Расположение стран по географическому положению. Страны по географическому положению

Построение типологий стран является предметной областью экономической и социальной географии. Основное место здесь, есте­ственно, занимает типология стран по уровню социально-экономи­ческого развития. Важное значение имеет отбор показателей и спо­собы интерпретации как показателей, так и построенной на их основе типологии.

Типология стран представляет собой выделение групп стран мира, сходных по уровню, характеру и типу социально-экономиче­ского и исторического развития. Первым этапом любой типологии является классификация стран по набору демографических, эконо­мических, социальных и других показателей развития. На втором эта­пе выявляются типологические особенности стран со сходным уров­нем развития и дается их группировка. Широко известны типологии развивающихся стран Б.М. Болотина, В.Л. Шейниса, В.В. Вольско­го, Я. Г. Машбица и других географов и экономистов.

Основной целью типологии является систематизация стран мира как объектов страноведческих исследований, установление взаимо­связей и взаимозависимостей между странами как частями мировой системы. При этом справедливо полагают, что типология стран мира по объективным показателям требует ее уточнения с помощью экс­пертной процедуры, в ходе которой учитывается специфика цивили-зационного подхода, знание исторических корней формирования стран, что способствуют пониманию их подлинных, а не конъюнк­турных современных особенностей.

Классификация стран мира, разработанная ООН, в современ­ном мире выделяет 22 цивилизационных макрорегиона.

Особенностью этой типологии является использование всего трех показателей из трех групп: социальных - одного из семи, уров­ня жизни - одного из десяти, структурных экономических - одного из трех. Минимум показателей в данном случае компенсируется тем, что каждый из них имплицитно содержит достаточно информации о состоянии соответствующей сферы общества.

Экономико-политическая классификация стран и регионов мира отражает центропериферическую структуру мирового хозяйства. Страны делятся:

На центр мирового хозяйства;

Полупериферию, интегрированную с центром;

Переходный тип от периферии к полупериферии;

Периферию, активно включенную в региональное экономиче­ское сотрудничество и мировое хозяйство;

Периферию, слабо включенную в мировое хозяйство (глубо­кая экономическая периферия);

Периферию, частично изолированную от мирового хозяйства (предполагается опора на собственные силы).

Несколько крупных стран (например, Россия, Канада, Австра­лия, Бразилия) разбиваются на регионы, принадлежащие к разным типам. Полупериферию и периферию в данной классификации со­ставляют развивающиеся страны.

Существуют и другие типологии развивающихся стран. Так, в частности, Международный валютный фонд выделяет категорию реформирующихся стран развивающегося мира, перешедших к стра­тегии либерализации экономики и внешнеэкономических связей. К этой категории относится 35 развивающихся стран. Также выделя­ются «задворки мировой системы», «медвежьи углы», к которым от­носится ряд стран Африки, Азии и Латинской Америки.

С середины XX в. в зарубежной литературе получили распро­странение политико-географические исследования, посвященные типологии государств по военному, демографическому и экономиче­скому потенциалам, степени зависимости от внешних рынков, отно­шению к международным конфликтам, вовлеченности в территори­альные споры и претензии, морфологии и другим характеристикам государственных границ, оценке их «выгодности». На начальном этапе доминировала макрорегиональная проблематика (на уровне всей мировой системы или отдельных макрорегионов), в последние деся­тилетия появилось больше работ, посвященных исследованиям на уровне отдельной страны или ее частей. Одним из зачинателей поли­тико-географических исследований и политических классификаций стран мира на Западе многие считают американского ученого Р. Харт-шорна, сформулировавшего в 1950 г. функциональный подход в по­литической географии. Целью его исследования был анализ соотно­шения между центробежными и центростремительными силами, действующими в каждом государстве, выявление ключевой идеи, без которой, по его мнению, государству не удалось бы сохранить целост­ность своей территории и лояльность большинства граждан.

Наиболее распространена группировка стран по величине их тер­ритории и численности населения. Нередко применяется группиров­ка стран по особенностям их географического положения (см. при­ложения).

1. По размерам выделяют:

Самые большие страны;

Крупные;

Средние;

Небольшие;

Микрогосударства.

2. По численности населения выделяют:

Большие страны с населением более 50 млн человек;

Средние - с населением от 10 млн до 50 млн человек;

Малые - с населением до 10 млн человек.

Численность населения является определяющим фактором по­требительского спроса, который становится более разнообразным при многонациональном составе населения. Принято считать страну мно­гонациональной, если в ней проживают более пяти национальностей.

3. По географическому положению выделяют:

Приморские страны;

Полуостровные;

Островные;

Страны-архипелаги;

Внутриконтинентальные.

Примеры деления стран по географическому положению при­ведены в табл. 1.1 и 1.2.

Таблица 1.1

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Похожая информация:

  1. A) Тайланд, Мьянма, Гонконг 1 страница
  2. A) Тайланд, Мьянма, Гонконг 2 страница
  3. A) Тайланд, Мьянма, Гонконг 3 страница
  4. A) Тайланд, Мьянма, Гонконг 4 страница
  5. A) Тайланд, Мьянма, Гонконг 5 страница
  6. A. *Погана теплопровідність 1 страница
  7. A. *Погана теплопровідність 2 страница
  8. A. *Погана теплопровідність 3 страница
  9. A. *Погана теплопровідність 4 страница
  10. A. *Погана теплопровідність 5 страница
  11. A. *Погана теплопровідність 6 страница
  12. A. *Погана теплопровідність 7 страница

Поиск на сайте:

Тема 5. Типология государства.

Вопросы:

1. Понятие типологии государства.

2. Критерии классификации.

ТАБЛИЦА 35.

Основные типологизации и их характеристика.

Литература:

1. С.М.Баранов В.М. Толстик В.А.

Теория права государства в схемах и определениях. – М.,2010.

2. Политическая энциклопедия. Ред. Семигина Г.Ю.-М. 1999.

3. Халипов В.Ф. Энциклопедия власти.-М., 2001.

4. Пиголкин В.Н.

Основы права.-М.,2009.

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права.-М.2009.

6. Интернет-ресурсы.

Типология Основные авторы Характеристика.
По формированию государства
Марксистская (формационная) – в зависимости от типов общественно-экономической формации К.

Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке.

Лекция: Современная типология стран мира: классификация по определенным признакам

Выделялось пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая.

Цивилизационная Цивилизационная 1 А.Тойнби На основании цивилизационных признаков А.Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества.

Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций – египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.

Цивилизационная 2 Уолта Ростоу – в зависимости от уровня экономического развития По Ростоу тип государства связан со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения.

Согласно его теории все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: — традиционное; — переходное, в котором закладываются основы преобразований; — общество, переживающее процесс сдвига; — созревающее общество; — общество, достигшее высокого уровня народного потребления (государство всеобщего благоденствия).

Цивилизационная 3 А.С.

Пиголкина экспуататорское и социальное

Эксплуататорское государство использует монополию на насилие для максимизации собственного дохода, точнее - дохода группы, контролирующей государственный аппарат.

На смену эксплуататорскому государству приходит социальное, критериями которого являются изменения в системах стратификации, степень расширения социальных прав и общественно-частная организация социального обеспечения.

В зависимости от характера государственного союза и положения, занимаемого в этом союзе индивида. Типология Г. Эллинека: Г. Еллинек писал, что, несмотря на постоянное развитие и преобразование, можно установить некоторые признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа.

Он выделяет идеальный и эмпирический типы государств, где первый тип – мыслимое государство, которого в реальной жизни не существует. Эмпирический тип получается в результате сравнения реальных государств друг с другом: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное.

В зависимости от путей и степени участия воли индивидуума в создании и укреплении правопорядка (уровень политической свободы) ТИПОЛОГИЯ Г. Кельзена Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы. В зависимости от путей и степени участия “воли индивидуумов” в создании и укреплении правопорядка, автор предложил различать два типа власти и соответственно государственно-правовых явлений: демократия и автократию.

В условиях демократии происходит полное соответствие “воли, представленной (заключающейся) в правопорядке государства”, воле всех субъектов права, или индивидуумов, поскольку последние принимают участие в его создании и укреплении. Напротив, в условиях автократии нет и не может быть соответствия между “волей, заложенной в правопорядке” и волей субъектов права.

Это объясняется тем, что последние полностью исключены из процесса создания и укрепления правопорядка. При этом Г. Кельзен обращал внимание на то, что названные типы государства в чистом виде не существуют, “демократия” и “автократия” выступают скорее как “идеальные типы”. “Каждое государство содержит в себе комплекс элементов, свойственных обоим типам”.

Типология в зависимости от уровня свободы Р.

Макайвер

Р. Макайвёр также делит государства на два типа: династические (антидемократические) и демократические. Отличия между ними заключены в степени отражения государственной властью воли общества.
В зависимости от политического режима Р.

Дарендорф

Дарендорф подразделяет государства на демократические и антидемократические на том принципе, что в результате постепенной демократизации общества классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатка в неравенстве, но создана общая для всех основа, и которое делает возможным цивилизационное бытие.
В зависимости о господствующей идеологии Идеологизированные, деидеологизированные. Деидеологизированные (светские) государства - здесь официальная идеология отсутствует.

В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т.

п. зависит от его взглядов на государственную идеологию. В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.

Типология государства Г. Спенсера Технократический подход к типологии государства основан на приоритете уровня развития технологии, который определяет тип общества и государства.
Типология государства Э. Тоффлера Э. Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества: аграрная при переходе к земледелию, индустриальная во время промышленной революции информационная при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному).

ТАБЛИЦА 36.Формационный подход к типологии государства основоположники:…(вписать )

Не делать.

Читайте в этой же книге:Цели и задачи учебно-методического пособия | Рекомендации по выполнению работ по УМК | Образец выполнения таблицы.

| Сущность государства (дать определение). | Греция и Рим: характеристика государства (государственно-политический анализ). | Тема 4. Формы государства. | Форма правления.монархия; виды монархий, их характеристика. | Возникновение социального государства. | Почему Коммунистическая утопия не была реализована в СССР? | НЕ ДЕЛАТЬ |mybiblioteka.su — 2015-2018 год.

Качество населения: образование и квалификация

Важными составными частями, характеризующими качество населения, служат также сведения о его образовательном уровне и квалификации трудовых ресурсов.

Согласно данным ЮНЕСКО, в 1950 г.

доля элементарно неграмотных среди взрослого населения мира (старше 15 лет) составляла 44 %. К 1990 г. уровень неграмотности снизился до 26,9 %, к 2000 г. – до 20,6 %. В таблице 53 приведены данные, характеризующие положение с неграмотностью в двух группах стран и отдельных регионах.

Из приведенных в таблице 53 данных вытекает, что в экономически развитых странах в 1980 г. элементарно неграмотных взрослых было 3,4 %. Однако и этот сравнительно невысокий показатель привлек к себе много внимания в связи с введением понятия о так называемой функциональной неграмотности.

Под функциональной неграмотностью понимают неспособность человека адаптироваться к политическим переменам в обществе, к структурным, техническим и технологическим изменениям в экономике, понять необходимые объяснения и инструкции, касающиеся трудовой деятельности и т. д. Поэтому функциональная неграмотность, которой в США были подвержены 23 млн, а в Великобритании – 6 млн человек, считается одной из главных причин безработицы. В бывшем СССР, согласно переписи 1989 г., неграмотным оказалось 2 % населения старше 15 лет, или 4,3 млн человек, а функциональная неграмотность была значительно выше.

Таблица 53

РАСЧЕТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ НЕГРАМОТНОГО НАСЕЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ 15 ЛЕТ И СТАРШЕ

В последнее время статистика ООН публикует лишь выборочные сведения о неграмотности в развитых странах.

По ним можно судить о том, что в Европе, например, несколько большей долей неграмотных на общем почти нулевом фоне выделяются страны южной ее части – Испания, Греция и в особенности Португалия (8 % у мужчин и 16 % у женщин).

Что же касается развивающихся стран, то, как вытекает из данных таблицы 53, по абсолютной численности неграмотных в 1980 г.

выделялись Южная и Восточная Азия благодаря прежде всего Индии (251 млн человек), Китаю (219 млн), а также Пакистану (43 млн), Бангладеш (42 млн), Индонезии (27 млн человек). Нетрудно подсчитать, что более половины всех неграмотных в мире тогда приходилось на две, правда самые многонаселенные, страны – Индию и Китай.

За этими двумя регионами следовала Африка к югу от Сахары.

Генеральная Ассамблея ООН по инициативе ЮНЕСКО провозгласила 1990 год Международным годом грамотности. Итоги его затем были рассмотрены органами ООН, которые приняли соответствующие решения о мерах по дальнейшему преодолению и предупреждению неграмотности в ее различных формах и по внедрению образования для всех.

К 2000 г. было намечено сократить численность неграмотных до 22 % и обеспечить охват начальным образованием всех детей. Хотя в полной мере осуществить эти планы не удалось, однако некоторые перемены к лучшему произошли. Так, к 2005 г. доля неграмотных среди лиц старше 15 лет в Африке к югу от Сахары снизилась до 38 %, в арабских странах Ближнего и Среднего Востока – до 30 в Латинской Америке – до 11,8, в Восточной Азии – до 12, в Южной Азии – до 34 %.

Некоторые развивающиеся страны теперь тратят на образование 7-10 % своего ВВП (Ботсвана, Намибия, Зимбабве, Тунис, Лесото), превосходя в этом отношении большинство развитых стран мира.

Тем не менее доля неграмотных среди населения старше 15 лет во многих развивающихся странах продолжает оставаться еще очень большой (табл.

Таблица 54

ДВАДЦАТЬ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН С САМОЙ БОЛЬШОЙ ДОЛЕЙ НЕГРАМОТНЫХ В НАСЕЛЕНИИ СТАРШЕ 15 ЛЕТ

В таблице 54 представлены 15 стран Африки, 4 страны Азии и одна страна Латинской Америки.

Обращает на себя внимание значительно более низкий уровень грамотности среди женского населения. А «рекордсменом» мира по доле неграмотных среди всего населения, и в частности среди женщин, выступает Буркина-Фасо.

Из развивающихся стран, сведения о которых не вошли в таблицу 54, можно назвать несколько крупных государств, где доля неграмотных людей во всем населении остается еще довольно значительной.

Из стран Азии это Индия (36 % неграмотных), Иран (20), из стран Африки – Египет (35), Алжир (30), из стран Латинской Америки – Боливия (18), Бразилия (17), Мексика (15 %).

1.1. Классификация стран мира

В Китае доля неграмотных составляет 9 %, и в том числе среди женщин – 15 %. К этому нужно добавить, что огромный разрыв между развитыми и развивающимися странами в сроках обучения также продолжает сохраняться. В группе развитых стран средняя продолжительность обучения составляет 10 лет (в США, Канаде, некоторых странах Западной Европы – 12 лет и даже больше), а в развивающихся странах – около четырех лет.

Главный же вывод, который можно сделать на основе анализа таблицы 54, неутешителен: за 20 лет (1980–2000 гг.) общее число неграмотных в мире даже несколько увеличилось – прежде всего за счет Южной Азии, арабских государств и Африки к югу от Сахары.

Для характеристики состояния высшего образования пользуются разными показателями.

Например, таким, как численность студентов из расчета на 100 тыс. жителей, который большей частью коррелируется с общим уровнем развития страны и душевым ВВП (табл. 55).

Таблица 55

ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ НА 100 ТЫС.

ЖИТЕЛЕЙ ПО СТРАНАМ МИРА

Другой показатель того же ряда – доля людей с университетским образованием среди населения в возрасте от 25 до 64 лет.

По этому показателю с большим отрывом от других стран лидируют США (24 %). В группу стран, где этот показатель находится в пределах от 10 до 15 %, входят страны Западной Европы (ФРГ, Великобритания, Франция, Испания, страны Северной Европы), а также Канада, Австралия и Новая Зеландия.

Наконец, качество населения (трудовых ресурсов) характеризуется также квалификацией рабочей силы, как ведущего компонента производительных сил.

В свою очередь, такая квалификация зависит от уровня образования, наличия трудовых навыков, степени вовлеченности в производство и т. д. Все это, вместе взятое, формирует так называемый благоприятный деловой климат, который в большинстве случаев влияет не только на развитие, но и на размещение производства.

Особенно большое значение квалификация трудовых ресурсов приобрела на современном этапе НТР, когда рабочая сила, обладающая новаторским потенциалом, становится даже более важным фактором развития, чем передовые технологии.

Это непосредственно связано со все большей интеллектуализацией труда, характерной для постиндустриального общества. Говорят даже о революции в трудовых ресурсах, начавшейся в конце XX в.

Считается, что для повышения конкурентоспособности работника он должен пройти три последовательные стадии: 1) общее школьное образование; 2) получение профессионального образования, обучение в аспирантуре; 3) реализацию полученных знаний в сфере трудовой деятельности при совмещении ее с дальнейшим образованием и самообразованием. Не случайно в большинстве стран современного мира ныне осуществляются реформы образования – как среднего, так и высшего.

В США уже в середине 1990-х гг. доля лиц, получивших среднее образование, составила в структуре рабочей силы 90 %, а получивших законченное и незаконченное высшее образование превысила 55 %.

Россия была и остается одной из самых образованных стран мира.

И ныне она сохраняет достаточно высокий образовательный уровень: почти 1/3 всех занятых в ее народном хозяйстве имеет высшее и среднее специальное образование.

В России более 7 млн студентов. Однако социально-экономический кризис 1990-х гг., остаточный принцип финансирования образования, рост безработицы не могли не сказаться на количестве и качестве трудовых ресурсов. По мнению многих исследователей, современное состояние рабочей силы России не соответствует требованиям рынка.

Во многих отраслях, в особенности в машиностроении, в 1990-е гг. произошла существенная потеря квалифицированных кадров, поэтому отношение к образованию и соответственно к качеству трудовых ресурсов должно быть пересмотрено исходя из того, что они являются важнейшими компонентами национальной безопасности страны.

Методическая разработка Итогового теста по истории

Пояснительная записка

Итоговый тест по истории предназначен для студентов 3 курса СПО по программе подготовки специалистов среднего звена.

Программа курса рассчитана в соответствии с требованиями ФГОС СПО на 48 часов.

После прохождения программы итоговый зачет проходит в виде – итогового теста. Выполнение теста рассчитано на 90 минут.

Тематика итогового теста соответствует пройденному материалу и предполагает проверку знаний обучающихся с 1985 года по настоящее время. Материал теста меняется каждые 1-2 года и соответствует современным событиям происходящими в стране и в мире.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

Тест состоит из 48 вопросов.

Время, отведенное на его выполнение составляет – 90 минут.

Инструкция:

1. внимательно прочитайте вопрос;

2. выберите один правильный ответ;

3. за каждый выполненный ответ – дается 1 балл.

Критерии оценки:

«5» — 44-48 баллов;

«4» — 37-43 балла;

«3» — 30-36 баллов.

Чем характеризуется современное развитие стран мира:

а) холодной войной; б) глобализацией; в) агрессией; г) ростом численности населения.

2. Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992–1993 гг.) были отмечены :

а) падением объемов производства;

б) макроэкономической стабилизацией;

в) развитием военно-промышленного комплекса;

г) увеличением доходов большинства населения.

Какое событие 20 века послужило толчком к созданию Организации Объединенных Наций?

а) начало освоения космоса; б) открытие атома;

в) создание лекарств; г) Вторая мировая война.

4. Ограниченный контингент советских войск присутствовал в Афганистане в период

а) 1990 – 1999гг.; б) 1970 – 1989гг.; в) 1979-1989 гг. г) 1999 – 2000гг.

Лидер партии ЛДПР в РФ:

а) Г. Явлинский; б) М. Прохоров; в) В.Жириновский г) Г. Зюганов.

6. Террористический акт в Беслане произошел:

7. Кто, наряду с Д. А. Медведевым, являлся одним из претендентов на пост Президента РФ в марте 2008 года:

а) В. В. Путин; б) Г. А. Зюганов; в) М. М. Касьянов; г) Б. Н. Ельцин.

Какое название носит денежная единица европейского характера введенная в 1999 году: а)франки; б) европейские доллары; в) евро; г) иена.

9. Дефолт в РФ произошел в:

а) 2000 г.; б) 1995 г.; в) 1993 г.; г) 1998 г.

Как называется организация в занимающаяся вопросами ядерной энергии:

а) ООН; б) НАТО; в) ОБСЭ; г) ЕВРАТОМ.

11. На чем специализируется экономика стран Латинской Америки:

а) кредитах; б) сельском хозяйстве; в) машиностроении; г) ядерном производстве.

Перонизм – это направление социальной политики стран:

а) Европы; б) Латинской Америки; в) США; г) Тихоокеанского региона.

13. Главой государства в современной Великобритании является –

а) Барак Обама; б) королева Виктория; в) королева Елизавета II; г) императрица Митико.

14. С какого процесса начался распад СССР:

а) «деколоницазия»; б) «модернизация»; в) «перестройка»; г) «парад суверенитетов».

Цель программы «Партнерство во имя мира» принятой НАТО:

а) подавление революций;

б) стабильность и безопасность в мире;

в) пропаганда национализма;

г) экономическое сотрудничество.

Основные типологии стран мира. Классификация стран по географическому положению

«Шоковая терапия» — это политика проводимая в:

а) странах НАТО; б) Российской Федерации; в) Великобритании; г) Японии.

17. Какая специализированная организация в составе ООН занимается вопросами образования, науки и культуры:

а) ВОЗ; б) ЮНИСЕФ; в) ЮНЕСКО; г) МВФ.

18. Кто руководит ООН:

а) Генеральный секретарь; б) президент; в) премьер-министр; г) секретарь.

Причина политики перестройки:

а) распад СССР;

б) стремление демократов быстрее прийти к власти;

в) экономический и политический кризис;

г) приход на пост Генерального секретаря М. С. Горбачева.

20. Кризис 1993 года в Российской Федерации касался:

а) создания ГКЧП и захвата им власти;

б) противоречий между президентом и парламентом;

в) распада СССР;

г) недоверия Б.

Н. Ельцину.

21. Цель создания и работы ВТО:

а) единый рынок; б) преодоление войн; в) обеспечение деньгами; г) интеграция.

22. Цель международной политики стран мира:

а) раздел мира на сферы влияния;

б) интеграция во всех сферах жизни;

в) стремление к гегемонии;

г) разобщенность.

23. Страны, какого региона лидируют в области нефтедобычи и продажи:

а) Юго-Восточной Азии; б) Арабского Востока; в) Российская Федерация; г) Латинская Америка.

Основной проблемой современного развития стран Азии является:

а) низкий уровень жизни; б) локальные конфликты; в) колониальные режимы; г) «экономическое чудо».

25. Какой политический режим характерен для Китайской республики:

а) демократия; б) неоконсерватизм; в) социализм; г) коммунизм.

На чем основаны правящие режимы стран Азии:

а) на правах и свободах граждан; б) на диктатуре; в) опоре на церковь; г) армии.

27. Когда было подписано Беловежское соглашение:

28. Время создания ООН:

а) 1999г.; б) 1990г.; в) 1945г.; г) 1949г.

Одной из самых острых проблем современности является:

а) международный бандитизм; б) международный терроризм; в) антиглобализм; г) национализм.

30. Когда был совершен террористический акт против США вследствие которого в корне поменялись международные отношения и международная политика:

На каких идеях основан современный терроризм:

а) на исламе; б) на буддизме; в) на нацизме; в) на пацифизме.

32. В современной Великобритании у власти находится партия:

а) либералов; б) демократов; в) лейбористов; г) консерваторов.

33. Кто возглавляет пост премьер-министра Великобритании:

а) Тереза Мэй; б) Н. Саркози; в) А.

Меркель; г) Б. Обама.

34. Современная цель развития РФ:

а) усиление своих позиций в мире;

б) конкурентоспособная экономика;

в) подавление экстремистских движений на Востоке;

г) расширение территорий на Восток.

После распада СССР страны входящие в него создали международный блок:

а) НАТО; б) СЭВ; в) СНГ; г) ЕС.

36. Стабилизация внутреннего и внешнего развития РФ произошла:

а) при Б.Н. Ельцине; б) при Г. Н. Зюганове; в) В.В. Путине; г) Д.А. Медведеве.

37. Процесс совершенствования и перестройки науки и научных достижений второй половины ХХ начала XXI вв. называется:

а) неолитическая революция; б) НТР; в) промышленная революция; г) чудо.

Конституция РФ была принята:

а) в 1992г.; б) в1991г.; в) в 1993г.; г) в 1996г.

39. Страны Восточной Европы к строительству демократического общества перешли от:

а) капитализма; б) фашизма; в) социализма; г) консерватизма.

В 2000 году страны Восточной Европы и страны Прибалтики вошли в международный блок:

а) СНГ; б) ОВД; в) НАТО; г) ООН

Самый острый конфликт, происходящий в Югославии:

а) в Боснии и Герцеговине; б) в Македонии; в) в Словакии; г) в Косово.

42. К современным направления НТП относят :

а) атомное строение; б) роботостроение; в) микроэлектроника; г) генная инженерия.

43. Генеральным секретарем ООН является:

а) Коффи Аннан; б) Ким Эр Сен; в) Мао Цзедун; г) Пан Ги Мун.

Российская Федерация не входит в:

а) НАТО; б) ООН; в) СНГ; г) ВТО.

45. Какая террористическая организация является основным организатором мировых терактов:

а) Сыны Аллаха; б) Абу Нидаль; в) Абу Сайяф; г) Аль Каида.

Какая организация в составе ООН занимается вопросами сельского хозяйства:

а) ЮНЕСКО; б) ЮНИСЕФ; в) ФАО; г) ВТО.

47. Какой международный блок, был создан для совместного решения проблем европейского региона:

а) ООН; б) НАТО; в) ЕС; г) «большая восьмерка».

Какая политическая партия занимает лидирующее место в политической системе страны:

а) «Справедливая Россия»; б) ЛДПР; в) КПРФ; г) «Единая Россия

Составила: Полушина Светлана Владимировна, ГАПОУ СО "Полевской многопрофильный техникум им.

В.И. Назарова"

Австралия, Америка… Эти два государства расположены в разных полушариях Земли, на расстоянии в 10 тысяч километров друг от друга. Но именно в эти страны стремятся попасть миллионы людей с разных уголков нашей планеты. Австралия и США привлекают многих достойным уровнем жизни, высокими зарплатами, качественной медициной.

Что же общего между этими двумя государствами?

И какова разница между Америкой и Австралией?

Австралия – Америка: географическое положение

США и Австралийский Союз, по сути, находятся на разных концах планеты. Государства разделены огромным Тихим океаном.

Площади обеих стран примерно сопоставимы по размеру – 7,6 млн. кв. км. у Австралии против 9,5 млн. кв. км. у США. Австралия занимает пространство между 11-м и 43-м градусами южной широты. Соединенные Штаты расположены в Северном полушарии, между 71-м и 24-м градусом северной широты.
Первое существенное отличие Америки от Австралии – климатическое. Климат Австралии – тропический и засушливый. Сухость ее территории усиливается холодным Западноавстралийским течением, которое практически не оставляет шансов для формирования влажных циклонов.

Оптимальные климатические условия для жизни человека характерны лишь для крайнего севера Австралии, юго-западного и юго-восточного побережья материка.

Климат США, в отличие от австралийского, намного разнообразнее. Здесь представлены почти все климатические зоны планеты: от субэкваториального на юге до арктического на крайнем севере (в пределах Аляски).

Австралия – Америка: природа и ландшафты

Примерно три четверти территории Австралии занимают пустыни и полупустыни со скудной растительностью.

Тем не менее, в этой стране можно увидеть и тропические джунгли, и субальпийские луга. Главной изюминкой австралийской природы можно назвать ее эндемичность. Материк развивался в условиях полной географической изоляции от остального мира. Поэтому здесь сформировалась уникальная флора и фауна, с большим количеством тех видов растений и животных, которые не встречаются больше нигде в мире.

Самые известные эндемики Австралии – коала, ехидна, страус Эму, утконос, кенгуру и собака Динго.

Природа Америки поражает своим разнообразием и богатством. Холодная тундра и густые хвойные леса, дикие прерии, безлюдные пустыни с кактусами, тропические лагуны с зарослями лиан – все эти ландшафты можно увидеть в пределах одного государства США.

Австралия – Америка: культура и история

Историческое развитие примерно общее между Америкой и Австралией.

До момента открытия европейцами, эти земли представляли собой слабозаселенные коренными народами территории (индейцами и аборигенами).

В XVI-XVIII веках проходил процесс активной колонизации Америки и Австралии европейскими народами (прежде всего, британцами).

Главное историческое отличие между этими двумя государствами заключается в том, что Австралия оставалась под фактическим контролем Британской короны вплоть до середины ХХ века, а Соединенные Штаты начали войну за свою независимость еще в 1773 году.

В плане культурного развития и достижений, США намного опережают Австралию. Штаты подарили миру множество великих ученых, мыслителей, литераторов, архитекторов и художников.

Американский Голливуд был и остается главным центром мировой киноиндустрии.

Австралия – Америка: население и менталитет

Сравнение Австралии и США по социально-демографическому признаку помогает глубже понять историю заселения и развития этих территорий.

По большому счету, современное население обеих стран – это потомки бывших мигрантов из Европы, которые активно переселялись сюда в поисках лучшей жизни на протяжении XIX и XX веков. И США, и Австралию, главным образом населяют выходцы из Англии, Шотландии и Ирландии.

Численность населения США в 15 раз превышает количество жителей Австралии. Коэффициент миграционного прироста населения США составляет 0,3 % в год, Австралии – почти 0,8 %.

Менталитеты американцев и австралийцев существенно отличаются друг от друга.

Классификация стран по географическому признаку

Хотя есть и общие черты. Американцы – очень патриотичны и практичны. Они часто улыбаются и стараются всегда быть оптимистами. Для современной Америки характерна высокая степень разделения труда. Это значит, что каждый американец – профессионал своего дела.

Он, к примеру, может первоклассно чинить бытовые электроприборы, но никогда не станет сам менять масло в моторе своего автомобиля. Ведь для этого существуют автосервисы!

Австралийцы – очень трудолюбивый, неприхотливый и дружелюбный народ. Они любят и уважают свою страну, но не проявляют при этом излишнего фанатизма. В Австралии нет проявлений ксенофобии. Здесь мирно уживаются «белые», «черные» и «азиаты». Само понятие «иностранец» в этом государстве практически лишено какого-либо смысла.

Австралия – Америка: уровень жизни и социальные стандарты

Чтобы проанализировать уровень жизни в этих двух государствах, мы сравним четыре важных параметра:

  • уровень доходов;
  • уровень преступности;
  • качество медицины;
  • дороги.

По размеру национального дохода на душу населения Австралия находится на седьмом месте (около 65 000 долларов в год), а США – на десятом (55 000).

Австралия известна своим крайне низким уровнем преступности (это одна из самых безопасных стран во всем мире).

А вот в США с преступностью, убийствами, терактами и похищениями дела обстоят куда хуже.

По уровню и качеству медицины однозначно лидируют Штаты. На систему здравоохранения здесь отведены огромнейшие денежные и человеческие ресурсы. Австралийская медицина достаточно качественная, но она, разумеется, сильно уступает американской по техническому оснащению и кадрам.

Если сравнивать дороги, то в Австралии они пребывают в идеальном состоянии.

Австралийские дороги – это качественное твердое покрытие и чистые обочины. Чего не скажешь о дорогах США.

Австралия или США: где лучше жить?

Австралия vs США – какая из этих стран лучше для жизни? Однозначно ответить на этот вопрос практически невозможно. Ведь это, во многом, дело вкуса и личных предпочтений каждого человека. Кому-то будет интереснее в перспективной и амбициозной стране под названием США.

А кому-то будет вполне комфортно жить в тихой, немного провинциальной и ни на что не претендующей (в геополитическом и глобальном плане) Австралии.

www.velikol.ru 1
Тест

Типология стран заключается в выделении отдельных типов стран путем выявления их сходств и различий.

Страны классифицируются по величине территории, численности населения, географическому положению, политическому строю, наличию полезных ископаемых, уровню социально-экономического развития, степени открытости экономики, этническому составу, качеству жизни населения и ир. Каждая характеризуется неповторимыми особенностями, но есть черты, свойственные и другим странам. Поэтому в процессе типологии используется метод аналогии.

Специалисты указывают, что типология стран мира - одна из наиболее сложных методологических проблем политической географии. Ее решением на основе двух основных подходов (количественного и качественного) занимаются географы, экономисты, политологи, социологи и представители многих других наук.

При группировке стран по количественным характеристикам они оцениваются по числовым параметрам. Выдающийся советский экоиомико-географ, член-корреспондент АН СССР Н. Н. Баранский в одной из своих работ писал о том, что страна во всем ее своеобразии - природном, хозяйственном, культурном, политическом - является основным объектом изучения в географии, поэтому вопрос о количестве и группировке (классификации) стран представляет большой интерес.

Качественные признаки (критерии) позволяют отнести любую страну к тому или иному типу социально-экономического и политического развития. Видный экономист-международник представитель экономико-географической школы МГУ им. М. В. Ломоносова, член-корреспондент РАН В. В. Вольский под типом страны понимал объективно сложившийся относительно устойчивый комплекс присущих ей условий и особенностей развития, характеризующий ее роль и место в мировом сообществе на данном этапе всемирной истории. В этом случае речь идет о тех главных типологических чертах стран, которые сближают их с одними и, напротив, отличают от других стран.

По мнению академика РАО В. П. Максаковского, типология стран представляет собой историческую категорию. Так, до начала 1990-х гг. все страны мира было принято подразделять на социалистические, капиталистические и развивающиеся. В 1990-х гг. после распада мировой социалистической системы, сложилась другая, уже не столь политизированная типология с подразделением стран на высокоразвитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Но наряду с этим по-прежнему широко распространена двучленная типология стран, подразделяющая их на развитые и развивающиеся. При этом в качестве обобщающего, синтетического показателя обычно применяется характеристика валового внутреннего продукта (ВВП) из расчета на душу населения. На основе предложения Президента Б. Клинтона, внесенного им в конгресс США в 1993 г., к развивающимся странам была причислена и Россия.

В течение XX в. общая численность стран в мире постоянно возрастала. Это было вызвано переделом мира после Первой и Второй мировых войн и крушением колониальной системы империализма. В начале 1990-х гг., вслед за распадом СССР, Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ), Чехословакии их стало еще на 20 больше. Рост числа суверенных государств, в частности, прослеживается по количественному расширению состава ООН. Из независимых государств только Ватикан не является полноправным членом этой международной организации. По состоянию на 30 марта 2014 г. в мире насчитывается 242 страны различного статуса. Согласно данным бюро переписи США численность населения планеты на 1 января 2014 г. - 7 137 577 750 человек.

Количественные показатели характеризуют прежде всего крупные и небольшие страны. Страны-гиганты по размерам территории и численности населения - Китай, Индия, Россия, США, Канада, Бразилия, мини-государства - Ватикан, Монако, Гибралтар, Науру, Тувалу. В мире много стран со средними в этом отношении показателями (Украина, Франция, Германия, Великобритания, Италия, Япония, Оман, Вьетнам, Филиппины и др.).

Количественное сравнение стран проводится по длине береговой линии и сухопутной границы (в тыс. км). К 10 странам с самым протяженным берегом относятся: Канада (244), Индонезия (55), Россия (38), Филиппины (36), Япония (30), Австралия (26), Норвегия (22), США (20), Новая Зеландия (15), Китай (14,5). Среди стран с наибольшей сухопутной границей выделяются Китай (22), Россия (20), Бразилия (17), Индия (14), Казахстан (12).

Употребляется характеристика стран-лидеров (в тыс. км 2) по площади пресноводной акватории: Канада (891,2), Россия (720,5), США (664,7), Индия (314,1), Иран (116,6).

К качественным категориями анализа относятся сведения о странах, не имеющих сухопутных границ (Япония, Австралия, островные государства), или наоборот, не обладающих выходом к открытому морю (Австрия, Афганистан, Монголия, Малави, Парагвай). Оценивается местоположение стран, обычно в какой-либо части света (в Африке, Европе и т.д.).

Географическое положение страны определяется ее расположением по отношению к другим объектам. Рассмотрение проводится на микро-, мезо- и макроуровнях. Микроположение учитывает объекты низшего ранга: горы, реки, моря. При этом говорят об андских странах или странах Персидского залива и т.д. Мезо- положение страны включает оценку окружающих географических объектов равного с ней ранга, чаще всего, стран соседей (например, выделяются страны Восточной Европы, Средиземноморья, Ближнего Востока и т.д.). Макроположение затрагивает вопросы взаимодействия государства с другими странами на континенте или в прилегающей области Мирового океана (здесь выделяются страны Азии, Африки, Латинской Америки, Океании и др.).

Некоторые специалисты группируют страны но историко-географическим областям. Известны такие термины, как «Содружество славянских государств», «Страны арабского мира», «Азиатские тигры», «Африканские государства к югу от Сахары» и др.

Особую важность имеет группировка по уровню социально-экономического развития. К экономически развитым странам сегодня причисляют около 60 государств. При проведении политико-географического анализа рассматриваются природно-ресурсный потенциал, основные макроэкономические показатели, их динамика, вовлеченность страны в международные торговые отношения и стратегические блоки. В качестве интегральной характеристики чаще всего используются величины внутреннего валового продукта (ВВП) или внутреннего национального продукта (ВНП) из расчета на душу населения. Величина ВВП выражается в стоимости всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, независимо от того, кому принадлежат находящиеся на ее территории предприятия. А величина ВНП рассчитывается с учетом ВВП за вычетом из нее прибылей иностранных компаний в данной стране, но с добавлением прибылей, полученных предпринимателями данной страны за границей. Большое значение придается и абсолютным показателям произведенных в стране товаров и услуг за год.

Поданным Международного Валютного Фонда (МВФ) за 2013 г. в число первых 20 экономик мира входит и Россия (табл. 1.1). Кроме того, Россия не уступает мировым державам и по числу миллиардеров.

Таблица 1.1

Список стран по ВВП (номинал)

Список стран по номинальному (абсолютному) значению ВВП в долларовом выражении, посчитанному с помощью рыночного либо установленного властями обменного курса, не может считаться полностью объективным. Он имеет существенный недостаток - не учитывает разницу в ценах на однородные товары и услуги в различных странах (например, цена за литр бензина АИ-95 (Premium) в Норвегии составляет 2,7 долл. США, в России - 0,97, а в Венесуэле - 0,02). Таким образом, ВВП по номиналу у развитых стран завышен, а у развивающихся - занижен. Для устранения данного недостатка был разработан ВВП по паритету покупательной способности (Г1 ПС), который считают для всех стран по американским ценам, принятым за эталон. Расчет ВВП по ППС наиболее точно показывает экономический рейтинг страны.

Ученые географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова разработали свой подход к ранжированию зарубежных стран, который они назвали оценочно-типологическим. Он заключается в определении уровня социально-экономического развития с учетом не только душевого ВВП, но и 11 различных показателей. По их версии в «первой десятке» стран зарубежного мира оказались США, Канада, Германия, Швеция, Норвегия, Франция, Япония, Швейцария, Бельгия и Люксембург. Правда, наш динамичный мир, безусловно, внес сюда свои коррективы.

По заключению экспертов для развивающихся стран характерны более выраженные внутренние различия и их типологическая дифференциация является дробной. Профессор Я. Г. Маш- биц (1998) указывает, что в развивающемся мире можно выделить пять типов стран:

  • 1) страны крупномасштабного и относительно разнообразного промышленного производства (Бразилия, Мексика, Аргентина, Индия, Иран);
  • 2) индустриализующиеся страны второго и третьего порядка со значительным развитием сырьевых и перерабатывающих отраслей
  • (Колумбия, Венесуэла, Перу, Индонезия, Филиппины, Малайзия, Нигерия и др.);
  • 3) небольшие государства, использующие выгоды своего экономико-географического положения (ЭГП) для развития предпринимательства (Сингапур, Тринидад и Тобаго, Панама, Багамские острова и т.д.);
  • 4) нефтеперерабатывающие государства, получающие основной доход от экспорта углеводородов (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Бруней и др.);
  • 5) наименее индустриализованные страны с большими перспективами развития (Бангладеш, Камбоджа, Вьетнам, Лаос и многие африканские страны).

При всех типах группировки стран сохраняется главная проблема, которая заключается в степени репрезентативности (представительности) их выборки (отбора) из статистического ряда. Если основные закономерности типизации нарушаются, то проведенное исследование может привести к неверным выводам. В таком случае иод угрозу ошибочного прогноза могут попасть политика государства, его стратегические интересы, крупные бизнес-проекты.

Человеческая цивилизация, страны и народы подвержены постоянной эволюции, закономерности которой наукой до конца не изучены. При этом выделяются две основные формы преобразований.

К первой принадлежат количественные сдвиги на политической карте мира - территориальные приобретения или потери различных государств. Такие изменения случались, главным образом, при присоединении вновь открытых земель, в результате войн, добровольных уступок или обмена территорий, объединения или распада государств.

Ко второй - качественные сдвиги, при которых на одной и той же территории происходит смена существующей общественноэкономической формации новой. Например, когда бывшие колонии завоевывают государственную самостоятельность, происходит образование межгосударственных союзов или вводится новое государственное устройство страны, сменяется форма правления.

На современном этапе развития цивилизации количественные сдвиги на карте мира в основном уступают место качественным преобразованиям.

  • 1? Предпосылки развития туризма в Кировской области
  • 2? Оценка развития туризма в Кировской области
  • 3? Туристский каркас, понятие и структура
  • 1 Соствляющая:
  • 2 Составляющая
  • Котельничский район
  • Географическая справка
  • Советский район
  • Географическая справка
  • Сунский район
  • Географическая справка
  • Белохолуницкий район
  • Географическая справка
  • Г. Киров
  • Географическая справка
  • Кирово-Чепецкий район
  • Географическая справка
  • Куменский район
  • Географическая справка
  • Слободской район
  • Географическая справка
  • 4? Лечебно-оздоровительный туризм в Кировской области.
  • Наиболее крупные санатории Кировской области
  • Наиболее комфортабельные санатории-профилактории Кировской области: Автиек, Радуга, Сосновый Бор, Молот, Перекоп, Металлург.
  • 5? Развитие культурно-познавательного туризма в Кировской области
  • Дополнительное художественное образование в сфере культуры осуществляют 84 детских школ искусств, детских музыкальных и художественных школ с общим количеством учащихся около 14000 человек.
  • Культурное наследие
  • Технологии въездного туризма
  • Механизм формирования потенциала въездного туризма территории. Мультипликативное воздействие въездного туризма
  • 2. Инкаминг как вид коммерческой деятельности на туристическом рынке
  • 3. Анализ предлагаемых въездных туров
  • 4. Особенности продвижения въездных туров
  • 1.Выбор и изучение зарубежных туристских рынков (сбытовых территорий).
  • 5. Анализ социально-экономических условий развития въездного туризма в России
  • Технологии выездного туризма
  • 1. Международные туристские организации.
  • 2. Туроператор как ключевой элемент рынка выездного туризма.
  • 3. Сотрудничество турооператоров и иностранных партнёров
  • 4. Сотрудничество туроператоров и авиакомпаний. Регулярные и чартерные
  • 5. Продвижение выездных туров. Использование маркетинговых стратегий
  • 1.1. Ситуационный анализ.
  • 1.2. Планирование целей предприятия.
  • 1.4. Выбор и оценка стратегии.
  • 1.5. Разработка программы маркетинга.
  • Разделение функций между подразделениями делопроизводства и исполнителями
  • Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме.
  • 1? Концепции маркетинговой деятельности в туризме
  • 2? Правила и процедуры маркетинговых исследований туристского рынка
  • 3? Система сбора первичной маркетинговой информации
  • 4? Целевой маркетинг.
  • 5?Стратегическая диагностика деятельности туристской фирмы Swot (свот)-анализ(сильные и слабые стороны)
  • Организация средств размещения
  • 1. Услуги средств размещения: особенности и структура. Качество услуг средство размещения.
  • 2. Общее и особенное в системе классификации гостиниц и других средств размещения в рф и европейской классификации средств размещения (вто и euhs)
  • 4. Номерной фонд средств размещения. Классификации номерного фонда средств размещения.
  • 5. Организационная структура средств размещения.
  • Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма.
  • Профессиональная этика и этикет
  • Основные стороны процесса общения и их характеристика
  • Общение, как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
  • Основания для классификации деловой переписки
  • Теория мотивации Фредерика Герцберга
  • Сервисная деятельность.
  • 3. Тенденции развития сферы сервиса в рф.
  • Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристических услуг.
  • 1. Понятие, значение и основные этапы развития стандартизации и сертификации. Нормативно-правовые основы технического регулирования в рф.
  • Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. 4-фз о техническом регулировании" с изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая 2007.)
  • 2. Стандартизация в индустрии туризма и гостеприимства рф. Системы классификации в туризме.
  • 3. Система добровольной сертификации услуг в сфере туризма и гостеприимства
  • 5. Управление качеством услуг. Сертификация систем качества.
  • Страноведение.
  • 1. Национальный состав населения
  • 2. Китайско-тибетская семья
  • 4. Уральская семья
  • 5. Северокавказская семья:
  • Конфессиональный состав населения планеты
  • 1.Древний этап (до V в. Н.Э.).
  • 2.Средневековый этап (V – XV- XVI вв.).
  • 3.Новый период (рубеж XV-XVI веков - 1914 год).
  • 4.Новейший этап (с 1914 г. До второй половины 90-х г. XX в.).
  • 3. Типы стран мира по уровню социально-экономического развития.
  • 4.Типология стран по количественным показателям
  • 5. Заселённость территории мира
  • Изменение плотности населения в Европе и по районам России при движении с запада на восток.
  • 1? Планирование как информационный процесс. (схема в тетради первая лекция)
  • Горизонт планирования - Срок, на который разрабатываются планы, прогнозы.
  • 2? Сущность и содержание государственного регулирования сферы туризма
  • 3? Концепции в территориальном управлении
  • 4? Классификация методов прогнозирования
  • Характеристика видов транспорта, привлекаемого для обслуживания туров
  • 2. Особенности железнодорожного транспортного обслуживания туристов
  • 4. Взаимодействие туроператоров с авиакомпаниями
  • 5. Обслуживание туристов на речных и морских круизных судах.
  • 2. Семейные каюты с видом на океан
  • 3. Каюты с видом на океан
  • 4. Внутренние каюты
  • 5. Каюты с видом на променад (для лайнеров класса «Voyager»)
  • Туризм в природной среде
  • 1. Сущность, особенности, классификация и значение туризма в природной среде
  • 2. Виды и формы туристских мероприятий в природной среде
  • 3. Методика организации и подготовки туристских мероприятий в природной среде (тмпс)
  • 4. Организация туристского быта в природной среде
  • 5. Обеспечение безопасности тпс. Действия в аварийных и экстремальных ситуациях
  • Туристские формальности.
  • 1. Паспортные формальности
  • 2. Визовые формальности.
  • 3. Санитарный и эпидемиологический контроль
  • 4. Туристские формальности для въездного иностранного туризма в рф.
  • 5. Страхование туристов и туристских организаций.
  • 1. Страхование в туризме: понятие, виды и правовое регулирование
  • Туристские ресурсы
  • 1.Классификация тур. Ресурсов (предложена польским экономистом Труаси, 1963 г.)
  • 3.По характеру использования тур. Ресурсы:
  • 2.Природные туристские ресурсы
  • 3.Особо охраняемые природные территории (оопт)
  • 5.Природное и культурное наследие в туризме
  • 3.Основные методы оценки экономической эффективности реальных инвестиций.
  • 4.Туристский спрос.
  • 4.Типология стран по количественным показателям

    Значение и сущность типологии. Классификация стран по величине территории, численности населения, формам правления, территориально-административному устройству, географическому положению.

    Страна – это государственно оформленная независимая или самоуправляющаяся группа людей, занимающая определенную территорию.

    Типология стран мира - одна из наиболее сложных методологических проблем. Решением её занимаются географы, экономисты, политологи, социологи и представители других наук.

    В.В. Вольский под типом страны понимал – объективно сложившийся относительно устойчивый комплекс присущих ей условий и особенностей развития, характеризующих её роль и место в Мировом сообществе на данном этапе Всемирной истории.

    На современной политической карте насчитывается около 230 стран. За этим количественным ростом следуют важные качественные сдвиги. Это проявляется в том, что из 230 государств 193 – это суверенные государства. Остальное приходится на так называемые несамоуправляющиеся территории.

    При таком большом числе стран возникает необходимость в их группировке, которая проводится в первую очередь на основе разных количественных критериев. Наиболее распространена группировка стран по величине их территории и численности населения. Нередко применяется группировка стран по особенностям их географического положения.

    Отсутствие единой типологии стран объясняется тем, что каждая страна имеет большое количество характеристик, страна в отличие от объектов неживой природы намного сложнее и изменяется во времени.

    По размерам территории страны мира принято подразделять на очень большие (страны-гиганты), большие, средние, небольшие и совсем маленькие (микрогосударства). Или: самые большие страны; крупные; средние; небольшие; микрогосударства.

    Размер территории связан с природными ресурсами, транспортным фактором, важным военно-стратегическим значением. Большая территория страны способствует развитию капитализма вширь к экстенсивному использованию ресурсов. Небольшие территории при высокой плотности и равномерности заселения способствуют равномерному использованию ресурсов по всей территории страны, следовательно, страна равномерно развивается.

    Крупнейшие государства (более 4 млн.км 2 ) – Россия – 17,1 млн. км 2 ,Канада – 9,9 млн. км 2 , КНР – 9,6 млн. км 2 , США – 9,4 млн. км 2 , Бразилия – 8,5 млн. км 2 , Австралия - 7,7 млн. км 2 .

    Крупные государства (1-4 млн. км 2 ) – Индия – 3,3; Аргентина и Казахстан по 2,7, Египет, Саудовская Аравия.

    Средние страны (0,2 – 1 млн. км 2 ) – Украина, Франция, Испания, Турция, Япония.

    Малые страны (до 200 тыс. км 2 ) – Латвия, Куба, Греция, Болгария, Киргизия.

    Микрогосударства – Ватикан, Сан-Марино, Андорра, Марокко.

    Понятия «большая», «средняя», «небольшая» страна различны для разных регионов мира. Например, самая большая страна зарубежной Европы – Франция – по меркам Азии, Африки или Америки оказывается сравнительно небольшой.

    А вот понятие «совсем маленькая страна» (или микрогосударство) для разных регионов мира примерно одинаково. Чаще всего его применяют по отношению к карликовым странам зарубежной Европы – Андорре, Лихтенштейну, Сан-Марино и др. И уж совсем мини-государством можно назвать Ватикан , занимающий площадь 44 га.

    Крупнейшие страны (более 100 млн.человек) – Китай – 1,5 млрд., Индия – 1 млрд., США – 300 млн., Индонезия, Бразилия, Пакистан, Россия, Япония, Бангладеш, Нигерия.

    Крупные страны (50-100 млн.человек): Германия, Франция, Великобритания, Италия в Европе, Вьетнам, Филиппины, Таиланд, Иран и Турция в Азии, Египет и Эфиопия в Африке и Мексика в Латинской Америке.

    Средние страны (10 до 50 млн.человек ) - Греция, Испания, Польша, Австралия, Юж. Корея, Узбекистан, Ангола, Чили.

    Малые страны (до 10 млн. человек ) - Монголия, Таджикистан, Панама, Эстония, Швеция, Израиль, Албания, ОАЭ, Болгария.

    Что же касается самых маленьких по численности жителей государств , то на политической карте мира их нужно искать там же, где находятся самые небольшие по размерам территории страны.

    Микрогосударства (до 500 тыс. человек) – Андорра, Марокко, Ватикан, Лихтенштейн, Люксембург, Исландия, Сан-Марино

    Государственный строй любой страны характеризуется прежде всего формой правления. Различают две главные формы правления – республиканскую и монархическую.

    В 2008 г. на политической карте мира монархий насчитывается 29: 13 – в Азии, 12 – в Европе, 3 – в Африке и 1 – в Океании. Среди них есть одна империя, королевства, княжества, герцогства, султанаты, эмираты, папское государство-город Ватикан. Обычно власть монарха пожизненна и передается по наследству, но в Малайзии и ОАЭ монархов избирают на пятилетний срок.

    Монархии: конституционные (власть монарха ограниченна представительским органом (парламентом), который действует на основе конституции) - Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Бельгия, Нидерланды, Испания, Япония, где роль монарха теперь преимущественно представительно-церемониальная. Однако его политическое влияние в некоторых случаях весьма заметно.

    Абсолютные (власть сосредоточена в руках одного лица, выборные парламенты в них отсутствуют, в лучшем случае при монархе существуют назначаемые им же совещательные органы, а исполнительная власть находится в полном подчинении монарха. Все ныне существующие абсолютные монархии расположены в Азии в основном в пределах Аравийского полуострова.) - Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ, Катар;

    Своеобразная разновидность абсолютной монархии – теократическая монархия (от греческого слова Theos – Бог). В такой монархии глава государства одновременно является и его религиозным главой. Классический пример подобного рода – Ватикан, которым управляет папа римский. К числу теократических монархий обычно относят также королевство Саудовская Аравия и султанат Бруней.

    Республики . При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, избираемому всем населением страны, а исполнительная – правительству. При этом различают президентскую и парламентскую (парламентарную) республики.

    В президентской республике президент, являющийся главой государства, а зачастую и правительства, наделен очень большими полномочиями. Таких республик в мире более 100. Особенно они распространены в Африке, где их 45 (например, Египет, Алжир, Нигерия, ЮАР), и в Латинской Америке, где их 22 (например, Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина). В зарубежной Азии президентских республик заметно меньше (например, Иран, Пакистан, Индонезия, Филиппины), а в зарубежной Европе – еще меньше (например, Франция). Наиболее ярким примером президентской республики могут служить США. Добавим, что все 12 стран СНГ также относятся к президентским республикам. При этом некоторые из них, включая Россию, иногда называют суперпрезидентскими, поскольку их конституции предоставляют президентам особенно большие права.

    Парламентские республики (президент в политической иерархии занимает более скромное место, чем премьер-министр. Его оснавная функция – это представлять гос-во на междунар. уровне) наиболее характерны для зарубежной Европы, но немало их и в зарубежной Азии (например, Китай, Индия).

    Различают две главные формы административно-территориального устройства – унитарную и федеративную .

    Унитарное государство – форма государственного устройства, при которой в стране действует единая конституция, существуют единые законодательные и исполнительные органы власти, а имеющиеся в ее составе административные единицы не обладают сколько-нибудь значительным самоуправлением. Таких государств в мире подавляющее большинство. Их примерами могут служить Белоруссия, Польша, Франция, Швеция, Япония, Турция, Египет, Чили, Куба.

    Федеративное государство – форма государственного устройства, при которой, наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти, существуют самоуправляющиеся административные единицы – республики, штаты, провинции, земли, кантоны, обладающие собственными органами законодательной и исполнительной власти, хотя и «второго порядка». Так, в США каждый штат имеет свой законодательный (законодательное собрание) и исполнительный (губернатор) органы власти, структура и компетенция которых определены конституцией данного штата.

    В большинстве федеративных государств парламенты состоят из двух палат, одна из которых обеспечивает представительство республик, штатов, провинций и т. д. (таковы, например, функции сената в конгрессе США). В 2007 г. в мире было 24 федеративных государства. Как нетрудно заметить, их официальные названия в большинстве случаев прямо отражают эту особенность государственного строя.

    В таблице обращает на себя внимание Швейцария, имеющая официальное название Швейцарская Конфедерация. Конфедерацию можно считать разновидностью федеративного государственного устройства, при котором образующие государство единицы юридически приравниваются к самостоятельным государствам со своими органами власти, а единые для всей страны органы государственной власти ведают только внешнеполитическими и военными делами. В данном случае каждый кантон имеет свои конституцию, парламент и правительство. Но фактически эта форма довольно близка к федеративной.

    Интересно, что при федеративном (конфедеративном) государственном устройстве столицей страны часто становится не крупнейший ее город. Примерами могут служить Вашингтон в США, Оттава в Канаде, Бразилиа в Бразилии, Канберра в Австралии, Исламабад в Пакистане, Абуджа в Нигерии, Ямусукро в Кот-д"Ивуар, Берн в Швейцарии. В некоторых случаях столичные функции оказываются разделенными между двумя городами. Так, в ЮАР резиденция правительства находится в Претории, а парламент заседает в Кейптауне.

    По особенностям географического положения страны мира чаще всего подразделяют на имеющие и не имеющие выхода к Мировому океану, т. е.

    - приморские страны;

    – полуостровные;

    – островные;

    – страны-архипелаги;

    – страны, занимающие внутриконтинентальное положение.

    Среди приморских стран, в свою очередь, можно выделить островные (например, Ирландия и Исландия в Европе, Шри-Ланка в Азии, Мадагаскар в Африке, Куба в Америке, Новая Зеландия в Океании).

    Разновидность островных стран – это страны-архипелаги . Так, Индонезия располагается на 13 тыс. островах, Филиппины занимают 7000, а Япония – почти 4000 островов.

    Полуостровные – Испания, Греция.

    Не имеют выхода к Мировому океану 43 страны . Среди них 9 стран СНГ, 12 – зарубежной Европы, 5 – Азии, 15 – Африки и 2 страны Латинской Америки (табл. 6).Как равило, отсутствие прямого выхода к Мировому океану относится к неблагоприятным чертам географического положения страны. Это Армения, Швейцария, Белоруссия, Нигер и др.

    >> Типы стран современного мира

    § 2. Типы стран современного мира

    Страны мира различаются не только по размерам и географическому положению , но и по уровням социально- экономического развития. Исходя из этого уровня их принято подразделять на два главных типа: 1) экономически высокоразвитые страны, 2) развивающиеся страны. В основу этой типологии обычно кладется показатель валового внутреннего продукта (ВВП), то есть стоимости всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в расчете на душу населения (хотя для получения полной картины желательно учитывать уровень образования, среднюю продолжительность жизни и некоторые другие показатели).

    К числу экономически высокоразвитых стран мира относят свыше 40 государств Европы , Азии, Северной Америки , Африки, Австралии и Океании, которые отличаются наиболее высоким уровнем социально-экономического развития. Об этом свидетельствуют показатели их ВВП из расчета на душу населения (табл. 14).

    Однако группа экономически высокоразвитых стран отличается довольно большой внутренней неоднородностью, так что в ее составе обычно выделяют три подгруппы. Во- первых, это «большая семерка» стран Запада (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада), на долю которой приходится около У2 всего мирового ВВП . Во-вторых, это высокоразвитые небольшие страны, преимущественно в Западной Европе, также имеющие очень высокие показатели душевого ВВП и принимающие активное участие в мировой торговле. Фактически к ним примыкают и так называемые «страны переселенческого капитализма» - бывшие владения Великобритании (Австралия, Новая Зеландия, ЮАР). В-третьих, это некоторые новые высокоразвитые страны, например Сингапур, Республика Корея.

    Таблица 14

    Десять первых стран мира по показателю ВВП из расчета на душу населения, 2008 г.

    К числу развивающихся стран ООН относит все остальные государства мира. В большинстве своем это страны Азии, Африки и Океании, добившиеся политической независимости после Второй мировой войны, а также страны Латинской Америки, получившие такую независимость значительно раньше. Огромный разноликий мир развивающихся стран гораздо более неоднороден. Поэтому в нем можно выделить пять основных подгрупп. Во- первых, это так называемые ключевые страны - Китай, Индия, Бразилия и Мексика, которые во многом являются лидерами развивающегося мира. Например, эти четыре страны производят значительно больше промышленной продукции, чем все остальные развивающиеся страны, вместе взятые. Во-вторых, это новые индустриальные страны (НИС), преимущественно азиатские, которые в 1980-1990-х гг. по темпам социально-экономического развития совершили такой скачок, что их стали называть «тиграми», или «драконами». Примерами таких стран служат уже упоминавшиеся Республика Корея, Сингапур, а также Малайзия, Таиланд. В-третьих, это страны, экспортирующие нефть, - Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и некоторые другие, где благодаря притоку нефтедолларов размеры душевого ВВП нередко выше, чем в Западной Европе и США. В-четвертых, это «классические» развивающиеся страны с низким уровнем социально-экономического развития и душевым ВВП, обычно не превышающим 3-4 тыс. долларов. К данной подгруппе относится подавляющее большинство стран Африки и многие страны Азии и Латинской Америки. В-пятых, это 50 наименее развитых стран, в которых среднедушевой ВВП составляет всего 1-2 тыс. долларов в год. Почти все они находятся в Тропической Африке. Примерами самых бедных стран мира могут служить Мозамбик и Эфиопия.

    Третий тип стран - это страны с переходной экономикой. К нему принято относить все постсоциалистические страны, то есть 15 стран, ранее входивших в состав СССР, 12 бывших социалистических стран Центрально- Восточной Европы и Монголию. Все они в конце 1980- начале 1990-х гг. начали переход от прежнего, во многом авторитарного политического строя к демократическому строю, основанному на гражданском обществе, многопартийности, соблюдении прав человека. Активные преобразования стали проводиться и в хозяйственной сфере, где фактически уже произошел переход от прежней административно-командной системы и централизованного планирования к рыночной экономике.

    К особому подтипу стран следует отнести Китай, Вьетнам, КНДР и Кубу, которые, согласно их конституциям и программам руководящих партий, продолжают идти по социалистическому пути развития.

    Максаковский В.П., Петрова Н.Н., Физическая и экономическая география мира. - М.:Айрис-пресс, 2010. - 368с.:ил.

    Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

    Подробное решение параграф § 1 по географии для учащихся 10 класса, авторов Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский Углубленный уровень 2016

    ВСПОМНИТЕ

    Чем характеризуется государственное и административно-территориальное устройство России?

    Государственное устройство России - Федерация, административно-территориальное устройство России - Республики, края, области, округа, города федерального значения.

    2. Вопрос

    Почему наша страна называется федерацией?

    По своему устройству РФ - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов - Республик со своими Конституциями, органами власти, Краев, областей, округов, городов федерального значения.

    По своему характеру Россия является не договорной, а конституционно-правовой Федерацией. Поэтому Российская Федерация является не союзом государств, а единым государством.

    КАК ВЫ ДУМАЕТЕ

    Почему политическая карта мира является динамически развивающейся исторической категорией?

    Динамичность политической карты мира выражается в изменении границ государств, распаде империй, отдельных крупных государств, появлении новых стран. Современная политическая карта мира сформировалась в четыре этапа в процессе изменений, происшедших в результате войн, заключения договоров, распада и объединения государств, образования новых независимых государств, изменения форм государственного устройства, смены столиц, изменения названий стран и их столиц.

    ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ

    Какие существуют виды стран по особенностям их географического положения?

    По особенностям географического положения существуют следующие виды стран:

    Внутриконтинентальные;

    Приморские;

    Островные;

    2. Какие существуют виды монархий?

    Существует три вида монархий:

    Абсолютная - власть монарха практически не ограничена, он сам назначает всех ключевых руководителей своего государства;

    Конституционная - власть монарха ограничена Конституцией государства, парламенты государства - коллективные органы законодательной власти - избираются гражданами страны, а не назначаются монархом.

    Теократическая - монарх является не только главой государства, но и главой Церкви.

    3. Вопрос

    Что такое Республика?

    Республика - форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.

    Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, в большинстве случаев исключающей наследственный или иной, невыборный способ передачи власти.

    4. Вопрос

    Чем отличаются президентская республика от парламентской?

    Президентская республика - президент и парламент избирается гражданами страны, президент может говорить от всего народа.

    Парламентская республика - президент назначается парламентом, и подчинен ему.

    5. Вопрос

    Чем федеративное государство отличается от унитарного?

    Для унитарного государства характерны целостность и суверенитет. В таком государстве функционирует единая система законодательной, судебной и исполнительной ветвей власти. Управление в унитарном государстве строго централизовано. В отличие от страны с унитарным государственным устройством, признаки федеративного государства проявляются в обеспеченной конституционально возможности их субъектов самим формировать органы национальной власти, которые будут функционировать на территории этого субъекта. Вмешательство центральной (федеральной) власти в этот процесс не допускается.

    6. Вопрос

    Какие существуют ветви государственной власти?

    В независимом государстве должны существовать три независимые друг от друга ветви власти: законодательная (парламент), исполнительная (кабинет министров), судебная.

    7. Вопрос

    Что такое конфедерация?

    Конфедерация - это группа самостоятельных государств, заключивших конфедеративный договор, т.е. объединившихся для решения каких-либо задач.

    8. Вопрос

    Что такое анклав?

    Анклав - страна, полностью окруженная территорией другого государства.

    А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

    Почему количество приморских стран преобладает над количеством континентальных стран?

    Побережья морей изначально были самыми благоприятными местами для размещения населения. Историческое развитие мира привело к образованию племен, народностей, а потом и государств. Учитывая протяженность береговых линий континентов

    2. Вопрос

    В каких частях света больше всего монархий? Как вы думаете, почему?

    Больше всего монархий расположено в Азии. Это можно объяснить тем, что изначально население территорий образовало различные родовые племена, которые объединялись под влиянием разных факторов, как то: завоевание одного племени другим, добровольный союз племен для совместного выживания, и пр. Объединившиеся племена образовывали государства с монархической формой правления. Либо одно племя достаточно большое по численности перерастало в государство с единоначалием - монархией.

    3. Вопрос

    Чем объясняется сокращение количества монархий за период ХХ века?

    Развитие демократических принципов в мире, большая открытость мирового сообщества, желание населения участвовать в управлении своим государством, приводит к тому что число государств - монархий сокращается, абсолютные монархии со временем переходят в Конституционные, а потом и в Республики. (например Франция была монархией стала Республикой)

    4. Вопрос

    Почему конфедеративные страны - большая редкость на карте мира?

    Конфедерация является международным союзом отдельных государств. В настоящее время отличить одно от другого достаточно сложно, так как устройство современных конфедераций очень схоже с федерациями, а некоторые даже, можно сказать, почти являются ими.

    Пример современной конфедерации - Евросоюз, включающий в себя 28 государств Европы, 19 из которых имеют общую денежную систему и составляют так называемую еврозону. Евросоюз преследует цель общеевропейской интеграции, прежде всего, в экономической и политической сферах. Главная его особенность в том, что, сочетая в себе признаки международной организации и государства, Евросоюз не является ни тем, ни другим.

    5. Вопрос

    Почему для многонациональных стран наиболее характерна федеративная форма административно-территориального устройства?

    Федеративное государство подходит для государств, в которых объединение произошло по национальному, территориальному или экономическому интересу. В данном случае федеральный центр регулирует общие вопросы общественной жизни, предоставляя субъектам федерации решать конкретные вопросы, возникающие в процессе администрирования конкретного субъекта федерации. Федеративное государство может стать идеальным вариантом решения для государств, которые являются унитарными и находятся в состоянии «замороженного конфликта». Однако, в этом случае, стоит заранее определиться с видом федерации - централизованной (центр - сильный, субъект - слабый) или децентрализованной (центр задает общую концепцию развития, субъект решает все остальные вопросы).

    6. Вопрос

    Что такое страна-архипелаг?

    Страна-архипелаг - это государство, территория которого полностью расположена на соседствующих островах.

    К таким странам можно отнести Филиппины, Индонезию, Фиджи, Новую Зеландию, Японию

    7. Вопрос

    Чем отличаются по функциям различные ветви власти?

    Законодательная власть (парламент) - разрабатывает и принимает законы, по которым живет государство;

    Исполнительная власть (кабинет министров, правительство) - управляет государством на основании законов принятых Законодательной властью;

    Судебная власть - контроль, за исполнением законов государства и определение наказания за их нарушение.

    ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

    1. Задание

    Предложите свой вариант классификации стран современного мира.

    Все страны мира можно классифицировать по разным признакам: по размеру территории, по расположению относительно полюсов, по климатическим условиям, по времени основания, по уровню развития экономики, по численности населения, по уровню урбанизации, по запасам природных ресурсов и их видам, по спортивным достижениям, по численности армии и пр.

    2. Задание

    Обозначьте на контурной карте мира федеративные государства. Сформулируйте вывод об особенностях географического положения данных государств.

    Пояснения к карте:

    Российская Федерация

    Австрийская Республика

    Федеративная Республика Германия

    Швейцарская Конфедерация

    Босния и Герцеговина

    Королевство Бельгия

    Исламская Республика Пакистан

    Малайзия

    Объединённые Арабские Эмираты

    Республика Индия

    Республика Ирак

    Федеративная Демократическая Республика Непал

    Республика Союз Мьянма

    Союз Коморы

    Федеративная Демократическая Республика Эфиопия

    Федеративная Республика Нигерия

    Южный Судан

    Аргентинская Республика

    Боливарианская Республика Венесуэла

    Мексиканские Соединённые Штаты

    Соединённые Штаты Америки

    Федеративная Республика Бразилия

    Федерация Сент-Китс и Невис

    Австралия и Океания

    Австралийский Союз

    Федеративные Штаты Микронезии

    *** На политико-административное устройство государства влияет не его географическое положение, а исторически сложившиеся территориальные образования, составившие государство (территории проживания отдельных народов, присоединения территории одного народа к территории другого народа или государства и пр.)

    3. Задание

    Пять крупнейших стран мира по площади в млн.км.2

    Россия - 17,12 млн.км2; Канада - 9,9 млн.км2.; Китай - 9,6 млн.км2; США - 9,4 млн.км2.; Бразилия - 8,5млн.км2.

    4. Задание

    Используя дополнительные источники информации, сравните ветви власти Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Результаты работы оформите в виде таблицы.