Объем государственного внешнего долга российской федерации. Структура государственного долга российской федерации

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

  • Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
  • Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

  • кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных ценных бумаг;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ .

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

  • консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;
  • конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;
  • конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;
  • новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. — 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Наименование

Внешний долг РФ, включая обязательства СССР В том числе:

по кредитам правительств иностранных государств

по кредитам иностранных банков и фирм

по кредитам международных финансовых организаций

государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте

по кредитам Центрального банка РФ

гарантии и резервы на изменение процентных ставок и валютных курсов

В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия предоставляет кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.

Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга

Внешнее финансирование государства — следствие объективной необходимости привлечения дополнительных источников для финансирования госрасходов и дефицита госбюджета при исчерпании всех возможных источников мобилизации денежных ресурсов внутри страны.

Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 50).

Рис. 50. Структура внешнего финансирования по источникам

Внешнее финансирование различается также по формам . Оно осуществляется как в форме безвозмездного финансирования , так и в форме возвратного кредитования (рис. 51).

Рис. 51. Структура внешнего финансирования и кредитования по формам

Международное финансирование структурируется и по срокам (в части кредитования) на кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 7 лет) и долгосрочное.

Управление государственным долгом

Система создает систему государственных долгов : внутренних и внешних

Система обслуживания долгов требует создания системы управления долгами.

Система госдолгов требует создания системы управления долгами. Обслуживание госдолгов, внутренних и внешних, включает в себя поэтапно: погашение процентов; погашение капитальной суммы долга и его рефинансирование в случае необходимости.

Если условный долг государства 100тыс.ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном рынке ссудных капиталов для государств — сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс. ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом (рис. 52): 180тыс. ед. за 4 года.

Рис. 52. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)

Таким образом, самая простая схема обслуживания госдолга иллюстрирует достаточную сложность управления им. В связи с высокой стоимостью госдолгов в систему управления ими включены и переговоры по изменению условий долгов, и сам механизм рефинансирования долга, и мониторинг показателей объема и уровня долга, и сопоставление их с другими показателями госфинансов (ВВП, госбюджета и т. п.).

Рефинансирование долгов — это целый механизм (другое название — реструктуризация) (рис. 53).

Управление государственным долгом — одно из основных направлений государственной финансовой политики.

Рефинансирование долгов — это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).

Рис. 53. Методы рефинансирования государственного долга

Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).

Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.

Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).

Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.

Государственный долг и методы управления государственным долгом

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

  • кредитов, полученных Правительством РФ;
  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
  • других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

  • Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
  • Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
  • Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
  • Унификация — объединение нескольких займов в один.
  • Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
  • Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.
  • Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Принятый в 1992 закон Российской Федерации разделил государственный долг на внешний и внутренний.

Государственный долг России на 2018 делится на внешний и внутренний займы соответственно с валютой возникших обязательств. Займ в иностранной валюте относятся внешнему долгу РФ, а рублевые — к внутреннему.

Согласно 6-й статьи бюджетного кодекса Российской Федерации, внешний долг государства — это обязательство страны, возникающие в иностранных денежных единицах.

Государственным внешним долгом РФ являются обязательства:

  1. органов федеративной власти;
  2. федеративных субъектов.

ЦБ является официальным источником информации по структуре, истории, текущему состоянию и плану платежей.

Кредиторами обычно бывают:

  • другие государства;
  • частные фонды;

Исторические данные

Фактически Госдолг появился в 1991 году после распада Союза Светских Социалистических Республик, когда РФ, как преемница, взяла все долговые повинности на себя.

Из-за тяжелого экономического кризиса в 1990-е после распада СССР Россия практически не погашала займы и набрала новые. Объем внешнего долга РФ рос до 1998 г. и составлял 188 миллиардов $. После пика и окончания кризиса в 1998 г. и преодоления дефолта начали снижаться размеры должностных выплат (см. ).

В начале 2000-х гг. Российская Федерация стала укреплять экономические позиции благодаря росту цен на нефть.

Уже летом 2006 в следствии длительных переговоров был преждевременно погашен займ Парижского клуба – 22,5 млрд $.

К 2008 г., из-за доступных иностранных займов, задолженность опять выросла до 0,5 трон. $.

В 2013 г. были погашены кредиты СССР. Выплачено в сумме 3,65 миллиарда $, таким странам: Черногория, Чехия и Финляндия.

Следующий максимум был достигнут в 2014 г. – более 0,7 триллиона $. После чего стал достаточно быстро сокращается из-за санкций.

В конце 2014 – начале 2015 гг. были выплачены свыше 0,1 триллиона долларов за несколько месяцев. Что в итоге привело к валютному кризису и падению курса рубля.

Летом 2017 был погашен госдолг Советского Союза в сумме 125,2 млн $ Боснии и Герцеговине.

График внешнего долга России

Объем общего долга страны снижается

Согласно данным на начало этого года, сумма общего долга снизилась до 33% к Валовому Внутреннему Продукту с 40%, установленных ранее. Такой уровень является умеренным согласно годовому отчету ЦБ.

График платежей на этот год

Внешний долг России на 2018 год должен снизится на 50 миллиардов $:

  • В первом квартале уплачено 21,4 миллиард $.
  • В конце второго квартала оплата достигнет 30 млрд. $, однако пока окончательная цифра не озвучивается.

Оценки состояния и динамика внешнего долга РФ

Из-за введения санкций, наложенных на Российскую Федерацию, в цифровом эквиваленте размер долга сокращается, однако в относительных показателях растет. Эксперты считают, что объяснить это можно снижением ВВП, падением курса рубля и сокращением экспорта энергоносителей из-за снижения мировых цен на них.

году: причины, контрсанкции, значение для экономики

Согласно мнениям экспертов, динамика роста внешнего долга России не является критичной в соотношении с задолженностью некоторых других мировых держав.

По прогнозам, внешний государственный долг России на 2018- 2019 гг будет продолжать расти. Несмотря на запланированные на этот период оплаты.

ВВП и внешний долг России: По относительным показаниям, госдолг составляет примерно 5-10% от всего ВВП, этот показатель ниже только у 4 мировых держав.

Структура внешнего долга России на 2018

Внешний долг России в 2018 состоит из следующих категорий:

  • Внешний госдолг;
  • Обязательств перед участниками Парижского клуба;
  • Долговые выплаты перед кредиторами, не являющимися участниками Парижского клуба;
  • Обязательства перед бывшими государствами Совета экономической взаимопомощи;
  • Коммерческие займы бывшего Союза Советских Социалистических Республик;
  • Обязательства перед финансовыми международными организациями;
  • Погашение по еврооблигационным кредитам;
  • Облигационные ссуды;
  • Выплаты по ОВГВЗ.

В структуру внешнего долга Советского Союза включены:

  • Договора с рассрочкой;
  • Среднесрочные или краткосрочные ссуды на коммерческой основе, которые подтверждаются векселями и траттами (ценные бумаги);
  • Векселя и тратты с платежами для предъявителей;
  • Инкассо – расчётная банковская операция, по передаче денег получателю от плательщика через банк. За выполнения этой операции взимается комиссия;
  • Обязательства безотзывные и отзывные, в том числе банковские аккредитивы с рассрочкой;
  • Прочие договоренности, относящиеся к разрешению по постановлению руководящих органов.

Практически всю задолженность составляют еврооблигационные кредиты. Ценные бумаги — еврооблигации, которые выпускаются в денежных единицах, отличающихся от государственной валюты.

Минфин сообщил — внешний долг РФ сократился после перекрытия займов Советского Союза. На текущий момент есть только одна задолженность перед Южной Кореей. Согласно договорам, она должна быть погашена до 2025 г.

8 августа 2017 г. Российская Федерация полостью рассчиталась с долгами СССР, выплатив свыше 125 млн. долларов Боснии и Герцеговине.

За 10 лет Россия простила 80 000 000 000 долларов государствам-должникам. Среди стран, которым были списаны задолженности:

  • Куба – 31,7 млрд$,
  • Ирак – 21,5 ,
  • Монголия – 11,1 ,
  • Афганистан – 11 ,
  • КНДР – 10,
  • Сирия – 0,9,
  • Вьетнам – 9,4,
  • Государствам Африки, среди которых: Ангола, Никарагуа, Эфиопия, Ливия, были прощены выплаты в размере боле 0,02 трлн долларов.

Российская Федерация имеет задолженность лишь перед одной державой – Южной Кореей в объеме 594 млн. $.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

С дефицитом бюджета регулярно сталкиваются практически все развитые страны мира. Заимствования, которые государство осуществляет для покрытия дефицита бюджета, формируют государственный долг страны.

С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.

С материальной точки зрения государственный долг представляет собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Государственный долг рассчитывается в национальной валюте страны или в долларах США, но для большей наглядности отображается как процент заимствования от внутреннего валового продукта (ВВП).

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что на сегодняшний день государственный долг во многих государствах достигает своих предельных показателей, что может привести фактически к дефолту.

В 2016 году рейтинг стран с самым большим долгом возглавляет Япония, чей государственный долг составляет 243,2 % к ВВП. Япония находится в зоне риска. Ее экономика растет очень медленно, а центральный банк был вынужден ввести отрицательную процентную ставку. Государственный долг Греции составляет 173,8 % к ВВП. Положение страны стало еще более тяжелым после проведения болезненных реформ, без которых Греция не могла получить финансовую помощь. Государственный долг России составляет 13,2 % к ВВП, что по мировым стандартам является умеренным значением.

Проблемой государственного долга занимаются органы государственного регулирования и эффективность их решений непосредственно отражается на экономическом росте страны.

Основной целью курсовой работы является комплексное изучение государственного долга, как экономической категории, а также выявление основных проблем в его регулировании.

Для решения поставленной цели, определены следующие задачи:

Определить понятие и сущность государственного долга;

Рассмотреть структуру государственного долга;

Изучить основные способы управления государственным долгом;

Рассмотреть принципы управления государственным долгом;

Дать характеристику современному состоянию государственного долга Российской Федерации;

Выявить основные проблемы управления государственным долгом.

Объектом исследования данной курсовой работы является государственный долг, а предметом исследования выступают основные проблемы, связанные с его регулированием.

При написании данной работы были использованы такие методы научного исследования, как анализ, синтез, моделирование и обобщение.

1. Государственный долг как экономическая категория

1.1 Понятие и сущность государственного долга

В современной научной литературе можно найти различные определения государственного долга. Если их объединить, можно дать следующее понятие государственному долгу: под государственным долгом понимают обязательства, возникающие у государства в связи с принятием на себя ряда займов как внутри страны, так и за ее пределами.

В крупнейших государствах, в которых экономика развита данный термин относят также к задолженностям федеральных либо региональных правительств, а также органов местного самоуправления.

На сегодняшний день роль государственного долга в вопросах финансирования в различных отраслях экономики возрастает в связи с ограниченностью финансовых ресурсов государства. На практике многие страны прибегают к монетизации своих долгов, то есть выпускают валюту в денежное обращение для погашения долгов. Это может негативно сказаться на экономике страны и привести к гиперинфляции.

В современной экономике выделяют правительства, которые являются денежно суверенными (независимыми) или наоборот денежно не суверенными (зависимыми). Говоря о денежно суверенных правительствах, следует отметить, что они имеют права и активно создают законы, согласно которым регулируют обращение валюты в стране. В свою очередь денежно не суверенное правительство использует валюту, над которой его суверенитет она не является суверенным.

Отметим правительства государств, являющиеся денежно суверенными: США, Великобритания, Канада, Япония, Австралия, Россия и т.д. Примерами денежно не суверенных правительств являются Греция, Франция, Италия, которые ранее использовали свою суверенную валюту, а позже стали использовать валюту, над которой они не имеют суверенитета. Одной из отличительных характеристик правительств, свободно выпускающих валюту, является то, что они имеют право и неограниченные возможности для регулирования стоимости валюты. На сегодняшний день многие государства благодаря этому намеренно стараются снизить стоимость своей валюты, для развития экспорта товаров и услуг.

Благодаря использованию суверенной модели государство имеет ряд преимуществ, основным и важнейших из которых является то, что объявить банкротом такую страну невозможно. Все денежные операции и стабилизация валюты зависят только от правительства. Еще одним преимуществом является то, что государство фактически может заплатить любой долг, вне зависимости от его размера, при условии, что существует его нормирование в суверенной валюте. При этом оно должно применять налогообложение: во-первых, чтобы создать спрос на валюту и поддерживать ее ценность; во-вторых, чтобы позволить себе осуществлять расходы без инфляции. Нельзя не отметить, то, что расходы, которые как внутри государства, так и вне ее, вносят существенное влияние и свои коррективы на долг и уровень инфляции. Таким образом, полностью их контролировать правительство просто не в состоянии.

На практике правительства обычно заимствуют денежные средства путем выпуска ценных бумаг, государственных облигаций и векселей. Менее кредитоспособные страны иногда заимствуют деньги непосредственно у наднациональной организации, например, Всемирного банка, или международных финансовых институтов.

Государственный долг для налогоплательщиков является косвенным, так как основные доходы правительства черпают от населения стран. Государственный долг можно классифицировать как сумму внутреннего долга (задолженности кредиторам в пределах страны) и внешнего долга (задолженность перед иностранными кредиторами). Суверенный долг, как правило, относится к государственному долгу, который был выдан в иностранной валюте.

Таким образом, государственный долг представляет собой задолженность государства, которая несет ряд обязательств и появляется с целью поддержания бюджета страны.

Существуют страны денежно суверенные и денежно несуверенные. Роль государственного долга возрастает. В зависимости от различных критериев его можно классифицировать, как внутренний или внешний долг; краткосрочный, долгосрочный или среднесрочный.

1.2 Структура государственного долга

Структура и классификация государственного долга может быть построена по нескольким детализированным уровням (ступеням), что имеет немаловажное значение для корректного и полного учета государственного долга и эффективного управления им. Рассмотрим структуру государственного долга, представлено схематично на рисунке 1.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний - задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний - задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

Внутренний и внешний государственный долг - наиболее значимая классификация долговых обязательств государства по источнику заимствования. Долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте, учитываются в составе внешнего долга; долговые обязательства выраженные в валюте государства, включаются в состав внутреннего долга. Помимо валюты займа в настоящей классификации может учитываться и другой признак -- категория держателей государственных ценных бумаг или кредиторов (резиденты или нерезиденты).

Предметом особого внимания правительств стран является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например, 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств. Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей.

Государственный долг в зависимости от длительности его погашения можно разделить на краткосрочный, долгосрочный и среднесрочный.

Краткосрочный долг - это задолженность государства в течение одного года или менее года. Долгосрочный долг представляет собой задолженность государства свыше десяти лет. Среднесрочный долг попадает между этими двумя границами - от 2 до 10 лет. Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т. е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.

В зависимости от периодичности обслуживания и погашения долговых обязательств в составе государственного долга можно выделить его капитальную и текущую составляющие.

Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам.

Текущий долг включает долговые обязательства государства, по которым наступил срок погашения.

Государственный долг в зависимости от его социально- экономического значения классифицируется, как активный и пассивный государственный долг.

Активная составляющая государственного долга -- это заимствования, размещаемые с целью финансирования конкретных социально-экономических программ, инвестиционных проектов, реализация которых рассчитана на средне- и долгосрочный период.

Пассивный государственный долг -- привлечение займов для финансирования текущих расходов и покрытия дефицита бюджета.

Определенное значение для характеристики общего состояния долговой зависимости государства имеет понятие чистого государственного долга -- положительной или отрицательной величины, определяемой путем вычитания из совокупного объема долговых обязательств и зарубежных активов государства суммы долгов других стран перед данным государством. В практике также часто используется понятие «чистых заимствований» как разницы между привлечением и погашением долговых обязательств.

В пределах каждого вида государственного долга можно выделить формы долговых обязательств. Так, долговые обязательства могут существовать в облигационной и безоблигационной формах: ценные бумаги, коммерческие, финансовые и бюджетные кредиты, бюджетные ссуды, гарантии и поручительства.

Долговые обязательства можно также группировать в зависимости от условий их функционирования. Так, например, облигационные займы принято классифицировать последующим признакам:

По эмитентам -- центральные и территориальные;

Обращаемости на рынке -- рыночные и нерыночные;

Оформлению -- документарные и бездокументарные;

Срочности -- краткосрочные (с периодом обращения до одного года), среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (более пяти лет);

Доходности -- купонные (процентные), бескупонные (беспроцентные, с нулевым купоном) и выигрышные;

Условиям погашения -- с правом досрочного и без права досрочного погашения и др.

Таким образом, структура и классификация государственного долга, построенная по нескольким детализированным уровням (ступеням), позволяет более эффективно управлять им.

1.3 Управление государственным долгом

Наличие государственного долга требует мер по эффективному управлению им. Под управлением государственным (муниципальным) долгом понимается система мер по регулированию его объёма и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка заимствований, реализации мер управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, предоставлению государственных и муниципальных гарантий, контролю за эффективным использованием заёмных средств.

Управление государственным долгом заключается:

В формировании политики в отношении государственного долга;

В установлении границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);

В определении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

В установлении возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ.

Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию рынка государственных ценных бумаг.

Цели управления государственным и муниципальным долгом следующие: экономические, политические, социальные.

Экономические - минимизация стоимости долга для заёмщика, улучшение условий рефинансирования и/или переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования, учёт и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов.

Политические - поддержание стабильности функционирования политической системы.

Социальные - своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности.

Обеспечение национальной безопасности - чрезмерно высокое бремя внешнего долга может отрицательно сказаться на экономической безопасности страны.

Таким образом можно выделить одну из главных целей управления долгом - выработка экономически обоснованного соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению поддерживание объёма долга на экономически безопасном уровне.

Основными источниками средств для обслуживания и погашения государственного долга являются налоговые и неналоговые доходы бюджета. Альтернативным источником средств может быть эмиссия дополнительных денег.

Основными задачами управления государственным долгом являются:

Максимально возможное сокращение затрат на его обслуживание и погашение с учётом конъюнктуры мирового рынка;

Обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств по погашению и обслуживанию внутренних и внешних долгов;

Минимизация долга для заёмщика;

Обеспечение приемлемого курса государственных долговых обязательств на внутреннем и внешнем рынках, недопущение их резких колебаний.

Цикл управления государственным долгом состоит из пяти этапов, в каждом из которых выполняются определенные задачи.

На первом этапе закладываются пределы объемов внутреннего и внешнего долгов, заимствований, пределы предоставления гарантий.

На втором этапе формируется программа эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование привлекательным для инвесторов - резидентов и нерезидентов. От качества выполнения работ на этом этапе зависит наличие или отсутствие в перспективе пиков платежей по долгам, а также своевременное поступление ресурсов для погашения ранее произведенных заимствований в порядке их рефинансирования.

На третьем этапе проводится размещение облигаций и регулирование котировок по государственным и муниципальным долговым обязательствам на вторичном долговом рынке. Воздействие на котировки по государственным и муниципальным облигациям позволяет регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и размер текущего (внутреннего и внешнего) долга.

Четвертый этап связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций.

На пятом этапе исполняются первоначальные или скорректированные графики платежей по обслуживанию и погашению государственных и муниципальных внутренних и внешних долгов.

Идеальный способ обслуживания и погашения государственного долга - своевременный возврат полученного кредита и процентов по нему. Однако намерения заёмщика не всегда совпадают с его реальными возможностями. Появляются какие-то непредвиденные обстоятельства, обусловленные экономическими, социальными или политическими трудностями. Отсюда, возникают ситуации необходимости отсрочки выплаты процентов или уплаты основной суммы долга, изменении условий займа, а иногда и полному отказу от выплат. Явным признаком долгового кризиса является серьёзное нарушение графика платежей. Государство - заёмщик вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

Механизм регулирования в рыночных условиях это - реструктуризация. Реструктуризация - это составление нового, более выгодного для должника графика выплаты долга, что предусмотрено первоначальным соглашением. При этом обычно предоставляется льготный период, когда уплачиваются только проценты, а также увеличивается срок выплаты основного долга. Происходит перенос на более поздние сроки платежей по краткосрочным долгам.

В ходе проводимой реструктуризации долговых обязательств используется ограниченный набор способов её проведения: рефинансирование, выкуп долговых обязательств, секьюритизация.

Рефинансирование - погашение старой задолженности (и процентов по ней) за счёт выпуска нового займа, принятия новых обязательств.

Выкуп долга проводится в случаях, когда государство-должник может располагать значительными объёмами финансовых резервов, можно разрешить заёмщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объём государственного долга.

Секьюритизация - переоформление государственного долга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка, включая ссудные капиталы. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, выделяются две группы: иностранные облигации и еврооблигации.

Иностранные облигации - эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства.

Еврооблигации - средне- и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемых на европейском рынке среди зарубежных инвесторов.

Приведённые методы управления государственным долгом в своей основе базируются на переговорном процессе. Они относятся к рыночным методам и широко используются развитыми странами и международными финансовыми организациями.

Наряду с рыночными мировая практика использует и внерыночные (административные) методы управления на основе одностороннего принятия эмитентом управленческого решения по долговым обязательствам. К ним относятся: конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, аннулирование.

Конверсия - применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), на товары, на проведение природоохранных мероприятий, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях (с дисконтом), конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие. Технически такие операции не приводят к изменению структуры существующих обязательств и к получению новых ссуд.

Консолидация - пересмотр условий погашения задолженности, который может быть реализован либо путем изменения условий погашения действующих долговых обязательств (реструктуризация), либо путем рефинансирования существующей задолженности. Как правило, она носит принудительный характер и осуществляется путём добавления процентных купонов к облигациям старых займов, срок действия которых продлевается, или путём замены облигаций старых займов на облигации нового займа. Нередко консолидация совмещается с конверсией.

Унификация - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

Отсрочка погашения займа заключается в том, что, как и при консолидации, односторонне отодвигаются сроки погашения займа и, кроме того, прекращается выплата дохода по нему.

Аннулирование - отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.

Когда задолженность страны большая, приходится прибегать к различным мерам и механизмам, позволяющим урегулировать ситуацию и не допустить кризиса финансово-кредитной системы.

2 .Управление внутренним государственным долгом

2.1 Принципы управления государственным долгом

Значительная часть государственного долга образуется внутри страны. Внутренний долг - это внутренняя задолженность государства перед предприятиями, организациями и населением, возникшая в результате привлечения денежных средств для осуществления государственных программ, облигаций и других ценных бумаг, а также в связи с наличием денежных вкладов населения в государственные кредитно-финансовые учреждения, выраженная в валюте государства.

С его помощью преодолевается дефицит бюджета денежных средств, снижается рост наличной денежной массы и обеспечивается бюджетное равновесие.

Рост государственного долга может быть связан с увеличением военных расходов и обеспечения функционирования государственного сектора.

На сегодняшний день государственный внутренний долг играет важную роль в экономике всех стран, а его объем свидетельствует об экономическом положении государства. В развитых странах основная масса государственной задолженности приходится на долю внутреннего долга, а в развивающихся странах - внешнего.

Государственный внутренний долг, как правило, состоит из долга правительства, задолженности органов власти, государственных корпораций и предприятий. Их доли зависят от особенностей исторического и экономического развития страны, но превалирует в структуре долга обычно долг центрального правительства. В составе государственного внутреннего долга можно выделить три основных элемента:

Финансовая задолженность, т.е. денежные обязательства государства, возникшие в результате правительственных займов кредитных средств и предназначенные для покрытия расходов государственного бюджета. Этот вид задолженности характерен для развитых стран, а также для стран с переходной экономикой;

Административная задолженность, включающая в себя денежные обязательства, связанные с проведением текущей бюджетной политики. К ним относятся задолженности по платежам в государственном секторе (долги по заработным платам государственных учреждений). Данная задолженность сохраняется до ее погашения и, как правило, краткосрочна. Она свойственна для стран с переходной экономикой, которым присущи большие проблемы с пополнением доходов бюджета, которые обусловлены общим экономическим кризисом в государстве;

Возможные долговые обязательства, вызванные предоставлением государственными органами поручительств и гарантий в рамках определенных государственных программ. Этот вид задолженности характерен для развитых стран, а для стран с развивающейся экономикой данный вид долга является перспективным.

В основе управления государственным долгом лежат следующие принципы:

Безусловности;

Единства учета;

Единства долговой политики;

Согласованности;

Снижения рисков;

Оптимальности;

Гласности.

Принцип безусловности - это обеспечение точного и своевременного

выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий.

Принцип единства учета заключается в том, что ведется учет всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов и органами местного самоуправления.

Принцип единства долговой политики - это обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам.

Принцип согласованности - это обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика.

Принцип снижения рисков - это выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить риски как кредитора, так и инвестора.

Принцип оптимальности - это создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны.

Принцип гласности - это предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

2.2 Государственные ценные бумаги как инструмент управления государственным долгом

Основной формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги - это долговые обязательства государства и местных органов власти, выпускаемые в обращение с целью мобилизации временно свободных средств для финансирования дефицита государственного бюджета, а также на финансирование государственных программ.

В зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и не рыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке.

Не рыночные государственные ценные бумаги не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.

В зависимости от срока обращения государственные ценные бумаги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

Кроме того, ценные бумаги разделяются на наличные документированные) и безналичные, в том числе существующие в виде записей на счетах; по способу выплаты доходов.

Кроме того, ценные бумаги разделяются на наличные (документированные) и безналичные, в том числе существующие в виде записей на счетах; по способу выплаты доходов.

Краткая характеристика отдельных видов государственных ценных бумаг Российской Федерации:

ГКО - Государственные краткосрочные облигации - именная бескупонная государственная ценная бумага, выпускается в бездокументальной форме. Выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России.

ОФЗ - облигации федерального займа - первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в Российской Федерации.

ОГСЗ - облигации государственного сберегательного займа. Доступны для физических и юридических лиц. Цель - привлечь свободные денежные средства населения для покрытия дефицита бюджета.

КО - казначейские обязательства. Цель их выпуска - безэмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета, погашение государственной задолженности предприятиям поставщикам по государственным заказам, сокращение неплатежей в бюджет и т.д.

ОВВЗ - облигации внутреннего валютного займа, выпущены для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами. Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг принимается соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного или муниципального долга, установленными в соответствии с настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете, а также с программой внутренних заимствований. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации принимается также в соответствии с Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации.

В решении об эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг отражаются сведения, предусмотренные федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Условия эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг подлежат регистрации в Министерстве финансов Российской Федерации.

Мировой практике известны несколько способов выплаты доходов по государственным ценным бумагам, в их числе:

Установление фиксированного процентного платежа;

Применение ступенчатой процентной ставки;

Использование плавающей ставки процентного дохода;

Индексирование номинальной стоимости ценных бумаг;

Реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их нарицательной цены;

Проведение выигрышных займов.

В мировой практике чаще всего используются следующие показатели доходности: текущая доходность, полная доходность.

Показатель полной доходности используется для измерения общей ценности облигаций для инвестора простая и эффективная доходность к погашению. Эффективная доходность к погашению учитывает сложные проценты. Расчет осуществляется методом итерационного подбора. В данном случае на доходность влияют следующие факторы:

Первоначальная цена, уплаченная за облигацию;

Частота выплат дохода по купону;

Дата погашения облигации;

Основная сумма, которая должна быть выплачена на дату погашения;

Реализуемость на рынке (спрос и предложение);

Кредитный риск.

Перед государством стоит важнейшая задача: с одной стороны, заинтересовать потенциальных инвесторов высокой доходностью и ликвидностью государственных ценных бумаг; с другой стороны, снижать затраты, связанные с обслуживанием государственного долга, так как затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств осуществляются за счет государственного бюджета.

Наличие внутреннего долга является, скорее, правилом, чем исключением в экономике. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Внутренний государственный долг рассматривается как заем нации самой себе и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны.

Однако присутствует и ряд отрицательных последствий наличия внутреннего государственного долга:

Обслуживание государственного долга (выплата процентов за пользование заемными средствами) производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков;

Для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций;

Действующие правовые нормы по вопросам управления государственным долгом нуждаются в существенных дополнениях в связи с существующими экономическими и практическими реалиями. В первую очередь необходимо четко законодательно закрепить цели государственных заимствований, разграничить компетенцию, полномочия и функции органов, осуществляющих управление государственным долгом.

2.3 Стабилизационный фонд и его роль в управлении государственным долгом

Резервные фонды играют важную роль в политической и экономической жизни государств, а от их правильного формирования и эффективного использования зависит благополучие наций в целом.

Один из самых старейших фондов в мире - Кувейтское инвестиционное управление - был создан в 1953 году за счет поступления средств от добычи и продажи нефти.

С тех пор подобные «подушки безопасности» появились практически во всех нефтедобывающих странах, и не только в них.

Практическое значение суверенных фондов очень велико: во-первых, они способствуют стабилизации финансовой системы; во-вторых, являются важным источником средств для финансирования масштабных и долгосрочных проектов.

Стабилизационный фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

По данным Всемирного банка, к концу 2014 года самым внушительным оказался размер резервного фонда Норвегии. В ее Государственном пенсионном фонде сосредоточены активы на сумму в 878 млрд. долларов. В тройку ведущих резервных фондов вошли фонды, принадлежащие Объединенным Арабским Эмиратам объемом в 773 млрд. долларов и Саудовской Аравии объемом в 737,6 млрд. долларов.

Следует отметить, что четыре из пятнадцати крупнейших резервных фондов в мире принадлежат Китаю. В совокупности их объем достигает рекордных 1,65 триллионов долларов. Таким образом, в реальности Китай располагает самыми внушительными на планете национальными резервами.

В России Стабилизационный фонд существует с 2004. В него перечисляются государственные доходы от добычи и экспорта нефти (в части экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых) при превышении мировой цены на нефть специально определённой «цены отсечения». С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд России был разделён на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Согласно предназначению Фонда - служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Средства фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Согласно данным Министерства финансов РФ в начале 2016 года, размер денежных средств Резервного фонда стал составлять 49,95 млрд. долларов, что на 43 % ниже, чем в начале 2015. В 2016 году впервые за всю историю существования Резервного фонда средства из него были потрачены не только на те цели, для которых он создавался, но и на финансирование федерального бюджета. Плачевная ситуация, сложившаяся в российской экономике, привела к тому, что денежных средств, поступающих из привычных источников, стало недостаточно для обеспечения дефицита бюджета - именно поэтому на правительственном уровне было принято решение о необходимости использования запасов не по целевому назначению.

Объем Резервного Фонда по состоянию на 01.03.2017г. составляет 16,07 млрд. долларов. В январе-феврале 2017 года Резервный Фонд сократился на 40,82 млрд. рублей, однако в долларовом эквиваленте увеличился на 0,04 млрд. долларов, с 16,03 до 16,07 млрд. долларов. За январь-февраль 2017г. Фонд национального состояния уменьшился на 152,78 млрд. рублей, при этом в долларовом эквиваленте вырос на 0,73 млрд. долларов, с 71,87 до 72,60 млрд. долларов.

Международные резервы Российской Федерации -- основная часть всех внешних активов России. Международные резервы -- это зарубежные инвестиции, которые осуществляет Банк России. Основная часть международных резервов России -- ценные бумаги других государств. Валютные резервы Банк России размещает также на депозитных и иных счетах зарубежных банков. Эти инвестиции могут давать очень низкий доход, измеряемый долями процента в год, и иногда даже приносить убытки. На 1 января 2017 г. они составили 377,0 млрд. долларов, или 32,2 % всех внешних активов Российской Федерации. Это активы, которые сформированы в результате вывоза капитала в разных формах (прямые, портфельные и прочие инвестиции).

Часть Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ, номинированная в иностранной валюте и размещенная Правительством Российской Федерации на счетах в Банке России, которая инвестируется им в иностранные финансовые активы, является составляющей международных резервов Российской Федерации.

3. Современное состояние государственного долга Российской Федерации

3.1 Внешний долг России по состоянию на 2016 год: динамика и прогнозы

В соответствии с 6 статьей Бюджетного Кодекса РФ внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

В динамике российского внешнего долга выделяют три этапа: период с 1992 года по 1998 год; период с 1999 года по 2001 год; период с 2002 года по настоящее время.

Первый этап (1992 - 1998 гг.) - многие специалисты высказывают мнение, что сегодняшний внешний государственный долг нашего государства - плод кропотливого одалживания взаймы СССР у других держав. На момент распада СССР ни одно новоиспеченное самостоятельное государство, кроме России, не смогло бы взяться за выполнение долговых обязательств своего предшественника. И по настоянию держав-кредиторов Запада сработал «нулевой вариант»: за два года (1992-1993 гг.) прежние республики Союза передали России свои зарубежные активы и обязательства по кредитам. Как некоторую компенсацию, Россия получила возможность также быть кредитором для Кубы, Ирака, Афганистана, Монголии, Сирии, Вьетнама, КНДР, Эфиопии, Алжира, Ливии, Индии.

Таким образом, к концу первого этапа общая сумма долга превысила 188 млрд. долларов. Прирост в размере около 92 млрд. долларов пришелся на долю новых долгов, да и долг бывшего СССР не только не сократился, но и значительно возрос. В конце 1993 года, внешний долг России превышал ее тогдашние международные валютные резервы в 13 раз, а пересчитанный в рубли по текущему валютному курсу составлял около 91% величины ВВП этого года. Уже в конце 1998 года внешний долг России превысил валютные резервы в 15 раз, тогда как в рублевом исчислении он почти на 48% превосходил размеры ВВП.

Второй этап (1999 - 2001 гг.) период после валютно-финансового кризиса и дефолта, когда России как неплатежеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным ресурсам. Новые заимствования свелись к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось платить. В итоге за три года новый российский долг уменьшился на четверть с 90,2 до 67,9 млрд. долларов. Благодаря реструктуризации и частичному списанию, долг бывшего СССР также сократился до 78,4 млрд. долларов, так что общий внешний долг РФ снизился до 146,3 млрд. долларов.

Третий, нынешний этап (начиная с 2002 г.) отличается беспрецедентным нарастанием внешнего долга России, причем исключительно за счет новых заимствований.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита (нефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации. Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

Номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

Объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства, по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

Объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Основными кредиторами Российской Федерации на сегодняшний день являются коммерческие банки из 24 европейских стран, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Европейский банк реконструкции и развития.

Лондонский клуб - неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с «Дойче банком»).

Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств; Россия - член Парижского клуба с 1997 года.

До введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательную основу в сфере управления государственным долгом составляли два основных закона: «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 года №3877-1 и «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от 17 декабря 1994 года №76-ФЗ.

С введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации впервые на законодательном уровне было прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств.

Управление и обслуживание внешнего долга РФ возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов РФ. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет государственного бюджета. Правительство РФ выполняет ряд действий для погашения кредитов. Это:

Реструктуризация (изменение условий кредитования) долга перед Парижским и Лондонским клубами;

Обмен государственных краткосрочных облигаций (ГКО) на евробонды (предъявительские ценные бумаги);

Переход ГКО в ОФЗ (облигации федерального займа);

Обмен ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) на ОГВЗ (облигации государственного валютного займа);

Смена коммерческих задолженностей на еврооблигационные займы.

Кроме названых стандартных операций по погашению внешних кредитов, правительство РФ использовало ряд нестандартных:

Финансирование экспортных поставок товаров (в счет погашения долга) в Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Китай, Польшу, Францию,

Финляндию, Италию, Южную Корею, Уругвай;

Дисконтирование с досрочной выплатой по кредитным обязательствам.

Как считают эксперты, такие нестандартные шаги приносят пользу России и помогают выплатить внешний долг. Если последовательно проводить все названные мероприятия, то существует перспектива выйти из долгового кризиса в течение ближайших десяти лет, а благодаря этому стабилизируется и экономическая ситуация в стране.

Важным экономическим итогом 2015г. стало сокращение (второй год подряд) внешней задолженности РФ.

Особенно актуальным это является в период рекордно низких цен на нефть и сохраняющихся секторальных санкций США и Евросоюза, включая финансовые.

Объем внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2017 года, по оценке Центрального Банка, составил 518,661 млрд. долларов США и за год практически не изменился (увеличение на 0,244 млрд. долларов США). В то же время вклад секторов экономики в динамику внешнего долга страны был разнонаправленным.

Внешние долговые обязательства банков за год уменьшились на 12,45 млрд. долларов, доля банковского сектора в структуре внешней задолженности по состоянию на отчетную дату составила 23,0 % против 25,41 % годом ранее. Внешние обязательства органов государственного управления за счет новых размещений и покупки нерезидентами суверенных инструментов на вторичном рынке, напротив, выросли на 6,949 млрд. долларов США, их удельный вес в структуре внешнего долга страны за год увеличился с 5,89 % до 7,23%. При этом надо заметить, что долг бывшего СССР снизился за рассматриваемый период на 724 млрд. долларов. Таким образом, долг бывшего СССР, принятый Россией в сумме 96,6 млрд. долларов, за двадцать лет практически выплачен.

Внутренний валовый продукт за 2016 год сократился на 0,2 % к предыдущему году и составил 3508,2 млрд. долларов. На фоне этого, на 0,3 % увеличилась доля внешнего долга к ВВП.

Прочие секторы экономики сохранили лидирующие позиции в объеме внешнего долга (67,68 % по состоянию на 1 января 2017 года), их внешняя задолженность за год выросла на 5,926 млрд. долларов.

Долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования выросли на 1,78 млрд. долларов, или на 101,3 %, при этом наблюдается снижение долга по кредитам и депозитам на 0,957 млрд. долларов, или на 0,5 %. Так же снижена задолженность по финансовому лизингу на 0,318 млрд. долларов, или на 6,2 %. Практически в два раза выросла в данном секторе внешнего долга прочая задолженность.

Введение экономических санкций привело к положительным результатам - к снижению объема внешнего долга. Это произошло из-за того, что отечественные компании фактически стали изолированы от внешних рынков капитала. Эксперты отмечают, что, если бы не это вполне вероятно, что уровень государственного долга продолжал бы расти. Причем, в основном, за счет корпоративных займов, с помощью которых банки и компании финансировали развитие бизнеса.

Любой внешний долг для страны является показателем доверия к ней со стороны других государств. Если в этой стране стабильная экономическая ситуация, то внешний долг не будет являться ключевой проблемой для правительства и населения. Эксперты определили пределы, переход за которые может привести экономику страны к упадку - это отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту свыше 80% (низкая - до 48%, умеренная - до 80%). Эти расчеты основаны на том, что любая задолженность страны другим государствам-кредиторам отдается из стоимости продуктов, производимых на своей территории.

Министерство финансов планирует в 2017 году погасить 69,574 млрд. долларов в счет погашения основного долга и 17,55 млрд. долларов в качестве погашения процентной ставки.

Выплата внешнего долга РФ во 2 квартале 2017г., предположительно, составит 28,241 миллиардов долларов, из них 24,091 млрд. - основная сумма, 4.15 млрд. - проценты.

В течение 3 квартала 2017г. внешние выплаты оцениваются в 14,432 миллиардов долларов, в том числе 10,93 млрд. - основная сумма, 3.502 млрд. - проценты.

В 4 квартале 2017г. предстоит заплатить 23,952 млрд. долларов, из них 20,361 млрд. - основная сумма, 3.591 млрд. - проценты.

Финансовые аналитики делают выводы: за 2017 год придется выплатить меньше, чем уже выплаченная сумма задолженности за первые два месяца в 2017 году.

Центробанк прогнозирует, что избыточного спроса на валютном рынке не будет. Также не ожидается и девальвации российского рубля, какая была в конце 2016 года, когда резко снизились цены на нефть и при этом доступность финансовых рынков для компаний нашей страны была ограничена. Поэтому специалисты советуют с оптимизмом строить планы на будущее.

3.2 Динамика и структура внутреннего долга России

Возникновение российского рынка государственного внутреннего долга связано с необходимостью ликвидировать практику эмиссионного кредитования Центральным Банком РФ Мин истерства финансов РФ и создать высоколиквидный рынок государственных ценных бумаг с низкими рисками. В результате действий органов власти, структура денежного предложения стала менее ликвидной, темпы инфляции были снижены, а отдельные сегменты национального рынка стали развиваться более активно.

В развитии государственного внутреннего долга можно выделить несколько этапов.

Первый этап (1993-1995 гг.) можно охарактеризовать сравнительно небольшим размером внутреннего государственного долга, состоящего из ценных бумаг. На тот момент времени использовались только два вида ценных бумаг - облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГЗ) и государственные краткосрочные облигации (ГКО).

Второй этап (1996 - 1997 гг.) связан с ростом государственного внутреннего долга. Активно использовались такие инструменты, как ГКО, Облигации Федеральных Займов (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и ОВГВЗ, выпускаемые в больших объемах.

Третий этап (конец 1997 - сер. 1998 гг.) характеризовался дальнейшим развитием государственного внутреннего долга, завершившимся дефолтом в августе 1998 года, вследствие чего рынок государственных ценных бумаг был свернут.

Четвертый этап (2002-2008 гг.). Динамика государственного внутреннего долга приняла иное направление развития, так как выпуск ценных бумаг стал осуществляться в целях стерилизации лишней ликвидности и рефинансирования долга, а не для покрытия дефицита государственного бюджета. В связи с этим практически из обращения вышли такие ценные бумаги, как ГКО и ОФЗ-ПК.

Пятый этап. В настоящее время в соответствие с Программой государственных внутренних заимствований на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, все внутренние займы выражены в виде государственных ценных бумаг и государственных гарантий.

Структура внутреннего государственного долга включает в себя следующие виды государственных ценных бумаг, чья номинальная стоимость выражена в валюте РФ:

ОФЗ-ПД - Облигации Федерального Займа с постоянным доходом, представляющие собой купонные ценные бумаги. Купон выплачивается один раз в год и фиксируется на весь срок обращения;

ОФЗ-ПК - Облигации Федерального Займа с переменным купонным доходом, дающим владельцам право на периодическое получение процентного дохода (2 или 4 раза в год). Размер каждого купона ОФЗ-ПК объявляется непосредственного перед началом соответствующего купонного периода исходя из текущей доходности выпусков ГКО, которые в свою очередь погашаются в одно время с датой выплаты этого купона;

...

Подобные документы

    Сущность государственного долга и причины его возникновения. Формы и виды государственного долга. Текущие состояние внешнего государственного долга Российской Федерации. Влияние государственного долга Российской Федерации на национальную экономику.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2012

    Сущность государственного долга и его роль в экономическом развитии страны. Социально-экономическая необходимость существования внешнего и внутреннего государственного долга. Изучение причин образования государственного долга в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2015

    Роль внешнего государственного долга в экономике страны. Изучение проблемы эффективности внешних заимствований. Характеристика бюджетной, денежно-кредитной, курсовой политики государства. Пути повышения эффективности внешних вложений Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2015

    Понятие внутреннего и внешнего государственного долга, особенности управления ими. Аргументы в пользу осуществления государственных заимствований. Формирование и обслуживание государственного долга в условиях устойчивого развития экономики Казахстана.

    курсовая работа , добавлен 04.11.2012

    Исторические аспекты развития государственного долга РФ. Макроэкономическая система государства. Государственный долг в финансовой системе страны. Структура формирования государственного долга и особенности его регулирования в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2013

    Понятие и основание возникновения государственного долга. Виды и его структура в Российской Федерации, система управления и факторы влияния на экономику. Источники финансирования дефицита бюджета. Специфика и основные черты корпоративного внешнего долга.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2013

    Сущность и понятие государственного долга, его классификация, причины появления, особенности и задачи управления им. Формы кредитных отношений государства. Анализ структуры и динамики внутреннего и внешнего государственного долга Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Сущность и причины государственного долга, его классификация и виды. Пути погашения и последствия его накопления. Характерные черты государственного долга в США и странах ЕС. Анализ структуры и динамики государственного долга Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2015

    Понятие государственного долга. Основные схемы реструктуризации суверенного долга. Статистика изменения государственного долга в период с 1998-2012 года. Проблемы и противоречия государственного долга. Меры по укреплению доверия к российской экономике.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2012

    Теоретические особенности государственного долга как долга центрального правительства. Примеры денежно суверенных правительств (США, Великобритания, Канада, Япония, Австралия, Россия). Влияние государственного долга Российской Федерации на экономику.

Современный внешний долг России, его динамика и перспективы

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным видам долговых обязательств.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

    Кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

    Государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

    Бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    Государственным гарантиям Российской Федерации;

    Иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

По состоянию на 1 января 2012 г. основную долю в структуре государственного внешнего долга России занимает задолженность, оформленная в государственные ценные бумаги, которая составляет 73,38 % от общей суммы долга.

Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм составляет 2,5 % от общей суммы долга. Задолженность по кредитам МФО составляет 10,05 % от общей суммы долга. Задолженность по кредитам ЦБ РФ и по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм составляет менее 5 % от общей суммы долга.

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 19 декабря2013 года составил 55,8 млрддолларов , что является одним из самых низких показателей вЕвропе . По относительным показателям, российский внешнийгосдолг составляет 5-10 % от объёмаВВП страны. По данным рейтингового агентстваMoody"s внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10 % к ВВП страны. Это являeтся самым низким показателем среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории (02.03.2012). В результате Россия постепенно превращается в страну-кредитора (Кипр и т. д.)

Впрочем, такое благоприятное положение наблюдалось далеко не всегда. Так, после распада СССР внешний долг России неуклонно возрастал и достиг своего максимума сразу после кризиса 1998 года , когда он достиг 146,4 % отВВП страны. После этого началось его быстрое снижение. В 2008 году внешний долг составлял всего 5 % ВВП страны.

Структура государственного внешнего долга по состоянию на 19 декабря 2013 года

Наименование

Сумма, млн. долларов США

Эквивалент, млн. ЕВРО

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР , принятые Российской Федерацией)

Задолженность перед членами Парижского клуба

Задолженность перед кредиторами - не членами Парижского клуба

Задолженность бывшим странам СЭВ

Коммерческая задолженность бывшего СССР

Задолженность перед международными финансовыми организациями

Задолженность по внешним облигационным займам

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

Динамика государственного внешнего долга России

Дата

Сумма, млрд долл. США

В 2004-2008 годах, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный с улучшением налогового законодательства и ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитамПарижского клуба , после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 %ВВП ).

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции - 66 %, США - 100 %, Великобритании - 43 %, Норвегии - 36 %, Австралии - 12 %, Казахстана - 10 %, Гонконга - 2 %.

По проектам Министерства финансов РФ, подавляющую часть нефтегазовых доходов бюджета планируется направлять на финансирование расходов и лишь незначительную часть - на пополнение Резервного фонда: в 2012 г.- 3,3%, в 2013 г.- 1,0%, в 2014 г.- 0%. Пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ) в предстоящий период не планируется.

По их прогнозам, дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении всего планового периода, увеличиваясь в абсолютном выражении в 2012- 2013 гг. и снижаясь в 2014 г. В относительном выражении в первые два года дефицит составит 2,7% ВВП, а в 2014 г. снизится до уровня 2,3% ВВП.

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2012- 2014 гг. выступят государственные заимствования. При этом планируется, что в среднем на 90% дефицит будет покрываться за счет государственных внутренних заимствований.

При условии неблагоприятного сценария основным источником покрытия дефицита федерального бюджета станут госзаимствования. Принимая во внимание, что объемы государственного долга уже установлены на достаточно высоком уровне, дополнительные заимствования приведут к накоплению существенных бюджетных рисков, связанных с ухудшением их условий и резким ростом долговой нагрузки на федеральный бюджет.

Пока низкий уровень государственного долга позволяет проводить политику увеличения заимствований, не опасаясь критических показателей в долговой устойчивости. В условиях сохранения макроэкономической ситуации, в предстоящий период показатели долговой устойчивости РФ останутся на относительно безопасных уровнях. И при планируемых объемах заимствований нагрузка на бюджет будет оставаться в пределах нормы.

Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от значительного большинства, как развитых стран, так и государств формирующихся рынков. При этом, однако, кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами (BBB с позитивным прогнозом от Fitch, Ваа1 со стабильным прогнозом от Moodys и ВВВ со стабильным прогнозом от Standard&Poors), свидетельствуют о том, что наша страна явно недооценена.

В результате резкого падения внешнего долга и быстрого роста экономики РФ по сравнению с другими странами, Россия постепенно превращается в страну-кредитора. Так, в 2011 Кипр получил от России кредит в размере 2,5 млрд евро на 4,5 года под 4,5 % годовых, в то время как европейские страны отказывались предоставить кредит под менее чем 15 % годовых. В 2008 году Россия предоставила кредит Исландии в размере 4 млрд евро (по другим данным в кредите было отказано). В августе 2007 года Россия превратилась в держателя долговых обязательств правительства США и т. д. За пять лет доля России на этом рынке возросла с 0 % до 3 %. Россия занимала восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным журнала «Финанс». На 30 июня 2012 года США были должны РФ 2,98 % всего своего госдолга, или 157,8 млрд долларов.