Стандартом бухгалтерского учета является. Российские стандарты бухгалтерского учета и их связь с международными стандартами финансовой отчетности. Международные стандарты бухгалтерского учета

2018 год привнёс новые изменения в учёте и будет активным. Главным бухгалтерам нужно быть внимательными ко всем тонкостям перехода на новые стандарты. Следует обратить особое внимание на корректность ведения учёта в информационной базе и привести все дела в порядок. В противном случае ошибки и неточности чреваты штрафами и проверками.

В апреле 2015 года Минфин России утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора (Приказ от 10.04.2015 № 64н).

По программе с 1 января 2018 года должны действовать десять стандартов. Однако вступление в силу трёх из них планировалось перенести с 2018 на 2020 год: Минфин России подготовил проект приказа о внесении в программу соответствующих изменений.

31 октября 2017 года Минфин России издал Приказ № 170н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора на 2017-2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″ и 25.11.2016 № 218н «О внесении изменения в приказ Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″».

Стандарты вступают в силу поэтапно с 1 января 2018 года. Окончательный переход к применению запланирован на 2020 год. Параллельно будут вноситься изменения в действующие инструкции по ведению учёта и составлению отчётности, формы первичных учётных документов и регистров.

В настоящее время утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России пять стандартов:

  • «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчетности организаций государственного сектора» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н);
  • «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н);
  • «Аренда» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н);
  • «Обесценение активов» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 259н);
  • «Представление бухгалтерской (финансовой) отчётности» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н).

Проекты других стандартов размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учёт и бухгалтерская (финансовая) отчётность государственного сектора», подразделе «Стандарты финансовой отчётности для государственного сектора».

Как было отмечено, изменения в учёте будут вводиться постепенно, в период с 2018 по 2020 год. Всего ожидается 29 новых стандартов . Нововведения влекут за собой ряд существенных изменений. Их цель ‒ повысить эффективность работы госучреждений.

Название стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора» говорит само за себя. Это базовый документ, который определяет единые требования к ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности в организациях госсектора:

  • основные правила (способы) ведения бухгалтерского учёта;
  • объекты бухгалтерского учёта, общие правила их признания (прекращения признания), оценку (денежное измерение) и методы оценки;
  • общие правила формирования сведений, раскрываемых в бухгалтерской (финансовой) отчётности, их качественные характеристики;
  • основные принципы (допущения) подготовки отчётности;
  • основные требования к инвентаризации активов и обязательств.

Организации госсектора должны применять стандарт при ведении бухгалтерского (бюджетного) учёта с 1 января 2018 года. Для составления отчётности положениями стандарта необходимо руководствоваться начиная с отчётности 2018 года. Отчётность за 2017 год представляется по старым правилам.

Положения стандарта применяются одновременно с другими утверждёнными стандартами, а также нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского (бюджетного) учёта и составления отчётности.

Чтобы понять суть грядущих изменений, изучение стандартов необходимо начать именно с концептуальных основ. Проанализируем положения документа. В чём заключаются принципиально новые подходы к формированию данных?

Глобальные изменения

Объекты учёта

Основные нововведения касаются объектов учёта. В стандарте впервые даны определения актива, обязательства, чистых активов, дохода, расхода.

Актив - это имущество (включая наличные и безналичные денежные средства), которое отвечает следующим условиям:

В определении актива используется ряд новых терминов. Полезный потенциал - это пригодность актива для использования в деятельности учреждения, обмена, погашения принятых обязательств. Использование имущества не обязательно должно сопровождаться поступлением денежных средств. Достаточно того, что оно служит для выполнения учреждением своих функций и достижения целей. Таким образом, актив характеризуется определёнными потребительскими свойствами.

Будущими экономическими выгодами признаются поступления денежных средств (их эквивалентов) в результате использования актива, например, арендные платежи.

О контроле над активом можно говорить, если учреждение вправе использовать актив (в том числе временно) для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод и может исключить или регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам. В целях учёта предполагается, что учреждение контролирует имущество, которое за ним закрепил собственник (учредитель).

Обязательство - это задолженность, погашение которой приведёт к выбытию активов, заключающих полезный потенциал или экономические выгоды. Обязательства принимаются к бухгалтерскому учёту, если они возникли в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения).

Разница между активами и обязательствами на определённую дату показывает величину чистых активов. Имущество, которым учреждение не отвечает по своим обязательствам, в расчеёт чистых активов не включается. Чистые активы могут принимать как положительное, так и отрицательное значение.

Доход - это увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчётный период (кроме поступлений, связанных с вкладами собственника, учредителя). Вкладом собственника (учредителя) является имущество, которое он передал учреждению (кроме денежных средств и их эквивалентов).

Расход - это снижение полезного потенциала активов и (или) уменьшение экономических выгод за отчётный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств.

Исключение составляет изъятие имущества собственником (учредителем), за исключением денежных средств и их эквивалентов.

Разница между доходами и расходами представляет собой финансовый результат за отчётный период.

Доходы бюджетов учитывают администраторы, расходы - главные распорядители (распорядители) и получатели бюджетных средств.

Таким образом, при ведении отчётности за 2017 год на балансе могут числиться только активы. Но к 2018 году бухгалтерии учреждения необходимо разобрать разделение имущества на актив и не актив (рис. 2). То же самое должно произойти с дебиторской задолженностью, её нужно списать и убрать с баланса.

Признание объектов учёта

Объект принимается к бухгалтерскому учёту и (или) отражается в отчётности при одновременном соблюдении трёх условий:

Если стоимость объекта нельзя оценить, в бухгалтерском учёте он не признаётся, однако информация о нём раскрывается в пояснительной записке к отчётности.

Объект выбывает с балансового учёта на дату, когда хотя бы одно из перечисленных условий перестало соблюдаться.

Если доходы признаются в течение нескольких отчётных периодов, расходы, которые соответствуют этим доходам, должны быть распределены между теми же отчётными периодами.

Оценка объектов учёта

В стандарте введено новое понятие «справедливая стоимость». Она соответствует цене, по которой право собственности на актив переходит между независимыми сторонами сделки. Объекты учёта, которые необходимо оценивать по справедливой стоимости, и случаи её применения будут устанавливаться в стандартах, посвящённых этим объектам.

Справедливую стоимость активов и обязательств можно определить двумя основными методами:

В качестве примера стоимости восстановления (воспроизводства) актива приведена стоимость восстановления здания в случае его разрушения. Стоимость замены актива рассчитывается на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования. Например, стоимость замены разрушенного здания иным зданием с сопоставимым сроком полезного использования.

Формирование данных для отчётности

В стандарте впервые сформулированы характеристики, которым должна отвечать информация в отчётности:

В стандарте впервые закреплён принцип приоритета содержания над формой. Он означает, что информация об объектах бухгалтерского учёта, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с их экономической сущностью, а не только их правовой формой.

Юридическое и экономическое содержание фактов хозяйственной жизни может различаться или даже противоречить друг другу. Например, если говорить об имуществе, то с юридической точки зрения важен объём прав на это имущество: находится оно в учреждении на праве оперативного управления или взято в аренду, получено в безвозмездное пользование, на хранение, на комиссию.

С экономической точки зрения для признания имущества активом важны не права на него, а его полезный потенциал, способность приносить экономические выгоды и возможность контролировать объект.

Имущество может использоваться в деятельности учреждения для достижения его уставных целей, но не принадлежать на праве оперативного управления, а находиться в аренде. Возможна и обратная ситуация: имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления и числится на балансе, но непригодно к эксплуатации.

В настоящее время на балансе учреждения отражается только имущество, которое закреплено на праве оперативного управления. Имущество, полученное в возмездное или безвозмездное пользование, показывается на забалансовых счетах. Однако с 2018 года принцип представления информации в учёте и отчётности кардинально меняется. Определяющей становится не юридическая, а экономическая трактовка фактов хозяйственной жизни. Тем самым методология учёта сближается с подходами, принятыми в международных стандартах финансовой отчётности.

Применительно к операциям с имуществом это означает, что право пользования арендованными основными средствами будет отражаться пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учёта . Это закреплено и в федеральном стандарте «Аренда», который также вступает в силу с 1 января 2018 года.

К чему должны подготовиться сотрудники учреждений госсектора?

В первую очередь, нужно быть готовыми к тому, что будут вводиться новые счета и субсчета в единый план счетов, а также процесс заполнения документов немного изменится. Для этого необходимо с 2018 года загрузить новый ОКОФ и обновить редакцию.

Изменение в субсчетах единого плана счетов:

101.х3 «Инвестиционная недвижимость».

101.х7 «Биологические ресурсы».

В амортизации счёта 104 субсчета меняются аналогично!

НМА счёт 102 теперь будет подразделяться по видам:

102.х1 «Программное обеспечение и базы данных».

102.х2 «Оригиналы произведений».

102.х3 «Результаты НИР».

102.х9 «Прочие НМА».

А также добавляются счета:

111.00 «Права пользования имуществом».

114.00 «Обесценение активов».

Счёт 401.00 (Финансовый результат) добавляется:

401.11 «Доходы текущего финансового года».

401.18 «Доходы прошлых лет».

401.19 «Результат исправления ошибок по доходам».

Счёт 401.20 (Расходы текущего финансового года):

401.21 «Расходы текущего финансового года».

401.27 «Результат от оценки резервов».

401.28 «Расходы прошлых лет».

401.29 «Результат исправления ошибок по расходам».

Расширяется 120 (Доходы от собственности) КОСГУ, теперь он содержит перечень:

121 «Доходы от операционной аренды».

122 «Доходы от финансовой аренды».

123 «Природоресурсные (рентные) платежи».

124 «Проценты по депозитам».

125 «Проценты по заимствованиям».

126 «Проценты по иным финансовым инструментам».

127 «Дивиденды от объектов инвестирования».

128 «Доля в прибыли (убытке) объектов инвестирования».

129 «Доходы от участия в иных организациях».

12Т «Доходы от простого товарищества».

12К «Доходы от концессионной платы».
При начислении амортизации специалистам нужно быть внимательными, так как в связи с изменениями в учёте в 2018 году появятся ещё два подраздела начисления амортизации (рис. 7).

Стоит быть внимательными, так как только для БГУ используются два новых метода (метод уменьшаемого остатка и метод пропорционально объёму продукции). Доначисление амортизации, а также списание на забалансовые счета объектов ОС пока что не требуется.
Что касается инвентарных объектов, то единицей учёта, как известно, является инвентарный объект. К объекту ОС инвентарного объекта относятся всё то, что было ранее, и добавляется ещё один пункт «Комплекс объектов ОС» . Это разнородные объекты, срок использования которых одинаков, а стоимость не является существенной. А в структурной части объекта ОС можно самостоятельно определить период поступления экономических выгод.
В связи с изменениями в учёте в 2018 году на весь комплекс нужно будет открывать только одну отдельную инвентарную карточку (0504031) при разнородных объектах ОС. Например, кабинет в государственном учреждении, в котором находятся стулья, столы, компьютеры. Все ОС будут учитываться как один инвентарный объект, в учёте для которого заводится одна инвентарная карточка.
Учёт доходов от аренды у арендодателя переходит на счёт 401.40 (Доходы будущих периодов), а счёт учёта прав пользования арендованным имуществом числится на счёте 111.00 (Права пользования имуществом) (рис. 8).

В заключение ещё раз отметим, что в статье рассмотрена лишь часть изменений, которые введены федеральными стандартами для организаций государственного сектора.

Утверждённые Минфином России федеральные стандарты, согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», являются одним из основных документов, регулирующих бухгалтерский учёт.

Вслед за федеральными должны быть утверждены отраслевые стандарты, а также рекомендации по их применению.

Письмо Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 «Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора ″Основные средства″»;

Письмо Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 «Методические указания по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора "Аренда"».

Следовательно, несмотря на то, что с 1 января 2018 года федеральные стандарты вступят в силу, правильное и единообразное их применение не может быть обеспечено без утверждённых отраслевых стандартов и соответствующих рекомендаций.

Другими словами, бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений пока остаётся лишь следить за нормотворчеством Минфина России и ждать.

В данной статье профессор М.Л. Пятов (СПбГУ) анализирует положения действующего Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», отражающие новый для отечественного законодательства подход к формированию системы документов, регулирующих практику ведения официального бухгалтерского (финансового) учета экономическими субъектами в России. В статье показывается действительное содержание вводимых Законом новаций, раскрывается преемственность норм нового Закона относительно существующей системы регулирования учетной практики.

Система документов, регулирующих практику учета, как предмет законодательного определения

Новацией, во многом влияющей на возможное развитие учета в России, является определение новым Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон 2011 года) структуры документов, регулирующих практику финансового учета. Эту функцию выполняет .

Следует отметить, что нормы, определяющие структуру системы нормативных правовых актов, регулирующих практику бухгалтерского учета в России, содержал и Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (далее - Закон 1996 года).

Прежде всего, здесь следует вспомнить содержание статьи 3 Закона 1996 года , определявшей структуру законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете. Напомним, Закон 1996 года устанавливал, что «Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации».

В приведенных нормах и старого, и нового законов речь фактически в определенном смысле и идет о стандартах экономического субъекта в области бухучета.

Эти документы нельзя отнести к нормативным правовым. Они носят локальный характер и обязательны для применения работниками конкретного экономического субъекта в силу действия норм гражданского и трудового законодательства.

Соподчиненность документов в области регулирования бухгалтерского учета

3. Федеральные законы РФ.

4. Указы Президента РФ.

5. Постановления Правительства РФ.

6. Федеральные стандарты по бухгалтерскому учету.

7. Отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету.

В следующей статье мы рассмотрим порядок разработки и принятия документов, регулирующих практику бухгалтерского учета, органами, имеющими соответствующие полномочия.

Национальные бухгалтерские стандарты

В большинстве странах, в том числе и в России, национальные бухгалтерские стандарты разрабатываются на основе МСФО. К тому же ориентация на исторически сложившиеся стандарты ведения учета сомнительна, поскольку отечественная учетная практика в условиях рынка прервалась на несколько десятилетий. За это время принципы организации рыночной экономики претерпели существенные изменения. Текущий опыт зарубежных стран в организации бухгалтерского учета будет весьма полезен.

Необходимость и логичность комплексного подхода к реформированию системы бухгалтерского учета и отчетности диктуется не только причинами методологического характера, но и чисто прикладными аспектами бухгалтерской деятельности. С обретением хозяйственной самостоятельности все большее число предприятий включается в международный бизнес. Поэтому методологические основы международных стандартов учета и отчетности легли в основу подготовки отечественных стандартов бухгалтерского учета. Однако такой подход не предполагает полный демонтаж существующей системы учета. Речь идет о серьезных изменениях, связанных с естественным расширением круга объектов учета, приданием гибкости в применении существующих и введением принципиально новых методик учета, изменением места бухгалтера в управлении хозяйственными процессами.

Стандарты бухгалтерского учета России (ПБУ) определяют основные правила, устанавливающие порядок учета и оценки определенных объектов бухгалтерского учета. ПБУ конкретизируют Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". В настоящее время в России разработаны и утверждены 24 стандарта по бухгалтерскому учету и отчетности. В 2014 г. ожидается принятие двух новых ПБУ – "Аренда", "Вознаграждения работников" и еще три ПБУ, предусматривающими внесение существенных изменений в действующие ПБУ, главным образом, направленные на сближение этих ПБУ с МСФО – "Основные средства", "Запасы" и "Доходы и расходы".

Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:

  • – название и номер ПБУ;
  • – общие положения (указывается сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета);
  • – определения (основные определения и понятия по соответствующему объекту учета);
  • – оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);
  • – порядок учета (описывается порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета);
  • – раскрытие информации (указывается состав информации, подлежащей раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности).

Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.

В 2013–2014 гг. принимается ряд ПБУ, которые позволят максимально сблизить отечественные стандарты в соответствии с МСФО.

Рассмотрим сравнительную характеристику действующих в настоящее время МСФО и РСБУ1 (табл. 1.1).

Основные задачи, объекты и принципы бухгалтерского учета (правила, допущения и требования)

Бухгалтерский учет – формирование документизированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета.

Главная цель бухгалтерского учета-.

  • – формирование полной и достоверной информации для обеспечения внутренних и внешних пользователей;
  • – анализ информации для выявления тенденций развития предприятия, принятие управленческих решений.

Таблица 1.1

Сравнительная характеристика международных и отечественных стандартов учета и отчетности

Стандарт

Наименование

Стандарт

Наименование

Стандарты, устанавливающие структуру отчетов

"Представление финансовой отчетности"

  • 2. Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н

"Отчет о движении денежных средств"

"Промежуточная финансовая отчетность"

  • 1. "Бухгалтерская отчетность организации".
  • 2. Проект Федерального закона "Об официальном бухгалтерском учете"

"Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибках"

  • 1. ПБУ 1/2008.
  • 2. ПБУ 22/2010
  • 1. "Учетная политика организации".
  • 2. "Исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности"

Стандарты, устанавливающие порядок учета активов и их обесценение

"Основные средства"

  • 1. "Учет основных средств".
  • 2. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"

" Нематериальные активы"

"Учет нематериальных активов"

"Обесценение активов"

Отдельные

  • 1. 11БУ6/01.
  • 2. ПБУ 14/2007

"Учет основных средств".

"Учет нематериальных активов"

"Учет материально-производственных запасов"

  • 1. Глава 34 ГК.
  • 2. Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)"

Стандарты, связанные с финансовыми результатами компании. Налоги на прибыль

"Выручка"

"Доходы организации"

"Налоги на прибыль"

"Учет расчетов по налогу на прибыль"

"Прибыль на акцию"

Приказ Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н "Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию"

Стандарты, связанные с объединением бизнеса и участием в совместной деятельности

"Объединение предприятий"

  • 1. "Учет нематериальных активов".
  • 2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".
  • 3. Часть первая ГК

"Консолидированная

отчетность"

  • 1. Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
  • 2. Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности"

"Операционные сегменты"

"Информация по сегментам"

Прочие стандарты

"Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции"

"Первое применение МСФО"

В России отсутствует аналог данного стандарта

"События после отчетной даты"

"События после отчетной даты"

"Вознаграждения работникам"

Следует руководствоваться нормами "ГК и НК

"Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи"

"Учет государственной помощи"

"Влияние изменений обменных курсов валют"

"Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте"

"Затраты по займам"

"Учет расходов по займам и кредитам"

"Раскрытие информации о связанных сторонах"

"Информация о связанных сторонах"

"Учет и отчетность по пенсионным планам"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Порядок реализации права граждан России на трудовые пенсии устанавливается Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

"Инвестиции в ассоциированные предприятия"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос затронут лишь в приказе Минфина России от 30 декабря 1996 г. .К" 112 "Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности"

"Финансовые инструменты: представление информации"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос затронут в Положении ЦБ РФ от 14 ноября 2007 г. № 313-П "О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска"

"Резервы, условные обязательства и условные активы"

"Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы"

"Финансовые инструменты: признание и оценка"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос затронут в приказе ФСФР России от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", а также в НК

"Инвестиционное имущество"

  • 1. ПБУ6/01.
  • 2. ПБУ 2/2008

"Учет основных средств".

"Учет договоров строительного подряда"

"Сельское хозяйство"

В России отсутствует аналог данного стандарта. В российском учете биологические активы включаются в состав основных средств

"Платеж, основанный на акциях"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Данный учетный вопрос частично затрагивается в приказе Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29н "Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию", а также в НК

"Договоры страхования"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Вопросы по договорам страхования затрагиваются в ГК и НК

"Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Данные вопросы частично рассматриваются в ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности"

"Разведка и оценка запасов полезных ископаемых"

"Учет затрат на освоение природных ресурсов"

"Финансовые инструменты: раскрытие информации".

"Финансовые инструменты"

В России отсутствует аналог данного стандарта. Основные правила ведения учета в банках" содержатся в Положении ЦБ РФ от 16 июля 2012 г.

№ 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"

"Совместная деятельность" (с 2013 г. отменяет МСФО (IAS) 31 "Участие в совместном предпринимательстве")

В России отсутствует аналог данного стандарта.

Вопросы, связанные с совместной деятельностью содержатся в гл. 55 ГК, порядок ведения учета результатов совместной деятельности частично регламентируется ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"

"Раскрытие информации об участии в других организациях" (с 2013 г. сводит воедино и совершенствует требования к раскрытию информации, необходимые для дочерних предприятий, совместных предприятий и ассоциированных компаний, прежде содержащиеся в МСФО (IAS) 27, 28 и 31)

В России отсутствует аналог данного стандарта.

Частично информация об участии в других организациях раскрывается:

  • 1) в приказе Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н;
  • 2) федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности"

"Определение справедливой стоимости"

В России отсутствует аналог данного стандарта

Для достижения вышеуказанных целей необходимо выполнение следующих задач:

  • формирование полной, достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия;
  • – контроль за соблюдением законодательства РФ;
  • – контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с нормами, нормативами и сметами;
  • – выявление внутрипроизводственных резервов и их эффективное использование;
  • – контроль оплаты труда работникам предприятия;
  • – своевременное и точное определение фактических затрат на производство продукции (работ, услуг);
  • – точный и своевременный учет финансовых результатов (прибылей, убытков);
  • – правильное исчисление и своевременное перечисление в бюджет налоговых платежей;
  • – своевременное выполнение обязательств предприятия перед органами социального страхования, перед банком, поставщиками и подрядчиками, заказчиками и покупателями, учредителями и другими контрагентами;
  • – своевременное истребование дебиторской задолженности;
  • – получение необходимых данных для составления балансов и отчетов и своевременное их предоставление в соответствующие органы.

Объектом бухгалтерского учета выступает финансово-хозяйственная деятельность организации, состоящая из:

  • 1) объектов, составляющих хозяйственную деятельность организации;
  • 2) объектов, обеспечивающих хозяйственную деятельность организации.

К объектам, составляющим хозяйственную деятельность организации, относят: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты, например капитал организации.

Рассмотрим объекты, составляющие хозяйственную деятельность. Их можно объединить в две основные группы.

Источники хозяйственных средств также делятся на две группы.

Хозяйственные процессы делятся:

  • 1) на процесс заготовления (приобретения), в ходе которого приобретаются материально-производственные запасы, необходимые для обеспечения производственного процесса;
  • 2) процесс производства, в ходе которого производится продукция, выполняются работы, оказываются услуги;
  • 3) процесс реализации, в ходе которого формируется конечный финансовый результат организации (прибыль или убыток).

Результатом заготовления и производства является экономия или перерасход.

Результатом реализации является прибыль или убыток.

Под методом бухгалтерского учета понимают совокупность способов и приемов ведения бухгалтерского учета с использованием основополагающих элементов. Основными элементами метода бухгалтерского учета выступают:

  • 1) счета и двойная запись. Бухгалтерские счета – специальные регистры, предназначенные для учета хозяйственных средств и источников их формирования. Метод двойной записи – способ взаимосвязанного отражения хозяйственной операции на двух различных счетах в одной и той же сумме;
  • 2) документация – письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Надлежаще оформленные и принятые к учету документы сдаются в архив. Путь прохождения документа от даты выписки до даты сдачи в архив называют документооборотом. Документооборот организации определяется в соответствии с графиком документооборота, утверждаемым руководителем предприятия;
  • 3) оценка имущества и обязательств – денежное выражение всех средств предприятия с помощью цен. Активы организации, как правило, отражаются по себестоимости их приобретения и заготовления, а обязательства – в сумме фактически образовавшейся дебиторской и кредиторской задолженности, величина которой подтверждена документально и вытекает из соглашений между сторонами сделки;
  • 4) инвентаризация – проверка фактического наличия материально-производственных запасов, внеоборотных активов, финансовых обязательств и денежных средств и сравнение полученных результатов с учетными данными. С помощью инвентаризации обеспечивается достоверность данных бухгалтерского учета. Также с помощью инвентаризации обеспечивается тождество данных аналитического и синтетического учета, так как при отсутствии инвентаризации возникли бы существенные различия между данными бухгалтерского учета и отчетности с фактическим состоянием дел на предприятии. Обязательность проведения инвентаризации дисциплинирует материально-ответственных лиц, ответственных за хранение и выдачу материально-товарных ценностей и денежных средств. Поэтому имеет огромное контрольное значение для предприятия и способствует сбережению его ресурсов;
  • 5) калькуляция – способ исчисления в денежном выражении фактической себестоимости продукции (работ, услуг). Одним из важнейших показателей деятельности организации является себестоимость. Исчисление себестоимости единицы продукции и всей товарной продукции называют калькулированием. Различают плановую, нормативную и фактическую калькуляцию. Бухгалтерией, как правило, рассчитывается фактическая себестоимость продукции. Но при этом в учетных регистрах используют также и нормативную, и плановую себестоимость. Использование нормативной и плановой себестоимости, как правило, используется бухгалтерией для целей анализа и управления;
  • 6) баланс и отчетность. Бухгалтерский баланс – способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и источников их образования. Бухгалтерская (финансовая) отчетность – способ получения сводных показателей деятельности предприятия за отчетный (истекший) период. С помощью финансовой отчетности предприятие отчитывается перед заинтересованными пользователями о результатах работы за истекший период.

Использование организацией каждого из этих элементов осуществляется в соответствии с установленными в законодательном порядке положениями и инструкциями.

Марина Ритер,
юрист, автор книг

С 1 января 2013 года вступит в силу новый ФЗ от 06 декабря 2011 года № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учете» Он придет на смену действующему в настоящее время ФЗ от 21 ноября 1996 года № 129 – ФЗ, также регулирующему бухгалтерский учет. Новый закон был принят для того, чтобы устранить пробелы законодательства и регламентировать понятия, возникшие в практической работе бухгалтеров в последние годы.

Что такое бухгалтерский учет?

ФЗ № 402 – ФЗ ввел новое определение понятия бухгалтерский учет. Теперь это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных ФЗ № 402 – ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными тем же Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 1 ст. 1 ФЗ № 402 – ФЗ).

Напомним, что в ФЗ № 129 – ФЗ под бухгалтерским учетом понималась упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, бязательствах организации и их движении, путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Таким образом, новое определение бухгалтерского учета расширяет и дополняет это понятие.

Кто обязан вести бухгалтерский учет?

ФЗ № 402 – ФЗ ввел новое понятие – экономические субъекты, к которым относятся, российские организации, ИП, адвокаты, нотариусы, филиалы, представительства и другие структурные подразделения иностранных организаций, международные организации, простые товарищества.

Все вышеперечисленные обязаны вести бухгалтерский учет непрерывно от даты государственной регистрации и до даты реорганизации или ликвидации, то есть прекращения деятельности.

Здесь необходимо уточнить следующее:

– под российскими организациями новый ФЗ понимает:
– коммерческие и некоммерческие организации всех видов;
– государственные органы и органы местного самоуправления;
– органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
– Банк России.

Таким образом, ФЗ не сделал исключений ни для кого, и теперь бухгалтерский учет должен применяться;

– при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также при составлении бюджетной отчетности (п. 2 ст. 2 ФЗ № 402 – ФЗ);
– экономическими субъектами, применяющими УСН;
– организациями – участниками проекта «Сколково», независимо от объема годовой выручки;
– ИП, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, нотариусами и другими лицами, занимающимися частной практикой. Не вести бухгалтерский учет они могут только в том случае, если они ведут учет доходов или доходов и расходов или других объектов налогообложения, в оответствии с правилами, предусмотренными НК РФ;
– филиалы, представительства и друге структурные подразделения организаций, созданные в соответствии с действующим законодательством иностранных государств. Аналогично предыдущему пункту, они могут не вести бухгалтерский учет в том случае, если ведут учет доходов и расходов, а также иных объектов налогообложения, в соответствии с налоговым законодательством РФ.

Какие новые понятия ввел ФЗ № 402 – ФЗ?

Новый закон о бухгалтерском учете вводит ряд новых понятий. А именно:

стандарт бухгалтерского учета – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;
международный стандарт – стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;
факт хозяйственной жизни – сделка, событие или операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств;
отчетный период – период, за который предоставляется бухгалтерская (финансовая) отчетность;
учетная политика – совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.

Какие понятия изменил ФЗ № 402 – ФЗ?

ФЗ № 402 – ФЗ внес изменения и уточнения в ряд понятий, которые существовали в бухгалтерском учете ранее.
А именно:

руководитель экономического субъекта – лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа. В ФЗ № 129 – ФЗ под руководителем организации понимался руководитель ее исполнительного органа или лицо, ответственное за ведение дел организации;
план счетов бухгалтерского учета – систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета. В ФЗ № 129 – ФЗ речь шла о перечне синтетических счетов;
бухгалтерская отчетность – информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями ФЗ № 402 – ФЗ. В ФЗ № 129 – ФЗ под бухгалтерской отчетностью следовало понимать единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основании данных бухгалтерского учета по установленным формам;
объекты бухгалтерского учета , которые теперь включают в себя факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы, расходы, иные объекты, если это установлено федеральными стандартами. Ранее в это понятие входило только имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности.

Кем должен вестись бухгалтерский учет?

В соответствии с ФЗ № 402 – ФЗ бухгалтерский учет может вестись
– главным бухгалтером или иным должностным лицом экономического субъекта;
– по договору об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
По правилам нового ФЗ вести бухгалтерский учет лично может только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства.
Обратите внимание, что новый ФЗ предъявляет особые требования к лицам, которые ведут бухгалтерский учет в ОАО, страховых организациях, негосударственных ПФ, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях ПИФов, а также в других экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Также новые требования касаются лиц, ведущих бухгалтерский учет в органах управления государственных внебюджетных фондов и органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов. Итак, главный бухгалтер (иное должностное лицо) в перечисленных выше организациях должен:
– иметь высшее профессиональное образование;
– иметь стаж работы, напрямую связанный с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности или с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а в случае, если у должностного лица нет высшего рофессионального образования, то стаж работы должен составлять не менее пяти лет из последних семи;
– не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономической деятельности.

ФЗ № 402 – ФЗ не исключает возможности предъявления иных требований к главным бухгалтерам в соответствии с федеральным законодательством.

Необходимо отметить, что названные выше требования будут предъявляться только к лицам, которые назначены на должность главного бухгалтера (иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) в перечисленных выше организациях после вступления в силу ФЗ № 402 – ФЗ, то есть после 01 января 2013 года.

Обратите внимание, что указанные требования нельзя обойти, даже заключив гражданско – правовой договор на бухгалтерское обслуживание. Если этот документ будет подписан с организацией, то хотя бы один ее сотрудник должен отвечать предусмотренным ФЗ № 402 – ФЗ требованиям.

Каковы принципы регулирования бухгалтерского учета?

В ст. 20 ФЗ № 402 – ФЗ закреплены основные принципы регулирования бухгалтерского учета. А именно:
– федеральные и отраслевые стандарты должны соответствовать потребностям пользователей;
– для некоммерческих организаций и субъектов малого предпринимательства должны быть предусмотрены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета;
– федеральные и отраслевые стандарты должны быть разработаны на основании международных стандартов;
– для применения федеральных и отраслевых стандартов должны быть созданы условия единообразного применения;
– не должны совмещаться полномочия по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю в сфере бухгалтерского учета.

Каков порядок разрешения разногласий?

Новый ФЗ № 402 – ФЗ не возлагает на главных бухгалтеров ответственность ни за формирование учетной политики, ни за ведение бухгалтерского учета, ни за своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

В случае возникновения спорных вопросов между руководителем и главным бухгалтером, последний отражает (не отражает) в регистрах бухгалтерского учета спорный первичный документ только на основании письменного распоряжения руководителя.
Аналогично в бухгалтерской отчетности отражаются спорные объекты бухгалтерского учета.

Таким образом, принцип разрешения разногласий остался по сути прежним, только теперь по письменному распоряжению руководителя можно как отражать спорные документы или объекты, так и не отражать их.

Что такое внутренний контроль?

ФЗ № 402 – ФЗ введено новое понятие внутреннего контроля. На основании ст. 2 этого Закона осуществлять внутренний контроль совершения фактов хозяйственной жизни должен каждый экономический субъект. А организации, подлежащие обязательному аудиту, должны организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Таким образом, с 01 января 2013 года в организациях должны появиться отделы или должностные лица, которые будут выполнять функции внутренних контролеров. Это правило не относится только к субъектам малого и среднего предпринимательства, где руководитель организации возложил ведение бухгалтерского учета на себя.

Что такое стандарты бухгалтерского учета?

Стандарт – это документ обязательный для применения, в рассматриваемом случае – каждым экономическим субъектом.

В соответствии с ФЗ № 402 – ФЗ стандарты бухгалтерского учета делятся на:

– международные, федеральные, отраслевые, стандарты экономического субъекта.
К международным стандартам следует относить стандарты бухгалтерского учета, применение которых является обычаем международного делового оборота. Среди таких стандартов следует назвать следующие:
– Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS)
– Общепринятые принципы бухгалтерского учета США (Generally Accepted Accounting Principles, US GAAP)
– Общепринятые принципы бухгалтерского учета Великобритании (UK GAAP)
Названные стандарты экономические субъекты могут использовать при разработке способа ведения бухгалтерского учета для формирования своей учетной политики, если в российских нормативных актах конкретные вопросы не урегулированы.

– Федеральные стандарты устанавливают:

Определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия к бухгалтерскому учету и списания из бухгалтерского учета;
? допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
? порядок перерасчета стоимости объектов бухгалтерского учета в валюту РФ для целей бухгалтерского учета, если они были выражены в иностранной валюте;
? требования к учетной политике, в частности, к условиям ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, видам электронных подписей;
? План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения (кроме кредитных организаций);
? состав, содержание и порядок формирования информации, которая раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности, образцы форм такой отчетности, состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
? условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовых результатах его деятельности и движении денежных средств;
? состав первой и последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок составления такой отчетности и денежного измерения указанных в ней объектов;
? упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для субъектов малого предпринимательства;
? федеральные стандарты могут устанавливать дополнительные требования к бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы или ведущим некоторые виды экономической деятельности.
? Федеральные стандарты не должны противоречить ФЗ № 402-ФЗ. До того момента как этот вид стандартов будет разработан и вступит в силу экономические субъекты должны применять Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, которые были утверждены Минфином до 2013 г.

– Отраслевые стандарты

Пункт 5 ст. 21 ФЗ № 402-ФЗ устанавливает, что отраслевые стандарты определяют особенности применения федеральных стандартов в условиях осуществления организациями отдельных видов экономической деятельности. Этот вид стандартов не должен противоречить федеральным стандартам и ФЗ № 402-ФЗ. Также как и в случае с федеральными стандартами, пока не появятся отраслевые, следует применять Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, которые были утверждены Минфином до 2013 года.

– Стандарты конкретного экономического субъекта

Разработка и применение этого вида стандартов –право, а не обязанность, экономического субъекта.

Если организация решает, что стандарты ей нужны, то сначала она должна разработать Порядок их разработки, утверждения, изменения и отмены. Потом уже приступать к написанию самих стандартов.

Если в экономическом субъекте разработаны и применяются стандарты бухгалтерского учета, то он обязательны для всех его подразделений, филиалов и представительств. Если у экономического субъекта есть дочерние общества, то целесообразно разработать общие стандарты бухгалтерского учета для них и головной организации.

Стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта не должны противоречить ФЗ № 402-ФЗ, федеральным и отраслевым стандартам.

Как будут разрабатываться федеральные стандарты бухгалтерского учета?

С даты вступления в силу ФЗ № 402-ФЗ, то есть с 1 января 2013 г., бухгалтерский учет будет регулироваться:
– уполномоченным федеральным органом.

Под этим органом следует понимать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, то есть Минфин России. Именно на него будет возложена обязанность разработки федеральных стандартов по согласованию с Банком России, субъектами негосударственного регулирования и другими заинтересованными лицами.
– Банком России;
– субъектами негосударственного регулирования.

Под этими субъектами следует понимать саморегулируемые организации предпринимателей, других пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторов, а также их союзы, ассоциации и любые другие некоммерческие организации, которые считают нужным участвовать в развитии бухгалтерского учета в РФ.

Что изменилось в сфере учетной политики?

Учетная политика, с точки зрения ФЗ № 402-ФЗ, это совокупность способов ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом (п. 1 ст. 8 ФЗ № 402-ФЗ). Необходимо отметить, что основополагающие принципы применения и изменения учетной политики для целей бухгалтерского учета остались прежними. Между тем, новый Закон устанавливает основные правила для формирования этого документа:
– учетная политика должна самостоятельно формироваться экономическим субъектом на основании действующего законодательства, федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета;
– при формировании учетной политики применительно к конкретному объекту бухгалтерского учета способ ведения такого учета следует выбирать из способов, которые допущены в федеральных стандартах;
– если для конкретного объекта способ ведения бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен, то экономический субъект имеет право разработать его самостоятельно, исходя из норм действующего законодательства, федеральных и отраслевых стандартов;

Также ФЗ № 402-ФЗ устанавливает, что руководитель экономического субъекта должен утвердить обязательные приложения к учетной политике для целей бухгалтерского учета:
– рабочий план счетов бухгалтерского учета;
– формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и документов внутренней бухгалтерской отчетности;
– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
– правила документооборота и технология обработки учетной информации;
– порядок контроля за хозяйственными операциями;
– другие документы, которые необходимы конкретному экономическому субъекту для организации бухгалтерского учета.

Что изменилось в сфере бухгалтерских документов?

ФЗ № 402-ФЗ внес значительные изменения в правила, связанные с оформлением и применением следующих документов:

– первичные документы

Эти документы фиксируют каждый факт хозяйственной жизни экономического субъекта. С момента вступления в силу нового Закона о бухгалтерском учете формы первичных документов будут разрабатываться лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждаться руководителем экономического субъекта. Унифицированные формы применять не обязательно, но организация может взять их за основу при разработке своих форм первичных документов.

Также необходимо отметить, что ФЗ № 402-ФЗ не содержит правила о лицах, обязанных подписывать первичные документы. Обязательные реквизиты, между тем, остались прежними.

– регистры бухгалтерского учета

Аналогично с первичными документами, регистры бухгалтерского учета должны быть разработаны лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждены руководителем экономического субъекта. Единственным правилом является необходимость соблюдения правил п. 4 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ, который устанавливает обязательные реквизиты для регистров бухгалтерского учета.

Также, следует отметить, что содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности более не является коммерческой тайной (п. 4 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ).

Как внести исправления в бухгалтерские документы?

Новый Закон о бухгалтерском учете более четко регламентировал процесс внесения изменений в бухгалтерские документы. В соответствии с ним в первичных учетных документах допускаются исправления, если иное не предусмотрено действующим федеральным законодательством в сфере бухгалтерского учета (п. 7 ст. 9 ФЗ № 402-ФЗ).
В регистры бухгалтерского учета можно вносить исправления только с разрешения лица, ответственного за ведение такого регистра (п. 8 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ).

Исправления и первичных документов и регистров бухгалтерского учета должны содержать:
– дату исправления;
– подписи и ФИО лиц, которые составили первичный документ, или лица, ответственного за ведение регистра бухгалтерского учета.

Также, необходимо отметить, что ФЗ № 402-ФЗ не предусматривает запрета на внесение исправлений в банковские и кассовые документы.

Как выглядит процесс изъятия бухгалтерских документов?

Если по каким – то причинам первичные учетные документы или регистры бухгалтерского учета (в том числе в электронном виде) изымаются, то в документы бухгалтерского учета должны быть включены их копии (п. 8 ст. 9, п. 9 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ).

Также по этой теме.


Стандарт - это документ обязательный для применения, каждым экономическим субъектом .

В соответствии с ФЗ № 402 - ФЗ стандарты бухгалтерского учета делятся на: международные, федеральные, отраслевые, стандарты экономического субъекта.

К международным стандартам следует относить стандарты бухгалтерского учета, применение которых является обычаем международного делового оборота. Среди таких стандартов следует назвать следующие:

Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS)

Общепринятые принципы бухгалтерского учета США (Generally Accepted Accounting Principles, US GAAP)

Общепринятые принципы бухгалтерского учета Великобритании (UK GAAP)

Названные стандарты экономические субъекты могут использовать при разработке способа ведения бухгалтерского учета для формирования своей учетной политики, если в российских нормативных актах конкретные вопросы не урегулированы .

Федеральные стандарты устанавливают:

Определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия к бухгалтерскому учету и списания из бухгалтерского учета;

Допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

Порядок перерасчета стоимости объектов бухгалтерского учета в валюту РФ для целей бухгалтерского учета, если они были выражены в иностранной валюте;

Требования к учетной политике, в частности, к условиям ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, видам электронных подписей;

План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения (кроме кредитных организаций);

Условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовых результатах его деятельности и движении денежных средств;

Состав первой и последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок составления такой отчетности и денежного измерения указанных в ней объектов;

Упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для субъектов малого предпринимательства.

Федеральные стандарты могут устанавливать дополнительные требования к бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы или ведущим некоторые виды экономической деятельности.

Пункт 5 статьи 21 ФЗ № 402-ФЗ устанавливает, что отраслевые стандарты определяют особенности применения федеральных стандартов в условиях осуществления организациями отдельных видов экономической деятельности. Этот вид стандартов не должен противоречить федеральным стандартам и ФЗ № 402-ФЗ.

Разработка и применение стандартов конкретного экономического субъекта - право, а не обязанность, экономического субъекта. Если организация решает, что стандарты ей нужны, то сначала она должна разработать «Порядок их разработки, утверждения, изменения и отмены». Потом уже приступать к написанию самих стандартов.

Если в экономическом субъекте разработаны и применяются стандарты бухгалтерского учета, то он обязательны для всех его подразделений, филиалов и представительств. Если у экономического субъекта есть дочерние общества, то целесообразно разработать общие стандарты бухгалтерского учета для них и головной организации. Стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта не должны противоречить ФЗ № 402-ФЗ, федеральным и отраслевым стандартам .