Для чего необходимы экономические знания. Сочинение на тему: Зачем мне нужна экономика? Как связаны между собой процентные ставки, инфляция и рост экономики

Микроэкономика имеет дело с клиентами, доходами, ценами, рентабельностью и т.д. Макроэкономика имеет дело с экономикой в целом, Валовым Внутренним Продуктом (ВВП) и др. понятиями, которые освещаются в газетах под рубрикой «экономика». Микроэкономика более полезна для руководителей, а за макроэкономикой следят, в основном, инвесторы.

2. Закон предложения и спроса — фундамент экономики

Всякий раз, когда наблюдается рост поставок какого-либо товара, его цена снижается, и всякий раз, когда спрос на товар растет, цена увеличивается. Таким образом, когда у вас есть избыточное производство пшеницы, цены на продукты питания должны снижаться, и наоборот. Например, в России, во время неурожая гречки, цена на этот продукт выросла на 400- 500%, пока рынок не насытился новым урожаем.

3. Предел полезности

Всякий раз, когда у вас растёт количество чего-либо, то возможности его использования уменьшаются. Например, прибавка в 10 000 рублей к вашей месячной зарплате 30 000 рублей вас больше обрадует, чем тогда, когда вы зарабатываете 1 млн. в месяц. Это широко используется в ценообразовании товара.

4. Валовой Внутренний Продукт (ВВП)

Является основной мерой размера экономики. Он равен сумме доходов всех людей или сумме рыночной стоимости всех товаров и услуг, производимых в этой стране. Например, крупнейшая экономика мира – США, имеет ВВП на уровне около 14 трлн. долларов. Это означает, что каждый год в США производится товаров и услуг на 14 трлн. долларов.

5. Темпы роста экономики

Рост экономики обычно измеряется в темпах роста объёма ВВП, темпах роста на душу населения, темпах роста производства основных отраслей экономики. Темпы роста экономики рассчитываются на основе данных за предыдущий и последующий год, в процентах.

6. Инфляция

Вы наверное заметили, что цены на большинство продуктов питания сейчас выше, чем в прошлые годы. (измеряется в процентах) — это «экономические весы» показывающие, насколько товары и услуги в совокупности выросли в цене по сравнению с прошлым годом. В странах с развитой экономикой годовая инфляция составляет около 2%, что означает, что в среднем цена на товары и услуги поднимается на 2% каждый год. В России, по официальным данным, инфляция в этом году составила 6%. Основополагающая роль Центральных Банков состоит в том, чтобы корректировать инфляцию и удерживать её на низком уровне (но не в отрицательных значениях).

7. Процентные ставки

Когда вы кредитуете кого-то, вы вправе ожидать возврата денег и дополнительного дохода. Этот доход и называется процентом. Процентная ставка является именно той мерой, которая определит, какой доход вы получите. Краткосрочная процентная ставка обычно устанавливается Центральным Банком. В США в настоящее время он близок к нулю, в России – 8,25%. Долгосрочная процентная ставка устанавливается рынком и зависит от уровня инфляции и долгосрочных перспектив экономики. Механизмы, применяемые центральными банками для управления краткосрочными процентными ставками называется . Высокие процентные ставки выгодны для инвесторов, а низкие процентные ставки выгодны для конечного потребителя. Так например ипотечный кредит в развитых странах ЕС вам обойдется не более чем в 3% годовых, т.к средняя процентная ставка в развитых странах европы не более 2%.

8. Как связаны между собой процентные ставки, инфляция и рост экономики

Существует обратная зависимость между процентными ставками и ростом экономики, и прямая зависимость между процентной ставкой и уровнем инфляции. Таким образом, когда вы увеличиваете процентную ставку, инфляция, как правило, растёт. Одна хорошая новость, а другая плохая. Поэтому существует определённая напряженность в обществе во время объявления процентной ставки. В США краткосрочные процентные ставки устанавливает , и это является главной экономической новостью в стране.

9. Налогово-бюджетная политика

Правительство в большей или меньшей степени может влиять на экономику, регулируя расходы бюджета страны. Одной из форм регулирования расходов бюджета является налоговая политика. Если правительство тратит больше, то это может привести к повышению спроса, а значит, к росту цен. Рост цен приводит к разгону инфляции. Инфляция, в свою очередь, вынуждает правительство увеличивать расходы. Таким образом, правительства стараются тратить больше в периоды низких темпов роста и низкой инфляции и сокращать расходы в периоды высоких темпов роста и высокой инфляции.

10. Цикличность экономики

Рыночные экономики имеют тенденцию подъема и спада с периодичностью около 7 лет. В начале цикла происходит бурный рост, затем попадание в топ, потом следует сокращение, ведущее к (период отрицательного роста и/или рост безработицы) и наконец, снова подъём.

Когда вы занимаетесь каким-либо видом деятельности, вы, как правило, сравниваете ее с лучшими альтернативными вариантами. Например, когда вы в пятницу вечером мучаетесь над проектом, то наверняка не раз думаете: «А не пора ли мне заняться, чем либо другим.» Альтернативный вариант (в данном случае вечеринка с друзьями) имеет больший вес, и таким образом этот вариант намного привлекательнее вашего проекта. Переход на альтернативную деятельность выражается в «альтернативной стоимости » — стоимость того, чем вы пожертвовали.

Например, поход в ночной клуб имеет альтернативную стоимость, равную сумме средств, потраченных на данное мероприятие и количеству средств, которые человек мог получить, если бы вместо клуба пошёл на работу. Если стоимость входа в клуб равна 500 руб., еда в клубе (ужин) стоит 1500 руб., напитки стоят 1000 руб., то поход в клуб обойдётся в 3000 руб. Если не идти в клуб, то экономия составляет 3000 руб. Но кушать надо в любом случае, поэтому средства тратятся на ужин дома (пусть это будет 500 руб.). Общая экономия 2500 руб. Если человек провел в клубе 5 часов, а час его работы стоит 250 руб., то потенциальный дополнительный заработок составляет 1250 руб. Общая альтернативная стоимость равна 3750 руб.

12. Сравнение преимуществ

Допустим, вы работаете в области интернет-технологий и в один прекрасный день клиент спрашивает, можете ли вы сделать для них веб-сайт. Следует ли вам заняться этим веб-сайтом или вам выгоднее передать эту работу вашему другу? Какое будет ваше решение? Разумный человек должен рассчитать, сколько времени потребуется на создание сайта и определить, может ли он за этот период времени заработать больше на запуске более выгодного проекта. Затем, подсчитав все «за» и «против», он может оставить заказ у себя или передать другу, который, возможно, сделает сайт более эффективно.

Если ваш друг согласился сделать сайт более эффективно, то вы, в этом случае, упустили эту возможность в виду различных обстоятельств. Это называется теорией сравнения преимуществ . Ваш друг имеет здесь преимущество, а вам не имеет смысла заниматься этим делом. Народы, предприятия и люди должны делать только те вещи, которые у них получаются лучше, а остальное отдавать другим.

Ежегодно в начале учебного года разгораются дискуссии о практичности и уместности школьных образовательных программ. Например, нужно ли в обязательном порядке школьникам изучать экономику? Или ее стоит перенести в категорию факультативных курсов, которые выбирают осознанно лишь те, кто планирует связать свою жизнь с работой в бизнесе и в сфере финансов? В этом вопросе мы решили разобраться подробнее.

Что такое экономика?

Экономика - это наука в первую очередь про взаимоотношения между людьми, которым необходимо принимать решения в условиях ограниченных ресурсов. В понятие «ресурсы» входят не только деньги, это еще и время, потраченное на выполнение определенных задач, интеллектуальный капитал (знания человека и их ценность). С экономическими отношениями каждый российский школьник сталкивается каждый день: покупка сока в школьной столовой уже является экономической сделкой, и на нее распространяется действие базовых экономических законов.

Как изучают экономику школьники России?

В России экономика не является обязательным общеобразовательным предметом, и в состав ЕГЭ она не входит. По своему усмотрению ее включают в программу отдельных колледжей, лицеев и даже обычных школ в профильных классах, в которых учеников готовят к поступлению на финансово-экономические специальности в вузах. Как правило, в школах не открывают отдельные вакансии для преподавателей экономики, и этот предмет читают педагоги смежных курсов.

Курс экономических знаний, который читают в общеобразовательной школы, максимально упрощен, он дает представление о базовых понятиях и практически не касается глубоких математических расчетов. В то же время он понятный и простой, позволяют школьнику заинтересоваться этой наукой, получить представление о том, как работают экономические законы в реальной жизни.

Зачем изучать экономику?

Экономика позволяет получить четкое представление о том, как устроен окружающий мир. Почему подорожали продукты? Как скачок национальной валюты скажется на семейном бюджете? Почему Катя и Маша получали в школе одинаковые оценки, но Катиной зарплаты едва хватает на жизнь, а Маша отдыхает за границей три раза в год? Люди, не имеющие представления о рынке, скажут: «Повезло». А на самом деле это - элементарный экономический закон: Маша как специалист продала себя и свои знания дороже. Кто-то с завистью смотрит на вакансии Юникредит и думает, что никогда не сможет получать такие деньги. Но ведь причина в том, что человек сам отказался вкладывать деньги в свое образование. Ведь получение знаний - это тоже инвестиции в себя, то есть экономические отношения.

К сожалению, приходится констатировать, что население России в большинстве своем экономически безграмотное. А это приводит к большим проблемам: люди просто не знают, как планировать свой бюджет, берут кредиты в банках, не могут с ними расплатиться и становятся банкротами.

Практическое применение экономических знаний

Научиться осознанно использовать экономические знания очень важно. Тем более, что на практике понять теоретический материал проще. Например, понятие «пассивного дохода » дается школьникам не так легко. Но если предложить ребенку откладывать карманные деньги не в копилку, а на депозит (можно договориться с родителями о выплате «процентов», то есть и их втянуть в увлекательную экономическую игру), он увидит, что пассивный доход - это выгодно, и деньги работают сами по себе, а ребенок получает финансовую выгоду. В будущем это мотивирует уже взрослого человека искать возможности пассивного дохода и инвестирования - а от этого выиграет и он сам, и экономика страны.

Или завести финансовый дневник и записывать все расходы, а потом вычеркнуть статьи, от которых можно отказаться и вместо этого купить что-то действительно нужное и полезное. Например, если неделю отказываться от газировки, то можно купить футболку с модным принтом, которую так хотелось, но родители отказали. Подростки, да и большинство взрослых, попросту не понимают, сколько «сжирают» разные бесполезные покупки товаров, которые стоят, казалось бы, немного, но при ежедневном их потреблении выходит огромная сумма. Таких примеров можно привести множество.

Через год после окончания школы вчерашние школьники по законодательству становятся полностью взрослыми - они получают полную дееспособность и уже самостоятельно управляют своими финансами. Они будут зарабатывать деньги и тратить их - поэтому очень важно научить их делать это правильно.

И вместо заключения

Изучать экономику в школе нужно. Но это должен быть курс для старшеклассников, которые уже достаточно взрослые и логично мыслящие. А сам курс должен быть не скучным изложением теоретического материала, а практическим - с финансовыми играми, задачами и тренингами. Тогда школьники не просто полюбят экономику, а еще и поймут ее и будут применять знания в реальной жизни.

Единодушного мнения по этому поводу нет. Каждый имеет свой взгляд по поводу понятия экономики и способов ее применения в повседневной жизни, исходя из своего личного опыта.

Человек, не понаслышке сталкивающийся с экономикой по ходу выполнения своих профессиональных обязанностей, будет утверждать, что это наука о процессе расходования ресурсов обществом. Философ с такой точкой зрения не согласится и скажет, что это особые психологические особенности сознания человека в сфере производства. Истинная домохозяйка ответит по-простому, но тоже правильно: экономика – это умение здраво и нерасточительно вести хозяйство. Студент предположит – это важная и незаменимая область жизни человека.

Википедия пишет: экономика предполагает разнообразные виды жизнедеятельности общества, при этом исследует эффективное планирование, обмен и расход продуктов производства населением.

Так откуда же взялась экономика?

Явление экономики пришло к нам еще с незапамятных времен, когда деньги и денежные системы еще не придумали. Ее рождение произошло тогда, когда люди начали заниматься животноводством и земледелием и полученные продукты обменивали на те, которые им были более необходимы. Ни одного дня в современном информационном мире не обходится без упоминания экономической проблематики в печатной прессе, новостях по телевидению и радио, даже в фильмах иногда этому уделяется внимание. Есть ли возможность обойтись без экономики?

Дело в том, и это не секрет, что каждый человек испытывает ряд потребностей. Базовые – пища, питье, одежда, кров над головой. Когда они удовлетворены, появляются новые потребности, общие у ряда других людей. К примеру, городским жителям необходим транспорт для перемещения, больницам – медицинские препараты. Так можно перечислять долго. С помощью экономики становится возможным удовлетворить возникшие потребности.

Как именно работает экономика?

Возьмем реальный и понятный для всех пример. Больнице необходимы лекарства, которые приобретаются за деньги. Однако, чтобы получить препарат, необходимо приобрести сырье, извлекаемое из природных компонентов или посредством деятельности медико-химической индустрии. Все перечисленные элементы называются ресурсами, которые, в свою очередь, ограничены. Именно экономика помогает эргономично и эффективно распределить эти ресурсы так, чтобы их хватило на все и всех.

Итак, вывод напрашивается сам – экономическая деятельность позволяет конструктивно принимать решения по поводу расходования ресурсов, максимально сделав жизнь человека более комфортабельной.

Многим уже известно такое понятие, как "человеческий капитал". Это те знания и умения, которыми обладает профессионал и не обладает не профессионал. Люди с высоким человеческим капиталом добиваются лучших результатов, более успешны в карьере, и, в конечном счете (как показывают последние исследования), более счастливы. Но почему-то не все понимают, что в человеческий капитал нужно инвестировать - время и деньги. Поэтому нужно учиться.

Учиться нужно всегда, и не только в форме получения высшего образования. Что отличает успешного человека от неуспешного? Самое главное - умение работать с информацией. Успешный человек может быстро отличить факт от мнения, важную информацию от шума, обращать внимание на нужную информацию и пропускать избыточную. Чтобы отличить мнение ученого от мнения шарлатана, тоже нужно учиться.

В экономике сейчас разбираются почти все. Со страниц газет и экранов телевизора на вас каждый день изливается поток экономической информации. В лучшем случае это мнения журналистов, но не экономистов. В худшем случае - это мнения шарлатанов. Полки в книжных магазинах заставлены экономической литературой и учебниками. Большинство этих учебников, к сожалению, не имеет отношения к экономике. Что бы отличить их, тоже нужно учиться.

Что такое экономика? Не то, что школьник - редкий взрослый может дать ответ на этот вопрос. Обычно в ответ можно услышать что-то про "ведение хозяйства", "денежные отношения" и так далее. Но экономика - это наука прежде всего о нас с вами, о людях, которые принимают решения в условиях ограниченных ресурсов. Поэтому изучение экономики дает наиболее широкий человеческий капитал. Более того, этот капитал востребован на протяжении долгого времени. Например, если вы долго изучаете органическую химию или раннюю арабскую литературу, то перечень профессий, которыми вы потенциально сможете обладать, не слишком широк. Вы понимаете, что знания, которые вы получили, очень увлекательны, но в то же время они и достаточно специальны. Знания в области экономики более широкоприменимы, хотя бы, потому что с экономическими явлениями каждый из нас сталкивается каждый день.

Известно, что в России высокий уровень неравенства заработных плат. Он такой же высокий, как в США, и продолжает расти. Сегодня очевидно, что образованные работники получают не просто больше, чем не образованные, а в десятки раз больше. В России до сих пор верен обратный стереотип: многие считают, что для достижения успеха не нужно учиться и кивают на примеры многих предпринимателей. Или наоборот - на бедствующих обладателей научных степеней. Однако время капитализма без правил осталось в 90х. А более успешными являются люди не с просто высшим образованием, а с качественным высшим образованием. К сожалению, в России много университетов, закончив которые вы не сможете конкурировать на рынке труда - ни на российском, ни тем более на международном. Может быть, поэтому в России до сих пор жив стереотип, что получение высшего образования не приводит к дальнейшему успеху. Обратите внимание на то, что связь между образованием в ХОРОШЕМ университете (а не просто в университете) и дальнейшим успехом является не просто значимой - она является очень значимой. Но хороших университетов в России мало. Тут можно вспомнить слова Сергея Гуриева, бывшего ректора Российской Экономической Школы: "современная система образования в России построена так, что лучшие люди тратят лучшие годы своей жизни непонятно на что".

Давайте попробуем разобраться, как обстоят дела с экономическим образованием в России. Самое лучшее, что можно сделать - это посмотреть на позиции экономических факультетов России в мировых рейтингах. Общеуниверситетские рейтинги (учитывают критерии размера университета, возраста университета, количество исследований, количество профессоров) лучших 200 мировых факультетов, такие как QS (www.topuniversities.com) или Times Higher Education (), содержат только МГУ. Шанхайский рейтинг экономических факультетов (www.shanghairanking.com) российских ВУЗов не содержит. Но эти рейтинги учитывают возраст и размер университета, поэтому Высшая Школа Экономики или РЭШ в него не вошли, хотя и имеют лучшие экономические факультеты в стране. Нужно понимать, что по качеству исследований и профессорскому составу (имеется ввиду только экономика) этим университетам в России нет равных. По качеству исследований эти ВУЗы входят в top100 экономических факультетов мира (по рейтингу SSRN например).

Теперь возьмем школьное образование. Экономика не является общеобразовательным предметом и не входит в состав ЕГЭ. В Москве есть международные колледжи и школы, где детей готовят к поступлению в зарубежные колледжи и преподают экономику по программе A-level. Это достаточно простой курс экономики, на уровне базовых понятий, практически без математики. Этот курс очень похож на учебники Грегори Менкью (микроэкономика и макроэкономика) для школьников. В принципе, их можно прочитать и понять самостоятельно. Для российского школьника важно то, что ни программа A-level, ни учебники Менкью не достаточны для подготовки к олимпиадам по экономике. А эти олимпиады позволяют поступить в лучшие экономические ВУЗы страны, минуя процедуру ЕГЭ. Еще экономику преподают в некоторых общеобразовательных школах. Школы, где экономику преподают со ссылками на работы лучших экономистов, с включением теории игр, с анализом российских проблем, можно пересчитать по пальцам одной руки. В остальных школах преподавание ведется на уровне "пересечение спроса и предложения". Только в одной школе - номер 57 - преподавал действительно заметный ученый-экономист, Константин Сонин. Но он там больше не преподает.

Экономику также преподают и на подготовительных курсах университетов, но качество многих подобных курсов также сомнительно. Если курсы являются такими хорошими, как они говорят об этом, то почему они не публикуют ежегодные рейтинги своих выпускников - победителей олимпиад по экономике? Далее, если посмотреть на программу этих курсов по экономике и на уровень олимпиадных заданий, то очевидно явное несоответствие.

Получается, что система образования пока что не создала работающих способов подготовки школьника к обучению на экономическом факультете хорошего университета. Между программой первого курса совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ и уровнем школы (или подготовительных курсов) существует просто фантастический разрыв. Вроде бы изначально благородная цель ЕГЭ - поставить всех в равное положение при приеме в ВУЗ - трансформировалась в то, что у школьников формируется "короткая память", необходимая для правильного ответа на тест. Но спросите себя, где еще этот навык нужен в реальном мире? Университеты фиксируют снижение уровня приходящего к ним первокурсника, учить его по программе ВУЗа становится все труднее. Поэтому РЭШ создала собственное правило для приема студентов - только по результатам Всероссийской олимпиады по экономике. А Высшая Школа Экономики создала собственный лицей.

В итоге, что делать российскому школьнику, который хочет изучать экономику качественно? Ответ - принимать участие в олимпиадах: Всероссийской, Высшей Пробе, в других. В первую очередь для получения опыта, а потом уже для поступления в ВУЗ. Находить и читать сайты с качественными материалами по экономике, блоги ведущих экономистов, например блог Константина Сонина или Пола Кругмана . Принимать участие в экономических конкурсах и состязаниях, например, в заочном конкурсе РЭШ или чемпионате школ МГУ. Заниматься с репетитором, только нужно быть уверенным, что он преподает экономику, а не учит "пересекать спрос и предложение". Учиться по лучшим учебникам. Например, один из лучших мировых учебников по экономике Бена Бернанке переведен на русский язык, но в России о нем практически не знают.

1. Подумай и запиши, зачем тебе нужны знания об экономике.

Экономика мне нужна для того, чтобы уметь правильно тратить свои деньги. Потом, когда я вырасту и буду жить сам, мне это очень пригодится.

2. Составь список своих потребностей. Подчеркни те из них, которые ты считаешь самыми главными.

Одежда, обувь, продукты питания, вода, летний отдых, школьные принадлежности, кровать, стол, шкаф, мяч, коньки И т.д.

Сравни свои записи с записями других ребят.

3. Мама Серёжи и Нади нашла в одной из книг стихотворение В. Орлова, которое ей очень понравилось. Прочитай его на с. 23-24. Объясни, почему оно подходит к теме сегодняшнего урока.

Напиши, что ещё нельзя купить.

Нельзя купить дружбу, любовь, красоту океана, сосновый воздух в лесу, солнечный закат, талант и многое другое.

4. С помощью учебника допиши определения.

Товары - это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности в еде, одежде, обуви.
Услуги - это работа, которую люди выполняю, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей, например, стрижка в парикмахерской, ремонт бытовой техники.

5. Приведите примеры различных товаров и услуг (заполните таблицу).

6. А это задание придумал папа Серёжи и Нади. Рассмотри рисунки. Отметь (закрась кружок) товары красным карандашом, а услуги зелёным. Составь пары, соединив линией товар и услугу.

Попроси рядом сидящего ученика проверить твою работу.

7. По заданию учебника запиши, какие товары вы приобрели в течение дня и какими услугами воспользовались.

Товары: хлеб, молоко, йогурт, минеральная вода, сыр, билет на автобус, конверт, марка
Услуги: продавца, почты, водителя автобуса