Характеристика основных школ и направлений развития экономической теории. Школы экономической теории

Школы, на-правления и их представители Период форми-рования Основные идеи
Мерканти-лизм — первая школа экономики. Томас Мен (1571-1641), англичанин XVI-XVIII вв. 1. Главное богатство общества — это деньги (золото и серебро). 2. Источник богатства — сфера обращения (торговля и денеж-ный оборот). 3. Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо толь-ко сферу обращения
Школа физиократов (природа и Власть). Франсуа Кснэ (1694- 1774), француз XVIII в. 1. Истинным богатством нации выступает продукт, произведен-ный в сельском хозяйстве. 2. Первыми попытались вывес-ти прирост богатства из процес-са производства, а не обраще-ния
Английская классическая политэкономия . Уильям Нетти (1623 1687), Лдам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), англичане XVII-XIX вв. 1. Богатство нации создается в материальном производстве, а не в сфере обращения. 2. Главный источник богат-ства — труд. 3. Политэкономика раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров. 4. Заложила основы трудовой теории стоимости
Марксизм . Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немцы С середины XIX в. 1. Разработаны теория стоимо-сти и теория прибавочной стои-мости. 2. Открыт закон стоимости как закон развития товарного произ- водства. 3. Разработана теория воспроиз- водства и экономических кризисов. 4. Открыты экономические зако-ны капиталистического способа производства

Продолжение табл. 1.

Окончание табл. 1.1

Неоклассическое на-правление. Альфред Маршалл (1842-1924), англичанин С конца XIX в. 1. Частнопредприниматель-ская рыночная система, спо-собная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. 2. Государство создает благо-приятные условия для функ-ционирования рыночной экономики
Кейнсианство . Джон Кейнс (1883-1946), англичанин С 1930-х гг. 1. Разработана теория спроса и предложения, а также рав-новесной цены. 2. Государство должно актив-но регулировать экономику, т.к. рынок не способен обес-печивать социально-экономи- ческую стабильность об-щества. 3. Государство должно через бюджет и кредит регулиро-вать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая пол-ную занятость и высокий рост производства. 4. Разработаны теория эффективного спроса и теория эф-фективного инвестирования
Неоклассический синтез . Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэлсон (1915), американцы С 1950-х гг. 1. В зависимости от развития экономики предлагается ис-пользовать либо кейнсианские рекомендации государственно-го регулирования, либо рецеп-ты экономистов, стоящих на позициях ограничения госу-дарственного вмешательства в экономику. 2. Лучший регулятор — де-нежно-кредитные методы. 3. Рыночный механизм спосо-бен сам устанавливать равно-весие между спросом и пред-ложением, производством и потреблением

Но ни одна теория не может претендовать на абсолютную и веч-ную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции и определенной социальной группы и определенного периода.

Краткие выводы

1. Экономика изучает деятельность людей, связанную С производством, распределением, обменом и потреблением экономических благ, т.е. деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресур-сов с целью удовлетворения безграничных и постоянно ме-няющихся потребностей людей в экономических благах.

2. Экономика и право тесно переплетены между собой. Правовые нормы создают необходимые предпосылки для нормаль-ною функционирования экономики. Сами нормы права, регу-лирующие хозяйственную жизнь общества, порождаются изменениями происходящими в экономике.

3. Основные методы познания экономических процессов и явлений — это научная абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез (исторический и логический), экономико-ма-тематическое моделирование.

4. Экономические явления и процессы изучаются на разных уровнях: микроэкономика — изучение деятельности отдель-ных экономических субъектов; макроэкономика — изучение экономики в целом.

5. Позитивная экономика устанавливает реально сложившие-ся экономические связи, не давая им оценки. Она имеет дело с тем, что есть или может быть. Нормативная экономика — это субъективные оценочные суждения относительно того, что должно быть, какими должны быть экономные связи, какие ре-шения необходимо принимать.

6. Экономические законы — это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся, типичные взаимоза-висимости и причинно-следственные связи в экономических процессах и явлениях. Знание экономических законов необхо-димо для принятия эффективных экономических решений.

7. Исторический процесс развития экономической науки можно представить такими основными экономическими шко-лами и направлениями, как меркантилизм, физиократическая школа, классическая английская политэкономия, марксизм, неоклассическая школа, кейнсианство, монетаризм.

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-10

"> Этапы развития экономической теории.

"> (96.3 баллов, 1 ответ неправильный)

">1.Расположите научные экономические школы в хронологическом порядке их возникновения

">Меркантилизм – ">1; "> Институционализм – ">4; "> классическая школа политической экономии – ">2; ">

">маржинализм – ">3. ">

">2.Неоклассическое направление экономической теории, представители которого ведущую роль в стабилизации экономики приписывают денежным факторам, получило название... ">монетаризма.

">3.Физиократы считали, что богатство общества создается в... ">сельском хозяйстве.

;color:#000000">4 ">.Идеи классической политэкономии были развиты в XIX веке представителями... "> ">марксизма.

">5. Исследованием цикличности развития экономики занимался... ">Н. Д. Кондратьев.

">6.Установите соответствие научными экономическими школами и их представителями

">Меркантилизм – ">А. Монкретьен; ">

">Классическая школа политической экономии - ">А.Смит; ">

">Монетаризм – ">М. Фридмен; ">

">Институционализм – ">Т. Веблен. ">

;color:#ff0000">7 ">.К современным направлениям экономической теории не относится...

"> маржинализм

"> неоклассицизм

"> кейнсианство

"> институционализм

">8.Расположите научные экономические школы в хронологическом порядке их возникновения

">неоклассическая школа политической экономии – ">3; "> канонизм – ">1 ">; кейнсианство – ">4 ">;

">классическая школа политической экономии - ">2. ">

;color:#000000">9 ">.Теория прав собственности возникла в рамках... ">неоинституционализма.

;color:#000000">10 ">._ "> ">И. Т. Посошков "> ___ - первый российский экономист, изложивший свои взгляды в отдельной работе (книге).

">11.Основы теории факторов производства заложил... ">Ж. Б. Сэй.

;color:#000000">13. ">Экономическая школа, обосновавшая необходимость государственного регулирования экономики, - это... "> кейнсианская школа.
">14.Выразителями экономической мысли Древней Греции являются... – ">Платон; ">- ">Аристотель; "> - ">Ксенофонт.

">15.Направление, считающее предметом экономической теории весь комплекс факторов, влияющих на экономику, - это … ">институционализм.

">16.К научным экономическим направлениям 20 века относятся... – ">кейсианство; "> - "> монетаризм.

">17.Экономическая школа, считавшая источником богатства торговлю, - это... "> меркантилизм.

">18.Одним из представителей теории маржинализма является... ">А. Маршалл.

">20.Выразителями экономической мысли в Средние века являются... ">Ибн-Хальдун; ">- ">Фома Аквинский.

">21.Установите соответствие между трудами и их авторами

">Трактат о налогах и сборах ">- Петти ">;

">О скудости и богатстве ">– Посошков ">;

">Трактат политической экономии ">– Монкретьен ">;

">Исследование о природе и причинах богатства народов – ">Смит. ">

">22.Нобелевская премия по экономике за разработку метода "затраты - выпуск" была присуждена... "> В. Леонтьеву.

">23. Основы трудовой теории стоимости были заложены... ">А. Смитом.

">24.Представителями классической школы политической экономии являются... - ">Уильям Петти; ">- ">Адам Смит; ">- ">Давид Рикардо.

">25.К научным экономическим направлениям 20 века не относятся... - "> канонизм; ">- "> меркантилизм.

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и метод курса «История экономических учений».

2. Функции, структура и периодизация истории экономической мысли.

Контрольные вопросы:

1. Что является предметом изучения истории экономических учений?

2. На какие методы экономического анализа опирается история экономических учений как научная дисциплина?

3. Какова логика, структуризации разделов, этапов, теоретических направлений и школ курса «История экономических учений».

4. Какое объяснение можно дать тому факту, что экономическая теория, начавшись с греческих философов, дальнейшее развитие получила только в конце средневековой эпохи?

Практические задания

Задание 1. Развитие экономической теории идет путем взаимодействия двух процессов, с одной стороны, путем анализа новых фактов экономической жизни, а с другой стороны – путем критического осмысления того, что дали предшествен­ники. По мере развития объекта исследования (т.е. экономики), совершен­ствования методов усиливается процесс дифференциации экономической науки, возникают новые экономические направления и школы, нередко дающие различное истолкование одних и тех же экономических процессов.

Заполнить недостающие элементы в развитии экономической теории на рисунке 1.

Рисунок 1 – Развитие экономической теории

Тестовые задания:

1. Хронологический порядок возникновения экономических школ:

а) меркантилизм;

б) институционализм;

в) историческая школа;

г) австрийская школа;

д) школа физиократов.

2. На экономической теории как на междисциплинарной науке настаивают:

а) неоклассики;

б) неокейсианцы;

в) представители исторической школы;

г) институцианалисты;

д) монетаристы.

3. Историческая последовательность экономических школ:

а) меркантилизм;

б) маржинализм;

в) классическая школа;

г) физиократы;

д) институционализм.

4. Хронологическая последовательность экономических школ:



а) классическая школа;

б) кейнсианство;

в) «молодая» историческая школа;

г) институционализм;

д) «старая» историческая школа;

е) неолиберализм.

5. Богатство в соответствии с эволюцией экономической мысли выражалось в хронологическом порядке

а) в возрастании производимых материальных благ;

б) в накоплении драгоценных металлов;

в) в наращивании материальных и духовных благ;

г) в положительном сальдо внешнеторгового баланса;

д) в уровне развития с/х производства;

е) в полном и всестороннем развитии производительных сил.


ТЕМА 2. МЕРКАНТИЛИЗМ КАК ПЕРВАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПЕРИОДА ЗАРОЖДЕНИЯ РЫНОЧНЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и метод изучения меркантилистов.

2. Этапы развития меркантилизма.

3. Историческое значение меркантилизма.

4. Особенности развития меркантилизма в России.

Контрольные вопросы:

1. Какие этапы в своем развитии проходит меркантилизм, и чем они отличаются друг от друга? Причины перехода от денежного баланса к торговому. Что понимается под протекционизмом и имеет ли он место в современных условиях?

2. Почему объектом исследования меркантилистов была сфера обращения? Что понимается под металлической и номиналистической теорией денег? В чем видели меркантилисты источник прибыли и богатства? Почему?

3. Выделить различия между ранним и поздним меркантилизмом, охарактеризовать вклад меркантилистов в обоснование методов государственной экономической политики.

4. Раскройте суть концепции национального богатства и путей его приумножения в воззрениях ранних и поздних меркантилистов.

5. В каких странах наиболее последовательно проводилась политика раннего и зрелого меркантилизма?

6. Отразить причины перехода от денежного баланса к торговому.

7. Что понимается под протекционизмом и имеет ли он место в современных условиях?

8. Почему объектом исследования меркантилистов была сфера обращения? Какая роль отводилась промышленности?

9. В чем видели меркантилисты источник прибыли и богатства и почему?

10. Выделить недостатки экономических взглядов меркантилистов.

11. Каково значение теории и практики меркантилизма? Отошла ли политика стимулирования внутреннего рынка, ограничения конкуренции со стороны более дешевой импортной продукции в прошлое? Для какой группы стран особенно характерно проведение этой политики?

12. Изложить исторические особенности меркантилизма в Англии и во Франции.

13. Объясните причины более позднего развития меркантилизма в России по сравнению с Западной Европой.

14. В книге какого российского экономиста-теоретика обосновывалась необходимость проведения протекционизма в России?

Практические задания:

Задание 2. В развитии меркантилизма выделяются два этапа:

– ранний (XV-XVI вв.), называемый монетарной системой, теорией денежного баланса:

– развитой (поздний, зрелый) (XVII – XVIII вв.), называемый мануфактурной системой, теорией торгового баланса.

Охарактеризовать различия между ранним и развитым меркантилизмом, результаты анализа представить в таблице 2.

Таблица 1 – Характеристика различий между ранним и развитым

меркантилизмом


Продолжение таблицы 1.

Тестовые задания:

1. Согласно положениям меркантилистов источником денежного богатства является:

а) заграничные инвестиции;

б) внешняя торговля;

в) положительное сальдо торгового баланса;

г) превышение экспорта импортом.

2. Меркантилисты исследовали отношения в сфере:

а) торговли;

б) производства;

в) промышленности;

г) транспорта;

д) обращения.

3. Политику протекционизма, базирующуюся на поощрении вв.оза сырья и экспорта готовой продукции, отстаивали:

б) Ф. Кенэ;

в) Д. Рикардо.

4. Представители меркантилизма производительным трудом признавали труд:

б) в сельском хозяйстве;

в) в промышленности;

г) в торговле;

5. Основополагающим методом исследования у меркантилистов был:

а) функциональный;

б) причинно-следственный;

в) эмпирический;

г) эвристический.

6. Политику протекционизма, базирующуюся на поощрении вв.оза сырья и экспорта готовой продукции, отстаивали:

б) Ф. Кенэ;

в) А.Л. Ордын-Нащокин;

г) А. Монтекретьен;

д) У. Петти;

е) Д. Рикардо.

7. Представители меркантилизма производительным трудом признавали труд:

а) при добыче драгоценных металлов;

б) в сельском хозяйстве;

в) в промышленности;

г) в торговле;

д) в материальном производстве.

8. Ранние меркантилисты:

а) Фома Аквинский;

б) У. Стаффорд;

в) А. Монкретьен;

г) Ф. Кенэ;

д) Г. Скаруффи.

9. Представителями позднего меркантилизма являются:

а) Аквинский Фома и Блаженный Августин;

б) Мен Т. и Монкретьен А.;

в) Кенэ Ф.и Тюрго Ж.;

г) Петти У. и Буагильбер П.;

д) Локк Дж. и Ло Дж.

10. Богатство отождествлялось с деньгами в трудах:

а) У. Петти;

б) Т. Мена;

в) П. Буагильбера;

г) А. Монкретьена;

д) Ф. Кенэ.

11. Основоположниками количественной теории денег являются:

б) Р. Кантильон;

в) Ж. Тюрго;

д) А. Монкретьен.

12. Основополагающим методом исследования у меркантилистов был:

а) эмпирический;

б) причинно-следственный;

в) функциональный;

г) эвристический.


ТЕМА 3. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)

Экономический факультет

Основные экономические школы

Выполнила

студентка гр. ЭК- 526

Олейник Елизавета Орестовна

Введение

Для того, чтобы понять сложные процессы экономической жизни нужно уяснить основные закономерности функционирования экономики. Необходимо узнать, что представляет собой экономика как специфическая сфера жизнедеятельности человека, что и как изучает экономическая теория как наука, какими базовыми категориями она оперирует. А также необходим определенный багаж знаний, позволяющий понять основные модели, которые описывают экономическую жизнь человеческого общества. Важно четко представлять, что является объектом и предметом экономической теории, какие важнейшие теории возникли в ходе ее развития.

Экономическая теория - одна из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и образованных людей. Это объясняется тем, что изучение экономической теории - реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире.

Значение экономической теории заключается не в том, что она является набором уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной практике и политике, а в том, что она, по словам Дж.Кейнса, служит методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогает тому, кто владеет ею, приходить к правильным выводам и заключениям. Знание основ экономической теории поможет каждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях.

Экономическая теория выступает в качестве теоретической базы целой системы научных дисциплин, как отраслевых, так и функциональных. В то же время экономическая теория также и практическая наука, без нее невозможны теория и практика управления на различных уровнях, создание рациональной финансовой и кредитной систем, организация учета и контроля за производством, обеспечение слаженного развития всех отраслей хозяйства и достижение желаемых целей.

Экономическая мысль античности

В Древней Греции и Риме экономические воззрения углубляются и систематизируются, приобретают научный облик. Выдающиеся греческие философы Ксенофонт (430-355 гг. до н. э.), Платон (427-347 гг. до н. э.), Аристотель (384-322 гг. до н. э.) уже по праву могут считаться первыми учеными-экономистами.

Ксенофонт, написавший такие работы, как «О доходах» и «Экономика» (учение о хозяйстве), дат старт научной экономике. В его исследованиях экономика делится на отрасли с выделением сельского хозяйства, ремесленничества, торговли, высказывается мысль о целесообразности разделения труда.

Платон развивает представления о разделении труда, высказывает ряд соображений о специализации труда и особенностях разных видов трудовой деятельности, анализирует круг основных профессий в хозяйстве и занятость профессиональным трудом.

Но подлинным титаном экономического учения античности надо считать Аристотеля. В своих знаменитых трактатах «Политика» и «Этика» Аристотель впервые в истории человечества исследует экономические процессы и явления абстрактно, т.е. с целью обнаружения в них общих закономерностей.

В аристотелевском подходе экономика рассматривалась как совокупность неких универсальных правил ведения хозяйства, следуя которым можно добиться приумножения богатства. Идеалом хозяйства, по Аристотелю, были натуральные замкнутые хозяйственные системы, на которых применялся труд рабов («говорящих орудий труда»). Богатство воспринималось как совокупность продуктов, изделий, произведенных в этих хозяйствах. При прочих равных условиях одно натуральное хозяйственное образование было богаче другого в зависимости от того, какое количество земли и рабов оно содержало. Поэтому оптимальным способом достижения богатства был прежде всего захват новых территорий и рабов с последующей рациональной организацией их труда. Таким образом, экономика, по Аристотелю, -- это наука о правилах рациональной организации труда рабов.

В то же время Аристотель понимал, что современное ему хозяйство носит не только натуральный характер, но и развивается за счет обмена, торговли, приобретает черты денежного хозяйства. Для описания этих специфических проблем, связанных с деньгами и торговлей, Аристотель предложил новое научное направление, которому сам же и дал название «хрематистика», т.е. искусство делать деньги. Именно в рамках хрсматистики, а не экономики Аристотель рассматривал такие явления, как деньги и их функции, цены товаров и ценообразование, капитал как деньги, приносящие дополнительные деньги.

Великий грек считал, что развитие обмена, торговля противоречат идеальному типу развития, а именно натуральному хозяйству. Поэтому, хотя он и достаточно глубоко для своего времени проанализировал денежные процессы и явления, Аристотель считал, что основным направлением хозяйственного развития должна стать натурализация хозяйственной жизни. Торговля же должна осуществляться лишь для получения немногих недостающих продуктов и вестись путем «справедливого обмена» с соседями. Третируя хрематистику и всячески подчеркивая значение экономики в его понимании, Аристотель выступил как консерватор, который к тому же был лишен дара предвидения исторической перспективы. Но история сыграла с Аристотелем забавную шутку. С течением времени термин «хрематистика» забылся, а под экономикой стали понимать науку, значительная часть которой рассматривает хрематистическую проблематику -- денежные, финансовые проблемы, а не только чисто хозяйственные процессы. Следовательно, имя Аристотеля вошло в историю экономической науки благодаря разработке той проблематики, которую сам автор считал тупиковым направлением хозяйственного развития. Несмотря на это, Аристотеля с полным правом относят к числу основателей экономической науки и именуют первым ученым-экономистом.

Ученые, писатели, политические деятели в Древнем Риме уделяли внимание экономическим проблемам ведения сельского хозяйства, организации труда рабов, земельной собственности. Ученый-энциклопедист Варрон (116-27 гг. до н. э.) написал работу «О сельском хозяйстве», а писатель и политический деятель Марк Порций Катон (234-149 гг. до н. э.) известен своим трактатом «О земледелии», в котором содержится множество хозяйственных советов и высказываются мысли о роли отдельных видов экономической деятельности. Катон утверждает: «Купца я считаю человеком дельным и прилежащим к наживе, но, как я сказал выше, ему уготованы опасности и потери». Интересные мысли об экономике высказывали оратор и публицист Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) и ученый Плиний Старший (123-79 гг. до н.э.), автор энциклопедического труда «Естественная история». Двенадцатитомное сочинение римского писателя и агронома Колумеллы (1 в. н. э.) «О сельском хозяйстве» называют сельскохозяйственной энциклопедией древности.

Ксенофонг (430-354 гг. до н.э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения:

разделение труда на умственный и физический виды, а людей -- на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;

природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей;

производительно может выполняться «наиболее простая работа»;

степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта;

всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость);

деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

Платон (428-347 гг. до н.э.). Этот философ, предвосхитивший ряд элементов возникшей впоследствии так называемой коммунистической модели социально-экономического устройства, отстаивал прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства соответственно в его произведениях «Государство» и «Законы».

В первом сочинении речь идет об особо важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия) в обеспечении общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, гак как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан.

Во втором произведении философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т.е. «гражданам» высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в 4 раза.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы» и указывает на более важную роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике.

Эта концепция носит как бы классификационный характер. Об этом свидетельствует то, что все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он относит к одной из двух сфер -- естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Вторая же зиждется на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой -- искусство наживать состояние, т.е. все большее «обладание деньгами».

В рамках своей концепции Аристотель, идеализируя рабовладельческое государственное устройство, как бы искусственно «упрощает» важнейшие элементы хозяйственной жизни. Например, по Аристотелю, «5 лож = 1 дому» потому, что их соизмеримость достигается якобы только благодаря деньгам. С позиций этой же концепции он тенденциозно анализирует этапы эволюции форм торговли и денежного обращения. В частности, такие ранние формы торговли, как прямой товарообмен и обмен посредством денег, относятся им к сфере экономики, а движение торгового капитала, т.е. когда товарообмен осуществляется с приращением первоначально авансированных на эти цели денег, -- к сфере хрематистики. Аналогично трактует философ и формы денежного обращения, относя функции денег по отображению меры стоимости и средства обращения к сфере экономики, а их применение как средство накопления прибыли, т.е. в качестве ростовщического капитала, -- к сфере хрематистики.

Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально-хозяйственных отношений (а это прежде всего обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к «издержкам» хрематистики. А последние, на его взгляд, обусловлены непониманием того, что «в действительности веши столь различные не могут стать соизмеримыми», ибо возникшие в результате соглашения между людьми деньги, по мысли философа, представляют собой не более чем «удобный в обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали «неупотребительными». Поэтому он решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно признается в том, что ростовщичество у него «с полным основанием вызывает ненависть».

Экономические учения средневековья

Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен древнего мира, базируются в основном на материалах дошедших до нас литературных источников. Но существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе в области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословский характер. Поданной причине средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить грядущего утверждения рыночных экономических отношений и демократических принципов общественного устройства.

Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился, как известно, в III-VIII вв. в ряде государств Востока и V-XI вв. -- в странах Европы. И с самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была в них достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и неявно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.

В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается видный идеолог арабских государств Ибн- Хальдун, а в Европе -- лидер так называемой поздней школы ка- нонизма Фома Аквинский. Об их творческом наследии и последует далее речь.

Ибн-Хальдун (1332-1406). Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе, как принято говорить, азиатского способа производства государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем с тех пор, как в начале VII в. на землю снизошли «откровения Бога» и услышавший их мекканский купец Мухаммед -- первый проповедник Корана -- возвестил мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить «всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы.

Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что «Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации» попытался укрепить в душах всех правоверных и Ибн-Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой «социальной физики». Вместе с тем последняя не лишена отдельных поучительных идей и историко-экономических обобщений, таких, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле.

Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ позволит, по мнению Ибн-Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства».

Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы:

с ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города;

малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ;

расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижающихся размеров начогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.

Наконец, деньги Ибн-Хальдун считает важнейшим элементом хозяйственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из созданных богом двух металлов -- золота и серебра. По его мысли, деньги отображают количественное содержание человеческого труда «во всем приобретаемом», ценность «всякого движимого имущества», и в них «основа приобретения, накопления и сокровища». Он совершенно нетенденциозен при характеристике «стоимости труда», т.е. заработной платы, утверждая, что ее размер зависит, во-первых, «от количества груда человека», во-вторых, «его места среди других трудов» и, в-третьих, от «потребности людей в нем» (в труде. -- Я.Я.).

Фома Аквииский (Аквинат) (1225-1274). Этот итальянский монах доминиканского происхождения считается наиболее авторитетной фигурой упоминавшейся выше школы канонистов на позднем этапе ее развития. Его воззрения в области социально-экономического устройства общества существенно разнятся с положениями основателя канонизма, или, как еще говорят, ранней школы канонистов, Августина Блаженного (353-430). При этом на первый взгляд Аквинат, подобно Августину, опирается на те же принципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни, установления «справедливых цен» и достижения эквивалентного и пропорционального обмена.

На самом же деле Ф. Аквииский, учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального неравенства в условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества. В частности, в работе «Сумма теологии» он оперирует уже не единичными, а массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня вдень масштабных товарно-денежных отношений в возросших числом и своим могуществом городах. Иными словами, в отличие от ранних канонистов прогрессирующий рост городского ремесленного производства, крупных торговых и ростовщических операций Ф. Аквинский не характеризует отныне как исключительно греховные явления и не требует их запрещения.

С точки зрения методологических позиций внешне у автора «Суммы теологии» почти нет расхождений с ранними канонистами. Однако если последние придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания и трудов церковных теоретиков, а также метода морально-этического обоснования сути экономических категорий и явлений, то Ф. Аквинский наряду с названными «инструментами» исследования активно использует и так называемый принцип двойственности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного явления или экономической категории.

Например, если ранние канонисты, подразделяя труд на умственный и физический виды, исходили из божественного (естественного) предназначения, но не отделяли эти виды друг от друга с учетом их влияния на достоинство человека в связи с занимаемым положением в обществе, то Ф. Аквинский «уточняет» это «доказательство» в пользу сословного деления общества. При этом он пишет: «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили, то, что различные люди склонны к различным профессиям...» (курсив мой. -Я.Я.у.

Двойственную и компромиссную позицию в сравнении с ранними канонистами автор «Суммы теологии» занимает также по поводу трактовки таких экономических категорий, как богатство, обмен, стоимость (ценность), деньги, торговая прибыль, ростовщический процент. Рассмотрим вкратце и эту позицию ученого применительно к каждой названной категории.

Богатство со времен Августина рассматривалось канонистами как совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме, и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемым для этого трудом. В соответствии с этим постулатом бесчестное приумножение (накопление) золота и серебра, считавшихся по своей природе «искусственным богатством», не могло соответствовать нравственным и прочим нормам общества. Но, по Аквинскому, «справедливые цены» (о них речь пойдет ниже) могут быть неоспоримым источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что грехом не является.

Обмен в древнем мире и в средние века воспринимался исследователями как акт волеизъявления людей, результат которого пропорционален и эквивалентен. Не отвергая данный принцип, Ф. Аквинский обращает внимание на многочисленные примеры, превращающие обмен в с убъективный процесс, обеспечивающий равенство извлекаемой пользы при неэквивалентном, казалось бы, обмене вещей. Иными словами, условия обмена лишь тогда нарушаются, когда вещь «поступает на пользу одному и в ущерб другому».

«Справедливая цена» -- это категория, которая в экономическом учении канонистов подменяла категории «стоимость» (ценность), «рыночная цена». Она устанавливалась и закреплялась на определенной территории феодальной знатью. Ее уровень ранние канонисты «объясняли», как правило, ссылками на трудовые и материальные затраты в процессе товарного производства. Однако Ф. Аквинский затратный подход назначения «справедливой цены» считает недостаточно исчерпывающей характеристикой. По его мысли, наряду с этим следует признать, чтопродавец может «по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе», и при этом она «не будет продана дороже, чем стоит владельцу», в противном случае ущерб будет нанесен и продавцу, который недополучит соответствующее его положению в обществе количество денег, и всей «общественной жизни».

Деньги (монеты) Ф. Аквинским трактуются подобно авторам древнего мира и раннего канонизма. Он указывает, что причиной их возникновения стало волеизъявление людей для обладания «вернейшей мерой» в «торговле и обороте». Выражая свою приверженность номиналистической концепции денег, автор «Суммы теологии» признает, что, хотя монеты имеют «внутреннюю ценность», государство, тем не менее, вправе допускать некоторое отклонение ценности монеты от ее «внутренней ценности». Здесь ученый вновь верен своему пристрастию к двойственности, с одной стороны, признавая, что порча монеты может сделать бессмысленным измерение достоинства денег на внешнем рынке, а с другой -- вверяя государству право устанавливать «номинальную ценность» подлежащих чеканке денег по своему усмотрению.

Торговая прибыль и ростовщический процент осуждались канонистами как небогоугодные, т.е. грешные, явления. С определенными оговорками и уточнениями «осуждал» их и Ф. Аквинский. Поэтому в результате, по его мысли, торговая прибыль и процент за ссуду все же должны присваиваться соответственно торговцем (купцом) и ростовщиком, если при этом очевидно, что они совершают вполне благопристойные деяния. Иначе говоря, необходимо, чтобы такого рода доходы являлись не самоцелью, а заслуженной платой и вознаграждением за имеющие место в торговых и ссудных операциях труд, транспортные и прочие материальные издержки и даже за риск.

Экономические теории и школы XVIII-XIX веков

экономический древний аристотелевский средневековье

1.Основа развития общества -- материальное производство

2. Теория прибавочной стоимости: ПС (производительные силы) = СП (средства производства =предмет труда + орудия труда)+РС (рабочая сила) +Д (деньги) ПРОИЗВОДСТВО = Т Д (новая стоимость, которая значительно выше стоимости рабочей силы, разница между ними -ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ)

Меркантилизм XV--XVIII вв

Антуан де Монкрентьен

Томас Ман

Трактат о политической экономии 1615 г

Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией

1.Общественное богатство производится только в торговле, поэтому правительство должно всячески поддерживать своих производителей -протекционизм; поощрение экспорта

2. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли, играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах.

3. Накопление благородных металлов, золота и серебра, меркантилисты рассматривали в качестве главной хозяйственной цели и главной заботы государства.

Физиократы

французская школа экономистов второй половины XVIII в, основанная около 1750 г. Франсуа Кенэ.

Анн Тюрго, Визер

Франсуа Кенэ

Экономическая таблица

1.Общественное богатство производится в сельском хозяйстве.

2. Единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу

Классическая школа

XVIII века -- 30-х гг. XIX века.

Адам Смит (трудовая теория стоимости; меновая ипотребительская стоимость)

Давид Рикардо

Исследование о природе и причинах богатства народов

Начала политической экономии

1.Классики считали, что в экономике действует естественный порядок, поэтому рынок не нуждается в государственном регулировании.

2.Рикардо считал "закон стоимости" фундаментом, на котором строится вся политэкономия. Труд - единственный источник богатства, труд лежит в основе стоимости (цены товара)

3.Экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов

Марксистская теория сер.XIX

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

3. При капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация им рабочего

Мальтузианство

Томас Мальтус 1766-1834

Очерк о законе народонасе-

1.Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов.

2.Народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования -- в арифметической.

3. Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод)

Маржинализм -школа

предельной (marginalisme, от лат. margo (marginis) --край) полезности

70-е гг. XIX века

Карл Менгер

Евгений Бем-Баверк

Основания политической экономии

Капитал и прибыль

Теория политической экономии

Элементы чистой политической экономии

1.Дали объяснение стоимости с точки зренияпсихологии покупателя.

2. Они пришли к заключению, чтопотребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного потребителя, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства.

3. Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существует своего рода иерархия потребностей

4. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.

Неоклассическая школа

Альфред Маршал

В 1890 году вышла книга Принципы политической экономии

1.Концепция равновесной цены,

«крест Маршала»

2. Обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены.

Историческая школа (возникла в Германии, но выделяют английскую, французскую)

Фридрих Лист

Адам Мюллер

Национальная система политической экономии

Публицистические статьи

Протестантская этика и дух капитализма

Направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: 1.Изучение истории и специфики национальных хозяйств;

2. Выделение неэкономических факторов, влияющих на развитие экономики: географическое положение, климат; особенности менталитета; вера особенности исторического развития; особенности культуры; особенности психологии.

3. Анализконкретных экономических ситуаций в различных странах, а не разработка экономических теорий

Вебер: Погоня за благосостоянием считалась признаком не греховных жадности или честолюбия, но нравственности и праведности. Вебер называл это «духом капитализма»

Современные экономические школы

Кейнсианство

30-е годы XX в и до наших дней

Джон Кейнс

Общая теория занятости, процента и денег

1.Кейнс считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании.

2. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию истимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) = «накачка спроса» -воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг.

3. Государство осуществляет увеличение денежной массы, снижение ставок процента; недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования

Институционалисты 70-е гг XXв

Джон Гелбрейт,

Людвиг Эрхард

1. «Общество изобилия»

2.«Экономическая теория и цели общества»

Благосостояние для всех

1.Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды.

2. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. 3.Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы

Монетаристы (монетаризм)

50-е гг XX и до наших дней

(Название дано Карлом Бруннером американский экономист)

Милтон Фридмен

1. «Роль монетарной (денежной) политики»

2. «Деньги и экономическое развитие»

1.Экономическая теория регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов (эмиссия, процентная ставка банка) Количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики

2. Монетаристское правило: денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции

3. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию.

4.Если имеют место диспропорции в экономике, то к этому приводит государственное вмешательство

Заключение

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? как они оплачиваются? сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Экономическая Теория призванная изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого Экономическая Теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.

Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

Литература

История экономических учений / Титова Н.Е. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013г.

История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Худокормова. М.: Изд-во МГУ, 2008г.

История экономических учений: Учебное пособие / И. П. Павлова, Е.А. Владимирский, А.А. Оводенко и др. - СПб.: СПб. ГААП, 2012г.

Д. Г. Егоров. Практические следствия. / / Экономический анализ: теория и практика, 2008. - N 13. - С. 21-28.

Б. В. Салихов. Размышления о предмете экономической теории, или как повысить эффективность ее социальной функции? // Финансы и кредит, 2006. - N 35. - С. 43-50

В. В. Радаев. Важные условия развития экономической теории. // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика, 2004. - N 3. -С. 9-33.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Экономические учения Древнего мира. Экономические учения феодального общества и эпохи капитализма. Экономические учения конца ХVII - начала XIX века. Основные направления экономической мысли в XX веке. Исихастская модель реальности.

    реферат , добавлен 28.07.2007

    Экономическая мысль Древней Греции, Древнего Рима и Средневековья, первые экономические школы. Истоки классической экономической теории, развитие классической политэкономии в трудах экономистов XIX века. Марксистская политэкономия, теория монетаризма.

    дипломная работа , добавлен 08.10.2010

    Экономические взгляды Ксенофонта. Разделение труда в учениях Ксенофонта. Главная отрасль хозяйства по Платону. Развитие экономической мысли Древней Греции. Аргументы Аристотель против учения Платона. Заслуга Аристотеля в развитии экономической мысли.

    контрольная работа , добавлен 08.11.2009

    Экономическая мысль средневековья: воззрения канонистов. Особенности раннего и позднего меркантилизма и физиократизма. Взгляды представителей классической школы политэкономии. Экономические учения XVII-XVIII вв. Современный монетаризм и институционализм.

    реферат , добавлен 19.01.2011

    Экономические учения Древнего мира. Экономические учения феодального общества. Экономические учения эпохи капитализма. Экономические учения конца XVII - начала XIX века. Экономическая мысль середины XIX - начала XX века. Экономическая мысль XX века.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2007

    Экономическая мысль Древнего Востока, Древней Греции. Экономические воззрения Ибн-Хальдуна, Фомы Аквинского. Предпосылки возникновения, основные черты и этапы развития меркантилизма. Общая характеристика классической политэкономии.

    шпаргалка , добавлен 23.02.2003

    Зарождение и основные этапы развитие экономической теории, основные экономические школы. Экономическая мысль Древней Греции – Платон и Аристотель. Теория стоимости и теория равновесия. Производственные отношения. Механизм функционирования рынка.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2009

    Вытеснение натурально-хозяйственных отношений рыночными экономическими отношениями на историческом отрезке "переходного времени". Предмет, метод, значение меркантилистской школы экономической мысли. Взгляды наиболее выдающихся европейских меркантилистов.

    реферат , добавлен 03.03.2010

    20-е годы как специфический период в истории советского общества, его главные достижения и значение в развитии молодого государства. Основные школы и направления экономической мысли, специфика государственного регулирования данной сферы деятельности.

    контрольная работа , добавлен 09.10.2014

    Историческая школа Германии, ее возникновение в рамках замкнутой экономической науки. Теория экономических систем, австрийский вариант социальной школы. Социал-демократические воззрения Э. Бернштейна, основоположники реформизма, образование монополий.

2. Монкретьен А.

4. Тюрго Ж.

6. Рикардо Д.

708. Согласно теории факторов производства Ж.Б. Сэя распределение доходов определяется:

¨ южертвамиШ владельцев факторов производства

¨ ювоздержаниемЦ владельцев факторов производства

þ в соответствии с вкладом каждого из факторов производства

¨ степенью эксплуатации труда капиталом

þ платой за услугу труда, капитала, земли

709. Согласно "закону Сэя":

þ обмен продукта на продукт ведет к равновесию рынка

¨ стоимость товара определяется издержками производства

¨ товары обмениваются в соответствии с затратами труда

¨ обмен товаров происходит на основе их полезности

þ цены товаров в рыночной экономике обладают абсолютной гибкостью

þ в рыночной экономике не может быть несоответствия между спросом и предложением

710. Согласно "закону народонаселения" Т. Мальтуса:

¨ рост населения отстает от промышленного производства

þ население растет в геометрической прогрессии, а продовольствие - в арифметической

¨ средства существования увеличиваются в геометрической прогрессии, а население - в арифметической

¨ население сокращается с ростом технического прогресса

þ главная и постоянная причина бедности - скупость природы и чрезмерно быстрое размножение человеческого рода

¨ Смитом А.

¨ Сэйем Ж.Б.

¨ Миллем Дж.

þ Мальтусом Т.

þ Сисмонди С.

712. Из "доктрины недопотребления" Т. Мальтус делал вывод о необходимости:

¨ сокращения потребления непроизводительными слоями общества

þ расширения непроизводительного потребления

¨ увеличения потребления рабочими и предпринимателями



¨ повышения зарплаты рабочим

þ увеличения налогообложения для уменьшения накопления капитала

713. Согласно Т. Мальтусу уровень жизни рабочих определяется:

¨ активностью профсоюзов

¨ социальными законами

þ естественными (биологическими) законами

¨ соотношением сил между трудом и капиталом

þ южелезным законом заработной платыл, вытекающей из его теории народонаселения

714. Нравственный аспект политической экономии нашел отражение в трудах:

¨ Мальтуса Т.

¨ Сэя Ж.Б.

þ Сисмонди С.

¨ Милля Дж.

þ Листа Ф.

715. Возникновение безработицы связывали с техническим прогрессом:

¨ Мальтус Т.

þ Сисмонди С.

¨ Сэй Ж.Б.

þ Рикардо Д.

716. Смягчение кризисов перепроизводства в капиталистической экономике С. Сисмонди связывал с:

¨ увеличением непроизводительного потребления

¨ сокращением непроизводительного потребления

þ развитием мелкотоварного производства

¨ расширением импорта

þ обеспечением равенства величин национального дохода и годового производства благ

717. Процент как вознаграждение за "жертву" капиталиста рассматривали:

¨ Мальтус Т.

¨ Сисмонди С.

¨ Сэй Ж.Б.

þ Милль Дж.

þ Сениор Н.

718. Труд, затраченный на рабочую силу, ее квалификацию, рассматривался в качестве производительного:

¨ Мальтусом Т.

þ Шторхом А.К.

þ Миллем Дж.

¨ Марксом К.

¨ Сисмонди С.

719. Первыми высказали идею о функциональных связях рыночной цены, спроса и предложения:

¨ Мальтус Т.

þ Милль Дж.

¨ Маркс К.

¨ Сисмонди С.

þ Курно А.

720. Возможность реформирования отношений распределения посредством законодательных актов и обычаев была высказана:

¨ Марксом К.

þ Миллем Дж.

¨ Мальтусом Т.

¨ Оуэном Р.

þ Сисмонди С.

721. Теорию прибавочной стоимости разработал:

¨ Сисмонди С.

¨ Рикардо Д.

þ Маркс К.

¨ Фурье Ф.

722. Теория абсолютной ренты во взаимосвязи с дифференциальной рентой дифференциальной ренты была разработана:

¨ Рикардо Д.

þ Марксом К.

¨ Миллем Дж.

¨ Оуэном Р.

¨ Смитом А.

723. Первыми на антагонизм между интересами индивида, коллектива и общества обратили внимание:

¨ Сен-Симон К.

¨ Маркс К.

þ Фурье Ф.

¨ Радищев А.

724. Положение о том, что на рынке продается не труд, а рабочая сила, впервые обосновал:

¨ Сен-Симон К.

¨ Энгельс Ф.

þ Маркс К.

¨ Фурье Ф.

¨ Рикардо Д.

725. Проблема средней нормы прибыли впервые была рассмотрена в трудах:

þ Тюрго Ж.

þ Маркса К.

¨ Фурье Ф.

¨ Оуэна Р.

¨ Сисмонди С.

726. Теория трудовой стоимости, базирующейся на двойственном характере труда, разработана:

¨ Рикардо Д.

¨ Смитом А.

þ Марксом К.

¨ Сен-Симоном К.

¨ Миллем Дж.

727. Проблему полной реализации общественного продукта Т.Мальтус связывал с:

¨ производительной частью общества

¨ рабочим классом

þ непроизводительной частью общества

¨ классом капиталистов

þ ютретьими лицамиф

728. Первыми среди представителей классической политической экономии, кто обратился к теоретико-методологическим проблемам социализма, был:

¨ Рикардо Д.

¨ Милль Дж. С.

þ Маркс К.

¨ Мальтус Т.

þ Энгельс Ф.

729. Бедственное положение трудящихся и безработицу Т.Мальтус стремился объяснить:

¨ процессом перенакопления капитала

¨ эксплуатацией труда капиталом

þ естественным законом народонаселения

¨ непроизводительным потреблением мтретьих лицж

þ низкими темпами роста продовольственных продуктов

730. Главными направлениями реформирования общественных отношений Дж.С.Милль считал:

þ изменение законов распределения

¨ изменение законов производства

þ ограничение прав наследования

þ социализацию земельной ренты при помощи земельного налога

731. Капитал рассматривал как средство эксплуатации рабочих и как самовозрастающую стоимость:

þ Рикардо Д.

þ Маркс К.

¨ Сэй Ж.Б.

¨ Милль Дж.С.

732. Причиной минимально возможного уровня оплаты труда рабочих Ж.Сисмонди считал:

þ занижение цены труда капиталистами

þ эксплуатацию рабочих капиталистами и землевладельцами

¨ избыточное предложение труда из-за высоких темпов рождаемости

¨ рост органического строения капитала

¨ высокий уровень конкуренции на рынке труда

733. Из идей о совершенствовании экономических отношений П.Прудону принадлежит:

¨ переход к общенародной собственности

þ упразднение денег и введение вместо них банков обращения

¨ развитие кредитно-денежных отношений

¨ упразднение частной собственности

þ организация Банка народа и беспроцентного кредита

734. Причину социальных бедствий Р. Оуэн видел в...

¨ недостаточном развитии производительных сил

¨ противоречии между трудом и капиталом

þ недостаточном развитии просвещения

þ частной собственности

¨ отсутствии государственного регулирования

735. Идею экономической системы с государственным устройством в виде самоуправляющихся общин выдвинули:

þ Фурье Ф.

¨ Сен-Симон К.

¨ Маркс К.

736. Формации: дикость, античное общество, феодализм, капитализм, "индустриализм" (социализм) первыми выделили:

þ Фурье Ф.

þ Сен-Симон К.

¨ Маркс К.

¨ Кампанелла Т.

737. Родоначальниками положения, согласно которому основу общества составляют отношения собственности, являются:

þ Фурье Ф.

þ Сен-Симон К.

¨ Маркс К.

738. Идея распределения дохода по труду, капиталу и таланту принадлежит:

¨ Сисмонди С.

¨ Сен-Симону К.

þ Фурье Ф.

¨ Оуэну Р.

þ Марксу К.

739. Историческая последовательность экономических школ:

1. меркантилизм

2. физиократы

3. классическая школа

4. маржинализм

5. институционализм

Маржинализм и неоклассика

740. Производительным трудом по мере развития экономической мысли признавался труд:

1. при добыче драгоценных металлов

2. в торговле

3. в сельском хозяйстве

4. в материальном производстве

5. как в материальной, так и в нематериальной сферах производства

741. Представители классической школы политэкономии в хронологическом порядке по мере ее возникновения и развития:

1. Петти У.

2. Буагильбер П.

4. Рикардо Д.

5. Сэй Ж.Б.

6. Милль Дж.

742. Принципы максимизации прибыли фирмы в условиях чистой и несовершенной конкуренции были сформулированы:

þ Курно А.

¨ Джевонсом У.

¨ Фишером И.

¨ Госсеном Г.

þ Робинсон Дж.

743. Маржиналисты изучали:

¨ национальную экономику

¨ отдельные отрасли

¨ международную экономику

þ экономику отдельной фирмы

þ поведение индивида в условиях рынка

744. Основой взглядов маржиналистов на процесс ценообразования являтся:

¨ теория трудовой стоимости

¨ теория издержки

¨ теория вменения

þ субъективная полезность

þ ценность

745. Основы "эластичности спроса" были разработаны:

þ Курно А.

¨ Маршаллом А.

¨ Визером Ф.

¨ Менгер К.

¨ Тюненом И.

746. Первыми обратили внимание на тенденцию убывания полезности:

¨ Менгер К.

þ Госсен Г.

¨ Бем-Баверк Е.

¨ Вальрас Л.

þ Бутовский А.И.

747. Согласно К. Менгеру, стоимость (ценность) определяется:

¨ количеством труда, затраченного на производство товара

¨ соотношением спроса и предложения на производный товар

þ наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса

¨ издержками производства

¨ ценой используемых ресурсов

748. Первыми описали условия формирования рыночного равновесия:

¨ Бем-Баверк Е.

¨ Визер Ф.

þ Вальрас Р.

¨ Фишер И.

þ Маршалл А.

749. Разработчиками принципов предельной производительности труда и предельной производительности капитала являлись:

¨ Джевонс У.

þ Тюнен И.

¨ Бем-Баверк Е.

þ Кларк Дж.

¨ Курно А.

750. Принцип максимизации суммарной полезности индивида, сформулированный Г. Госсеном, явился основой теорий:

¨ Вальраса Л.

þ Маршалла А.

þ Джевонса У.

þ Тюнена И.

¨ Парето В.

751. Основой понятия "альтернативные издержки", сформулированного Ф. Визером, является:

þ издержки отказа от других направлений использования

¨ сравнительные издержки

þ издержки использования данного продукта самим производителем

¨ абсолютные издержки

¨ внутренние издержки

752. Утверждение о максимуме совокупной полезности для большинства вариантов распределения считал ошибочным:

¨ Госсен Г.

¨ Курно А.

¨ Менгер К.

þ Вальрас Л.

þ Парето В.

753. Главными разработчиками ординалистической теории являются:

¨ Менгер К.

¨ Джевонс У.

¨ Маршалл А.

þ Парето В.

þ Хикс Дж.

754. Движение в сторону оптимума благосостояния общества по Парето возможно:

¨ при условии снижения общих издержек производства

¨ когда задействованы все имеющиеся у общества ресурсы

¨ при условии распределения всех ресурсов на равноправной основе, фиксированной ставки процента и улучшения условий труда рабочих

þ при таком распределении, которое бы увеличивало благосостояние хотя бы одного человека, не нанося ущерб никакому другому

¨ при повышении общего уровня эффективности производства

755. Отрицали, что заработная плата определяется стоимостью средств существования работника:

¨ Рикардо Д.

¨ Маркс К.

þ Кларк Дж.

þ Маршалл А.

¨ Петти У.

756. Первыми графически отобразили функциональную зависимость спроса и предложения в от цены:

¨ Парето В.

¨ Фишер И.

¨ Виксель К.

þ Маршалл А.

þ Фридмен М.

757. Рассматривали процент на капитал как вознаграждение за ожидание:

¨ Менгер К.

þ Бем-Баверк Е.

¨ Джевонс С.

¨ Тюнен И.

þ Маршалл А.

758. Представители маржинализма в своих исследованиях отталкиваются от:

¨ совокупных экономических величин

þ предельных экономических величин

þ принципа убывания

¨ средних экономических величин

¨ возрастающих экономических величин

759. Предметом изучения субъективного направления экономической мысли является проблематика:

þ полезности

þ поведение индивида на рынке

¨ процента и ренты

¨ факторов производства

¨ денежного обращения

760. Представители первой волны "маржиналистской революции" обосновывали стоимость благ на основе:

¨ теории издержек

¨ трудовой теории

þ теории предельной полезности

¨ теории факторов производства

þ принципа ценности

761. Родоначальниками современного макроэкономического моделирования является:

¨ Джевонс У.

þ Вальрас Л.

þ Парето В.

¨ Маршалл А.

¨ Кларк Дж.Б.

762. "Репрезентативной фирмой" по А.Маршаллу считается:

þ средняя

¨ крупная

¨ корпоративная

¨ промежуточная

763. Цена товара А.Маршаллом определяется на основе:

¨ затрат труда

¨ издержек производства

¨ предельной полезности

þ равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками

¨ факторов производства

764. Принципы статического и динамического равновесия в мгновенном и краткосрочном периодах были разработаны:

¨ Джевонсом У.

þ Маршаллом А.

þ Кларком Дж.Б.

¨ Вальрасом Л.

¨ Парето В.

765. Согласно В.Парето критерием достижения общего экономического равновесия является:

¨ принципы максимизации полезности

¨ выявление предельной полезности

þ изменение соотношений предпочтений конкретных индивидов

¨ равенство инвестиций и сбережений

766. Модель Э. Чемберлина "монополистическая конкуренция" соответствовала взглядам:

¨ Гильфердинга Р.

¨ Каутского К.

¨ Митчелла У.

þ Шумпетера Й.

þ Хайека Ф.

767. Возникновение монополии по дифференциации продукта (термин Э.Чемберлина) предполагает ситуацию, когда:

¨ происходит снижение цены товара за счет внедрения новой технологии

þ производится товар, обладающий таким отличительным признаком, который позволяет продавцу занять привилегированное положение на рынке

¨ фирма концентрирует основные усилия на рекламе своего товара

¨ производится такой ассортимент товаров, который позволяет охватить все потребности данной 7целевой аудиторииu

¨ фирма выпускает уникальный продукт

768. Избыток мощностей в условиях монополистической конкуренции по Э.Чемберлину обусловлен формированием цен на уровне:

¨ ниже общих издержек производства

¨ общих издержек производства и нормальной прибыли

þ выше общих издержек производства

¨ общих издержек производства

¨ внешних издержек производства

769. Согласно Дж.Робинсон, в условиях несовершенной конкуренции размеры (мощности) фирм:

þ превышают оптимальный уровень

¨ оптимальны

þ больше, чем предъявляемый спрос на продукцию

¨ находятся в зависимости от конъюнктуры рынка

¨ не достигают оптимального уровня

770. Дж.Робинсон ввела понятие "дискриминация в ценах", которое означает:

¨ вытеснение монополией средних и мелких фирм на основе ценовой конкуренции

¨ возможность монополиста назначать более высокую цену, чем в условиях совершенной конкуренции

þ установление различного уровня цен на одну и ту же продукцию

¨ возможность продажи товара по цене, превышающей цену рынка чистой конкуренции

þ сегментацию монополией рынка на основе различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей