источникам, способствующим распространению лучшей практики управления общественными финансами.

В первой теме представлен краткий обзор теоретических представлений об общественных финансов как части экономики общественного сектора, дана характеристика основных теорий, касающихся налогообложения, оказания общественных услуг, финансовых взаимоотношений между органами власти разных уровней. В нем рассматриваются следующие вопросы: В чем заключается специфика общественных благ? Почему государство выполняет задачу предоставления общественных товаров и услуг? Какие могут быть способы предоставления общественных товаров и услуг? Обязательно ли государство должно само производить общественные блага, или они могут производиться в частном секторе? Ответы на эти вопросы во многом определяют масштабы государственного сектора, характер и механизмы управления общественными финансами. Так, привлечение к производству общественных товаров и услуг негосударственных предприятий способствует сокращению государственного сектора, развитию контрактных отношений и существенному изменению функций органов публичной власти, которым приходится приобретать несвойственные им навыки корпоративного управления.

Вторая тема начинается с определения государственных функций, анализа эволюции роли государства в рыночной экономике и особенностей государственных функций в условиях переходного периода. Поскольку важнейшим инструментом государственного воздействия на экономику является государственный бюджет, анализ затем смещается к вопросам, связанным с формированием и функционированием государственных бюджетов. Анализируются динамика государственных расходов в послевоенный период, факторы, оказывающие влияние на рост бюджетных расходов, структура государственных бюджетов ведущих стран мира в сопоставлении с Россией.
Это подводит к важному вопросу определения границ государственного сектора и его подсекторов различных уровней власти. В учебнике анализируются рекомендации международных статистических систем по формированию государственного сектора на основе включения институциональных единиц, отвечающих определенным критериям. Эти рекомендации широко применяются во многих странах мира, которые адаптируют общие принципы международной статистики к особенностям национальной экономики и права. Оценка масштабов государственного сектора является предпосылкой организации управления общественными финансами и осуществления государственных функций. На этой основе, в частности, определяются финансовые возможности государства по предоставлению общественных товаров и услуг.

Анализ государственных функций, определение масштабов и границ государственного сектора, особенности общественных товаров и услуг и способы их предоставления, которые являются предметом исследований первого раздела, имеют большое значение для понимания механизмов управления общественными финансами. Государство обеспечивает нормативное правовое регулирование экономики, предоставляет общественные блага, осуществляет перераспределение доходов между индивидами, оказывает стабилизационное воздействие на экономику и финансовую систему, способствует экономическому росту. Реализация этих функций осуществляется прежде всего на основе формулирования государственной политики и управления общественными финансами. Цели государственной политики определяют выбор необходимых для реализации функций форм и методов регулирования, налогово-бюджетных инструментов и технологий. Так, постановка долгосрочных задач, как правило, требует применения методов многолетнего бюджетного планирования, бюджетирования, ориентированного на результат, особых методов управления долгом и т. д.

При этом управление общественными финансами практически в любой стране осуществляется на основе распределения налогово-бюджетных полномочий и взаимодействия различных уровней власти. В свою очередь, характер бюджетного устройства и межбюджетных отношений во многом определяют эффективность реализации государственных функций. Поиск оптимального соотношения между централизованным и децентрализованным управлением - одна из центральных задач в любой национальной системе управления общественными финансами.

Электронная версия книги : [Скачать, PDF, 1.12 МБ ].

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.