Достоверность результатов диссертационного исследования подтверждается. Достоверность научных результатов


ТЕМА 4. ДОСТОВЕРНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ НАУЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

4.1. Директивные документы о достоверности научных результатов

Достоверность является вторым «китом», на котором зиждется научный результат. Выделим в Положении ВАК те места, которые содержат требования достоверности. В пункте 32 записано: «Предложенные автором новые пути решения проблем должны быть строго аргументированы и практически оценены по сравнению с известными решениями …» . В пункте 66, где речь идет о публичной защите, указано, что «При этом обстоятельному анализу подвергается достоверность и обоснованность всех выводов и рекомендаций научного и практического характера, содержащихся в диссертации» (выделено авторами). Еще 20 лет назад указывалось на необходимость «в ходе экспертизы диссертаций особое внимание обращать на достоверность выводов, результатов и рекомендаций соискателя, содержащихся в его работе» .

По этой причине измерительный прибор должен быть надежным и надежным. В противном случае результаты исследования не могут быть взяты в утробе матери. Психометрические свойства в оценке инструмента: оценка надежности и достоверности. Измерительные приборы играют важную роль в исследованиях, клинической практике и оценке состояния здоровья. Исследования по качеству этих приборов свидетельствуют о том, как оценивались свойства измерения, помогая исследователю выбрать лучший инструмент для использования.

Надежность и валидность считаются основными измерительными свойствами таких приборов. Надежность - это способность последовательно воспроизводить результат во времени и пространстве. Валидность относится к собственности на инструмент, который точно определяет то, что он предлагает. В этой статье представлены, рассмотрены и проиллюстрированы основные критерии и статистические тесты, используемые при оценке надежности и обоснованности инструментов. Оценка свойств измерения прибора полезна для поддержки выбора действительных и надежных инструментов, чтобы обеспечить качество результатов исследований.

В «Положении ВАК Украины» термин «достоверность» не используется. Вместо него говорится о «научной обоснованности результатов…» (п.13). Зато в «Положении о специализированном совете» официального оппонента обязывают (п.3.6) в своем отзыве установить «степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, их достоверность и новизну…» . Таким образом, достоверность не есть степень научной обоснованности результата. Как же разделить эти понятия?

Ключевые слова: валидационные исследования; Воспроизводимость тестов; Обзоры и анкеты. В настоящее время все большее число вопросников или измерительных приборов, которые оценивают психосоциальные характеристики и различные результаты в отношении здоровья, доступны для использования в исследованиях, клинической практике и оценке состояния здоровья населения. Несмотря на создание новых инструментов, многие из них не были надлежащим образом подтверждены. Литература предупреждает исследователей о необходимости углубленной оценки измерительных свойств вопросников.

Достоверность , т. е. достаточная верность, это – доказательство того, что названный результат (закон, закономерность, совокупность фактов, возможность и т. д.) выполняется всегда для названного класса объектов при названных условиях.

Обоснованность научного результата – это наличие убедительного доказательства его достоверности.

Исследователь должен оставаться внимательным к выбору адекватного и точного инструмента, чтобы гарантировать качество его результатов. Необходимо знать эти инструменты подробно - предметы, домены, формы оценки и, особенно, свойства измерения - перед их использованием. Качество информации, предоставляемой инструментами, зависит, в частности, от их психометрических свойств.

Прежде чем считать пригодным для использования, инструменты должны предоставлять точные, достоверные и интерпретируемые данные для оценки состояния здоровья населения. Кроме того, меры должны обеспечивать научно обоснованные результаты. Результаты этих мер во многом обусловлены надежностью и достоверностью инструментов. Несмотря на различия в некоторых вопросах, исследователи единодушны в рассмотрении надежности и достоверности в качестве основных характеристик измерения прибора.

^ 4.2. Методы доказательства достоверности

Для примера посмотрим, отвечают ли требованию достоверности некоторые положения, приведенные в лекции 3. Возьмем закон Ома. Из жизненного опыта нам известно, что для однородной электрической цепи всегда I = U / R, в то время как принцип 20 / 80 вызывает сомнение. Мы не уверены в его достоверности.

Надежность относится главным образом к стабильности, внутренней согласованности и эквивалентности меры. Важно подчеркнуть, что надежность не является фиксированным свойством вопросника. Напротив, надежность зависит от функции инструмента, населения, в котором оно осуществляется, об обстоятельствах, контексте; то есть один и тот же инструмент не может считаться надежным в разных условиях.

Оценки надежности зависят от нескольких аспектов среды оценки и используемого статистического метода. Поэтому результаты опроса с использованием измерительных приборов могут быть интерпретированы только в том случае, если условия оценки и статистический подход представлены четким образом.

Чем подтверждается достоверность? Верификацией! Верификация (от лат. erus – истинный и facio – делаю) – это повторяемость результата при одних и тех же условиях при множестве проверок на множестве объектов. Во многих случаях приходится делать проверку на контрольных примерах, т. е. при ограниченных условиях. Хотя практика - действительно лучший критерий истины, но не всегда можно проверить научный результат на достоверность методом верификации. В основном этот метод годится для физических и химических явлений. Например, почему до сих пор ученые не признают явления телепатии, ясновидения, телекинеза как объективно существующее? Потому что, как отмечает в своей книге «Парапсихология» проф. Ч. Хэнзел, ни один из описанных в литературе парапсихологических феноменов не отвечает требованию воспроизводимости, т. е. повторяемости результата в одних и тех же условиях.

Надежность - это то, насколько стабильным, последовательным или точным является инструмент. Выбор статистических тестов, используемых для оценки надежности, может варьироваться в зависимости от того, что должно быть измерено. Затем будут рассмотрены три критерия надежности, представляющие наибольший интерес для исследователей, стабильность, внутренняя согласованность и эквивалентность, а также наиболее обычные статистические методы для оценки каждого из этих аспектов.

Устойчивость меры - это степень, в которой аналогичные результаты получены в два разных момента, т.е. оценка согласованности повторений измерений. Оценка стабильности может быть выполнена методом тестирования-повторного тестирования. Такая процедура состоит из применения одной и той же меры за два момента. Использование этого метода требует, чтобы измеряемый множитель оставался одним и тем же в течение двух моментов тестов, и любое изменение оценки может быть вызвано случайными ошибками: например, если индивид завершает и повторяется через несколько дней, желательно, чтобы результаты были схожими.

Каковы методы доказательства достоверности? Их можно объединить в три группы:


  • аналитические;

  • экспериментальные;

  • подтверждения практикой.
Аналитические методы самые «мощные». Их суть – доказательство результата (теоремы, формулы, закона) путем математических преобразований. Методы используются тогда, когда соискателю удается построить математическую модель исследуемого явления, например, описать течение жидкости, нагрев тела, изменение прочности, рыночный ме­ханизм, конфликт в группе и т. д. Приведем любопытный пример аналитического доказательства достоверности умозрительного заключения. В 1968 г. доктор Бенджамин Спок, один из организаторов движения против войны во Вьетнаме, был вызван в районный суд Бостона, где ему предъявили обвинение в проведении незаконной деятельности, препятствующей осуществлению на практике закона о воинской повинности. Адвокаты Спока подвергли сомнению объективность процедуры, использованной при определении состава присяжных, поскольку среди присяжных не оказалось ни одной женщины. Последнее имело немаловажное значение, так как всемирно известная книга Спока об уходе за младенцами является на­стольной для миллионов матерей. Вопрос состоял в том, случайно ли получилось, что в состав присяжных попали одни мужчины, или причина кры­лась в преднамеренной дискриминации женщин.

Познакомимся вначале с процедурой отбора присяжных. Данная процедура состоит из трех этапов. На первом этапе секретарь суда случайным образом отбирает имена 300 потенциальных присяжных. На втором этапе снова наугад из этих 300 выбирается около 30 человек, на имя которых выписываются повестки. Перед началом суда из них отбирают 12 человек, которые и выполняют соответствующие функции. Возник вопрос, достоверна ли случайность всем 12 человекам быть мужчинами? Для доказательства недостоверности были статистически обработаны выборки состава присяжных в случае со Споком и в других случаях. При этом любопытно, что доля женщин в населении Бостона несколько выше доли мужчин. Поэтому мы вправе уже на первом этапе ожидать наличие не менее 150 женщин. Расчеты показали, что шансы получить выборку 12 присяжных на третьем этапе только из мужчин при случайном отборе из населения Бостона астрономически малы – 1 на 10 18 (для сравнения: на Земле проживает 510 9 человек).

Коэффициент корреляции внутрикласса является одним из наиболее часто используемых тестов для оценки устойчивости непрерывных переменных, поскольку он учитывает ошибки измерения. Надежность теста-повторного теста имеет тенденцию к уменьшению по мере продления времени повторного применения теста.

Для образца считается достаточным число не менее 50 субъектов. Что касается интерпретации результатов, то минимальные значения 0, 70 считаются удовлетворительными. Внутренняя непротиворечивость - или однородность - указывает на то, что все части прибора измеряют одну и ту же характеристику. Например, если инструмент, который оценивает удовлетворение личности своей работой, имеет девять доменов, все элементы в области «вознаграждения» должны действительно измерять такую ​​конструкцию, а не другую конструкцию, такую ​​как «преимущества», чтобы инструмент представлял внутреннюю согласованность, Это важное свойство измерения для инструментов, которые оценивают единую конструкцию, используя для этого множество элементов.

Суть экспериментальных методов проверки достоверности состоит в воспроизводстве на физической, цифровой или аналоговой модели исследуемого явления и сравнении теоретических и экспериментальных результатов. При этом всегда возникает вопрос погрешностей, учета реальных условий и числа опытов.

При подтверждении научного результата практикой необходимо совпадение выведенных в теории положений с явлениями, наблюдаемыми в практических ситуациях. Например, если из модели активного оператора следует, что при подготовке машинных носителей число ошибок и время обработки заданного объема информации коррелированны и совместно распределены по нормальному закону, то в практике работы ВЦ для операторов подготовки данных указанные параметры (число ошибок и время обработки) должны быть всегда совместно распределены по нормальному закону.

Оценка низкой внутренней согласованности может означать, что элементы измеряют разные конструкции или что ответы на вопросы инструмента несовместимы. Таким образом, чем меньше сумма дисперсии предметов, тем более согласован инструмент. Хотя альфа-коэффициент Кронбаха наиболее часто используется при оценке внутренней согласованности, до сих пор нет единого мнения относительно его интерпретации. Хотя исследования показывают, что значения, превышающие 0, 7, являются идеальными, некоторые исследования рассматривают значения ниже 0, 70 - но близки к 0, 60 - как удовлетворительные.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследований обеспечиваются:


  • учетом представительного количества факторов, влияющих на решение научной задачи;

  • использованием исходных данных, полученных из практики, а также на полунатурных моделях и апробированных математических (или физических) моделях;

  • обоснованным выбором основных допущений и ограничений, принятых в качестве исходных при формулировании постановок научных задач;

  • использованием современного, апробированного научно-методического (математического) аппарата, корректным выбором используемых общих и частных показателей и критериев, а также применяемых и разрабатываемых математических моделей;

  • сочетанием теоретических исследований с большим объемом экспериментальных исследований.
Достоверность и обоснованность подтверждаются:

  • результатами математического и (или) физического моделирования, данными лабораторных экспериментов, натурных (полунатурных) испытаний;

  • высокой сходимостью теоретически (аналитически) полученных результатов с экспериментальными данными, а также с результа­тами натурных испытаний и (или) практического внедрения;

  • сходимостью результатов моделирования с имеющимися экспериментальными данными;

  • получением из вновь разработанных общих научных положений (выводов, рекомендаций, моделей, зависимостей и т. п.) широко известных частных научных результатов;

  • результатами опытно-конструкторских разработок, опытом практического внедрения предложений;

  • результатами испытаний (войсковых, полигонных, государственных и др.) предлагаемых технических и организационных решений;

  • тем, что полученные результаты имеют ясную физическую трактовку и не противоречат известным (опубликованным) данным.
^ 4.4. Что можно внедрять?

Внедрять можно все теоретические и практические результаты, кото­рые могут иметь самостоятельное значение. Предметом внедрения могут быть модель, метод, способ, технология, алгоритм, программа, методика, деловая игра и т. д. Это, как говорится, в общем случае. А для каждой спе­циальности желательно заранее продумать возможные формы использо­вания результатов диссертации. Например, результаты диссертации по специальности 05.13.06 "Автоматизированные системы управления и про­грессивные информационные технологии» могут использоваться в каче­стве:

Важно понимать, что значения альфа-коэффициента Кронбаха сильно зависят от количества элементов в измерительном приборе. Небольшое количество элементов на домен прибора может уменьшить значения альфа, что влияет на внутреннюю согласованность. Значения альфа-значения, если элемент удален, позволяют исследователю оценить, будет ли при удалении элемента из определенного домена инструмента значение общего альфа-коэффициента Кронбаха в домене увеличивается или уменьшается.

Таким образом, исследователь может заранее проверить, может ли какой-либо элемент инструмента влиять на альфа-значение Кронбаха. Что касается средней корреляции между элементами, если она низкая, значение альфа-коэффициента Кронбаха также будет низким. По мере увеличения альфа-коэффициента средняя корреляция сопровождает эту высоту. Поэтому, если корреляции высоки, есть доказательства того, что элементы измеряют одну и ту же конструкцию, удовлетворяя оценке надежности. Исследователи считают, что средние значения корреляции между элементами, превышающими 0, 30, считаются адекватными и, следовательно, измеряют одну и ту же конструкцию.


  • инструмента исследования действующей системы управления производ­ством;

  • метода (методики) проектирования функциональной или обеспечиваю­щей частей АСУ;

  • блока (элемента) функциональной части АСУ;

  • функционального блока обеспечивающей части АСУ;

  • фрагмента САПР АСУ;

  • элемента нормативно-методического обеспечения любого уровня (стан­дарт предприятия, РТМ, ОСТ и т. д.);

  • основы лекционных курсов вузов и ИПК;

  • материала для практических занятий, лабораторных работ, учебных де­ловых игр, курсового и дипломного проектирования.
Приведу другие примеры внедрения результатов диссертаций по спе­циальности 05.01.04 «Эргономика».

С. М. Андреев по результатам кандидатской диссертации на тему «Оценка уровня профессиональной подготовки летного состава при перво­начальном обучении» (Харьков, 1999 г.) внедрил:

Кроме того, для приборов, переменные которых являются дихотомическими, наиболее подходящим критерием является критерий Кудера-Ричардсона, а не альфа-коэффициент Кронбаха. Как и при интерпретации результатов коэффициента, значения, близкие к 1. 00, считаются идеальными.

Эквивалентность относится к степени согласия между двумя или более наблюдателями относительно множества инструментов. Наиболее распространенным способом оценки эквивалентности является надежность межобслуживающего, что предполагает независимое участие двух или более оценщиков. В этом случае инструмент завершается оценщиками. Например, при опросе с двумя обученными оценщиками, заполняющими один и тот же инструмент, существует эквивалентность, когда полученные оценки одинаковы.


  • математическую модель обучения курсанта, которая отображает посте­пенные качественные изменения и взаимное влияние в совокуп­ности знаний, навыков и умений летчика, с одной стороны, и обучаю­щих средств, с другой стороны;

  • регрессионную модель параметра, характеризующего способность кур­санта к обучению в зависимости от ряда факторов;

  • диаграмму принятия решения о целесообразности обучения курсанта по летным профилям подготовки.
Ящун Т. В. по результатам кандидатской диссертации на тему «Оценка качества учебно-познавательной деятельности в системе «сту­дент – компьютер» (Харьков, 2000 г.) внедрила:

  • квалиметрическую многофакторную регрессионную самоорганизую­щуюся модель взаимодействия студента с обучающей средой на ос­нове метода группового учета аргументов;

  • технологию психической саморегуляции студентом своей учебно-позна­вательной деятельности при изучении основ информатики.
Мигаль Г. В. по результатам кандидатской диссертации на тему «Раз­работка метода идентификации состояния утомления оператора системы «человек – техника – среда» (Харьков, 2000 г.) внедрила:

  • дифференциальные измерительные щупы – электроды и многофункцио­нальные датчики для точного определения местополо­жения биологически активных точек кожи и измерения их новых пара­метров;

  • эволюционно-энтропийную модель информационно-энергетического об­мена в организме человека;

  • способ экспресс-диагностики состояния утомления оператора, не тре­бующий отрыва оператора от работы.
Эти разнообразные примеры здесь приведены с целью показать со­искателю поистине безграничные возможности внедрения результатов диссертаций.

^ 4.5. Признаки практической значимости кандидатской диссертации

При наличии высокого согласия между оценщиками предполагается, что ошибки измерения были сведены к минимуму. Коэффициент Каппы является мерой, используемой для оценки между наблюдателями, применяемой к категориальным переменным. Это мера согласия между оценщиками и предполагает максимальное значение, равное 1. Чем выше значение Каппы, тем больше соглашение между наблюдателями. Значения, близкие к или ниже 0. 00, не указывают на соглашение.

Действительность относится к тому факту, что инструмент измеряет то, что он предлагает для измерения. Следует отметить, что действительность не является признаком инструмента и должна определяться в отношении конкретной проблемы, поскольку она относится к определенной группе населения.

В ВАК СССР много лет обсуждался вопрос о формальных признаках практической значимости кандидатских диссертаций. Общепринятый пере­чень таких признаков ни тогда, ни сейчас ёще не разработан, но для от­дельных групп специальностей экспертные советы выработали требова­ния. Так, для агропромышленных специальностей признаками практиче­ской значимости кандидатских диссертаций в СССР считались:

Свойства измерений - достоверность и надежность - не являются полностью независимыми. Исследователи говорят, что ненадежный инструмент не может быть действительным; однако надежный инструмент иногда может быть недействительным. Поэтому высокая надежность не гарантирует действительность инструмента.

Что касается типов действительности, в настоящем исследовании будут рассмотрены основные три, действительность содержания, критериальная валидность и обоснованность конструкции. Действительность содержания относится к степени, в которой содержание инструмента адекватно отражает измеряемую конструкцию, то есть оценку того, насколько образец элементов является репрезентативным для определенной юниверса или домена содержимого. Например, инструмент, который оценивает удовлетворенность работой, должен включать не только удовлетворение, но и другие связанные с ним переменные, такие как оплата, продвижение по службе, отношения с коллегами и другие.

А) практическое использование результатов исследований по крайней мере на одном предприятии (в хозяйстве, на заводе, фабрике), под­твержденное соответствующим документом с указанием достигнутой эффективности;

Б) решение компетентного органа (главка министерства, областного агро­промышленного объединения) о законченности исследований и даль­нейшем практическом использовании его результатов;

Поскольку для оценки достоверности контента не существует специального статистического теста, качественный подход обычно используется путем оценки комитета экспертов и после количественного подхода с использованием индекса достоверности контента. Этот метод состоит из шкалы Ликерта со счетом от 1 до 4, где: 1 = элемент не эквивалентен; 2 = предмет нуждается в серьезном пересмотре для оценки эквивалентности; 3 = эквивалентный элемент, нуждается в незначительных изменениях; и 4 = абсолютно эквивалентный элемент.

Элементы, которые оценивают 1 или 2, должны быть пересмотрены или удалены. Допустимый уровень соглашения между членами экспертной комиссии должен составлять не менее 0, 80 и предпочтительно больше 0. Критериальная действительность состоит из соотношения между оценками конкретного инструмента и некоторым внешним критерием. Этот критерий должен состоять из широко принятой меры с теми же характеристиками, что и инструмент оценки, т.е. инструмент или критерий «золотой стандарт».

В) включение материалов исследования в государственные и отраслевые стандарты, в план ОКР, использование их в конструкторских и проект­ных работах, подтвержденные соответствующими документами;

Г) утвержденная в установленном порядке нормативно-техническая доку­ментация, в разработке которой соискатель принимал участие либо как исполнитель, либо как ответственный исполнитель;

Д) метод инженерного расчета, утвержденный головной проектной либо научно-исследовательской организацией;

Е) методическая разработка, выполненная по результатам исследований и утвержденная ученым советом данного института;

Ж) решение НТС министерства (госкомитета, отделений академий наук) о значимости результатов исследований для науки, техники, производ­ства и о путях практического использования выполненной работы, о дальнейшем развитии исследований в этом направлении;

З) аргументированное заключение специализированного совета о том, что опубликованные работы и авторские свидетельства на изобретения и открытия считать внедрением результатов исследований с оценкой их значимости для науки и техники.

^ 4.7. Внедрение результатов исследований. Акты внедрения

4.7.1. Признаки внедрения . Одним из сложных вопросов является вопрос, что считать внедрением НИР. Признаки внедрения в некоторой степени близки к признакам практической значимости диссертаций, но следует постоянно помнить: внедрение первично, а практическая значи­мость - вторична. В п.4.4 говорилось о многообразии предметов внедре­ния диссертационных результатов. Но эти предметы - как бы промежу­точной продукт, а народное хозяйство интересует конечный продукт: новые техника, технология, материалы. Применительно к новой технике в одном из нормативных документов четко указано, что НИР считается реализован­ной, если ее результаты использованы при разработке:


  • образцов новой техники, перспектив их развития, рекомендаций на про­ектирование;

  • ТЗ на создание новых и модернизацию существующих образцов;

  • ТЗ на проведение новых НИОКР, а также новых перспективных фунда­ментальных и поисковых НИР;

  • методик испытаний и критериев оценки образцов и комплексов новой техники, документации для изготовления приборов и аппаратуры;

  • информационных выпусков, пособий, справочников, наставлений, руко­водств, инструкций и других документов для новой техники.

^ 4.7.2. Организационные формы внедрения . В пункте 33 Положения ВАК было сказано : «В диссертации (или приложе­ниях к ней) должны приводиться сведения, подтверждающие внедрение или практическое использование в народном хозяйстве полученных ав­тором научных результатов, или соображения по конкретной реализа­ции и использованию научных выводов ».

В разделе «Практическое значение полученных результатов» доку­мента «Основные требования к диссертациям и авторефератам» ска­зано:

«Необходимо дать краткую справку о внедрении результатов ис­следования с указанием названий организаций, в которых осуществлена реализация, форм реализации и реквизитов отчетных документов» .

Внедрение результатов исследований – обязательное требование для всех диссертаций, и результаты внедрения должны найти самое пол­ное отражение в текстах диссертации и автореферата. Для того, чтобы это можно было сделать, внедрение нужно осуществлять в рамках общеприня­тых организационных форм. Опыт говорит, что используются две схемы внедрения научных результатов. Традиционный путь – через министер­ства, ведомства и их головные предприятия и более короткий и эффектив­ный путь, при котором непосредственный выход на заинтересованные предприятия осуществляется еще в ходе теоретического поиска. После­дующая работа ведется с данными предприятиями.

Наиболее совершенная форма организации работ по внедрению – за­ключение договора на передачу научно-технических достижений и оказа­ние помощи в использовании заимствованного передового опыта.

Более простым и достаточно эффективным методом внедрения явля­ется заключение договора о творческом содружестве: в этом случае аспи­рант выступает в качестве основного, а иногда даже единственного испол­нителя работ. Обычно стандартные формы договоров о творческом содру­жестве содержат специальные пункты с сроках внедрения передаваемых результатов исследований, что определяет последующее получение доку­ментов о внедрении. В Украинском заочном политехническом институте долгие годы действовал стандарт вуза СТВ – 001 – 82 «Порядок заключе­ния, оформления и выполнения договора о научно-техническом сотрудни­честве», который и теперь можно использовать как руководящий документ.

Качественный характер зависимости времени, стоимости и сложности внедрения показан на.


  • ^ Качественный характер зависимости времени, стоимости и сложности внедрения
Можно указать и другие многократно апробированные формы органи­зации работ по внедрению. Если аспирант участвует в выполнении хозрас­четной и госбюджетной НИР на предприятии, то всегда можно выделить часть работы, выполняемую непосредственно данным аспирантом. По за­вершении диссертации на нее могут быть оформлены акты внедрения. При этом нужно учитывать, что в диссертацию нельзя включать материалы не­законченных НИР. Если без них обойтись нельзя, то необходимо в начале работы оговорить допустимость публикации этих материалов. Это должно найти отражение в договоре НИР.

Обычно внедрение оформляется актом, подписываемым представи­телями организаций – передающей и использующей внедряемые мате­риалы. Он утверждается руководством внедряющего предприятия. В акте должны быть указаны конкретные результаты диссертационной работы, использованные в опытно-конструкторских или других по характеру рабо­тах внедряющей организации, а также эффект внедрения, причем не только технический эффект (сокращение сроков разработки или снижение ве­роятности проектных ошибок и др.), но и сумма годового экономического эффекта.

Для отражения личного вклада соискателя во внедренные работы ав­тор многократно пользовался следующей формой: в той части акта вне­дрения, где описывалась суть нововведения, указывались авторы разра­ботки по каждой части общего результата. Например, внедрялся автомати­зированный комплекс задач контроля выполнения договорных обяза­тельств. В акте был указан авторский коллектив из 5 человек. В решении вопросов обеспечения достоверности принимал участие аспирант. Он раз­работал организационно-программный комплекс управления качеством подготовки первичных документов. В акте был отражен этот факт с указа­нием его фамилии.

4.7.3. Виды эффекта, учитываемые при оценке НИР и ОКР и от­ражаемые в актах внедрения. Различают следующие виды эффекта, учи­тываемые при оценке НИР и ОКР:

научно-технический , под которым понимается расширение знаний о природе, обществе и мышлении, характеризующееся выявлением новых фактов, связей, закономерностей, законов, разработкой принципиально новых способов, устройств и веществ,

экономический эффект , под которым понимается экономия всех про­изводственных ресурсов (живого труда, материалов, капитальных вложений), получаемая народным хозяйством, выражающаяся в конечном счете в повышении производительности общественного труда и росте национального дохода;

социальный эффект , под которым понимается усиление социальной однородности общества – стирание классовых различий, сущест­венных различий между городом и деревней, умственным и физи­ческим трудом, всестороннее развитие и сближение всех нацио­нальностей, улучшение характера и условий труда, его охраны, техники безопасности, повышение степени его механизации и ав­томатизации, повышение жизненного уровня населения, улучшение бытовых условий, рост и улучшение использования свободного времени, совершенствование здравоохранения и народного обра­зования, расширение возможностей всестороннего духовного раз­вития личности, охрана и улучшение природной среды;

педагогический эффект , под которым понимается повышение каче­ства учебно-познавательной деятельности (в частности, успевае­мости), сокращение сроков формирования умений, закрепление навыков, усиление мотивации обучения и т. п.

^ 4.7.4. Где в диссертации описать результаты внедре­ния . Автор рекомендует в последней главе сделать специальный пара­граф «Характеристика внедрения полученных результатов», в котором привести следующие сведения:


  • объекты внедрения (где внедрялось);

  • содержание внедрения (что внедрялось);

  • формы внедрения (в каком виде внедрялось);

  • достигнутый эффект (что изменилось);

  • чем подтверждается внедрение (акты внедрения).
Параграф завершить сводной таблицей. Такую же таблицу включить в презентацию.

определяется принятой методологией и методикой исследования, всесторонним анализом результатов функционирования УИС в условиях ее реформирования. В целом исследование основывается на трудах ученых в области права, управления,

социологии, психологии и экономики, что определило его комплексный характер. В процессе диссертационного исследования опрошено более 450 сотрудников УИС но специально разработанной анкете с учетом репрезентативной выборки (их отношению к проводимой реформе), изучены основные показатели, характеризующие кадровый потенциал системы. Сформулированные выводы и предложения основываются на всестороннем анализе правовых актов, регламентирующих деятельность УИС, международно-правовых стандартов, историческом опыте реформирования пенитенциарной системы. При подготовке работы использован и личный профессиональный опыт автора, длительное время проходившего службу в территориальных учреждениях и органах исполнения наказаний, а последние пять лет в качестве руководителя Главного управления исполнения наказаний Минюста России.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были использованы и внедрены при подготовке Концепции реформирования УИС на период до 2005 года, Постановления Правительства Российской Федерации от 29.08.2001 за № 636 «О Федеральной целевой программе реформирования уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы».

Отдельные положения диссертации использовались при подготовке концепций и программ реформирования конкретных направлений деятельности УИС (воспитательной работы с осужденными, правового обеспечения, организации работы с кадрами, развития предприятий исправительных учреждений, образовательной и научной дея-

тельности УИС). Многие идеи автора реализованы при подготовке законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование порядка и условий применения мер уголовно-процессуального пресечения в виде заключения под стражу, гуманизацию порядка и условий отбывания наказаний в виде лишения свободы, введение в действие новых видов наказаний.

Одной из форм апробации и внедрения результатов проведенного исследования явились выступления автора на между народ! плх и российских научных и научно-практических конференциях, а также публикации по теме исследования. Материалы диссертации используются в учебном процессе в образовательных учреждениях УИС Минюста России, Академии управления МВД России при подготовке руководящих кадров но курсу «Теоретические основы управления в правоохранительной сфере» и учебным дисциплинам: «Организация управления в УИС», «Оперативно-розыскная деятельность».

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Еще по теме Обоснованность и достоверность результатов исследовани:

  1. Геловани В. А., Бритков В. Б., Дубовский С.В.. СССР и Россия в глобальной системе (1985-2030): Результаты глобального моделирования, 2009
  2. Горбунова Е.М., Ларионова М.В.. АНАЛИЗ РИСКОВ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙРОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯВ УСЛОВИЯХПРИСОЕДИНЕНИЯК ВТО, 2007
  3. Суриков И. Е.. Очерки об историописании в классической Греции, 2011
  4. Андрей Николаевич Сахаров. Исторические портреты. 1762–1917. Екатерина II – Николай II, 1997