Возмещение затрат на оплату коммунальных услуг. Возмещение расходов по коммунальным услугам

Современный бизнес сложился как определённый спектр правовых отношений, при этом возмещение коммунальных услуг по договору аренды составляет его существенную часть. Не все предприятия, организации и учреждения располагают собственными помещениями, что особенно характерно для малого и среднего бизнеса, а также для общественных организаций.

Договоры аренды являются востребованной формой отношений, позволяющей юридическим лицам получать в пользование нежилые помещения для производственной, коммерческой и общественной деятельности.

Возмещение коммунальных услуг по договору аренды обусловлено особенностями бизнеса и требованиями налогового законодательства. Для работы механизмов, станков, людей всегда требуются энергия и ресурсы, в частности, свет, вода и отопление, но не всегда необходима подача газа или уборка мусора.

Арендный договор включает в себя две составляющие: арендная плата и коммунальные платежи. Возмещение по договору аренды обусловлено тем, что арендодатель собственными средствами обеспечивает своих арендаторов надлежащими условиями для работы, бизнеса, общественной деятельности.

Арендатор оплачивает:
  • подачу воды;
  • подачу тепла в помещения;
  • работу инженерных сооружений (также: канализация, лифты, уборка общих помещений);
  • газоснабжение;
  • уборку сухого мусора;
  • уборку прилегающей территории.

У каждого конкретного собственника зданий и помещений свой спектр услуг, которые он оказывает арендаторам. Совершенно не обязательно, что все такие услуги выполняются сторонними организациями (подача электричества, предоставление доступа в интернет, вода, канализация, отопление и прочие), некоторые услуги арендодатель оказывает сам, поскольку он берёт такие обязательства по договору аренды или они возникают из требований законодательства.

Некоторые из услуг, предоставляемых арендодателем, арендаторы предпочитают оказывать себе по договорам с третьими организациями или самостоятельно.

Например, сторонний доступ в интернет для компании арендатора-провайдера вряд ли потребуется. Однако особенности функционирования такой компании предъявляют особые требования к арендуемым помещениям, например, климат, наличие кондиционеров для охлаждения серверов, особая защита и безопасность помещения, стабильное энергоснабжение.

Арендодатель предоставляет арендатору нежилое помещение, обычно принадлежащее ему на праве собственности, на договорных началах, регламентированных нормами гражданского кодекса.

В договор аренды включается арендная плата и оплата коммунальных услуг, оплату коммунальных услуг возмещает арендатор, поскольку именно он осуществляет их потребление. Рекомендуется заключать отдельные договоры на коммунальные услуги. Прописать в договоре аренды «коммуналку» – не самое лучшее правило, хотя допустимое и порой востребованное.

Оплата собственно аренды может осуществляться различным образом:
  • платежи в конкретной величине, вносимые одним платежом или периодически;
  • расчёт полученной продукцией или услугами;
  • расчёт путём обустройства объекта аренды (ремонт, изменение потребительских качеств);
  • имущественный расчёт в собственность или в аренду.

Существенный момент аренды – её стабильность. С целью укрепления гражданских отношений законодательством предусмотрено, что аренда не может часто меняться. При этом стоимость коммунальных услуг не может быть постоянной. Как при аренде квартиры меняются тарифы на «коммуналку», так при аренде нежилого помещения аналогичным тарифам также свойственна изменчивость по тем или иным объективным причинам.

Некоторые арендодатели включают «коммуналку» в аренду, а арендатор периодически оплачивает арендуемые нежилые помещения единым платежом, но это не является общей практикой, хотя позволяет частично обойти требование закона о неизменности арендной платы в течение года.

Более перспективным правилом для достижения желаемой динамики изменения арендной платы адекватно изменению условий функционирования бизнеса (налоговый и экономический аспекты в связи с инфляцией, например) является фиксация в договоре аренды не конкретной суммы, а механизма её образования.

Не все коммунальные платежи требуют возмещения, то есть не все они оказаны третьими лицами (поставщики электроэнергии, водоснабжения и канализации, отопления и так далее) некоторые услуги арендодатель оказывает сам, своими силами. Например, охрана здания, ремонт и обслуживание инженерных сооружений, лифтов, уборка сухого мусора.

В любом случае договорные отношения представляют собой динамику, а не стабильные и бессрочные правила. При этом арендатор волен отказать арендодателю по вполне обоснованным экономическим причинам.

В контексте сложившейся инфраструктуры правовых отношений, отражающих предложения потенциальных арендодателей и спрос потенциальных арендаторов, выбор есть всегда, поэтому прежде, чем планировать аренду с обязательным возмещением «коммуналки», стоит рассмотреть нетрадиционные варианты аренды:
  • за чертой города;
  • в сельской местности;
  • на территории промышленной зоны;
  • в районе железнодорожной станции или аэропорта.

В зависимости от особенностей бизнеса, нетрадиционное расположение офиса или производственного участка может дать экономию не только в тратах на аренду и коммунальные платежи, но и удешевить доставку материалов или отгрузку продукции, уменьшить затраты на связь или уменьшить налоговое бремя за счёт увеличения транспортных расходов.

Офис в центре столицы, безусловно, эффектное свидетельство престижа, но экономический эффект часто имеет большее социальное и практическое значение. Кроме того, выбор удалённого варианта аренды может упростить отношения по аренде, по возмещению коммунальных платежей, дать работу местному населению, которое часто менее требовательно к уровню заработной платы.

Обязательная статья расходов каждого владельца недвижимого имущества, являющегося предметом аренды – «коммуналка». Арендодатель имеет договоры с организациями на устойчивое обеспечение своего владения ресурсами, достаточными для бизнеса, обеспечения жизнедеятельности, нормальных условий труда для человека и оборудования.

Обычно платежи начисляются на следующую «коммуналку»:
  1. Электричество.
  2. Вода и канализация.
  3. Тепло.
  4. Уборка.
Выделяются ещё затраты по арендуемым помещениям и зданию в целом, которые также обычно объединяются с коммунальными:
  • капремонт;
  • текущий ремонт;
  • администрирование.

​Статья 616 гражданского кодекса Российской Федерации указывает, что пользование помещением формирует определённые обязательства по сопровождению стабильно надлежащего (с функциональной точки зрения) состояния арендованного имущества, осуществлению необходимого ремонта и прочее.

Договоры аренды и договорные отношения по возмещению или оплате «коммуналки» формулируются в обычном порядке, в письменной форме с указанием существенных условий. Договор по «коммуналке» арендатором предпочтительно оформлять отдельно.

При аренде в части возмещения налоговое законодательство занимает определённую позицию. Арендодатель обязан оплачивать налоги, что изменяет его цены.

Среди деталей налогообложения предмета аренды, реализуемого по договору с возмещением, можно выделить следующие:
  • налог на добавленную стоимость;
  • налоговая база из цен, обозначенных в договоре;
  • арендодатель вправе указать единую стоимость либо доход по позициям отдельно;
  • сумма налога на добавленную стоимость может быть принята к вычету вместе с платой за аренду;
  • % налога на добавленную стоимость может варьироваться от времени внесения платы.

Кто оплачивает стоимость «коммуналки» может определяться ситуацией. Оплата может осуществляться наличными, зачётом или путём посреднических отношений. Не исключён вариант, когда оплата «коммуналки» осуществляется взаимозачётом с третьими лицами – партнёрами арендатора, которые уплачивают причитающиеся ему денежные средства по его распоряжению в счёт оплаты за коммунальные услуги через арендодателя.

Важно отразить в бухгалтерском учёте нужные проводки, определяющие, на что оплачивающий направил денежные средства. Первичные документы (договоры, платёжные поручения, платёжные требования) должны содержать точное указание цели платежа, расчётных реквизитов получателя денежной компенсации, обоснование требования возместить те или иные затраты.

Как в случае с жильём в многоквартирном доме, договорами социального найма, решение сдать помещение в аренду в административном здании, вне зависимости от его собственника, обуславливает некоторые особенности.

Так же как в ситуации сдачи жилья в наём всё предусмотреть невозможно, так и деятельности арендатора может создавать реальные объективные проблемы при аренде помещений для целей:
  • производственной;
  • коммерческой;
  • общественной.

Предприятие, продающее компьютеры или оказывающее услуги по разработке сайтов, не эквивалентно организации, специализирующейся на обучении, повышении квалификации, ином варианте оказания услуг, когда численность собственного персонала значительно меньше численности приходящего контингента.

В первом случае имеется рабочий коллектив, как правило, всего несколько человек, и посетители в такую компанию не приходят либо приходят очень редко. Иной вариант, когда аренда предоставлена учебному заведению.

Реальные затраты на коммунальные услуги имеют веское значение, потому как от них определяется налог на добавленную стоимость, от них формируется возмещение стоимости коммунальных услуг.

Обычное положение вещей, когда каждый арендатор имеет собственный счётчик на потребление электроэнергии по всем своим помещениям. В отношении потребления тепла также всё более-менее ясно: можно определить обогреваемую площадь и соотнести её с площадью обогревательных элементов.

Но обязательно возникнет вопрос не только у придирчивого арендатора, но и у налогового инспектора. Если стоимость потребления тепла будет явно зашкаливать, когда арендатор старательно утеплил помещение, потратил на это деньги и исключил любую утечку тепла. Роспись затрат по всем арендаторам – излюбленный метод большинства арендодателей. Далеко не каждый рискнёт судиться или пожелает потратить время на пристальное разбирательство.

Более сложный и серьёзный вариант, когда среди арендаторов есть, например, учебные заведения. В этом случае лучший вариант – искать другого арендодателя. Обычно потребление воды, содержание санузлов, затраты на уборку и вывоз мусора расписываются по всем арендаторам пропорционально.

В случае когда ежедневно, часто и в выходные дни, учебное заведение выполняет свои функции, поставить счётчики и наладить учёт воды по каждому арендатору просто невозможно.

Аренда, при которой вода подаётся непосредственно в помещение и туалет, которые находятся после отдельного счётчика, скорее редкое исключение из правил, чем норма.

Приведённые примеры с потреблением тепла и воды – частный случай, но очень популярный на практике. Арендодателя можно понять – это его бизнес и возмещение затрат он понимает по-своему, но арендатору следует это учитывать и, заключая договоры аренды и возмещения коммунальных услуг, следует категорически отказываться от навязываемых шаблонов.

Договорные отношения – это не догма, как её понимает арендодатель, предлагая свои шаблонные варианты, а взаимовыгодное сотрудничество сторон прежде всего.

Арендатору следует придерживаться объективно сложившихся тенденций, которые закреплены законодательно. Именно законодатель установил требование стабильности гражданского оборота в части аренды, поэтому её стоимость не может изменяться непрерывно, как стоимость коммунальных услуг.

Последними невозможно управлять, поскольку стоимость «коммуналки» всегда будет колебаться не только в зависимости от социально-экономической ситуации в обществе, в бизнесе, но и по причинам, выходящим за пределы обычной практики обслуживания зданий и помещений.

Могут происходить климатические изменения (позднее лето, ранняя зима), техногенные катастрофы (аварии инженерных сооружений), влияние общественной напряжённости (акции протеста, террористические акции). Мир изменился и многое в нём влияет на фундаментальные основания бизнес-отношений, а аренда помещений, её стоимость и стоимость обслуживания не могут оставаться неизменными и определяться только лишь социально-экономическими условиями жизни общества.

Многие организации для ведения своей деятельности арендуют здания, строения, сооружения или их части. Однако использовать данное имущество по назначению без получения коммунальных услуг (водо-, электро- и газоснабжение, отопление, водоотведение), как правило, бывает невозможно. Таким образом, при аренде нежилого помещения арендатор становится потребителем коммунальных услуг и ему приходится эти услуги оплачивать.
При этом одной из проблем, возникающих во взаимоотношениях арендатора и арендодателя, является порядок учета налога на добавленную стоимость с предъявляемых арендатору сумм коммунальных услуг. Дополнительные сложности возникают в том случае, когда арендодателем имущества выступает организация или индивидуальный предприниматель, применяющие упрощенную систему налогообложения, а арендатором, организация, находящаяся на общей системе налогообложения.
Давайте рассмотрим возможные варианты учета коммунальных платежей и НДС, относящегося к ним в такой ситуации:

1. Договор на оказание коммунальных услуг заключается между арендодателем и поставщиком данных услуг.

1.1. Возмещение расходов на оплату коммунальных услуг в составе арендной платы.
Если договор со снабжающей организацией оформлен на арендодателя, то возместить свои расходы на коммунальные услуги он может, увеличив арендную плату на их сумму.
Арендатор и арендодатель вправе заключить договор аренды с условием о включении коммунальных платежей в состав арендной платы. Такая возможность предоставлена гражданским законодательством (ст.614 ГК РФ).
В этом случае в договоре указывается, что арендная плата состоит из двух частей - постоянной (собственно платы за аренду) и переменной (платы за "коммунальные услуги").
У арендодателя сумма арендной платы и коммунальных платежей учитывается в составе доходов от сдачи имущества в аренду (п.1 ст.346.15 НК РФ). Указанный доход признается на дату поступления арендной платы на счет в банке или в кассу.
Для включения коммунальных платежей в расходы арендодатель должен иметь первичные документы, подтверждающие оплату коммунальных услуг и сумму понесенных им затрат (п.2 ст.346.16, п.1 ст.252 НК РФ).
Такими документами являются счета поставщиков коммунальных услуг, а также документы об их оплате (платежные поручения, кассовые чеки и др.).
Если сумма коммунальных платежей в составе арендной платы является величиной переменной (ее размер определяется по факту потребления арендатором коммунальных услуг), то арендатору, в соответствии с п.1 ст.252 НК РФ, необходимо иметь документы, подтверждающие стоимость коммунальных услуг, потребленных непосредственно им. Например, акт потребленных арендатором коммунальных услуг с указанием и обоснованием их стоимости, а также с приложением копий оплаченных счетов, выставленных поставщиками услуг. Форма такого акта может быть произвольной, но при этом он обязательно должен содержать реквизиты, предусмотренные п.2 ст.9 Закона № 129-ФЗ. Только при наличии этих реквизитов он признается первичным учетным документом и может подтвердить произведенные расходы по оплате "коммуналки".
Арендатор в этом случае не сможет поставить НДС к вычету, так как арендодатель не является плательщиком НДС.

1.2. Возмещение арендатором расходов арендодателя на оплату коммунальных услуг по договору аренды.
В данном случае арендодатель оплачивает коммунальные услуги их поставщикам, а арендатор возмещает эти услуги по договору аренды.
Условие о возмещении коммунальных платежей может устанавливаться в самом договоре аренды либо в дополнительном соглашении к нему. Также возможно заключить самостоятельный договор (например, договор о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей, договор об оплате коммунальных услуг, соглашение об участии в расходах по оплате коммунальных платежей и т.п.).
Президиум ВАС в Постановлении от 12.07.2011 № 9149/10 указал, что компенсация арендатором стоимости данных услуг приводит к образованию экономической выгоды у арендодателя. А поскольку компенсация расходов по содержанию сдаваемого в аренду имущества не включена в перечень освобождаемых от налогообложения доходов (ст. 251 НК РФ), указанные суммы учитываются в доходах арендодателя-"упрощенца".
Таким образом, сумма, полученная арендодателем от арендатора в счет возмещения затрат на оплату коммунальных платежей включается арендодателем в состав доходов, а затраты на коммунальные услуги в состав расходов (пп.5 п.1, п.2 ст.346.16, пп.5 п.1 ст.254, пп.8 п.1 ст.346.16 НК РФ).
Данные расходы арендодателя должны подтверждаться первичными документами (п.2 ст.346.16, п.1 ст.252 НК РФ). Такими документами являются счета поставщиков коммунальных услуг; документы об их оплате арендодателем (платежные поручения, кассовые чеки и др.).
Компенсация арендатором коммунальных расходов арендодателю - наиболее распространенный на практике способ оплаты коммунальных услуг.
Для данного способа оплаты "коммуналки" характерно, что арендодатель сам оплачивает стоимость потребленных арендатором коммунальных услуг их поставщикам, а арендатор компенсирует ему указанные расходы. В данном случае арендодатель не является плательщиком налога на добавленную стоимость и не предъявляет его к оплате арендатору, соответственно последний к вычету ничего не принимает.

2. Между арендодателем и арендатором заключается агентский договор (договор комиссии).
Агентские договоры (договоры комиссии) оформляются в соответствии со ст.ст. 990, 1005 ГК РФ.
Условие о посредничестве стороны могут включить и в договор аренды, т.е. заключить смешанный договор, содержащий элементы различных договоров (п.3 ст.421 ГК РФ).
В данном случае арендодатель по договорам с поставщиками коммунальных услуг приобретает у них энергию, воду, газ, услуги по водоотведению для арендатора. А получив от арендатора денежные средства за приобретенные коммунальные услуги, он перечисляет их поставщикам. Таким образом, арендодатель выступает посредником (комиссионером, агентом) в расчетах между коммунальными службами и арендатором.
При перепредъявлении счетов-фактур, полученных от поставщиков по коммунальным услугам, арендодатель в данном случае лишь дублирует (без отражения на регистрах бухгалтерского учета НДС за коммунальные услуги) арендатору счета-фактуры коммунальных организаций с учетом НДС, которые ранее были выставлены в его адрес (Постановление ФАС Поволжского округа от 12.04.2007 N А55-14832/06). Перепредъявление счетов-фактур в данном случае не противоречит нормам гражданского и налогового законодательства - такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12664/08.
Таким образом, у арендодателя, применяющего УСН, при перепредъявлении счетов-фактур, полученных от поставщиков коммунальных услуг, обязанности плательщика НДС не возникает. В данном случае будет иметь место реализация лишь в части арендных услуг, по которым арендодатель уплачивает единый налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Следовательно, арендодатель, который за счет денежных средств арендаторов (принципалов), непосредственных потребителей тепла, электроэнергии и т.п. оплачивал услуги, оказанные ресурсоснабжающими организациями, не включает в налоговую базу денежные средства, полученные от арендатора в возмещение фактических расходов по коммунальным платежам.
В данном случае доходом арендодателя будет арендная плата и комиссионное вознаграждение за посреднические услуги.
Следует обратить внимание на то, что если арендодатель заключил посреднический договор позже, чем договоры с коммунальными службами на поставку коммунальных услуг, то сделка, совершенная до установления посреднических отношений, не может быть признана заключенной во исполнение поручения заказчика (в нашем случае - арендатора).
Такой вывод в отношении, в частности, договора комиссии сделал Президиум ВАС РФ в п.6 Информационного письма от 17.11.2004 № 85.
Таким образом, в ситуации, когда договоры с поставщиками коммунальных услуг были заключены ранее посреднического договора, налоговые органы могут доначислить арендодателю единый налог на суммы коммунальных платежей, полученных от арендатора. При этом некоторые суды поддерживают позицию контролирующих органов (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 04.10.2007 № А57-9388/06).
Поскольку посреднические договоры являются возмездными (ст.ст. 991, 1006 ГК РФ), то сторонам нужно согласовать размер посреднического вознаграждения. Если размер вознаграждения не установлен и не может быть определен исходя из условий договора, арендатор должен уплатить его арендодателю в размере, соответствующем стоимости аналогичных услуг (п.3 ст.424 ГК РФ).
Арендатор в данном случае вправе принять НДС к вычету, поскольку получит от арендодателя счет-фактуру с выделенной суммой НДС, при условии соблюдения иных условий предусмотренных ст.171 и 172 НК РФ.

3. Между арендатором и поставщиками напрямую заключается договор на поставку коммунальных услуг. В этом случае арендатор самостоятельно рассчитывается с ресурсоснабжающими организациями. В этом случае стоимость коммунальных платежей относится в расходы, а "входной" НДС принимается к вычету у арендатора.
При таком варианте все расчеты по коммунальным платежам осуществляются без участия арендодателя, поэтому у него данные операции в налоговом и бухгалтерском учете не отражаются.
Арендатор вправе принять к вычету сумму НДС, так как напрямую получит счет-фактуру от поставщика услуг.

Как видим, существует несколько вариантов учета коммунальных платежей у арендодателя и арендатора недвижимого имущества. Наиболее оптимальным вариантом, с точки зрения налоговых рисков, является оформление договора аренды с отражением коммунальных платежей как переменной части арендной платы.
В тоже время, наиболее оптимальным вариантом для арендатора недвижимого имущества является заключение прямого договора с поставщиками коммунальных услуг, так как в этом случае арендатор сможет без особых рисков включать в состав налоговых вычетов сумму "входного НДС". Но необходимо учитывать, что большинство ресурсоснабжающих организаций предпочитают заключать договоры напрямую с собственниками недвижимого имущества.

Итак, общество применяет упрощенную систему с объектом налогообложения "доходы" и является одним из собственников административных зданий. Оно сдает часть помещений в аренду. Договоры с ресурсоснабжающими компаниями на обеспечение административных зданий электроэнергией, отоплением и водой заключены с организацией - собственником электрических, водопроводных и тепловых сетей в зданиях. Между арендодателем и арендаторами оформлены договоры, согласно которым арендодатель обеспечивает арендаторов электроэнергией, отоплением, водой, а арендаторы компенсируют ему эти расходы в соответствии со счетами ресурсоснабжающих компаний.

Общество (арендодатель) спрашивает: как учитывается компенсация коммунальных услуг при УСН, если они полностью перечисляются ресурсоснабжающим компаниям (никаких наценок к стоимости ресурсов для арендаторов арендодатель не устанавливает).

Выручка определяется исходя из всех поступлений

Финансисты (письмо от 17.04. 2013 N 03-11-06/2/13101) дали следующие разъяснения.

При применении организацией упрощенной в составе доходов, согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ, учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с за реализованные товары, работы, услуги или имущественные права. При этом статья 251 НК РФ не предусматривает исключение из доходов возмещения стоимости коммунальных расходов (электроэнергии, отопления и т. п.), поступающего арендодателю от арендатора.

Таким образом, суммы указанных возмещений должны учитываться в составе доходов арендодателя при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы.

Отметим, что в письме от 11.03.12 № 03-11-11/72 был рассмотрен несколько другой вариант, когда арендная плата, согласно договору, состоит из двух частей: постоянной (фиксированная сумма), и переменной (коммунальные платежи и эксплуатационные расходы). При этом переменная часть исчисляется по фактическому потреблению ресурсов арендатором.

Налогоплательщик решил, что оплата арендатором коммунальных платежей и эксплуатационных расходов не является его доходом, так как арендатор возмещает арендодателю стоимость затрат, произведенных арендатором исключительно в своих собственных интересах. Арендодатель же фактически является только посредником между арендаторами и компаниями, оказывающими коммунальные услуги.

Специалисты ведомства считают, что и в этом случае суммы, поступающие от арендаторов за коммунальные услуги должны учитываться в составе доходов.

Существует и более веский аргумент - постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.11 № 9149/10. Судьи отметили, что, оплачивая коммунальные и иные услуги, связанные с содержанием сданного в аренду помещения арендодатель исполняет собственную обязанность по предоставлению арендатору имущества в состоянии, соответствующем его назначению. Поэтому оплата таких услуг, пусть и потребляемых фактически арендатором, является затратами необходимыми для ведения деятельности, направленной на получение дохода от сдачи имущества в аренду. Следовательно, если затраты компенсируются арендатором, то у арендодателя возникает экономическая а вместе с ней возникает налогооблагаемый доход.

Данное постановление ВАС РФ практически лишает компании возможности отстоять иную позицию в судах.

Решение проблемы

Но выход все же есть. Рассмотрим возможные варианты.

Посреднический договор

Минфин России в письме от 17.04. 2013 N 03-11-06/2/13101 привел способ оформления отношений, при которых арендодатель сможет избежать включения сумм возмещения в доходы - это заключение агентского договора.

Дело в том, что в составе доходов не учитываются доходы в виде имущества, поступившего комиссионеру агенту или иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору. А также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом или иным поверенным за комитента, принципала или иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов посредника о в соответствии с условиями (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала или от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

Сказанное означает, что если арендодатель станет для арендатора агентом во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими компаниями, то у него в составе доходов при определении объекта налогообложения будет учитываться только агентское вознаграждение. Но для этого обязательно должен быть оформлен соответствующий посреднический договор.

Смена объекта налогообложения

При уплате "упрощенного" налога с разницы между доходами и расходами, подход Минфина России, требующий учета в налогооблагаемой базе всех доходов (при отсутствии посреднических договоров), проблем не создает.

В письмах Минфина России от 07.08.09 № 03-11-06/2/148, УФНС России по г. от 18.12.08 № 18-14/2/118479 чиновники согласны с тем, что арендодатель имеет право учесть оплаченные им за арендаторов коммунальные услуги в составе своих налоговых расходов.

Данная точка зрения поддержана и в арбитражной практике (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.08.06 № А56-42386/2005, ФАС Уральского округа от 03.03.05 № Ф09-531/05-АК).

При равенстве сумм доходов и расходов дополнительного налогообложения не будет (когда наценку арендодатель не устанавливает, то есть никаких сумм с арендаторов сверх ресурсоснабжающих компаний не взимает).

Правда, поменять объект налогообложения можно лишь с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором предполагается изменить объект налогообложения. Такое правило в пункте 2 статьи 346.14 НК РФ.

При этом следует помнить, что организации, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения только "доходы, уменьшенные на величину расходов" (п. 3 ст. 346.14 НК РФ). Так что такие компании воспользоваться данным советом - поменять объект налогообложения не смогут.

Александр Анищенко,