Конспект урока "Экономическое развитие в конце XVIII в. – начале XIX в.". Социально-экономическое развитие России в XVIII в

Не остановили, естественно, поступательного развития экономики государства. Его потребности в быстро меняющейся мировой конъюнктуре, импульсы, данные петровскими реформами, диктовали продолжение курса на рост промышленного и сельскохозяйственного производства. По разным направлениям были достигнуты существенные, подчас очень впечатляющие успехи. Достаточно упомянуть, что Россия к концу столетия заняла первое место в мире по выплавке чугуна, а под парусами из русского полотна плавала значительная часть мирового флота.

Город и промышленность в России XVIII века. После Петра I продолжалось интенсивное развитие промышленности на Урале, затем — в Сибири. К середине века в стране выплавляли 2 млн. пудов чугуна — в полтора раза больше, чем в Англии; почти половину железа продавали на внешнем рынке. Некоторые металлургические предприятия имели внушительные размеры. Самое крупное из них — Екатеринбургский завод на Урале — имело 37 цехов, выпускало железо разных сортов, сталь, медь, чугунное литье, проволоку, гвозди и др.

Суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры располагались в центре Европейской России, в том числе в Москве, Ярославле, Казани, затем — в Малороссии. К 1750 г. в стране работало 50 текстильных мануфактур.

Существовали и другие предприятия — стекольные, пороховые, канатные, винокуренные, верфи и др. Благодаря быстрому промышленному строительству значительно сократилось отставание России от передовых государств Западной Европы.

По-прежнему большое место в жизни страны занимало мелкое производство — ремесло. Именно благодаря труду ремесленников на рынке появлялись предметы повседневного обихода — башмаки и сукна, кожи и седла, многое другое.

В целом к середине столетия число мануфактур увеличилось втрое в сравнении с петровским временем — их стало около 600, к концу века —1200. Росло применение наемного труда, различных механизмов, усиливалось разделение труда. Но использование, и в довольно широких размерах, принудительного труда, которое вначале способствовало развитию промышленности; например на Урале, впоследствии вело к его захирению. Меньше использовался несвободный труд на новых предприятиях, особенно текстильных. На заводах, основанных после 1762 г., применялся только наемный труд.

Произошли изменения в размещении металлургических заводов. Совсем прекратили существование старинные предприятия Тульско-Каширского района, упадок переживало это производство в Карелии. На первое место вышел Урал. Хорошо работали также Липецкие заводы.

В легкой промышленности (производство сукна, полотна, шелка), наряду с Москвой, складываются новые центры к северу и западу от нее, в Воронежской губернии, в Малороссии.

Если поначалу мануфактуры принадлежали прежде всего казне, то позднее, уже после Петра I, все большее число владельцев фабрик и заводов являлись выходцами из купцов, а также крестьян и дворян. Из богатых крестьян и купцов вышли промышленники-миллионеры — основатели династий предпринимателей (Демидовы, С.Яковлев, И. Твердышев и др.). Характерная черта времени — дворянское предпринимательство (винокурение, суконные, парусно-полотняные, металлургические мануфактуры).

С 1760-х гг. в России формируется капиталистический уклад в промышленности, постепенно набирающий силу.

Сельское хозяйство в России XVIII века. Гораздо в меньшем объеме новые явления получили развитие в сельском хозяйстве. Оно развивается на экстенсивной основе — путем расширения посевных площадей, освоения новых земель в Поволжье, Причерноморье, Сибири.

Низкий уровень агротехники способствовал неурожаям (например, в 1723—, 1733, 1750 гг.). Владельцы вотчин в первой половине века обычно находились на службе, и вместо них управляли всем приказчики в соответствии с детальными инструкциями хозяев. Крестьяне от трех до шести дней в неделю работали на барщине, платили платежи и натуральные взносы помещикам, подушную подать в пользу государства.

По петровскому указу 1724 г. крестьянин, чтобы пойти со своего двора “работою кормиться” в соседние с его деревней места (до 30 верст от дома), должен был получить письменную отпускную от помещика. Для более дальнего отхода требовался уже паспорт с подписями представителей власти. Так было положено начало паспортной системе. Она стесняла перемещение работников, формирование рынка рабочей силы, но с ее помощью легче было ловить беглых.

Россия в течение всего столетия оставалась страной аграрной. Сельское население составляло к концу века 95,9%, из них 48,7% крепостные мужского пола. В пашенный оборот вовлекаются обширные новые массивы земель — в Причерноморье и Крыму, на Дону и Северном Кавказе. На тучных южных черноземах власти отводили дворянам владения—от 1,5 до 12 тысяч десятин; остальным “всякого звания людям”, кроме крепостных,— участки в 60 десятин. Возникали в отдельных случаях огромные латифундии: Потемкин, например, получил здесь 40 тысяч десятин; Вяземский, генерал-прокурор Сената,—104 тысячи десятин. Довольно быстро, к концу века, в Новороссии появились излишки зерна на продажу. Земледелие продвигалось на новые территории Приуралья и Сибири.

В черноземных губерниях преобладает барщина, в нечерноземных — денежный оброк. Распространение последнего давало крестьянам больше простора для хозяйственной инициативы, обогащения. Именно из крестьян-оброчников выходили богатые купцы и мануфактуристы, а их владельцы-помещики получали от них большие платежи. Нередко такие крестьяне-богатеи откупались, конечно, за огромные деньги, на волю.

В черноземной полосе помещики получали немалые доходы от продажи излишков зерна и другой продукции, произведенной их крестьянами, которые трудились на барщине. В их имениях довольно часто применялась так называемая месячина — крестьяне, лишенные своего надела, все время трудились на барской пашне, получая от господина месячное пропитание и одежду.

Крестьяне и дворяне в России XVIII века. Крепостное право при Екатерине II значительно укрепилось. Так, крестьян, проявивших себя в качестве “вредных обществу людей”, помещики, монастырские и дворцовые власти могли сослать на каторгу в Сибирь за открытое неповиновение (указ 1765 г.). Если крестьяне начинали волнения, власти посылали против них воинские команды, и крестьяне обязаны были их содержать (указ 1768 г.).

Особый указ запретил крестьянам подавать жалобы императрице. Однажды Екатерина на заседании Сената в 1767 г. пожаловалась, что она, путешествуя в Казань, получила до 600 челобитных — “по большей части все, выключая несколько недельных, от помещичьих крестьян в больших с них сборах от помещиков”. Князь Вяземский, генерал-прокурор Сената, в особой записке выразил опасение: как бы “неудовольствие” крестьян на помещиков “не размножилось и не произвело бы вредных следствий”. Вскоре Сенат запретил впредь крестьянам жаловаться на помещиков.

Помещики своих крестьян покупали и продавали, переводили из одного имения в другое, обменивали на борзых щенков и лошадей, дарили, проигрывали в карты. Насильно женили и выдавали замуж, разбивали семьи крестьян, разлучая родителей и детей, жен и мужей. По всей стране стали известны печально знаменитая Салтычиха, замучившая более 100 своих крепостных, Шеншины и прочие.

Положение дворянства неуклонно укреплялось. Так, Елизавета при вступлении на престол пожаловала тем гвардейцам, кто ей в этом содействовал, 16 тысяч крепостных. Щедрые дары получали впоследствии ее фавориты, приближенные. Гетман Кирилл Разумовский, брат фаворита, получил 100 тысяч крестьян. От Екатерины II за время ее правления дворяне получили 800 тысяч крестьян обоего пола. Десятки тысяч крепостных имели братья А. Г. и Г. Г. Орловы, Г. А. Потемкин, П. А. Румянцев и иные.

Помещики всеми правдами и неправдами увеличивали свои доходы с крестьян. За XVIII в. повинности крестьян в их пользу выросли в 12 раз, в то время как в пользу казны—только в полтора раза. Правда, нужно иметь в виду падение курса рубля, поэтому реальные повинности крестьян в пользу государства снизились; отнюдь не то происходило с повинностями в пользу дворян.

В интересах дворянства власти провели многие меры. Так, в 1754 г. начали и до конца века вели генеральное межевание земель. В ходе его дворянам оформили владение землями, лесами на степном юге, в Поволжье, перешедшими к ним от крестьян, казаков, нерусских народов, а это — десятки миллионов десятин.

В 1762 г. правительство, идя навстречу пожеланиям дворянства и купечества, отменяет монополии и ограничения в занятиях промышленностью и торговлей. Оно поощряет торговлю хлебом через южные порты, направляя туда потоки зерна из черноземных районов страны.

Для получения дешевого кредита власти учредили для дворян и купцов государственные банки — Дворянский, Коммерческий, Медный. Винокурение, которое давало огромные прибыли, объявили привилегией дворян (1754 г.), в их же руках оказалось большинство уральских металлургических заводов.

С целью рациональной организации сельскохозяйственного производства было создано Вольное Экономическое общество (1765 г.). Оно публиковало “Труды ВЭО”, в которых давались советы по агротехнике, сельскому “домостроительству” , о “порядочном содержании деревень в отсутствие господина” (наказ “искусным и верным управителям”).

Вершиной в пожаловании привилегий дворянам стал Манифест “О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству”. Обнародовали его 18 февраля 1762 г. от имени Петра III; его жена — преемница объявила, что будет “свято и нерушимо” соблюдать его статьи. Они дали “благородному сословию” свободу от обязательной службы (кроме военного времени).

Торговля в России XVIII века. Важными пунктами торгового обмена выступали Москва и многие другие города, ярмарки — Макарьевская под Нижним Новгородом, крупнейшая из всех, Свенская под Брянском, Ирбитская в Западной Сибири и иные. Развитию торговли сильно способствовали отмена в 1754 г. всех внутренних таможен и пошлин, расширение сети торжков и ярмарок. В 1788 г. в России (без Прибалтики) действовало 1100 ярмарок и торжков, из них на Левобережной Украине — т.е. более половины.

С присоединением Прибалтики появились условия для подъема внешней торговли. Ее вели через Петербург, Ригу, Ревель, Выборг. Помимо сырья, продавали промышленные изделия — железо, полотно. Ввозили материалы для отечественной промышленности (краски и др.), предметы роскоши (ткани, напитки, кофе, сахар и др.). Быстро рос внешнеторговый оборот: его объем только по западной границе к середине века удвоился по сравнению с 1725 г.

Власти предоставляли льготы торговцам и промышленникам для поощрения, расширения их деятельности (выделение ссуд, сырья, работников, ограждение от конкурентов-иностранцев с помощью высоких пошлин на ввозимые ими товары и др.). В течение первой половины столетия вывоз товаров (экспорт) устойчиво превышал ввоз (импорт): в 1726 г. — вдвое, в середине века — на 21 %.

До 60% всей морской торговли шло через Петербург. С утверждением России в Причерноморье роль торговых морских портов исполняют Таганрог и Севастополь, Херсон и Одесса. Через Астрахань, Оренбург, Кяхту велась торговля со странами Востока.

Довольно сложным и противоречивым периодом в российской экономической истории стал XVIII в. В первую половину столетия продолжал господствовать крепостнический строй. Даже довольно крупные реформаторские изменения в экономике страны не только не ослабили, а, напротив, ужесточили крепостничество. Однако значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны.

Действительно, XVIII в. стал веком модернизации России. Начиная с эпохи Петра Великого страна вступила на путь перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному. Модернизация затронула все сферы общественной жизни: политику и экономику, общественную жизнь и идеологию, право и культуру. Активизировалось вмешательство государства в экономику. Определились национальные приоритеты.

21.1. Эпоха Петра Великого

Предпосылки реформ

В конце XVII -начале XVIII вв. экономика России не обладала хозяйственными достижениями ведущих западных стран. Промышленное производство отставало. Немногочисленные российские мануфактуры в подавляющем большинстве использовали крепостной труд. Феодальные отношения душили развитие сельского хозяйства и торговли. Существенно тормозило экономическое развитие страны отсутствие выхода к морю. Имеющийся торговый путь через Белое море был довольно долгим и замерзающим на длительное время. Контроль на Балтике установила Швеция. При подобной экономической слабости и определенной военной отсталости Россия в этот период вошла в сферу захватнических колониальных интересов воинственных западных стран.

В целях преодоления опасности потери национальной независимости, приобретения достойного выхода из унизительного состояния военной, экономической и культурной отсталости России необходимы были серьезные и срочные политические и экономические реформы: укрепить государственную власть и реорганизовать государственное управление с учетом опыта европейских стран, сформировать мощную регулярную армию и флот, обеспечить прорыв в развитии мануфактурного производства, войти в систему мирового рынка и т.д.

Хотя необходимость социально-экономических и политических перемен и назрела, но Россия, в силу специфики своей общественной системы, не могла пойти на столь решительные преобразования эволюционным путем. Здесь была также неуместна, да и бессмыслена европейская революционная борьба со средневековой корпоративностью снизу. Народные восстания и смуты осуществлялись в рамках и традициях восточного образца, а посему не решали проблем новой эпохи. Требовались смелость и решительность сверху, широкий спектр государственных реформ и сильный, неутомимый, по-своему одержимый лидер, способный взять на себя реализацию накопившихся проблем.

Реформаторская деятельность Петра I

Петр I , обладая высокими качествами деловитости и рационализма, страстно мечтая о процветании России, принялся за широкое реформирование почти всех сфер жизни и деятельности российского общества.

История не сохранила четкого плана, которым располагал великий преобразователь, приступая к реформам. Да и вряд ли этот план мог существовать заранее. Однако основные направления российской модернизации явно прослеживаются. По мнению Петра I , разрыв в уровнях экономического развития с Западом, отсталость торгово-промышленной сферы и предпринимательства напрямую были связаны с уровнем науки, образования, светской культуры. И все же, оставаясь безусловным сторонником западных достижений, Петр I руководствовался российской спецификой. Его реформы опирались не на творческую инициативу общества, уровень демократического устройства которого был невысок, а на государственный механизм, государственные институты, т.е. по-восточному, по-азиатски. В результате и произошли усиление центральной государственной власти и значительное огосударствление торгово-хозяйственной деятельности.

Реформаторская деятельность вряд ли знает много аналогов. Действительно, около трех тысяч законодательных актов Петровской эпохи поистине всколыхнули жизнь огромной страны. Они были направлены на реорганизацию и государственного устройства, и хозяйства, и культуры, и образа жизни. Среди них: создание мощной регулярной армии, военного и торгового флота, многочисленных мануфактур, новой денежной системы, формы землевладения и др. С получением выхода к Балтийскому морю в результате длительной Северной войны со Швецией (1700-1721) и возвращения ранее принадлежавших России прибалтийских земель была ликвидирована изоляция России. Гигантски выросли ее международный авторитет и престиж. Усилились внешнеторговые позиции.

Перестройка государственного управления

Для осуществления столь масштабных задач в российских условиях требовалось прежде всего их политическое обеспечение - укрепление и предельная централизация системы государственного управления, получившей название абсолютной монархии. Царь, а с 1721 г., по итогам Северной войны, император, обладал полной, ничем не ограниченной законодательной, исполнительной, судебной и духовной властью.

Опорой власти монарха стал государственно-бюрократический аппарат, целиком зависящий от государя и беспрекословно ему подчинявшийся. Петр I пошел даже на нарушение традиции престолонаследия, установив в 1722 г. право императора назначать наследника престола по своему усмотрению. Но воспользоваться этим правом Петр I так и не успел.

Структура системы государственного управления прошла ряд последовательных преобразований. Сначала былая Боярская дума стала Ближней канцелярией, затем - Правительствующим Сенатом (1711). Все девять членов Сената лично назначались царем сообразно их деловым качествам. Сенат ведал государственным бюджетом, осуществлял надзор за государственным аппаратом и т.д. Сам Сенат был подконтролен генерал-прокурору и обер-прокурору, находящимся в непосредственном подчинении императору.

Ранее действовавшие приказы были заменены коллегиями. Их насчитывалось 12 (1721 г.). И каждой отводилась конкретная сфера государственной деятельности. Так, Камер-и Штате -контор-коллегии ведали соответственно доходами и расходами государства. Берг-коллегия - горной металлургией, Мануфактур-коллегия - казенными и рядом частных мануфактур, Коммерц-коллегия - внутренней и внешней торговлей.

Следует отметить, что впервые были созданы органы управления, призванные способствовать развитию промышленности и торговли, управлению городским населением, поддержкой формирующейся буржуазии, укреплению экономической мощи дворянского государства и т.д. На Военную, Иностранных дел, Юстиц-коллегии и другие возлагались соответствующие функции. После упразднения в России патриаршества управление церковью было возложено на Духовную коллегию, преобразованную в Святейший правительственный Синод, возглавляемый обер-прокурором Синода. Безусловно, коллегии улучшили организацию государственного управления, повысили эффективность деятельности административного аппарата. Способствовали, правда, лишь на первых порах, ограничению режима личной власти. Теперь место русского самодержавия XVII в. заняла чиновничья-дворянская монархия XVIII в.

Страна подверглась новому административному делению. Теперь во главе каждой из восьми российских губерний стоял губернатор, наделенный административной, полицейской, судебной и финансовой властью. Следует отметить, что Петр I не был безоглядным сторонником демократии. Сформированный им бюрократически-помещичий аппарат он старался держать под контролем. В 1719 г. он разделил страну на 11 губерний и 50 провинций. В свою очередь провинции, возглавляемые воеводами, делились на уезды. За губернаторами теперь оставались лишь военные и судебные дела.

В 1722 г. был утвержден Табель о рангах, законодательно закрепивший реформаторскую деятельность Петра Великого и ставший подлинным сводом законов о государственной службе. Теперь служба монарху, который олицетворял собой государство, была фактически пожизненной. Она вознаграждалась из казны, распорядителем которой опять же являлся государь. Табель определял 14 рангов чиновников гражданской, военной и придворной службы. При этом чиновники, достигшие 1-8-го рангов, становились потомственными дворянами, а чиновники 9-14-го - могли рассчитывать только на личное дворянство. Главное заключалось в том, что произошел разрыв с былой патриархальностью. Дворянам предписывалось начинать службу с самых низших чинов. Постепенное продвижение по лестнице государственной службы теперь зависело не от знатности или протекции, а от личных заслуг, способностей, образования.

Особое место в государственной политике Петра I занимало отношение к армии. Уже в начале XVIII в. государь создал регулярные армию и флот. Рядовой состав комплектовался рекрутированием из представителей крестьян и посадских людей. Офицерский корпус в основном был представлен дворянством. Служба в армии для всех была пожизненной. При этом служилые как офицеры, так и солдаты получали жалование. Это превращало армию в надежную опору абсолютизма, способствовало ее использованию не только в прямых отражениях внешних врагов, но и для подавления народных волнении внутри страны.

Первый русский корабль «Орел»

Социальная политика и положение трудящихся

Основная тяжесть преобразований Петра выпадала на долю трудящихся. Негативный социальный настрой основной массы населения относительно «иноземных», чуждых русскому народу нововведений, гнет государственного давления, рост податей, ужесточение эксплуатации и т.п. выливались в многочисленные восстания - астраханское, булавинское (1707-1709 под руководством казацкого атамана К.Булавина), волнения стрелецких отрядов и др. На социальную защиту обездоленных (стариков, вдов, сирот) была направлена деятельность общин.

При Петре I дальнейшее развитие получило прикрепление крестьян к земле. Новая подушная подать не только сохранила крепостничество, но и расширила его состав за счет ранее свободных («гулящих людей») и холопов, имевших до этого право получить свободу после смерти своего хозяина. В категорию государственных крестьян теперь переводились казаки, стрельцы, пушкари и т.п., ранее юридически приравненные к служилому дворянству. Испытывали феодальный гнет и государственные крестьяне. Не будучи официально крепостными, они подвергались насильственным перемещениям, припискам к заводам и пр.

Помещик на уборке урожая

Усиление эксплуатации повлекло за собой значительное бегство притесняемых людей. К середине 20-х годов их число достигло более 200 тыс. Петром I был издан даже специальный указ (1724), требовавший письменного разрешения помещика на уход крестьянина на заработки с определением сроков, что фактически положило начало оформлению паспортного режима в стране.

Однако социальная политика Петра I затронула не только податную часть населения. В целях политической и экономической стабилизации правящего класса царь принял указ о порядке наследования движимого и недвижимого имущества (1714). Юридически было оформлено слияние двух форм феодального землевладения: вотчина и поместье уравнивались в правах. Теперь поместье также становилось наследуемым. Все светские феодалы стали именоваться дворянами. Правда, делить, дробить собственность запрещалось. Наследником мог стать лишь один из сыновей. Другие сыновья должны были поступать на военную или гражданскую службу. В дальнейшем (1730) запрет на дробление поместья, встреченный дворянами довольно враждебно, был отменен.

Экономическая политика Петра I

Столь грандиозные реформы и длительные войны с Турцией, Швецией, Персией требовали огромных средств. Так, к примеру, если в начале XVIII в. из общих расходов государства на армию и флот направлялось 38,5% (964 тыс. руб.) всех средств, то в 1710 г. они составили уже 80% (3 млн. руб.) общей суммы расходов государства. Требовалась гигантская мобилизация усилий ума и труда для изыскания необходимых источников доходов. В 1704 г. был даже сформирован штат «прибыльщиков». В их задачу входило изыскание новых источников государственных доходов. Велся также широкий поиск наиболее эффективных реформ. Активный сторонник петровских преобразований и меркантилизма русский экономист и публицист И.Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» (1724) изложил пути развития российской промышленности и торговли, подчеркнул роль в процветании России исследования ее богатейших месторождений полезных ископаемых, правда, при сохранении «законности» крепостного права.

В ряду важнейших хозяйственных реформ великого преобразователя не последнее место занимала собственно экономическая политика государства. Многочисленными указами Петр I мобилизовал усилия в разных сферах хозяйственной жизни огромной страны. Так, стимулированием геологических изысканий становилась значительная награда. Указ «Горная свобода» декретировал право первооткрывателя эксплуатировать недра, гарантируя владельцу земли лишь незначительную компенсацию. Государство передавало также казенные предприятия наиболее умелым, честным и богатым предпринимателям. В их распоряжение поступали ссуды на довольно льготных условиях, богатые полезными ископаемыми и лесами земли, подневольная рабочая сила. Указом 1721 г. разрешалось покупать к заводам деревни и продавать заводы также с людьми. Эта категория работников получила название посессионных.

Россия, богатая и славившаяся всегда отечественными умельцами, не пренебрегала зарубежным опытом. Широко известна практиковавшаяся Петром I подготовка собственных национальных кадров за границей. Для передачи опыта и знаний получали приглашения в Россию и иностранные специалисты.

Широкая поддержка оказывалась отечественному купечеству. Покровительственный таможенный тариф (1724) отражал политику меркантилизма и протекционизма, поощрял экспорт отечественных товаров и ограничивал импорт иностранных товаров, которые могли составить конкуренцию российским изделиям.

Налоги

И все же главным источником покрытия колоссальных расходов государства оставались налоги. При Петре I они достигли невиданных размеров. Их общее число было доведено до 30-40. Это прямые, косвенные обыкновенные и чрезвычайные. Мукомольный и трубный, с мостов и переправ, с судов и лавок, банный и обрядовый, был даже налог на бороды и пр. Косвенные налоги обеспечивали до 40% доходной части казны. Наряду с косвенными сборами широко практиковались и прямые налоги: рекрутский, драгунский, корабельный и др. В качестве одного из источников пополнения бюджета было монопольное право на чеканку монеты даже с меньшим общим весом содержащегося в ней серебра.

Крупные вливания в государственный бюджет дала замена подворного подушным обложением податного населения, чрезвычайно усилившая крепостничество. От податей освобождалось дворянство и духовенство. Перепись населения в 1719- 1724 гг. выявила почти 5,5 млн. ревизских душ мужского пола - помещичьих крестьян и посадских людей (купцов, ремесленников). Впервые налогоплательщиками также стали дворовые (холопы), свободные (гулящие люди), государственные крестьяне. Выросшие почти вчетверо государственные доходы наполовину были обязаны сбору именно подушной подати.

Денежная реформа

Рост товарного производства, развитие промышленности и торговли потребовали совершенствования денежной системы. В 1700-1704 гг. была проведена реформа монетного дела. Предусматривалась чеканка золотой, серебряной и медной монет. В основу реформы был положен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка. Главными денежными единицами стали медная копейка - для мелкой торговли, серебряный рубль - для более крупных торговых сделок. При этом российский рубль для облегчения внешнеторговых операций был по весу приравнен к денежной единице ряда европейских стран - талеру. Чеканка монет стала монополией государства. На вывоз за границу золота и серебра Петром I был наложен запрет. Проведение этой реформы обеспечило России наиболее совершенную денежную систему, почти на сто лет опередившую западноевропейскую.

Рубли 1707 и 1721 гг .

Все эти и другие направления социально-экономической политики Петра I при своей реализации дали определенный хозяйственный эффект не только в первой четверти, но, и в значительной степени, и первой половине XVIII в.

Экономика России во второй половине 18 века.

Основные моменты экономического развития России 18 века связаны, с так называемой постпетровской эпохой, которая характеризовалась земледелием, а затем и свертыванием реформаторских начинаний Петра некоторым откатом на прежние позиции, и так называемым размеренным развитием (стагнацией).

После Петра I наступил резкий спад промышленности. Закрылись многие мануфактуры, открытые Петром, произошел возврат к аграрной специализации экономики.

В Англии, например, с 60-х годов 18 века началась промышленная революция, которая состояла в массовой замене ручного труда машинным.

В России промышленность резко деградировала с выступающим сокращением экспортных поставок продукции, металлургии и вооружения. Россия стала быстро терять статус мировой военно-политической державы.

Патриархальные традиции одерживали вверх и сказывались даже на развитии сельского хозяйства, которое натурализовалось и располагалось в зоне рискованного земледелия.

Южные земли России, присоединенные Петром, демонстрировали бурное развитие крепостнических отношений практически в течение всего 18 века в России, не было построено ни одной дороги с неосеянным покрытием.

В середине 18 века в России сформировались 4 типа мануфактур:

    казенные

    вотчинные

    купеческие

    крестьянские

Казенные и вотчинные использовали крепостной труд. А купеческие и крестьянские использовали труд вольнонаемных рабочих.

На Урале строятся металлургические заводы и положительный баланс внешней торговли России поддерживается исключительно за их счет. В социальной структуре Российского хозяйства наблюдается процесс укрепления роли дворянства.

В 1762 году Петр III издает манифест о Даровании вольности российскому дворянству, который юридически освобождает дворян от государственной службы и определяет дворянство как привилегированное сословие.

В 1775 году – проводится реорганизация системы местного самоуправления.

Эта реорганизация состоит в упрощении административного деления, в упрощении большинства старых коллегий, число губерний увеличивается до пятидесяти, вместо трехзвенной административной системы (губерния-провинция-уезд), вводится двухзвенная система, исключающая провинцию.

Губернаторы, генерал-губернаторы получили более широкие полномочия, и за счет этого происходит децентрализация власти и управления страной.

Объединяющим началом в этой двухзвенной системе выступает генерал-прокурор, который назначался сенатом.

1785 год является знаковым годом в развитии хозяйства России.

Утверждается грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства.

Дворяне получают расширенные права и впервые полные права частной собственности.

В этом же году Екатерина II подписывает жалованную грамоту городам, которая расширяет городское самоуправление и тоже впервые для России вводит понятие «гражданского общества», вводил классификацию горожан по 6 разрядам, наделяя преимуществами собственников недвижимости и капиталом.

Несмотря на застой в промышленности, при Екатерине II получает развитие духовенство и наука.

В 1786 году создается национальный статус образования. В соответствии, с которым уезды и губернии должны иметь соответственно начальные школы (уезды) и средние школы (губернии).

Несмотря на создание Академии наук и ряда университетов, а также развитие элементных школ, средний уровень грамотности в России был чрезвычайно низок. Практически 90% населения было безграмотным. За 2 века эта цифра не изменилась.

Во второй половине 18 века определились ремонты, где господствовала барщина, которая предполагала работать 6 дней в неделю на барина за низкую заработную плату.

В основном она была распространена в чрезвычайных районах.

А в остальных районах оброк (денежная и продуктовая рента).

В 1797 году при Павле I был издан Манифест о трехдневной барщине. Он был прогрессивным атом, так как запрещал работу по воскресеньям и рекомендовал работу на помещика 3 дня в неделю.

Сначала Екатерина II, а потом Павел I наблюдал стагнацию в промышленности. Принимались усилия для интенсификации развития производства и предпринимательства в России.

17 марта 1775 года провозглашается манифест, обеспечивающий свободу предпринимательской деятельности, разрешается создание мануфактур и артелей крепостными крестьянами.

Однако, несмотря на это Россия ведя активную торговлю, продолжает экспортировать в основном сырье, металл и ткани.

Основными статьями импорта являются сахар, кофе, шелк, чай, табак, овощи и оборудование для металлургических и военных заводов.

Екатерина II, наблюдая ухудшение условий в России, ухудшение торгового баланса, обратилась к внешним займам (Голландия и Италия).

Она пускает эти займы на создание отраслей хозяйства. В результате были построены ткацко-прядильные фабрики в Ивано-Вознесенске и в Москве, металлургические заводы на Донбассе.

Екатерина II возрождает петровский вектор развития экономики.

Общий итог развития в 18 веке, рост ВВП на душу населения 0,1% в год что в 3 раза меньше развития Западной экономики.

Экономика России в 19 веке и реформы второй половины 19 века.

Развитие экономики страны в 19 веке не было однородным. В начале века сохранялись основные тенденции развития прошлого века.

Крепостничество и абсолютизм власти являлись главным институциональным тормозом дальнейшей индустриализации страны и развития. Вместе с тем, медленно развивалась промышленность. Происходило расширение применения различных видов техники.

В 1802 году в Тульской губернии был построен первый завод по производству свекловичного сахара. В 1834 году таких заводов было 34, а к 1840 году было уже 300.

Таким образом, как мы видим возникает сектор переработки.

В первой половине 19 века до 80% промышленной продукции выпускается мелкими промыслами. Ключевую роль занимает мануфактура. Она представляет собой организованное производство, в котором предприниматель-скупщик раздает работу крестьянам-надолжникам. Где-то в середине века в Россию приезжают налаживать свой бизнес европейские менеджеры, а также финансисты и инженеры, которых специально пригласили.

За период 1800-1850 число промышленных фабрик увеличилось с 2,5 тысяч до почти 10 тысяч, а число работающих со 100 тысяч до 600 тысяч.

Бурно развивалась хлопчатобумажная промышленность. В 1850 году Россия заняла по этому производству 5 место.

К середине 19 века в России зародилось машиностроение. На основе импорта, западной техники и знаний она развивалась. В начале 30-х годов началось строительство железных дорог. Целью было соединить внутренние районы страны с портами. На базе получаемых доходов развивалась финансовая система государства. Выдающийся государственный деятель Сперанский проводил реформы по укреплению системы финансов. Целью этих реформ было совершенствование системы налогообложения, ликвидация бюджетного дефицита, создание условий для стабильности денежного оборота как средства противодействия информации.

Экономика России на рубеже 1840-х годов вступила в фазу промышленного переворота, хотя и оставалась аграрной страной. За период 1800-1860 годов объем российского экспорта вырос в 4 раза, а импорта более чем в 5 раз. При этом внешнеторговый баланс оставался положительным, в силу того, что проводилась строгая протексианистская политика.

Кредитно-банковская система России не претерпела изменений со времен Екатерины II. Она оставалась целиком государственной.

В стране практически не было коммерческих кредитных учреждений. Кредиты направлялись в основном на финансирование дворянских хозяйств.

В целом, развитие страны в первой половине 19 века шло медленно и противоречиво. Кроме того, Россия обнаружила отставание в науке и образовании. Чему способствовали цензура, надзор, религиозные пережитки, абсолютная власть царя.

Экономика России во второй половине 19 века.

Реформы второй половины 19 века.

Оба царя (Александр II и Александр III) внесли серьезный вклад в индустриальный рывок России.

Царствование Александра II характеризуется

    Крестьянской реформой 1861-1866 годов

    отмена крепостного права;

    отмена почвенного уклада;

    отмена натурального обмена.

    Реформой местного самоуправления

    Реформой образования

    Реформой печати

    Судебной и военной реформами

Реформа местного самоуправления:

Вводилось крестьянское самоуправление на территории волости.

Крестьяне выбирали сельских старост и волостных старшин, которые решали вопросы строительства школ, открытия библиотек и лечебниц, обеспечения пожарной охраны.

Вводился волостной суд по имущественным искам и не тяжким преступлениям.

В 1882 году был создан крестьянский земельный банк, предоставлявший кредиты на выкупные операции.

Судебная и земская реформы предполагали создание земских управлений и выборов. Впервые была создана независимая адвокатура.

К 1890-м годам число фабрик увеличилось до отметки более чем 35 тысяч, а число рабочих 2 миллиона человек. Важное значение приобретает строительство железных дорог.

К концу 19 века Россия экспортирует 500 миллионов пудов зерна, что составляет почти 50% всего экспорта. Однако бурное развитие промышленности не обеспечивается необходимым банковским капиталом.

К 1873 году в России насчитывается около 40 коммерческих банков. Система остается государственной. Россия заимствует крупные капиталы по иностранным займам для развития угольной, сталелитейной, электрохимической промышленности и строительства железных дорог.

В царствование Александра III были продолжены меры, способствующие индустриализации, но в отличие от своего отца он отличается антилиберальным настроением и антизападным настроем.

Патриархические традиции опять возобладали, что выразилось в усилении протекционистических мер расширения государственного сектора (государственное финансирование железных дорог), денежные реформы, которые осуществлял Витте.

Политика развития промышленного капитализма потребовала финансовые дисциплины и концепции денежных предпринимательских ресурсов в стране, а также изменения ставок налогообложения на промышленность и торговлю. Это потребовало обновления финансовой политики, именно такова была цель реформы Витте: Задействовать инструменты финансовой политики, а именно фискальные и денежно-кредитные для интенсивного развития капиталистического уклада в России. Посредством государственного финансирования, Витте в самом конце 19 века и начале 20 века проводил политику экономической экспансии на Дальнем Востоке, что и породило предпосылки для Русско-японской войны.

Основная идея реформы Витте сводилась к использованию государственного капитала для проведения экономической политики и достижения целей этой политики и одновременно максимально развивать частное предпринимательство и банки, создавая условия для концентрации частных капиталов.

26. Социально –экономическое развитие России в 18 веке.

В 18 в.территория Росю выросла за счёт естест-го и прироста и присоединения нов. Территорий(в-на с Турцией и Шведцией) к 1791г.-площадь составила-14,5 млн.кв.вёрст. Население составило по перовой ревизии 1719г.-7,8 млн.-мужч., 1795гю-18,6. С жен.-ок.37.Категории нас:1.феодально-зависимые крест-не 87,7%, 2.неподатное нас.-5,8%, городские сословия-4,3, армия и флот-2,2%. Плотность населения разная много было в Среднем Поволжье.

Экон-е развитие: с/х : увеличилась площадь обрабатываемых земель за счёт Урала. Сибири. Господствовала 3хпольная система земледелия., на севере и лесных р-нах –подсечная система, на Юге перелог. Основ-ми оруд.труда- борона, серп, соха, плуг. Важными с/х-ми культурами была рожь, овёс, ячмень. Обеспеченность крестьян-х хоз-в была неравномерной и зависела от природно- климатич-х условий. Выделяются рай-ны где главным является животноводство.

В18в. завершается формирование специализации районов на выпуске опред-й с/х продукции и обозначилась их торговая направленность: поставщик хлеба – Центр.-Чернозёмный р-н, и в Среднее Поволжье, потребители- Центра-но-Промышл-й р-н. В 18в. дворянские земли увеличились из-за раздачи земель с крестьянами, незаселенные земли.

Повинности крестьян: в 13 губерниях нечернозёмной полосы был денежный оброк, в чернозёмных чаще барщина. Были области нечерноз-х р-ов где основ-й повинностью была барщина- в Московская обл-ть(74% крест-н), Поволжье. Всё это было связано с особенностями хоз-ного развития различных районов. В нечернозёмных развивалась промышл-ть, росли города крестьяне имели больше возможностей для уплаты оброка. А земли были малопригодны для земледелия. Барщина применялась в чернозёмных районах, и где поблизости находились рынки сбыта. К концу 18 в. увеличение, 60-70е -2-3руб. в год, в 90-е 5руб.. Барщина составляла -3-4дня. В неделю. В 70-е стала вводиться месячина- крестьянин лишался своего надела, получая от помещика ежемесячное продовольствие Увеличение ренты связано с вовлечением дворян в торговые отношения. Дворяне стали заниматься предпринимательством. Крестьянск. Хоз-во носило патриархально-натуральный хара-р(Фёдоров), но с развитием товарно-денежных отношений втягивается в рыночные отношения продаёт свою с/хоз.продукцию. В среде крестьянства продолжался процесс расслоения. Во 2й половине 18 века- разложение феодально-крепостнической системы хоз-ва(Фёдоров) В с/х это выразилось в подрыве господства натуралного хоз-ва, прикрепление крестьян к земле и выделение ему надела, усиление личной зависимости, а так же втягивание дворян в рыночн. Отношения для самообеспечения своих расходов подрывало, стремились получать с поместий больше денег. Усиление эксплуатации крестьян снижало интерес их в труде и они бежали, восставали.. в 176о г.указ Елизавета Петровна кот. Разрешил ссылать крестьян в Сибирь, 1763г. указ Екат.2 по кот. Крестьяне должны содержать воинские команды присылаемых для подавления восстания. В 1675г. помещики могли отдавать крестьян на каторжные работы. А в 1767г.-запретила подавать крестьянам жалобы на своих помещиков. Стремясь поднять доходность своих поместий помещики использовали нов. Тех-ку, достижения агрономической науки. «Вольное экон-ое общество».Но внедрение мало где.

Пром-ть: Растет число мануф-р, после преобразований Петра-200. В развитии мануфакт-го дела важна была роль гос-ва, кот. Само создавало заводы, оказывало помощь деньгами предпринимателям, заботилось об обеспечении из рабоч. силы. След этап в развитии пром-ти-20-60гг.- ок.600 ман-р. Ведущая роль у металлург. Пром-ти- Урал гл.база произв-ва. Её отличал высокий тех-й уровень И.ползунов в 1776г. изобрёл паровую машину, но широкого внедрения она не получила. Но начинается строительство частных заводов(купцы стоили). В 30-40гг. рост принудительного труда на манф-ах. Указом 1736г. закреплены навечно квалифицированные специалисты и вольнонаёмные люди. С 1760г.-рост вольнонаёмного труда из-за прекращения приписки гос. Крестьян. С 1762г. запрещено покупать к заводам крестьян.

В 18в. сущест-ло 3 типа манну-р: казенные(гос-е и работали гос. Крестьяне), вотчинные-созд-е помещиками работали крестьяне(барщина), купечские-вольнонаёмный труд. Рост производства шёл там. где применяли вольнонаёмный труд. Горнозаводская ипольз. Принудительный труд и развив-сь медленнее. В обрабатывающей пром-ти оба вида труда применялись одинаково. В 1775г. издан манифест свободного предприним-ва –разрешивший всем и кресть-ам заним-ся промышленностью.Это ускорило рост вольнонаёмных мануф-р. В конце века контингент рабочих формировался за счёт расслоения крест-ва, разорения ремесленников, крестьян-отходников.

Торговля: В России развив. Внутрен. Рынок, по причине покровительственной политики правительства, кот.-е ограждало торговлю от иност. Капитла. Были отменены казённые монополии и откупа на некоторые товары, а с 1724г. таможенный тариф, с 1753г. указ по кот. Исчезли внутрен. И торговые пошлины и внутрен. Таможни. В 1754г.-учреждены 1ые банки для дворянства, купечества. Гос-во создало условия для торговли частной крестьян. Началось правовое регулирование крест-й торговли-1775г.-имели возможность заводить торговые лавки, заниматься постоянной торговлей в Питере и Москве. Развив. Торговая сеть-600 действующих постоянных торг.пунктов(50-е). Москва –как всероссийский рынок. Завершается складывание р-онов торговых : Цетр-й(север и Поволжье, сёла волго-окского междуречья); Северо-Зап.(центр Питер), втягивались левобережная Украина, Казахстан. Ярмарки заним важн. Место в торговле- Ирбитская, Троицкая.

Внеш.торг: харак-ся политикой меркантилизма, протекционизма. 1724г. Таможенный тариф, способствовал развитию круп.. Со 2й пол.18в.-усиливатся протекционизм гос-ва- растут пошлины на ввозимые иностр. Товары. В результате вывоз превысил ввоз товаров. Ввозились -сахар, краски, кофе.

Социальное развитие: 18в .-оформ-ся сословный строй.Дворяне:-1714г. указ о единонаследии(слияние вотчины и поместья).Передача 1му сыну. В 1730г.- отменён указ о единонаследии дворян. Дворянам был передан сбор подушной подати с крестьян, право лично устанавливать наказание беглым крест-ам. 1762г. Манифест о вольности дворянства освобождены от гос-й обязательной службы. В этом же году получ монопольно право на использ. крепс-го труда., по 1765г. дворянство монопольно влад.землёй. Дворяне имели право продавать продукты производимые на их земле. Дворяне освобождены от подушной подати, налогов, платежей. Губернская реформа 1775г. дало им широкое участие в органах губерн-го и уездного управлениях. Все привеллегии и права дворян были закреплены в Жалованной грамоте дворянству 1785гг.-в губерниях и уездах имели сословные организации в виде дворянских собраний. К концу 18 века-1% нас. Страны. Оно было: титулованное, древнее, пожалованное государйм, иностранные дворяне, выслуженное. По душевладению делилось на: низшая(20душ), срд.(21-100), высшая(>100).

Дух-во (привелиг-е):белое и чёрное. Освобождено от подушной, рекрутской повинсти и телесных наказаний. Дети дух-ва исключались из сословия, если не получ.дух-го образования. После секуляризации земель оно превратилось в чиновников по дух-му ведомству.

Полупривелиг.- горожане. Купечество: освобождено от подушной подати, гильдейское купечество, казачество. На протяжении 18в. купечество боролось за свои права экон-ие и сословные:в итоге купечество поделили на 3 гильдии 1ая-у кот. Капитал от 10т.р. до 50 т.р.и разрешена внутр. И внешняя торговля, 2ая-от 5т.р. до 10т.р.- освобождалось от телесных наказаний., и только внутренняя торговля; 3е-от 1т. До 5- только губернская и уездная,Рекрутская повинность заменена деньгами.

Казачестводонское, черноморское) не платило подушной подати,закреплялось за ними луга, землёй. Они являлись иррегулярным войском, не несли обязательную военную службу.

Основное население – податное: мещане положение регулировалось грамотой 1785г.- непривилегированное сословие -городские ремесленники, мелк. тороговцы., облажены высокими налогами, не освобождены от телесных наказаний и должны поставлять рекрутов;

Крестьяне-90% населения: поещичьи и дворянские, государственные, дворцовые, поссесионные. Крестьяне прикреплены к земле, платили ренту, подушную подать. Самыми бесправными были помещичьи крестьяне: их имущество и они находились в собств-ти помещика. А с введением подушной подати и холопы. Гос.крестьяне: вход. И солдаты пахатные, однодворцы из Тульской, Орловской губ.-й. Приписные крестьяне-на урале, кареилии формально оставались гос-ми. Гос.крестьяне не платили налоги по содержанию дорог, мостов. С 1721г. появляются поссесионные крестьяне. Дворцовые крестьяне принадлежали царской семье, и их имущество у них в собственности. Повинностей меньше. Оформление сословного строя было направлено на усиление самодержавия

- 199.50 Кб

Введение

Актуальность темы . Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта – первейшая задача истории.

Правильная оценка современного состояния и перспектив развития экономики немыслима без ее углубленного исторического анализа. Среди общественных наук, призванных изучать и обобщать исторический опыт развития человечества, важная роль принадлежит экономической истории. Эта дисциплина изучает в свете действия законов экономического развития общества деятельность народов отдельных стран во всех сферах и отраслях хозяйства: промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, связи, торговле, финансах и кредите. Экономическая история изучает также экономическую политику государства в тот или иной исторический период, ибо экономическая политика является основной направляющей силой в развитии народного хозяйства. Экономисту необходимо знать историю народного хозяйства. Экономическая наука не только объясняет прошлое хозяйство, но и дает ключ к правильному пониманию экономических событий и явлений, помогает глубоко осознать перспективы развития народного хозяйства и его основных отраслей.

Нельзя понять экономику нашего времени, не зная как она сложилась, не зная ее истории. Экономика – это процесс, развитие, а современное ее состояние – лишь момент в этом процессе. Каждое экономическое явление наших дней имеет исторические корни: оно возникло в связи с определенными экономическими условиями в прошлом и сохраняет их отпечатки. Программирование развития экономики без понимания исторического процесса ведет к тому, что результат человеческих усилий оказывается не таким, каким ожидался. Поэтому изучение экономического развития России, в частности в XVIII веке, сейчас достаточно актуально. Ведь история экономики – это история движения, изменчивости, история сдвигов в структуре экономики. Она используется для изучения прошлого, для анализа текущей экономической деятельности. Как справедливо отмечает Д. Мак-Клоски: «Экономист, который прыгает на экономической ноге, поджав историческую, отличается узким взглядом на сегодняшние события, приверженностью к текущим, мелким экономическим идеям, неспособностью оценивать сильные и слабые стороны экономических данных и отсутствием умения прилагать экономический анализ к крупным проблемам».

Целью моей работы является проанализировать закономерности экономического развития России в XVIII веке, выявить проблемы и трудности этого развития, показать противоречия между растущими производительными силами и феодальными производственными отношениями и указать их причины, выяснить, как происходило разложение крепостного хозяйства и становление капиталистического уклада в промышленности.

Задачи. В данной работе я прослежу за тем, как происходило становление промышленности в России, как развивалось сельское хозяйство, финансовая и торговая системы России. В первой части работы моей задачей будет изучить и показать экономические преобразования Петра I, а во второй – развитие экономики при Екатерине II и при Павле I.

Предметом исследования является изучение развития экономики на протяжении XVIII века, другими словами, изучение экономического развития данной страны в условиях начала разложения феодально-крепостнической системы хозяйства и формирования капиталистических отношений. А объект исследования – это экономика России.

Методы исследования. При написании данной курсовой работы я изучала монографическую литературу и материалы периодической печати, использовала методы анализа, синтеза и сравнения.

1. Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века

1.1 Предпосылки петровских реформ

В XVII веке сложились основные предпосылки преобразований Петра I (1696 – 1725): первые мануфактуры; отмена местничества; вхождение России в Священную лигу; реформа церкви; внедрение в придворный быт отдельных европейских традиций и т.д. В исторической науке сложились две противоположные точки зрения на причины и результаты реформ. Одни историки считают, что Петр I нарушил естественный ход развития страны. Другие
полагают, что Россия была подготовлена к преобразованиям всем предшествующим ходом развития.

В начале XVIII века нарастало экономическое и военное отставание России от европейских государств. Она производила меньше промышленной продукции, чем Англия, Нидерланды, Франция. Мануфактуры в России только зарождались, среди них капиталистические предприятия составляли незначительное меньшинство. На экономическом положении отрицательно сказывалось то, что страна фактически не имела свободного выхода к морю.

В период происходивших в мире колониальных захватов экономическое отставание России от Запада, которое обусловливало ее военную слабость,
грозило ей потерей национальной независимости. Для ликвидации этой
угрозы и преодоления хозяйственной, военной и культурной отсталости страны нужно было срочно осуществить ряд экономических и политических реформ: еще более укрепить государственную власть, создать регулярную армию и военно-морской флот, построить торговый флот, добиться выхода к морю, быстрыми темпами двинуть вперед мануфактурное производство, вовлечь страну в систему мирового рынка, подчинить этим задачам всю налоговую и кредитно-денежную систему.

Главным политическим условием реформ XVIII века явилось значительное укрепление самодержавия. Становление абсолютистского государства значительно усилило вмешательство государства в развитие экономики, казна стала одним из самых активных создателей заводов, резко возросла ее роль в торговле. Чем же это было вызвано? Как и многие преобразования Петра Великого форсированная модернизация экономики была вызвана суровыми условиями Северной войны. Необходимо было в кратчайший срок наладить производство в стране всего необходимого для нужд армии. Собственной сложившейся промышленности в России не было, не было и предпосылок к ее созданию (узкий внутренний
рынок, недостаток свободной рабочей силы, отсутствие необходимых капиталов у первых мануфактуристов). Начавшийся в последней трети XVII века процесс создания мануфактур шел крайне вяло. В этих условиях только государство, используя все возможные меры экономического и внеэкономического характера, могло дать необходимый мощный толчок ускорению модернизации русской экономики.

Таким образом, в XVII веке Россия постепенно становилась на путь преобразований. Экономические предпосылки реформ начала XVIII века были созданы всем ходом развития России в XVII веке (рост производства и расширение ассортимента сельскохозяйственной продукции, успехи ремесла и возникновение мануфактур, развитие торговли и рост экономической роли купечества). А вмешательство государства в экономику – естественный и необходимый процесс в экономике России начала XVIII века.

1.2. Становление промышленности

Стратегические цели молодого царя, связанные с задачей выхода страны к морю и развития эффективной торговли, можно было реализовать только средствами победоносной войны, а боеспособность армии в эту эпоху уже напрямую зависела от уровня экономики и прежде всего от степени развития металлургической, текстильной, суконной и других отраслей промышленности.

Поэтому первые годы XVIII века связаны с активным строительством "железных заводов", почти на каждом из которых делали пушки, ядра и т.п. В 1702-1707 гг. строятся заводы в Липецке, Карелии. Там же, на севере России, заведено было медеплавильное производство. Одновременно правительство Петра I развертывает строительство металлургических заводов на Урале. Наконец, в 1704 г. в далеком Нерчинске был основан крупный завод по добыче серебра, что имело огромное значение для развития монетного дела и экономики страны. В итоге этого строительства была создана основа для оснащения армии всеми видами оружия. Уже после окончания Северной войны в 1723 – 1725 гг. была построена новая группа уральских заводов. В 1725 г. был сооружен огромный по тому времени Екатеринбургский металлургический и металлообрабатывающий завод, что выдвинуло Россию в число крупнейших производителей черных металлов (третье место в Европе).

На Урале были построены и крупные частные заводы, принадлежавшие Демидовым, Строгановым и др. Домны уральских казенных заводов выплавляли в 40-х годах XVIII века почти в 2,5 раза больше чугуна, чем английские. Выплавка чугуна в России в 1750 г. составила около 2 млн. пудов. Строительство железных заводов было дополнено созданием крупных верфей в Петербурге, Воронеже, Москве, Архангельске, на Олонце и Сяси.

Этот успех дался России немалой ценой. Ведь в стране, получающей низкие урожаи, почти всегда была постоянная потребность в расширении сферы земледелия, но увеличить пашенные угодья можно было только увеличивая число крестьян-земледельцев. Поэтому рынок труда в области промышленности практически отсутствовал.

В первые годы строительства заводов основным резервом рабочей силы был слой так называемых "гулящих людей", в силу тех или иных причин оторвавшихся от хозяйства, крестьянской общины и т.п. Однако этих ресурсов не хватало, так как металлургическое производство требовало огромного количества вспомогательных работников с частичной занятостью на заводских работах. Государство еще в XVII веке решило эту проблему путем приписки государственных крестьян к заводским работам в счет уплаты государственных налогов и выполнения натуральных повинностей. В первой четверти XVIII века на Урале число "приписных крестьян" достигло 25 тыс. душ мужского пола. Положение их было очень тяжелым. Ведь только до места работы многим приходилось проделывать путь до 100-200 верст, покидая свое хозяйство на 4 и более месяцев в году.

Государственная власть играла решающую роль в форсировании развития крупного производства. В 1719 г. для руководства промышленностью создается Мануфактур-коллегия, а для горной отрасли - специальная Берг-коллегия. Оба ведомства следили за размерами производства, за качеством продукции. Берг-коллегия особое внимание уделяла поиску руд, поощряла рудоискателей и рудознатцев, ссужала строительство горнорудных заводов. Особую роль обе коллегии играли в развитии частного производства. Они ссужали предпринимателей на льготных условиях, освобождали числящихся в посадских людях и купцов от государственных служб.

Существенную роль коллегии играли в обеспечении предприятий рабочей силой. Они вербовали по контрактам иностранных специалистов, организовывали обучение за рубежом. В 1702 г. по Германии был опубликован манифест Петра, приглашавших в Россию иноземных капиталистов, фабрикантов, ремесленников на выгодных условиях. С тех пор начался усиленный прилив в Россию заграничного фабричного и ремесленного люда; иноземцы соблазнились выгодными условиями, какие им предлагались, и точным исполнением данных обещаний со стороны русского правительства. Ни за кем из своих Петр не ухаживал так, как за иностранными мастерами. По инструкции Мануфактур-коллегии в случае, если иноземный мастер захочет выехать за границу до контрактного срока, производилось строгое расследование: не было ли ему какого стеснения, не обидел ли его кто-нибудь, и если он не выразил прямого недовольства, а только показал вид недовольного, предписывалось жестоко наказывать виновных. Такие выгоды давались иноземным мастерам и фабрикантам с одним непременным условием: "учить русских людей без всякой скрытности и прилежно". Также русских людей посылали для обучения мастерствам за границу. В продолжение царствования Петра по всем главным промышленным городам Европы рассеяны были десятки русских учеников, за обучение которых Петр дорого платил иноземным мастерам. Особенно заботило Петра обучение мануфактурам. Срочнонаемные иноземные мастера, обязавшиеся обучать русских, делали это неохотно и небрежно и, отложив сроки, уезжали, оставляя "учеников без совершенства их науки", возбуждая подозрение, не дают ли они на то присяжного обязательства своим цехам на родине. Петр предписывал Мануфактур-коллегии посылать в чужие края склонных к мануфактурному обучению молодых людей, обещая им казенное содержание за границей и привилегии их фамилиям в меру их успехов.

В необходимых случаях государственные ведомства способствовали передаче казенных заводов в частные руки. Так, один из первых уральских заводов уже в 1702 г. был передан Никите Демидову. Важным обстоятельством являлось то, что льготы получали не все предприниматели, а лишь те из них, кто производил необходимые казне товары. Это имело ряд негативных следствий - заводчики работали на казну, а не на рынок, были избавлены от конкуренции и имели гарантированный сбыт своей продукции, что позволяло не заботиться о совершенствовании производства (впоследствии это привело к консервации технического уровня уральских заводов и их все более безнадежному отставанию от европейских).

Частное строительство металлургических заводов началось еще в конце XVII века. При Петре I оно велось как в центре страны, так и на Урале и в Сибири. Всего в пределах центральной России в I трети XVIII века возникло свыше 28 частных и компанейских и 7 казенных железных заводов, один казенный и два компанейских медных завода. На Урале же - около 150 медных казенных и частных заводов, около десятка частных и 5 казенных железных заводов. В Петербурге, на Левобережной Украине и Подмосковье развилось довольно крупное производство пороха.

Таким образом, страна совершила за четверть века громадный скачок в своем экономическом развитии, создав огромную отрасль мануфактурной промышленности с использованием энергии воды - металлургическое производство.

Практика использования "приписных крестьян" на частных заводах не решала всех проблем. Владельцы мануфактур все чаще требовали закрепления и квалифицированных рабочих за производством. Нанятые государством многочисленные иностранные специалисты были в России лишь временно. Постепенно создавались свои кадры высокой квалификации, но их было мало. В конечном итоге в 1721 г. впервые недворянам дано было право покупки крестьян "к фабрикам". Так постепенно стала формироваться категория посессионных крестьян. Они были навечно закреплены за конкретным заводом или фабрикой, независимо оттого, что сам владелец мог смениться. Такой способ закрепления работников не всем был по силам, и дело кончилось тем, что в 1736 г. был издан указ, навечно закрепивший всех работников за теми предприятиями, где они были в момент издания указа. В итоге в промышленности стал господствовать подневольный крепостной труд.

В I четверти XVIII века в силу резкого увеличения численности армии и флота быстрыми темпами стала развиваться текстильная и особенно парусно-полотняная промышленность. Правительство создало ряд казенных текстильных, шерстяных и прочих мануфактур в Москве, Петербурге, Казани и в других городах. Возникают и частные текстильные мануфактуры, среди которых такие крупные предприятия, как московский Суконный двор, где было занято свыше тысячи рабочих. Ряд казенных предприятий был передан купеческим компаниям, иногда принудительно созданным государством. Среди владельцев были и дворянство, и новая знать. Некоторые частные фабрики были весьма крупными предприятиями, насчитывая по 250 ткацких станков. К 1725 г. московское мануфактурное производство насчитывало 15 текстильных предприятий. Во второй четверти XVIII века в России создано еще 62 мануфактуры, преимущественно суконные, полотняные и шелковые. Текстильные мануфактуры возникали прежде всего в районах с развитыми сельскими промыслами, например, в селе Иваново (впоследствии центр русской текстильной промышленности). Много текстильных (казенных и частных) мануфактур по-прежнему строилось в Москве. В это время русские ткани начали пользоваться большим спросом за рубежом. Появляются суконные и полотняные мануфактуры и на Левобережной Украине, воссоединенной с Россией. Первой из них была Путиловская мануфактура, основанная в 1715 – 1722гг.

Описание работы

Целью моей работы является проанализировать закономерности экономического развития России в XVIII веке, выявить проблемы и трудности этого развития, показать противоречия между растущими производительными силами и феодальными производственными отношениями и указать их причины, выяснить, как происходило разложение крепостного хозяйства и становление капиталистического уклада в промышленности.