Финансы как стоимостная категория. Признаки финансов Понятие финансов как стоимостной экономической категории

Любая общественно - экономическая формация состоит, как известно, из следующих элементов: производительных сил, производственных отношений и сферы надстройки. Финансы, как денежные отношения, не относятся к производительным силам. Поэтому финансы не изучают производительные силы. Финансы - стоимостная категория и как таковая не является предметом науки, изучающую надстройку. Как стоимостная категория она, выражает отношения между людьми, связанные с перераспределением стоимости общественного продукта. Таким образом, сущность, природа этих отношений всегда экономическая объективность, составляющая часть реального базиса общества. Причем содержание этих отношений не меняется при переходе от одной экономической формации к другой. От того, куда, на какие цели направляются, к примеру ресурсы бюджетной системы (в отрасли народного хозяйства, на управление или оборону), сущность их как экономических отношений не меняется. Поэтому финансы - это всегда экономическая категория.

2. Признаки финансов.

Финансам присущи три признака, действующих только в совокупности:

1.Финаисы выражают денежные отношения между субъектами воспроизводства. Этот признак позволяет отделить от финансов экономические отношения, связанные с формированием и использованием доходов и расходов, которые имеет не стоимостный характер. Исходя из этого важным условием возникновения и развития финансов являются товарно-денежные отношения.

2.Финансовые отношения имеют императивную форму, т.е. вызваны фактом наличия государства как органа управления.

3.Финансы выражают процессы формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Это отношения перераспределения уже распределенного совокупного продукта. Причем степень развития финансовых отношений в разных фондах неодинакова. Так, бюджетные и внебюджетные фонды целиком выражают финансовые отношения. В то время как, например, резервный фонд имеет финансовую форму лишь при формировании его за счет бюджетного финансирования.

Если денежные отношения двух или более субъектов присущи все три признака, то это финансы. Любые денежные отношения не относятся к финансам.

3. Функции финансов как проявление их сущности.

Функция - есть «внешнее проявления свойства какого - либо объекта в данной системе отношений» (Философский словарь. - М.: Политиздат, 1991 1 с.504).Применительно к экономической категории функция означает проявление ее сущности в действии. Функция является всегда производной от сущности, которую он выражает, и показывает, как, каким образом реализуется общественное назначение этой экономической категории. Поэтому вопрос о функциях, их количестве и содержании может быть правильно решен лишь исходя из сущности категории. Иными словами, функция - форма выражения общественного назначения данной категории. Роль экономической категории выражается в результатах ее практического использования.

Исходя из рассматриваемой нами теории, различают две функции финансов: формирование фондов государства и использование (расходование) утих фондов государством для выполнения им своих функций.

Первая функция финансов заключается в том, что она выражает одностороннее (без эквивалентное) движение стоимости в денежной форме, которое не сопровождается встречным движением ее в товарной форме (например, при уплате в бюджет и во внебюджетные фонды платежей субъектов воспроизводства). Единственна исключение из этого правила - покупка ценных бумаг, эмитированных государством. Здесь происходит формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. перераспределение стоимости ВВП.

Вторая функция финансов выражает смену форм стоимости в денежной и товарной формах (Д - Т и Т - Д), двустороннее движение стоимости а денежной и товарной формах (например, приобретение оборудования за счет средств бюджета, использование средств, предназначенных на инвестиции, полученных за счет внешних источников (бюджетные ассигновании, кредиты, внутрисистемное перераспределение)).

Императивная форма финансовых отношений при расходовании денежных фондов наглядно проявляется при осуществлении затрат учреждениями непроизводственной сферы, поскольку эти затраты выражают целевое использование общегосударственных денежных фондов; они строго регламентированы государством во всех аспектах: имеют сугубо целевое расходованию, четкую периодичность расходов и пр.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Централизованные финансы – это экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных бюджетных фондах. Они используются для регулирования экономических и социальных отношений на макроуровне.

Децентрализованные финансы – это денежные отношения, опосредствующие кругооборот денежных фондов предприятий, используемые для регулирования и стимулирования экономических и социальных отношений на микроуровне.

Обязательным условием существования финансов являются деньги. Реальное движение денежных средств на макроуровне происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса - в распределении и обмене. Областью возникновения и функционирования государственных финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования.

ЗАКОНА НАКОПЛЕНИЯ - финансовый механизм должен предусматривать необходимость оптимизации пропорций накопления и потребления, активного воздействия на экономику

ЗАКОНА СТОИМОСТИ - финансы являются стоимостной категорией, обусловленной существованием товарно-денежных отношений, в финансах выражаются все формы первичного распределения стоимости ВВП

ЗАКОНА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПО ТРУДУ - денежные отношения через финансовый механизм материализуются в системе оплаты и стимулирования труда как за счет необходимого, так и прибавочного продукта

ЗАКОНА ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ - распределительные и перераспределительные отношения финансов предусматривают обеспечение взаимосвязи денежной массы, стоимости товаров и скорости оборота денег

ЗАКОНА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - финансовый механизм предусматривает установление оптимальных ставок налогов, пошлин и сборов, регулирование валютных курсов, установление финансовых (бюджетных) нормативов.

Как стоимостная категория финансы выражают экономические отношения, связанные с распределением общественного продукта и образованием денежных доходов, фондов направляемых на удовлетворение потребностей хозяйствующих субъектов, государства. Финансы охватывают лишь те экономические отношения, связанные с формированием и использованием децентрализованных и централизованных фондов.

Таким образом, предметом науки о финансах являются, экономические отношения связанные с распределением общественного продукта.

Объектом финансов являются - целевые денежные фонды, доходы. Субъектом финансов являются предприятия, организации, население, государство.

Термин финансы произошел от латинского «finis» - конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме между населением государством). Позже термин трансформировался «financia», применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем как - совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Однако, не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, универсальное средство обмена, особый вид абсолютно ликвидного товара, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы. Внешнее проявление финансов в экономической жизни происходит в виде движения денег у разных участников общественного производства, и представляет передачу денежных сумм от одного владельца к другому в виде безналичных или наличных расчетов и платежей. Стоимость как категория, первична по отношению к финансам. Последние раскрывают движение стоимости в товарно-денежных отношениях.

Интерес представляет термин "финансы", от латинского "finis" - конец (финиш), окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме между населением и государством). Позже термин трансформировался в "financia", применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем - как совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов.

Важным признаком финансов является денежный характер финансовых отношений. Деньги выступают обязательным условием и основой существования финансов.

Как подсистема производственных отношений экономического базиса;

Как часть отношений при распределении и перераспределении стоимости совокупного общественного продукта в денежной форме;

Как вторичное явление по отношению к денежным отношениям;

Как совокупность денежных отношений, возникающих между государством и субъектами общества, следовательно, материальное производство первично, так как создается стоимость.

Финансы - экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств, возникающая в условиях регулярного товарно-денежного обмена в связи с развитием государства и его потребностей в денежных ресурсах. В теории финансов сущность их тесно связана с процессом производственных отношений.

Процесс воспроизводства осуществляется как взаимосвязанное и взаимозависимое сочетание непрерывно продолжающихся стадий: производства, распределения, обмена и потребления .

По сущности финансов в экономической литературе имеются множество глубоких определений, подходов. В целом сущность финансов определяется как форма производственных отношений, особые экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением части стоимости совокупного общественного продукта (СОП) и национального дохода (НД), образованием и использованием на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.


Другим важным признаком финансов является распределительный характер финансовых отношений. Но разнообразие распределительных отношений приводит на второй стадии воспроизводственного процесса к образованию и других экономических категорий: прибыль, кредит, заработная плата, цена. Финансы же существенно отличаются от других указанных категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.

Пройдя все стадии воспроизводственного процесса, общественный продукт преобразуется и, воплощается в три самостоятельных фонда; фонд возмещения, фонд потребления и фонд накопления. В результате часть стоимости продукта вступает в новый кругооборот, а. часть - потребляется и выпадает из дальнейшего движения. Сущность финансов глубоко содержательна и охватывает стадии производства товаров, весь процесс продвижения товаров к потребителю, создание денежных фондов на основе признания стоимости и дальнейшее распределение и перераспределение денежных фондов. Сущность финансов проявляется достаточно полно, если в государстве объективно признаны все экономические и общественные законы в отношениях. Следует знать понятие "необходимость" финансов. Это начало, основа появления базисной категории - финансов.

Объективная необходимость финансов обосновывается рядом основополагающих факторов: существованием товарного производства, развитием товарно-денежных отношений, существованием закона стоимости и распределения благ. Необходимость финансов вызывается объективными обстоятельствами - потребностями общественного развития.

Финансы - экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств, возникающая в условиях регулярного товарно-денежного обмена в связи с развитием государства и его потребностей в денежных ресурсах. Исторически доказано, что финансы проявляют себя во взаимосвязи с экономическим строем государства. Государство через финансовую систему концентрирует в своих руках крупные денежные ресурсы, а это оправдано потребностями общества. Для того, чтобы выделить финансы из ряда экономических категорий, важно перейти от рассмотрения явления финансов к познанию их внутреннего содержания. В теории финансов сущность их тесно связана с процессом производственных отношений.

В иерархии общественных отношений денежные отношения относятся к экономическим категориям, которые, в свою очередь, включаются в производственные отношения. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределения стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте.

Отсюда, важным признаком финансов является распределительный характер финансовых отношений. Но разнообразие распределительных отношений приводит на второй стадии воспроизводственного процесса к образованию и других экономических категорий: прибыль, кредит, заработная плата, цена. Финансы же существенно отличаются от других указанных категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.

Необходимость и сущность финансов.

Необходимость финансов возникла в капиталистическом государстве в связи с налаживанием регулярного товарно-денежного обмена и ростом потребностей государства в финансовых ресурсах. Быстрый рост расходов капиталистических государств стал толчком развития финансов. Материальную основу финансов составляет национальный доход в денежном выражении. Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами.

1) товарно-денежные отношения и закон стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги.

2) Финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса: производство, обмен, распределение, потребление - и могут оказывать регулирующее воздействие на все его составляющие. Финансы способствуют:

Созданию всем хозяйствующим субъектам условий для самофинансирования и, регулируя частично структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, налоговых вычетов и льгот, установлению минимального уровня оплаты труда и собственного капитала;

Обеспечению заинтересованности всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов;

Созданию условий доверия для всех экономических субъектов к государству и кредитной системе для обеспечения аккумулирования временно свободных денежных средств и их перераспределения.

Функции финансов.

1) Распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды);

2) Перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества);

3) Регулирующая (финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его);

4) Контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары).

Понятие и состав финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы - доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, которые используются на цели расширение воспроизводства и на удовлетворение других потребностей. Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия. Финансовые ресурсы не определяют сущность финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов.

Состав финансовых ресурсов:

1) собственные средства: а) на уровне предприятий и домохозяйств - прибыль, зарплата, доходы домохозяйств; б) на уровне государства - доходы от госпредприятий, приватизации, а также от внешнеэкономической деятельности;

2) мобилизованные на рынке: а) на уровне предприятий и домохозяйств - продажа-покупка ценных бумаг, банковский кредит; б) на уровне государства - эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения: а) на уровне предприятий и домохозяйств - проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами; б) на уровне государства - обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

Финансовая система Российской Федерации и характеристика ее звеньев.

Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:

Государственную бюджетную систему;

Внебюджетные специальные фонды;

Государственный кредит;

Фонды страхования;

Финансы предприятий различных форм собственности.

Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Финансовый механизм и его виды.

Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий .

Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

Структура финансового механизма включает в себя:

Финансовое регулирование;

Финансовое стимулирование;

Финансовые рычаги;

Нормативное и правовое обеспечение;

Информационное обеспечение.

Финансовое регулирование представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.

Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народно-хозяйственных пропорций.

Финансовые рычаги представляют собой приемы, при которых финансы воздействуют на экономику государства и прежде всего на его нижнее звено – предприятия.

Правовое и нормативное обеспечение включают в себя:

Законы (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Единую бюджетную классификацию, Закон о госбюджете и пр.);

Указы Президента РФ (по налогообложению);

Постановления Правительства РФ;

Приказы и письма министерств и ведомств;

Устав юридического лица.

Механизм финансового регулирования дает возможность государству сформировать такие условия для субъектов финансового механизма, которые бы принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества направлениями. Такое регулирование проводится с помощью инструментов фискальной, бюджетной, налоговой политики и др.

Типы финансовой политики.

Выделяют следующие типы финансовой политики: классический, регулируемый, неоклассический, планово-директивный и монетарный.

Основа классической финансовой политики - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Регулируемый тип. Главный механизм налогового регулирования - подоходный налог. Основные рычаги вмешательства государства в экономику - государственные расходы, формирующие дополнительный спрос. Управление финансами осуществляют самостоятельные специализированные и службы. Они осуществляют планирование бюджета, контроль за поступлением налогов, управление государственным долгом.

Неоклассический тип - произошел возврат к основным принципам классической финансовой политики, существенно пересмотренным и модифицированным. В результате такого регулирование становится многоцелевым. То есть кроме экономического роста и занятости, государство регулирует социальную политику, структурную перестройку государства. Существенное внимание уделяется вопросам денежного обращения. Главной целью становится уменьшение объёмов национального дохода, перераспределяемого через финансовую систему; снижение бюджетного дефицита; стимулирование объёмов сбережений, стимулирование развития предпринимательства. Снижения налогового бремени.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех не используемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве.

Монетарная политика - это согласованная деятельность органов государственной власти по управлению денежными потоками, которые, используя определённые специфические механизмы работы, направлены на достижение определённых макроэкономических целей».

Основными инструментами монетарной политики являются учётная ставка центрального банка, валютный курс и масштаб цен. Особое место в ней уделено государственному регулированию финансового рынка.

Министерство финансов как орган управления финансами в Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) - федеральное министерство РФ, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в РФ.

Министерству финансов РФ подчиняются пять федеральных служб: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство.

Основные задачи: выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Основные функции:

Разработка проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;

Разработка проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;

Разработка проекта закона о федеральном бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

Координация бюджетной и денежно-кредитной политики;

Управление государственным долгом Российской Федерации и эмиссию государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Ведение книги учета государственных долгов и регистрации эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

Разработку нормативных актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Цель - своевременное получение всей информации о ходе процесса управления финансами на микро и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений.

Основные задачи:

Обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

Выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств;

Рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

Соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

Повышение эффективности финансовой политики государства.

Основные элементы: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п.

Наиболее важным элементом в системе финансового контроля являются субъекты контроля, так как они в соответствии с действующим законодательством непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права.

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц.

Доходы бюджета.

Государственные доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

Доходная часть государственного бюджета состоит из трех основных частей:

Налогов

Неналоговых доходов

Доходов целевых бюджетных фондов

К неналоговым доходам относятся доходы:

От использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

От продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

От платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;

В виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

Иные неналоговые доходы.

В систему налоговых платежей в государственный бюджет включаются: прямые налоги и косвенные налоги.

Прямые налоги - это налоги, взимаемые непосредственно у источника их образования. К прямым налогам относятся: налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; налоги на совокупный доход.

Косвенные налоги - основная часть налоговых поступлений государственного бюджета (это налоги на потребителя). Они состоят из НДС, акцизов и таможенных пошлин и сборов. Они оказывают влияние на уровень цен (включены в цену) и на структуру потребления.

Прямые налоги взимаются и в государственный (федеральный), и в региональные, и в местные бюджеты. Это зависит и от территориального расположения предприятия и от его масштабности (налог на прибыль). К прямым налогам кроме налога на прибыль относятся также подоходные налоги на физических лиц (граждан). Прямые налоги - вторая составная часть всех поступающих в бюджет доходов. К косвенным налогам , составляющим до 70−90% от всех налоговых поступлений в государственный бюджет, относятся: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы ; таможенные пошлины и сборы . При этом важное значение в этой группе имеет НДС (до 40% в группе косвенных налогов).

Расходы бюджета.

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Делятся на капитальные и текущие .

Капитальные расходы бюджетов , предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, классификацией расходов бюджетов РФ.В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов (а) органов исполнительной власти и (б) органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

Средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

Трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ и ее субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

Ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

Бюджетных кредитов юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

Субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

Инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

Кредитов иностранным государствам

Средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Самофинансирования

означающий приоритет собственных источников финансирования как стратегии управления финансовыми ресурсами предприятия в целях накопления капитала, достаточного для финансирования расширенного воспроизводства.

Функции кредита.

1. Перераспределительная - перераспределение стоимости может происходить по территориальному и отраслевому признакам. Для кредита не имеет значение расположение кредитора и заемщика. Такие перераспределения стоимости называются межтерриториальными. Межотраслевое перераспределение при помощи кредитора происходит когда стоимость передается от кредитора представляющего одну отрасль заемщику предприятию др. отрасль.

2. Замещение действительных денег. Перечисление денег с одного счета на другой в связи с безналичными расчетами за товар и услуги, зачет взаимной задолженности дает возможность сократить налично-денежные платежи, улучшить структуру денежного оборота. В настоящее время действительные деньги (из золота и серебра) не обращаются. В обращении находятся денежные знаки выпускаемые на основе кредита.

Виды и формы кредита.

1. Банковский кредит. Банковский кредит представляет собой, с одной стороны, денежную сумму, предоставляемую банком на определённый срок и на определённых условиях, а с другой стороны - определённую технологию удовлетворения заявленной заёмщиком финансовой потребности. Во втором случае банковский кредит представляет собой упорядоченный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных процедур, которые составляют целостный регламент взаимодействия банка в лице его сотрудников и подразделений с клиентом банка по поводу предоставления денежных средств. Осуществляется в форме выдачи ссуд, учёта векселей и других формах.

1) По сроку погашения: - краткосрочные; - среднесрочные; - долгосрочные.

2) По способу погашения: - погашаемые одной суммой в конце срока; - погашаемые равными долями через равные промежутки времени; - погашаемые неравными долями через различные промежутки времени.

3) По способу взимания ссудного процента: - плата в момент погашения ссуды; - плата равномерными взносами в течение всего срока действия кредитного договора; - оплата в момент выдачи кредита.

4) По наличию обеспечения: - доверительные (необеспеченные) ссуды; - обеспеченные ссуды; - ссуды под финансовые гарантии третьих лиц.

5) По целевому назначению: - общественного характера; - целевые кредиты.

6) По форме предоставления кредита: 1. Ссуды в безналичной форме: - зачисление безналичных денег на соответствующий счет заёмщика, в том числе реструктуризация ранее выданного кредита и предоставление нового;- кредитование с использованием векселей банка;- в смешанной форме (сочетание 2-х предыдущих вариантов).2. Ссуды в налично-денежной форме (как правило, физическим лицам).

7) По технике предоставления кредита: - одной суммой;- в виде овердрафта;- в виде кредитной линии.

8) По способу предоставления кредита: - индивидуальный кредит (предоставляемый заёмщику одним банком);- синдицированный.

9) По категориям потенциальных заёмщиков: - Аграрные ссуды; - Коммерческие ссуды;- Ссуды посредникам на фондовой бирже; - Ипотечные ссуды владельцам недвижимости; - Межбанковские ссуды; - Кредит для юридических лиц; - Кредит для физических лиц.

2. Коммерческий, потребительский, государственный. Коммерческий кредит - разновидность кредита, суть которого состоит в передаче одной стороной (кредитором) другой стороне (заёмщику) денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками. Современный коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый предприятиями друг другу.

Потребительский кредит - кредит, предоставляемый непосредственно гражданам (домашним хозяйствам) для приобретения предметов потребления.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. , государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Международный кредит - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов.

Принципы кредитования.

Кредит - это система экономических отношений в связи с передачей от одного собственника другому во временное пользование ценностей в любой форме (товарной, денежной, нематериальной) на условиях возвратности, срочности, платности.

Основными принципами кредитования являются: возвратность, срочность и платность. Возвратность предполагает, что переданные в долг ценности в оговоренной заранее форме (кредитном соглашении), чаще всего денежной, будут возвращены продавцу кредита (кредитору). Нарушение принципа возвратности может нанести непоправимый ущерб кредитору, поэтому в современных условиях в кредитных соглашениях принято оговаривать способы страхования кредитного риска. Целевая направленность кредитования обеспечивает возвратность и платность ссуды. Срочность кредитования - это естественная форма обеспечения возвратности кредита. Она означает, что ссуда должна быть не просто возвращена, а возвращена в строго оговоренный в кредитном соглашении срок. Обеспеченность кредита - дополнительный принцип кредитования, который всегда включается в кредитное соглашение. С принятием закона "О банках и банковской деятельности" коммерческие банки получили возможность выдавать своим клиентам кредиты под различные формы его обеспечения. Принцип платности кредита означает, что заемщик денег должен внести определенную единовременную плату за пользование кредитом или платить в течение оговоренного срока.

Методы кредитования.

В современной российской практике применяются два основных метода кредитования: целевая ссуда и кредитование расчетного счета . Сущность первого метода состоит в том, что ссуда выдается на удовлетворение определенной целевой потребности в финансовых ресурсах. Целевая ссуда может быть предоставлена в форме возобновляемой и не возобновляемой кредитной линии. При втором методе ссуды предоставляются в пределах установленного банком для заемщика лимита. Данный лимит используется заемщиком по мере потребности путем оплаты предъявляемых к его расчетному счету платежных документов в течение определенного периода.

Финансы как стоимостная категория – совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение соц. и других потребностей.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах, под децентрализованными финансами -- денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

Финансы -- неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги -- это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы -- экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) 1 и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

¦ государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

отдельными звеньями бюджетной системы;

органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны -- вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей -- фонда потребления и фонда накопления -- определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы -- неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а также предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны.

В условиях же экономического кризиса, спада-производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а также в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение взаимных неплатежей, появление денежных суррогатов, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, невозможность своевременного финансирования государственных расходов, снижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

  • 1. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:
  • 1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
  • 2) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полуденные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

2. Контрольная функция. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов.