Сдача металлолома облагается ндс. НДС по-новому: если все станут налоговыми агентами. Риски, если проигнорировать изменение

Который вносит значительные изменения в 21 главу налогового кодекса.

С 1 января 2018 года кардинальным образом изменился порядок определения налоговой базы, исчисления и вычетов НДС, пока лишь для нескольких товаров: сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Однако эксперимент может быть распространен и на другие категории. К каким изменениям это может привести и к чему нужно готовиться? Об этом мы расскажем в нашей статье.

Немного о сути эксперимента: с 1 января 2018 года при реализации лома сумма налога налогоплательщиками-продавцами не исчисляется, за исключением случаев, предусмотренных седьмым и восьмым абзацами п. 8 ст. 161 НК РФ (предоставившие недостоверные сведения «без НДС» или при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, либо на применение «упрощенки»), пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ (налоговая ставка 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта), а также при реализации указанных товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (порядок исчисления налога определен в ст. 166 НК РФ).

При реализации лома сумма налога исчисляется налоговыми агентами (покупателями), а не продавцами. Продавец в счет-фактуре делает соответствующую надпись или ставит штамп «НДС исчисляется налоговым агентом», т. е. указывает сумму с включенным, но невыделенным налогом. Покупатель выделяет сумму налога (исходная сумма делится на 118% и умножается на 18%).

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные покупателем. Одновременно с исчислением, он на ОСН имеет право принять НДС к вычету, т.е. фактически сумма налога в бюджет не уплачивается.

Вычет осуществляется в том же налоговом периоде, что и покупка лома, независимо от момента его дальнейшей реализации, при условии, что лом был приобретен налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для:

1. Осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС;

2. Перепродажи.

Таким образом, налоговая нагрузка организаций-налоговых агентов по лому и отходам черных и цветных металлов не выросла.

Не оправдались опасения о необходимости уплаты НДС в бюджет с последующим вычетом или возмещением и, тем более, «страшилки» о необходимости перечислять НДС в бюджет сразу в момент оплаты.

Что будет, если налоговыми агентами по НДС на аналогичных лому условиях станут все налогоплательщики?

Приведем для примера упрощенную схему, в которой один и тот же товар идет от продавца через посредника покупателю, который последний реализует физическому лицу (все организации на общей системе налогообложения):

В данной схеме видно, что ООО «Посредник» исчисляет НДС и принимает его к вычету, то есть его доля вычета по НДС — 100%, в бюджет НДС не уплачивается. ООО «Покупатель», реализуя товар физическому лицу с НДС, агентский НДС, исчисленный из счета-фактуры ООО «Посредник» ставит к вычету, также как и агентский НДС с общехозяйственных расходов (аренда торговой площади, торговое оборудование и т.д.).

А вот входной НДС от физического лица подлежит уплате в бюджет, причем его не на что уменьшить, так как ООО «Общехозяйственные расходы» выставляют счета-фактуры с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом» и этот исчисленный НДС принимается к вычету, уменьшая только «агентский» НДС, а не входной.

При реализации всеобщего агентирования по НДС, теряют смысл незаконные схемы оптимизации НДС, в том числе с помощью фирм-однодневок, а налоговая нагрузка по НДС ложиться целиком на последнюю в цепочке организацию-продавца, что не может не сказаться на конечной цене товара, реализуемого физическому лицу.
О том, что будет если в цепочке есть организации на упрощенной системе налогообложения, а конечным звеном — экспортер, читайте в наших следующих статьях.

Федеральным законом № 335-ФЗ внесены изменения в главу 21 НК в части положений, касающихся порядка исчисления НДС налоговыми агентами, приобретающими отдельные виды товаров. Изменения вступили в силу с 1 января 2018 года.

Разъяснения по этому вопросу дала ФНС в письме

Кто стал налоговым агентом

При реализации на территории РФ налогоплательщиками сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов налоговая база определяется налоговыми агентами исходя из стоимости реализуемых товаров.
Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) сырых шкур и лома, за исключением физлиц, не являющихся ИП.
Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога.
При этом выставление счетов-фактур указанными налоговыми агентами положениями главы 21 НК не предусмотрено.

Что у продавцов

На основании пункта 3.1 статьи 166 НК при реализации сырых шкур и лома сумма НДС налогоплательщиками-продавцами не исчисляется, за исключением ряда случаев.

Так например, в качестве такого исключения:

— реализация этих товаров физлицам;

— выдача покупателю документа, в котором неправомерно поставлена отметка «без НДС»;

— утрата продавцом права на применение спецрежима или права на освобождение от НДС;

— реализация товаров на экспорт по ставке НДС 0%.

В общем случае, операции по реализации сырых шкур и лома в разделе 3 налоговой декларации по НДС налогоплательщиками — продавцами не отражаются.

При этом в счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах, выставляемых налогоплательщиками-продавцами при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома, а также при их реализации делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».
В аналогичном порядке производится выставление счетов-фактур комиссионерами (агентами), реализующими (приобретающими) сырые шкуры и лом по договору комиссии (агентскому договору, предусматривающему реализацию или приобретение этих товаров от имени агента).

Одновременно ФНС обращает внимание на то, что в случае реализации сырых шкур и лома налогоплательщиками-продавцами, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК, а также лицами, не являющимися налогоплательщиками, обязанности налогового агента у покупателей (получателей) таких товаров не возникает. При этом продавцы указанных товаров в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)» и, соответственно, НДС не исчисляют.

Что у покупателей

Согласно пункту 15 статьи 167 НК для налоговых агентов, указанных в пункте 8 статьи 161 НК (покупателей шкур и лома), момент определения налоговой базы определяется в порядке, установленном пунктом 1 статьи 167 НК, то есть как наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки сырых шкур и лома;

2) день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома.

Учитывая изложенное, при перечислении налоговыми агентами оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома, исчисление НДС производится налоговыми агентами как на дату перечисления оплаты (частичной оплаты), так и на дату отгрузки сырых шкур и лома в счет этой оплаты (частичной оплаты).
Суммы налога, исчисленные указанными налоговыми агентами, подлежат вычетам.

При этом суммы НДС, принятые к вычету налоговым агентом при перечисления налогоплательщику-продавцу сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома, либо при изменении стоимости отгруженных сырых шкур и лома в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены или уменьшения количества (объема) отгруженных сырых шкур и лома, подлежат восстановлению.

Декларация по НДС у покупателя

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в отношении сырых шкур и лома, увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 3 статьи 170 НК, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3, 5, 8, 12 и 13 статьи 171 НК в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами.
Таким образом, исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, производится налоговыми агентами совокупно в отношении всех вышеназванных товаров, осуществленных всеми налогоплательщиками-продавцами за истекший налоговый период.
При этом итоговую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет налоговыми агентами, следует отражать по строке 060 раздела 2 налоговой декларации по НДС.

Составление счетов-фактур

Пока действующее Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 не содержит информации о заполнении счетов-фактур в случае реализации лома и сырых шкур.

Так, например, при выставлении счета-фактуры на бумажном носителе при отгрузке, в том числе при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома, в графах 8 −9 рекомендуется ставить прочерки, а в графе 7 указывать «НДС исчисляется налоговым агентом». В случае выставления счета-фактуры в электронной форме графа 1а не заполняется, в графе 7 указывается «НДС исчисляется налоговым агентом», а в графах 8 — 9 следует указывать цифру «0».

При регистрации счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур в книге продаж налогоплательщиком-продавцом в графе 2 книги продаж рекомендуется указывать следующие коды вида операций:

33 — при поступлении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома;

34 — при отгрузке сырых шкур и лома, в том числе в счет оплаты (частичной оплаты), а также при изменении стоимости отгрузок в сторону увеличения стоимости отгрузок.

При регистрации счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур в книге продаж налоговым агентом в графе 2 рекомендуется указывать следующие коды вида операций:

41- при исчислении НДС с оплаты (частичной оплаты) («как за продавца»);

42 — при исчислении НДС с отгрузки («как за продавца»);

43- при восстановлении НДС в случае перечисления покупателем оплаты (частичной оплаты) («как за покупателя»).

42 — при исчислении НДС с отгрузки и в случае изменения стоимости отгрузок в сторону увеличения («как за продавца»);

44-при восстановлении НДС в случае изменения стоимости отгрузок в сторону уменьшения («как за покупателя»).

Образцы заполнения документов по НДС в случае покупки и продажи лома и сырых шкур представлены в приложении к письму ФНС .

В частности, представлены следующие образцы:

  • счет-фактура на отгрузку;
  • счет-фактура на аванс;
  • корректировочные счета-фактуры (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения стоимости);
  • книги покупок и продаж продавца и покупателя;
  • журнал учета счетов-фактур для посредников.

С нового года в России начали действовать поправки в Налоговый кодекс о пересмотре списка освобождаемых от НДС операций. Согласно закону, покупатели металлолома стали налоговыми агентами. Это новый способ борьбы с многоступенчатыми цепочками перепродаж и незаконным возмещением НДС на рынке, который на протяжении многих лет был опутан серыми и откровенно незаконными финансовыми схемами. К обсуждению документа были привлечены все заинтересованные стороны, при этом позиция его критиков остается не вполне понятной.

Для наведения порядка на рынке металлолома предпринимались самые разные шаги. Десять лет назад операции по заготовке и реализации лома цветных и черных металлов были освобождены от налогообложения: налогоплательщики вправе были не платить НДС при наличии у них соответствующих лицензий. Предполагалось, что это позволит прекратить хищения НДС, и короткое время мера действительно работала. Однако сравнительно быстро некоторые участники рынка нашли новые пути для незаконного обогащения – НДС стали воровать на этапе переработки лома и реализации полученной продукции. Пресечь эту практику не смогло даже внедрение автоматизированной системы контроля за уплатой налога.

Поправки в Налоговый кодекс, принятые в конце прошлого года и заработавшие с 1 января, предусматривают, что покупатели лома и отходов черных и цветных металлов, а также вторичного алюминия и сплавов из него становятся налоговыми агентами. По сути, закон лишь исключил возможность уклонения от уплаты НДС при производстве и реализации продукции из лома. Причем эта мера разработана с учетом европейской налоговой практики: директивой ЕС тоже предусмотрена возможность введения так называемой «реверсивной уплаты» при внутренних поставках товаров и услуг, чувствительных к мошенничествам с НДС. Например, в Германии в 2014 году налоговое агентирование распространили почти на всю металлопродукцию.

Поправки активно обсуждались с участниками рынка с весны 2017 года и с учетом конструктивных предложений и замечаний были успешно приняты – в том числе потому, что критика законопроекта, особенно активно зазвучавшая к концу прошлого года, была очевидно неубедительной. Между тем некоторые ее тезисы повторяются до сих пор. Например, противники нововведений не раз заявляли, что предлагаемые меры могут привести одновременно и к росту цен на продукцию металлургов, и к падению цен на лом как раз на размер НДС – 18%. На волатильность цен обращают внимание и сейчас. Но цены на металлопродукцию регулируются рынком, и никакого влияния на себестоимость производства на металлургических заводах введение налогового агентирования оказать просто не способно. На деятельность физических лиц по сдаче принадлежащего им лома цветных и черных металлов нововведения также принципиально не могут оказать никакого влияния – это в законе зафиксировано отдельно: при приобретении лома у физического лица покупателю не надо будет ни удерживать НДС, ни исчислять его.

Кроме того, в окончательной редакции закона налогоплательщик – налоговый агент при покупке товара исчисляет налог к уплате в бюджет и в том же налоговом периоде принимает его к вычету. Другими словами, фактической уплаты налога нет, а значит, нет и увеличения платежей в бюджет для участников рынка.

«Замечания, которые высказываются отдельными представителями отрасли сейчас, создают впечатление, что эти критики не должным образом читали сам законопроект, потому что аргументы, которые ими приводятся, никак не следуют из текста закона», – отмечал директор некоммерческого партнерства «Совет промышленных предприятий вторичной цветной металлургии» Дмитрий Пузанов.

«За прошедшие два месяца 2018 года уже можно отметить явное оздоровление рынков алюминиевого лома и вторичного алюминия, – подчеркнул Дмитрий Пузанов. – Так, если в 2014–2016 годах все добросовестные производители вторичного алюминия в зимний период или останавливали производство, или вынуждены были работать с убытком из-за искусственно завышенных цен на лом, то в январе–феврале 2018 года удается заготовить сырье по ценам, позволяющим работать как минимум без убытка. И это несмотря на резкое сокращение объемов заготовки лома в связи с суровой и многоснежной зимой. Кроме того, можно отметить, что до начала 2018 года на рынке вторичного алюминия присутствовал товар, реализуемый по необоснованно заниженным ценам. Такой товар без существенных убытков могли поставлять только производители, использующие необоснованную налоговую выгоду. А в 2018 году цены на вторичный алюминий в России выровнялись, и у добросовестных производителей появилась возможность выигрывать тендеры на поставку продукции на автомобилестроительные заводы и предприятия черной металлургии. Эти примеры однозначно подтверждают эффективность вступивших в силу с 1 января 2018 года изменений в Налоговый кодекс, направленных на пресечение хищений НДС при реализации продукции, изготавливаемой из лома и отходов металлов».

Между тем добросовестные представители отрасли закон поддержали. Например, генеральный директор предприятия по производству медной катанки и проволоки ООО «ЭЛКАТ» Максим Третьяков отмечал в конце прошлого года, что освобождение реализации лома от НДС совершенно не выполняет задачи предотвращения хищений налога: на последней стадии обращения медного лома перед поставкой на металлургические заводы он весь превращается в продукцию, поставляемую с НДС. Аналогичную позицию заняли участники рынка алюминиевого лома и вторичного алюминия, который, по их оценкам, к концу прошлого года на две трети был охвачен хищениями НДС.

Конечно, как и к любым значимым нововведениям, отрасли нужно адаптироваться к новым правилам. Необходимо помнить о главной задаче закона – повышении прозрачности в ломозаготовительной отрасли и борьбе против формирования необоснованной налоговой выгоды, то есть тех самых хищений НДС, которые стали настоящим проклятием рынка металлолома в последние годы.

Организация (общая система налогообложения) занимается деятельностью по заготовке, переработке и реализации лома и отходов черных и цветных металлов. Приобретенные лом и отходы черных и цветных металлов учитываются на счете 41, их отгрузка покупателям отражается с использованием счета 45. Организация не осуществляет реализацию лома и отходов черных и цветных металлов физическим лицам, не являющимся ИП.
Изменится ли порядок ведения книги покупок и книги продаж, а также отражение операций в бухгалтерском учете с 01.01.2018?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На настоящее время нами не обнаружено информации о том, что в правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС, утвержденные Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, с 01.01.2018 будут внесены изменения. Если по состоянию на 01.01.2018 изменения в соответствующие правила не будут внесены и не вступят в силу, то нам представляется возможным руководствоваться общими положения правил с учетом изложенных ниже особенностей.
Бухгалтерские проводки с примерами изложены ниже.

Обоснование позиции:

Ведение книги покупок и книги продаж

В соответствии с НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с НК РФ (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со НК РФ, если иное не предусмотрено НК РФ).
Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством РФ ( НК РФ).
Формы и правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС, утверждены Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Постановление N 1137).
В настоящем нами не обнаружено информации о том, что в соответствующие правила, утвержденные N 1137, с 01.01.2018 в связи со вступлением в силу Закона N 335-ФЗ будут внесены изменения. Возможно, что соответствующие изменения будут внесены в ближайшее время. Если же по состоянию на 01.01.2018 изменения в соответствующие правила не будут внесены и не вступят в силу, то нам представляется возможным руководствоваться общими положениями правил с учетом следующих особенностей.
Поскольку счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем, исполняющим обязанности налогового агента в соответствии с НК РФ, исчисленных сумм налога к вычету (абзац четвертый НК РФ), мы полагаем, что счета-фактуры, выставленные продавцами лома и отхода черных и цветных металлов, без учета сумм НДС (в указанных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом"), подлежат регистрации покупателем - налоговым агентом в книге продаж (для исчисления НДС) и в книге покупок (для применения налоговых вычетов).
При этом, поскольку полученные от продавцов счета-фактуры будут заполнены без НДС, покупателю (налоговому агенту) следует составить документ (например, бухгалтерскую справку-расчет), в котором будет представлен расчет суммы НДС. На основании этого документа покупатель - налоговый агент отразит в книге продаж и книге покупок сведения, которые не содержатся в полученных счетах-фактурах.
Отметим также, что при восстановлении в порядке, установленном НК РФ, сумм НДС, принятых к вычету налогоплательщиком в порядке, предусмотренном НК РФ (в частности, восстановление НДС с сумм предоплаты), счета-фактуры, на основании которых суммы налога приняты к вычету, подлежат регистрации в книге продаж на сумму налога, подлежащую восстановлению (п. 14 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных N 1137).
В ситуации, когда ваша организация будет реализовывать лом и отходы черных и цветных металлов, необходимо учитывать следующее.
При реализации вашей организацией лома и отходов черных и цветных металлов, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров налоговым агентам (НДС вашей организацией не исчисляется) ваша организация будет обязана выставлять счета-фактуры без учета сумм НДС (в указанных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом"). Правила ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, утвержденные N 1137, прямо не обязывают регистрировать такие счета-фактуры в книге продаж.
Вместе с тем, поскольку в настоящее время налоговые органы производят сравнение данных книги покупок покупателя и книги продаж продавца, мы полагаем, что выставленные вашей организацией счета-фактуры без учета сумм НДС возможно зарегистрировать в книге продаж. Поскольку данные счета-фактуры составлены продавцом без учета сумм НДС, их регистрация в книге продаж не должна приводить к негативным последствия для продавца.
В рассматриваемой ситуации организация не осуществляет реализацию лома и отходов черных и цветных металлов физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. Для сведения отметим, что в таком случае счета-фактуры составляются продавцом и регистрируются в книге продаж и книге покупок в общем порядке.
Также организация может зарегистрировать в книге покупок счета-фактуры по общехозяйственным расходам.

Бухгалтерский учет

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее соответственно - План счетов и Инструкция), утвержденными Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрено, что для обобщения информации об уплаченных (причитающихся к уплате) организацией суммах НДС по приобретенным ценностям, а также работам и услугам предназначен счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". На субсчете 19-3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам" учитываются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы НДС, относящиеся к приобретению сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов производственных запасов, а также товаров.
Полагаем, что суммы НДС, исчисленные на день отгрузки приобретенных товаров (если организация-покупатель признается налоговым агентом), возможно отражать с использованием счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". Допускаем также использование счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
При этом суммы НДС, исчисленные при перечислении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих покупок (если организация-покупатель признается налоговым агентом), считаем возможным отражать с использованием счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", например, на субсчете "НДС с предварительной оплаты".
Согласно Плану счетов и Инструкции счет 45 "Товары отгруженные" предназначен для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции (товаров), выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете. Принятые на учет по счету 45 "Товары отгруженные" суммы списываются в дебет счета 90 "Продажи" одновременно с признанием выручки от продажи продукции (товаров).
Следует иметь в виду, что обязанность по исчислению НДС возникает на дату отгрузки товаров независимо от момента перехода права собственности, установленного договором, под датой отгрузки в целях НДС признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на их покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю (смотрите, например, Минфина России от 06.10.2015 N 03-07-15/57115, от 17.07.2015 N , от 26.03.2015 N ).
Для примера предположим, что организация приобретает лом и отходы черных и цветных металлов по цене 100 рублей (без учета НДС). В дальнейшем данный товар организация продает по цене 150 рублей (без учета НДС), фактическая себестоимость 100 рублей (мы не принимаем во внимание то, что фактическая себестоимость товара может формироваться не только из покупной стоимости, а также не учитываем коммерческие и управленческие расходы).
1. Приобретение лома и отходов черных и цветных металлов у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, у организаций и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы. В данных случаях организация-покупатель налоговым агентом не признается, НДС не исчисляется, счета-фактуры не выставляются:
Дебет 41 Кредит 60
Дебет 60 Кредит 51
- оплачены лом и отходы черных и цветных металлов (100 рублей).

- перечислена оплата в счет предстоящей покупки (100 рублей);
Дебет 41 Кредит 60
- оприходован лом и отходы черных и цветных металлов (100 рублей);
- зачтена ранее перечисленная предоплата.
2. Приобретение лома и отходов черных и цветных металлов у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками НДС. В данном случае организация-покупатель признается налоговым агентом НДС (продавец выставляет счета-фактуры без учета сумм НДС):
Дебет 41 Кредит 60
- оприходован лом и отходы черных и цветных металлов (100 рублей);
Дебет 60 Кредит 51
- оплачены лом и отходы черных и цветных металлов (100 рублей);
Дебет 19 Кредит 68
- исчислен НДС налоговым агентом (18 рублей (118 (стоимость с учетом НДС) х 18/118));
Дебет 68 Кредит 19
- НДС, исчисленный налоговым агентом, принят к вычету (18 рублей);
При перечислении оплаты в счет предстоящих покупок (в размере 100 рублей):
Дебет 60, субсчет "Предварительная оплата перечисленная" Кредит 51
- перечислена оплата в счет предстоящих покупок (100 рублей);
Дебет 76, субсчет "НДС с предварительной оплаты" Кредит 68
- исчислен НДС налоговым агентом с сумм оплаты в счет предстоящих покупок (18 рублей (118 (стоимость с учетом НДС) х 18/118));
- НДС, исчисленный налоговым агентом с сумм оплаты в счет предстоящих покупок, принят к вычету на основании абзаца второго НК РФ (18 рублей);
Дебет 41 Кредит 60
- оприходован лом и отходы черных и цветных металлов (100 рублей);
Дебет 60, Кредит 60, субсчет "Предварительная оплата перечисленная"
- зачтена ранее перечисленная предоплата;
Дебет 19 Кредит 68
- исчислен НДС налоговым агентом при отгрузке (18 рублей (118 (стоимость с учетом НДС) х 18/118));
Дебет 68 Кредит 19
- НДС, исчисленный налоговым агентом при отгрузке, принят к вычету (18 рублей);
Кредит 76, субсчет "НДС с предварительной оплаты" Кредит 68
- восстановлен НДС, принятый к вычету с перечисленной оплаты в счет предстоящих покупок (18 рублей);
Дебет 68 Кредит 76, субсчет "НДС с предварительной оплаты"
- НДС, исчисленный налоговым агентом с сумм оплаты в счет предстоящих покупок (ранее восстановленный), принят к вычету на основании НК РФ, с учетом НК РФ (18 рублей).
3. Реализация лома и отходов черных и цветных металлов организациям и индивидуальным предпринимателям, как являющимся налогоплательщиками НДС, так и применяющим специальные налоговые режимы. В данном случае покупатели будут являться налоговыми агентами, продавец НДС не исчисляет, но выставляет счета-фактуры без учета сумм НДС покупателям:
Дебет 45 Кредит 41
- отражена отгрузка лома и отходов черных и цветных металлов покупателю (100 рублей), при этом должен быть выставлен счет-фактура без НДС на отгрузку на сумму 150 рублей (без выделения сумм НДС, в указанном счете-фактуре делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом" ( НК РФ);
Дебет 62 Кредит 90
Дебет 90 Кредит 45
Дебет 51 Кредит 62
- получена оплата от покупателя (150 рублей).
При получении оплаты в счет предстоящих отгрузок (например, в размере 150 рублей) продавец также не исчисляет НДС, но выставляет счета-фактуры на предварительную оплату:
Дебет 51 Кредит 62, субсчет "Предварительная оплата полученная"
- получена предварительная оплата (150 рублей), при этом должен быть выставлен счет-фактура без НДС на предварительную оплату, на сумму 150 рублей (без выделения сумм НДС ( НК РФ));
Дебет 45 Кредит 41
- отражена отгрузка лома и отходов черных и цветных металлов покупателю (100 рублей), при этом должен быть выставлен счет-фактура без НДС на отгрузку на сумму 150 рублей (без выделения НДС ( НК РФ));
Дебет 62 Кредит 90
- признана выручка от реализации товаров (150 рублей);
Дебет 90 Кредит 45
- списана стоимость реализованных товаров (100 рублей);
Дебет 62, субсчет "Предварительная оплата полученная" Кредит 62
- зачтена ранее полученная предоплата.
4. В рассматриваемой ситуации организации не осуществляет реализацию лома и отходов черных и цветных металлов физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. Поэтому пример бухгалтерских записей мы не приводим, но отмечаем, что реализация указанных товаров таким покупателем отражается организацией в общем порядке как обычным налогоплательщиком НДС.
5. Во всех перечисленных случаях организация вправе принять к вычету НДС по общехозяйственным расходам:
Дебет 44 Кредит 60 (76)
- отражены (приняты к учету) общехозяйственные расходы;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
- отражен НДС по общехозяйственным расходам;
Дебет 68 Кредит 19
- приняты к вычету суммы НДС по общехозяйственным расходам на основании соответствующих счетов-фактур.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.