Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика

Транспортные услуги – дело востребованное, важное и благородное. Но даже самой современной машиной управляет человек. А "таблетки" от ошибок, которые допускают даже специалисты высшего класса, пока не придумали.

Правда, первый шаг на этом пути уже сделан: нет средства для предупреждения ошибок водителей, но есть способы устранения их последствий. Для таких целей и используется договор страхования ответственности перевозчика . Для грузоперевозчиков его заключение пока остается делом добровольным. А вот осуществлять пассажирские перевозки без полиса ОСГОП с января 2013 года уже нельзя.

Полис ОСГОП: зачем он нужен?

К чему все это? К тому, что раз документ нужен, то знать о нем страхователь должен все до последней детали. Их в случае с полисом ОСГОП не так много, и все же.

Что обязывает перевозчиков страховать ответственность перед пассажирами?

ОСГОП – требование Закона 67-ФЗ, подписанного летом 2012 года и вступившего в силу в начале 2013 года. Цель документа одна – обеспечить возмещение ущерба здоровью, жизни, имуществу пассажиров транспортных компаний. В списке тех, кому требуется обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика – транспортные организации, которые осуществляют платные услуги по перевозке людей.

Сюда входят все – авиационные компании, ж/д и автоперевозчики. Вне зависимости от дальности их маршрутов (по городу, межгород, международные рейсы) они должны иметь страховку. Исключений всего два: легковые такси и метрополитен.

Что будет, если нет полиса?

Контролирует наличие полиса РОСТРАНСНАДЗОР. В случае отсутствия страховки перевозчик лишается права пользования транспортом. Согласно нормам КоАП его обяжут заплатить штраф:

  • от 40 до 50 тысяч рублей для администрации компании;
  • от 0,5 до 1 миллиона рублей с самой компании.

"Обойти" санкции можно, заключив договор страхования ответственности на добровольном основании с включением рисков, предусмотренных 67-ФЗ (на момент проверки он уже должен быть).

"Товар лицом": что такое страхование ответственности перед пассажирами?

Федеральный закон №67 – основной документ, который регламентирует:

  • обязательное страхование ответственности перевозчиков перед пассажирами;
  • требования к страховым компаниям, которые могут выдавать полис ОСГОП;
  • алгоритм проверки наличия полиса;
  • последствия невыполнения требования;
  • процедуру действия страховой услуги.

Кроме 67-ФЗ вопросы, связанные с ОСГОП регламентируют Постановления Правительства России под номерами:

  • 1484 (в нем определяется программа расчета количества застрахованных пассажиров);
  • 1378 (здесь рассматривается процедура оформления компенсаций);
  • 1344 (фиксируются лимиты тарифов);
  • 1164 (описывается порядок расчета страхового возмещения).

Организационные вопросы по ОСГОП

Предметом страхования по ОСГОП, как и в случае с CMR-страховкой, выступает ответственность водителя. Страхователь – перевозчик, получатель возмещения – потерпевший пассажир. Количество застрахованных пассажиров определяется в зависимости от вместимости машины. Но в 67-ФЗ предусмотрено, что пассажиром является любой человек, который на момент аварии находился в салоне автобуса на законных основаниях.

Страхователь обязан не только заключить договор страхования ответственности перевозчика пассажиров , но и уведомить последних о действии гарантии. Информация о страховке должна фигурировать на билетах, в буклетах, на сайте перевозчика.

Цена вопроса регламентируется законодательно. Точнее, закон устанавливает минимум и максимум тарифных ставок, а в разрешенном диапазоне страховщик может варьировать их так, как считает нужным. В целом стоимость страховки зависит от:

  • вместимости транспорта;
  • возраста, марки и состояния машины;
  • стажа водителя;
  • территории действия договора.

Страховые суммы тоже установлены законодательно и составляют от 2,025 миллиона рублей за причинение вреда жизни до 23 тысяч рублей (максимум) за вред имуществу. За ущерб здоровью предусмотрен максимум в 2 миллиона рублей. Это – на одного пассажира.

Страхование ответственности перевозчика пассажиров и грузов: в чем разница?

Изучив условия страхования ответственности перевозчика перед пассажирами , несложно провести параллель со страховкой перевозчика грузов. Действительно, по многим пунктам договоры похожи:

Но отличия между ними есть. Начиная с того, что страхование ответственности перевозчика грузов – добровольное дело, а полис ОСГОП – обязательный документ для осуществления законной деятельности. По второму договору есть четко оговоренные предельные значения тарифов страховщиков, что на руку страхователям.

В случае с ОСГОП предусмотрен контроль над исполнением страховой организацией обязательств (предусмотрены санкции за необоснованный отказ в выплатах или сознательную их задержку). Следит за этим НССО – национальный союз страховщиков ответственности (который, к слову, уже зарекомендовал себя в сегменте контроля покрытия рисков на опасных объектах производства).

Наконец, сама суть гарантий по договорам страхования гражданской ответственности перевозчика грузов и пассажиров отличается. В случае с ОСГОП страхователь отвечает только перед пассажиром – за сохранность его здоровья, жизни, багажа и личного имущества при себе. Ответственность грузоперевозчика предполагает сохранность груза, здоровья и имущества третьих лиц, которые могут пострадать по вине перевозчика, финансовых интересов заказчика доставки.

Что бы вам ни требовалось застраховать – ответственность водителя пассажирского автобуса или тягача с грузом, – мы всегда готовы направить вас к лучшим страховщикам. Их тарифы для наших клиентов – самые низкие, а условия всегда согласовываются индивидуально. На нашем сайте вы сможете подсчитать цену страхования ответственности автоперевозчика , например, и подать заявку на заключение договора, не вставая с места. С вас – желание получить полис, с нас – комфортные условия его оформления и гарантии его действия.

Государственной Думой

Советом Федерации


"Поступления сумм, неосновательно сбереженных перевозчиком вследствие неисполнения им обязанности по страхованию гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, взысканных в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)"


Поступления сумм, неосновательно сбереженных перевозчиком вследствие неисполнения им обязанности по страхованию гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, взысканных в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном"


Что означает ОСГОП для пассажиров и на каких видах транспорта действует такой вид страховой ответственности? На такой простой вопрос не многие пользователи смогут верно ответить. Необходимо разобраться, для каких типов и за что несет ответственность страховая компания.

ОСГОП или ОСАГО

С января 2013 года все перевозчики, которые занимаются транспортным обслуживанием пассажиров, обязаны иметь в комплекте разрешающих документов договор ОСГОП. Расшифровка этой аббревиатуры немного похожа на ОСАГО. Общим в этих названиях является ответственности.

Однако первый вид страхования относится ко всем перевозчикам пассажиров, кроме такси и опасных объектов. Пассажирские перевозки на микроавтобусах также подпадают под действие ОСГОП при условии наличия 8 и более пассажирских мест и не используемые в службах такси. Именно по договорам ОСАГО водители такси страхуют свою гражданскую ответственность перед своими клиентами. Перевозки, имеющие отношения к использованию и эксплуатации опасных объектов, должны быть застрахованы владельцами таких объектов. Для пользователей метро применяются положения статей закона об ОСГОП.

Основные понятия

При заключении соглашения ОСГОП страхование проводится на период перевозки пассажиров средствами транспорта в соответствии с утвержденным маршрутом и приобретенными билетами. Перевозчиком может выступать как юридическое лицо, так и частный предприниматель, который официально зарегистрирован и действует в соответствии с нормативными актами.

Пассажиром признается клиент транспортной компании, который оплатил поездку. Кроме тех, кто имеет билет, пассажиром также считаются дети, для перевозки которых не нужно приобретать проездной документ.

При наступлении страхового события страховая компания, которая заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, будет возмещать имущественный убыток или нанесенный урон состоянию здоровья пассажиров.

Заключение договора

Должна иметь действующую лицензию на ОСГОП. Страхование проводится на основании полученного заявления от перевозчика, который занимается обслуживанием пассажиров. Такая необходимость может быть выражена как в письменной, так и устной форме. Страховая компания не имеет права отказать транспортной организации в оформлении договора по утвержденной форме.

Договор начинает свое действие с момента его подписания двумя сторонами, но не ранее, чем поступили страховые платежи на банковский счет страховщика.

Размер страховой ответственности

Нанесение имущественного урона, а также ущерба состоянию здоровья пассажиров является объектом страхования ОСГОП. Гражданская ответственность по договорам распределяется в соответствии со страховыми рисками:

  • не менее 2 025 000 рублей - жизнь пассажира;
  • не менее 2 000 000 рублей - здоровье пассажира;
  • не менее 23 000 рублей - имущество пассажира.

Размер страхового обеспечения утверждается по конкретному страховому событию и не подлежит изменениям, пока договор не закончился. При определении ответственности за жизнь и состояние здоровья не применяется франшиза.

Срок действия соглашения

Договор страхования ОСГОП заключается на срок не менее одного года. Иные сроки страховой защиты применимы только для водных перевозок, которые осуществляются внутри страны. В таких соглашениях срок действия зависит от срока разрешенной навигации.

Досрочное прекращение действия договора в соответствии с законом об ОСГОП допустимо в случае:

  • лишения лицензии перевозчика или страховщика;
  • ликвидации страховой компании;
  • неуплаты очередной части страховой премии.

Размер страховой премии

Для расчета суммы страхового платежа используют тариф. Центральный банк утверждает максимальный и минимальный размеры, которые зависят от типа транспортного средства, количества обслуживаемых пассажиров, имеющейся франшизы по ответственности за имущество клиентов.

Общая сумма страховых платежей рассчитывается отдельно по каждому страховому риску и суммируется. Расчет производится на одного пассажира. Затем, исходя из пассажиропотока транспортного перевозчика, делаются общие подсчеты страховой премии.

Бывают ситуации, когда в период действия договора страхования ОСГОП происходит изменения в количестве перевозимых пассажиров (увеличивается автопарк, отчуждается автобус). Такие перемены влияют на расчет обязательного страхового платежа в большую или меньшую сторону. В этих случаях страховая компания имеет право требовать доплаты страхового платежа, а страхователь вправе требовать возврата части уплаченного платежа.

Страховая организация может отказать в при наступлении страхового события, если перевозчик не сообщил о количественных изменениях страхового риска.

Перевозчик обязан перечислить рассчитанный страховой взнос единовременным платежом или равными частями в соответствии с пунктами подписанного соглашения.

Если транспортная компания не перечислила очередную часть страховой премии, ответственность страховщика досрочно прекращается. В то же время, если в период неуплаты имело место страховое событие, то финансовая компания имеет право требовать оплатить не только часть страхового платежа, но и процентные штрафные санкции.

Компенсационные выплаты

По обязательному страхованию ОСГОП ответственность страховщика наступает в случае причинения перевозчиком имущественных убытков, а также нанесения вреда состоянию здоровья пассажиров. При наступлении события, которое подпадает под действие договора, транспортная компания обязана сообщить пострадавшим клиентам о порядке выплаты, наименовании страховой компании, реквизитах действующего договора. При трагических обстоятельствах перевозчик данную информацию обязан сообщить выгодоприобретателям погибших пассажиров.

Для получения сумм страхового возмещения пострадавший либо наследник обязан предоставить комплект документов:

  • внутренний паспорт, заграничный паспорт, свидетельство о рождении, паспорт иностранного гражданина, паспорт моряка;
  • проездной документ либо официально оформленные подтверждающие показания других пассажиров;
  • справка о дорожно-транспортном событии;
  • медицинские заключения о состоянии здоровья;
  • экспертная оценка стоимости поврежденного имущества;
  • свидетельство о смерти.

Если индивидуальный предприниматель занимается пассажирскими перевозками на микроавтобусах, то он также обязан заключить договор ОСГОП. Если перевозчик нарушил пункты действующего законодательства и не подписал соглашение, ответственность за нанесенный урон он должен будет провести за счет своих капиталовложений.

Отказ в выплате

Страховая компания не проводит выплату компенсационных сумм в таких случаях:

  • ядерный удар, радиационное излучение, военные события, народные волнения, забастовки;
  • умышленные действия выгодоприобретателя;
  • сумма убытка по имущественным рискам меньше размера франшизы;
  • неполный комплект подтверждающих документов.

Каждый пассажир, который находится в момент страхового события в салоне транспортного средства, застрахован на основании закона об ОСГОП. Информация о наличии такого договора должна быть размещена на видном месте внутри автобуса, на проездных билетах, сайте транспортной компании, рекламных материалах.

ОСГОПП – это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.Введение ОСГОПП в Российской Федерации предусмотрено Федеральным законом от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», который вступает в силу с 1 января 2013 г.

Этот нормативный акт регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (за исключением метрополитена и легковых такси) за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Полис ОСГОПП должен быть у каждого юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего коммерческие перевозки пассажиров, за исключением метро и легковых такси (ТС категории «В»). Именно перевозчики являются в ОСГОПП страхователями.Этот полис гарантирует пассажирам компенсацию вреда жизни, здоровью или имуществу, причиненного перевозчиком на таких видах транспорта как:

    железнодорожный транспорт пригородного сообщения и дальнего следования, включая международные перевозки;

    воздушный транспорт: самолеты внутренних и международных линий и вертолеты;

    морской транспорт;

    внутренний водный транспорт;

    автобусные перевозки, включая внутригородские, пригородные, междугородние и международные перевозки;

    городской электрический транспорт: троллейбусы и трамваи;

    легкое метро и монорельсовый транспорт.

Осуществление коммерческих перевозок без действующего полиса ОСГОПП с 1 января 2013 года не допускается.

Система тарификации в настоящее время еще формируется, и будет включать в себя: базовую ставку страховых тарифов и коэффициенты.Минимальные и максимальные ставки страховых тарифов по ОСГОПП будут установлены Постановлением Правительства РФ и являются едиными для всех перевозчиков в зависимости от вида транспорта.

Страховые выплаты

Действующим законодательством установлены лимиты страховых выплат при наступлении ответственности перевозчика в результате причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в следующих размерах:

    В случае причинения вреда жизни потерпевшего страховая выплата равна страховой сумме, которая должна составлять не менее чем 2 025 000 руб.;

    В случае причинения вреда здоровью потерпевшего производится единовременная выплата, размер которой определяется в зависимости от характера и степени тяжести повреждения здоровья по нормативам, установленным Правительством Российской Федерации;

    В случае причинения вреда имуществу потерпевшего, возмещение вреда равно 600 руб. за один килограмм веса багажа и 11 000 руб. за иное имущество, но в пределах страховой суммы, которая должна составлять не менее чем 23 000 руб. на каждого потерпевшего.

Наступление гражданской ответственности перед пассажирами возникает вне зависимости от вины водителя, управляющего транспортным средством или иных условий. Таким образом, как только пассажир вошел в транспортное средство за любой вред, причиненный его жизни, здоровью или имуществу будет отвечать перевозчик. При наличии полиса ОСГОПП его ответственность будет переложена на страховщика.

Авто владельцы уже сталкивались с компенсацией вреда здоровью, жизни и имуществу своих пассажиров, даже не являясь перевозчиками - в рамках действующего с 1 июля 2003 г. закона об ОСАГО (Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). После введения ОСГОПП возмещения вреда пассажирам будет осуществляться в рамках данного вида страхования, а не в рамках ОСАГО.