Экономическая политика государства направленная на защиту отечественных. Основы национальной экономики Политика протекционизма

Введение

Международная торговля нигде и никогда не развивалась без вмешательства государства. История международной торговли - это и история развития и совершенствования системы государственного регулирования международной торговли. Различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что без знания исторического опыта торговой политики и ее особенностей невозможно успешное продвижение бизнеса в современном мире по пути к цивилизованному рынку.

Целью данной работы является рассмотрение таможенного протекционизма во второй половине XIX века. На основе цели работы поставлены следующие задачи:

рассмотрение термина «протекционизм», как общее понятие, его содержания, положительных и отрицательных сторон.

изучение внешнеторговой политики России во второй половине XIX века.

прослеживание наличия идей протекционизма и его развитие в это время.

Объектом исследования является политика протекционизма, проводимая русским правительством на протяжении второй половины XIX-го столетия.

Методами исследования являются теоретические методы.

Протекционизм. Основные принципы

Сущность протекционизма во внешнеторговой политике

Термин "протекционизм" происходит от латинского "protectio", что означает "покровительство, защита". В современном обществе протекционизм - это экономическая политика государства, которая противоположна по направлению политике "свободной торговли" и старается решать такие задачи как:

1)Защита отраслей отечественной экономики, имеющих какое-либо стратегическое значение, от иностранной конкуренции;

2)Защита новых или созданных недавно отраслей отечественной экономики;

3)Расширение внешнего рынка.

Так же он является ответной мерой при проведении политики протекционизма торговыми партнёрами.

В наиболее полном виде теория протекционизма была изложена немецким экономистом Фридрихом Листом в середине XIX в. в книге "Национальная система политэкономии". Так он писал о положительном влиянии протекционизма на экономическое развитие страны: "Протекционная политика обеспечивает: развитие промышленности, устойчивую экономику, зависящую в большей мере от развитого внутреннего рынка, внутреннее благосостояние нации, что бесконечно важнее, чем материальное богатство, и рост среднего класса, обеспечивающий политическую стабильность" Ф.Лист. Национальная система политической экономии. Под ред. К.В. Трубникова, СПб, 1891 г., с. 234.. И это действительно так.

Реализация национальных экономических интересов - дело экономической комплексной политики государства. Являясь частью этой комплексной экономической политики, политика государственного достижению этой главной цели в своей области. Сама политика подразделяется на несколько направлений, которые классифицируются по мероприятиям государства, связанных с внешней торговлей. Первое - это оборонительный или пассивный, протекционизм, направлен на предотвращение существующей или потенциальной, явной или скрытой угрозы национальным, таких как иностранные предпринимательские группы, отдельные государства и даже группы стран.

Ко второму направлению относится активный протекционизм, который заключается в создании особо благоприятных условий для становления и ускоренного накопления отечественного капитала с целью обеспечения динамичного расширенного воспроизводства и устойчивости всей национальной экономики.

И последнее - наступательный протекционизм, который усиливает конкурентные возможности национальных предпринимателей, сверх имеющихся в их распоряжении, в случае осуществления экономической экспансии на мировой рынок или на рынки конкретных государств.

Так же к протекционизму в широком смысле относятся и поддержка науки, и защита национального фондового рынка, и защита финансовой системы страны и пр.

В реализации протекционизма во внешнеэкономической политике государство использует целую систему экономических институтов, таких как: льготы и ограничения, тарифы, пошлины, квоты, лицензии, государственное законодательство; и определяет порядок экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов с зарубежными странами.

Для внешнеторговых отношений России в годы реформирования характерно отсутствие какой-либо хорошо продуманной протекционистской государственной политики. В этой сфере деятельности, как и внутри страны правительство по существу отказалось от всесторонне обоснованного экономически эффективного регулирования. Открыв внутренний рынок для зарубежных производителей, и разрушив обрабатывающую промышленность, правительство сосредоточило свои интересы на сырьевом экспорте, что придает экономике России неустойчивый и зависимый от внешнего мира характер.

Протекционизм — ограждение экономики внутри государства от внедрения заграничного продукта и опека собственного производства для его подъема и процветания.

Как результат — налаживается отечественное производство и сокращается безработица.

Но из-за воздействий системы тарифных и не тарифных лимитов государство натолкнется на самоизоляцию и убыль конкурентоспособности продукции.

В глобальном мире — без протекционизма многие страны могут лишиться промышленности, лишиться рабочих мест. Такие государства рискуют получить социальный протест и рост популистов.

Факторы и итоги протекционизма

Развитые страны посредством внедрения методов протекционизма поддерживают и поощряют собственного производителя. Благоприятное использование политики протекционизма в развитых странах приемлемо при условиях использования тарифов, перекрывающихся выгодой, вызванной снижением импортных цен. Особенно это верно для стран монополистов, которые свободно устанавливают цену и объем выпуска своей продукции на международном рынке.

Для развивающихся стран протекционизм является способом поддержки и защиты молодых растущих отраслей производства и способом проведения индустриализации. А у государств с большими внешними долгами — для экономии собственной валюты. Ведение политики протекционизма дают стимул иностранным фирмам на территории слаборазвитой страны создавать инвестиции в виде «тарифных предприятий», с целью преодоления торговых барьеров.

  1. При тарифном протекционизме устанавливаются высокие таможенные платы на импорт и экспорт. В слаборазвитых странах способ такого дохода очень прибылен. Рост таможенной пошлины на товар увеличивает цену, что влияет на спрос продукта. Рост производства отечественной продукции увеличивается, а импорт падает.
  2. К нетарифным ограничениям относят установку квот на ввоз и вывоз продукции в выражении ее количества и стоимости, ввод лицензий на дефицитные товары и экономические санкции, также введение особых стандартов качества, санитарных ограничений, запретов на продажу некоторых видов продукции в определенных странах. Все следующее верно не для всей экономики в целом, а для отдельных отраслей. Так называемая политика «селективного протекционизма». При договоренности нескольких стран в применении барьеров для определенных стран — применимо понятие политики «коллективного протекционизма».

Исторические примеры протекционизма

Таможенная защита промышленности в Англии, начавшаяся с 1690 года привела к расцвету текстильной и металлургической промышленности. В течении XVIII в. благосостояние Англии повысилось, возросла заработная плата, исчезла безработица.

Важная роль протекционизма в становлении текстильной промышленности в США на протяжении 150 лет, проведение которой и легло в основу промышленной политики страны.

За период режима протекционизма в России в XIX веке была возведена текстильная, машиностроительная и сахарная промышленности. Метод протекционизма сыграл важную роль в индустриализации государства.

Минусы протекционизма

Долгосрочное и превышенное применение протекционизма приводит к замедление экономического роста, сокращению международного рынка и самоизоляции, торговым войнам, отрицательно воздействуя на мировую экономику и благосостояние государства.

Международная торговля

Международная торговля, на протяжение всего своего пути развития, не обходилась без вмешательства государства. Можно с уверенностью сказать, что история международной торговли тесно связана с историей и развитием системы её государственного регулирования. Существует две торговых политики: протекционистская и политика свободной торговли.

  • Свобода торговли — политика, в ходе которой государство минимально вмешивается в развитие внешней торговли, тем самым, торговля, развивается на основе спроса и предложения.
  • Протекционизм — политика государства, направленная на защиту своего отечественного рынка от иностранных конкурентов. В ходе осуществления этой политики, используются тарифные и не тарифные инструменты торговой политики.

Обычно, такая политика, свойственна для стран с слабым экономическим развитием. Государство, избравшее данный вид политики в сфере экономики, стремится в первую очередь поддержать отечественных производителей, особенно в период их появления и начала работы.

Впрочем, когда в глобальном мире все рынки поделены меж крупными игроками, от протекционизма трудно удержаться, да и упомянутые выше страны — крупные игроки, лидеры — тоже занимаются протекционизмом даже в ещё бОльшем объёме.

Даже самые развитые страны рискуют повысить градус социальной напряжённости, если не будут прибегать к протекционизму. Отсутствие такового рождает города-призраки — моногорода, где закрылось основное образующее предприятие из-за того, что государство вовремя не поддержало его.

Политика свободной торговли и протекционизма практически никогда не существовали в чистом виде.

Чаще всего, государства проводят политики в этой сфере выборочно, затрагивая именно проблемные места в стране.

Существует целый перечень протекционистских мер, которые охватывают самые различные направления. Среди самых значимых выделяются:

  • Таможенное обложение — предполагает использование покровительственных пошлин для более сложного ввоза определенных видов продукции, а в некоторых случаях и вывоза. Для того, чтобы облегчить национальным производителям конкуренцию с зарубежными производителями, устанавливается высокая планка таможенной пошлины при импорте готовой продукции, а более низкая — при импорте сырья и других материалов.
  • Не тарифные барьеры — ограничения, направленные на внешнеэкономическую деятельность, осуществляемых при помощи системы определенных мер (экономических, политических).

Среди не тарифных барьеров, наибольшее распространение получили такие меры, как:

  • Контингентирование — установка определенной квоты на импорт или экспорт отдельных товаров, в рамках которой, внешнеторговые операции осуществляются свободно.
  • Лицензирование — мера, обязывающая организации, которые хотят заниматься внешнеэкономической деятельностью, получить лицензию (разрешение) на осуществление этой деятельности у правительственных органов. Данная мера, позволяет государству эффективнее контролировать международные отношения и своевременно регулировать их.
  • Антидемпинговые правила — закон, который дает возможность вводить барьеры по тарифам в случае, когда отечественные производители, столкнуться с продажей товаров иностранных конкурентов по ценам, которые будут ниже себестоимости продукции.

Все меры, которые были перечислены выше, носят прямой характер воздействия. Ограничения же косвенного типа, не имеют прямой связи с внешнеэкономической деятельностью. К таковым относятся:

  • Налоговая система — ее построение устраивается таким образом, чтобы создать покупателям национальной продукции определенные преимущества.
  • Транспортный тариф — устраивается таким образом, чтобы экспортеры национальной продукции имели ряд преимуществ перед импортерами иностранных товаров.

Некоторые порты имеют ограниченный доступ для иностранцев.

Налагаются разного рода запреты на государственные учреждения, которые приобретают иностранную продукцию, при наличие аналогов в отечественном производстве.

За последние годы, в нашей стране произошла инверсия протекционизма, государство стало активно защищать интересы не отечественных компаний, а иностранных.

Известно, что протекционизм — это защита своего отечественного производства от иностранных конкурентов. Практически все хорошо развитые государства в экономическом аспекте, используют протекционистские инструменты. Однако также, в большинстве стран есть рынок который автоматически не взаимодействует с иностранными компаниями и их товарами — рынок государственных закупок.

Протекционизм входит в моду. Это важный козырь популистов всех мастей и, надо сказать — на это есть все основания: по примеру ЕС — очень многие страны (Прибалтика, Венгрия) потеряли массу производств, не только из-за позиции Германии и других лидеров, но и из-за нерешительности самих государств в применении протекционистских мер.

Критика непротеционизма

В 90е годы российские власти гораздо больше сосредотачивают внимание на «открытых» рынках, которые очень часто регулируются «грубыми» тарифными методами. Это является практически внедрением иностранных компаний на рынок государственных закупок.

Таким образом, в России в 90-х сложилась система «обратного» протекционизма, в итоге все государственные ресурсы работают на защиту иностранных поставщиков от российских компаний. В следствие чего, в стране сложилась такая ситуация, при которой, большое количество инвестиций беспрепятственно уходило за границу.

Да, можно сказать, что в ситуации была и вина российских производителей, которые не могли производить продукцию высокого качества и с низкой ценой (а кто кроме Китая может?!), а так же не отстаивали свои интересы (кроме — они отстаивали).

Государству нельзя отворачиваться от отечественных производителей и необходимо всеми силами выправлять сложившуюся ситуацию в лучшую сторону, ведь производители сами могут отвернуться от государства и перенести свою деятельность за пределы своей страны.

Протекционизм - государственная экономическая политика, сутью которой яв ляется защита отечественных произ водителей товаров от конкуренции со стороны фирм других стран с помощью установления различного рода огра ничений на импорт.

Дилемма, что лучше - протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, - предмет многовековой дискуссии экономистов и политиков.

Типы торговой политики: протекционизм и свободная торговля.

Протекционизм: Суть политики в сдержании ввоза в страну высоко конкурентной иностранной продукции и стимулирование экспорта национальной продукции.

Защита национального производства от конкуренции со стороны зарубежных производителей (демпинг);+развитие производства; +защита молодых отраслей национальной экономики; +стимулирует рост собственного производства;

Уравновешивание внешнеторгового баланса.

Ослабление конкуренции в экономике; стимулы совершенствования производства;

Сужаются возможности выбора для потребителей;

Лишение возможности использования международного разделения труда;

Подрывает возможности для экспорта товаров.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить следующие виды протекционизма:

селективный протекционизм - защита от конкретного товара, или защита от конкретного государства;

отраслевой протекционизм - защита определенной отрасли (прежде всего сельского хозяйства в рамках аграрного протекционизма);

коллективный протекционизм - взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;

скрытый протекционизм - защита с использованием нетаможенных методов, в том числе методов внутренней экономической политики.

Причины существования протекционизма:

1. Для развитых стран - это стремление поощрить собственных производителей и защитить их от международной конкуренции.

2. В развивающихся странах (в виде ограничений на ввоз промышленных товаров из-за рубежа) для защиты развивающейся национальной промышленности для проведения индустриализации (было успешно осуществлено в Индии). Если большой внешний долг - то для экономии валюты страны.

Формы протекционизма:

1. тарифный протекционизм - это установление высоких ставок таможенного тарифа на ввозимые из-за рубежа товары. Взимание тарифных пошлин в виде процента от цены товара или твердых ставок за единицу товара увеличивает цену импортируемых товаров и делает их менее конкурентоспособными. Таким образом ведут торговые войны США и Япония. Увеличение таможенных пошлин на 20% увеличивает цену импортного продовольствия с 20000 руб. до 27000 руб. В результате спрос снижается с 01 до 02. Производство отечественного продовольствия должно вырасти с 03 до 04, а импорт соответственно уменьшиться.



2. нетарифные ограничения -установление квот на ввоз и вывоз товаров в количественном или стоимостном выражении. Эта формы вводится обычно на определенный срок в связи с каким -либо событием (ярмарка) или для защиты интересов национальной промышленности в связи с необходимостью улучшить платежный баланс. Лицензии на экспорт вводятся на товары, дефицитные на местном рынке. Торговля в таком случае осуществляется по лицензиям, выдаваемым уполномоченными на то организациями. Для второй половины ХХ-го века характерно снижение таможенных пошлин и усиление нетарифных ограничении. Нетарифные ограничения широко используются в торговой конкуренции США. Японией, странами ЕС из-за несбалансированности расчетов между ними для защиты не всей национальной экономики в целом. А лишь от дельных отраслей. Эта политика получила название "селективного протекционизма" Существует и "коллективный протекционизм", когда ряд стран защищают совместно свои рынки от третьих стран (страны ЕС). По-разному используют нетарифные ограничения Япония и США. Япония их использует очень активно, чтобы дать возможность окрепнуть высокотехнологичным отраслям для конкурентной борьбы. США, напротив, в развитии наукоемких отраслей придерживаются мнения. что окрепнуть можно лишь в ходе конкурентной борьбы.

3. субсидирование экспорта - государственное стимулирование экспорта за счет бюджета. Такое субсидирование возможно в виде: - прямого финансирования научно - исследовательских и опытно -конструкторских работ, которые ведутся для экспортного производства; - пред оставление льготных кредитов; - предоставление экспортных премий за вывоз товаров за рубеж (в США -за вывоз зерна); - освобождение фирм - экспортеров от налогов.



Беларусь

На лондонском саммите G20 страны-участницы подтвердили свое стремление бороться с протекционизмом. Как отметил посол Великобритании в Беларуси Найджел Гулд-Дэвис, "все экономисты ссылаются на печальный опыт "Великой депрессии". Одним из факторов, который осложнил ситуацию в 30-х годах, были протекционистские меры отдельных стран. Это нанесло серьезный ущерб глобальной системе инвестирования и торговли. Сейчас все понимают, что сегодня нельзя повторить печальный опыт". В связи с этим “Большая двадцатка” поручила Всемирному банку и Всемирной торговой организации заниматься мониторингом ситуации в области международной торговли и составлять "списки стыда" стран, которые не брезгуют протекционизмом и воздвигают торговые барьеры, чтобы защитить собственных производителей. которые ведутся для экспортного производства; - пред оставление льготных кредитов; - предоставление экспортных премий за вывоз товаров за рубеж (в США -за вывоз зерна); - освобождение фирм - экспортеров от налогов.

Важнейшими направлениями протекционизма в настоящее время должно стать повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер: защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим изменениям во всемирном хозяйстве.

Роль и значение протекционизма в современных экономических условиях продолжают оставаться значительными. Государственная защитная политика позволит национальной экономике быстрее и эффективнее адаптироваться к условиям глобальной экономики.

Беларусь

Самый наглядный пример протекционистских мер в Беларуси - Указ Президента №214 от 21 апреля, которым в Беларуси введены временные повышенные ставки таможенных пошлин на ряд потребительских товаров в целях защиты отечественных производителей. Согласно указу, установлены повышенные пошлины для двух списков товаров. В первый список, в частности, вошли телевизоры, холодильники, СВЧ-печи, пылесосы, часы, мебель, нижнее белье, виноградное вино. Второй список составили овощи - картофель, лук, капуста, морковь и свекла.

Другой громкий белорусский пример - это запрет региональных чиновников пускать товар из одной области в другую. Их главный аргумент - поддержка местных бюджетов и сохранение рабочих мест. Однако когда на дворе разразился кризис, Минэкономики Беларуси наконец-то решило положить конец таким "торговым войнам" и разработало проект указа, который снимет ограничения на свободное перемещение товаров внутри страны. Теперь окончательный ответ за Совмином и Администрацией Президента.

На лондонском саммите G20 страны-участницы подтвердили свое стремление бороться с протекционизмом. Как отметил посол Великобритании в Беларуси Найджел Гулд-Дэвис, "все экономисты ссылаются на печальный опыт "Великой депрессии". Одним из факторов, который осложнил ситуацию в 30-х годах, были протекционистские меры отдельных стран. Это нанесло серьезный ущерб глобальной системе инвестирования и торговли. Сейчас все понимают, что сегодня нельзя повторить печальный опыт". В связи с этим “Большая двадцатка” поручила Всемирному банку и Всемирной торговой организации заниматься мониторингом ситуации в области международной торговли и составлять "списки стыда" стран, которые не брезгуют протекционизмом и воздвигают торговые барьеры, чтобы защитить собственных производителей.

Протекционизм - экономическая политика государства, направленная на защиту и поддержку национальной экономики. Такая политика осуществляется с помощью таможенных и налоговых барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства.

Протекционизм был характерен для экономической политики России в XIX - начале ХХ вв. Из-за относительной слабости отечественной промышленности, государство вынуждено было вводить высокие таможенные пошлины и облагать большими налогами товары иностранного производства, что бы дать возможность развиваться российской промышленности. Протекционизм играл большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности в России, но, вместе с тем, приводил к снижению качества российских товаров и к понижению их конкурентоспособности на внешних рынках.

В области внешней торговли государственная политика России в XIX в. характеризовалась попеременной сменой протекционизма и фритредерства (свободной торговлей). Смена курса происходила раз в пять--десять лет. В целом в середине века исходили преимущественно из принципов фритредерства, а в начале и конце века -- протекционизма. Преобладание политики протекционизма объяснялось не столько желанием защитить, оказать покровительство отечественному производителю, сколько соображениями фискального характера: устанавливая высокие ввозные тарифы, правительство желало увеличить доходность казны. Соответственно официальному курсу менялись, таким образом, ввозные пошлины -- от 15 до 200% и более.

XIX в. был для России временем хотя и медленного, но неуклонного подъема. Усилилась европеизация России, и страна стала важной частью мирового сообщества -- как в плане политическом, так и экономическом. Значительными были сдвиги в жизни самого российского общества -- страна, почти половина населения, которой была в рабском состоянии в начале этого периода, стала свободной.

В первую четверть XIX в. темпы промышленного развития были низкими, и правительство России не проявляло большого внимания к этим вопросам. Несмотря на начавшийся промышленный переворот, в середине XIX в. в стране по-прежнему преобладал ручной, а не машинный труд. Наиболее успешно развивались отрасли легкой промышленности -- текстильная и пищевая.

Все более отставала от мирового уровня черная металлургия. Развитие большинства отраслей промышленности сдерживалось существованием системы крепостного права и принудительным характером труда в народном хозяйстве. В конце XIX в. Россия имела высокие темпы промышленного развития, которые носили неравномерный характер (подъемы сменялись замедленным развитием и кризисами), но при этом по уровню его развития значительно отставала от передовых стран мира, которые по производству продукции на душу превосходили Россию более чем в десять раз. Машиностроение в России было слабо развито и промышленный переворот был далек от завершения.

Государство занимает особое положение в мире и выполняет специфические функции на национальном и внешнем уровнях. Являясь носителем власти, располагая большой финансовой мощью, государство в качестве владельца собственности и распорядителя средств действует как обычный и как особый «общественный» предприниматель. Оно использует широкий спектр воздействия на внутренние и внешние секторы хозяйства с помощью бюджетной, кредитной, денежной, валютной политики. Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику государство использует различные формы долгосрочного регулирования, проводит соответствующую структурную политику, стимулируя производственные сдвиги, преодоление региональных различий, повышение конкурентоспособности национальных компаний. Важную роль играет научно-техническая политика государства. Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для расширенного воспроизводства внутри страны.Действие указанных факторов порождает постоянное взаимодействие двух тенденций: либерализации и протекционизма. Данные тенденции отражают не только интересы участников внутреннего рынка, но и реакцию государства на события в международном разделении труда.

Государственное регулирование внешней сферы осуществляется с помощью широкого круга мер. Это:

* таможенные тарифы, которые по характеру своего воздействия относятся к регуляторам внешней торговли;

* нетарифные меры регулирования, куда входят многие меры торговой и экономической политики, включая лицензирование, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые добровольные ограничения, таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы и т.д.

Государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики получила название протекционизма.

Приспосабливаясь к интернационализации хозяйственной жизни и новому этапу НТП, государство осуществляет сейчас регулирование более масштабно и оперативно. Регулирование направлено не на предотвращение конкуренции, а на более гибкое воздействие на нее. Процессы разгосударствления, происшедшие во многих странах в 80-е годы, означают поиск более приемлемого соотношения между частными и общественными началами, а также переориентацию государственного хозяйствования непосредственно на поддержку частного предпринимательства.

Во внешнеэкономических отношениях на протяжении 80-х годов отчетливо проявлялись две тенденции -- дерегулирование и pocт протекционизма. При этом дерегулирование особенно активно проявилось в валютной и кредитной сферах, а рост барьеров отчетливо давал о себе знать в торговой сфере. В результате во внешнеэкономической политике возросла двойственность. Она проявляется в провозглашенных целях и осуществляемых мерах. Кроме того, торговая политика этих стран в возрастающей степени стала расходиться с их экономической политикой в целом. В 80-е годы правительства все больше полагались на ценовые и рыночные механизмы.

Во второй половине 90-х годов возобновилась тенденция к снижению торговых барьеров. Этот процесс был распространен не только на промышленные товары, но и на сельскохозяйственную продукцию и интеллектуальную собственность. Средний тариф на промышленные изделия в развитых странах снизился в конце 90-х годов до 3,9%, на товары из развивающихся стран -- остается более высоким, особенно на текстиль, одежду, рыбную продукцию (общий средний тариф -- 5,4%). Масштабы нетарифных барьеров были снижены примерно до 7% всего объема импорта ведущих стран.

Современный протекционизм во внешней торговле сосредоточивается в относительно узких областях, чувствительных для предпринимательства и занятости в развитых странах. В отношениях с другими развитыми странами он используется в торговле продукцией сельского хозяйства, текстилем, одеждой, черными металлами. В торговле развитых с развивающимися странами он охватывает и другие товары обрабатывающей промышленности.

08Июл

Что такое Протекционизм

Протекционизм – это вид экономической политики, который направлен на поддержку и развитие отечественных производителей товаров и услуг, за счет государственной помощи и снижения влияния внешних конкурирующих вызовов.

Протекционизм — простыми словами.

Простыми словами, протекционизм – это модель экономики, в которой искусственно все преференции отдаются собственным производителям. Государство создает для них благоприятную среду за счет снижения конкуренции на рынке, что достигается благодаря закрытию своего рынка для иностранных компаний. Зачастую в таких моделях, отечественные компании активно финансируются из государственной казны.

Политика протекционизма и государственный протекционизм, в чем суть.

В стране с протекционистской политикой, отечественные производители изолированы от конкуренции с иностранными фирмами благодаря ряду барьеров на ввоз импорта. Они также часто поддерживаться непосредственно правительством с использованием субсидий и дотаций. Противоположностью протекционизма является свободная торговля, в которой импортные товары могут свободно ввозится в страну. Благодаря свободной торговле, рынок является здоровой экономической средой, где правила и цены устанавливаются за счет таких многих факторов как: спрос и предложение, качество и сервис. Именно по этой причине, многие передовые страны предпочитают развиваться именно в условиях открытой торговли, а политику протекционизма считают пережитком прошлого.

Цели и мотивы экономического протекционизма.

Логика протекционизма заключается в том, что отечественные отрасли промышленности могут пострадать, когда сталкиваются с иностранным импортом. Зачастую импортные продукты являются гораздо дешевле отечественных за счет многих факторов. Иногда на цену может повлиять: более дешевая рабочая сила, доступность природных ресурсов, техническое превосходство в производстве или другие факторы.

Установив жесткие импортные тарифы и квоты, правительство может теоретически увеличить рынок для отечественных товаров, фактически закрыв рынок для иностранных производителей. Это, в свою очередь, призвано помочь отечественной экономике.

Когда ограничения на импорт сопровождаются государственными субсидиями, и ведется политика по стимуляции экспортных операций, теоретически это должно благотворно влиять на экономику страны. Тем не менее, это не всегда так. Благодаря отсутствию конкуренции, компании могут проявлять меньший интерес к разработке инновационных продуктов, придерживаясь старых изобретений и технологий. Они также могут сталкиваться с экспортными барьерами, поскольку зарубежные страны часто реагируют на протекционизм с помощью собственной протекционистской политики. В итоге мы получаем ситуацию, в которой никто не хочет торговать в одностороннем порядке с глухой протекционистской страной.

Плюсы и минусы политики внешнеэкономического протекционизма.

Основным минусом данной политики является тот факт, что при отсутствии свободного рынка, цены на товары и услуги становятся завышенными, а их качество очень низким. Без низкой стоимости и высокого качества иностранной конкурентной продукции, отечественные компании могут позволить себе взимать, все что угодно, за свои товары и услуги. Помимо этого, в условиях протекционизма, местные компании могут лоббировать различные законопроекты, помогающие им диктовать стандарты качества выпускаемой продукции. В данном случаи, если нет необходимости постоянно улучшать свой продукт, то и техническое усовершенствование предприятий становится не самым приоритетным делом. В итоге научный прогресс в плане производства затормаживается.