Регрессивные налоги в РФ: пример. Налоги прогрессивный, регрессивный, пропорциональный

В зависимости от того, как устанавливается средняя налоговая ставка, различают три типа налогов (систем налогообложения): пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные налоги

Пропорциональные налоги предполагают, что средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода (табл. 1).

Таблица 1. Пропорциональный налог

Прямые налоги (за исключением личного подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными.

Прогрессивные налоги

Прогрессивные налоги - это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Такие налоги предполагают не только большую абсолютную сумму, но также и более значительную долю взимаемого дохода по мере его роста (табл. 2).

Таблица 2. Прогрессивный налог

Примером прогрессивного налога в большинстве стран служит личный подоходный налог 1 . Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако вряд ли стимулирует повышение эффективности производства.

Регрессивные налоги

Регрессивные налоги - это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. Таким образом, при увеличении дохода его доля, выплачиваемая в виде налога, сокращается (табл. 3).

Таблица 3. Регрессивный налог

Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму налога (как в нашем примере), а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при повышении доходов.

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях наблюдается крайне редко 1 . Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они составляют в доходе покупателя, имеют регрессивный характер, причем, чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является. Поскольку косвенный налог - это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Наиболее регрессивный характер поэтому имеют акцизные налоги. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1%, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб., - лишь 0,05%.

Воздействие налогов на экономику

Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

Влияние налогов на совокупный спрос

Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса - потребительские и инвестиционные расходы - и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к росту потребительских (так как увеличивается располагаемый доход) и инвестиционных (поскольку растет величина прибыли фирм после уплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) расходов и поэтому к сдвигу кривой AD вправо (от AD 1 до AD 2 на рис. 1,а), что обусловливает рост реального ВВП (от Y 1 до Y* ). Поэтому эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от Р 1 до Р 2 ) и поэтому является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию).

Рост налогов ведет к снижению потребительских и инвестиционных расходов и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD 1 до AD 2 на рис. 1,б), что обусловливает снижение уровня цен (от Р 1 до Р 2 ) и объема выпуска (от Y 1 до *). Поэтому в период инфляции, когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов.

а) Снижение налогов б) Рост налогов

Рис. 1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос

Регрессивное налогообложение относится к категории подоходного налогообложения. Его суть заключается в снижении ставки при росте дохода. Следует отметить, что регрессивная система встречается в современной бизнес-практике нечасто. При этом для исчисления ряда налогов применяется исключительно она. Примером является . Также по регрессивной схеме рассчитываются косвенные налоги и таможенные пошлины.

Социальные аспекты регрессивного налогообложения

Регрессивная схема имеет свои элементы налогообложения , специфику исчисления. Ее функции понятны. Что касается социального аспекта, этот вопрос остается спорным.

Регрессивное налогообложение предусматривает большие обязательные отчисления в бюджет при меньших доходах. С одной стороны, это стимулирует зарабатывать больше для экономии на процентной ставке. С другой стороны, регрессивное налогообложение – серьезная нагрузка на наименее социально защищенные слои населения.

Оптимизация налогообложения в данном случае осуществляется за счет использования пропорциональной схемы исчисления налогов. Фактически это предусматривает соблюдение принципа маржинальности. устанавливается с учетом конкретной величины прибыли.

Виды регрессивных налогов

Регрессивную форму имеют несколько актуальных налогов согласно действующему законодательству. Прежде всего, это . Налог добавляется к цене продукции на всех этапах ее производства и реализации.

Также регрессивную форму имеет акцизный сбор. Этот налог устанавливается в отношении отдельных товаров массового потребления.

Регрессивной является и таможенная пошлина. Она оплачивается при импорте продукции.

Дополнительным регрессивным сбором является экологический налог. Он взимается с юридических лиц, чья деятельность считается потенциально вредной, опасной для окружающей среды.

Специфика применения регрессивной системы налогообложения

Регрессивное налогообложение применяется в сфере импорта, торговли, производства товаров и услуг. Также по регрессивному принципу рассчитывается ряд специальных сборов, период налогообложения по таковым является разным. Так, например, в суде государственная пошлина на подачу заявления зависит от размеров имущественных требований истца.

Регрессивную систему нельзя назвать однозначно полезной или вредной для налогоплательщиков. Споры на предмет того, кто, когда и сколько должен платить налогов, не утихают до сих пор. Чаще всего экспертам задаются вопросы относительно размеров и специфики расчета налогов. Практика показывает, что в нашей стране налогоплательщики с меньшим и большим доходом платят одинаковые налоги. Если последние являются регрессивными, то получающие большую выигрывают на снижении процентной ставки. Является ли такая практика исчисления налогов справедливой – вопрос риторический. Понять здесь можно как одну сторону, так и другую.

Фактом остается необходимость уплаты налогов и обязательных взносов юридическими, физическими лицами. Уклонение от обязательств для тех и других чревато серьезными санкциями со стороны ИФНС.

Что делать, чтобы платить налоги оптимально, без занижения, грозящего штрафами, и переплат, которые являются достаточно частными? Возникают переплаты по разным причинам. Снизить обязательные выплаты на законных основаниях поможет на предприятии. Доступна такая услуга юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям. Компания «Консалтинг Премиум» работает с заказчиками всех организационно-правовых форм.

Е.А. Котко,
эксперт ИНФОРМЦЕНТРА XXI века

При расчете единого социального налога (ЕСН) для налогоплательщиков-организаций предусмотрены ставки налога, установленные п. 1 ст. 241 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), представляющие собой регрессивную шкалу (в виде соответствующих таблиц).

Однако для применения регрессивной шкалы налоговых ставок необходимо выполнение условий, указанных в п. 2 ст. 241 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) тарифы страховых взносов, предусмотренные п. 2 ст. 22 Закона N 167-ФЗ (также представляющие собой регрессивную шкалу), применяются соответствующими страхователями только в случае, если соблюдены требования, установленные п. 2 ст. 241 НК РФ.

При этом определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения (п. 8 ст. 24 НК РФ).

Определение права использования регрессивной шкалы по ЕСН также производится в целом по организации (включая все обособленные подразделения), поскольку плательщиком ЕСН является организация в целом.

В соответствии с п. 2 ст. 241 НК РФ если на момент уплаты авансовых платежей по ЕСН налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 п. 1 ст. 235 НК РФ*1, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 руб., то налог уплачивается по максимальной ставке независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо.
_____
*1 К ним, в частности, относятся и организации, производящие выплаты физическим лицам, то есть организации-страхователи.

Налогоплательщики, у которых налоговая база соответствует вышеуказанному критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога.

При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России*1.
_____
*1 При расчете фактического размера выплат (налоговой базы), начисленных в среднем на одного работника, средняя численность работников организации определяется в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121, далее - Инструкция N 121 [п. 22.2 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденных приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/465, далее - Методические рекомендации по ЕСН].

При определении условий, предусмотренных п. 2 ст. 241 НК РФ, принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. Следовательно, при расчете налоговой базы в среднем на одного человека используются базы по ЕСН в части, уплачиваемой в федеральный бюджет.

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что необходимо различать понятия "право на применение регрессивной шкалы" и непосредственно "применение регрессивной шкалы".

Право на применение регрессивной шкалы возникает у организации при выполнении условия, проверка которого осуществляется в соответствии с нижеприводимым алгоритмом.

Проверка права на применение регрессивной шкалы производится независимо от того, достигла налоговая база кого-либо из работников 100 000 руб. или нет.

Но применение регрессивной шкалы [то есть непосредственно исчисление налога (взносов) по регрессивной шкале] начинается в том случае и только для тех работников, у которых налоговая база превысила 100 000 руб.

Использовать регрессивную шкалу можно только при получении права на ее применение.

Алгоритм определения права применения регрессивной шкалы ЕСН

Предлагаем вниманию читателей журнала алгоритм определения права применения регрессивной шкалы ставок ЕСН (тарифов страховых взносов в ПФР), разработанный автором данной статьи на основании НК РФ и принятых в соответствии с ним правовых актов налогового законодательства (см. схемы 1 и 2).

Схема 1

Алгоритм определения права применения регрессивной шкалы

Схема 2

Определение количества работников (К ), имевших наибольшие по размеру доходы за период с начала года
по соответствующий месяц последнего квартала отчетного периода (включительно)

Пункт 1 алгоритма.

Если "да", переходите к п. 3 алгоритма, если "нет", переходите к п. 2 алгоритма.

Пункт 2 алгоритма.

Определить, имела ли организация право применять регрессивную шкалу по итогам предыдущего месяца?

Если "да", переходите к п. 3 алгоритма, если "нет", переходите к п. 11 алгоритма.

Пункт 3 алгоритма.

Как уже отмечалось, средняя численность работников за период с января по соответствующий месяц отчетного периода включительно определяется в соответствии с Инструкцией N 121 (см. п. 2 ст. 241 НК РФ и п. 22.2 Методических рекомендаций по ЕСН).

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что вознаграждения, выплачиваемые по авторским договорам, а также численность авторов в расчет условия на право применения регрессивных ставок ЕСН не включаются (см. Порядок заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, приведенный в приложении N 2 к приказу МНС России от 01.03.2002 N БГ-3-05/49, далее - Порядок заполнения расчета по авансовым платежам по ЕСН).

Согласно положениям раздела II Инструкции N 121 средняя численность работников организации за какой-либо период (месяц, квартал, с начала года, год) складывается из трех составляющих:

Среднесписочной численности работников;

Средней численности внешних совместителей;

Средней численности работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Средняя численность работников показывается в целых единицах.

Согласно п. 5.1 Инструкции N 121 среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля - по 28-е или 29-е число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

При этом численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности работников списочного состава за рабочий день, предшествовавший выходным и праздничным (нерабочим) дням.

Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора (контракта).

Основными унифицированными формами первичной документации по учету труда и его оплаты являются приказы (распоряжения) о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора (контракта) (формы N Т-1, Т-5, Т-6, Т-8), личная карточка (форма N Т-2), табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (форма N Т-12), табель учета использования рабочего времени (форма N Т-13), расчетно-платежная ведомость (форма N Т-49) и другие документы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26.

Среднесписочная численность работников за период с начала года по отчетный месяц включительно определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный месяц включительно, и деления полученной суммы на число месяцев работы организации за период с начала года, то есть, соответственно, на 2, 3, 4 и т.д. (п. 5.7 Инструкции N 121).

Согласно п. 6 Инструкции N 121 средняя численность внешних совместителей исчисляется в соответствии с порядком определения средней численности лиц, работавших неполное рабочее время, изложенным в п. 5.4 Инструкции N 121.

Согласно п. 7 Инструкции N 121 средняя численность работников, выполнявших работу по до- говорам гражданско-правового характера, за месяц исчисляется по методологии определения среднесписочной численности. Эти работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы в течение всего срока действия этого договора. За выходной или праздничный (нерабочий) день принимается численность работников за предшествующий рабочий день.

Средняя численность работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, за период с начала года и год в целом определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев, то есть на 3, 4, 5... 12.

Если работник, состоящий в списочном составе, заключил договор гражданско-правового характера с этой же организацией, он не включается в среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Пункт 4 алгоритма.

Определить общую сумму налоговых баз по ЕСН (в части, уплачиваемой в федеральный бюджет) всех физических лиц, которым организация производила начисления с января по месяц, за который производится расчет (включительно).

При расчете учитываются налоговые базы всех физических лиц, которым производились начисления за указанный период, независимо от продолжительности их работы в организации.

В расчет принимаются налоговые базы, определенные в соответствии со ст. 237 НК РФ.

Повторим, что согласно Порядку заполнения расчета по авансовым платежам по ЕСН вознаграждения, выплачиваемые по авторским договорам, а также численность авторов в расчет условия на право применения регрессивных ставок ЕСН не включаются.

При этом по расчету условия на право применения регрессивных ставок ЕСН организация имеет право на применение регрессивных ставок налога, и оно распространяется на выплаты гонораров авторам, превышающие 100 000 руб. нарастающим итогом с начала года.

Пункт 5 алгоритма.

Определить количество работников (), имевших наибольшие по размеру доходы за период с начала года по соответствующий месяц последнего квартала отчетного периода включительно.

Согласно п. 2 ст. 241 НК РФ при расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

Следовательно, если средняя численность работников, определенная в п. 3 алгоритма, меньше 30 человек, то определяемое количество работников (согласно п. 2 ст. 241 НК РФ) рассчитывается по формуле:

Где - количество работников (имеющих наибольшие по величине налоговые базы), налоговые базы которых не будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника;

Средняя численность работников, определенная в п. 3 алгоритма.

Если же средняя численность работников, определенная в п. 3 алгоритма, больше или равна 30, то определяемое количество работников (согласно п. 2 ст. 241 НК РФ) рассчитывается по формуле:

Если в результате расчета получилось дробное число, его нужно округлить по правилам округления до целых единиц.

Полученное в результате число будет равно количеству работников с максимальными общими суммами выплат, налоговые базы которых не будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника.

Пункт 6 алгоритма.

Выбрать работников (в количестве, определенном в п. 5 алгоритма), имеющих наибольшие по величине налоговые базы по ЕСН (в части, уплачиваемой в федеральный бюджет), рассчитанные нарастающим итогом с начала года по расчетный месяц (включительно), и найти общую сумму налоговых баз этих работников.

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что в расчет принимаются налоговые базы, определенные в соответствии со ст. 237 НК РФ.

Если организация ведет установленный п. 4 ст. 243 НК РФ учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм ЕСН, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты с применением формы индивидуальной карточки учета, утвержденной приказом МНС России от 21.02.2002 N БГ-3-05/91, то значение указанных налоговых баз можно узнать из графы 6 "Налоговая база/По единому социальн. налогу в федер. бюджет и фонды ОМС, страховым взносам в ПФР" (подстрока "за месяц" строки с названием месяца, за который производится расчет).

Пункт 7 алгоритма.

Определить сумму налоговых баз работников, которые будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника.

Для этого из суммы, полученной при выполнении п. 4 алгоритма, вычитаем сумму, полученную при выполнении п. 6 алгоритма.

Пункт 8 алгоритма.

Определить величину налоговой базы в среднем на одного работника, приходящуюся на один месяц (за истекшие месяцы налогового периода).

Налоговая база в среднем на одного работника, приходящаяся на один месяц, рассчитывается по формуле:

Где - величина налоговой базы в среднем на одного работника, приходящаяся на один месяц (за истекшие месяцы налогового периода);

Рассчитанная в п. 7 алгоритма сумма налоговых баз работников, которые будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника;

Средняя численность работников, определенная в п. 3 алгоритма;

Количество работников (имеющих наибольшие по величине налоговые базы), налоговые базы которых не будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника. Расчет значения производился в п. 5 алгоритма;

Количество месяцев, истекших в налоговом периоде или, другими словами, порядковый номер месяца, за который производится расчет (для января это будет 1, для февраля - 2, для марта - 3 и т.д.).

Пункт 9 алгоритма.

Сравнить величину налоговой базы в среднем на одного работника (определенную в п. 8 алгоритма) с суммой 2500 руб.

Если величина налоговой базы в среднем на одного работника меньше 2500 руб., то необходимо перейти к п. 11 алгоритма.

Если величина налоговой базы в среднем на одного работника больше или равна 2500 руб., то следует перейти к п. 10 алгоритма.

Пункт 10 алгоритма.

По итогам месяца организация имеет право применять регрессивную шкалу.

Необходимо перейти к п. 12 алгоритма.

Пункт 11 алгоритма.

По итогам месяца организация не имеет права применять регрессивную шкалу и теряет это право до конца налогового периода (то есть до конца года).

Расчет налога производится по максимальным ставкам независимо от величины налоговой базы.

Пункт 12 алгоритма.

Конец алгоритма.

Теперь рассмотрим применение приведенного алгоритма на примере.

Пример. Определение права применять регрессивную шкалу ставок ЕСН и тарифов по взносам в ПФР.

Начиная с 1 января 2002 года в ООО "Облачко" числится шесть человек. С 4 февраля 2002 года на работу принят еще один сотрудник. Со всеми работниками заключены трудовые договоры, согласно которым им установлен полный рабочий день.

Налоговые базы по ЕСН (в части, уплачиваемой в федеральный бюджет) всех сотрудников представлены в табл. 1.

Необходимо определить: имеет ли право организация применять регрессивную шкалу ставок по ЕСН и тарифов по взносам в ПФР в марте 2002 года.

Таблица 1

Налоговые базы по ЕСН работников ООО "Облачко", используемые в расчете при определении возможности применять регрессивную шкалу ставок

Табельный номер работника

Налоговая база по ЕСН в части, уплачиваемой в федеральный бюджет

январь 2002 года

февраль 2002 года

март 2002 года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

Итак, для возможности использовать регрессивную шкалу по итогам какого-либо месяца необходимо, чтобы установленные НК РФ условия, дающие право на применение этой шкалы, выполнялись в каждом месяце периода с начала года по текущий месяц (включительно).

Таким образом, необходимо проверить выполнение этих условий для ООО "Облачко" в январе, феврале и марте 2002 года.

Определение права использования регрессивной шкалы ставок налога по итогам января 2002 года

Пункт 1 алгоритма.

Месяц, за который производится проверка права применять регрессивную шкалу, - январь?

"Да". Переходим к п. 3 алгоритма.

Пункт 3 алгоритма.

Определить среднюю численность работников организации за период с января по месяц, за который производится расчет (включительно).

Иными словами, необходимо определить среднюю численность работников организации за январь.

В ООО "Облачко" за рассматриваемый период не работали внешние совместители, а также не было работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера. Поэтому средняя численность работников организации будет равна среднесписочной численности основных работников, работающих по трудовым договорам.

С 1 января 2002 года в организации числилось пять работников, то есть за каждый день января списочная численность работников организации составляет пять человек (см. табл. 2).

Таблица 2

Списочная численность работников ООО "Облачко" за январь - март 2002 года

январь

февраль

Списочная численность, чел.

Списочная численность, чел.

Списочная численность, чел.

Уровень развития и функционирования государства во многом зависит от наполнения доходной части бюджета, основным источником которой являются налоги. Налоговая система – мощный экономический регулятором в условиях рыночных отношений. От эффективности данной системы зависит благополучие всего государства. Существует четыре системы соотношений налоговых ставок к доходу: пропорциональная, равная, прогрессивная и регрессивная системы налогообложения.

Мировая практика

В наиболее развитых странах общество принимает оплату сборов, как нечто вполне естественное. Однако существует определенная грань между посильной и чрезмерной нагрузкой на бизнес и население, которую переходить нельзя.

Методы для регулирования налогообложения в мировой практике

  1. Равный. Вариант примитивный и самый простой, но не в полном объеме учитывает интересы малоимущих граждан страны. Такой метод используется в Японии. Суммы налоговых платежей равны для всех жителей государства независимо от их платежеспособности.
  2. Пропорциональный. Ставка одинакова для всех, сумма зависит от базы налогообложения. В России при расчете множества платежей применяется данный метод. Такой способ в большей степени бьет по карману среднестатистических плательщиков по сравнению с состоятельными гражданами. Нагрузка на свободный доход довольно высокая.
  3. Прогрессивный. Такой метод прост и понятен – платит больше тот, кто зарабатывает много. В Новой Зеландии применяется прогрессивный метод начисления подоходного налога. В этой стране хорошо развиты социальное обеспечение населения, бесплатное образование и качественное медицинское обслуживание. Такой метод имеет самую высокую поддержку среди граждан, и выглядит вполне справедливо: с увеличением дохода растет и ставка налога. Однако не во всех государствах он эффективен и нередко провоцирует уклонение от налогов: в странах, применяющих прогрессивную схему, бизнесмены выводят свои доходы из-под налогообложения путем перевода бизнеса в другие страны, тем самым сокращая налоговые поступления в бюджет родной страны.
  4. Регрессивный. На первый взгляд формула расчета кажется необъективной: большие обязательные отчисления в бюджет при меньших доходах. Однако регрессивное налогообложение показывает, что богатство можно декларировать. В результате увеличения прибыли понижается коэффициент сбора. Регрессивный метод порой дает больший эффект, чем прогрессивный.

Плюсы и минусы регрессивного налогообложения

Этот вариант начисления платежей до достижения определенного размера дохода можно рассматривать как пропорциональный или прогрессивный, но затем вместо увеличения ставка налога по мере роста дохода снижается.

В чистом виде регрессивная шкала налогообложения встречается в современной мировой экономике очень редко. Однако в Российской Федерации начиная с 2001 года единый социальный налог (сейчас – страховые взносы) рассчитывается по данной схеме. Снижение ставки взносов при увеличении расходов на фонд оплаты труда направлено на выведение из тени заработной платы, сокращение выплаты дохода «в конвертах».

Так, например, в 2018 году лимит по взносам на обязательное социальное страхование составит 755 000 руб. (в 2016 году он был равен 718 000 руб.), а предельная база по пенсионным взносам в 2018 году – 876 000 руб. (в 2016 году – 796 000 руб.); медицинские взносы в 2018 году придется платить со всех выплат, как и в 2016 году. При этом необходимо отслеживать совокупный доход каждого работника.

К регрессивным можно отнести и косвенные налоги (акциз, НДС, пошлина), если рассматривать не номинальную ставку, а экономическую, то есть отношение суммы перечисленного налога к общей сумме дохода. Акцизный сбор устанавливается в отношении отдельных товаров массового потребления и зависит от вида товара. НДС добавляется к цене товара на всех этапах – от производства до реализации. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС в соответствии со ст. 171 Налогового кодекса РФ, что доказывает отнесение этого вида налога к регрессивному. А, например, в суде государственная пошлина на подачу заявления зависит от размеров имущественных требований истца.

Так как вся нагрузка по косвенным платежам ложится непосредственно на носителя (конечного потребителя), их бремя будет выше для той части населения, доход у которой меньше.

Напрямую о применении регрессивного вида налогообложения в российском законодательстве не говорится. А обратившись к мировому опыту, нельзя сделать однозначный вывод о положительных либо отрицательных моментах данного подхода. В целом большинству указанная система кажется несправедливой.

Ведь получается, что при таком виде налогообложения гражданин, имеющий меньшие доходы, в процентном выражении платит больше гражданина с большими доходами. Так, например, еще австрийский экономист Карл Менгер (1840-1921) – основатель «австрийской школы» маржинализма – в своей книге «Основания учения о народном хозяйстве» писал, что N-ная сумма денег для бедного дороже, чем для богатого.

Но рассмотрим в качестве примера расчет страховых взносов.

В 2018 году замдиректора ООО «Альфа» Иванов П.С. получал заработную плату в размере оклада 90 000 руб. В августе 2018 года его совокупный доход за год достиг 720 000 руб.

Бухгалтер Петрова С.И. на зарплату Иванова за период с января по октябрь начислила следующие взносы (для наглядности для расчета принимаем взносы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, без учета Фонда медицинского страхования):

в Пенсионный фонд

720 000 х 22% = 158 400 руб.

720 000 х 2,9% = 20 880 руб.

За этот же период с заработной платы бухгалтера Петровой С.И., имеющей оклад 30 000 руб., доход которой достиг 300 000 руб., было начислено взносов:

в Пенсионный фонд

240 000 х 22% = 52 800 руб.

и в Фонд социального страхования

240 000 х 2,9% = 6 960 руб.

За весь 2018 год эти работники получили доход: Иванов – 1 080 000 руб. и Петрова – 360 000 руб.

Тогда годовые взносы с зарплаты Петровой при общей ставке 24,9% (т.е. 22% + 2,9%) составят:

в Пенсионный фонд

360 000 х 22% = 79 200руб.

и в фонд социального страхования

360 000 х 2,9% = 10 440 руб.

Годовые же взносы с зарплаты Иванова составят:

в Пенсионный фонд

876 000 х 22% + (1 080 000 – 876 000) х 10% = 213 120 руб.

и в Фонд социального страхования

755 000 х 2,9% = 21 895 руб.

Итого 213 120 + 21 895 = 235 015 руб., что в процентном выражении от совокупного годового дохода Иванова составит

235 015: 1 080 000 х 100% = 21,76%

Следовательно, в процентном выражении налоговая нагрузка на организацию при регрессивном налогообложении ниже.

Но бухгалтер Петрова будет обижаться и думать о несправедливости жизни: «Этот замдиректора получает больше зарплаты, чем я; так и взносы в процентах гораздо ниже, чем начисленные на мою зарплату!».

Итак, регрессивный метод нельзя назвать однозначно полезным или вредным для налогоплательщиков, но для экономии на процентной ставке он стимулирует граждан зарабатывать больше.

Таким образом, сокращая долю налогов и тем самым уменьшая налоговое бремя при применении регрессивной шкалы налогообложения по социальным взносам, Россия добилась снижения коррупционной составляющей, вывода «из тени» выплат зарплаты работникам, роста наполнения бюджета: поступления от этой статьи доходов в % от ВВП составили в 2014 году 6,46%, а в 2015 году – 6,96%.

Налоги – регрессивная шкала налогообложения: Видео

В нашем государстве все организации и частные лица должны в обязательном порядке платить налоги. Налоги бывают разных видов - косвенные, прямые, подоходные и аккордные. каждый месяц платят государству граждане, которые работают официально. Его размер составляет 13% от суммы заработка. В свою очередь этот вид налогообложения делится на три подвида – пропорциональный, регрессивный и прогрессивный. В этой статье речь пойдет именно о регрессивном налогообложении.

Что это такое

– это схема, согласно которой увеличивается облагаемый доход, и, при этом, уменьшаются ставки на налоги. В жизни такую систему можно встретить крайне редко, только что разве при социальном налогообложении. Иногда она встречается при акцизных сборах, таможенных пошлинах. Стоит упомянуть здесь и косвенных налогах. Они представлены в виде наценок на услуги и продукцию. Конечный потребитель, приобретая в магазине тот или иной товар, сам того не подозревая, платит косвенный . Регрессивные налоги напрямую связаны со всеми гражданами государства. Таким образом, чем больше мы будем приобретать товаров, тем меньше будет размер налога. Эта система «играет на руку» только богатым гражданам, а бедные люди платят больше налогов. Например, при сумме налога в одну тысячу рублей, человек с зарплатой в 50 тыс. рублей будет платить налог в 2%. При этих же условиях человек с зарплатой в 6 тыс. рублей будет отдавать уже 17% на налог.

Этот метод налогообложения заставляет людей стремиться получать большую зарплату, мотивирует более успешных сотрудников. Регрессивные налоги применяются в судебных инстанциях для начисления на госпошлины в имущественных целях.

Регрессивная шкала для ЕСН

Единый социальный налог (ЕСН) – это налог, который уплачивают все работающие граждане нашей страны на социальное, страховое, пенсионное и медицинское обеспечение. Его исчисляют именно по регрессивной шкале. Это говорит о том, что при большей сумме выплат будет понижаться сама ставка налога. Ставка ЕСН определяется размером налоговой базы и категориями налогоплательщиков. Предусмотрены такие категории граждан, которые имеют право платить налоги по пониженным тарифам. К ним относят сельскохозяйственных производителей товаров, народы крайнего Севера, представителей художественных промыслов.

Чтобы верно рассчитывать страховые взносы, нужно отнести плательщиков к разным группам по возрасту. Страховые взносы, предназначенные для накопительной и страховой части пенсии, в итоге будут суммированы. Компании-работодатели также подсчитывают суммы налогов по всем своим сотрудникам для перечисления их в на накопительную часть пенсии. Из накопительной системы начисления пенсии исключены люди, рожденные в 1966 году и раньше. Специально для них разработана иная система.


Регрессивные ставки применяются к налоговым выплатам, которые больше ста тысяч рублей в совокупности. Этой шкалой работодатель может пользоваться, даже если у него в штате всего один сотрудник. Если компания платит ЕСН по самой большой ставке регрессивной шкалы, то по налогу на будет уменьшена. Работодателю нужно постоянно пересчитывать налог по этой шкале, вносить уточнения в декларации и следить за своими обязательствами по выплате налога на доход. Так как при использовании регрессивной шкалы нужно каждый месяц заново исчислять налог, это усложнило жизнь, как налоговым органам, так и самим плательщикам. Если у компании есть филиалы или дополнительные отделения, то рассчитывать налог по регрессивной шкале будет еще сложнее. Поэтому сегодня практически все компании отказались от применения регрессивной ставки.

Сегодня регрессивную шкалу налоговых ставок используют в суммах от 280 001 рубля. Если эта сумма будет меньше, то работодателю нужно будет переходить к оплате ЕСН по заниженной ставке. Пониженные ставки налогов и отдельная регрессивная шкала предусмотрены для компаний, работающих в сфере IT-технологий. Для них пониженную ставку налогообложения государство разрешило применять от 75 тыс. рублей. Чтобы пользоваться данной шкалой, фирма обязана соответствовать некоторым требованиям. Она должна иметь государственную аккредитацию, получать от продажи компьютерных программ более 90 процентов своей прибыли. В ее штате должно трудиться более пятидесяти человек. Если в течение девяти месяцев эти показатели соблюдены, то фирме разрешено перейти на пониженную ставку налогообложения. Пользоваться таким преимуществом под силу только большим IT-корпорациям, которые работают с иностранными заказчиками.

Вывод

В нашей стране не перестают утихать споры о том, какие же суммы налогов должны платить те или иные категории налогоплательщиков. Многих граждан не устраивает тот факт, что богатые люди платят меньшие суммы налогов, чем малообеспеченные лица. Чтобы избежать подобных споров, правительство России должно одинаково заботиться обо всех категориях граждан. Только когда власти определят оптимальный размер налогов для каждого жителя. Что бы ни произошло и что бы ни изменилось в стране, каждый человек должен обязательно платить причитающиеся ему налоги. В ответ на это государство предоставляет нам много возможностей. Среди них государственное лечение, начальное, среднее и высшее образование, и другие услуги. Для качественной работы всех этих механизмов нужны финансовые ресурсы, формируемые за счет налогов. Обязанность всех налогоплательщиков – вовремя погашать свои обязательства перед государством и не уклоняться от них. Напомним, что за уклонение от оплаты налогов в нашей стране предусмотрена уголовная ответственность.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш