Какие есть направления социально экономического прогнозирования. Роль и сущность прогнозирования. Социально-экономическое прогнозирование. При генетическом подходе конечной целью является определение возможных состояний объекта прогнозирования в перспекти

1

Рассмотрена методология прогнозирования социально-экономического развития региона для обоснования перспективного стратегического планирования. Выделены два подхода к прогнозированию: исследовательский и целевой. Выявлена связь этих подходов при построении моделей регионального развития. Обозначены проблемы в системе регионального прогнозирования, влияющие на качество прогнозирования. Обоснован выбор инструментов прогнозирования с учётом методологического подхода по двум направлениям. Дана сравнительная характеристика методологических подходов в зависимости от особенностей их применения к концепции прогнозирования, теоретическим основам, горизонту прогнозирования и возможностей совмещения с другими прогнозами. Рассчитан интегральный критерий прогнозной оценки социально-экономического развития региона как результата прогнозирования с позиции выбора методологического подхода.

интегральный критерий социально-экономического развития

целевой подход

исследовательский подход

методология

прогнозирование

1. Белкина Т. Д. Управление реализацией стратегического плана городского развития // Проблемы прогнозирования. – 2008. – № 1.

2. Захарова А. В. Отечественный опыт прогнозирования социально-экономического развития // Балтийский экономический журнал. Вып. 1 (3). – Калининград: Изд-во НОУ ВПО «Балтийский институт экономики и финансов» (БИЭФ), 2010. – С. 29 – 39.

3. Ивантер В. В. и др. Прикладное прогнозирование национальной экономики: Учебное пособие. / Под ред. В. В. Ивантера и др. – М.: Экономист, 2007.

4. Региональные факторы экономического роста: коллективная монография / Под ред. С. Н. Максимова. – СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 14 п.л./1,6 п.л.

5. Шеховцева Л. С. Интегральная оценка стратегической конкурентоспособности российских регионов // Вестник ИНЖЭКОНА: сер. Экономика. – 2007. – №4 (17). – С. 106–115. (0,8 п.л.).

Одним из главных направлений в современной российской экономике является повышение эффективности социально-экономического развития регионов за счёт имеющихся экономических ресурсов. Многие регионы исчерпали все возможные пути экстенсивного развития и поэтому стоят перед проблемой поиска вариантов интенсивного развития за счёт применения новых подходов и методов развития. Вопросы как эффективного использования имеющихся ресурсов, так и поиска новых подходов к региональному развитию во многом решаются с помощью прогнозирования .

Построение прогнозов всегда сталкивается в первую очередь с необходимостью выбора методологии прогнозирования, которая позволит учесть закономерности, сложившиеся на определённых этапах региональной экономики.

Прогнозирование уровня социально-экономического развития региональных систем опирается на объективные закономерности, логику, качественную статистическую информацию и математические методы.

Прогнозирование и планирование являются важной формой проведения региональной политики и направлены на обоснование перспектив социально-экономического развития региона. Прогнозирование как предвидение социально-экономической ситуации в регионе позволяет раскрыть возможную динамику показателей в зависимости от сложившихся факторов развития. Планирование способствует реализации соответствующих управленческих решений, принимаемых с учётом прогнозных ситуаций, выработанных для достижения желаемого состояния. Таким образом, прогнозирование и планирование регионального развития направлены на моделирование будущего социально-экономического состояния с учётом независящих от субъектов управления внешних и внутренних факторов .

Первоначальной процедурой формирования любого плана является прогнозирование. Сущность его заключается в том, что на основе определённой методологии выявляются тенденции и закономерности объекта наблюдения и затем выполняется построение моделей будущего состояния объекта исследования. Методология прогнозирования социально-экономического развития региональных систем базируется на двух подходах к прогнозированию: исследовательском и целевом .

Каждый регион обязан планировать перспективы своего развития с учётом факторов развития и требуемых критериев. В этом случае основой для прогноза является предполагаемая цель и её будущие параметры, на основании которых исследуются долгосрочные прогнозы регионального развития. Такой подход к региональному прогнозированию называется целевым.

С другой стороны любой хозяйствующий субъект в рыночной экономике занимается изучением своего текущего состояния в зависимости от наличных ресурсов (факторов). И такой подход называется исследовательским прогнозированием, когда основой прогнозирования служит база ретроспективных аналитических данных. Связь двух подходов к прогнозированию очевидна (рис. 1).

Рис. 1. Связь двух подходов к прогнозированию

Следовательно, процесс прогнозирования является ключевым моментом и начальным этапом развития любой социально-экономической системы, в том числе региона. От успешности прогнозирования напрямую зависит эффективность принимаемых решений не только на региональном, но и на федеральном уровне.

Несмотря на существующие методологические принципы прогнозирования, возникает много проблем в системе регионального прогнозирования (рис. 2).

Рис. 2. Выявленные проблемы в системе регионального прогнозирования

Наличие проблем в системе прогнозирования подтверждает необходимость методологической и методической проработки процедуры прогнозирования.

Таким образом, можно выделить ряд условий, обеспечивающих качественное прогнозирование регионального развития.

Во-первых, регион следует рассматривать как организационную систему, в которой доминирующими показателями являются факторы социально-экономического развития. В этом случае цели развития соотносятся с существующими ресурсами и возможным потенциалом региона.

Во-вторых, при прогнозировании обязательно должны учитываться закономерности взаимодействия факторов регионального развития и их воздействие на ключевые показатели, характеризующие уровень этого развития.

В-третьих, на основании выявленных закономерностей должны быть получены прогнозные модели поведения социально-экономических систем. И эти модели должны быть имитационными, чтобы прогнозировать реакцию региональных систем на изменение факторов развития. Что, в целом, обеспечит эффективность прогнозирования.

В-четвёртых, прогнозирование должно учитывать многовариантность не просто экономического роста региональной системы, а качественное её изменение, то есть социально-экономическое развитие.

Выбор инструментов прогнозирования в практике регионального развития в целом определяется методологическими принципами двух подходов (рис. 3).

Рис. 3. Выбор инструментов прогнозирования с учётом методологического подхода

С учётом двух направлений методологического построения прогнозных вариантов социально-экономического развития систем, главным является вопрос выбора наиболее подходящего варианта прогнозирования. Для этой цели автором выполнено сравнение двух методологических подходов к прогнозированию по преимуществам и недостаткам (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика методологических подходов к прогнозированию

Сфера применения

Подходы к прогнозированию

Исследовательский подход

Целевой подход

1. Концепция прогнозирования регионального развития

Индикативное

прогнозирование

Оптимальность и многовариантность прогнозов

2. Теоретическая основа (техника прогнозирования)

Исследование многофакторных моделей с применением математических теорий

Учёт динамики экономических показателей при более широком применении формализованных методов

3. Горизонты прогнозирования

Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы с приоритетом социальной сферы

Учёт рисков в динамике социально-экономического развития на перспективу

4. Возможность совмещения с другим прогнозом

Многовариантность и многоплановость с учётом соподчинённости планов

Индивидуальность вариантов прогноза сочетается с глобальными прогнозами

Разнообразие существующих методов прогнозирования порождает проблему выбора. Необходимо учитывать, в первую очередь, временные интервалы прогнозирования, так называемый «горизонт прогнозирования». По горизонту прогнозирования социально-экономического развития регионов выделяются краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогноз. Затем для выбора метода прогнозирования необходимо определиться с наличием и качеством ретроспективной и текущей информации. В этом случае требуется достаточно разработанный для прогнозирования инструментарно-методический аппарат исследования региональных показателей социально-экономического развития .

Предсказать стратегический вектор социально-экономического развития в определённом интервале можно путём использования различных подходов и методов прогнозирования. Возникает объективная необходимость использовать определённые приёмы комбинирования различных методов при разработке прогнозов регионального развития, характеризующихся наличием сложных взаимозависимостей факторов развития.

В прогнозных моделях социально-экономического развития очень важны не только количественные параметры существующего положения региона, но и качественные характеристики протекающих в регионе процессов и условий их изменения для получения необходимых результатов. В то же время на выбор модели оказывают сильное влияние условия их информационного обеспечения, как правило, ухудшающегося по мере увеличения горизонта прогнозных расчётов .

Таким образом, в связи с многофакторностью сущности прогнозирования регионального развития, описываемого большим количеством факторных показателей (40-50), использование какого-либо одного из методов прогнозирования не представляется возможным. В этом случае предлагается применять концепцию комплексного подхода к прогнозированию стратегических показателей, а для этого первоначально необходимо выявить общую математическую зависимость, которая в достаточно точной мере будет описывать ход развития уровня региональной экономики как обобщающего (интегрального) критерия из ретроспективы в перспективу.

Так, на примере Республики Хакасия, с помощью экономико-математического моделирования при обработке большого массива статистических данных (более 2500 показателей) были получены взаимосвязи и зависимости по обобщающим критериям развития: экономическому, социальному, инновационному и экологическому. Затем получен интегральный критерий уровня социально-экономического развития региона:

где - экономический критерий, - социальный критерий, - инновационный, - экологический.

С помощью интегрального критерия можно планировать требуемый уровень развития региона по соответствующим направлениям.

Таким образом, процесс прогнозирования при выборе любого методологического подхода может включать в себя поиск универсальных показателей и критериев социально-экономического развития.

Выбор методологии прогнозирования даёт широкий диапазон практического применения прогнозных моделей в связи с их многовариантностью.

Поэтому при постановке конкретных задач прогнозирования для выбора соответствующих подходов следует прежде всего чётко формулировать региональные ограничения и допуски, при которых будет выполняться прогнозирование.

Рецензенты:

Антамошкин А. Н., д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой математического моделирования и информатики института менеджмента и информатики КрасГАУ, г. Красноярск.

Краснова Т.Г., д.э.н., профессор, министр экономики Республики Хакасия, г. Абакан.

Библиографическая ссылка

Краснов Г.И. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9113 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Страница 13 из 30


Методы прогнозирования экономического развития

Методика прогнозирования – набор рабочих приемов, формирующих технологию прогно­зирования, которыми пользуются разработчики прогнозов.

Наряду с методами, приведенными ранее, в прогнозировании используются и другие методы.

Прогнозы экономического развития страны разрабатываются по крайней мере в трех временных горизонтах: долгосрочный – на семь – десять лет, среднесрочный – на период от трех до пяти лет, краткосрочный – до одного года.

Долгосрочный прогноз служит основой для разработки концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Для обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза используются при разработке средне­срочных прогнозов, концепций и программ социально-экономического развития страны. Данные долгосрочных и среднесрочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-экономического развития публикуются в открытой печати.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой данных. Он служит основой для разработки кон­цепции развития экономики в рамках среднесрочной перспективы.

Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и явля­ется основой составления проекта государственного бюджета.

Вышеназванные документы являются составной частью пакета, представляемого Правитель­ством РФ Федеральному Собранию. В состав этого пакета входят:

Итоги социально-экономического развития страны за прошедший период текущего года;

Прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

Проект сводного финансового баланса на территории России;

Перечень основных социально-экономических проблем (задач) развития, на решение кото­рых будет направлена политика Правительства РФ;

Перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию в предстоящем году за счет средств Федерального бюджета;

Перечень и объем поставок продукции для государственных нужд по укрупненной номенк­латуре;

Данные о развитии государственного сектора экономики.

Наряду с этим Правительство РФ представляет проекты законов, которые оно считает необхо­димым принять для реализации намеченных задач.

Методы прогнозирования различаются в зависимости от уровня (макроэкономический прогноз, отраслевой, региональный и др.) и объекта прогнозирования. Методы демографического прогноза, научно-технического или прогноза природных ресурсов имеют свою специфику.

По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования. В качестве основных на практике используются не более 15 методов. Рассмотрим методы прогнозирования в целом, не отмечая их специфики в каждой из областей прогнозирования.

Основой методики прогнозирования являются: проведение аналитического исследования; подготовка базы данных; качество базы данных; изучение и соединение информации в целое. Будущее во многом становится предсказуемым, если правильно и полно учитываются сложив­шаяся ситуация, факторы и тенденции, способствующие ее изменению в перспективе. Без этих предпосылок прогнозирование превращается в вероятностное гадание.

Совокупность методов прогнозирования можно сгруппировать по различным признакам: степени формализации; общему принципу действия; способу получения и обработки информации; направ­лениям и назначению прогнозирования; процедуре получения параметров прогнозной модели и др. Например, по принципу обработки информации об объекте можно выделить: статистические методы, методы аналогий.

Статистические методы объединяют методы обработки количественной информации по принципу выявления в ней математических взаимосвязей характеристик объекта с целью получения про­гноз­ных моделей.

Наиболее распространена группировка методов прогнозирования по степени формализации, в соответствии с которой все методы можно разделить на интуитивные и формализованные . Рас­смотрим эти методы более подробно.

Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования.

Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования применяются в основном в следующих случаях:

Объект прогнозирования не поддается математическому описанию, формализации;

Отсутствует достаточно представительная статистическая выборка, которая позволяет сде­лать вывод;

Невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогно­зирования;

Возникли экстремальные ситуации, когда требуется принятие быстрых решений.

Методы экспертных оценок

Сущность метода экспертных оценок в прогнозировании состоит в том, что в прогноз закла­дывается мнение специалиста или коллектива специалистов (рабочей группы), основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Применение этого метода называется «экс­пертиза». Как правило, такой метод используется в прогнозировании в достаточно узкой области. Обычно к нему прибегают в тех случаях, когда проблема не настолько детально изучена и невоз­можно применить более строгие формальные методы. Большой опыт экспертного прогнозирования накоплен в области науки и техники, в некоторых социальных процессах, проводимых путем опросов общественного мнения.

Методы экспертных оценок, в зависимости от организации экспертной оценки, делятся на инди­видуальные и коллективные.

Методы индивидуальных экспертных оценок имеют несколько разновидностей: метод интервью, аналитический метод, метод выборочных обследований, метод анкетирования, метод написания сценария и др.

При методе интервью осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом, при аналитическом методе проводится логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются докладные записки.

Метод выборочных обследований дает возможность получать обширную и оперативную инфор­мацию об уровне жизни различных групп населения. Результаты выборочных обследований служат основой для характеристики различных социально-экономических процессов, дифференциации населения по уровню доходов, выделения различных типов регионов. Методом выборочных обсле­дований определяют повторную занятость населения, уровень фактической безработицы и т.п.

При экспертном прогнозировании широко используется метод анкетирования. Сложно фор­мировать вопросы анкеты – они могут быть как закрытыми вариантами ответов, так и открытыми (с нерегламентированными ответами). Из анкет делается репрезентативная выборка, что позволяет после обработки их иметь выводы по исследуемой проблеме. Сложным также является формиро­вание работоспособной группы экспертов.

При методе написания сценария определяется логика процесса или явления во времени при различных условиях. Под сценарием понимают описание возможной последовательности событий, связывающих настоящее и будущее. Цель сценария – определить стратегическое направление раз­вития событий. Как правило, сценарий разрабатывается для стратегического планирования. Для объективного прогноза необходимо иметь несколько сценариев развития событий (оптимистический, пессимистический и средний). Средний сценарий является наиболее вероятным или ожидаемым. Основным преимуществом методов являются возможность максимального использования инди­видуальных способностей экспертов и незначительность психологического давления.

Методы коллективных экспертных оценок имеют следующие разновидности: метод комиссий, метод Дельфи, метод коллективной генерации идей «мозговая атака», метод дерева целей и др. Метод дерева целей позволяет разбивать основную задачу прогнозирования на подзадачи (подцели) и создавать систему «взвешенных» по экспертным оценкам связей.

Формализованные методы прогнозирования

К основным формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы математи­ческого моделирования.

Экстраполяция заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций экономического развития и перенесении их на будущее. В прогнозировании экстрапо­ляция применяется при изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений функции за пределами области ее определения с использованием информации о «поведении» данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения.

Методы математического моделирования

Экономико-математическое моделирование состоит в построении модели, означающей меру, образец. Экономическая модель представляет собой условный образ объекта исследования соци­ально-экономического процесса. Она является некоторым подобием (адекватностью) исследуемого объекта. Экономико-математическое моделирование позволяет имитировать реальные экономические процессы. Моделирование позволяет количественно отразить взаимосвязь ряда факторов.

Строго классифицировать экономико-математические модели, применяемые в прогнозировании, трудно, можно лишь с известной условностью выделить несколько групп:

Модели эконометрического типа, связанные с обработкой статистической информации ретро­спективного характера;

Факторные экономико-математические модели.

Они позволяют прогнозировать ту или иную экономическую величину (зависимую переменную) на основе предполагаемого изменения одного или нескольких факторов (независимых переменных).

Факторные модели могут описывать влияние на прогнозируемую величину одного или ряда факторов. В прогнозировании используются однофакторные и многофакторные модели.

Конкретным примером многофакторной модели может служить модель производственных функций, отражающих зависимость уровня производства (зависимые переменные) от затрат раз­личных производственных ресурсов (независимые переменные). Зависимость между различными видами ресурсов и объемов выпуска продукции выражается уравнениями. Многофакторная модель (производственные функции) может быть построена для предприятия, отрасли, национальной экономики.

Развитой формой экономико-математического моделирования являются структурные модели, среди которых ведущее место занимает модель межотраслевого баланса. Другим примером может служить модель структуры потребления.

Оптимизационные (оптимальные) модели представляют собой систему уравнений, равенств и неравенств, которые, кроме ограничений (условий), включают также особого рода уравнение, назы­ваемое функционалом или критерием оптимальности. С помощью такого критерия находят решение, наилучшее по какому-либо показателю.

Критерий оптимальности количественно выражает предельную меру экономического эффекта принимаемого решения. Это может быть, например, максимум прибыли, минимум трудовых затрат, время достижения цели и т.д.

Методы логического моделирования используются преимущественно для качественного опи­сания развития прогнозируемого объекта. Они исходят из общих закономерностей экономиче­ского развития и имеют цель – выделить наиболее важные долгосрочные проблемы развития и главные пути и последовательность их достижения.

Рассмотренные методы составляют лишь небольшую их часть. Как правило, в прогнозировании применяется комбинация методов, например, экспертные методы могут опираться на экстраполяцию.

Из приведенной классификации видно, что значительная часть методов неформализована и носит эвристический характер.

В прогнозировании возможны два методических подхода к экономическим объектам: генети­ческий и телеологический.

Генетический подход основан на анализе предшествующего развития прогнозируемого объекта, отражает устойчивые тенденции роста, и на этой базе делаются выводы относительно состояния прогнозируемого объекта в будущем.

Генетический подход реализуется через систему экономико-математических моделей эконо­метрического типа. Модели строятся на результатах обработки статистической информации, отно­сящейся к прошлому, а также на оценках отдельных переменных и их параметров, которые могут быть получены экспертным путем и включены в эконометрические модели.

Телеологический подход, его называют еще нормативным (целевым) подходом, отражает другой аспект прогнозируемых процессов, их управляемый характер, зависимость от поставленных целей развития. Цель может быть зафиксирована через какое-либо нормативное состояние (например, уровень достижения цели) и в виде желательной траектории перехода от сложившегося состояния к нормативному. Например, переход в потреблении от прожиточного минимума к рациональному потребительскому бюджету, бюджету достатка и т.п.

Генетический и нормативный подходы дополняют друг друга. Если выдвигается цель, никак не связанная с действующими закономерностями, то не могут быть обозначены пути ее достижения в будущем, а значит, прогноз теряет всякое научное обоснование. Если же предвидение отражает лишь сложившиеся тенденции, то исчезает возможность оценки и управляемости социально-эконо­мических процессов для достижения заданных целей.



Индекс материала
Курс: Основы государственного регулирования экономики. Налоговая, финансовая и социальная политика
Дидактический план
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Сущность понятий «смешанная экономика», «государственное регулирование», «дерегулирование»
Задачи государственных органов по регулированию экономики
Основные функции государства в экономике
Объекты и субъекты государственного регулирования
Оценка эффективности государственного регулирования

Анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе обоснованного прогноза определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса. Прогнозирование социально-экономического развития региона - предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих.

Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки и обоснования социально-экономической политики правительства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов. В состав прогноза социально-экономического развития региона входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдельных сторон жизни общества, и комплексный экономический прогноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона.

В частных прогнозах оцениваются:

  • демографическая ситуация в регионе;
  • состояние природной среды, включая такие сферы, как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы;
  • будущее состояние научно-технических достижений и возможность их внедрения в производство;
  • основные факторы производства (капитал , труд, инвестиции);
  • величина и динамика спроса населения на товары и услуги;
  • платежеспособный спрос населения на отдельные товары и
  • услуги;
  • темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.

В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разработка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые адекватно объясняют функционирование и развитие регионального хозяйственного комплекса. По временному горизонту комплексные прогнозы экономического развития регионов можно подразделить на три вида: долго, средне- и краткосрочный.

Долгосрочный прогноз разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. Он служит основой для разработки концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза используются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития страны.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой данных. Он служит основой для разработки концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспективы. В целях всеобщего ознакомления данные долго- и среднесрочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-экономического развития публикуются в открытой печати.


Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и служит основой составления проекта государственного бюджета. Вышеназванные документы являются составной частью пакета, представляемого Правительством России Федеральному собранию.

В состав этого пакета входят:

  • данные о социально-экономическом развитии страны за прошедший период текущего года;
  • прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;
  • проект сводного финансового баланса на территории России;
  • перечень основных социально-экономических проблем (задач) развития, на решение которых будет направлена политика Правительства РФ;
  • перечень федеральных целевых программ, намеченных финансированию в предстоящем году за счет средств федерального бюджета;
  • перечень и объем поставок продукции для государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
  • проектировки развития государственного сектора экономики.

Наряду с этим Правительство России представляет проекты законов, которые оно считает необходимым принять для успешной реализации намеченных задач. В качестве рабочих инструментов комплексного прогноза используются: экстраполяция сложившихся в прошлом тенденций в развитии экономики и социальной сферы на будущее, эконометрические расчеты на базе данных системы национального счетоводства, система макроструктурных моделей, включающая модифицированную модель межотраслевого баланса, модель динамики капитала и инвестиций в реальный сектор экономики. Эта модель пока не имеет завершенного вида и используется лишь для экспериментальных прогнозных расчетов. Возможны два принципиально различных подхода к прогнозированию экономических объектов: генетический и телеологический.

Генетический подход основывается на анализе предыстории развития объекта, фиксирует его основополагающие факторы, определяющие особенности развития. На этой основе делаются выводы относительно состояния прогнозируемого объекта в будущем. Этот подход в большей мере присущ «сторонним наблюдателям» происходящих процессов. Целевые установки социально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли. Наиболее ярким представителем данного подхода в нашей стране являлся Н.Д. Кондратьев с его теорией «длинных волн».

Стратегическое планирование регионального развития.

Стратегический план развития региона — это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различных аспектов деятельности по развитию региона.

Подготовка такого документа предусматривает:

  • постановку целей развития региона;
  • определение путей достижения поставленных целей;
  • анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов;
  • разработку методов организации движения по избранным
  • направлениям;
  • обоснование рациональных способов использования ресурсов.

Стратегический план социально-экономического развития региона — это индиктивный документ, который позволяет администрации региона и региональному сообществу действовать совместно. Это — документ не исключительно администрации, а в большей мере всех субъектов процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников политического процесса. Это — не директива сверху, направленная от региональной администрации к предпринимателям и жителям региона, а ориентир, выработанный с участием всех агентов экономической деятельности. Такой план предусматривает взвешенные и согласованные действия всех субъектов по решению имеющихся проблем. Он представляет собой инструмент налаживания партнерских отношений, механизм определения и осуществления эффективных стратегических действий во всех сферах жизни региона.

К основным характеристикам стратегического плана социально-экономического развития региона относятся:

  • выделение сильных и слабых сторон региональной экономики, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества региона с ориентиром прежде всего на создание лучших условий жизни людей;
  • краткие идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития;
  • партнерское взаимодействие всех региональных сил.

Составляющей стратегического плана развития региона должен стать прилагаемый к нему план действий администрации по реализации намеченных мероприятий.

Этапы разработки стратегического плана социально-экономического развития региона включают:

1) оценку достигнутого уровня и особенностей социально-экономического развития региона, предполагающую также проведение анализа региональной ресурсной базы этого развития;

2) выработку концепции развития экономики региона, проработку сценариев модернизации регионального хозяйства в целях адаптации последнего к новой системе межрегиональных связей и взаимозависимостей;

3) выбор и обоснование направлений перспективного развития региона.

Определение «полюсов» регионального развития является важнейшей задачей при разработке стратегии развития региона. Главным направлением реформирования экономики большинства регионов на современном этапе выступает постепенное движение к формированию нового общественного уклада постиндустриального типа на основе использования новых технологических способов производства в условиях многоукладной социально ориентированной экономической системы с современными характеристиками качества жизни населения и с активной ролью государственных органов в регулировании экономики.

Важным принципом развития отраслей социальной сферы будет снижение давления данных отраслей на бюджет региона с одновременным увеличением финансирования данных отраслей в бюджете.

Основными составляющими стратегии социально-экономического развития должны стать:

Проведение целенаправленной структурной, научно-технической и инвестиционной политики;

Решение социальных проблем при реформировании экономики;

Стимулирование деловой активности реального сектора экономики.

Зажиточной части и бедных слоев населения.

Тагиев М.Х.

Формы и методы регулирования социально-экономического развития регионов: существующая практика и перспективы развития

В современных условиях хозяйствования существует достаточно широкая классификация форм и методов государственного регулирования социально-экономического развития регионов.

Рассматривая системы управления региональными структурами, нужно обратить внимание на управление социально-экономическим развитием регионов. Как известно социально-экономическое развитие включает в себя следующие составные:

Рост производства, доходов и как результат повышение благосостояния населения;

Существенные сдвиги в социальной, институциональной, административной структурах общества;

Перемены в общественном сознании;

Перемены в традициях и привычках;

Повышение уровня образования и улучшение здоровья и т.п.

Для реализации этих составляющих в современных условиях необходима система методов регулирования социально-экономического развития регионов страны.

Как известно, при плановой экономике комплекс методов управления развитием регионов России ограничивался преимущественно административными методами, т.е. административными указаниями фактически осуществлялось перераспределение ресурсов между регионами, вследствие чего достигался относительно равномерный его уровень.

Но в при переходе к рыночными отношениям естественно такой комплекс методов не совсем пригоден для решения подобного рода проблем. В обширном арсенале современных инструментов государственного регулирования экономики региона можно выделить ряд форм и методов. Государственное регулирование осуществляется в следующих формах:

1) законодательной;

2) налоговой;

3) кредитной;

4) субвенционной.

Законодательная форма регулирования означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

Налоговая и кредитная формы регулирования представляют собой использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условиями кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объемов производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повы-

шаются процентные ставки и, соответственно, сокращается производство, и наоборот. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий и налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт).

Среди методов государственного регулирования могут быть выделены: административное и правовое регулирование, прямое и косвенное регулирование.

К административным методам относятся разнообразные меры по рационализи-рованию и контингентированию, лицензированию и квотированию, контролю над ценами, доходами, валютными курсами, учетным процентом и др. Эти меры имеют силу приказа и не опираются на экономические интересы и реализующие их стимулы. Государственное правовое регулирование осуществляется в рамках хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил.

Особое внимание, на наш взгляд, должно быть уделено экономически слабым регионам.

Государство должно оказывать различную поддержку таким регионам: в форме развития производственной инфраструктуры, стимулирования притока частных инвестиций, предоставления ряда налоговых и кредитных льгот, селективного дотирования предприятий, обеспечивающих минимальную занятость, дополнений трансфертов и др. Но главное направление, основной путь - это саморазвитие регионов на основе использования собственного социально-экономического потенциала.

Прямое регулирование подразумевает управление развитием посредством бюджетной политики, прямого финансирования, инвестирования отдельных регионов или отраслей для сдерживания спада или увеличения темпов развития. Это один из способов адресного регулирования (микроинструмент). Наиболее типичный пример такой деятельности государства в регионах - осуществление инвестиционных проектов, имеющих федеральную значимость: строительство и реконструкция за счет федерального бюджета железных дорог, автомагистралей, научных, образовательных и медицинских центров и т.д. Государство должно финансировать также проекты, оказывающие сильное позитивное влияние на рост занятости, увеличение налоговой базы, качество социального обслуживания в конкретных регионах. В настоящее время значительное число инвестиционных проектов осуществляется на долевой основе с использованием средств региональных бюджетов и частных инвесторов (так называемый "револьверный" принцип финансирования). Федеральная адресная инвестиционная программа, включенная в структуру федерального бюджета на 2003 г., содержит сотни конфетных объектов и предусматривает выделение на инвестиции 23,8 млрд. руб., в том числе на производственные комплексы - 7,0 млрд. руб., на социальный комплекс - 16,8 млрд. руб.

Государство должно оказывать селективную поддержку действующим предприятиям в форме дотирования производимой ими продукции. В первую очередь это

относится к предприятиям государственного сектора. С точки зрения региональной экономической политики важно, где размещаются такие предприятия, в какой региональной ситуации. Финансовая поддержка особенно целесообразна, когда она предотвращает более значительные экономические и социальные издержки в регионе от снижения производства, занятости или банкротства предприятия.

Размещение государственных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд. Государство как крупнейший покупатель должно сильно влиять на загрузку производственных мощностей, занятость и доходы в разных регионах, реализуя определенные задачи региональной экономической политики. В условиях экономического спада особенно важно обеспечивать заказами градообразующие предприятия, чтобы снизить безработицу и другие негативные социально-экономические последствия. Размещение госзаказа может стимулировать экономический подъем в соответствующих регионах и городах.

Организационная, правовая, информационная поддержка регионов в особых областях деятельности. Наиболее важна такого рода поддержка регионов в тех видах деятельности, где возможности и компетенция региональных властей ограничены или недостаточны. Прежде всего, это внешнеэкономическая деятельность. Государство должно оказывать помощь регионам в установлении контактов с внешнеторговыми партнерами и иностранными инвесторами, в получении международных кредитов и займов, в распространении региональных ценных бумаг на мировых финансовых рынках, во включении в международные программы и проекты технического содействия. Как правило, эти формы международного участия регионов реализуются на основе соглашений, заключаемых Правительством Российской Федерации; оно же выступает гарантом возврата кредитов и завершения проектов.

Приведенные меры, принимаемые государством в современных условиях носят преимущественно прямой характер. Сегодня резко возрастает значение методов косвенного (опосредованного) регулирования, осуществляемого через финансовые, налоговые регуляторы, подкрепляемые региональными льготами и экономическими стимулами в разных сферах деятельности, влияющих на ход развития региональной экономики в России.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что существует совокупность общих методов и форм регулирования развития регионов, которыми государство воздействует на экономическое их функционирование. Но вместе с тем, в современной отечественной и зарубежной литературе приводится совокупность территориальноориентированных экономических регуляторов, действующих на территории, между собой и вновь создаваемым механизмом регулирования экономики, касающегося привлечения иностранных инвесторов, внешнеэкономической деятельности, развития свободных экономических зон, крупного, малого и среднего бизнеса.

Система экономических регуляторов должна поддержать равновесие между социальной справедливостью и экономической целесообразностью, формироваться на территории не стихийно, как это происходит в настоящее время, а строго в соответствии с их совместимостью и непротиворечивостью. Под каждый тип района тре-

буется обосновать экономически совместимые наборы экономических регуляторов и льгот, выделив в них блок, посвященный поддержке определенных видов предпринимательской деятельности.

Механизм территориального развития регионов различных типов должен естественно вписываться в формируемую систему государственного регулирования территориального развития и реализовываться на федеральном, межрегиональном, региональном и местном уровнях в соответствии с выработанной стратегией территориального развития экономики в России и основными приоритетными направлениями ее региональной экономической и социальной политики.

В современной отечественной и зарубежной экономической литературе выделяют четыре блока территориально-ориентированных экономических регуляторов, оказывающих воздействие на реальный процесс развития регионов: социальный, экономический, экологический и межэтнический.

В социальной сфере - это:

Механизм содействия трудоустройству демобилизованных военных, переселенцев, беженцев из стран ближнего зарубежья и регионов военных конфликтов, лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

Формирование социальных фондов национального возрождения малочисленных народов и этнических групп;

Выделение финансовой помощи малоимущим категориям населения из фонда социальной поддержки населения в конкретных регионах;

Изменение районных коэффициентов к зарплате в проблемных регионах.

В экономической сфере:

Для старопромышленных районов:

Освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий, конверсию военного производства и НИОКР;

Введение льготной системы амортизационных отчислений;

Субсидирование расходов на переподготовку работников, высвобождаемых в результате рационализации производства, перепрофилирования предприятий и объявления части из них банкротами;

Предоставление налоговых льгот и страховых гарантий иностранным инвесторам, содействующим крупным структурным и технологическим изменениям;

Выделение льготных государственных и коммерческих кредитов;

Внедрение конкурсной контрактной системы;

Реализация комплекса экономических стимулирующих мер по поддержке приоритетных направлений предпринимательства;

Для кризисных (депрессивных) регионов:

Выделение государственных отечественных и иностранных инвестиций и субвенций в рамках федеральных и региональных программ;

Использование средств специальных бюджетных и внебюджетных региональных фондов;

Использование льготных региональных нормативов налоговых отчислений (по налогу на прибыль, НДС и другие) с целью увеличения финансовой базы бюджетов проблемных или приоритетных регионов;

Привлечение частного отечественного и иностранного капитала, а также средств специальных фондов для решения крупных региональных экономических проблем.

Для свободных экономических зон и приграничных районов:

Снижение или отмена таможенных пошлин, экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее (в свободных торговых транзитных зонах);

Введение льготного торгового и таможенного режима, льготного финансирования и налогообложения, стимулирование иностранных инвестиций в производственную сферу (в экспортных промышленных зонах);

Предоставление налоговых, регистрационных льгот и информационных услуг для отечественных и иностранных фирм, особый режим страхования и банковских операций, льготное налогообложение для определенных видов доходов и специальные условия кредитования (в банковских и страховых зонах);

Поддержка внедренческих фирм путем страхования коммерческих кредитов, продвижение на внешний рынок отечественных разработок путем понижения обложения прибыли индексации амортизационных отчислений и других мер по воздействию на экономическую ситуацию (в технологических зонах);

Для регионов, находящихся в экстремальной ситуации:

Предоставление права предприятиям свободно реализовывать на мировом рынке определенную долю продукции (нефти, газа, золота, алмазов);

Увеличение доли валютной выручки, оставляемой в регионах (Дагестан, Кабар-дино-Балкария и т.п.);

Использование специальных региональных фондов и федеральных программ развития регионов;

Механизм гарантий от политических рисков в форме залога в районах с нестабильной ситуацией;

Санкции против районов, прекративших перечислять средства в республиканский бюджет Российской Федерации (прекращение финансирования всех федеральных расходов на территории, прекращение таможенного оформления всех внешнеторговых грузов, отзыв ранее выданных квот и лицензий на вывоз стратегических видов сырья, прекращение выдачи централизованных кредитов), окажут негативное воздействие на экономическую деятельность в регионах.

В экологической сфере:

Введение территориально-дифференцированных плат за пользование землей в городской и сельской местности, курортных зонах;

Реализация государственной программы мониторинга земель, создание многоуровневой системы прогноза устранения негативных экологических процессов (фи-

нансирование за счет федерального бюджета и средств от взимания платы за землю);

Предоставление преимущественного права заключения договоров и получения лицензий на использование возобновляемых природных ресурсов родовым общинам, семьям отдельных представителей малочисленных народов Севера в местах их традиционного проживания;

Создание особого режима проживания в районах экологического бедствия;

Введение льготных условий приватизации природоохранных объектов;

В сфере национальных и межэтнических отношений:

Предоставление льготного кредитования и возможность приобретения жилья для «репрессированных народов» и переселенцев вследствие межэтнических конфликтов;

Уменьшение ставок платы за кредиты, направляемые на активизацию развития фермерских хозяйств, трудоустройство мигрантов, беженцев из районов военных конфликтов, ближнего зарубежья и пострадавших в период репрессий;

Содействие бесплатной приватизации объектов и территорий традиционных форм хозяйствования малочисленных народов.

Выше приведенная система территориально-ориентированных методов регулирования экономического развития регионов страны отличается от предыдущих более конкретизированной направленностью на достижение той или иной цели с учетом специфики конкретного региона. Исходя из этого, можно сказать, что перед тем как использовать тот или иной метод к конкретному региону, необходимо тщательное многогранное изучение и выявление его особенностей.

Кроме вышеперечисленных методов в современных условиях все большую известность и применяемость в отечественной экономической практике получают про-граммно-целевые методы государственного регулирования территориального развития.

Использование программно-целевых методов вызвано, с одной стороны, невозможностью решить ту или иную крупную межрегиональную или межотраслевую проблему традиционными способами, а с другой - необходимостью увязки целей (подцелей), ресурсов многоцелевого назначения и большого числа исполнителей.

Решение крупномасштабных межотраслевых (отраслевых) и региональных проблем, как правило, связано с разработкой и реализацией федеральных целевых программ, которые следует рассматривать в качестве одного из средств структурной и региональной политики государства.

Программно-целевые методы регулирования социально-экономического развития регионов страны представляют собой действенный инструмент в руках органов государственной власти при решении той или иной важной задачи по ее регулированию.

Таким образом, представленный выше комплекс методов и форм регулирования социально-экономического развития региона включает в себя большое количество конкретных мероприятий и способов решения тех или иных задач в процессе управ-

ления развитием региона. В настоящее время, на наш взгляд, необходимо наиболее полное изучение всех факторов, воздействующих на эффективность использования каждого из них для создания и развития действенного механизма регулирования регионального развития.

Аликберли М.М.. Гаджиев М.М.. Наурханов Х.Я.

Место и роль инвестиций в простейших моделях экономического роста

Эффективное развитие промышленного комплекса предполагает планомерное повышение технико-технологического уровня предприятия, как следствие требований генерируемых как внутренней средой, так и внешней. Стремясь к лидерству, предприятия внедряют новые технологии и оборудование, совершенствуют имеющийся технико-технологический потенциал, с целью повышения конкурентно способности и создания предпосылок для устойчивого развития. Этот процесс имеет системный характер и требует отлаженности механизма финансирования капиталовложений. Развитие финансового рынка существенно расширяет и диверсифицирует источники средств: наряду с внутренними инвестициями появилась реальная возможность привлечения внешних средств. Таким образом, значительные капитальные вложения осуществляются привлечением средств как отечественных, так и иностранных инвесторов, в лице государства, инвестиционных компаний, банков, предпринимателей и так далее.

Привлечённые инвестиции, направленные на развитие технико-экономического потенциала, ведут к повышению эффективности капитальных вложений. Но, чем выше отдача на вложенный капитал, тем больше возможности предприятий по коренному перевооружению, интенсификации процессов и, как следствие, достижение диверсификационных целей.

Любой бизнес можно представить как взаимосвязанную систему движения финансовых ресурсов, вызванного управленческими решениями. Отсюда следует, что поскольку предпринимательская деятельность основывается на авансировании капитала путём инвестирования и реинвестирования его на всех этапах жизненного цикла предприятия, постольку эффективность предприятий связана с управлением, оценкой и анализом эффективности инвестиций.

Построение большинства моделей экономического роста основано на выделении из экономической среды отдельных факторов и определении степени их влияния на результаты функционирования экономики. Несмотря на обобщённость и упрощённость экономических моделей, они позволяют определить основные тенденции динамики экономического развития, выделить ключевые факторы, оказывающие влияние на указанную динамику, а также оценить характер воздействия данных факторов.

Представляется целесообразным рассмотреть основные модели экономического роста.

1.1. Сущность социально-экономического прогнозирования, его предмет, объекты и основные формы предвидения.

Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Социально-экономическое прогнозирование – это процесс разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики.

Прогнозирование имеет две стороны или плоскости конкретизации: предсказательную (дескриптивную, описательную); предуказательную (предписательную). Предсказание означает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание означает решение этих проблем, путем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности.

Таким образом, в прогнозировании различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий.

Экономическое прогнозирование имеет своим объектом процесс конкретного расширенного воспроизводства во всем его многообразии. Предметом экономического прогнозирования является познание возможных состояний функционирующих экономических объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки экономических прогнозов.

В основе экономического прогнозирования лежит предположение о том, что будущее состояние экономики в значительной мере предопределяется ее прошлым и настоящим состояниями.

Будущее несет в себе и элементы неопределенности. Это объясняется следующими моментами:

Наличием не одного, а множества вариантов возможного развития;

Действие экономических законов в будущем зависит не только от прошлого и настоящего состояний экономики, но и от управленческих решений, которые еще только должны быть приняты и реализованы;

Неполнота степени познания экономических законов, дефицит и недостаточная надежность информации.

Единство определенности (детерминированности) и неопределенности будущего – решающая предпосылка экономического прогнозирования. Если бы будущее было полностью определенным, то тогда бы не было потребности в прогнозировании. При неопределенности будущего сама возможность экономического прогнозирования исключается.

Прогнозирование следует рассматривать в комплексе с более широким понятием – предвидением, которое дает опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Различают три формы научного предвидения: гипотезу, прогноз и план.

Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории. На уровне гипотезы дается качественная характеристика исследуемых объектов, выражающая общие закономерности их поведения.

Прогноз в сравнении с гипотезой имеет значительно большую качественную и количественную определенность и отличается большей достоверностью.

План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий исследуемого объекта. Его отличительные черты: определенность, конкретность, адресность, обязательность или индикативность. Между прогнозом и планом имеются существенные различия. Прогноз носит вероятностный, а план обязательный характер. План – это однозначное решение, прогноз же по своей сущности имеет вероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования – создать научные предпосылки для их принятия.

Таким образом, задача экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить переспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз.

1.2 Методы социально-экономического прогнозирования как учебной и научной дисциплины.

Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития объекта.

В настоящее время насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, из которых на практике используется 15-20.

В процессе экономического прогнозирования используются как общие научные методы и подходы к исследованию, так и специфические методы, свойственные социально-экономическому прогнозированию. В числе общих методов можно выделить следующие:

Исторический метод заключается в рассмотрении каждого явления во взаимосвязи его исторических форм;

Комплексный метод заключается в рассмотрении явлений в их взаимозависимости, используя для этого методы исследования не только данной, но и других наук, изучающих эти явления;

Системный метод предполагает исследование количественных и качественных закономерностей протекания вероятностных процессов в сложных экономических системах;

Структурный метод позволяет установить причины исследуемого явления, объяснить его структуру;

Системно-структурный метод предполагает, с одной стороны, рассмотрение системы в качестве динамически развивающегося целого, а с другой – расчленение системы на составляющие структурные элементы и рассмотрение их во взаимодействии.

Специфические методы экономического прогнозирования целиком и полностью связаны с экономической прогностикой. Среди инструментов экономической прогностики важную роль играют экономико-математические методы, методы экономико-математического моделирования, статистической экстраполяции и др.

Важное значение для прогнозирования имеет вопрос о его объективной истинности, под которой понимается соответствие форм и параметров предвидения объективным возможностям и тенденциям, которые будут реализованы в будущем и в то же время имеются в настоящем в виде ростков этого будущего. Вопрос об истинности прогнозирования тесно связан с проблемой критериев истинности, которые делятся на две группы: практические критерии (практика, как критерий истины на всех стадиях прогнозирования) и логические или косвенные критерии (проверяемость прогнозов, их адекватность, логическая непротиворечивость).

1.3 Типология прогнозов.

Типология прогнозов строится в зависимости от различных критериев и признаков. В их числе можно выделить следующие:

1) масштаб прогнозирования;

2) время упреждения или временной горизонт прогноза;

3) характер объекта;

4) функциональный признак;

5) степень детерминированности (определенности) объектов прогнозирования;

6) характер развития объектов прогнозирования во времени;

7) степень информационной обеспеченности объектов прогнозирования.

По масштабу прогнозирования выделяют:

Макроэкономический прогноз;

Структурный (межотраслевой и межрегиональный) прогноз;

Прогнозы развития народнохозяйственных комплексов (энергетического, инвестиционного, аграрно-промышленного и др.);

Прогнозы отраслевые и региональные;

Прогнозы развития отдельных предприятий, АО, а также отдельных производств и продуктов.

По времени упреждения или временному горизонту все прогнозы подразделяются на:

Оперативные (до 1 месяца);

Краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);

Среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

Долгосрочные (от 5 лет до 15-20 лет);

Дальнесрочные (свыше 20 лет).

Временный горизонт прогноза можно определить как отрезок времени, в рамках которого изменения объема прогнозируемого объекта представляются соизмеримыми с его начальной (с тч. зр. прогноза) величиной, и как период, в течение которого на объект прогнозирования оказывают влияние решения, применяемые сегодня, т.е. в момент разработки прогноза.

Применительно к комплексным национальным экономическим прогнозам принята следующая классификация: краткосрочные прогнозы до 2-3 лет, среднесрочные до 5-7 лет, долгосрочные до 15-20 лет. Каждый из указанных видов прогнозов опирается на те устойчивые циклы и процессы в развитии экономики, продолжительность которых укладывается в соответствующий временной горизонт.

Разрабатываемые прогнозы опираются на определенные заделы: краткосрочные – на имеющиеся виды продукции и финансовые ресурсы; среднесрочные – на накопленный инвестиционный потенциал; долгосрочные – на те или иные направления НТП и новые технологии.

По характеру исследуемых объектов различают следующие прогнозы:

Развития производственных отношений;

Развития НТП и его последствий;

Динамики народного хозяйства;

Воспроизводства основных фондов и капитальных вложений;

Экономического использования природных ресурсов;

Воспроизводства населения и трудовых ресурсов;

Уровня жизни населения;

Внешних экономических связей и др.

По функциональному признаку прогнозы подразделяются на два типа:

Поисковый прогноз, который основан на условном продолжении в будущее тенденции развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем, и отвлечении от условий, способных изменить эти тенденции;

Нормативный прогноз, который представляет собой определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования, принимаемых в качестве цели.

По степени детерминированности можно выделить следующие объекты прогнозирования:

Детерминированные (определенные или предсказуемые), описание которых может быть представлено в детерминированной форме без существенных для задачи прогнозирования потерь информации;

Стохастические (вероятностные), при анализе и прогнозировании которых учет случайных составляющих необходим для удовлетворения требований точности и достоверности прогноза;

Смешанные, описание которых возможно частично в детерминированном, частично в стохастическом виде.

По характеру развития во времени

Дискретные (прерывные) объекты, регулярная составляющая (тренд) которых изменяется скачками в фиксированные моменты времени;

Апериодические объекты, имеющие описание регулярной составляющей в виде непрерывной функции времени;

Циклические объекты, имеющие регулярную составляющую в виде периодической функции времени.

По степени информационной обеспеченности объекты прогнозирования можно подразделить на:

Объекты с полным обеспечением количественной информацией, для которых имеется в наличии ретроспективная количественная информация в объеме достаточном для реализации метода экстраполяции, либо статистического метода;

Объекты с неполным обеспечением количественной информацией;

Объекты с наличием качественной ретроспективной информацией;

Объекты с полным отсутствием ретроспективной информации (как правило, это проектируемые и строящиеся объекты).