Облагаются ли ндс услуги доставки. Нулевая ставка НДС при международной перевозке грузов (Давыдова О.В.). НДС на транспортные услуги: при международных перевозках

Чтобы увеличить объемы продаж, многие торговые компании берут на себя организацию доставки товаров до покупателей. Но такой маркетинговый ход чреват негативными налоговыми последствиями, в частности, с налогом на добавленную стоимость. Мы расскажем, как можно минимизировать налоговую нагрузку.

Доставка включается в цену товара

Пожалуйста, введите ваше имя Пожалуйста, введите свой адрес электронной почты Пожалуйста, введите действующее письмо Пожалуйста, введите максимум 5 получателей.

  • Использовать; для отделения более одного адреса электронной почты.
  • Введите действительные адреса электронной почты.
Многие предприятия в отрасли транспорта и логистики по-прежнему борются с неопределенностями и местными вариациями, создаваемыми в результате реформы, которые до настоящего времени были представлены на экспериментальной основе.

Термин «вспомогательные логистические услуги» - это широко определенная концепция, которая в основном охватывает практически все не связанные с транспортом предприятия, такие как экспедирование грузов, судовое агентство, складирование и таможенное оформление.

Начнем с самой распространенной ситуации. Компания заключает договор поставки товаров. По его условиям в стоимость отгружаемых товаров включена цена их доставки до покупателя. При этом доставка может осуществляться как собственным транспортом поставщика, так и транспортными компаниями. Здесь проблемы могут возникнуть, если продавец реализует товары, которые облагаются НДС по ставке 10%.

В покрытые отрасли также включены некоторые сферы обслуживания. Вышеуказанное географическое расширение и расширение сферы охвата после менее чем двух лет пилотной программы в Шанхае и других провинциях могут означать, что правительство удовлетворено экспериментом в этих выбранных местах.

Как правило, теперь для международных транспортных услуг, предоставляемых отечественными компаниями, имеющими соответствующие лицензии, теперь доступен нулевой рейтинг. Однако на самом деле ответы компаний в транспортно-логистической отрасли были довольно неоднозначными.

Дело в том, что налоговики трактуют п. 1 ст. 153 НК РФ не в пользу налогоплательщиков. Напомним, что в этой норме Кодекса сказано, что организации, применяющие при реализации товаров (работ, услуг) разные налоговые ставки, должны определять налоговую базу отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. Перечень товаров, в отношении которых применяется ставка НДС в размере 10%, приведен в п. 2 ст. 164 НК РФ. Доставка товаров до покупателя в этот перечень не входит. Значит, в отношении этой услуги применятся ставка НДС в размере 18%. Такая позиция изложена в письме МНС России от 19.04.2004 № 01-2-03/555. Заметим, что более поздних разъяснений налоговиков по этому вопросу нет, а Минфин России эту проблему не рассматривал.

Транспортная индустрия - победители и проигравшие

Влияние этих правил на транспортные и логистические компании. Транспортная компания также может вычитать расходы на субподрядные расходы. . Влияние программы зависит не только от типа компании, но и от типа услуг, в которых она участвует. Однако для отечественной компании, занимающейся внутренними транспортными компаниями, результат может быть смешанным.

Этот недостаток может создать незанятое игровое поле для предприятий, находящихся на разных этапах инвестиций. Мы понимаем, что центральное правительство и местные органы власти в разных городах получили отзывы об этих проблемах по разным каналам. Некоторые местные органы власти согласились предоставить финансовые субсидии для смягчения дополнительного налогового бремени в переходные периоды. Однако не было принято никаких мер, которые обеспечили бы более устойчивые решения по этим вопросам.

Налоговики на местах активно пользуются приведенной выше позицией. Это подтверждает судебная практика. К счастью, она складывается в пользу налогоплательщиков.

Так, в постановлении ФАС Московского округа от 02.08.2012 № А40-4503/12-116-9 была рассмотрена следующая ситуация. Компания заключила договор поставки, согласно которому продавец обязуется доставить покупателю товар. Для этих целей поставщик заключил с транспортной компанией договор перевозки. Цена перевозки включалась в себестоимость товаров. Так как поставляемый товар облагался НДС по ставке 10%, то в бюджет была перечислена сумма налога, рассчитанная исходя из этой ставки. Проверяющие с таким подходом не согласились и решили, что организация осуществляла два вида деятельности: поставку товаров и оказание услуг по перевозке. А раз так, то налоговики, применив правила п. 1 ст. 153 НК РФ, пришли к выводу, что реализация услуг по доставке товаров должна облагаться НДС по ставке 18%.

Логистическая отрасль - не более чистая основа

На практике в течение переходного периода чистая основа будет применяться следующим образом. Поскольку транспортные и логистические отрасли связаны со всей экономикой, то, как эти отрасли облагаются налогом, может иметь далеко идущие последствия. Мы осознаем, что диалог ведется на разных уровнях с целью разработки эффективных решений проблем, поднятых ключевыми промышленными игроками, как отечественными, так и зарубежными поставщиками услуг.

Отдел финансового управления. Поставка любой международной транспортной услуги обычно включает в себя более одной стороны, и различные товары или услуги поставляются для осуществления перемещения товаров из одной точки в другую. Это важно для любого лица, участвующего в поставках транспортных услуг, вспомогательных транспортных услугах и их организации, чтобы определить, какое обслуживание он оказывает и в каком качестве он действует.

Однако суды не согласились с налоговым органом. Они указали, что доставка не является отдельным видом деятельности. Это способ исполнения обязанностей перед покупателями. Кроме того, в учетной политике организации прописано, что к транспортным расходам, связанным с покупкой товара и включаемым в его фактическую себестоимость, относятся расходы по доставке товара на склад покупателя. Стоимость доставки в договоре отдельно не выделялась. Поэтому конечная цена товаров, с которой рассчитывается НДС, должна определяться с учетом доставки. Следовательно, организация правомерно применила ставку НДС в размере 10%.

Чтобы определить, какая услуга предоставляется, важно изучить условия контракта между поставщиком услуги и получателем услуги. Для определения способности, в которой действует какое-либо лицо, должны быть рассмотрены договорные отношения между этим лицом и его клиентом. Лицо, предоставляющее транспортные услуги, вспомогательные транспортные услуги или организацию этих услуг, часто должно привлекать другие стороны для оказания полного обслуживания. Он может заключать контракты с этими сторонами в качестве принципала или в качестве агента от имени своего клиента.

А в постановлении ФАС Московского округа от 06.02.2009 № КА-А40/167-09 арбитры отметили, что гражданское законодательство провозглашает свободу договора (ст. 421 ГК РФ). Следовательно, все условия договора, в том числе и порядок ценообразования, стороны сделки вправе определять по своему усмотрению.

Заметим, что приведенные выше рассуждения применимы и в том случае, когда налоговики облагают стоимость доставки по ставке 18% при реализации товаров, освобождаемых от обложения НДС по ст. 149 НК РФ.

Название или стиль, под которым такой человек осуществляет свою торговлю, не имеет значения. Определяющим фактором являются договорные отношения между его клиентом и самим собой. Если лицо заключает контракты с другими сторонами от своего имени и на свою ответственность и ответственность, он выступает в качестве принципала. Любые товары или услуги, предоставленные ему для того, чтобы дать ему возможность оказать ему услугу, приведут к увеличению налогового вычета в его руках. Перечисление различных товаров или услуг, приобретенных для оказания услуг, не влияет на этот принцип.

Итак, решение проблемы для рассматриваемой ситуации заключаются в следующем.

1. Правильно составьте договор поставки (не указывайте отдельно стоимость доставки и пропишите, что конечная цена товара определяется с учетом доставки).

2. В учетной политике нужно установить порядок формирования себестоимости товаров (с учетом доставки).

Посредническая деятельность экспедитора

Если лицо заключает контракты на поставку товаров или услуг своему клиенту по поручению своего клиента, а за ответственность и ответственность его клиента он выступает в качестве агента. Существует одно исключение из правила, согласно которому агент не может получить вводный налоговый вычет в своих руках в отношении товаров или услуг, приобретенных от имени его принципала. Это исключение рассматривается в пункте 6 этой практической записки.

Международные транспортные услуги

В соответствии с разделом 11 Закона поставка услуг по транспортировке товаров предоставляется с нулевой оценкой. Вышеуказанные положения применяются только к услуге, которая включает перевозку товаров. Любые другие услуги, оказываемые в связи с перевозкой таких грузов, как упаковка, погрузка, стивидор, обработка контейнеров, осмотр груза, подготовка документации и т.д. Являются случайными или вспомогательными для обслуживания перевозок и не охватываются правилами в этом пункте.

3. В первичных документах и счетах-фактурах не упоминайте про доставку товаров.

За доставку покупатель платит отдельно

Проблемы могут возникнуть и в том случае, когда продавец организует доставку товаров с привлечением транспортной организации, а покупатель возмещает поставщику понесенные расходы. В этом случае трудности могут быть у покупателя с принятием к вычету НДС со стоимости доставки.

Для того, чтобы претендовать на нулевую оценку, пункт происхождения перевозки товара должен быть расположен за пределами Республики и указанных стран, а пункт назначения перевозки товаров должен находиться за пределами Республики и указанных стран, Если товары физически проходят через Республику или указанные страны на пути к месту назначения, предоставление услуг по транспортировке товаров по-прежнему будет иметь право на нулевую оценку, если поставщик несет ответственность за все перемещение товара с точки от места происхождения до пункта назначения.

Дело в том, что вычет можно получить только при наличии счета-фактуры. Однако поставщик не может выставить этот документ на сумму доставки покупателю. Ведь фактически услуги по доставке оказывает не он. Поэтому услуги по транспортировке товаров в счете-фактуре на отгрузку товаров не указываются. Не может выставить в адрес покупателя счет-фактуру и транспортная компания, так как она оказывает услуги поставщику на основании соответствующего договора. Что же делать покупателю, чтобы не потерять «входной» НДС со стоимости доставки?

Чтобы получить нулевую оценку, точка происхождения перевозки товара должна быть расположена в пределах Республики или определенной страны, а пункт назначения перевозки товаров должен быть расположен в стране экспорта. Поставщик, предоставляющий услугу по транспортировке товаров, должен нести ответственность за все перемещение товара от пункта отправления до пункта назначения.

Чтобы получить нулевую оценку, точка происхождения перевозки товара должна быть расположена в стране экспорта, а пункт назначения перевозки товаров должен быть расположен в пределах Республики или определенной страны. Поставщик, предоставляющий услуги по транспортировке товаров, должен нести ответственность за все перемещение товаров с места отправления до пункта назначения.

Выход из этой ситуации подсказал Минфин России в письме от 15.08.2012 № 03-07-11/299. Чтобы покупатель в рассматриваемой ситуации мог принять НДС к вычету, нужно заключить с продавцом либо договор комиссии, либо агентский договор. По условиям этого договора продавец будет оказывать покупателю товаров услуги по приобретению от своего имени услуг по транспортировке товаров. В этом случае продавец будет являться комиссионером (агентом) и у него появится возможность выставить покупателю счет фактуру на стоимость доставки. При этом в строке 2 нужно указать полное или сокращенное наименование транспортной организации, которая фактически осуществляла доставку, а не комиссионера (агента).

Услуги по транспортировке товаров, которые входят в параметры, описанные выше, называются «международной транспортной службой» для целей этой практической ноты. Любая ссылка на «международную транспортную услугу» в этой практической записке должна толковаться соответствующим образом.

В целях этой практики обратите внимание на услугу по транспортировке товаров из пункта отправления, расположенного в пределах. До пункта назначения, расположенного в пределах. Будет называться «местной транспортной службой». Любая ссылка на «местную транспортную услугу» должна толковаться соответствующим образом.

В общем случае согласно гражданскому законодательству доставка товара до покупателя возлагается на продавца. На практике стоимость такого рода услуг включается непосредственно в цену договора. Однако стороны договора вольны пойти и иным путем – в договорах купли-продажи нередко появляются элементы посреднических договоров. Их суть сводится к тому, что все проблемы, связанные с доставкой, включая привлечение сторонней транспортной организации, берет на себя поставщик, а покупатель, в свою очередь, отдельно оплачивает эти услуги. Ситуация хотя и распространенная, но с точки зрения исчисления НДС весьма витиеватая.

Что касается раздела 11, то местные транспортные услуги предоставляются с нулевым рейтингом. Чтобы претендовать на нулевую оценку, местная транспортная служба должна предоставляться как неотъемлемая часть международной транспортной службы и поэтому должна предоставляться в рамках одного и того же контракта.

Кроме того, местная транспортная служба должна предоставляться поставщиком международной транспортной услуги в договорной форме. Важно отметить, что поставщик транспортной услуги в договорных отношениях не обязательно является лицом, которое физически выполняет услугу, хотя это может быть и так.

Не имея собственных транспортных средств, продавец, тем не менее, может организовать доставку товаров для покупателя, заключив договор со сторонне транспортной организацией. По существу в таком случае транспортные услуги и реализуются именно ему как заказчику – непосредственно в его адрес выставляется счет-фактура и акт. Покупатель в данной ситуации выступает лишь грузополучателем и просто компенсирует поставщику его расходы, связанные с доставкой. При таких обстоятельствах, учитывая, что непосредственно между продавцом и покупателем реализации транспортных услуг не происходит, суммы такой компенсации, выделенные в отгрузочных документах отдельной строкой, облагаться НДС не должны, поскольку не возникает самого объекта налогообложения (п. 1 ст. 146 НК). Однако из письма Минфина от 6 февраля 2013 г. № 03-07-11/2568 следует абсолютно иной вывод.

Экспедитор заключает контракты с экспортером для доставки товаров экспортера от заводской двери в Йоханнесбурге к клиенту в Ливерпуле. Экспедитор имеет право потребовать удержания налога на добавленную стоимость в отношении местной транспортной службы.

В то время как экспедитор предоставляет как международную, так и местную транспортную услугу, местная транспортная служба также облагается нулевой ставкой, поскольку она предоставляется как часть того же предложения, что и международная транспортная услуга, и предоставляется одним и тем же поставщиком, то есть грузовой форвардера.

Как указали финансисты, согласно подпункту 2 пункту 1 статьи 162 Налогового кодекса база по НДС подлежит увеличению налогоплательщиком в том числе на суммы денежных средств, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Таковыми, по мнению чиновников, являются и суммы возмещения покупателем расходов, понесенных поставщиком товаров в связи с их доставкой. А раз так, настаивают представители Минфина, то они подлежат включению продавцом в базу по НДС.

Экспортер подходит к экспедитору, чтобы организовать перемещение своих товаров из Йоханнесбурга в Ливерпуль. Экспедитор приближается к агенту судна и заключает контракт с агентом судна на имя экспортера, чтобы обеспечить перевозку из Йоханнесбурга в Ливерпуль. Агент судна заключает договор с экспедитором в качестве агента его директора, судовладельца, который зарегистрирован как поставщик.

В этом примере агент судна выступает в качестве агента для судовладельца и независимо от того, выставляется ли налоговая накладная Спорнета судовладельцу или агенту судна, судовладелец в качестве принципала будет иметь право на потребовать удержания входного налога в отношении местной транспортной службы.

Казалось бы, тогда покупатель должен иметь право на вычет «входного» НДС, перечисленного в составе компенсации, но…

Права на вычет у покупателя нет

Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса основанием для принятия «входного» НДС к вычету является счет-фактура, выставленный при реализации соответствующих товаров, работ и услуг продавцом (п. 3 ст. 168 НК). В частности, пунктом 6 Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных постановлением правительства от 26 декабря 2012 г. (далее – Правила, постановление № 1137) предусмотрено: первый экземпляр счета-фактуры, составленного на бумажном носителе, выставляется покупателю, а второй – остается у продавца.

Субподрядная местная транспортная служба поставляется в рамках международной транспортной службы и поставляется одним и тем же поставщиком, судовладельцем. Агент судна, который в этом примере выступал в качестве агента судовладельца, может выдать налоговую накладную экспедитору в отношении услуг, предоставляемых его руководителем, судовладельцем. Если агент судна не выдает налоговую накладную от имени судовладельца, судовладелец обязан выдать налоговую накладную.

Поскольку экспедитор просто организует перевозку товаров и не предоставляет транспортную услугу в этом примере, экспедитор обязан выдать налоговую накладную в отношении своих услуг по организации перевозки только. Плата за услуги судовладельца может быть включена в налоговую накладную экспедитора, но она должна быть четко определена как относящаяся к поставке другой стороны.

Однако как следует из пункта 18 Правил получателем средств, связанных с оплатой товаров, в книге продаж регистрируются счета-фактуры, составленные в одном экземпляре. На этом основании в письме от 6 февраля 2013 г. № 03-07-11/2568 эксперты Минфина также указали, что у покупателя, перечислившего поставщику товаров денежные средства на возмещение расходов по их доставке, оснований для вычета сумм НДС, исчисленных поставщиком с соответствующей суммы, не имеется.

Ранее в письме от 15 августа 2012 г. № 03-07-11/299 финансисты также указывали, что включить услуги по перевозке продукции в счет-фактуру, выставляемый по отгруженным товарам, продавец также не вправе. Согласно пункту 3 статьи 168 Налогового кодекса, пояснили они, оформление счета-фактуры предусмотрено в случае реализации соответствующих товаров, работ или услуг. Однако как уже упоминалось, в рассматриваемой ситуации услуги по доставке продукции по существу реализуются перевозчиком продавцу, а не продавцом покупателю. Собственно говоря, именно поставщику в данном случае и принадлежит право на вычет НДС по расходам на транспортировку товара.

Вместе с тем, если стороны готовы отстаивать свою позицию, то поставщик вполне может и не включать суммы компенсации от покупателя в базу по НДС, а покупателя вправе принять к вычету «входной» налог по расходам на транспортировку товару изначально предъявленный продавцу.

Если обратиться к судьям

При рассмотрении споров, связанных с исчислением НДС с сумм возмещения покупателем расходов продавца по доставке товаров, судьи отталкиваются от того, что соответствующие услуги в рассматриваемой ситуации реализуются отнюдь не продавцом. Следовательно, и суммы компенсации не является для него доходом и не облагается НДС. Такие выводы содержатся в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26 мая 2010 г. по делу № А66-7801/2009 и ФАС Уральского округа от 14 июля 2009 г. № Ф09-4806/09-С3, в передаче которого в Президиум ВАС определением ВАС от 8 сентября 2009 г. № ВАС-11613/09 было отказано.

При этом арбитры также не расценивают отсутствие в Налоговом кодекса положений, которые допускали бы и регламентировали перевыставление счетов-фактур при возмещении расходов, как запрет на подобные действия и основание для отказа в вычете НДС по перевыставленным счетам-фактурам. В частности, именно так рассудили представители ФАС Уральского округа в постановлении от 25 мая 2009 г. № Ф09-3324/09-С3. При наличии факта потребления соответствующих услуг именно налогоплательщиком, посчитали они, отказ в применении налоговых вычетов по НДС на основании перевыставленного счета-фактуры на сумму компенсации расходов по доставке неправомерен. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Центрального округа от 1 июля 2009 г. по делу № А54-3828/2008С8, от 29 апреля 2009 г. по делу № А54-3250/2008С4.

Впрочем, есть способ не начислять НДС с суммы полученной компенсации и передать право на вычет «входного» налога по расходам на доставку товара покупателю, и не прибегая к помощи судей.

Трехсторонний «компромисс»

По существу, организуя доставку товара в рассматриваемой ситуации, продавец выступает посредником между покупателем и перевозчиком, действующим от собственного имени. И как следует из письма от 15 августа 2012 г. № 03-07-11/299, если такие «трехсторонние» отношения узаконить, то есть заключить договор комиссии или агентский договор, то вычет НДС по услугам по транспортировке покупатель сможет применить на основании счета-фактуры, перевыставленного продавцом товаров как посредником в сделке в порядке, предусмотренном постановлением № 1137.

При этом очевидно, что и оснований включать в базу по НДС компенсацию расходов по выполнению поручения покупателя-заказчика на организацию доставки товаров у продавца нет.

Другое дело, что агентский договор (или договор комиссии) требует определения хотя бы минимального вознаграждения продавца за услуги посредника, на сумму которого увеличить базу по НДС поставщику все же придется.

Анна Перемет, эксперт ООО «ЦЭИНФ»