Предельный размер страховых взносов в году. База для начисления страховых взносов

Страхователи определяют базу для расчета страховых взносов в ПФР, ФФОМС и ФСС нарастающим итогом с начала года в отношении каждого физического лица. Причем при превышении размера предельной величины базы, установленного законодательством РФ, взносы не исчисляются (кроме взносов в ПФР). Так было до 1 января 2015 года. С этой даты действуют изменения, согласно которым предельная величины базы для расчета взносов определяется по-разному в отношении взносов в ПФР и взносов в ФСС РФ, а для взносов в ФФОМС предельный размер базы, при достижении которого взносы не начисляются, отменен. О том, что нужно знать бухгалтеру о базе для начисления взносов, в том числе «на травматизм», читайте в статье экспертов «1С».

В базу для расчета взносов включаются те выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, которые для соответствующей категории страхователей выступают объектом обложения взносами. Исключение составляют лишь суммы, поименованные в статье 9 Закона № 212-ФЗ. Они освобождены от начисления взносов (ч.ч. 1 , 2 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

О том, какие выплаты облагаются страховыми взносами, читайте в .

Базу нужно определять по итогам каждого месяца в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала года (ч. 3 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

На очередной календарный год законодательно устанавливается предельная величина базы. При этом она предусмотрена в отношении только тех выплат, которые облагаются взносами оп общим тарифам. При начислении взносов с применением пониженных тарифов или взносов в ПФР по дополнительным тарифам предельная база не учитывается.

С 1 января 2015 предельный размер базы определяется отдельно в отношении взносов в ПФР и взносов в ФСС РФ (п. 1 ст. 5 , ст. 6 Федерального закона от 01.12.2014 № 406-ФЗ, далее - Закон № 406-ФЗ). С суммы превышения базы:

  • взносы на обязательное пенсионное страхование нужно уплачивать по более низкому тарифу (ч. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ, пп. «в» п. 3 ст. 5 , ст. 6 Закона № 406-ФЗ);
  • взносы на обязательное социальное страхование уплачивать не нужно (пп. «в» п. 3 ст. 5 , ст. 6 Закона № 406-ФЗ).

Для взносов в ФФОМС предельная величина базы с 1 января 2015 года не установлена (пп. «в» п. 3 ст. 5 , ст. 6 Закона № 406-ФЗ). Поэтому взносами на обязательное медицинское страхование необходимо облагать все начисления в пользу физических лиц (выступающие объектом обложения взносами в ФФОМС).

На 2015 год предельные величины баз для расчета взносов в ПФР и ФСС РФ установлены Постановлением Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316. Их размеры представлены в таблице 1:

Таблица 1

Предельные величины баз для расчета взносов в ПФР и ФСС на 2015 год

До 2015 года предельный размер базы ежегодно определялся в размере, одинаковом для всех видов взносов.

Размеры предельной величины базы для расчета взносов за периоды 2011 - 2014 гг. представлены в таблице 2:

Таблица 2

Размеры предельной величины базы для расчета взносов по годам

С учетом определенных особенностей нужно рассчитывать базу по взносам в следующих случаях.

При выплатах в натуральной форме . Когда в пользу физического оплачиваются товары (работы, услуги), для расчета базы по взносам потребуется установить стоимость таких товаров (работ, услуг) на дату их оплаты. Для этого применяются:

При этом всегда в стоимости товаров (работ, услуг) учитывается НДС и акцизы (в отношении подакцизной продукции) (ч. 6 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

Суммы, начисленные по договорам авторского заказа, лицензионным договорам и договорам об отчуждении исключительного права на произведение, облагаются взносами только в ПФР и ФФОМС (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

В базу для расчета взносов указанные выплаты включаются после уменьшения на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с их получением. Если подтверждающие документы отсутствуют, то правомерно уменьшить причитающийся физическому лицу доход на величину расходов в пределах установленных нормативов. Такие нормативы представляют собой процент от суммы выплачиваемого дохода. Проценты различаются в зависимости от видов оказанных лицом услуг (ч. 7 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

Перечислим их в таблице 3:

Таблица 3

Нормативы установленных затрат для включения в базу для начисления взносов

Наименование

Норма затрат (в процентах от суммы начисленного дохода)

Создание литературных произведений, в т. ч. для театра, кино, эстрады и цирка

Создание художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайн

Создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике

Создание аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов)

Создание музыкально-сценических произведений (опер, балетов, музыкальных комедий), симфонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле- и видеофильмов и театральных постановок

Создание других музыкальных произведений, в т. ч. подготовленных к опубликованию

Исполнение произведений литературы и искусства

Создание научных трудов и разработок

Открытия, изобретения и создание промышленных образцов (процент суммы дохода, полученного за первые два года использования)

Необходимо иметь в виду, что нельзя уменьшить производимые выплаты одновременно на документально подтвержденные расходы и на нормативы затрат. То есть при наличии документов, обосновывающих понесенные затраты, установленные нормативы затрат не применяются (ч. 8 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

Зачастую между организациями и проверяющими возникают споры по поводу того, как определять базу для исчисления взносов в случае реорганизации компании. В подобном случае все права и обязанности по уплате взносов и подаче отчетности переходят от правопредшественника (реорганизованной организации) к правопреемнику (ч. 16 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Можно ли работодателю-правопреемнику, опираясь на данное правило, учитывать все выплаты и вознаграждения, произведенные в пользу сотрудников правопредшественником, при расчете базы по взносам? Ответ на этот вопрос содержится в статье-рекомендации в справочнике «

Также трудности в исчислении базы для расчета взносов может вызвать ситуация, когда работник в течение года в рамках одной и той же организации переходит из одного обособленного подразделения в другое. О том, как учитывать начисленные в его пользу выплаты, рассказано в статье-рекомендации в справочнике «Страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование » в разделе «Налоги и взносы» в ИС 1С:ИТС.

О сроках реализации изменений в размерами предельных величин баз для начисления взносов в учетных программах «1С:Предприятие» см. в «Мониторинге изменений законодательства» .

База для начисления взносов «на травматизм»

Взносы «на травматизм» уплачивают страхователи, производящие выплаты физическим лицам (ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, далее - Закон № 125-ФЗ). Следовательно, именно они определяют базу для расчета взносов. В нее включаются выплаты, на которые начисляются взносы, за исключением необлагаемых сумм, перечисленных в статье 20.2 Закона № 125-ФЗ (п.п. 1 , 2 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ).

О выплатах, относящихся к объекту обложения взносами «на травматизм», читайте в .

Так же, как и в отношении взносов в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ, при осуществлении выплат в пользу физических лиц в натуральной форме потребуется определить стоимость товаров (работ, услуг) на дату выплаты исходя из государственных регулируемых розничных цен либо на основании цен, указанных сторонами договора. Причем в стоимости всегда учитываются НДС и акцизы (для подакцизных товаров) (п. 3 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ).

Например, организация оплатила за работника лечение. Согласно акту оказанных услуг их стоимость составила 4 500 руб. Оплата лечения сотрудника признается выплатой в натуральной форме. В связи с этим в базу по взносам (в т. ч. взносам «на травматизм»), определяемую в отношении такого физического лица, нужно включить доход в размере 4 500 руб.

Подробнее об изменениях в порядке исчисления и уплаты страховых взносов в 2015 году читайте в .

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Облагать или не облагать – вопросов больше нет!

Не редкость, когда бухгалтер, выплачивая ту или иную сумму работнику, задается вопросом: а облагается ли эта выплата НДФЛ и страховыми взносами? А учитывается ли она для целей налогообложения?

Налоговики против изменения порядка уплаты НДФЛ работодателями

В последние годы неоднократно появлялась информация о разработке законопроектов, авторы которых хотели заставить работодателей платить НДФЛ с доходов своих работников не по месту постановки на учет работодателя-налогового агента, а по месту жительства каждого сотрудника. Недавно ФНС высказалась резко против подобных идей.

Один и тот же счет-фактура может быть одновременно и бумажным, и электронным

Налоговая служба разрешила продавцам, выставившим покупателю счет-фактуру на бумаге, не распечатывать второй экземпляр документа, оставляемый у себя, а хранить его в электронном виде. Но при этом он обязательно должен быть подписан усиленной квалифицированной ЭП руководителя/главного бухгалтера/уполномоченных лиц.

На основании какого документа выдавать деньги под отчет

Выдача подотчетных сумм может производиться либо на основании письменного заявления подотчетного лица, либо по распорядительному документу самого юрлица.

Будет ли штраф за досрочную выплату зарплаты

Если зарплата выплачивается новым сотрудникам в срок, превышающий полмесяца со дня их приема на работу, это не будет нарушением. Но лишь при условии, что законодательные требования по срокам и периодичности выплат соблюдаются в отношении всех остальных сотрудников фирмы.

Содержание журнала № 1 за 2014 г.

Е.А. Шаронова, экономист

Как платить страховые взносы в 2014 году

Комментарий к изменениям, вступающим в силу с 1 января

Законы от 02.12.2013 № 323-ФЗ ; от 02.12.2013 № 333-ФЗ ; от 04.12.2013 № 351-ФЗ ; Постановление Правительства от 30.11.2013 № 1101

Законодатели долго думали и решили тарифы страховых взносов... не повышать! Причем для одних страхователей оставили неизменными тарифы на 3 года, а для других - аж на 5 лет. Это действительно щедрый новогодний подарок. Но изменения в порядке исчисления взносов все же есть. Давайте обо всем по порядку.

Для льготных категорий сохранен тариф 20% только в ПФР. Он будет действовать 5 лет - с 2014 по 2018 г. включительн оп. 1 ст. 1 , ст. 2 Закона от 02.12.2013 № 333-ФЗ . Напомним, что по такому тарифу с выплат работникам уплачивают взнос ыпп. 8 , 10- 12 , 14 ч. 1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ) :

  • упрощенцы, которые ведут определенные виды деятельности;
  • вмененщики, занимающиеся фармацевтической деятельностью;
  • предприниматели на патенте (за исключением предпринимателей, которые получили патент по таким видам деятельности, как сдача в аренду недвижимости, розничная торговля и общепит);
  • применяющие УСНО социально ориентированные некоммерческие организации (деятельность в области социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, культуры, искусства, массового спорта) и благотворительные организации.

Общий тариф взносов остался прежним (30% + 10%), а вот предельный размер базы вырос почти на 10%. Итак, обычным организациям в 2014 г. с выплат работникам надо платить взносы в размере 30%, из них: в ПФР - 22%, в ФСС - 2,9%, в ФФОМС - 5,1%. Эти тарифы сохранятся на 2015 и 2016 гг.п. 2 ст. 1, ст. 2 Закона от 02.12.2013 № 333-ФЗ

Предел облагаемых выплат на каждого работника повысился с 568 000 до 624 000 руб. в годПостановление Правительства от 30.11.2013 № 1101 . Так что начислять взносы в размере 10% только в ПФР (на солидарную часть) можно будет по работникам, у которых выплаты с начала 2014 г. превысят 624 000 руб.

Пониженные тарифы для СМИ увеличились на 2%. В 2014 г. организации и предприниматели, которые выпускают средства массовой информации (за исключением СМИ рекламного или эротического характера), с выплат работникам должны уплачивать взносы в размере 30% (вместо 28%), из нихч. 3.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ; пп. 8, 9 ст. 33 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред., действ. с 01.01.2014) (далее - Закон № 167-ФЗ) :

  • в ПФР - 23,2% (в 2013 г. - 21,6%);
  • в ФСС - 2,9% (в 2013 г. - так же);
  • в ФФОМС - 3,9% (в 2013 г. - 3,5%).

Организации, оказывающие инжиниринговые услуги, теперь платят взносы с превышения предельной базы. То есть тарифы у них остались те же (22% в ПФР, 2,9% в ФСС и 5,1% в ФФОМС). Но появилась обязанность платить взносы в ПФР в размере 10%, если выплаты в пользу работника с начала года превысят 624 000 руб.ч. 3.5 ст. 58 , ч. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ

Дополнительные взносы для работников, имеющих право на досрочную пенсию, повышены на 2%.

В 2014 г. все организации и предприниматели (даже те, кто применяет пониженные тарифы), должны платить дополнительные взносы в ПФР в размере:

  • 6% с выплат работникам, занятым на работах с вредными условиями труда (в 2013 г. - 4%)ч. 1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ ; подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (далее - Закон № 173-ФЗ); п. 1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ ;
  • 4% с выплат работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда (в 2013 г. - 2%)ч. 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ ; подп. 2- 18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ ; п. 2 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ .

Напомним, что эти взносы надо начислять на все выплаты работнику, независимо от их годового размера, в том числе и на превышающие 624 000 руб.ч. 3 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ

Заметим, что в Госдуме во втором чтении уже рассмотрены два законопроекта, которые должны «превратиться» в федеральные законы и вступить в силу с 1 января 2014 г.проекты законов № 337970-6 , № 337978-6 Этими законопроектами предусмотрена замена процедуры аттестации рабочих мест на специальную оценку труда. При этом условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. И по результатам специальной оценки условий труда будет устанавливаться дополнительный тариф страхового взноса в ПФРп. 7 ст. 7 , п. 1 ст. 29 проекта закона № 337970-6 ; пп. 1, 2 ст. 7 , пп. 1, 2 ст. 11 , пп. 1, 2 ст. 13 проекта закона № 337978-6 :

Как нам разъяснили в Минтруде, скорее всего, Госдума до нового года успеет принять эти законопроекты и новые дополнительные тарифы будут действовать с 01.01.2014. Но как следует из законопроектов, дифференцированные тарифы можно применять, если организация провела специальную оценку условий труда. Логично, что если организация ранее проводила аттестацию рабочих мест и определила классы вредности работ, то тоже надо применять дифференцированные тарифы. А вот если организация аттестацию не проводила, то надо будет платить дополнительные взносы в размере 6% или 4% в зависимости от того, на каких работах заняты сотрудники.

Взносы в ПФР с выплат 2014 г. надо перечислять единой платежкой. И в ней надо указывать КБК, предназначенный для зачисления взносов в ПФР на страховую часть пенсии, - 392 1 02 02010 06 1000 160п. 4 ст. 3 , п. 1 ст. 7 Закона от 04.12.2013 № 351-ФЗ . Эта поправка внесена в связи с тем, что гражданам предоставили возможность выбрать, как они будут формировать свою будущую пенсию - с учетом накопительной части (передав 6% в НПФ или УК) или без нее (тогда 6% останутся в ПФР в составе страховой части пенсии).

О порядке выбора пенсионного тарифа читайте: 2014, № 2, с. 40

Но вы как работодатель не должны отслеживать, подал ли работник заявление в ПФР, сохранил ли он для себя накопительную часть. Распределять перечисленный вами платеж будет сам ПФР согласно выбору вашего работник апп. 1 , , подп. «а» , «б» , «в» , «д» , «е» п. 5 , п. 6 ст. 3 Закона от 04.12.2013 № 351-ФЗ . Ваша же задача - только перечислить взносы в ПФР по соответствующему тарифу (20%, 22% и т. д.) на КБК для страховой части. Но так перечислять можно только взносы, начисленные начиная с января 2014 г.

А вот взносы, начисленные за декабрь 2013 г., а также задолженность по взносам, образовавшуюся до 01.01.2014, вы и в 2014 г. должны перечислять на два КБК - отдельно на накопительную и отдельно на страховую части (см. календарь на с. 90).

“ Страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР с выплат лицам, занятым во вредных и тяжелых условиях труда, в 2014 г. по-прежнему надо уплачивать отдельными платежными поручениями на специальные КБК. Здесь ничего не изменилось. Ведь взносы по дополнительным тарифам платят не все страховател и” .

Так что в 2014 г. дополнительные взносы надо платить на отдельные КБК (см. календарь на с. 90).

Если законодатели успеют принять законы о новых дополнительных тарифах, то, возможно, появятся новые КБК - отдельный для каждого тарифа.

Тарифы взносов «на травматизм» оставили неизменными на 3 года. Так что в 2014 г. вы будете начислять взносы «на травматизм» и уплачивать их в ФСС по тем же тарифам и в том же порядке, что и в 2013 г., если основной вид деятельности у вас не изменился. Эти же тарифы будут действовать в 2015 и 2016 гг.ст. 1 Закона от 02.12.2013 № 323-ФЗ

Кроме того, для предпринимателей, у которых работают инвалиды, сохранен льготный тариф взносов, введенный с 1 января 2013 г.статьи 2, 3 Закона от 02.12.2013 № 323-ФЗ ; статьи 2, 3 Закона от 03.12.2012 № 228-ФЗ С выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп, предприниматель может начислять взносы «на травматизм» в размере 60% от установленного ему тарифа.

В заключение хотелось бы сказать еще об одной поблажке по страховым взносам. В Госдуму был внесен законопроект, позволяющий большему количеству компаний, ведущих деятельность в области информационных технологий, применять пониженный тариф в размере 14% (в ПФР - 8%, в ФСС - 2%, в ФФОМС - 4%)ст. 1 проекта закона № 385323-6 . Как только этот закон примут, мы вам сообщим.

За 9 месяцев 2017 года в Соцстрах нужно представить обновленную форму расчета 4-ФСС. Напомним, данная форма подается ежеквартально и отражает уплаченные и начисленные взносы на обязательное соцстрахование от травм на производстве и профзаболеваний, также в ней отражаются издержки на выплату страхового обеспечения сотрудникам. Статьей 1.4 Закона № 255‑ФЗ и ст. 8 Закона № 165‑ФЗ предусмотрено, что страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является, в частности, ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Расходы на выплату указанного пособия подлежат контролю со стороны ФСС, поэтому предлагаем рассмотреть несколько нарушений, выявленных по результатам таких проверок. В Письме Минфина России от 17.07.2017 № 03‑11‑11/45308 рассматривается достаточно распространенная ситуация, когда заказчик расплатился с подрядчиком готовыми квартирами. Как правило, данные квартиры потом продаются. Как подрядчику-«упрощенцу» учитывать доходы в таком случае? Основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений являются в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование, не ниже установленного федеральным законом МРОТ (ст. 2 ТК РФ). Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам зарплату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ст. 22 ТК РФ). Соблюдение работодателем норм трудового законодательства РФ – предмет проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Об ошибках, допускаемых бухгалтерами учреждений при начислении и выплате заработной платы сотрудникам, мы поговорим в этой статье.

Право отдыхать как минимум 28 календарных дней имеют все без исключения постоянные работники. И если одним такого количества дней даже не хватает, то другие не ходят в отпуск годами. А ведь это не только неудобно для работодателя и, в частности, для кадровиков, но и чревато административной ответственностью. О том, сколько лет работник может не ходить в отпуск и что делать работодателю, если некоторые работники не используют свой ежегодный отдых, поговорим в статье.