Государственное регулирование и управление в сфере экономики. Государственное регулирование в сфере экономики. Органы управления экономикой

Государственное управление экономикой это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к экономике (например, охрана природных богатств). Главная задача государственного управления в экономической сфере - обеспечение роста материального производства, продукции. В конечном счете это делается для обеспечения потребностей людей, хотя распределение общественного продукта между ними и их группами может быть самым разным, есть богатые и бедные граждане. Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов (обеспечение пропорциональности хозяйства, повышение эффектив-ности производства и услуг при меньших затратах и т.д.). Это достигается различными методами, в том числе экономическими (например, создание государством льгот для некоторых отраслей, в результате чего капитал перетекает туда, в этих отраслях растет производство) и административными (властными) методами (выдача и отказ в выдаче лицензий, требования к производителям, например сертификация продукции, и т.д.). Властные методы неодинаковы по отношению

к подчиненным и неподчиненным государственным органам объектам управления (предприятиям, учреждениям и др.). По отношению к подчиненным объектам у государства больше возможностей для использования административных (командных) методов.

В Российской Федерации управление экономикой и основа этого - управление собственностью разделены в предметном и функциональном плане. В предметном плане федеральной собственностью (предприятиями, учреждениями, участками земли, принадлежащими Федерации, и т.д.) управляют федеральные органы (например, органы федеральных министерств), собственностью субъектов РФ - их органы. Муниципальной собственностью (она не является государственной) управляют органы муниципальных образований. В функциональном плане управление экономикой связано с профилем деятельности различных федеральных министерств, департаментов в субъектах федерации, специализированных отделов администрации в муниципальных образованиях (в сфере промышленности, сельского хозяйства и т.д.). Отделы администрации муниципальных образований осуществляют не государственное, а муниципальное функциональное управление.

Высшими федеральными органами государственного управления в сфере экономики являются парламент, Президент РФ, Правительство РФ, центральными органами отраслевого управления - министерства РФ и автономные ведомства, не входящие в состав министерств РФ (например, министерства промышленности и энергетики сельского хозяйства, финансов, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральная служба по тарифам), а также многие федеральные службы и агентства, входящие в состав министерств.

Парламент осуществляет управление экономикой прежде всего путем целенолагания. Он определяет общую стратегию экономического развития и устанавливает параметры экономической деятельности на год, принимая ежегодный государственный бюджет (роспись доходов и расходов государства) и отчет о его исполнении. Главным способом управления является принятие законов (гражданский, земельный, водный, налоговый, бюджетный кодексы, законы о порядке разрешения коллективных трудовых конфликтов на предприятиях, о недрах, о животном и растительном мире, о континентальном шельфе и его использовании, о морских экономических зонах и т.д.). В законах, которые не относятся непосредственно к экономике, также имеются нормы экономического характера (например, ответственность в уголовном праве за хищение или порчу государственного имущества). Законы за редчайшими исключениями имеют общенормативный характер, хотя в редких случаях издаются и частные законы (например,

Федеральный закон от 2 января 2000 г. «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции на Ванкорском газонефтяном месторождении» (в Красноярском крае).

С экономическими вопросами связаны многие другие формы деятельности парламента. Парламентарии заслушивают отчеты (в России - информацию) соответствующих министров на пленарных заседаниях и на заседаниях постоянных комитетов, вправе задавать им вопросы. Комитеты парламента организуют парламентские слушания, в том числе по вопросам экономики, с цепью привлечь внимание общества к проблемам, имеющим важное общественное значение, Счетная палата, создаваемая парламентом, проверяет расходы государственного бюджета и т.д.

Глава государства, если он обладает реальными полномочиями (монарх в абсолютных и дуалистических республиках, президент в президентской, президентско-парламентарной и парламентарно-президентско!! республиках) тоже участвует в управлении экономикой. В России Президент создает министерства и ведомства, в том числе занимающиеся вопросами экономики, осуществляет дополнительное (в дополнение к законам) регулирование экономических отношений. Глава государства заслушивает доклады министров, дает им указания и советы (в том числе по экономическим вопросам), издает множество распоряжений частного характера (например, о передаче тех или иных предприятий из федерального подчинения в подчинение субъектов РФ). Президент РФ посещает с инспекционными поездками различ-ные районы страны, знакомится с экономическим положением и иногда на месте принимает необходимые решения. По результатам таких поездок принимаются и решения Правительства РФ.

Экономическими и связанными с экономикой министерствами и ведомствами руководит Правительство РФ (а не Президент РФ. который осуществляет непосредственное руководство главным образом «силовыми» министерствами и ведомствами). Правительство РФ вносит на заседание парламента основные законопроекты экономического характера (проект государственного бюджета может предлагать только правительство). Законопроекты, касающиеся доходов или законности расходов государственного бюджета, внесенные парламентариями, обязательно до их обсуждения в парламенте должны иметь за ключение правительства. Правительство РФ утверждает положения о тех министерствах и ведомствах, которыми оно руководит.

Соответствующие министерства и ведомства занимаются оперативным управлением подчиненными им предприятиями и учреждениями, регулируют деятельность в соответствующей сфере иногда не-

зависимо от подчиненности (например, устанавливают правила производства некоторых товаров, нормы труда, тарифы).

Органы субъектов РФ (законодательные органы, главы администраций, правительства), министерства, департаменты, другие отраслевые органы выполняют приблизительно те же задачи по государственному управлению экономикой, что и соответствующие федеральные органы, но в рамках субъекта РФ. Они исполняют законы Федерации, принятые по предметам исключительного ведения Федерации в сфере экономики, действуют в соответствии с федеральными законами в со-вместной сфере предметов ведения или самостоятельно (если определенные вопросы экономического регулирования отнесены к исключительному ведению субъектов).

Местные органы государства - отделы и управления соответствующих министерств на местах участвуют в управлении экономикой на территории данной административно-территориальной единицы (муниципального образования), но только в отношении подчиненных им объектов (например, предприятий связи) или только в функциональном плане (например, устанавливая тарифы на электроэнергию, газоснабжение или осуществляя финансовый контроль за применением соответствующего законодательства), а муниципальными объектами экономики управляют муниципальные органы. Органы местного самоуправления могут участвовать в государственном управлении экономикой, если им предоставлены определенные полномочия государственных органов (с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств).

Общие принципы управления экономикой относятся ко всей этой сфере, но ее отдельные отрасли имеют свои особенности. Они определяются положениями о соответствующих министерствах (ведомствах). Управление промышленностью и энергетикой осуществляет прежде всего Министерство промышленности и энергетики РФ, а также Министерство экономического развития и торговли, автономные (не входящие в состав министерств) федеральные службы по тарифам, антимонопольная служба, Федеральное агентство по атомной энергии. Министерство промышленности и энергетики РФ призвано проводить единую государственную политику в сфере металлургической, химической, биотехнологической, легкой, медицинской, машиностроительной, лесной, оборонной и некоторых других отраслей. Поскольку в управлении некоторыми из этих сфер могут участвовать другие ведомства (например Министерство природных ресурсов РФ), Министерство промышленности и энергетики РФ является в этих отраслях координирующим органом. Оно осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию в

автомобильной, станкостроительной, электротехнической промышленности, сельскохозяйственного, транспортного, тяжелого машиностроения, участвует в разработке государственного оборонного заказа, организует работу по стандартизации продукции подведомственных отраслей. Оно занимается строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, выдает лицензии на предпринимательскую деятельность в сфере промышленности.

Министерство промышленности и энергетики РФ осуществляет руководство топливно-энергетическим комплексом. Оно координирует деятельность предприятий электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, торфяной промышленности, снабжение газом, деятельность магистральных продук гопрово- дов энергетического сырья, обеспечивает потребности народного хозяйства и населения в различных видах энергии, следит за их рациональным использованием, осуществляет надзор по предупреждению загрязнений среды топливом и его отходами, заботится об охране недр и природных богатств, взаимодействуя в этих отношениях с Министерством природных ресурсов РФ, с другими министерствами и ведомствами. Оно регулирует деятельность естественных монополий (Газпром, РАО ЕЭС и др.) в топливно-энергетическом комплексе.

Министерствожономическогоразвитияи торговли РФуправляет подчиненными ему предприятиями и другим федеральным имуществом, государственными резервам, руководит таможенной службой, ведет кадастр объектов недвижимости. Оно проводит единую государственную политику в сфере экономики и торговли, разрабатывает перспективные прогнозы развития экономики.

Федеральное агентство по атомной энергии проводит государственную политики" в данной отрасти, осуществляет государственное управление по использованию атомной энергии, занимается вопросами утилизации и безопасности ядерных отходов. В число его задач входит обеспечение безопасности предприятий ядерного комплекса, оно контролирует меры по гражданской обороне ядерного комплекса. В его подчинении находятся специальные воинские формирования.

В управлении промышленностью и энергетикой участвуют другие федеральные министерства и ведомства, координирующие свою деятельность с основными органами управления в этой сфере.

Органы министерств и ведомств, осуществляющих руководство промышленностью и энергетикой, их должностные лица занимаются также промышленным (горным и др.) и энергетическим надзором они вправе давать указания об устранении нарушений, об отстранении от работы нарушителей, составлять протоколы о нарушениях и подвергать виновных административным наказаниям (это право пре-

доставлено тоько определенным должностным лицам, указанным в соответствующих приказах министерства, согласованных с Министерством юстиции РФ)1. Органы министерства промышленности и энергетики при установлении грубых нарушений вправе давать предприятиям, организациям, учреждениям указания о немедленном от-ключении энергетических и тепловых установок (но не вправе сами отключать их)2. Такие же права имеют должностные лица некоторых других министерств, в ведении которых находятся соответствующие установки (министерства экономического развития и торговли, природных ресурсов, сельского хозяйства и др.). Общие положения о праве министерств (их органов, служб) выдавать лицензии на предпринимательскую деятельность (производство, торговля, услуги и др.), о праве осуществлять соответствующий надзор, непосредственно руководить подведомственными предприятиями, учеждениями относятся также к другим министерствам и ведомствам, и ниже мы не будем повторять этого.

Управление сельским хозяйством и в целом агропромышленным комплексом, который включает производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку, переработку и хранение, в результате реформ коренным образом изменилось. Сейчас в сельском хозяйстве России сложилось многообразие форм собственности, существуют государственный, кооперативный (в том числе) производственно-коллективный, акционерный, фермерский и мелкотоварный секторы. Прежние колхозы и совхозы (госхозы) сохранились в ряде местностей, но они теперь имеют другую организацию и не определяют формы хозяйственных отношений на земле.

Основную роль в механизме государственного управления агро-промышленным комплексом в России играет Министерство сельского хозяйства РФ. Оно должно проводить государственную политику в агропромышленном комплексе, в продовольственном обеспечении страны и координировать в этой сфере деятельность других органов власти. Министерство (его агентства) управляет государственными объектами, включая мукомольно-крупяную, комбикормовую, хлебопекарную промышленность, элеваторы. Оно разрабатывает государст-

венную политику в области сельского хозяйства (на основе этих разработок принимаются законы, указы Президента, постановления Правительства РФ), в сфере аграрных преобразований, заботится о продовольственных ресурсах, создает организационно- технические условия для функционирования в сельском хозяйстве разных секторов и их интеграции, развивает предпринимательство, заботится об охране окружающей среды в связи с деятельностью предприятий агропромышленного комплекса. Министерство участвует в разработке ценового регулирования в своей отрасли, оказывает поддержку сельскохозяйственный производителя» В его подчинении крупные производственные объединения («Рязанский картофель». «Росхлебнродукт», Российская корпорация но виноградарству и винодельческой промышленности и др.), контрольные пакеты акций которых находятся в федеральной собственности. В субъектах РФ действуют управления, комитеты, министерства сельского хозяйства.

На Министерство сельского хозяйства РФ возложен ветеринарный и фитосанитарный надзор (фито - греч.phi ton - растение). Оно (его службы, агентства) выдает лицензии на промышленное рыболовство, осуществляет контроль за ним, общее руководство деятельностью государственных администрации морских и речных рыбных портов.

В сфере экономики важное значение имеет строительная индустрия. В настоящее время в России нет единого федерального органа исполнительной власти, в руках которого было бы сосредоточено все управление строительством. Его ведут органы отраслевого и межотраслевого управления, а жилищно-коммунальное строительство находится преимущественно в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления. Федеральное агентство по строительству и жилищнокоммунальному хозяйству руководит непосредственно лишь некоторыми строительными работами, но главным образом выполняет коор- динационньге задачи в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, проводит экспертизу проектов по строительству и дает заключения, осуществляет государственный контроль в архитектурно-строительной области, утверждает уставы федеральных государственных предприятий, занимающихся строительством, осуществляет лицензирование в области производства строительных материалов и архитектурной деятельности, а также инспекционный надзор за качеством строительства, за соответствием стандартам.

Агентство вправе приостанавливать строительство, приемку построенных объектов, выпуск строительных материалов при выявлении нарушений действующих норм и стандартов. В ведении агентства находятся унитарные государственные и казенные федеральные предприятия по строите.аьст-

ву и производству строительных материалов. Оно отвечает также за проведение государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве, разрабатывает стандарты строительства, капитального ремонта, реконструкции жилищно-коммунального комплекса, контролирует соблюдение жилищного законодательства и сохранность жилого фонда, инспектирует качество жилищно-коммунального обслуживания, занимается межотраслевой координацией по вопросам теплоснабжения, снабжения энергией, водой, благоустройства, дорожного строительства, оно координирует деятельность органов, занимающихся муниципальным жилищным хозяйством.

Транспорт, дороги, связь обеспечивают коммуникативную деятельность в обществе. В ведении Российской Федерации находятся важнейшие объекты транспорта, пути сообщения и связь. Федеральные органы играют главную роль в управлении коммуникационными системами, субъекты РФ организуют развитие автотранспорта общего пользования, телефонной связи на своей территории.

Транспортный комплекс включает железнодорожный, авиационный, морской, речной, автомобильный транспорт (нефте- и газопроводы находятся в ведении соответствующих министерств). Транспортные службы, их руководители обычно вправе в соответствии с законом возбуждать административные дела о транспортных нарушениях, совершенных физическими и юридическими лицами (составлять протоколы), а в определенных случаях также рассматривать их и налагать штрафы.

Общее руководство федеральными транспортными системами осуществляет Министерство транспорта РФ. В его составе находятся федеральное агентство воздушного транспорта, железнодорожного, морского и речного, дорожное агентство, Агентство геодезии и карто-графии (от греч. §е - земля - ёаюпш - разделяю, наука и практика разделения земной поверхности на части), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Железнодорожный транспорт относится к числу естественных мо-нополий, хотя в России начинают создаваться и частные железные дороги. Министерство транспорта РФ проводит единую государственную политику в этой сфере. Оно обеспечивает бесперебойное и безопасное функционирование железнодорожного транспорта, разрабатывает стандарты и нормы в этой сфере, руководит железнодорожным транспортом и примыкающими предприятиями, организует оперативное управление, утверждает графики движения поездов. Главным оперативным звеном этой системы является железная дорога (Московская, Пермская и др.). Это - государственное унитарное предприятие, действующее на началах экономической самостоятельности. Мини

стерство транспорта России устанавливает границы железных дорог и их отделений, утверждает их уставы; по согласованию с субъектами Федерации открывает или закрывает железнодорожные линии (вводит или отменяет маршруты поездов). Непосредственное управление хозяйственной деятельностью железных дорог, их предприятий осуществляет акционерное общество « Российские железные дороги», все акции которого принадлежат государегв\ (Правительству РФ).

Управление авиационным транспортом возложено на Федеральное агентство по воздушному транспорту, находящемуся в системе Министерства транспорта РФ. Оно обладает контрольными, разрешительными, регулирующими функциями по отношению к гражданской авиации (военная авиация вне его ведения), организует воздушное движение. В нем участвуют предприятия и организации независимо от формы собственности, юридические и физические лица, осуществляющие, обеспечивающие или обслуживающие процессы воздушной перевозки пассажиров и грузов (деловая авиация), авиаспорт, авиагу- ризм (любительская авиация). Авиационные службы регистрируют воздушные суда, аэропорты, организуют аэронавигационное и штурманское обеспечение полетов, проводят лицензирование и сертификацию предприятий и индивидуальных предпринимателей в сфере воздушных перевозок, утверждают авиационные правила, нормы и стандарты, осуществляют государственный надзор за безопасностью полетов (обеспечением безопасности полетов, организацией мер по недопущению терроризма на воздушном транспорте, в аэропортах занимаются также органы Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел РФ).

Учитывая особую важность соблюдения порядка и дисциплины пользователями воздушного транспорта, закон предоставляет органам исполнительной власти в области воздушного транспорта и их /должностным лицам (как и некоторым другим органам, действующим в сферах, где нарушения порядка особенно недопустимы) административные полномочия в отношении неподчиненных физических и юридических лиц. Эти органы (руководители, их заместители, руководители структурных подразделений) вправе рассматривать дела об административных нарушениях правил безопасности полетов и налагать на виновных штрафы. Что касается решения хозяйственных вопросов, внутреннего управления авиационным транспортом, то этим занимается администрация акционерных обществ - собственников воздушных судов. Среди них есть и акционрные компании со значительным государственным участием (государству принадлежат крупные пакеты акции, аэропорты и др.).

Государственное управление морским и речным транспортом осуществляет федеральное агентство с соответствующим названием. Оно формирует и реализует государственную транспортную политику в указанных отраслях, непосредственно управляет транспортными объектами федеральной собственности, организует регистрацию морских и речных судов, выдает лицензии юридическим лицам и отдельным предпринимателям, занимающимся перевозками, приостанавливает и аннулирует их, осуществляет контроль и государственный надзор (последним занимается специализированная Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, входящая в систему министерства и имеющая свои управления, отделы в субъектах РФ). При Минтрансе России действует Речной регистр, осуществляющий надзор за судами внутреннего и смешанного плавания (река - море). В сфере внутреннего водного транспорта созданы бассейновые управления водных путей (по бассейнам рек, внутренних морей, озер). Оперативным звеном системы управления водным транспортом являются морские и речные пароходства и порты.

Пассажирский городской и междугородный автомобильный транспорт, электротранспорт (трамвай, троллейбус) находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Они занимаются лицензированием, но общее положение о лицензировании этого транспорта разрабатывает Минтранс России, и оно вводится в действие после утверждения Правительством РФ.

К экономической сфере примыкают сети связи и вопросы экологии. Центральным органом государственного управления связью является Министерство информационных технологий и связи РФ. В его составе - Федеральное агентство по информационным технологиям (оно занимается технологиями, а массовыми коммуникациями ведает

агентство связи и Федеральная служба по надзору в сфере связи. Сеть связи - это комплекс технологически объединенных линий связи общего пользования (почта, телефон, телеграф и др.) и ведомственных сетей электросвязи (кроме связи внутри предприятий и учреждений). На них распространяется централизованное управление независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Министерство (его агентства) выдает лицензии, проводит сертификацию средств связи, издает и распространяет государственные знаки почтовой оплаты, координирует работу по приему и выдаче посылок, распространению печатных изданий, доставку пенсий и пособий, обеспечение телефонных переговоров, факса, телеграфа, проводит работу по информатизации общества, развитию компьютерной сети. Федеральная служба

по надзору осущетвляег надзор за соблюдением нормативных актов в сфере связи, хотя и агентства в какой-то степени занимаются вопросами контроля. В субъектах РФ создаются территориальные организации министерства, на местах - почтамты, почтовые отделения (в них сосредоточенатакжетелефонная и иная связь), есть специализированные организации по перевозке почты. Правительственной связью занимается особый департамент правительственной связи в составе Федерального агентства, а доставка документов особой важности и секретности осуществляется Государственной фельдъегерской службой, руководимой непосредственно Президентом РФ. Должностные лица Министерства информационных технологий и связи РФ вправе применять меры административной ответственности за нарушения в области связи (в соответствии с КоАП РФ). Перечень таких лиц и пределы их полномочий определяются приказом Министерства, согласованным с Министерством юстиции РФ

Управление в сфере экологии рассредоточено, многие функции в этой области берут на себя субъекты РФ. Исключительная сфера ведения Федерации - установление основ федеральной политики и федеральных программ экологического развития России. На федеральном уровне управленческие функции в области использования природных ресурсов (добыча, переработка и др.) осуществляет Министерство природных ресурсов РФ. В его составе федеральные агентства водных ресурсов, лесного хозяйства, по недропользованию и Федеральная служба по надзору в природопользовании. Министерство занимается охраной природной среды, осуществляет контроль за исполнением недропользователями и водопользователями условий лицензий, издает инструкции, правила, нормативно-технические документы в отношении природопользования, может ограничивать и запрещать использование определенных участков недр и вод. Его органы вправе налагать административные взыскания. Министерство имеет свои территориальные органы.

Специфическими приемами экологического контроля являются государственная экологическая экспертиза и мониторинг". Экспертизе подлежат планы застройки городов, комплексные схемы использования природных ресурсов. Отрицательное заключение влечет доработку документов, повторную экспертизу. Мониторинг - наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью. Его осуществляют различные органы, ведающие вопросами природопользования.

Экономическая сфера жизни общества неразрывно связана с финансами и кредитом. Единую финансовую политику определяет парламент, проводит ее правительство, а регулированием конкретных от

ношений занимаются прежде всего Министерство финансов РФ (оно обеспечивает проведение единой государственной политики в области финансов, разрабатывает ежегодный государственный бюджет), а также другие государственные органы, например, Центральный банк РФ, налоговые службы. Хотя в этой системе действуют субъекты различных форм собственности (например, частные банки), управление фи-нансами всегда централизованно.

К исключительному ведению Федерации относится финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. В совместном ведении Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в стране (ст. 71 и 72 Конституции РФ). Проведение единой финансовой и кредитной политики обеспечивает Правительство РФ. В субъектах РФ имеются министерства финансов (в республиках) или финансовые управления Министерства финансов РФ (в других субъектах РФ). По вопросам исключительных предметов ведения Федерации и по вопросам совместных полномочий они подчинены Министерству финансов РФ.

В составе Министерства финансов РФ находится ряд федеральных служб (налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу). Минфин России является, по существу, межотраслевым, координирующим органом государственного управления, через него проходят финансовые потоки. Правовая основа его деятельности - БК РФ. Министерство разрабатывает проект федерального бюджета, координирует деятельность федеральных исполнительных органов по обеспечению платежей в бюджет, осуществляет государственный финансовый контроль, участвует в формировании единой политики цен. Оно регистрирует выпуск ценных бумаг, выдает лицензии страховым компаниям, контролирует сделки с драгоценными материалами и камнями, устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета, по заявкам Центрального банка РФ организует изготовление денежных знаков, орденов и медалей, а также выполняет некоторые другие функции, связанные с денежным обращением. Нормативные правовые акты Минфина России, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ, обязательны к исполнению на всей территории РФ.

В составе Министерства финансов РФ действует Федеральное казначейство. Его территориальные органы в субъектах РФ, городах, районах составляют централизованную систему. Казначейство призвано направлять бюджетные финансовые потоки государству, предотвращая их длительную задержку в частных банках.

Важнейшими кредитными учреждениями во всех странах являются банки. Они обладают исключительным правом на привлечение вкладов, открытие счетов юридических и физических лиц, аккумуляцию средств и размещение их в различных сферах общества. Главное кредитное учреждение Центральный банк РФ - находится в федеральной собственности. Он регулирует денежное обращение: выпуск - эмиссию денежных знаков, изъятие их из обращения, покупку и продажу иностранной валюты, государственных ценных бумаг, установление курса рубля и др. Банк выдает и отзывает лицензии на совер-шение банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений, устанавливает документацию банков, осуществляет контроль за ними, при невыполнении его предписаний об устранении нарушений вправе требовать реорганизации коммерческих банков, замены их руководителей. Центральный банк РФ возглавляет его председатель, назначаемый по представлению Президента РФ Го-сударственной Думой. Он руководит коллегиальным органом Советом директоров.

Важнейшей частью финансовых потоков являются налоги. Это ос-новной источник доходной части бюджета. Поступление налогов, других обязательных платежей в бюджет государства обеспечивает Федеральная налоговая служба, находящаяся в составе Министерства финансов РФ. Ее органы (в том числе на местах) ведут учет налогоплательщиков (предприниматели обязаны подавать ежегодные декларации о своих доходах, на основе которых исчисляются налоги; для других граждан установлен единый 13%-ный налог). Они вправе проверять денежные документы в организациях, учреждениях, предприятиях независимо от их формы собственности, давать обязательные указания об устранении выявленных нарушений. Существовавшая ранее налоговая полиция (она занималась предупреждением и пресечением налоговых преступлений) упразднена, ее функции переданы Министерству внутренних дел РФ.

Федеральное казначейство проверяет денежные документы, налагает штрафы на банки, несвоевременно перечисляющие положенные средства в государственный бюджет. Контроль за своевременным исполнением государственного бюджета осуществляет Счетная палата, образуемая Федеральным Собранием. Применяется также независимый вневедомственный аудиторский контроль. Для аудиторской проверки иногда привлекают зарубежные специализированные фирмы. Подобная практика имеет место и в других странах,

  • § 3. Государственное управление в сфере социальных отношений
  • § 2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления
  • Государственное управление экономикой - это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к экономике (например, охрана природных богатств). Главная задача государственного управления в экономической сфере - обеспечение роста материального производства, продукции. В конечном счете это делается для обеспечения потребностей людей, хотя распределение общественного продукта между ними и их группами может быть самым разным, есть богатые и бедные граждане. Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов (обеспечение пропорциональности хозяйства, повышение эффективности производства и услуг при меньших затратах и т. д.). Это достигается различными методами, в том числе экономическими (например, создание государством льгот для некоторых отраслей, в результате чего капитал перетекает туда и в этих отраслях растет производство) и административными (властными) методами (выдача и отказ в выдаче лицензий, требования к производителям, например сертификация продукции, и т. д.). Властные методы неодинаковы по отношению к подчиненным и не подчиненным государственным органам объектам управления (предприятиям, учреждениям и др.). По отношению к подчиненным объектам у государства больше возможностей для использования административных (командных) методов.

    В Российской Федерации управление экономикой и основа этого - управление собственностью разделены в предметном и функциональном плане. В предметном плане федеральной собственностью (предприятиями, учреждениями, участками земли, принадлежащими Федерации, и т. д.) управляют федеральные органы (например, органы федеральных министерств), собственностью субъектов РФ - их органы, муниципальной собственностью (она не является государственной) - органы муниципальных образований. В функциональном плане управление экономикой связано с профилем деятельности различных федеральных министерств, департаментов в субъектах Федерации, специализированных отделов администрации в муниципальных образованиях (в сфере промышленности, сельского хозяйства и т. д.). Отделы администрации муниципальных образований осуществляют не государственное, а муниципальное функциональное управление.

    Высшими федеральными органами государственного управления в сфере экономики являются парламент, Президент РФ, Правительство РФ, центральными органами отраслевого управления - министерства РФ и автономные ведомства, не входящие в состав министерств РФ (например, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовому мониторингу), а также многие федеральные службы и агентства, входящие в состав министерств.

    Парламент осуществляет управление экономикой прежде всего путем целеполагания. Он определяет общую стратегию экономического развития и устанавливает параметры экономической деятельности на год, принимая ежегодный государственный бюджет (роспись доходов и расходов государства) и отчет о его исполнении. Главным способом управления является принятие законов (Гражданский, Земельный, Водный, Налоговый, Бюджетный кодексы, законы о порядке разрешения коллективных трудовых конфликтов на предприятиях, о недрах, о животном и растительном мире, о континентальном шельфе и его использовании, о морских экономических зонах и т. д.). В законах, которые не относятся непосредственно к экономике, также имеются нормы экономического характера (например, ответственность в уголовном праве за хищение или порчу государственного имущества). Законы имеют общенормативный характер, хотя в редких случаях издаются законы, регулирующие конкретные вопросы (например, Федеральный закон от 2 января 2000 г. «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Ванкорском газонефтяном месторождении)»).

    С экономическими вопросами связаны многие другие формы деятельности парламента. Парламентарии заслушивают отчеты Правительства и соответствующих министров на пленарных заседаниях и на заседаниях постоянных комитетов, вправе задавать им вопросы. Комитеты парламента организуют парламентские слушания, в том числе по вопросам экономики, с целью привлечь внимание общества к проблемам, имеющим важное общественное значение. Счетная палата, создаваемая парламентом, проверяет расходы государственного бюджета и т. д.

    Глава государства, если он обладает реальными полномочиями (монарх в абсолютных и дуалистических республиках, президент в президентской, президентско-парламентарной и парламентарно-президентской республиках), тоже активно участвует в управлении экономикой. В России Президент создает министерства и ведомства, в том числе занимающиеся вопросами экономики, осуществляет дополнительное (в дополнение к законам) регулирование экономических отношений. Глава государства заслушивает доклады министров, дает им указания и советы (в том числе по экономическим вопросам), издает множество распоряжений частного характера (например, о передаче тех или иных предприятий из федерального подчинения в подчинение субъектов РФ) . Президент РФ посещает с инспекционными поездками различные районы страны, знакомится с экономическим положением и иногда на месте принимает необходимые решения. По результатам таких поездок принимаются решения Правительства РФ. Президент РФ непосредственно руководит лишь отдельными службами и агентствами экономического характера (Федеральной службой по финансовому мониторингу, Главным управлением специальных программ и др.).

    Экономическими и связанными с экономикой министерствами и ведомствами непосредственно руководит Правительство РФ (а не Президент РФ, который осуществляет непосредственное руководство главным образом «силовыми» министерствами и ведомствами). Правительство РФ вносит на заседание парламента основные законопроекты экономического характера (проект государственного бюджета может предлагать только Правительство). Законопроекты, касающиеся доходов или законности расходов государственного бюджета, внесенные парламентариями, обязательно до их обсуждения в парламенте должны иметь заключение Правительства. Правительство РФ утверждает положения о тех министерствах и ведомствах, которыми оно руководит.

    Министерства и ведомства регулируют деятельность в соответствующей сфере иногда независимо от подчиненности (например, устанавливают общие правила производства некоторых товаров, нормы труда, тарифы, федеральные службы контролируют соблюдение законодательства).

    Органы субъектов РФ (законодательные органы, главы администраций, правительства), министерства, департаменты, другие отраслевые органы выполняют приблизительно те же задачи по государственному управлению экономикой, что и соответствующие федеральные органы, но в рамках субъекта РФ. Они исполняют законы Федерации, принятые по предметам исключительного ведения Федерации в сфере экономики, действуют в соответствии с федеральными законами в совместной сфере предметов ведения или самостоятельно (если определенные вопросы экономического регулирования отнесены к исключительному ведению субъектов).

    Местные органы государства - отделы и управления соответствующих министерств на местах участвуют в управлении экономикой на территории данной административно-территориальной единицы (муниципального образования), но только в отношении подчиненных им объектов (например, предприятий связи) или только в функциональном плане (например, осуществляя финансовый контроль за применением соответствующего законодательства), а муниципальными объектами экономики управляют муниципальные органы. Органы местного самоуправления могут участвовать в государственном управлении экономикой, если им предоставлены определенные полномочия государственных органов (с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств).

    Общие принципы управления экономикой относятся ко всей этой сфере, но ее отдельные отрасли имеют свои особенности. Они определяются положениями о соответствующих министерствах (ведомствах). Центральное место в системе отраслевого управления экономикой занимает Министерство экономического развития РФ. Управление промышленностью и торговлей осуществляет прежде всего Министерство промышленности и торговли РФ, некоторые другие министерства, имеющие в своем подчинении предприятия (например, Министерство энергетики РФ), автономные (не входящие в состав министерств) федеральные службы и агентства (по тарифам, антимонопольная служба и др.). Сельским хозяйством ведает Министерство сельского хозяйства РФ. В управлении некоторыми из этих сфер участвуют другие ведомства (например, Министерство природных ресурсов и экологии РФ). В составе министерств есть специализированные службы и агентства (например, Федеральное агентство по туризму в составе Министерства культуры РФ). Министерства и ведомства, действующие в сфере экономики, проводят единую государственную политику в данной сфере, осуществляют нормативное регулирование, разрабатывают перспективные планы развития экономики (это особая задача Министерства экономического развития РФ), управляют подчиненными объектами. Министерства, их органы выдают лицензии на предпринимательскую деятельность (большинством видов предпринимательской деятельности можно заниматься без лицензии, на основе регистрации). Органы министерств, действующих в сфере экономики, осуществляют надзор, вправе давать указания об устранении нарушений, об отстранении от работы нарушителей, в случаях грубых нарушений - указания о немедленном отключении энергетических и тепловых установок (но не вправе сами отключать их).

    Министерства и ведомства РФ, действующие в сфере экономики, руководят подчиненными им предприятиями, проводят единую государственную политику в сфере экономики, разрабатывают перспективные прогнозы развития экономики, выдают лицензии на предпринимательскую деятельность.

    Органы министерств и ведомств, осуществляющих руководство промышленностью и энергетикой, их должностные лица занимаются также надзором, они вправе давать указания об устранении нарушений, об отстранении от работы нарушителей, составлять протоколы о нарушениях и подвергать виновных административным наказаниям (это право предоставлено только определенным должностным лицам, указанным в соответствующих приказах министерства, согласованных с Министерством юстиции РФ) . Определенные должностные лица ряда министерств, в частности Министерства промышленности и торговли, Министерства энергетики, при установлении грубых нарушений вправе давать предприятиям, организациям, учреждениям указания о немедленном отключении энергетических и тепловых установок (но не вправе сами отключать их).

    Деятельность Министерства экономического развития РФ регулируется Положением о нем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437 (действует с 20 поправками, последние приняты в сентябре 2012 г.); этому Министерству переданы, в частности, вопросы таможенного тарифного регулирования и вопросы, связанные с присоединением России к Всемирной торговой организации.

    Министерство экономического развития РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, лицензирования, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия (за исключением подтверждения соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии), граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю, экспертов и экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти при осуществлении отдельных полномочий, безопасности процессов производства, саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование оценочной деятельности; регулирующим органом в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»; осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения энергетической эффективности при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд.

    Министерство экономического развития РФ занимается вопросами регулирования внешней торговли в рамках Таможенного союза и Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, является уполномоченным федеральным органом в сфере функционирования зон территориального развития.

    Данное Министерство осуществляет также другие полномочия, предусмотренные Положением о нем.

    В составе Министерства действуют три службы (по аккредитации; государственной регистрации, кадастра и картографии; по интеллектуальной собственности) и два агентства (по государственным резервам и по управлению государственным имуществом).

    В сфере экономики важное значение имеет строительная индустрия. В настоящее время в России нет единого федерального отраслевого органа исполнительной власти, у которого было бы сосредоточено все управление и контроль в области строительства. Их осуществляют органы отраслевого и межотраслевого управления, а жилищно-коммунальное строительство находится преимущественно в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления.

    Транспорт, дороги, связь необходимы для функционирования экономики, для других целей, они обеспечивают коммуникативную деятельность в обществе. В ведении Российской Федерации находятся важнейшие объекты транспорта, пути сообщения и связь.

    Транспортный комплекс включает железнодорожный, авиационный, морской, речной, автомобильный транспорт (нефте- и газопроводы находятся в ведении соответствующих министерств). Транспортные службы железнодорожного, авиационного, морского транспорта, их руководители, заместители, руководители структурных подразделений (но не другие должностные лица) вправе в соответствии с законом возбуждать административные дела о транспортных нарушениях, совершенных физическими и юридическими лицами (составлять протоколы), а в определенных случаях также рассматривать их и налагать штрафы.

    Общее руководство федеральными транспортными системами осуществляет Министерство транспорта РФ. В его составе находятся Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, федеральные агентства воздушного транспорта, железнодорожного транспорта, морского и речного транспорта, Федеральное дорожное агентство.

    Главным оперативным звеном этой системы является железная дорога (Московская, Пермская и др.). Это государственное унитарное предприятие, действующее на началах экономической самостоятельности. Непосредственное управление хозяйственной деятельностью железных дорог, их предприятий осуществляет акционерное общество «Российские железные дороги», все акции которого принадлежат государству (Правительству РФ).

    Федеральное агентство воздушного транспорта, находящееся в системе Министерства транспорта РФ, обладает контрольными, разрешительными, регулирующими функциями по отношению к гражданской авиации (военная авиация вне его ведения), организует воздушное движение. Авиационные службы регистрируют воздушные суда, аэропорты; организуют аэронавигационное и штурманское обеспечение полетов; проводят лицензирование и сертификацию предприятий и индивидуальных предпринимателей в сфере воздушных перевозок; утверждают авиационные правила, нормы и стандарты; осуществляют государственный надзор за безопасностью полетов (обеспечением безопасности полетов, организацией мер по недопущению терроризма на воздушном транспорте, в аэропортах занимаются также органы Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел РФ).

    Государственное управление морским и речным транспортом осуществляет соответствующее федеральное агентство. Оно формирует и реализует государственную транспортную политику в указанных отраслях, непосредственно управляет транспортными объектами федеральной собственности, организует регистрацию морских и речных судов, выдает лицензии юридическим лицам и отдельным предпринимателям, занимающимся перевозками, приостанавливает и аннулирует их, осуществляет контроль и государственный надзор (последним занимается прежде всего Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, входящая в систему Министерства транспорта РФ и имеющая свои управления, отделы в субъектах РФ).

    Пассажирский городской и междугородный автомобильный транспорт, электротранспорт (трамвай, троллейбус) находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Они занимаются лицензированием, но общее положение о лицензировании этого транспорта разрабатывает Минтранс России, и оно вводится в действие после утверждения Правительством РФ.

    К экономической сфере близки вопросы финансов, экологии, связи, которыми занимаются соответствующие министерства. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (его агентства) руководит почтой, телеграфом, выдает лицензии, проводит сертификацию средств связи, издает и распространяет государственные знаки почтовой оплаты, координирует работу по приему и выдаче посылок, распространению печатных изданий, доставку пенсий и пособий, обеспечение телефонных переговоров, факса, телеграфа, проводит работу по информатизации общества, развитию компьютерной сети. В субъектах РФ создаются территориальные организации министерства, на местах - почтамты, почтовые отделения (в них сосредоточена также телефонная и иная связь), есть специализированные организации по перевозке почты. Правительственной связью занимается особый департамент правительственной связи в составе Федерального агентства связи, а доставка документов особой важности и секретности осуществляется Государственной фельдъегерской службой, руководимой непосредственно Президентом РФ.

    На федеральном уровне управленческие функции в области использования природных ресурсов и экологии (добыча, переработка и др.) осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии РФ. В его составе федеральные агентства водных ресурсов, лесного хозяйства, по недропользованию и федеральные службы по надзору в сфере природопользования, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Министерство занимается охраной природной среды, осуществляет контроль за исполнением недропользователями и водопользователями условий лицензий, издает инструкции, правила, нормативно-технические документы в отношении природопользования, может ограничивать и запрещать использование определенных участков недр и вод. Его органы вправе налагать административные взыскания. Министерство имеет свои территориальные органы.

    Специфическими приемами экологического контроля являются государственная экологическая экспертиза и мониторинг. Экспертизе подлежат планы застройки городов, комплексные схемы использования природных ресурсов. Отрицательное заключение влечет доработку документов, повторную экспертизу. Мониторинг - наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью. Его осуществляют различные органы, ведающие вопросами природопользования.

    Вопросами развития территорий занимается Министерство регионального развития РФ. Оно получило дополнительные полномочия, и, по некоторым подсчетам, теперь в его ведении находится до трети всех финансовых средств. Создано также Министерство РФ по развитию Дальнего Востока.

    Экономическая сфера жизни общества неразрывно связана с финансами и кредитом. Единую финансовую политику определяет парламент, проводит ее Правительство, а регулированием конкретных отношений занимаются прежде всего Министерство финансов РФ (оно обеспечивает проведение единой государственной политики в области финансов, разрабатывает ежегодный государственный бюджет), а также другие государственные органы, например Центральный банк РФ, налоговые службы. Хотя в этой системе действуют субъекты различных форм собственности (например, частные банки), управление финансами всегда централизованно.

    К исключительному ведению Федерации относится финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. В совместном ведении Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в стране (ст. 71 и 72 Конституции РФ). Проведение единой финансовой и кредитной политики обеспечивает Правительство РФ. В субъектах РФ имеются министерства финансов (в республиках) или финансовые управления Министерства финансов РФ (в других субъектах РФ). По вопросам исключительных предметов ведения Федерации и по вопросам совместных полномочий они подчинены Министерству финансов РФ.

    В составе Министерства финансов РФ находится ряд федеральных служб (налоговая, финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство). Минфин России является, по существу, межотраслевым координирующим органом государственного управления, в сфере финансов, через него проходят финансовые потоки. Министерство разрабатывает проект федерального бюджета, координирует деятельность федеральных исполнительных органов по обеспечению платежей в бюджет, осуществляет государственный финансовый контроль, участвует в формировании единой политики цен. Оно регистрирует выпуск ценных бумаг, выдает лицензии страховым компаниям, контролирует сделки с драгоценными материалами и камнями, устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета, по заявкам Центрального банка РФ организует изготовление денежных знаков, орденов и медалей, а также выполняет некоторые другие функции, связанные с денежным обращением. Нормативные правовые акты Минфина России, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ, обязательны к исполнению на всей территории РФ.

    В составе Министерства финансов РФ действует Федеральное казначейство. Его территориальные органы в субъектах РФ, городах, районах составляют централизованную систему. Казначейство призвано направлять бюджетные финансовые потоки государству, предотвращая их длительную задержку в частных банках.

    Важнейшими кредитными учреждениями во всех странах являются банки. Они обладают исключительным правом на привлечение вкладов, открытие счетов юридических и физических лиц, аккумуляцию средств и размещение их в различных сферах общества. Главное кредитное учреждение - Центральный банк РФ - находится в федеральной собственности.

    Важнейшей частью финансовых потоков являются налоги. Это основной источник доходной части бюджета. Поступление налогов, других обязательных платежей в бюджет государства обеспечивает Федеральная налоговая служба, находящаяся в составе Министерства финансов РФ. Ее органы (в том числе на местах) ведут учет налогоплательщиков (предприниматели обязаны подавать ежегодные декларации о своих доходах, на основе которых исчисляются налоги; для других граждан установлен единый 13%-ный налог). Они вправе проверять денежные документы в организациях, учреждениях, предприятиях независимо от их формы собственности, давать обязательные указания об устранении выявленных нарушений.

    Контроль за своевременным исполнением государственного бюджета осуществляет Счетная палата РФ, образуемая Федеральным Собранием. Применяется также независимый вневедомственный аудиторский контроль. Для аудиторской проверки иногда привлекают зарубежные специализированные фирмы. Подобная практика имеет место и в других странах.

    • Во многих зарубежных странах акты о распоряжении собственностью государства издает только парламент.
    • Такое право предоставлено многим (не всем) должностным лицам другихминистерств и ведомств, о которых говорится ниже.

    Управление экономикой - это часть системы управления обществом. Поэтому аппарат управления экономикой, органы управления зачастую представлены как органы государственного, общественного, социального управления, связанного не только с экономикой, но и с другими жизненными процессами. Такие органы именуют органами власти, имея в виду власть над экономикой.

    Как известно, органы власти делятся на законодательные, исполнительные, судебные. Каждый из этих видов власти имеет непосредственное отношение к управлению экономикой.

    Законодательные органы федерального уровня и субъектов Федерации принимают законы, постановления, другие законодательные акты. Законодательные акты целиком или частично содержат статьи, определяющие принципы, правила, нормы, применяемые в управлении экономикой. Тем самым законодательные органы управляют экономикой посредством принятия и изменения законов и постановлений, устанавливающих зако-нополагающие правила функционирования экономики, осуществления экономических отношений, использования экономических ресурсов.

    Законодательные органы обычно представлены двухпалатным парламентом. В России это Федеральное Собрание в лице Государственной Думы и Совета Федерации.

    Сделаем одно замечание принципиального характера. Роль законодателей в управлении экономикой и обществом сводится к принятию целесообразных эффективных, действенных законов. После того как законы приняты, именно сами законы, а не отдельные люди должны править экономикой, а люди должны соблюдать законы и по необходимости их совершенствовать, следить за их исполнением. Так делается в подлинно правовом государстве.

    Исполнительным органам принадлежит основная роль в управлении экономикой, так как именно эти органы призваны исполнять законы, приводить их в действие. Количество исполнительных органов велико, и они многообразны. Исполнительную власть возглавляет Президент, а непосредственное исполнительное управление экономикой на уровне страны осуществляет Правительство. Чаще всего Правительство в его вершинной части - это Кабинет министров, возглавляемый Председателем, то есть премьер-министром и его заместителями, вице-премьерами.

    Высшие исполнительные органы осуществляют управление экономикой посредством президентских указов, постановлений и распоряжений Правительства, принятия оперативных решений в области производства, распределения, использования экономических ресурсов, решения социальных проблем, развития внешнеэкономических связей, регулирования экономических отношений.

    Наряду с Правительством страны отдельные вопросы исполнительного управления экономикой решают министерства и ведомства страны и входящих в ее состав национально-территориальных образований.

    Отметим, что национально-территориальные образования в виде республик, входящих в состав Российской Федерации, и городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют собственные Правительства, олицетворяющие исполнительную власть в данном регионе.

    Министерства и ведомства (комитеты, департаменты, управления) делятся на отраслевые, территориальные, функциональные. Как ясно из названия, отраслевые министерства и ведомства управляют определенными отраслями хозяйства, а территориальные ведомства - территориями. Что же касается функциональных министерств и ведомств, то они призваны управлять обороной, безопасностью, банками, иностранными делами, внутренними делами, внешнеэкономическими связями, общими проблемами экономики, социальным обеспечением, государственной статистикой.

    Концерны, акционерные общества, фонды, фирмы, предприятия, организации производственной и социально-культурной сферы имеют собственные органы управления, называемые обычно администрацией предприятия, фирмы. В состав администрации входят и экономические службы.

    Судебные, правовые органы можно считать органами управления экономикой в том смысле, что они следят за соблюдением и выполнением законов, регулирующих экономические отношения, пресекают их нарушение, рассматривают конфликтные ситуации, взаимные экономические претензии, трудовые, имущественные, денежные споры. Самое непосредственное отношение к экономическому управлению имеют арбитражные органы, рассматривающие в судебном порядке претензии предприятий. Имеет отношение к управлению экономикой адвокатура и нотариат, так как первые связаны с ведением дел по суду, а вторые - с оформлением документов экономической, хозяйственной природы.

    Государственное управление экономикой. Государственное управление - это сознательное воздейст¬вие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в котором реализуются общественные пот¬ребности и интересы, общезначимые цели и воля общества. Понятие упр. обозначает преимущественно влияние (исходящее от субъекта) целеполагающее воздействие на систему, воздействие, являющееся фактором сохранения и стимулирования определенной направленности саморазвития системы. Регулирование предполагает создание необходимых условий для спонтанного действия внутренних закономерностей и механизмов системы. Согласно Толковому словарю рус. яз., одно из значений термина регулировать – управлять, руководить. Наряду с ним данным термином может обозначаться:: 1) воздействие на что-либо с целью достижения нужных результатов;2) подчинение того или иного действия определенным правилам. Экономика как объект государственного управления рассматривается в различных направлениях: Экономика – это совокупность отраслей, государственное управление – отраслевое, ведомственное упр. Экономика - совокупность сфер, государственное управление - управление различными сферами. Экономика – совокупность рынков, необходимость управления рынками как субъектами экономической деятельности. Управлять различными отношениями: между наемными работниками и предприятиями. Управлять экономикой означает практически осуществлять все виды управляющих воздействий по всем сферам. По объему распределения воздействий и их содержанию государственного управления подразделяются на: отраслевое и территориальное. Существует управление на микро (на уровне фирмы) уровне и макро (на уровне государства) уровне. Управление основными элементами экономики: Здесь необходим комплексный под¬ход, предполагающий управленческую подготовку не только управленческих кадров либо государственных служащих для государственного управления, но и тех, кто находится в управляемых объектах, ориентируется на управляющие воздействия и воспринимает их. Ведь если те, кто по разным основаниям и причинам включается в управленческие процессы, не будут понимать значение и смысл государственного управления, то они не смогут разделять его идеологию и ценности, проводимую им государственную полити¬ку. В этом случае трудно надеяться на то, что государство смо¬жет объективно реализовать стоящие перед ним цели. Компетенция государственных органов управления в сфере регу¬лирования экономики сводится к следующим направлениям: фор¬мирование и преобразование экономических служб и институтов, замена устаревших новыми; правовые основы единого рынка; энергетические системы, транспорт, связь; государственный бюджет; финансовое, кредитное, валютное, таможенное регу¬лирование; ценовая политика; денежная эмиссия.

    Государственное регулирование и управление в сфере экономики

    Одна из основных функций государства - экономическая. Она заключается в формировании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений.

    Объективная необходимость государственного регулирования рыночных отношений основывается на ограниченности возможностей рыночной экономики в производстве общественных товаров, что и является основным побудительным мотивом в деятельности государства в сфере экономики.

    Государственное регулирование экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной экономической политики, которая представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики, в то время как государственное регулирование экономики – это деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов.

    Классификация видов государственного регулирования может основываться на степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях народного хозяйства или сегментах рынка. Так, возможно выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен, например, в отношении естественных монополий. Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

    Виды государственного регулирования классифицируются в зависимости от территории применения тех или иных средств воздействия. В связи с этим можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации. Возможны и иные классификации видов государственного регулирования в сфере экономики.

    Государственное управление предполагает прямое и непосредственное вмешательство государственных органов в экономику с использованием административных методов регулирования, в то время как государственное регулирование позволяет использовать более широкий спектр средств и инструментов, в том числе методы и средства косвенного регулирования рыночных отношений, и с этой точки зрения понятие государственного регулирования гораздо шире, чем понятие государственного управления.

    Косвенные методы, бесспорно, являются основными в регулировании современной экономики, учитывая, что сам рынок представляет собой саморегулирующуюся систему. Однако это не предполагает отказ от административных, прямых методов регулирования, свойственных государственному управлению, поскольку присущее рынку свойство саморегулирования не обеспечивает в полной мере всех требований современного общества и социально ориентированной экономики.

    Прямые методы государственного регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.

    Прямой характер применяемых при государственном регулировании административных средств выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д.

    Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством материальных стимулов, таких как материальное поощрение и ответственность. К экономическим средствам относятся, прежде всего, средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.

    Прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму.

    Контроль - одно из средств государственного регулирования экономики. Поскольку государственный контроль осуществляется государственными органами, его следует рассматривать как одну из форм реализации государственной власти.

    Виды контроля различаются в зависимости от оснований его классификации. Так, объем проверяемой деятельности позволяет выделить общий контроль и специальный контроль. К специальному может быть отнесен, например, валютный контроль, налоговый контроль, бюджетный контроль и др.

    В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль имеет своей целью предупреждение и профилактику соблюдения параметров предпринимательской деятельности. Текущий контроль преследует цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности. Последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательской деятельности и соответствующих результатов.

    В зависимости от того, кем осуществляется контроль и характера полномочий контролирующих органов, выделяются:

    контроль Президента РФ;

    контроль органов законодательной (представительной) власти;

    контроль органов исполнительной власти;

    контроль органов судебной власти.