Кто назначает главу центрального банка рф. Центральный банк рф как орган государственной власти

Федоров в вышеприведенном видео даже умудрился сморозить, что ЦБ "не имеет никакого отношения к Российской экономике " и что "никто от него даже не требует этого ", то есть развития и поддержания отечественной экономики;

Более того, утверждается, что у России реально нет золотовалютных резервов, потому что они принадлежат этой "частной конторке". И что Россия именно поэтому ими не может воспользоваться.

2. Пункта 18.2 статьи 4 того же закона, где сказано, что Центральный банк РФ "является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом ". На основании этого пункта утверждается, что Центробанк - это филиал МВФ и выполняет приказы "из-за рубежа";

Что же происходит в реальности?

Центральный банк - это действительно юридическое лицо. Но это лицо, весь уставный капитал и имущество которого являются федеральной собственностью (ст.2).

Все функции ЦБ целиком и полностью сосредоточены вокруг экономики России (ст.3), а именно вокруг её денежной, финансовой и платежной систем. Хорошо или плохо сформулированы цели ЦБ - это уже другой вопрос. Факт в том, что Федоров лжет, когда говорит что ЦБ никак не связан с экономикой РФ и никто даже не требует от него действий по её развитию.

Свою денежно-кредитную политику (которая является прерогативой именно Центрального банка, а не Правительства, прерогативой которого в свою очередь является налогово-бюджетная политика) ЦБ РФ разрабатывает и проводит совместно с Правительством РФ (п.1 ст.4), совместно с ним же проводит политику стабильности и развития финансового рынка РФ (п.1.1 ст.4). В круг вопросов денежно-кредитной политики входит и эмиссия рубля, и управление процентными ставками, и операции на отрытом рынке и прочее, на тему чего так смачно высказывается Федоров.

В том числе по поручению Правительства Банк России осуществляет "все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения" его функций (п.11 ст.4).

ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе РФ (ст.5). Годовой отчет направляется в ГД РФ, а оттуда Президенту и Правительству РФ (ст.25).


Национальный финансовый совет - коллегиальный орган Банка России, состоит из 12 человек, из которых 2 представителя направляются Советом Федерации из числа сенаторов, 3 - Государственной Думой из числа депутатов, 3 - Президентом РФ, 3 - Правительством РФ (ст.12). В компетенцию этого совета входит в числе прочего рассмотрение проекта и ежеквартальное рассмотрение реализации направлений единой государственной денежно-кредитной политики (п.5, п.8 ст. 13).

Кандидатура Председателя Банка России (ныне Э.Набиуллина) вносится Президентом РФ и утверждается Государственной Думой РФ . Освобожден от должности Председатель может в числе прочего за нарушения федеральных законов, регулирующих деятельность Банка России, то есть за ненадлежащую и неадекватную денежно-кредитную политику (ст.14). Освобождается он от должности по решению ГД РФ по представлению Президента РФ.

Члены Совета директоров Банка России назначаются Гос.Думой по списку, представленному Председателем Банка России. Но этот список Председатель должен согласовать с Президентом РФ (ст.15). Совет директоров заседает раз в месяц (ст.17), разрабатывает совместно с Правительством направления денежно-кредитной политики и принимает основные решения Центрального Банка, в том числе и по процентным ставкам, и по эмиссии рубля, и по другим вопросам (ст.18).

Проект направлений денежно-кредитной политики представляется и Президенту РФ (ст.45).

Половину своей прибыли (после вычета всех налогов) Банк России перечисляет в федеральный бюджет (ст.26). При этом в ст.3 сказано, что получение прибыли не является целью Банка России.

Ну и как, не слабо для заявлений, что ЦБ - это "частная конторка", никому не подчиняющаяся? Теперь понятно насколько нагло и отвязно водят за нос патриотическую публику?

Но это еще не все, в качестве "вишенки на торт" приведу здесь полностью статью 21 из того же закона:

"Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации . Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.

Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития Российской Федерации или по их поручению один представитель от Министерства финансов Российской Федерации и один представитель от Министерства экономического развития Российской Федерации участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса .

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации .

Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние финансового рынка Российской Федерации, в том числе на состояние банковской системы Российской Федерации, и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики ".


Теперь по поводу того, что Банк России - это филиал МВФ . Уже совершенно очевидно, что это абсолютный, идиотский бред . Однако все же разберем, как понимать п.18.2 ст.4 рассматриваемого нами закона, текст которого мы приводили выше.

Надо помнить, что Международный Валютный Фонд - это прежде всего именно фонд. Фонд - это организация, распоряжающаяся капиталом, ею контролируемым. Капитал Международного Валютного Фонда образован государствами-членами этого Фонда. И чем большая доля страны в общем котле - тем большее количество голосов у неё есть при принятии решений.

В уставе МВФ сказано, что "каждое государство - член назначает свой центральный банк депозитарием всех авуаров Фонда в своей валюте, либо, если в нем нет центрального банка, оно назначает иное учреждение приемлемое для Фонда ".

Депозитарий - это по-простому говоря хранитель ценных бумаг, ведущий их учет и осуществляющий операции с ними. То есть грубо говоря ЦБ РФ хранит все вклады МВФ в рублях и осуществляет операции с ними. И все. Никаким "филиалом МВФ" ЦБ РФ не является, это наглая и циничная ложь .

Задачей МВФ является предоставление финансовой помощи (кредитов) странам, находящимся в трудной ситуации. Опыт показывает, что помощь предоставляется под обязательства, выполнив которые страна попадает в еще более трудную ситуацию, в еще более тяжелый кризис.

Например широко известна ситуация конца 2014 года на Украине. Тогда Украина нуждалась в финансовой помощи, но Правительство Азарова и Президент Янукович отказались от транша МВФ, потому что он предоставлялся под очень жесткие и самоубийственные требования . Например, рост тарифов на газ для населения на 40%. За это Правительство и Президент Украины были свергнуты, власть узурпирована военными преступниками, не только уничтожившими экономику страны, но и развязавшими гражданскую войну.

Но факт остается фактом. Рекомендации МВФ - это именно рекомендации. И обязательными они становятся тогда, когда страна берет у МВФ деньги. Если же Россия деньги у МВФ не берет, то и никаких прямых рычагов для управления Россией у МВФ нет.

Сказки про Центробанк-филиал МВФ - это, еще раз повторюсь, наглая и бессовестная ложь. Циничная в своей уверенности в том, что люди, её слушающие не способны разобраться ни в чем. Это позор.

Ну и в конце сделаю важную оговорку. Все вышесказанное не означает, что наша страна проводит полностью самостоятельную и адекватную задачам развития страны экономическую политику. Это не означает, что внешние силы не могут каким-то образом воздействовать и управлять нашей экономической политикой. Но дело в том, что рычаги и инструменты тут - намного тоньше и сложнее, чем то, как это представляют патриотической публике различные "срыватели покровов" . Но о них мы поговорим позже.

(продолжение следует)

2. История

3. Аудиторы

4. Руководители Государственного банка

5. Правовой статус

6. Функции российского ЦБ

7. Определение имущественных прав российского центрального банка в отношении закрепленного за ним имущества

8. Структурные подразделения центробанка России

ЦБ России (российский ЦБ ) — это верхний уровень двухуровневой банковской системы в России , которая состоит из Центрального банка Российской Федерации и частных банков (и других кредитных организаций). Российский контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные компании работают с прочими юридическими и физ. лицами.

Статус

С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. ЦБ России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, ЦБ Российской Федерации в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные фирмы, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотекам за счет эмиссии ценных бумаг указанных ценных бумаг .

В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банк России) (Центральном банке Российской Федерации)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах " ЦБ РФ издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих денежную эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих денежную эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

В декабре 2003 г. был принят Федеральный "О страховании вкладов физ. лиц в банках России". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физлиц в банках России, а также компетенция, порядок образования и деятельности компании, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физ. лиц, размещенных в банковских учреждениях России.

В апреле 2005 г. Правительством России и Центробанком Российским Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора России на период до 2008 года".

В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

Основными задачами развития банковского сектора являются:

Усиление защиты интересов вкладчиков и других заемщиков банков;

Повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в займы и ;

Повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;

Предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

Развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;

Укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, заемщиков и вкладчиков .

Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство России и Центральный банк Российской Федерации будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках .

Государственный банк СССР

В условиях проведения новой экономической политики постановлениями ВЦИК и СНК соответственно от 3 и 10 октября 1921 г. Банк был восстановлен под названием Государственный банк РСФСР. Он начал свои операции 16 ноября 1921 года. В 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован в Государственный банк СССР.

Согласно Положению о Государственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября 1921 г., он являлся хозяйственной компанией, созданной "с целью способствовать займом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения". Он имел право предоставлять займы промышленным и торговым предприятиям различных форм собственности, а также сельским хозяйствам и кустарям только "при условии обеспеченности их и экономической целесообразности". Госбанк находился в составе Наркомата финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов.

В ноябре 1921 г. Госбанку было предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями. Он должен был также устанавливать официальный курс на и иностранную валюту, регулируя разрешенные в 1922 г. частные договора по купле-продаже на бирже золота, серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей, выписанных в иностранной валюте.

В 1922 г. и 1923 г. были проведены две деноминации, укрупнившие номинал совзнака - бумажного денежного знака, выпускавшегося в то время Наркомфином для покрытия бюджетного дефицита. Во время первой деноминации в обращение были выпущены денежные знаки, которые обменивались в соотношении один рубль эмиссии 1922 г. на 10 тыс. руб. денежных знаков всех образцов, официально ходивших в то время в стране; во время второй деноминации денежные знаки образца 1923 г. обменивались на денежные знаки 1922 г. в соотношении 1:100.

11 октября 1922 г. Государственному банку было предоставлено право денежной эмиссии в обращение червонцев - банковских билетов, и он превратился в эмиссионный центр. С началом эмиссии ценных бумаг червонцев началась денежная реформа, в результате которой была прекращена галопирующая послевоенная .

В течение 1922-24 гг. в обращении одновременно находились совзнак и червонец. Червонец был бумажным денежным знаком, основанным на золоте. Он приравнивался к 7,74232 г чистого золота , т.е. к царской монете достоинством 10 рублей. С 1923 г. осуществлялась чеканка золотых червонцев, которые в основном использовались во внешней торговле.

В марте 1924 г. денежная реформа была завершена. Рубль нового образца, который являлся разменным средством при червонце и был равен 1/10 червонца, обменивался на 50 тыс. рублей совзнаками 1923 г. или на 50 млн. руб. денежных знаков более ранних образцов.

В период НЭПа практиковались такие виды банковского займа, как учет векселей, кредита до востребования со специальных текущих счетов, обеспеченных векселями, а также срочные займа под обеспечение долга векселей. В дополнение к этим займам банк спустя три года после своего создания стал осуществлять прямое целевое кредитование. В октябре 1924 г. был впервые составлен сводный кредитный план Госбанка по всем конторам.

В результате проведенной в 1925 г. реформы кассового устройства Государственного казначейства произошло объединение предприятий денежной наличности Госбанка и Наркомфина.

С 1922 г. в стране началось создание частных банков, в том числе отраслевых акционерных банков (спецбанков) и обществ взаимного ссуды, которые должны были осуществлять краткосрочное или долгосрочное кредитование определенных отраслей хозяйства. В 1924 г. при Правлении Госбанка был создан Комитет по делам банков, который должен был координировать их деятельность.

Во второй половине 20-х годов функции и направления деятельности Госбанка коренным образом изменились. Это было связано в основном с ускоренными темпами проведения индустриализации, которые требовали крупных вливаний в тяжелую промышленность в течение короткого времени.

Проведение индустриализации в СССР традиционными путями, т.е. за счет накопления денежных средств внутри страны и внешних кредитов, было невозможно. У населения необходимые накопления отсутствовали, а кредиты не могли быть осуществлены ни по экономическим (мировой экономический коллапс ), ни по политическим причинам. В результате индустриализация в стране проводилась за счет эмиссионного финансирования. Поиск способа, который позволил бы государству в наиболее простой форме перераспределять денежные средства между секторами экономики, продолжался в течение всего периода свертывания НЭПа.

В июне 1927 г. в связи с усилением регламентации движения краткосрочных капиталов на Госбанк была возложена обязанность непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой при сохранении общего регулирования ее деятельности за Наркоматом финансов. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики . Спецбанки должны были хранить свободные средства и кредитоваться только в Госбанке, которому предоставлялось право участвовать в их советах и ревизионных органах. Кроме того, Госбанк должен был увеличить свою долю в акционерных капиталах спецбанков.

В феврале 1928 г. в связи с реорганизацией банковской системы в Госбанке начал сосредоточиваться основной объем операций по краткосрочному кредитованию. При этом в его ведение перешла большая часть филиалов акционерных банков, которые стали играть вспомогательную роль в кредитовании хозяйства. Операции по долгосрочному кредитованию осуществлялись в основном в специально созданном банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), центробанке коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанке) и отчасти в Центральном сельскохозяйственном банке (ЦСХбанке).

В августе 1928 г. на Госбанк была возложена обязанность кассового исполнения государственного бюджета , что позволило сосредоточить в нем кассовые операции социалистического хозяйства.

В июне 1929 г. был принят первый Устав Госбанка, согласно которому банк являлся органом регулирования денежного обращения и краткосрочного кредитования в соответствии с общим планом развития народного хозяйства СССР.

В конце 20-х - начале 30-х гг. в СССР был осуществлен комплекс реформ, целью которых было создание эффективного механизма централизованного планового регулирования материального и финансового аспектов воспроизводственного процесса. В связи с этим в 1930-32 гг. была проведена кредитная реформа, в результате которой был создан механизм централизованного планового регулирования движения кредитно-денежных ресурсов.

В январе 1930 г. в связи с ликвидацией взаимного коммерческого займа все операции по прямому краткосрочному кредитованию стали осуществляться в Госбанке. Все спецбанки превратились в банки долгосрочных вложений, а сеть их отделений была ликвидирована. Свои операции спецбанки должны были осуществлять через филиалы Госбанка.

В январе 1931 г. была введена акцептная форма безналичных расчетов через Госбанк. В марте 1931 г. были определены функции Госбанка как единого банка краткосрочного кредитования, расчетного и кассового центра хозяйства.

В июне 1931 г. было проведено разделение оборотных средств предприятий на собственные и заемные и определены основные принципы краткосрочного банковского ссуды. Наделение предприятий собственными оборотными средствами дало возможность установить объекты банковского кредитования. Краткосрочный займ госпредприятиям стал предоставляться только на потребности, связанные с финансированием ценностей в пути, авансированием сезонных запасов производства, накоплением сезонных запасов сырья, топлива, производственных и вспомогательных материалов, временным увеличением вложений в незавершенное производство, сезонным накоплением готовых предметов торговли и товаров, а также на другие временные нужды, связанные с процессом производства и обращения товаров.

В мае 1932 г. были окончательно разграничены функции между Госбанком и банками долгосрочных вложений (Промбанком, Сельхозбанком, Всекобанком и Цекомбанком). В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, и сформировались основные функции Госбанка советского типа - плановое кредитование хозяйства, денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение госбюджета и осуществление международных расчетов. Одновременно сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет.

В дальнейшем совершенствование деятельности Госбанка сводилось к внедрению новых форм планового кредитования хозяйства и банковских расчетов, а также методов контроля за расходованием средств на выплату заработной платы (80% налично-денежного оборота) и сбором торговой выручки.

В феврале 1930 г. в связи с отменой операций по продаже частным лицам золота и иностранной валюты на червонцы по твердому курсу и изъятием советской валюты из оборота иностранных бирж при Правлении Госбанка была организована котировальная комиссия для установления курсов иностранных валют.

В 1933 г. Госбанк провел ряд мероприятий по ускорению расчетов, улучшению учета, совершенствованию фирмы документооборота и усилению внутрибанковского контроля. Была перестроена номенклатура статей баланса Госбанка: они стали группироваться по ведомственному признаку, что сделало баланс сопоставимым с кредитным планом. Был также осуществлен переход к децентрализованной квитовке межфилиальных оборотов при сохранении общего контроля в центре.

В 1939 г. Госбанк начал осуществление инкассации наличных денег. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Госбанк для покрытия дефицита государственного бюджета производил денежную эмиссию наличных денег , в результате чего за это время возросла в 4 раза. С целью нормализации денежного обращения в 1947 г. была проведена денежная реформа ликвидационного типа, в ходе которой был осуществлен обмен наличных денег старого образца на новый в соотношении 10:1, переоценены денежные вклады в сберегательных кассах и проведена конверсия всех выпущенных государственных ссуд (кроме кредита 1947 г.).

В марте 1950 г. было установлено золотое содержание рубля в размере 0,222168 г чистого золота. В декабре 1949 г. был принят второй Устав Госбанка. В апреле 1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений. В мае 1961 г. была проведена деноминация и рубля. Новые денежные знаки были обменены на старые в соотношении 1:10. Одновременно золотое содержание рубля было увеличено всего в 4 раза и составило 0,987412 г чистого золота.

В октябре 1960 г. был принят третий Устав Госбанка, а с 1963 г. в ведение Госбанка были переданы государственные трудовые сберегательные кассы. В 1965-69 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности Госбанка произошли изменения, связанные с кредитованием и расчетами, с планированием и регулированием денежного обращения, финансированием капиталовложений и фирмой сберегательного дела. Основными видами кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных ценностей и издержек на заработную плату и по простым ссудным счетам.

В июле 1987 г. в связи реорганизацией кредитной системы, в результате которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

В сентябре 1988 г. был утвержден четвертый Устав Госбанка СССР, в соответствии с которым он являлся главным банком страны, единым эмиссионным центром, организатором кредитных и расчетных отношений в народном хозяйстве.

С марта 1989 г. в связи с переходом спецбанков на полный хозяйственный расчет и самофинансирование на Госбанк была возложена обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченных средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским операциям.

В январе 1990 г. Госбанку был передан Сберегательный банк СССР. 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был создан подотчетный Верховному Совету РСФСР Государственный банк РСФСР. 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят закон о центробанке РСФСР (Центробанке России), согласно которому Центральный банк Российской Федерации (Банк России) являлся юр. лицом , главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области компании денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В декабре 1990 г. были приняты законы "О Государственном банке СССР" и "О банках и банковской деятельности". В соответствии с ними Госбанк СССР вместе с учреждаемыми в это время на базе республиканских контор банка национальными банками должен был создать единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции резервной системы. В июне 1991 г. был утвержден Устав центробанка РСФСР (Центрального банка Российской Федерации), подотчетного Верховному Совету РСФСР. с июля 1990 г. до декабря 1991 г. был временем противостояния Российского государственного банка и Госбанка СССР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил ЦБ РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него были возложены функции Госбанка СССР по выпуска и определению курса рубля. Центральный банк РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы центробанку РСФСР (российскому центральному банку).

Аудиторы

Аудиторы по годовому отчету центробанка назначаются решением парламента (Верховного Совета, затем - Государственной Думы).

До 1995 года аудиторами назначались исключительно иностранные организации: закон о центральный банк устанавливал необходимым условием при выборе аудиторской компании наличие у нее 10-летнего стажа, превышающего длительность существования аудита в РФ.


В предыдущей статье мы уже выяснили, что, оказывается, Центробанк России осуществляет эмиссию денег независимо от государства, что прописано в конституции Российской Федерации:
Статья 75 пункты 1, 2
1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
В этой статье мы подробно рассмотрим Федеральный закон «О центральном банке российской федерации (Банке России)», взятый с официального сайта Центрального Банка www.cbr.ru. Изучив данный закон, мы увидим, что Центробанк России не просто действует независимо от государства, он в целом неподконтролен государству и ни за что не отвечает. Это звучит невероятно, но это действительно так. И в этом Вы сейчас убедитесь.
Поскольку разбор закона достаточно громоздкий, то помимо текстовой версии, предлагаю Вам видеоверсию анализа закона о ЦБ от Артёма Войтенкова, который достаточно интересно с примерами объясняет, что означает та или иная статья.

Какую версию анализа изучать – текстовую или видео – решайте сами, как Вам будет удобнее.
Итак, проанализировав федеральный закон о ЦБ, Вы узнаете, что:
Центральный Банк является юридическим лицом независимым от государства;
Исключительным правом эмиссии наличных денег и организации наличного денежного обращения обладает только Центральный банк РФ;
Без разрешения Банка России государство не может распоряжаться имуществом и уж тем более золотовалютными резервами страны;
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства;
Взаимоотношение валют регулирует Центробанк Российской Федерации независимо от правительства РФ;
Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды;
Банк России в финансовой сфере может давать указания, положения и инструкции, что нужно делать, как государственным органам управления, так и юридическим и физическим лицам, и каждый должен их беспрекословно выполнять;
Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации, зато разрешается кредитовать экономики других стран;
Банк России совершенно не обязан выполнять распоряжения президента, государственной думы, Министерства финансов и любых других органов государственного управления.
Председателя Банка России практически невозможно уволить, пока его срок полномочий не истёк, даже если он плохо выполняет свою работу или попросту отказывается выполнять распоряжения правительства.
МВФ (Международный Валютный Фонд) – единственная структура, чьи указания должен выполнять Центральный банк.
А теперь давайте приступим непосредственно к изучению самих статей закона о ЦБ, чтобы убедиться в том, что все вышеперечисленные тезисы являются правдой.
«Статья 1. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Местонахождение центральных органов Банка России - город Москва.»
В данной статье обозначено, что Центральный Банк осуществляет не только денежную эмиссию, что прописано в конституции РФ (Статья 75 пункты 1 и 2), но и все остальные функции и полномочия независимо от других органов государственной власти. Более того Центральный Банк является частным юридическим лицом, т.е. это далеко не государственный банк. Помимо всего прочего, федеральный закон о ЦБ вводит в заблуждение, утверждая, что «Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации», т.к. Банк России на самом деле имеет печать с изображением герба временного правительства 1917-го года.
1465_original
«Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.»
Это означает, что государству принадлежит имущество (здание, столы, оборудование и т.д.) и уставной капитал Банка России, но без разрешения Банка России, который является частным юридическим лицом, государство не может распоряжаться имуществом и уж тем более золотовалютными резервами страны, о чём нам говорит следующая часть статьи: «Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом». Далее становится ещё интереснее. Утверждается, что«Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства», т.е. ещё раз подчёркивается, что Банк России и государство независимы друг от друга, и никто ни за кого не отвечает.
«Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:»
Рассмотрим лишь некоторые пункты статьи 4.
«1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;»
Опять же таки уточняется, что Банк России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством Российской Федерации, а, не строго выполняя распоряжения правительства.
«2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;»
Монопольно – значит, исключительным правом эмиссии наличных денег и организации наличного денежного обращения обладает только Центральный банк РФ. И это же у нас записано в конституции РФ (Статья 75 пункт 1).
«7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;»
Золотовалютные резервы являются государственной собственностью, но распоряжается ими может только юридическое лицо – Центробанк РФ, который не отвечает по обязательствам и не подчиняется правительству Российской Федерации.
«12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;»
Взаимоотношение валют регулирует опять же таки Центробанк Российской Федерации независимо от правительства РФ.
«Статья 6. Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.»
Получается, что Банк России, если ему что-то не нравится, может в любой момент обратиться «за защитой своих интересов» (и необязательно, что это будут интересы российского народа и государства) в международный суд. Международный суд по законодательству (Статья 15 пункт 4) имеет приоритет над российским судом. Таким образом, если интересы Центрального Банка и международных организаций совпадают, но они не совпадают с интересами России, то Центральный Банк будет, ожидаемо, всегда выигрывать все суды. Это означает только одно, что посредством международного права осуществляется контроль российской экономики.
«Статья 7. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.
….»
Здесь представлена лишь часть статьи 7, но её достаточно, чтобы понять суть сказанного. Статья 7 федерального закона о ЦБ говорит о том, что Банк России в финансовой сфере может давать указания, положения и инструкции, что нужно делать, как государственным органам управления, так и юридическим и физическим лицам, и каждый должен их беспрекословно выполнять. Т.е. ещё раз подчёркивается, что в финансовой сфере главнокомандующим является Банк России, а не правительство РФ.
«Статья 21.
….
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
…»
Очень интересный отрывок статьи, который показывает взаимоотношение Банка России и правительства Российской Федерации. Напоминает договор между двумя странами, которые «информируют друг друга о предполагаемых действиях», «координируют свою политику» и «проводят регулярные взаимные консультации». Также выясняется, что Банк России не относится к Министерству финансов, а он его только консультирует.
«Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.
Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.»
Очень часто можно встретить такое мнение, что если центральный банк отделён от государства, то это в порядке нормы – так везде принято. Тут же в пример нам приводят США, где федеральная резервная система также действует независимо от государства. Однако в любой цивилизованной стране мира, в том числе и США, центральный банк имеет право кредитовать экономику собственный страны. Статья 22 федерального закона о ЦБ показывает нам, что, если у российского государства не хватает денег, то оно не может взять кредит у Центрального Банка, как это делают, например, США у своей системы ФРС, но в то же время Банку России разрешается кредитовать экономики других стран, чем он активно и занимается.
«Статья 23. Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.
Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.
Полномочия Банка России по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определяются федеральными законами.
Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства Российской Федерации.»
Не смотря на то, что Центральный Банк независим от государства и не отвечает по обязательствам государства, все «Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России». Также статья 23 сообщает нам о том, что если Правительство Российской Федерации хочет провести какую-то операцию в финансовой сфере, то оно отдаёт распоряжение Министерству финансов Российской Федерации, Министерство финансов в свою очередь должно заключить договор с Банком России, и только в том случае, если Банк России согласится заключить соглашение, операция может быть осуществлена. Таким образом, мы видим, что Банк России не только освобождён от выполнения распоряжений правительства, что прописано в 1-ой статье закона о ЦБ, но и совершенно не обязан подчиняться Министерству финансов, т.к. в законе чётко прописано, что «Банк России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях заключают соглашения», а не действуют по системе «руководитель-подчиненный».
Глава III. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНКОВСКИЙ СОВЕТ И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОМ РОССИИ
Последняя надежда на обнаружение «государственности» нашего ЦБ – посмотреть порядок формирования органов его управления. Глава III так и называется: «Органы управления Банка России».
«Статья 14. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.
В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения.
В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.
Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.
Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.
…»
Из данной статьи мы видим, что председателя Банка России назначает не президент, а государственная Дума. Президент всего лишь предлагает свою кандидатуру, но не факт, что дума её примет. Более того, только государственная Дума может снять с должности председателя Банка России и только «по представлению Президента Российской Федерации». Закон написан так хитро, что возможность уволить председателя Банка России со своего поста для президента и Думы практически невозможно. Чтобы в этом убедиться, нужно прочитать, в каких случаях председатель Банка России может быть освобожден от должности.
Читаем продолжение статьи 14:
«…
Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях:
истечения срока полномочий;
невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
подачи личного заявления об отставке;
совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России;
непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», а также несоответствия его расходов, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу.»
Получается, если председатель ЦБ здоров, его полномочия еще не истекли, уходить сам не собирается, закон не нарушает, соблюдает федеральное законодательство (то есть не дает кредиты своей стране), не скрывает сведения о своих доходах – то снять председателя Банка России с должности нельзя.
«Статья 15. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров.
Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России.
Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.
Члены Совета директоров освобождаются от должности:
по истечении указанного в настоящей статье срока полномочий - Председателем Банка России;
до истечения указанного в настоящей статье срока полномочий - Государственной Думой по представлению Председателя Банка России;
…»
Это означает, что досрочно уволить некомпетентного банкира, состоящего в Совете директоров, может только председатель ЦБ. Ведь для досрочного увольнения члена Совета директоров ЦБ нужно представление председателя банка. Сама Госдума не может уволить банкира, если председатель ЦБ этого не хочет.
Таким образом, изучив федеральный закон о ЦБ, мы можем смело сделать вывод, что Банк России и российский рубль не принадлежит государству. Но, если ЦБ не принадлежит и не подчиняется государству, то кто же является его хозяином? По чьим правилам Банк России играет?
Как известно, Россия является членом МВФ. Соответственно Россия заключила соглашение с МВФ, которое должно безоговорочно выполняться. В законе о ЦБ так и написано:
«Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:
….
18(2)) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
….»
Центральный банк осуществляет управление эмиссией рубля в режиме «currency board». Это нужно потому, что любая страна – член МВФ обязана обеспечить одномоментный обмен всего объема своей национальной валюты на доллары и фунты из собственных золотовалютных резервов. В любой момент времени это правило должно соблюдаться. Без этого не берут в МВФ. А в итоге денег в экономике России не столько, сколько необходимо для ее нормального функционирования, а столько, сколько долларов лежит в кубышке Центрального банка. Сколько долларов выручили за проданные нефть и газ, столько можно напечатать собственных российских рублей. То есть вся экономика России искусственно поставлена в прямую зависимость от экспорта природных ресурсов. [Данный абзац взят из книги «Национализация рубля. Путь к свободе России». Рекомендую прочитать эту книгу всем. Каждому сознательному гражданину России жизненно важно знать то, что написано в данной книге.]
Но как же так получилось, что главный связующий центр экономики страны неподконтролен государству?
Отделение центрального банка от России произошло 2 декабря 1990 года, когда Борис Ельцин подписал закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» (Федеральный закон от 02.12.1990 № 394-1). 20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России). Вот так под демократические лозунги Россия собственными руками лишила себя экономического суверенитета.

Центральный банк РФ (короткое наименование – ЦБ либо Банк России (Центробанк) – это основная банковская организация России, гарантирующая безопасность и устойчивость рубля по отношению к иным мировым валютам. Также организация следит за совершенствованием и укреплением самой структуры, контролирует деятельность иных финансовых учреждений, выдает и отзывает лицензии. Сегодня мы с вами поговорим о том, что представляет собой Центральный банк Российской Федерации, каковы его функции, структура, где зарегистрирован и кому принадлежит.

Что представляет собой эта банковская организация?

  • Центробанк – единственная кредитная организация в России, занимающаяся эмиссией денежных средств. Другими словами, она производит и выпускает наличные (чеканит монеты и печатает банкноты). Также она меняет старые купюры на новые.
  • ЦБ РФ – не обычная банковская организация, как, допустим, Сбербанк. Это единственное в своем роде банковское учреждение, стоящее над всеми финансовыми организациями.
  • Эта кредитная организация не выдает гражданам кредиты, не взаимодействует с физическими лицами – она контактирует исключительно с банковскими организациями . То есть, контролирует их деятельность и следит за соблюдением принципа честности и прозрачности.
  • В сам рабочий процесс банковских организаций Центробанк не вмешивается, но может отобрать лицензию либо, напротив, предоставить банковской организации помощь (при возникновении определенных сложностей) – допустим, санированием учреждения.

Каким образом появился Центральный банк РФ?

Выяснить, что представляет собой Центробанк можно, изучив историю его появления. В СССР в качестве основной финансовой организации выступал Государственный банк. Когда Союз распался, этой деятельностью начал заниматься Центробанк РФ, а основная банковская организация России перестала относиться к категории госучреждений (то есть, стала самостоятельным юридическим лицом). Банк из СССР фактически находился в подчинении у Совета министров. Именно им назначались и снимались с должностей руководители.

И самое важное – Совмином велся подсчет, какое количество денежных средств требуется государству. Иными словами, государство при помощи своего банковского учреждения самостоятельно принимало решения – какое количество купюр необходимо, после чего осуществлялась их печать.

Нынешняя основная банковская организация России не просто не подчиняется, но и по большей части взаимодействует с государством. Отчет о своей работе Центробанк предоставляет Госдуме.

Государственной собственностью является уставной капитал, все другие активы ЦБ. Каждый год Центробанк направляет в Госдуму отчеты – о том, каковы доходы, расходы. Обязательно осуществляется публикация данных отчетов в СМИ.

Еще одна обязанность Центробанка – передача части вырученной им прибыли в бюджет. Таким образом, полная независимость Центробанка от государства, особенно, в сфере его деятельности по получению прибыли – это, по большей части, момент условный.

Где зарегистрирован Центробанк и кому принадлежит?

Центробанк является юридическим лицом, зарегистрированным в российской столице. Здесь же располагаются и основные органы, занимающиеся управлением и надлежащим функционированием основной банковской организации России.
Размер уставного капитала ЦБ РФ – 3 000 000 рублей. Он, как и все остальное имущество организации – это федеральная собственность. По юридическому статусу считается, что банковская организация обеспечивает собственную деятельность в самостоятельном порядке. 75% прибыли перенаправляется в федеральный бюджет.
То есть, правительством был создан юридический орган для выполнения конкретной деятельности. При этом считать его коммерческим нельзя, ведь главная цель ЦБ РФ – следить за устойчивостью рубля, контролировать банковскую деятельность в России, ее должное функционирование. Извлекаемая прибыль считается побочным эффектом от данной деятельности – ее отдают государству.

Несмотря на все это, с документальной точки зрения государственным орган не считается. Другими словами, ЦБ не отвечает за государственную деятельность, и наоборот.

Функции ЦБ РФ

Главная банковская организация страны распоряжается всеми денежными средствами, правда с одной оговоркой: напечатать количество купюр, требуемых государству, Центробанк не может. Все дело в том, что ЦБ обязан исполнять правила Международного валютного фонда , членом которого страна стала в 1992-м году.

Цель была следующей – получить доступ к займам в валюте, в качестве основания выступал экономический кризис в государстве. В тот период времени страна остро нуждалась в финансовой поддержке.

В конечном счете, получение валютных кредитов для экономической стабилизации, интервенции для снижения курса доллара стало возможным, но Центробанк утратил право на самостоятельное кредитование государственной экономики. При этом он вправе кредитовать другие государства. Такие условия закреплены для всех членов МВФ.

Открытие первого кредита состоялось в 1992-м году. Сумма составила примерно один миллиард долларов. Была поставлена следующая задача – удержать дефицит госбюджета и инфляционный темп. Если не исполнять правила МВФ, Россию исключат из числа его участников – а это сразу же приведет к невозможности брать кредиты МВФ.

Поэтому Центробанк продолжает соблюдать требования МВФ и печатает количество купюр в зависимости от выручки долларов, после реализации газа, нефти и так далее. И с этим пока ничего не сделаешь.

Таким образом, главнейшая задача ЦБ РФ – эмиссия (то есть, выпуск) наличных. То есть, Центробанк организует обращение наличных денежных средств в России.

Иные функции

Выполняются Центробанком и иные функции. Полный перечень отражен в соответствующей документации, контролирующей деятельность главной банковской организации России. Речь идет о следующих законодательных актах:

  1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
  2. 75-й статья Конституции Российской Федерации.
  3. ФЗ«О банках и банковской деятельности».

Исходя из законодательных положений, данные функции выглядят следующим образом:

  • Банк защищает российскую национальную валюту от колебаний курса (и, увы, не всегда с этой задачей справляется). Но это вполне можно объяснить – падают цены на нефть – основной товар, за который РФ получает на мировой арене доллары.
  • Банковская организация разрабатывает, а после этого и реализует кредитную политику страны. Основные постулаты таковы – уменьшить инфляционный уровень, сделать доступными банковские кредиты учреждениям реального экономического сектора, стабилизировать банковские структуры (сделать их конкурентоспособными на международном уровне – чтобы они как можно дольше могли выдавать кредиты отечественным организациям). Все прекрасно понимают, что для реализации серьезных проектов практически всегда необходимы кредитные денежные средства.
  • Также Центробанк устанавливает требования для проведения банковских транзакций.
  • Разрабатывает, а после реализует меры, позволяющие развивать всю банковскую систему.
  • Обеспечивает меры по функционированию платежных механизмов.

Все, что было перечислено нами выше – это лишь небольшая часть задач, решаемых главной банковской организацией России. Существуют и другие.

Задачи Центробанка

  1. ЦБ разрешает зарегистрировать тот либо иной негосударственный пенсионный фонд (после предварительной оценки его возможностей).
  2. ЦБ выплачивает задолженности вкладчикам банков-банкротов, если та или иная организация была участником системы АСВ.
  3. Отвечает за установку отраслевых стандартов бухгалтерских планов счетов.

Имеются и другие задачи, о которых мы расскажем чуть подробнее, ведь именно они считаются самыми популярными среди россиян (поскольку в таких ситуациях нередко затрагиваются личные интересы многих людей).

Выдача и отзыв лицензии

После того, как Центробанк возглавила Эльвира Набиуллина, лицензии отобрали у более ста кредитных организаций. Цель – стабилизировать банковские структуры.

Большинство кредитных организаций, лишившихся лицензий, были уличены в проведении подозрительных транзакций, реализации рискованных принципов кредитной политики. К примеру, они выдавали огромное количество кредитов, а среди пострадавших от этого оказались вкладчики банковских организаций (речь идет и о физических лицах). И, естественно, учреждения, открывшие счет в банковской организации и проводившие через нее все совершаемые финансовые сделки.

Причины, по которым банк может остаться без лицензии, закреплены на законодательном уровне. Речь может идти о следующих ситуациях:

  • Кредитный капитал составляет на 2% меньше, нежели положено.
  • Личные сбережения кредитной организации ниже, чем уставной капитал.
  • Банковская организация не в состоянии сама за 2 недели выплатить долги всем своим кредиторам, и к тому же ЦБ – при взятии у него кредита.
  • Банковская организация без разрешения пошла на сокращение уставного капитала, и сделала его ниже размера имеющихся в распоряжении финансов.

Существуют и не столь значительные нарушения, при допущении которых у банка могут отобрать лицензию.

Определение ставки рефинансирования

Еще один вопрос, решаемый Центробанком РФ (пользующийся популярностью среди тех, кто берет кредитные продукты в коммерческих банках) – это определение ставки рефинансирования.

Это понятие еще иногда называют ключевой ставкой. Она исчисляется в процентах. Под данные проценты коммерческие кредитные организации и берут у Центробанка заемные денежные средства. Далее они поднимают эту ставку и выдают кредиты гражданам Российской Федерации.

Другими словами, увеличение ключевой ставки ведет к увеличению процентов, которые вынуждены выплачивать взявшие кредит граждане.

Возьмем для примера Сбербанк –это далеко не государственный банк, хотя таковым его считает большая часть россиян. А если бы и был государственным, всегда стоит помнить о следующем: Центробанк не является государственной структурой, от государства эта организация не зависит никоим образом. ЦБ РФ выдает кредиты и самому государству, хотя при этом оно выступает в роли акционера Сбербанка. Свыше половины процентов акций Сбербанка являются собственностью как раз Центрального банка РФ.

Что влияет на расчет ключевой ставки?

Во-первых, инфляционный уровень в России. Другими словами, наличие денег у граждан (то есть, их покупательская способность). При помощи увеличения либо уменьшения ставки рефинансирования Центробанк контролирует показатель инфляции (старается удерживать ее в пределах установленной нормы).

Если она низкая, происходит увеличение покупательской способности. Как итог – рост цен. Если приобретают много – разработчиками начинает производиться еще большее количество товаров. За этим следует поднятие расценок. Чтобы выпустить больше товаров, они берут в коммерческой организации денежные средства под меньшую, более лояльную ставку по процентам.

Увеличение наличных на руках у граждан возможно, в том числе, и при помощи доступных кредитов. Уменьшение ставки рефинансирования до конкретного периода служит стимулированием экономики. Отчего лишь до конкретного периода? Все очень просто – уменьшение ставки рефинансирования приводит к инфляционному росту – процессу обесценивания денежных средств.

После этого происходит повышение ставки Центробанком. Дорожают займы, граждане и учреждения уже не видят в них выгоды. Идет время, и количество наличных на руках у граждан становится все меньше и меньше. Это приводит к уменьшению покупательского спроса, выпуску меньшего количества товаров, замедлению роста расценок. Как итог, происходит рост инфляции.

Определение валютного курса

Центробанком выполняется еще одна актуальная для всех россиян функция – это вычисление .

Долларовый курс берется ЦБ РФ далеко не с воздуха. При определении данного курса учитываются данные валютных торгов на межбанковском валютном рынке. Случились какие-то торги, через день данный курс оказался в России. Поэтому данный курс является на сегодняшний день плавающим. Возврат к четко зафиксированному сниженному курсу, как было во времена существования СССР, возможным не представляется.

В то время официальный курс доллара, составлял не выше, чем один рубль. А приобрести по этой стоимости доллары считалось задачей нереальной. Они просто отсутствовали. Спекулянты реализовывали один доллар за несколько рублей, за проведение сделок с валютой была предусмотрена уголовная ответственность.

Увеличение курса доллара приводит к росту внутренних расценок. Это касается и товаров массового использования, поскольку оборудование, на котором разрабатывают эту продукцию, компоненты, как правило, являются импортными.

Структура управления Центробанка

Центробанк не смог бы исполнять все свои обязательства, если бы не имел четкую структурную организацию. Вся его деятельность согласуется с интересами субъектов всех уровней. Это касается и сотрудничества с правительством России, и взаимодействия с региональными правительствами.

Чтобы решать региональные цели, ЦБ обладает представительствами в каждом субъекте РФ. Другими словами, все эти региональные офисы ЦБ, в конечном счете, отчитываются перед головным офисом.

Основной орган

Основным органом является Национальный финансовый совет. Он состоит из 12 человек, является коллегиальным органом. Он состоит из представителей Совета Федерации (в количестве двух человек), Госдумы (в количестве трех человек из числа депутатов), российского Правительства (в количестве трех человек). Назначает в этот состав лиц и Президент РФ – также в количестве трех человек. Председатель ЦБ РФ является членом НФС.

Исполнительный орган

Высшей исполнительной структурой Центробанка считается совет директоров. Только им задается деятельность ЦБ, фиксируются задачи, вычисляется рабочий подход. Совет директоров – это не просто один председатель, но и еще 14 участников. Выполняют свои обязанности они на регулярной основе. За формированием совета директоров также внимательно наблюдают Госдума и Президент. Сбор совета директоров осуществляется один раз в 30 дней.

И непосредственно им решаются следующие вопросы:

  1. выпуск новых купюр;
  2. установление предписаний для банковских организаций коммерческого типа;
  3. определение предела рыночных транзакций;
  4. размер процентных ставок;
  5. предел существующих займов;
  6. формирование списка ценных бумаг.

Совет директоров отвечает за исполнение функций мониторинга. Другими словами, он руководит и следит за деятельностью таких организаций:

Остальные структуры

После совета директоров идут:

  • центральный аппарат Центробанка;
  • региональные подразделения;
  • военные подразделения Центробанка.

Основная цель всех вышеобозначенных структур ЦБ – реализовывать конкретные меры для выполнения на федеральном уровне кредитной политики, зафиксированной банковской организацией.

Кто является председателем ЦБ РФ?

С 2013-го года председателем ЦБ РФ является Эльвира Набиуллина. Является первой женщиной, занявшей столь серьезную должность в ЦБ РФ из всех государств Большой восьмерки. По законодательным положениям назначением главы банковской организации занимается Госдума – по решению президента. Временной период нахождения на должности составляет 5 лет. Назначать одного и того же гражданина более трех сроков подряд нельзя.

Иногда председатель ЦБ снимается со своей должности. Варианты могут быть следующими:

  1. Завершение срока, на который назначался этот человек.
  2. Появление проблем со здоровьем – если председатель не может полноценно исполнять взятые на себя ранее обязанности. Но этот факт обязательно должна подтвердить медкомиссия.
  3. Председатель может уйти в отставку, если пожелает того лично.
  4. Если он совершил уголовное преступление и судом был вынесен обвинительный приговор.
  5. Если глава Центробанка не исполняет предписания законодательства, контролирующего деятельность банковской организации.

Подведение итогов

Таким образом, вам известно, что представляет собой Центробанк РФ, каковы его функции, структура управления и кому он принадлежит. Надеемся, что предоставленная информация принесла вам пользу, и вы узнали для себя что-то новое.

Все больше и больше растет заинтересованность людей в вопросе о том, кому подчиняется ЦБ РФ. Прошло время, когда народ «кушал» все то, что ему подавали отечественные политические «кулинары», а тем более заграничные профессионалы — любители остренького. Теперь большинство людей хотят разбираться, что происходит с нашим государством на самом деле. Ведь не так давно нам пришлось пережить распад великой страны и много человеческой боли. Чтобы не случилось повторения такого сценария снова, нужно не оставаться в стороне, а хотя бы начать с понимания процессов в мире и правильного реагирования на них.

«Дайте мне возможность печатать и контролировать деньги страны, и мне все равно, кто пишет законы», — сказал когда-то Майер Амшель Ротшильд.

А ведь действительно, у кого деньги, тот наделен намного большими возможностями, чем тот, у кого их нет. Однако, как говорил легендарный Сергей Бодров в фильме «Брат-2»: «У кого правда, тот и сильнее». И если мы исходим из этого, значит, надо вытаскивать правду наружу. Итак, какую роль в финансовой системе мироустройства играют центральные банки, в частности, Центральный Банк России? Об этом и статья.

Государственный банк СССР и ЦБ РФ

Депутат внес в Государственную думу в 2014 году поправку в закон о ЦБ, в которой предлагал снять зависимость банка от МВФ. Поправка в закон не была принята Госдумой. У многих людей это вызвало непонимание и протест.

Но с теми, кому подчиняется ЦБ РФ, вряд ли стоит действовать столь прямо и открыто. Ведь так называемые партнеры у нас уж очень матёрые.

Тихая революция

США и Евросоюз живут, как говорят в народе, не по средствам. По сути, они живут в долг. В то же время развивающиеся государства уменьшают свой и способны все больше влиять на экономику в мире и занимать лидирующие позиции в МВФ. Речь идет в первую очередь о России, Китае и Индии. Эти страны пытаются сегодня сократить влияние Вашингтона в МВФ и укрепить свое. Страны БРИКС объединились с тем, чтобы снизить пагубное влияние США. И планомерно реализовывают это.

США поставлены перед выбором: отдать МВФ, вследствие чего придется «слить» Украину, сократить влияние во внешней политике во всем мире и не наживаться на очередных мировых финансовых кризиса, или Россия, Китай и Индия будут «сливать» МВФ.

В 2015 году, вопреки ожиданиям либералов, российская валюта стабилизировалась.

Президент дает поручение ЦБ о что, как казалось, он не мог делать. В Центральном банке неожиданно появились валютные комиссары, пресекающие спекуляции на валютном рынке. Эльвира Набиулина заявляет, что ЦБ теперь будет ориентирована не только на инфляцию, но и на курсовую стабильность, поддержку экономики.

Кому подчиняется ЦБ РФ сегодня? Похоже, Россия начинает менять ситуацию в лучшую для себя сторону.