Состав и сроки погашения казначейских обязательств. Выпуска казначейских обязательств

Казначейское обязательство

(англ treasury obligation) - в РФ ценные бумаги, выпускаемые в бездокументарной форме на основании договоров с уполномоченными депозитариями и размещаемые среди юридических лиц, которые по законодательству РФ являются резидентами, в порядке, устанавливаемом Минфином РФ (Главным управлением федерального казначейства). Владельцами К.о. могут быть российские юридические лица и граждане.

Согласно постановлению Правительства РФ «О выпуске казначейских обязательств»** эмитентом К.о. является Минфин РФ. К.о. выпускаются сериями, объем и даты выпуска которых устанавливаются эмитентом. К.о. каждой серии имеют единые даты выпуска и погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашения. Срок погашения, процентная ставка и номинальная стоимость К.о. устанавливаются эмитентом при выпуске каждой серии.

При осуществлении выпуска К.о. Минфин РФ депонирует на весь выпуск (серию) в центральном депозитарии, уполномоченном эмитентом. Размещение выпуска (серии) К.о. осуществляется путем перевода соответствующего количества К.о. на счета депо первых владельцев в центральном уполномоченном депозитарии или на счета депо в др. уполномоченных Минфином РФ депозитариях через их депо в центральном уполномоченном депозитарии согласно операционным условиям последнего.

Обращение К.о. осуществляется только в бездокументарной форме по счетам депо в уполномоченных депозитариях, которые обязаны хранить собственные и клиентские К.о. в центральном уполномоченном депозитарии. Регистрацию сделок купли-продажи К.о., а также учет обременения последних залоговыми обязательствами их владельцев могут осуществлять уполномоченные депозитарии (в т.ч. центральный уполномоченный ). Ответственность за своевременное погашение и выплату процентного дохода по К.о. несет Минфин РФ. Процентный по К.о. выплачивается одновременно с погашением К.о. Минфин РФ может назначить платежного агента для производства денежных переводов в безналичном порядке в день погашения К.о. на банковские счета владельцев.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Казначейское обязательство" в других словарях:

    КАЗНАЧЕЙСКОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО - вид размещаемых на добровольной основегосударственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателей денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохо да в течение всего срока владения этими ценными бумагами. Словарь… … Финансовый словарь

    Казначейское обязательство - (англ treasury obligation) в РФ ценные бумаги, выпускаемые в бездокументарной форме на основании договоров с уполномоченными депозитариями и размещаемые среди юридических лиц, которые по законодательству РФ являются резидентами, в порядке,… … Энциклопедия права

    КАЗНАЧЕЙСКОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО - государственная ценная бумага, удостоверяющая внесение ее держателем денежных средств в бюджет и дающая право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения К.о … Юридическая энциклопедия

    КАЗНАЧЕЙСКОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО - см КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЛИГАЦИИ … Энциклопедический словарь экономики и права

    Казначейское обязательство - государственные ценные бумаги, размещаемые среди населения и приносящие ему доход … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    ОБЯЗАТЕЛЬСТВО КАЗНАЧЕЙСКОЕ - КАЗНАЧЕЙСКОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО … Юридическая энциклопедия

    ОБЯЗАТЕЛЬСТВО, КАЗНАЧЕЙСКОЕ - 1. государственная ценная бумага, удостоверяющая внесение их держателем денежных средств в бюджет и дающая право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения казначейским обязательством; 2. обязательства Министерства финансов … Большой бухгалтерский словарь

    Обязательство Казначейское - См. Обязательства государственные казначейские Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ОБЯЗАТЕЛЬСТВО, КАЗНАЧЕЙСКОЕ - 1. государственная ценная бумага, удостоверяющая внесение их держателем денежных средств в бюджет и дающая право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения казначейским обязательством 2. обязательства Министерства финансов … Большой экономический словарь

    КО - казначейское обязательство камера охлаждения Книжное обозрение (газета) команда обеззараживания командир отделения командир отряда командный отсек комендантское отделение Комитет по обороне (Государственной Думы РФ) Коморские острова (мн.ч.)… … Словарь сокращений русского языка

5.5.1. Общие условия выпуска и обращения

Казначейские обязательства (КО) являлись особым видом государственных ценных бумаг, которые были выпущены в обращение не для покрытия дефицита федерального бюджета, а для ликвидации уже имеющейся задолженности государства перед предприятиями. Сложившаяся к началу 1994 г. государственная задолженность стимулировала увеличение долгов предприятий друг перед другом. По оценкам экспертов, каждый рубль государственного долга порождал 2~3 руб. долгов предприятий. Для ликвидации государственной задолженности и решения системы неплатежей было принято решение о частичном переоформлении долга перед предприятиями по государственным закупкам, федеральным программам, государственному заказу и т. п. в государственные ценные бумаги. Выпуск таких ценных бумаг преследует цель безэмиссионно сократить дефицит федерального бюджета. Среди этого вида ценных бумаг наибольшее распространение в России получили казначейские обязательства.

При недостатке средств в бюджете государство в определенной части долга расплачивалось с предприятиями КО. Казначейские обязательства могли приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставленные услуги, а также быть предметом залога.

Выпуск казначейских обязательств осуществлялся в безналичной (бездокументарной) форме в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях. В качестве депозитариев были выбраны уполномоченные банки-агенты Минфина РФ в соответствии со сформулированными Правительственной комиссией по вопросам кредитной политики критериями и имеющие депозитарий в качестве подразделения банка.

Казначейские обязательства были выпущены сериями. Параметрами выпуска, определяемыми Минфином РФ, являются:

Дата выпуска;

Номинальная стоимость КО;

Процентная ставка;

Общий объем выпуска;

Срок начала погашения;

Срок обращения;

Ограничение на владельцев КО;

Число операций, в которых КО используются как средство погашения кредиторской задолженности;

Срок обмена КО на налоговые освобождения, а также другие дополнительные данные о выпуске.

Каждой серии КО присваивался регистрационный номер, состоящий из семи разрядов.

Например, регистрационный номер Ж-241026 означал, что данная серия выпущена 24 октября, этот выпуск является двадцать шестым, а буква «Ж» указывает, что с помощью этих КО могли производиться расчеты между предприятиями топливно-энергетического и газового комплексов и атомных электростанций.

Получив от Минфина РФ глобальный сертификат, уполномоченные депозитарии открывали счет-депо первому держателю КО на весь объем выпуска казначейских обязательств соответствующей серии. Первыми держателями КО являлись федеральные министерства и ведомства. Движение казначейских обязательств осуществлялось переводом КО со счета-депо первого владельца на вновь открываемые счета последующих держателей КО. Перевод КО со счета на счет совершался на основании распорядительных документов владельцев КО. В случае погашения кредиторской задолженности с помощью КО или их продажи владелец КО давал поручение уполномоченному депозитарию на перевод КО новому владельцу.

В связи с тем что КО выпускались в бездокументарной форме, ценных бумаг на руках у владельцев КО не было. Для того чтобы подтвердить, что юридическое лицо владеет соответствующими казначейскими обязательствами, банк-депозитарий по требованию владельцев КО выдавал им выписки со счетов-депо, подтверждающие право владения определенным числом КО.

Обращение КО допускалось в ограниченной и неограниченной формах. Однако, как показывает практика, все произведенные выпуски имели некоторые ограничения, которые определялись при выпуске очередной серии КО и фиксировались в договоре Минфина РФ с уполномоченным депозитарием. К числу ограничений относились: необходимость расчета казначейскими обязательствами только с целью погашения кредиторской задолженности; ограничения на право передачи КО только юридическим лицам определенных отраслей; минимальное число операций по погашению задолженностей до выхода КО в свободную продажу; ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобождения.

Для удобства учета движения КО со счета на счет уполномоченным депозитариям было дано право разбивать глобальный сертификат на единичные обязательства с номиналом I млн. руб. Для того чтобы КО выполняли свои расчетные функции по каждой серии, было установлено число расчетных операций, которое можно совершить с помощью данных ценных бумаг. Для погашения кредиторской задолженности перед поставщиками владелец КО переводил их на счета кредиторов. Передача КО от одного

владельца другому за поставленную продукцию, работы или услуги осуществлялась с помощью индоссаментов. По каждой серии было определено минимальное число индоссаментов, которое должны были пройти КО, обращаясь между предприятиями определенных отраслей. Например, КО серии Б-071260 должны были пройти три индоссамента среди ограниченного круга предприятий. Начиная с четвертого держателя КО данной серии могли свободно передаваться любым юридическим лицам.

Особенность казначейских обязательств состояла в том, что они носили двойственный характер. С одной стороны, они являлись средством расчетов между предприятиями, с другой стороны, пройдя необходимое число индоссаментов, КО могли свободно покупаться и продаваться на фондовом рынке.

5.5.2. Операции с казначейскими обязательствами

Владелец КО может осуществлять с ними следующие операции:

1. Погашение кредиторской задолженности путем перевода КО на счета кредиторов. В глобальном сертификате, как правило, было оговорено, что до выхода в свободную продажу КО должны пройти определенное число индоссаментов среди ограниченного круга предприятий, имеющих соответствующую отраслевую принадлежность. В течение этого периода расчеты между предприятиями с помощью КО осуществлялись по номинальной стоимости. Данный метод расчетов широко применялся предприятиями одной отраслевой принадлежности, свя-, занных между собой технологической цепочкой. Вследствие: этого КО быстро набирали необходимое число индоссамен-; тов и затем могли быть свободно реализованы на вторичном рынке. .

2. Продажа КО юридическим или физическим лицам, ко-, торые по законодательству Российской Федерации являются резидентами. Данная операция позволяла безналичные КО преобразовать в наличные денежные средства, которые предприятие могло использовать по своему усмотрению. Свободная продажа КО возможна только в том случае, если КО прошли необходимое число индоссаментов. За короткий промежуток времени в России сложился устойчивый рынок КО, который привлек дилеров тем, что доходность по операциям с этими бумагами была на 10-15% выше, чем доходность по операциям на рынке ГКО и рынке межбанковских кредитов. Крупнейшими операторами рынка КО являлись уполномоченные банки-депозитарии, которые устанавливали ежедневные котировки казначейских обязательств в процентах от номинала. Цена покупки казначейских обязательств возрастала по мере приближения срока погашения.

3. Передача КО в залог для получения кредита. Владелец КО мог получить кредит под залог принадлежащих ему обязательств в любом банке, в том числе банке-депозитарии. Залог оформлялся соответствующим договором между владельцем КО и залогодержателем. При этом договор залога обязательно должен быть зарегистрирован в уполномоченном банке-депозитарии. В этом случае казначейские обязательства блокировались и их владелец не мог совершать с ними никакие операции до погашения кредита.

4. Обмен КО на налоговые освобождения в части платежей в федеральный бюджет, т. е. владелец КО мог в установленном порядке вместо уплаты налогов в федеральный бюджет рассчитаться казначейскими обязательствами. За счет этого происходил взаимный зачет задолженности государства перед предприятиями в части финансирования работ по государственному заказу и задолженности предприятия перед государством в части платежей в федеральный бюджет.

Возможность получить в обмен на КО налоговые освобождения привлекала крупные финансовые компании и банки, которые для снижения налогового бремени покупали прошедшие необходимое число индоссаментов казначейские обязательства, как правило, по цене ниже номинала. В зачет налогов КО принимались по текущему курсу, который был выше номинала и рассчитывался исходя из 40% годовых. За счет этого налогоплательщики экономили до 20% от суммы уплачиваемых налогов.

Под давлением Международного валютного фонда, который не признал КО как рыночную ценную бумагу в связи с тем, что по ней был установлен фиксированный доход в размере 40% годовых, в 1995 г. выпуск и обращение казначейских обязательств были прекращены. Однако механизм, отработанный в период обращения этой ценной бумаги, широко используется в российской практике и в настоящее время. После прекращения обращения КО были выпущены казначейские налоговые освобождения, применялась система взаимозачета средств: тех, которые предприятия должны заплатить в федеральный бюджет в виде налогов, и тех, которые предприятия должны получить от государства на выполнение определенных работ. Применение КО и производных от них финансовых инструментов позволяет государству без дополнительной денежной эмиссии частично решить проблему взаимных неплатежей.

В 1994 г. появился еще один финансовый инструмент - казначейские обязательства (КО). Цель их выпуска безэмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета, погашение государственной задолженности предприятиям-поставщикам по государственным заказам, сокращение неплатежей в бюджет, а также между предприятиями и т.п.

Эмитентом КО является Министерство финансов, которое выпускает их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Серии имеют единые даты выпуска, погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашения. Эти параметры могут изменяться при новой эмиссии.

Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме в виде записей на счетах "депо" в уполномоченных депозитариях. Ими являются по согласованию с первыми держателями КО банки агенты Министерства финансов, имеющие депозитарии в качестве своих подразделений. Уполномоченные банки осуществляют денежные расчеты с конечными держателями КО на момент их погашения на основе выписок со счетов "депо", подтверждающих права собственности на КО.

Министерство финансов осуществляет выпуск КО сериями. Каждая из этих серий представляет собой самостоятельный выпуск, который оформляется глобальным сертификатом на всю его сумму. Каждый выпуск КО имеет свой уникальный регистрационный номер, который состоит из семи разрядов. Первый разряд номера – буква русского алфавита, указывающая на отрасль народного хозяйства, четыре последующие цифры указывают на дату выпуска (день и месяц) и последние порядковый номер выпущенной серии. Глобальный сертификат оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в уполномоченном депозитарии, а второй – в Министерстве финансов России. В нем фиксируются все параметры выпуска: объем выпуска, номинальная стоимость КО, дата выпуска, дата начала погашения, процентная ставка, ограничения на владельцев КО, максимальное число операций, в которых КО используется как средство погашения краткосрочной задолженности, срок обмена КО на налоговые освобождения и другие дополнительные данные о выпуске. По окончании срока обращения каждой серии КО глобальный сертификат погашается.

Казначейские обязательства могут без ограничения выполнять роль платежных средств за реализованные товары и предоставленные услуги, а также быть предметом залога. КО можно обменивать на налоговые освобождения, выдаваемые Министерством финансов.

Первыми держателями КО являются федеральные министерства и ведомства, которые распределяют их среди предприятий своей отрасли.

Обращение казначейских обязательств допускается в ограниченной и неограниченной формах. Ограничения касаются расчетов казначейскими обязательствами с целью погашения кредиторской задолженности, права передачи КО только юридическим лицам, минимального числа индоссаментов (передаточных надписей) перед предъявлением к погашению, сроков учета и обмена на налоговые освобождения.

Депозитарий контролирует по каждому КО осуществление утвержденного количества операций по погашению кредиторской задолженности. Только после этого КО могут свободно обращаться на вторичном рынке.

Держатель счета "депо" в уполномоченном депозитарии может осуществлять с КО в безналичной форме следующие операции: погашать кредиторскую задолженность путем перевода КО на счета "депо" кредиторов, продавать юридическим или физическим лицам-резидентам, закладывать с целью получения кредитов, обменивать КО на налоговые освобождения, погашать с получением процентов.

Особенность КО состоит в том, что это - гибридная ценная бумага, обладающая одновременно свойствами векселя, государственной ценной бумаги, налогового освобождения и средства расчета.

Погашение КО осуществляется Министерством финансов (Главным управлением федерального казначейства) либо платежным агентом путем перевода на счета их последних держателей номинальной стоимости КО и оговоренных процентов.

Срок погашения КО - 1 год, однако они начинают погашаться с даты, указанной в глобальном сертификате при условии, что данная ценная бумага участвовала в определенном количестве расчетов между предприятиями (получила от одного до пяти индоссаментов). Таким образом, на первом этапе своего обращения КО выступает в качестве платежного средства, которое призвано решать проблему неплатежей. Если обязательство не прошло установленное количество индоссаментов, КО будут погашены Министерством финансов только через год.

Казначейские обязательства могут быть проданы на вторичном рынке после проставления необходимого количества индоссаментов (передаточных надписей) в ходе своего обращения. Вследствие этого некоторые фирмы специализировались на "очистке" казначейских обязательств, т.е. за небольшой процент (1-2%) осуществляли индоссаменты на бланках КО.

После получения КО определенного количества передаточных надписей (индоссаментов) "очищенные" обязательства можно либо продать на открытом рынке как государственную ценную бумагу (с доходностью 40%), либо обменять на налоговое освобождение в части платежей в федеральный бюджет. При заявках держателей КО об обмене их на налоговое освобождение заявители получают отсрочки по оплате налогов (не взимаются штрафы и пени). Следует отметить, что не менее 60% от выпущенных КО в течение первого же месяца своего обращения возвращаются в бюджет в виде налоговых освобождений. Использование налоговых освобождений сокращает поступления наличных денег в бюджеты всех уровней. За первое полугодие 1996 г. в федеральный бюджет поступило 19,8 трлн руб. налогов и других обязательных платежей. При этом масса "живых денег" составила всего 10,15 трлн руб., остальное - зачтенные суммы по казначейским налоговым освобождениям. Поскольку расходы бюджета осуществляются преимущественно в денежной форме, различного рода неденежные зачеты и налоговые освобождения подрывают бюджетную стабильность. При такой структуре, естественно, остро не хватает наличных денег для выплаты заработной платы бюджетным организациям и компенсаций малоимущим. Выступая "вторыми деньгами", КО стимулирует инфляцию. Как показывает практика, главными потребителями КО для оформления налоговых освобождений становятся устойчиво работающие предприятия, приобретающие за счет собственных средств КО для обмена их на налоговые отсрочки. Определенную выгоду извлекают и банки-депозитарии, которые за расчетное и депозитарное обслуживание КО получают от Министерства финансов соответственно 1 и 2 процента годовых от номинала серии.

вид размещаемых на добровольной основе (среди населения и юридических лиц) государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на фиксированный доход в течение всего срока владения этими ценными бумагами. Выпускаются в целях оптимизации исполнения бюджета и снижения темпов инфляции. В РФ эмитентом ГКО является Министерство финансов РФ. Выпускаются и обращаются в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (ГКО)

полное название - государственные краткосрочные бескупонные облигации) - бездокументарные государственные ценные бумаги, выпускаемые на основании постановления Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций». Эмитентом ГКО был Минфин. Решение о выпуске ГКО принималось Минфином по согласованию с ЦБ.

Реализация ГКО их первым владельцам происходила со скидкой с номинальной стоимости (дисконтом). Номинальная стоимость ГКО - 1 млн. руб. Погашение ГКО производилось в безналичной форме путем перечисления их владельцам номинальной стоимости ГКО на момент погашения. Доходом по ГКО считалась разница между ценой реализации ГКО ее владельцем третьему лицу (равно как и ценой погашения) и ценой покупки ГКО первым владельцем.

ЦБ - генеральный агент по обслуживанию выпуска ГКО. Он регламентировал по согласованию с Минфином вопросы размещения и обращения ГКО. Все операции по размещению и обращению, включая расчеты и учет владельцев ГКО, осуществлялись через учреждения ЦБ или уполномоченные организации (далее - дилеры), определяемые ЦБ. Каждый выпуск ГКО оформлялся глобальным сертификатом, хранящимся в ЦБ.

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ

ВЫПУСКА КАЗНАЧЕЙСКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

1. Эмитентом казначейских обязательств является Министерство финансов Российской Федерации.

2. Казначейские обязательства выпускаются сериями, объем и даты выпуска которых устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

3. Казначейские обязательства каждой серии имеют единые даты выпуска, даты погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашения.

4. Срок погашения, процентная ставка и номинальная стоимость казначейских обязательств устанавливаются при выпуске каждой серии Министерством финансов Российской Федерации.

5. Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме на основании договоров с уполномоченными депозитариями.

6. Казначейские обязательства размещаются среди юридических лиц, которые по законодательству Российской Федерации являются резидентами (далее - российские юридические лица), в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации (Главным управлением федерального казначейства).

7. Владельцами казначейских обязательств могут быть российские юридические и физические лица.

8. При осуществлении выпуска казначейских обязательств Министерство финансов Российской Федерации депонирует глобальный сертификат на весь выпуск (серию) в центральном депозитарии, уполномоченном Министерством финансов Российской Федерации.

9. Размещение выпуска (серии) казначейских обязательств осуществляется путем перевода соответствующего количества казначейских обязательств на счета-депо первых владельцев в центральном уполномоченном депозитарии или на счета-депо в других уполномоченных Министерством финансов Российской Федерации депозитариях через их корреспондентский счет-депо в центральном уполномоченном депозитарии согласно операционным условиям последнего.

10. Обращение казначейских обязательств осуществляется только в бездокументарной форме по счетам-депо в уполномоченных депозитариях, которые обязаны хранить собственные и клиентские казначейские обязательства в центральном уполномоченном депозитарии.

11. Регистрацию сделок купли - продажи казначейских обязательств, а также учет обременения последних залоговыми обязательствами их владельцев могут осуществлять уполномоченные депозитарии (в том числе центральный уполномоченный депозитарий).