Основные проблемы экономики и способы их решения. Три основные экономические проблемы общества. Механизм функционирования конкурентного рынка

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса:

Ш что из товаров и услуг должно быть произведено, и в каком количестве?

Ш как эти товары и услуги надо произвести?

Ш кто, получит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги?

Рассмотрим поподробнее каждый из вопросов.

1. Что производить? Отдельный человек может получить какие-либо товары различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие вещи, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего - вообще отказаться.

Развитые страны, например, прилагают немало усилий к улучшению производства ограниченного круга товаров для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими странами. Это могут быть автомобили, ЭВМ или иные товары.

Иногда выбор может быть очень трудным. Так называемые слаборазвитые страны настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население страны. В таких странах поднять жизненный уровень можно путем наращивания производства.

Но поскольку рабочая сила занята полностью, то увеличить уровень общественного производства нелегко. Можно, конечно, провести модернизацию оборудования с целью увеличить объем производства. Но для этого необходима перестройка национального хозяйства. Часть ресурсов будет переключена с производства предметов потребления на производство капитальных товаров, строительство производственных зданий, выпуск машин и оборудования. Такая перестройка производства снизит жизненный уровень во имя его будущего повышения. Однако в странах с низким жизненным уровнем даже незначительное снижение выпуска товаров массового потребления поставит большое число людей на грань нищеты.

2. Как должны быть произведены товары и услуги? Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации национального хозяйства?

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности.

По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, по разным проектам можно выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей.

Одни здания строят частные лица, другие - государство (например, школы). Решение о строительстве автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы. Использование земли может осуществляться либо по желанию самих фермеров, либо с участием или решением государственных органов.

3. Для кого произведен продукт? Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю, или должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Чему должен быть отдан приоритет-интеллекту или физической силе? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.

Располагая информацией о своих производственных возможностях хозяйственные субъекты общества должны знать что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи , которые должны решаться в любом обществе.

Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Общество в целом не может получить все нужные товары и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, оно может быть одно- или многоэтажным, его могут строить частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это будет осуществляться.

Для кого производить (проблема распределения) - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

Количество созданных товаров и услуг ограничено, поэтому и возникает проблема их распределения.

Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

·религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

·мораль - система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

·искусство - художественное освоение мира;

·наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира;

·право - совокупность норм, поддерживаемых государством;



·образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовная сфера - это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессесоциализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании,воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства - наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания - нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов, их общностей и взаимоотношений между ними, социальную структуру. Социальная структура включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам. Самые важные разрезы этой структуры в широком контексте – социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, и др. Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждому периоду истории свойственна своя социальная структура, как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль. Группа – совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемая другими как некое сообщество. Классы – большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-экономические и психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения. Основные признаки класса: 1) место в исторически определённой системе общественного производства; 2) отношение к средствам производства; 3) роль в общественной организации труда; 4) способы получения и размеры доли общественного богатства, которым реально располагает тот или иной класс. Во всех общественно-экономических формациях существуют основные, обусловленные данным способом производства (рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетариат и буржуазия) и неосновные (сохранение остатков или зарождение нового способа производства) классы. Внутри этих классов существуют различные слои, группы, интересы которых могут частично не совпадать. Наряду с основными и неосновными классами в социальной структуре общества выделяются различные общественные группы, которые по своему общественному положению в системе общественного производства и по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют особые социальные группы, слои, сословия, касты и т.д. Помимо этого в социальной структуре важную роль играют демографические группы (молодежь и т.п.). Особое место занимают интегральные социальные группы (город и деревня, лица физического и умственного труда). Социальные слои – это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Страта – социальная группа, отличающаяся (ограниченная) по своему статусу в социальной иерархии общества по какому-либо параметру – тип профессии, уровень дохода и т. п.

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальная защита - это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды социальной защиты :

Обеспечение пенсиями;
- обеспечение пособиями;
- бесплатное медицинское обслуживание;
- предоставление санаторно-курортного лечения;
- социальная помощь семьям, имеющим детей;
- обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Право социальной защиты - это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.

Как известно, предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70- х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.

Общество как систему отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех его элементов и подсистем. Точно также как и в природе, все является частью единого комплекса. Такого, что, затронув или уничтожив один из его компонентов, можно поставить под угрозу самое существование природного мира.

Сложная система социальных связей и взаимодействий пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое решение, мы сможем проследить его последствия во всех сферах. Приведем пример из нашего недавнего прошлого. Проведение приватизации и разгосударствления в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере духовной культуры.

Рассмотрим более обстоятельно основные понятия и определения, связанные с характеристикой социальных связей и отношений.

Основными типами социальных связей выступают функциональные и причинно-следственные. Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой. Проще всего такие связи можно проиллюстрировать на примерах взаимодействия основных сфер жизни общества.

Функциональные связи прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом и его отдельными элементами. Например, задача производства жизненных благ неотделима от распределения результатов труда, воспроизводства и социализация человека, осуществления управления и т.д.

И причинно-следственные и функциональные связи всегда реализуются в единстве. Первые можно представить в виде вертикали, так как одно явление предшествует другому во времени. Вторые формируются в один и тот же момент времени.

Для осуществления своих целей и задач общество конструирует систему общественных отношений – коммуникаций и соответствующие структуры – социальные институты. Под общественными отношениями понимаются отношения, возникающие между группами людей и внутри них в процессе жизнедеятельности общества. В соответствии с разделением общества на подсистемы – сферы ученые выделяют экономические, социальные, политические, духовные. К примеру, отношения в сфере распределения материальных благ являются экономическими, отношения в сфере управления обществом, принятии решений по согласованию общественных интересов можно назвать политическими.

По своему характеру эти отношения могут быть солидарными (партнерскими), основанными на согласовании интересов сторон, или же конфликтными (конкурентными), когда интересы участников противоположны. Кроме того, отношения различаются и по уровню взаимодействия: межличностные, межгрупповые и межнациональные. Но ряд их элементов остается всегда неизменным.

В структуре любого отношения можно выделить ряд элементов:

·участники (субъекты) отношений;

·значимый для участников объект деятельности;

·потребности (отношения субъект – объект);

·интересы (отношения субъект – субъект);

·ценности (отношения между идеалами взаимодействующих субъектов).

Характер общественных связей и отношений меняется в процессе общественной эволюции, по мере изменения общества.

Россия позиционирует себя как социальное государство. Это значит, что проведение социальной политики должно являться конечной и основной целью всех структур власти. Среди этих структур муниципальной власти принадлежит особое место. Именно муниципальная власть максимально приближена к народу, а потому ее представители, во-первых, лучше всего знакомы с потребностями рядовых граждан, а во-вторых, имеют возможность именно самые насущные потребности удовлетворить непосредственно по месту жительства.

Муниципальная социальная политика важна еще и тем, что активизирует деятельность населения, его активность в личных и общественных интересах.

В России нет богатого опыта местного самоуправления, поэтому исследования в области такого самоуправления и его социальной компоненты особенно актуальны. Целью настоящей работы является анализ особенностей проведения социальной политики на муниципальном уровне применительно к современной России. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Дается общая оценка социальной политики в нашей стране

2. Выявляется роль муниципальных образований проведении социальной политики в России.

3. Определяются конкретные механизмы реализации социальной политики

4. Рассматриваются пути взаимодействия государственных и муниципальных органов для решения социальных задач.

Методика выполнения настоящей работы заключается в исследование нормативных документов. а также учебной и научной литературы в том числе – в периодических изданиях.

В случае если потребности безграничны, то основная характеристика ресурсов – их ограниченность . Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные способности человека, имеющиеся в его распоряжении средства производства, информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом. Наличных ресурсов, которые мы хотим использовать всœегда меньше, чем крайне важно для удовлетворения наших потребностей при данном уровне общественного развития. Конечно, ограниченность ресурсов относительная . С развитием общества, как правило, она преодолевается. При этом на каждый данный момент времени ограниченность ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и полное удовлетворение всœех потребностей принципиально невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию. Это приводит нас к важному понятию эффективности. Эффективность означает отсутствие потерь, или настолько эффективное использование ресурсов экономики, насколько это возможно для удовлетворения нужд и желаний людей.

Значение экономики как раз и состоит в осознании реальности и понимании того, как направить общество по пути наиболее эффективного использования ресурсов.

Основная проблема экономики – обеспечить использование имеющихся ресурсов таким образом, чтобы добиться наиболее полного удовлетворения потребностей общества.

Из несоответствия между безграничными потребностями и относительной ограниченностью ресурсов возникает потребность хозяйствовать. Хозяйственная деятельность людей представляет собой процесс, в котором экономическая теория выделяет 4 стадии: производство, распределœение, обмен и потребление. В хозяйственной деятельности люди, независимо от их воли и сознания вступают в отношения между собой. Эти отношения между людьми в процессе производства, распределœения, обмена и потребления называются производственными или экономическими отношениями .

В процессе хозяйствования перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы: какие товары производить, как их производить и для кого (как распределить), ᴛ.ᴇ. как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом пытается не только зафиксировать то, что есть, но и разрабатывает наилучшие варианты решения возникших проблем. В связи с этим встает проблема рационального ведения хозяйства.

Все единицы экономики, принимающие экономические решения, называются хозяйствующими субъектами (экономическими агентами). Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределœении, обмене и потреблении экономических блаᴦ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства ), фирмы (бизнес ), государство . Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов . Это означает, что целью их деятельности является максимизация результатов, а средством – минимизация затрат. Индивиды стремятся к максимальному удовлетворению потребностей, фирмы – к максимизации прибыли, государство – к наивысшему уровню общественного благосостояния.

Множественность экономических целœей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора – выбора наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат.

Выбирая один из вариантов мы фактически отказываемся от другого альтернативного варианта.

Альтернативные издержки - ϶ᴛᴏ оценка наиболее ценной из отвергнутых в результате выбора возможности использования данного ресурса.

Иллюстрацией применения принципа альтернативности и связанных с этим издержек является модель производственных возможностей.

Производственные возможности – возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всœех имеющихся ресурсов и при условии данного уровня развития технологии. Поясним это на условном примере. Допустим, что в обществе производится две группы благ: товары производственного назначения и потребительские товары. В случае если общество использует свои ресурсы для производства только потребительских товаров, то оно произведет их 5 трлн шт., в случае если же только для производства товаров производственного назначения, то 6 млн шт. При одновременном производстве обоих групп благ возможны следующие сочетания (см. табл. 1).

Таблица 1

Таблица производственных возможностей

Ограниченность редких ресурсов означает крайне важно сть выбора между потребительскими и инвестиционными товарами. Таблица показывает, что всякое увеличение производства инвестиционных товаров (с 0 до 6 млн шт.) снижает производство потребительских товаров (с 5 трлн шт. до 0), и наоборот. В случае если мы заполним промежуточные позиции и построим по этим точкам кривую, представляющую всœе возможные комбинации потребительских и инвестиционных товаров, мы получим модель (график) производственных возможностей (см. рис. 1).

Рис. 1. Граница производственных возможностей

Линия АБВГД, которую называют кривой производственных возможностей , отражает альтернативные варианты производства при полном использовании ресурсов. В точке Б, к примеру, экономика страны работает в основном на потребление. Доля сбережений низкая, инвестируется мало. В результате производственные мощности не растут. Жители в будущем будут жить не намного лучше, чем сегодня. В точке Е, напротив - страна много инвестирует, что означает рост объёма производства средств производства (здание, оборудование, складские запасы). Тем самым увеличиваются производственные мощности, достигается быстрый рост экономики. Страна отказывается от сегодняшнего потребления в пользу будущего. Линия производственных возможностей страны, в случае если она находится в точке Е в будущем продвинœется дальше вправо, так как мощности увеличиваются в большей степени, чем если бы страна находилась в точке Б.

Кривая производственных возможностей обычно имеет выпуклую форму. Это означает, что, изменяя структуру производства, к примеру, в пользу товаров производственного назначения, мы будем в большей мере использовать в их производстве сравнительно малоэффективные для этого ресурсы. По этой причине каждая новая единица инвестиционного товара требует всœе большего сокращения производства потребительских товаров и наоборот. Так производство первой тысячи штук инвестиционных товаров потребовало сокращение производства потребительских товаров на 0,2 млн, второй – на 0,3 третьей – на 0,6 и т.д. Этот пример наглядно иллюстрирует закон убывающей производительности (отдачи) ..

В условиях ограниченности ресурсов проблема экономического выбора неустранима, однако в различных экономических системах она решается по-разному.

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Располагая информацией о своих производственных возможностях, любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса.

Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве?

Как эти товары и услуги надо производить?

Кто купит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги?

Что производить?

Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Развитые страны, например, прилагают немало усилий к улучшению производства ограниченного круга товаров для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими странами. Это могут быть автомобили, ЭВМ или другие товары.

Иногда выбор может быть очень трудным. Так называемые «слаборазвитые страны» настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население страны. В таких странах поднять жизненный уровень можно путем наращивания производства. Но поскольку рабочая сила занята полностью, то увеличить уровень общественного производства нелегко. Можно, конечно, провести модернизацию оборудования с целью увеличения объема производства. Но для этого необходима перестройка национального хозяйства. Часть ресурсов будет переключена с производства потребительских товаров на производство капитальных товаров, строительство производственных зданий, выпуск машин и оборудования. Такая перестройка производства снизит жизненный уровень во имя его будущего повышения. Однако в странах с низким жизненным уровнем даже незначительное снижение выпуска товаров массового потребления может поставить большое число людей на грань нищеты.

Как должны быть произведены товары и услуги?

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, по разным проектам можно выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей.



Одни здания строят частные лица, другие - государство (например школы). Решение о строительстве автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы. Использование земли может осуществляться либо по желанию фермеров, либо с участием или решением государственных органов.

Для кого произведен продукт?

Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю или должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Чему должен быть отдан приоритет - интеллекту или физической силе? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.

Анализируя производственные возможности общества, мы исходили из идеальных условий, когда все ресурсы используются полностью и когда количество и качество ресурсов, а также технология остаются неизменными. Рассмотрим развитие экономики в реальных условиях.

Незанятость и неполное использование ресурсов

Граница производственных возможностей проходит через точки, характеризующие возможные альтернативы производства двух конкурирующих продуктов. При неполной занятости населения или незанятости ресурсов экономика производит меньше продукции, чем при каждой альтернативе, показанной в табл. 2.1.

Ситуация незанятости или неполной занятости ресурсов графически может быть представлена точкой внутри кривой производственных возможностей, воспроизведенной на рис. 2.1. Эта точка Y. Здесь мы обнаруживаем, что экономика отстает от различных максимальных комбинаций производства пушек и масла, представленных всеми точками на кривой производственных возможностей. Стрелки на рис. 2.1 указывают на три возможных пути возврата к полной занятости ресурсов и полному объему производства. При этом продвижение к полному объему производства влечет за собой увеличение производства одного или обоих продуктов.



Изменение количества и качества ресурсов

Теперь откажемся от предположения о том, что совокупные ресурсы земли, рабочей силы, капитала и предпринимательской способности сохраняются неизменными как по количеству, так и по качеству. В самом деле, с течением времени рост населения страны приводит к увеличению численности рабочей силы и предпринимательской способности. К тому же качество рабочей силы, как правило, со временем повышается (например, возрастает доля лиц со средним и высшим образованием). Производственные ресурсы в большинстве стран увеличиваются, хотя и различными темпами. Используемые энергетические и минеральные ресурсы истощаются, но открываются все новые и новые их источники. Осушение болот и мелиорация расширяют площади пахотных земель.

При полной занятости ресурсов итогом увеличения предложения факторов производства явится способность производить большее количество и пушек, и масла. Таким образом, увеличение наличных ресурсов приводит к возрастанию объема производства одного или обоих продуктов в каждом варианте: происходит экономический рост, выражающийся в увеличении потенциального объема продукции.

Однако такое благоприятное смещение кривой производственных возможностей не создает гарантии того, что экономика станет действительно функционировать в режиме, представленном одной из точек на этой новой кривой. Автоматизма здесь быть не может. Экономика может и не суметь полностью реализовать свои новые возможности. Иначе говоря, кривая производственных возможностей может сместиться, а производство может и не осуществиться в объеме, указанном точкой на этой кривой.

Экономический рост - это способность производить больший объем продукции, что выражается в смещении кривой производственных возможностей вправо; он представляет собой результат увеличения предложения ресурсов и технического прогресса. Следствием экономического роста является способность экономики при полной занятости ресурсов обеспечить рост объемов производства обоих конкурирующих продуктов, в то время как техника и технология существенно прогрессируют. Технический прогресс обусловлен новыми и лучшими по качеству капитальными товарами, а также совершенствованием способов производства этих товаров. Остановимся на варианте совершенствования лишь капитальных товаров. Технический прогресс, повышая эффективность производства, позволяет обществу производить больше товаров из того же самого количества ресурсов. Так же, как и при увеличении ресурсов, технический прогресс позволяет производить больше и пушек, и масла. При увеличении предложения ресурсов или при совершенствовании техники и технологии кривая производственных возможностей смещается вовне и вправо. Статичная экономика вынуждена жертвовать одним из продуктов для увеличения производства другого.

Современные производственные альтернативы и будущий рост

Вышеизложенное позволяет сделать важный вывод о том, что сегодняшний выбор точки на кривой производственных возможностей экономики служит основной детерминантой будущего положения этой кривой. Проиллюстрируем сказанное выше на экономиках условных стран Альфании и Бетании (рис. 2.4, 2.5). На осях графика производственных возможностей обозначим «товары для настоящего» и «товары для будущего». К «товарам для будущего» относятся капитальные товары, научные исследования и образование, профилактическая медицина. Все они в совокупности должны увеличивать количество и совершенствовать качество материальных ресурсов, технологии и людских ресурсов. Эти товары являются составными элементами экономического роста. Под «товарами для настоящего» мы подразумеваем чисто потребительские товары - предметы питания, одежду, автомобили, жилища и т.п.

Предположим, что экономики Альфании и Бетании полностью идентичны. На кривой производственных возможностей Альфании, как показано на рис. 2.4, в настоящее время отдано предпочтение не товарам для будущего, а товарам для настоящего. В свою очередь, Бетания отдает предпочтение выпуску большего количества товаров для будущего за счет уменьшения объема товаров для настоящего (см. рис. 2.5).

Рис. 2.4. Выбор экономической позиции на кривой производственных возможностей Альфании Рис. 2.5. Выбор экономической позиции на кривой производственных возможностей Бетании При неизменности всех прочих позиций можно полагать, что будущая кривая производственных возможностей Бетании окажется значительно более смещенной вправо, чем кривая Альфании. Следовательно, избрав сегодня структуру производства, которая благоприятствует технологическому прогрессу, увеличению количества и повышению качества материальных и людских ресурсов, Бетания сумеет обеспечить больший экономический рост, чем Альфания. У последней выбор структуры производства менее ориентирован на будущее.

Основные экономические проблемы. Изучение экономики принято начинать с анализа некоторых самых общих закономерностей. Эти закономерности действуют в любые эпохи и в любой стране. Они проявляются в процессе решения людьми так называемых основных (центральных) экономических проблем:

1 Что производить? (Какие блага и в каком количестве?)

2. Как производить? (По какой технологии? С какими затратами?)

3. Для кого производить? (Какой уровень благосостояния будет обеспечен, кому достанутся произведенные блага?)

Три центральные экономические проблемы являются выражением взаимосвязи потребностей, ресурсов и производства.

Потребности и благосостояние. Потребности - это необходимость нужда человека в чем-то. В обществоведении обычно выделяют материальные, духовные и социальные потребности. Развитие, возвышение потребностей, выражая процесс развития человека в окружающем его мире, и состоит в том, что по мере удовлетворения материальных потребностей, особенно самых насущных, элементарных (потребности в пище, одежде, жилье), усиливается настоятельность, значимость духовных и социальных потребностей.

Этот подход использован в известной классификации А. Маслоу (рис. 1-1), в которой американский психолог ранжирует потребности по мере движения от первичных (элементарных) к высшим (потребностям в самовыражении).

Для решения вопроса о том, что производить, раскрытия взаимосвязи «потребности - производство» наиболее «работающей» является классификация потребностей, которая основывается на концепции деятельностного подхода в развитии человека. Эта концепция исходит из того, что возвышение потребностей человека представляет собой процесс развития его жизнедеятельности, основных ее форм: труда, семейно-бытовой деятельности, досуга. В соответствии с этим подходом в структуре потребностей современного человека выделяются (рис. 1-2):

1. элементарные потребности (потребности в пище, одежде, жилище);

2. потребности в общих условиях жизнедеятельности: потребности в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности;

3. потребности в деятельности, в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге.

Степень развития и удовлетворения элементарных потребностей и потребностей в общих условиях жизнедеятельности определяется показателями объема и структуры потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, показателями развития материальной базы сферы услуг.

К числу показателей, характеризующих удовлетворение и развитие потребностей в деятельности, относятся:

1) мотивация человека, т.е. мотивы, которые побуждают человека к данному виду деятельности;


2) затраты времени на каждую из форм деятельности;

Рассмотрим, например, использование этих показателей при определении степени удовлетворения и развития потребности в труде.

Выделяют следующие виды трудовой мотивации: 1) средство к жизни; 2) интересная творческая работа; 3) стремление сделать карьеру; 4) желание участвовать в управлении производством; 5) стремление принести пользу организации, общине, своему народу, всему человечеству. Так, труд, работа могут интересовать работника лишь постольку, поскольку они обеспечивают ему заработок, позволяющий приобрести необходимые жизненные блага. Такая трудовая мотивация характеризует отношение к труду, как средству к жизни. Трудовая мотивация, как правило, бывает сложной, в ней присутствует несколько мотивов трудовой деятельности. Например, работника может интересовать и заработок, и интересная работа, и участие в принятии управленческих решений.

Для каждого уровня экономического и социального прогресса существует общественно-нормальный уровень затрат рабочего времени. Так, в наши дни нормальной воспринимается продолжительность рабочей недели в 36 - 42 часа, хотя в XIX в. даже в передовых капиталистических странах она составляла более 70 часов и сводила у наемных работников практически к нулю время досуга в будни. Если же человек трудоспособен, ищет, но не может найти работу, то это означает, что он не может удовлетворить свою потребность в труде. Содержание труда определяется образованием и квалификацией, структурой трудовых функций (что конкретно делает человек), а также соотношением умственных и физических затрат, исполнительских и управленческих функций.

Деятельностный подход к изучению потребностей позволяет системно подойти к изучению благосостояния, т.е. уровня и качества жизни, под которыми понимаются степень развития и удовлетворения потребностей.

Ресурсы. Экономическая эффективность. Ресурсы (факторы производства, производительные силы) - это все, с помощью чего производятся товары и услуги.

В курсах «экономикс» выделяют четыре основных вида ресурсов: труд, земля, капитал, предпринимательский талант.

Труд (рабочая сила) - это физические и умственные способности, а также умение и желание работника использовать свои способности. Особенность человеческого фактора производства заключается в том, что работник является одновременно и ресурсом, и субъектом потребностей. Работая, он создает блага для удовлетворения и развития своих же потребностей. Способность человека к труду и его благосостояние неразрывно связаны. Поэтому здоровье, образование, квалификация работника, содержание его труда и отношение к нему являются показателями и благосостояния, и качества рабочей силы.

Земля - так называют все естественные ресурсы, предоставляемые природой. К ним относят плодородную почву, лес, запасы полезных ископаемых, энергию ветра и солнца, воду, воздух и т.д.

Капитал - это все созданные людьми средства для производства благ (машины, оборудование, сырье и т.д.). В данном случае речь идет о материальном, физическом капитале. Деньги и другие финансовые активы, сюда не включаются.

Предпринимательский (организаторский) талант - это способность творчески руководить использованием всех остальных ресурсов, брать на себя ответственность и риск.

Некоторые экономисты выделяют еще один фактор производства под названием информация - данные о новаторских приемах использования других ресурсов, выраженные, как правило, в знаковой форме (книжные тексты, программы для компьютеров). Если предпринимательский фактор неотрывно связан с личностью человека, то информация отделяется от ее создателя и может функционировать вполне самостоятельно (торговля патентами, «ноу-хау» и т.д.). Подобно капиталу, информация является вторичным фактором, она используется для производства жизненных благ. Но в отличие от капитала (и от других ресурсов) информация может тиражироваться. «Если у меня есть рубль и у тебя есть рубль, то после обмена у каждого останется по рублю, - гласит пословица. - Но если у меня есть идея и у тебя есть идея, то, поменявшись ими, каждый будет иметь по две идеи.»

Существует и другой подход к классификации ресурсов, широко используемый в хозяйственной практике. Средства производства, к которым относят материально-вещественную часть производительных сил (по ранее предложенной классификации - это капитал и земля), разделяют на средства труда и предметы труда. Средства труда, или основные производственные фонды, многократно участвуют в производственном процессе и изнашиваются постепенно. К ним относятся машины, оборудование, здания, сооружения и т.п. Предметы труда, или оборотные производственные фонды (сырье, материалы, и т.п.), расходуются в одном производственном процессе.

Все перечисленные факторы производства существовали практически всегда и везде (информация - с момента возникновения письменности). Однако их значение существенно менялось. В доиндустриальных обществах главными факторами были физический труд и земля. При капитализме первенство переходит к капиталу и предпринимательству. С развертыванием НТР основное значение получают творческий труд и информация, «человеческий капитал». Известный американский экономист Г. Беккер предложил это понятие для обозначения имеющихся у работника запасов знаний, навыков, мотиваций - способности к творческому самостоятельному труду, которые позволяют увеличивать его доход.

Для анализа использования ресурсов в процессе производства применяется система показателей эффекта и эффективности.

Эффект - конечный результат производства. Различают экономический эффект (результат производства как сумма произведенных товаров и услуг) и социальный эффект (благосостояние населения).

Под экономической эффективностью понимают соотношение экономического эффекта (как результата) и затрат ресурсов. Система показателей экономической эффективности производства включает в себя три основных показателя: производительность труда, фондоотдачу и материалоотдачу (табл. 1-1). Они характеризуют соответственно эффективность использования рабочей силы, основных и оборотных производственных фондов.

Таблица 1-1. Основные показатели экономической эффективности производства