Плательщики федеральных налогов. Федеральные налоги: понятие и примеры

Федеральные региональные и местные налоги - это основные виды налогов, существующие в РФ. Нормы, правила и виды налогообложения установлены на законодательном уровне. От уровня законодательной власти, установившей ключевые правила применения фискальных обязательств, зависит их классификация.

Основная характеристика и различия

Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.

Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ . То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.

Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:

  • федеральные — зачисляемые напрямую в казну Федерации (первый уровень);
  • региональные — поступающие в казну субъекта (второй);
  • местные — перечисляемые в бюджет муниципального образования (третий).

Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.

Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.

Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.

Для сборов третьего, местного, ранга алгоритм и особенности налогообложения действуют только на территории муниципального образования. Следовательно, в отличие от местных налогов, федеральные налоги и порядок их применения не может быть изменен на муниципальном или региональном уровнях. Далее приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.

Виды налогов в России

Итак, мы определили, что налоги бывают федеральные, региональные и местные. Также установили их ключевые отличия. Теперь определим, какие фискальные платежи следует относить к конкретному виду. Для этого распределим все действующие платежи и сборы в таблицу.

Федеральные, региональные и местные налоги, таблица:

Вид обязательства

Наименование

Федеральные

  • акцизы ;
  • НДФЛ ;
  • НДС ;
  • на прибыль ;
  • водный ;
  • госпошлина ;
  • специальные режимы (УСН , ЕНВД , ЕСХН , СРП , патенты );
  • страховые взносы ;
  • на добычу полезных ископаемых ;
  • сборы за пользование объектами животного мира .

Региональные

  • на имущество организаций ;
  • транспортный ;
  • на игорный бизнес .
  • на имущество граждан ;
  • земельный ;
  • торговый сбор .

Подведем итоги

Все налоговые обязательства разделены на три уровня в зависимости от того, в какой бюджет они зачисляются. Общие правила налогообложения регламентирует НК РФ, который является основной действующей фискальной системой России.

Для местных и региональных сборов характерные особенности применения налогообложения устанавливают власти соответствующего ранга. Однако отступить от общих норм, закрепленных в НК РФ, власти второго и третьего уровней не вправе.

Фискальные платежи формируют доходную часть бюджета, в который средства зачисляются напрямую. Для обязательств первого и второго уровней допустимо перераспределение между нижестоящими бюджетами. То есть предоставление средств в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.

Отметим, что данное распределение определяется в соответствии с действующим федеральным бюджетным законодательством. А именно Бюджетным кодексом России. Такое дробление обязательств используется для стимулирования развития регионов России.

Налоги и сборы - это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налоги являются безвозмездными платежами. Сборы, в отличие от налогов, подразумевают возмездное совершение государственными или муниципальными органами юридически значимых действий, таких как предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налоговым Кодексом Российской Федерации определены виды , и налогов и сборов, а также . Все перечисленные ниже налоги и сборы устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и могут быть им отменены.

Федеральные налоги и сборы

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Отдельные виды федеральных налогов могут быть отменены при использовании специальных налоговых режимов.

Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливает специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении этого режима, признаются организации, являющиеся инвесторами, осуществляющими вложение собственных, заемных или привлеченных средств, имущества или имущественных прав в поиск, разведку и добычу минерального сырья, и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения о разделе продукции.

Федеральные налоги и сборы одинаковы на всей территории России. Это одна из составляющих трехуровневой налоговой системы РФ, в которую помимо федеральных входят региональные и местные налоги и сборы.

Виды федеральных налогов и сборов

Для начала хотелось бы уточнить, чем налоги отличаются от сборов. Тут все просто: налоги уплачиваются безвозмездно, а при уплате сбора лицо получает взамен определенную услугу, предоставить которую вправе только государственный орган (например, регистрация юридического лица).

Виды налогов и сборов, которые могут удерживаться на территории государства, устанавливаются и изменяются Налоговым кодексом РФ. В этом же нормативном акте расписано, какие налоги и сборы к какому уровню налоговой системы относятся.

На текущий момент в НК РФ закреплены следующие федеральные налоги и сборы :

Налог на добавленную стоимость (НДС)

От производителя до конечного потребителя товар может пройти несколько стадий, и на каждой из них при реализации возникает добавленная стоимость, часть которой и взимается в бюджет. НДС - это налог на потребление, а поступления от него не исчезнут, пока существует торговля.

Акцизы

Данный вид налога представляет собой определенную сумму, которая включается в стоимость товара. После оплаты товара потребителем акциз взимается в бюджет. В России подакцизными товарами считаются алкоголь, табачные изделия, топливо и автомобили.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Физическое лицо, которое получает определенный доход, должно отдать его часть государству. В большинстве случаев деньги, подлежащие уплате в бюджет, даже не доходят до физического лица - его работодатель сам делает отчисления. Только когда налогового агента (работодателя) у получившего доход гражданина нет, он самостоятельно составляет декларацию и уплачивает налог.

Налог на прибыль организаций

Коммерческие организации создаются с целью получения прибыли. Когда в результате их деятельности доходная часть превышает расходную, цель считается достигнутой. Но частью прибыли приходится делиться с государством. Так же как и доходы физлиц, прибыль организации подлежит налогообложению.

Налог на добычу полезных ископаемых

Предприятия, которые ведут разработку недр, облагаются дополнительным налогом. Размер такого налога зависит от стоимости добытых полезных ископаемых. А саму стоимость определяет добытчик в соответствии с действующими на рынке ценами.

Водный налог

Лица, которые в своей деятельности пользуются водными объектами, должны вносить за это плату в виде уплаты водного налога. Размер налога зависит от вида водного объекта и от той глубины, из которой забирается вода.

Сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Речь идет об охоте и рыбалке. За всех добытых или выловленных животных, рыбу и других водных обитателей устанавливается свой размер сбора. Причем сухопутные животные считаются поштучно, а в отношении водных обитателей ставка налога установлена на тонну.

Государственная пошлина

При обращении в государственный или муниципальный орган гражданин за выдачу ему документов или совершение юридически значимых действий должен заплатить определенную сумму. Цена на каждую услугу устанавливается в НК РФ, и только им может изменяться. Также в кодексе перечислены случаи освобождения от уплаты госпошлины.

Какие налоги и сборы относятся к региональным и местным

На территории каждого субъекта РФ могут устанавливаться свои налоги и сборы, в таком случае они носят название региональных. При этом регулируются они как НК РФ, так и законами этих субъектов. Кодексом определяются основные принципы налогообложения по каждому из видов налога. Например, в кодексе устанавливаются пределы налоговой ставки, а субъект федерации уже по своему усмотрению, но в установленных рамках озвучивает действующий размер ставки налога на своей территории.

К региональным налогам НК РФ относит:

  • налог на имущество организаций;
  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес.

Муниципальные образования также наделены полномочиями устанавливать местные налоги и сборы. Тут работает тот же механизм, что и с региональными налогами: основу налогообложения диктует НК РФ, а конкретизируется налог уже местными актами.

К местным налогам НК РФ относит:

  • земельный налог;
  • торговый сбор;
  • налог на имущество физических лиц.

Региональные, местные, федеральные налоги и сборы составляют трехуровневую систему налогообложения России. Но кроме этого налоговым законодательством предусмотрена возможность установления дополнительных видов налогов и сборов в рамках специальных режимов налогообложения.

Механизм исчисления федеральных налогов и сборов

Для каждого вида федеральных налогов и сборов устанавливается свой круг налогоплательщиков. Это могут быть физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. В законе также могут указываться категории лиц, которые не могут рассматриваться как налогоплательщики конкретного налога и сбора. Чтобы правильно определить объект налогообложения, используются нормы НК РФ. В нем же указываются операции, освобождаемые от налогообложения.

Если у лица существует обязанность по уплате определенного налога или сбора и присутствует объект налогообложения, ему необходимо самостоятельно рассчитать сумму, подлежащую уплате в бюджет. Для этого определяется налоговая база, налоговая ставка берется из кодекса и производится расчет. Если у налогоплательщика есть право на налоговую льготу, то он указывает и это.

На примере акциза это выглядит следующим образом. Если организация хочет ввезти в РФ мотоцикл с мощностью двигателя 150 лошадиных сил, тогда для расчета акциза используются следующие величины:

  • налоговая база (в данном случае мощность двигателя) - 150 л. с.;
  • налоговая ставка: за одну лошадиную силу уплачивают 31 рубль;

Расчет налога происходит по формуле:

налоговая база * налоговая ставка (т. е. 150 * 31) = 4 650 рублей.

Каждый вид федерального налога или сбора считается по своим правилам. Все эти правила детально прописаны в Налоговом кодексе РФ. Кроме этого, существуют различные разъяснения ФНС. На официальном сайте ведомства представлена подборка брошюр по вопросам налогообложения.

Порядок уплаты налогов и сборов

Если исчисление налога происходит за определенный налоговый период, то и для его уплаты отведены специальные сроки. Универсальных сроков для уплаты федеральных налогов и сборов не существует. Каждый раз необходимо сверяться с нормами НК РФ. При этом могут использоваться привязки к календарным датам или целому периоду времени, а также указания на конкретное событие или действие.

Не всегда налогоплательщик сам определяет дату платежа. Когда расчет суммы налога лежит на налоговой службе, то обязанность перечислить деньги в бюджет возникает только после получения уведомления.

Но один принцип уплаты налогов неизменен: за просрочку назначаются штрафные санкции. И налогоплательщик будет обязан перечислить в бюджет не только сумму налога, но и дополнительные платежи, такие как штрафы и пени. При невыполнении требования налоговой инспекции средства для погашения задолженности будут взыскиваться принудительно. Для этого деньги разыскиваются на счетах должника, а если их недостаточно, то реализуется его имущество.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются на общегосударственном законодательном уровне и фиксируются в НК РФ. В этом нормативном акте перечислены все их виды, а также указан порядок исчисления и уплаты касательно каждого налога и сбора. Федеральные налоги и сборы вместе с установленными на региональном и местном уровнях выполняют функцию пополнения бюджета. Законодатель отслеживает изменения, происходящие в сфере экономики, и корректирует систему налогообложения - изменяет отдельные элементы налогов или удаляет какой-то налог либо добавляет новый.

Законодательство на территории Российской Федерации имеет достаточно сложно. Именно поэтому всем, кто, так или иначе, связан с ведением бухгалтерского учета, обязательно нужно максимально подробно разобраться законами.

В обратном случае велика вероятность возникновения ошибок в учете, следствием чего будет появление вопросов со стороны налоговой инспекции, что крайне нежелательно.

Особенно важно знать о разновидностях налогов, так как их назначение зависит непосредственно от типа. Самыми важными налогами сегодня являются федеральные, в 2019 году их перечень не изменился.

Общие сведения

В независимости от формы собственности, всем бухгалтерами и управляющим различных предприятий следует хорошо разбираться в налоговом законодательстве. Особенно если дело касается не местных, региональных, а федеральных налогов.

Так как наказание за их неуплату достаточно сурово. Особенно важно ознакомиться со следующими вопросами:

  • основные определения;
  • классификация налогов;
  • законные основания.

Очень важно знать, какие именно налоги признаются федеральными. Так как бухгалтерский учет должен полностью отражать все моменты, касающиеся налогообложения.

Определения

Под налогами федерального типа понимаются всевозможные сборы, которые определяются НК РФ. При этом уплачивать их обязательно на всей территории страны, в независимости от типа организации, величины доходов, типа деятельности и иных важных факторов.

При этом важно помнить, что имеется перечень физических и юридических лиц, уплачивать налоги которым не обязательно.

Прежде всего, следует разобраться со следующими определениями, непосредственно касающимися налогообложения:

  • облагаемая налогами база;
  • льготы;
  • налоговая ставка;
  • порядок изменения величины налоговой базы.

Наиболее важным определением является налоговая база. Оно является физической, стоимостной или иной характеристикой, при учете которой осуществляется расчет непосредственно самого платежа в государственный бюджет.

Порядок формирования налоговой базы зависит от вида федерального налога. Под налоговой ставкой понимается некоторый процент, который также называется нормой налогового обложения.

Она представляет собой определенную величину начислений на конкретную налоговую базу. Следует учитывать, что ставка может зависеть не только в от разновидности налога, но также от юридического статуса лица, уплачивающего его.

Налоговые льготы представляют собой некоторые послабления со стороны государства, основанием для которых являются какие-либо законодательные акты.

При этом льготы по федеральным налогам являются специальным инструментом для стимулирования предприятий, ведущих какую-либо определенную деятельность.

Измерение налоговой базы осуществляется при помощи единицы обложения. Она может быть представлена следующим:

  • деньгами;
  • единицей измерения товара (кг, шт. или иное);
  • единицей площади.

В каждом случае способ измерения налоговой базы сугубо индивидуальный. Но важнее всего знать, какие отчисляются налоги в федеральный бюджет. Этот момент является основополагающим.

Классификация налогов

На сегодняшний день все существующие на территории Российской Федерации налоги, обозначенные в соответствующем разделе Налогового кодекса, можно разделить на следующие основные категории:

  • федеральные;
  • местные;
  • региональные.

Каждая разновидность имеет свое назначение. Местные налоговые сборы чаще всего выплачиваются физическими лицами.

Относятся к разряду местных:

Данный момент максимально подробно рассматривается в Российской Федерации. Перечисления осуществляются в местные бюджеты.

В отличие от местных налогов, федеральные налоги зачисляются в бюджет федерального уровня. Вся суть сборов рассматриваемого типа раскрыта непосредственно в их названии, что существенно упрощает понимание.

Под сборами регионального типа понимаются налоги, регламентируемые Российской Федерации. Они обязательны к уплате только на территории соответствующих субъектов страны.

К налогам регионального типа, согласно действующему Налоговому кодексу, можно отнести:

  • налог на ТС;
  • налог на имущество организаций – в независимости от формы собственности;
  • сборы с доходов от игорного бизнеса.

Местные, а также региональные налоги устанавливаются законодательными органами субъектов РФ. После этого специальные представительные учреждения осуществляют определение основных элементов налогообложения:

  • ставок;
  • порядка уплаты;
  • сроков перечисления средств в бюджет;
  • льгот.

Порядок использования льгот также определяется местными властями. Налоги, взимаемые в пользу государства, являются обязательными к уплате.

При этом их тип (федеральные, местные и иные) значения не имеет. Наказание за уклонения от уплаты налога любого типа одинаково сурово.

Законное обоснование

Очень важно достаточно хорошо знать законодательное обоснование существования федеральных налогов, отдельных их разновидностей.

Следует изучить следующие документы, представляющие собой законодательную базу:

Очень важно помнить, что законодательство в непрерывном режиме реформируется, и каждый год в него вносятся различные изменения.

За последние несколько лет были упразднены целых 2 пункта из перечня федеральных налогов, который присутствует в ст.№13 Налогового кодекса Российской Федерации.

Очень важно следить за последними изменениями законодательства, а также за сменой КБК. Так как при неправильном указании последнего средства не дойдут до нужного бюджета (федерального, местного).

Какие налоги и сборы относятся к федеральным? (перечень)

Перечень всех федеральных налогов обозначен в НК РФ. Но помимо него всем заинтересованным лицам следует обязательно ознакомиться со следующими вопросами:

  • общая характеристика;
  • специфика оплаты;
  • кем формируется налоговая ставка?

Полный список

Обозначенный в ст.13 НК РФ перечень федеральных налогов включает в себя следующее:

  • НДС – налог на добавочную стоимость;
  • платежи за реализацию подакцизных товаров;
  • НДФЛ – налог на доходы физических лиц;
  • государственную пошлину;
  • различные сборы за использование ресурсов животного или растительного мира;
  • «водный» налог;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых.

При этом данный перечень может претерпеть некоторые изменения с течением времени. Но изменить его возможно только путем внесения соответствующих правок непосредственно в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Общая характеристика

Плательщиками федеральных налогов признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, осуществляющие перемещение товара через таможню;
  • физические лица, работающие на основе патента;
  • официально трудоустроенные физические лица.

При этом налогооблагаемым объектом являются операции следующих типов:

  • реализация различных услуг, товаров;
  • передача товаров/услуг по территории Российской Федерации для собственных нужд;
  • осуществление строительных работ для собственных нужд.

Имеется перечень исключений. Величина налоговой базы определяется в зависимости от особенностей реализации товаров, услуг.

Видео: налоги в РФ

Длительность налогового периода составляет всего один календарный месяц. Налоговая ставка может колебаться в достаточно существенных пределах. Допускается использование налоговых вычетов.

Специфика оплаты

Сами федеральные законы и их использование связаны с большим количеством нюансов, различных особенностей.

К самым важным можно отнести следующее:

  • если налог является федеральным, то это не означает перечисление всей суммы полностью в соответствующий бюджет;
  • при использовании различных специальных налоговых режимов могут быть введены дополнительные федеральные сборы.

Закон, затрагивающий федеральный налог, гласит, что возможно формирование многоуровневого порядка распределения средств.

В таком случае сбор рассматриваемого типа (любой) может быть равномерно или иным способом распределен между следующими бюджетами:

  • федеральным;
  • местным;
  • региональным.

Но право на подобные действия имеет только Федеральная налоговая служба , причем только в некоторых случаях, при выполнении особых условий.

Сам процесс оплаты федеральных налогов имеет свою специфику. Особенно это касается лиц физических, которые трудоустроены официально.

Согласно Российской Федерации выплату НДФЛ и других федеральных налогов, а также различных страховых сборов осуществляет налоговый агент от имени своего работника.

Налоговым агентом могут быть:

  • отечественные компании и предприятия;
  • какие-либо представительства зарубежных компаний.

В НК РФ достаточно подробно обозначены все случаи, когда налогоплательщик имеет право на какие-либо льготы согласно действующему на территории Российской Федерации законодательству.

Например, от уплаты ЕСН (Единого социального налога) работодатель освобождается на основании соответствующих положений ст.№239 НК РФ.

Кем устанавливается налоговая ставка?

Величина налоговой ставки всегда обозначается непосредственно Налоговым кодексом РФ. Даже по одному и тому же налогу она может существенно различаться. Причиной тому могут быть льготы или же иные важные факторы.

При этом осуществлять внесение изменений в налоговое законодательство и, следовательно, менять величину ставки федеральных сборов могут следующие представители власти:

  1. Правительство РФ.
  2. Президент РФ.

Для соответствующих правок обязательно формирование регламентированных законом нормативных документов. Именно поэтому всем налогоплательщикам необходимо внимательно изучать реформы законодательства.

В противном случае можно ошибиться в расчетах величины налоговой ставки, что приведет к недоплате или же переплате сбора в бюджет.

Распределение налогов между федеральным и территориальным бюджетом

Распределение налогов между различными бюджетами осуществляется следующим образом:

Наименование сбора Федеральный бюджет РФ Бюджет субъектов РФ
Государственная пошлина 100%
Налог на прибыль организаций 100%
Добыча полезных ископаемых 20% 80%
Налог на транспортное средство 100%
Разовое пользование недрами 100%
Регулярное пользование недрами 40% 60%
Налог на доходы физических лиц 100%

Налоги рассматриваемого типа являются одним из основных источников дохода для местного бюджета и федерального. Именно поэтому ФНС очень ревностно относится к их оплате.

Не стоит ошибаться при их перечислении, это может послужить причиной возникновения проблем – повышенного внимания со стороны налоговых служб, а также проведения камеральной проверки.

Согласно Налоговому кодексу РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ (далее - региональные); местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России. Это означает, что состав федеральных налогов и сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов определяются на федеральном уровне и только в соответствии с Кодексом.

В рамках реализации основных направлений налогового реформирования достигнуто некоторое упрощение налоговой системы путем отмены «оборотных» налогов, налога с продаж, налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. С 1 января 2006 г. в налоговой системе РФ действует 14 налогов и сборов (в том числе 9 – федеральных, 3 – региональных, 2 – местных) и 4 специальных налоговых режима.

К федеральным налогам и сборам относятся следующие 9 налоговых платежей:

    сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 Кодекса);

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К региональным налогам и сборам с 1 января 2005 г. относятся три налоговых платежа:

Положительным результатом реформирования в налоговой сфере также является введение специальных налоговых режимов, направленных на снижение налогового бремени для определенных категорий налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения и администрирования. Во вторую часть Кодекса введены следующие специальные налоговые режимы:

    система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 Кодекса);

    система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 Кодекса);

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам с 1 января 2005 г. относятся:

    налог на имущество физических лиц;

Сведения о действующих местных налогах должны публиковаться в прессе региональными налоговыми органами не реже одного раза в год, сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях - ежеквартально.