Международный договор избежании двойного налогообложения. Соглашение об избежании двойного налогообложения: как не платить налог дважды

В приведенной ниже таблице вы найдете перечень стран, с которыми у России есть соглашение об избежании двойного налогообложения. Допустим, ваша организация выплачивает доход компании, чье постоянное местонахождение расположено в другом государстве. Если с этой страной у России есть соглашение об избежании двойного налогообложения, ваша компания как налоговый агент сможет либо вообще не удерживать налог с выплачиваемого дохода, либо удержать его по пониженной ставке (в зависимости от условий соглашения между странами).


Перечень действующих двусторонних международных договоров об избежании двойного налогообложения

Государство Международный договор
Австралия Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии от 7 сентября 2000 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы»
Австрия Конвенция между Правительством РФ и Правительством Австрийской Республики от 13 апреля 2000 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал»
Азербайджан Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики от 3 июля 1997 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»
Албания Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Албания от 11 апреля 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»
Алжир Конвенция между Правительством РФ и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики от 10 марта 2006 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»
Аргентина Конвенция между Правительством РФ и Правительством Аргентинской Республики от 10 октября 2001 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал»
Армения Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения от 28 декабря 1996 г. «Об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество»
Белоруссия Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21 апреля 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество». Неотъемлемой частью Соглашения является Протокол от 24 января 2006 г.
Бельгия Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Бельгии от 16 июня 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»
Болгария Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария от 8 июня 1993 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»
Ботсвана Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Ботсвана от 8 апреля 2003 г. "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы"
Бразилия Конвенция между Правительством РФ и Правительством Федеративной Республики Бразилии от 22 ноября 2004 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы»
Великобритания Конвенция между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15 февраля 1994 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества»
Венгрия Конвенция между Правительством РФ и Правительством Венгерской Республики от 1 апреля 1994 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»
Венесуэла Конвенция между Правительством РФ и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла от 22 декабря 2003 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал»
Вьетнам Соглашение между Правительством РФ и Правительством Социалистической Республики Вьетнам от 27 мая 1993 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы»
Германия Соглашение между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29 мая 1996 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»
Греция Конвенция между Правительством РФ и Правительством Греческой Республики от 26 июня 2000 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал»
Дания Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Дания от 8 февраля 1996 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»
Египет Соглашение между Правительством РФ и Правительством Арабской Республики Египет от 23 сентября 1997 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал»
Израиль Конвенция между Правительством РФ и Правительством Государства Израиль от 25 апреля 1994 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы»
Индия Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Индия от 25 марта 1997 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы»
Индонезия Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Индонезия от 12 марта 1999 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы»
Иран Соглашение между Правительством РФ и Правительством Исламской Республики Иран от 6 марта 1998 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал»
Ирландия Соглашение между Правительством РФ и Правительством Ирландии от 29 апреля 1994 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы»
Исландия Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Исландия от 26 ноября 1999 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы»
Испания Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Испания от 16 декабря 1998 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал»
Италия Конвенция между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики от 9 апреля 1996 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения»
Казахстан Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18 октября 1996 г. «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал»
Канада Соглашение между Правительством РФ и Правительством Канады от 5 октября 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»
Катар Соглашение между Правительством РФ и Правительством Государства Катар от 20 апреля 1998 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы»
Кипр Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 5 декабря 1998 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал»
Киргизия Соглашение между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики от 13 января 1999 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы»
Китай Соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики от 27 мая 1994 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы»
КНДР Соглашение между Правительством РФ и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики от 26 сентября 1997 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал»
Корея Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Корея от 19 ноября 1992 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы»
Куба Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Куба от 14 декабря 2000 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал»
Кувейт Соглашение между РФ и Государством Кувейт от 9 февраля 1999 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал»
Латвия Соглашение между Правительством РФ и Правительством Латвийской Республики от 20 декабря 2010 г. «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал»
Ливан Конвенция между Правительством РФ и Правительством Ливанской Республики от 8 апреля 1997 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы»
Литва Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики от 29 июня 1999 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал»
Люксембург Соглашение между РФ и Великим Герцогством Люксембург от 28 июня 1993 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»
Македония Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Македония от 21 октября 1997 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»
Малайзия Соглашение между Правительством СССР и Правительством Малайзии от 31 июля 1987 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы»
Мали Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Мали от 25 июня 1996 г. «Об избежании двойного налогообложения и установлении правил оказания взаимной помощи в отношении налогов на доходы и имущество»
Марокко Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Марокко от 4 сентября 1997 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»
Мексика Соглашение между Правительством РФ и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов от 7 июня 2004 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы»
Молдова Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова от 12 апреля 1996 г. «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов»
Монголия Соглашение между Правительством РФ и Правительством Монголии от 5 апреля 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»
Намибия Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Намибия от 31 марта 1998 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы»
Нидерланды Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов от 16 декабря 1996 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»
Новая Зеландия Соглашение между Правительством РФ и Правительством Новой Зеландии от 5 сентября 2000 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы»
Норвегия Конвенция между РФ и Королевством Норвегия от 26 марта 1996 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал»
Польша Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Польша от 22 мая 1992 г. «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества»
Португалия Конвенция между Правительством РФ и Правительством Португальской Республики от 29 мая 2000 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы»
Румыния Конвенция между Правительством РФ и Правительством Румынии от 27 сентября 1993 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»
Саудовская Аравия Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Саудовская Аравия от 11 февраля 2007 г. "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал"
Сербия; Черногория Конвенция между Правительством РФ и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии от 12 октября 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»
Сингапур Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Сингапур от 9 сентября 2002 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы»
Сирия Соглашение между Правительством РФ и Правительством Сирийской Арабской Республики от 17 сентября 2000 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы»
Словакия Соглашение между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики от 24 июня 1994 г. «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества»
Словения Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Словения от 29 сентября 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»
США Договор между РФ и США от 17 июня 1992 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал»
Таджикистан Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 31 марта 1997 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал»
Таиланд Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Таиланд от 23 сентября 1999 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы»
Туркменистан Соглашение между Правительством РФ и Правительством Туркменистана от 14 января 1998 г. «Об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»
Турция Соглашение между Правительством РФ и Правительством Турецкой Республики от 15 декабря 1997 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы»
Узбекистан Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 2 марта 1994 г. «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества»
Украина Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины от 8 февраля 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов»
Филиппины Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Филиппины от 26 апреля 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы»
Финляндия Соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики от 4 мая 1996 г. (в редакции от 14 апреля 2000 г.) «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы»
Франция Конвенция между Правительством РФ и Правительством Французской Республики от 26 ноября 1996 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество»
Хорватия Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Хорватия от 2 октября 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество»
Чехия Конвенция между Правительством РФ и Правительством Чешской Республики от 17 ноября 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал»
Чили Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Чили от 19 ноября 2004 г.об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал
Швейцария Соглашение между РФ и Швейцарской Конфедерацией от 15 ноября 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал»
Швеция Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Швеции от 15 июня 1993 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы»
Шри-Ланка Соглашение между Правительством РФ и Правительством Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка от 2 марта 1999 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы»
ЮАР Соглашение между Правительством РФ и Правительством Южно-Африканской Республики от 27 ноября 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход»
Япония Конвенция между Правительством СССР и Правительством Японии от 18 января 1986 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы»

Получение дохода от источника за рубежом часто связано с необходимостью уплаты «прибыльного» налога по правилам местного налогового законодательства. Но сам по себе факт уплаты иностранного налога не освобождает резидента Российской федерации от необходимости рассчитаться с бюджетом родного государства. Впрочем, ситуации, когда один и тот же доход подпадает под уплату налога дважды, возникают далеко не всегда. С рядом стран у РФ действуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Данные документы предусматривают взимание налога лишь однократно, и не задваивают обязательные отчисления с полученного по внешне-экономическим сделкам дохода.

С какими странами заключен договор об избежании двойного налогообложения

Потенциально «задваиваться» могут любые доходные налоги – НДФЛ , налог на прибыль , упрощенный налог на УСН, если источником выплаты дохода является иностранный плательщик, а получателем – резидент РФ. В каждой стране свои законы, связанные с порядком исчисления налогов. Соответственно за границей доходы могут облагаться по самым разным ставкам, вне зависимости от того, под какой налог и по какой ставке этот же доход может подпадать в России.

Но, ориентируясь на метод устранения двойного налогообложения, основанный на работе в рамках соответствующего соглашения, компания, ИП или физлицо не будут уплачивать двойную сумму бюджетного отчисления. Конечно, если сделка заключена с представителем государства, у которого РФ действует данный договор.

На данный момент договоренности у РФ имеются с такими странами, как например, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, США, Канада, Германия, Франция, Израиль, Египет, Япония, Китай, Австралия. Всего по состоянию на 1 января 2017 года таких государств, с которыми у нас действуют соглашения об устранении двойного налогообложения, 82, и все они приведены в соответствующем информационном письме Минфина.

Доказательства статуса резидента

Особенно актуален вопрос об устранении двойного налогообложения, пожалуй, в отношениях с компаниями ближайших стран, например, Казахстана и Белоруссии, так как именно с ними российский бизнес развивает в последнее время самые тесные связи. Как это действует на практике?

Предположим, что российская компания оказывает некие услуги организации, зарегистрированной в Белоруссии, с которой у РФ есть соответствующий договор об избежании двойного налогообложения.

При перечислении оплаты в описываемой ситуации белорусская сторона обязана по умолчанию удержать из дохода иностранного по отношению к ней контрагента сумму налога по ставке 15% - она установлена Налоговым кодексом Республики Беларусь. В итоге компания-исполнитель получает доход за вычетом суммы налога, и в этом случае повторный налог в России она уплачивать уже не должна.

Но есть и другой вариант – предоставить белорусскому контрагенту справку о резидентстве в РФ. В этом случае компания-заказчик будет иметь подтверждение о том, что организация-исполнитель действительно является российской компанией и, следовательно, подпадает под действие соглашения. На основании такой справки доход перечисляется полностью, без каких-либо удержаний, а рассчитываться с бюджетом российская фирма будет уже согласно российскому Налоговому кодексу. Причем, если такая фирма работает в рамка УСН-6% , то уплата налога у нас очевидно является более выгодной, и наоборот, если это компания на общей системе налогообложения со ставкой 20%, сумма налога будет выше, если он будет уплачиваться в бюджет РФ.

Так или иначе, справка о резидентстве – это документ, на основании которого иностранный партнер не облагает сумму выплачиваемого российской организации дохода согласно действующим на его территории налогам.

Справка о подтверждении резидентства РФ

Процедура подтверждения статуса резидента Российской Федерации утверждена в Информационном сообщении ФНС России от 23 ноября 2012 года. С февраля 2008 года оформлением документов о подтверждении этого статуса занимается Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных, сокращенно - МИ ФНС России по ЦОД.

Бланка запроса на подтверждение статуса резидента нет – его фирмы, ИП и физлица составляют в свободной форме, но с обязательным указанием календарного года, за который необходимо подтверждение, наименования иностранного государства, с представителем которого имеется сотрудничество, а также наименования и реквизитов самого российского налогоплательщика.

В большинстве случаев в подтверждение статуса российского резидента выдается справка установленного образца. Однако в зависимости от того, с какой страной работает отечественная компания, это может быть и форма документа, утвержденная иностранным государством. В таких случаях бланк заверяется подписью должностного лица и печатью российского налогового органа.

Сама по себе процедура довольно длительная. Срок рассмотрения заявлений о выдаче подтверждения статуса резидента составляет 30 календарных дней со дня представления в МИ ФНС России по ЦОД запроса, а также дополнительных необходимых документов.

Справку о подтверждении статуса резидента обычно выдают на текущий календарный год, но ее можно запросить и за истекшие периоды.

  • Тема 3. Международные соглашения об избежании двойного налогообложения
  • 3.1. Объект регулирования международных договоров
  • 3.2. Классификация доходов иностранных организаций для целей налогообложения
  • 3.3. Прибыль, полученная от коммерческой деятельности в другом государстве
  • 3.4. Действующие двусторонние соглашения
  • Тема 4. Принципы налогообложения доходов нерезидентов в российской федерации
  • Тема 5. Постоянное представительство иностранной организации в рф в целях налогообложения
  • 5.1. Значение налогового статуса иностранной организации
  • 5.2. Определение постоянного представительства в соответствии с нормами международных соглашений
  • 5.3. Момент образования и прекращения существования постоянного представительства
  • 5.4. Виды деятельности, которые не приводят к образованию постоянного представительства
  • Тема 6. Строительная площадка нерезидента в целях налогообложения
  • 6.1. Строительная площадка как объект постоянного представительства
  • 6.2. Правила определения начала существования строительной площадки
  • 6.3. Порядок определения окончания существования строительной площадки
  • Тема 7. Признание доходов при исчислении налогооблагаемой прибыли постоянного представительства
  • Тема 8. Признание расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли постоянного представительства
  • 8.1 Особенности признания расходов постоянного представительства
  • 8.2 Порядок учета расходов при осуществлении операций по реализации имущества
  • 8.3 Порядок учета расходов, нормируемых в целях налогообложения
  • Тема 9. Исчисление налоговой базы, расчет суммы налога, подлежащего уплате постоянным представительством
  • 9.1. Порядок исчисления налоговой базы постоянного представительства иностранной организации
  • 9.2. Налоговые ставки по доходам постоянного представительства
  • 9.3. Порядок исчисления суммы налога
  • 9.4. Обязанность иностранной организации по представлению декларации
  • 9.5 Исчисление и уплата налоговых платежей
  • 9.6 Уменьшение суммы налога в случае включения в расчет налоговой базы доходов, с которых был удержан налог налоговым агентом
  • 9.7. Зачет или возврат удержанного налога
  • 9.8. Особенности исчисления и уплаты налога по строительной площадке
  • Тема 10. Налогообложение доходов иностранных фирм, не связанных с работой через постоянное представительство
  • Тема 11. Налогообложение процентного дохода, получаемого иностранной организацией по долговым обязательствам российской организации в соответствии с нормами международных соглашений
  • 1. Соглашения устанавливают порядок обложения процентных доходов.
  • 2. Соглашения определяют виды долговых обязательств, доходы от которых являются процентными.
  • Порядок налогообложения процентных доходов
  • 11.2 Порядок освобождения от налогообложения процентных доходов иностранной организации
  • Тема 13. Выполнение функций налогового агента в отношении выплат иностранной организации по доходам, не относящимся к постоянному представительству
  • 13.1. Определение налогового агента
  • 13.2. Случаи возникновения обязанностей налогового агента
  • 13.3. Освобождение от обязанностей налоговых агентов при выплате доходов иностранным налогоплательщикам
  • 13.4. Срок уплаты налога налоговым агентом
  • 13.5. Возврат ранее удержанного налоговым агентом налога
  • Тема 14. Порядок налогообложения имущества иностранных организаций в рф
  • 14.1. Налогообложение имущества, принадлежащего постоянному представительству иностранной организации
  • 14.2. Налогообложение имущества иностранной организации, не имеющей постоянного представительств
  • Тема 15. Порядок налогообложения доходов нерезидентов физических лиц
  • 15.1. Налогообложение доходов, полученных от работы по найму, на основе норм международных соглашений
  • 15.2. Налогообложение доходов физических лиц
  • 15.2.1. Гражданский и налоговый статус физических лиц
  • 15.2.2. Режим налогообложения доходов налоговых резидентов и нерезидентов Российской Федерации
  • 15.2.3. Определение статуса физического лица в целях налогообложения его доходов
  • 15.2.4. Объект обложения налогом на доходы физических лиц
  • 15.2.5. Определение дохода в целях налогообложения
  • 15.2.7. Определение дохода, который признается объектом налогообложения у физического лица - нерезидента Российской Федерации
  • 15.2.8. Ставки налогообложения доходов физического лица
  • 15.2.9. Определение лица, исполняющего обязанности по исчислению и уплате налога
  • 15.2.10. Исчисление, удержание и уплата налога налоговым агентом
  • 15.2.11. Исчисление налога и представление налоговой декларации налогоплательщиком
  • 1. Деятельность иностранной организации, осуществляемая на территории рф, не рассматривается как приводящая к образованию постоянного представительства.
  • 2. Вознаграждение выплачивается не представительством иностранной организации в рф, а непосредственно из офиса головной организации на счета работников представительства.
  • 15.2.12. Место перечисления ндфл иностранным представительством
  • Тема 16. Постановка на учет в налоговых органах иностранных организаций
  • 16.1. Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций
  • 16.2. Учет изменений в сведениях об иностранных организациях
  • 16.3. Ответственность за непостановку на учет
  • Международный договор, о котором идет речь в ст. 7 НК РФ, в международном праве может иметь различные наименования: договор, соглашение, конвенция и др.

    Целью заключения международного договора является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежания двойного налогообложения.

    Вопросы налогообложения лиц - резидентов одного государства в отношении их доходов, выплачиваемых в другом государстве, регулируются законодательством этих двух стран. При этом любое государство обладает исключительным правом взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством, которое распространяется, в том числе и на иностранные организации.

    Положения международного договора определяют правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющим объект налогообложения в другом государстве.

    Кроме того, суммы налога, выплаченные в государстве - источнике дохода в соответствии с внутренним налоговым законодательством этого государства, могут засчитываться при уплате налога иностранной организацией за рубежом. Процедура зачета уплаченных налогов за рубежом регламентируется налоговым законодательством иностранного государства. В России применяется аналогичный порядок, предусмотренный ст. 232,311 НКРФ.

    Как правило, размер засчитываемых налогов, выплаченных в государстве - источнике дохода, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией за рубежом по соответствующим доходам, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством и правилами иностранного государства. Зачет производится при условии предъявления налогоплательщиком документа, подтверждающего удержание налога в государстве - источнике дохода.

    Кроме устранения двойного налогообложения, международные соглашения преследуют цель выработки механизмов по предотвращению уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений для избежания уплаты налога посредством обмена информацией между компетентными органами соответствующих государств.

    Соглашения об избежании двойного налогообложения (договоры, конвенции) - многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:

      доходов, получаемых физическими лицами и юридическими лицами;

      имущества и доходов от реализации имущества;

      доходов и имущества в сфере международных перевозок;

    Двойное налогообложение в международных экономических отношениях может возникать при исчислении и уплате:

    1) подоходного налога с физических лиц;

    2) налога на прибыль организаций;

    3) налога на имущество (как физических лиц, так и юридический лиц, налог на недвижимость и др.).

    Соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, содержат:

    1) перечисление видов налогов, регулируемых соглашением (статья «Налоги, на которые распространяется соглашение»);

    2) определение круга лиц, на которых распространяется соглашение;

    3) определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве - источнике дохода таких видов доходов, как:

      прибыль от коммерческой деятельности;

      дивиденды;

      проценты;

    • доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму);

      доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары);

      других доходов;

    4) определение способов избежания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);

    5) установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия, применение взаимосогласительных процедур).

    Отдельные положения указанных соглашений различаются между собой, поскольку соглашения носят двусторонний характер и заключаются исходя из характера отношений между Россией и конкретной страной. Вместе с тем многие соглашения базируются на модели конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) по налогам на доход и капитал и содержат аналогичные положения.

    В связи с этим можно обобщить принципы налогообложения доходов в соответствии с международными соглашениями.

  • Актуальность темы двойного налогообложения в России объясняется тем, что система взыскания во всех странах различна. Каждое государство формирует систему налогов и сборов лишь на свое усмотрение. Одни требуют определенных взносов от всех мировых доходов своих резидентов, другие придерживаются принципа территориальности и взимают какую-либо сумму от операции, осуществленной в пределах их государства. Идеально было бы, если все страны придерживались какого-то одного принципа. Это значительно бы облегчило данную систему в мире как и для самих фискальных органов, так и для плательщиков. Но в связи с различным уровнем развитости и критериями определения источников дохода это осуществить невозможно. Яркий пример - двойное налогообложение. На данный момент, правда, существуют способы для устранения этого неприятного момента. В этой статье будет рассмотрено двойное налогообложение в России и то, как оно устраняется.

    Что включается в это понятие?

    Система налогообложения допускает факт двойного сбора. Данное определение подразумевает под собой взыскание налогов с лица одновременно двумя государствами. Как уже было сказано выше, существуют два направления, по которому осуществляется работа фискальных органов:

    1. Принцип резидентности. В этом случае система налогообложения направлена на максимальный сбор средств. То есть государству все равно, где осуществлялась какая-либо операция, отчисления все равно по закону должны поступать в бюджет.
    2. Принцип территориальности. Те государства, которые придерживаются данного варианта, относятся более лояльно к системе налогов и сборов. Согласно нормативно-правовым актам, они не могут претендовать на экономические операции, прошедшие вне страны.

    Как классифицируется это явление в зависимости от принципа осуществления?

    Двойное налогообложение в России имеет свое деление. Оно не является однородным и осуществляется согласно нескольким классификационным признакам.

    В зависимости от принципа осуществления данного процесса он может быть следующих видов:

    1. Международный двойной экономического типа. Его суть заключается в том, что сборы взимаются одновременно с нескольких субъектов, но тех, которые причастны к одной и той же экономической операции. То есть доход у этих лиц общий.
    2. Международный двойной юридического типа. В данном случае одному субъекту принадлежит какая-либо операция. Доход, полученный в её результате, облагается налогом фискальными службами сразу нескольких государств.

    Это разделение объясняет и то, как избежать двойного налогообложения. Относительно первого типа - применяется зачет в инициативном порядке, который осуществляется своим резидентом сборов, уплаченных за границей. В отношении международного двойного юридического типа рекомендовано формирование свода специальных правил. Это позволяет разделить юрисдикцию двух стран в отношении осуществленной операции. То есть для этого нужно наладить деловую связь между государством, в котором компания является резидентом, и державой, которая является источником дохода. Эти вышеперечисленные методы устранения двойного налогообложения являются достаточно эффективными. Правительства многих стран для устранения этой проблемы заключают специализированные соглашения.

    Как классифицируется это явление в зависимости от уровня?

    Существует еще один классификационный признак. В зависимости от уровня, на котором осуществляется данная процедура, она может быть следующих видов:

    1. Внутренний . Двойное налогообложение в России и ряде других стран подразумевает взыскание финансов в зависимости от важности и уровня административно-территориальной единицы. Но при этом данный процесс осуществляется на каждом из них. Оно имеет и свое деление также в зависимости от канала. Он может быть вертикальным и горизонтальным. Первый включает в себя два типа налогов. Один необходимо заплатить в бюджет местной фискальной службы, а второй - в государственный. Особенностью второго является то, что система доходов и сборов определяется в каждой административно-территориальной единице самостоятельно. То есть где-то взыскания касаются всех видов доходов, местами - полученных лишь в его пределах, а иногда учитываются операции, произведенные на территории всего государства.
    2. Внешний . Двойное налогообложение в России может иметь и международный характер. То есть в этой ситуации происходит столкновение национальных интересов одновременно двух стран. Взыскания определяются законодательством каждой. Своды нормативно-правовых актов выделяют объект, который облагается налогом, и субъект, который должен сделать взнос. Это лицо должно быть обязанным перед другой страной также.

    Какие противоречия возникают из-за данного явления?

    Устранение двойного налогообложения является приоритетным направлением фискальных служб различных государств. Это помогает установить контакт между правительствами и уменьшить количество спорных ситуаций. Эта тема на данный момент очень актуальна, так как она стала фактически проблемой мирового характера.

    Содержание данного понятия является очень непонятным и нелогичным для множества людей. Конечно, можно понять власть имущих, которые хотят привлечь больше средств в бюджет, при этом хватаясь за любую возможность и используя любые средства. Но человек в этой ситуации страдает, ведь он вынужден отдать часть своего дохода фискальным службам одновременно двух государств, притом в один и тот же период времени.

    Еще одной сложностью является уравновешивание соответствующей законодательной системы. Она должна четко выделять ту самую базу, которая станет объектом взыскания. Разграничить так называемых резидентов и нерезидентов достаточно непросто, так как это требует классификации самих доходов. Последним нужно вести учет и разграничивать их по признаку территориальности и учета страны.

    Соглашение об избежание двойного налогообложения, таким образом, поможет решить проблему в разнице форм данного процесса. Ведь каждое государство определяет объект, который станет источником взыскания совершенно по-разному. Еще в двадцатом веке Лига наций доверила решение данного вопроса группе ученых, которые выработали определенные рекомендации. Они направлены на устранение различного толкования норм и элементов этой процедуры.

    Что включает в себя соглашение во избежание данного явления?

    Применение соглашения об избежании двойного налогообложения является очень эффективным способом решения данной проблемы. Данный договор представляет собой закрепление определенных правил, согласно которым осуществляют свою работу системы налогов и сборов обеих стран. Этим соглашением прописаны такие пункты, выделяющие тех субъектов, которые обязаны выплатить взносы. Договор касается как физических лиц, так и организаций. Отдельным правилом закрепляется вопрос об активах, которые дают определенный доход, но территориально не расположены в родном государстве резидента. Соглашение об избежании двойного налогообложения предусматривает также различные виды налогов и сборов и круг лиц, попадающий под выплаты. Это необходимо для того, чтобы выделить те моменты, для которых соглашение является актуальным. При его заключении прописывается период действия документа, а также порядок его осуществления и прекращения. Соглашения об избежании двойного налогообложения, которые заключила Российская Федерация, позволили решить проблему сборов одновременно с восьмьюдесятью двумя мировыми державами.

    Эксперты считают данный путь решения проблемы очень выгодным для резидентов, ведь это позволяет им не переплачивать дважды. Что касается других стран, то относительно произведенных операций складывается совершенно иная ситуация. То есть если в другом государстве фискальная служба взимает налог с нерезидента, то это никоим образом не примется во внимание аналогичной структурой России.

    Как соглашение влияет на сборы с дохода от аренды?

    Очень важно заключение данного соглашения для тех, кто имеет или собирается приобрести недвижимое имущество за рубежом. Это объясняется тем, что в таком случае российская фискальная служба будет засчитывать налоги на доходы от аренды или продажи имущества.

    Закон о двойном налогообложении подразумевает, что если доход получается от недвижимого имущества, расположенного за территорией Российской Федерации, то налог на него, уплаченный в другой стране, вычитается от российского сбора. Для того чтобы рассчитать размер финансов, который нужно уплатить отечественной фискальной службе, необходимо произвести обратное действие - то есть вычесть из зарубежной суммы установленные законодательством тринадцать процентов. Из этого следует, что разница не может быть отрицательной, то есть заграничный сбор не может быть меньше российского. В конечном итоге выходит так, что человек в любом случае должен сделать выплаты в полном объеме, но часть идет в бюджет одной страны, а часть - в другой. Это в любом случае лучше, чем платить двойной размер ставок.

    Как осуществить оформление прибыли от аренды?

    Российской нормативно-правовой базой также предусматривается, что прибыль, получаемая от недвижимого имущества, расположенного за рубежом, в виде аренды, должна быть официально задекларирована. Для этого существует специальная форма 3-НДФЛ. По-другому она представляет собой так называемый лист «Б». Он фиксирует все доходы, получаемые за пределами Российской Федерации. К этому документу необходимо приложить и ряд других бумаг, которые подтверждают размер прибыли и то, что на территории другой страны был уплачен налог. Данная справка должна быть переведена и нотариально заверена. Помимо неё, в пакет документов входит и бумага, отражающая тип дохода, его размер за календарный год. В ней должны содержаться сведения о дате и сумме сбора. Нотариально заверить необходимо и копию налоговой декларации, и документа, подтверждающего уплату. Сделать такого рода заявление можно в течение трех лет после получения данной прибыли.

    Важно помнить, что, проходя процедуру упрощенного налогообложения, невозможно получить зачет другой страны. Выплаты в этом случае осуществляются по двойному тарифу.

    Как вычитается налог при получении прибыли от продажи имущества за границей?

    Ст. 232 НК РФ предусматривает и учитывает налоги, которые были оплачены при продаже недвижимого имущества за пределами страны. Утвержденное в 2012 году письмо зафиксировало такой факт, что процедура продажи дома в России и за границей ничем не отличается. Правила одинаково касаются как того, так и другого случая.

    По новым правилам человек, получивший вознаграждение за продажу квартиры, не обязан выплачивать сборы в двух случаях. Это установка касается объектов, которые поступили во владение покупателя до первого января 2016 года. В собственности предыдущего хозяина она должна находиться не менее трех лет.

    Во втором случае не нужно делать взносы для российской фискальной службы, если квартира была приобретена после первого января 2016 года. Но при этом существует ряд определенных условий. Во-первых, она должна была находиться в собственности продавца не менее пяти лет. Исключение составляет недвижимое имущество, которое перешло по наследству согласно договору дарения от родственника или в ходе соглашения по пожизненному содержанию несамостоятельного члена семьи. В данной ситуации минимальный период составляет три года.

    Важно помнить и тот факт, что такое освобождение от уплаты сборов целесообразно и законно лишь в том случае, если недвижимость не использовалась в предпринимательских целях.

    Как осуществить оформление прибыли от продажи?

    Для того чтобы осуществить данную процедуру, необходимо пройти ряд следующих стадий:

    1. Убедиться в своем соответствии вышеперечисленным условиям.
    2. Оформить и подать налоговую декларацию. Это нужно сделать в установленный срок. Это тридцатое апреля следующего после получения прибыли года.
    3. Внести сумму сбора в фискальную службу до пятнадцатого июля текущего года.

    Общим моментом с налогообложением дохода от аренды является то, что факт двойного тарифа возможен. Он осуществляется по ставке, равной тринадцати процентам.

    Как в этом случае облагается налогом предпринимательская деятельность?

    Предпринимательская деятельность, согласно любому соглашению, осуществляется по единому требованию. Оно гласит, что сборы нужно выплачивать только в страну, которая является источником дохода, только при следующих условиях:

    • лицо, получившее прибыль, не является резидентом в другом государстве;
    • прибыль получена через постоянное представительство.

    Налогообложению подлежит лишь та часть дохода, которая получается именно при помощи последнего пункта. Можно говорить о постоянном представительстве только при существовании ряда определенных факторов. Во-первых, предпринимательская деятельность должна иметь определенную локацию. То есть это может быть какое-то помещение или площадка. Это самое место должно быть не одноразовым. Конечно, существуют исключения в виде осуществления работ, требующих перемещения. В такой ситуации во внимание принимается экономическая целостность проекта.

    Вторым условием является то, что коммерческая деятельность проходит - частично или в полном объеме - как раз через эту локацию. Не считается постоянным место деятельности представительства, если оно осуществляется через агента, имеющего зависимый статус.

    Если работы имеют вспомогательный или подготовительный характер, то это также не может быть отнесено к постоянному представительству. Считается, что если сооружения используются исключительно в целях хранения, демонстрации, закупки или поставки товаров, то это не дает право на оплату налога лишь одной стране. Это касается даже тех случаев, когда управление этими объектами ведется через постоянный офис. Доходы такого рода организации не облагаются налогами иностранного государства.

    Налоговым резидентом России, обязанным платить в РФ налог на доходы от активов во всём мире, считается тот, кто живёт на территории страны более 183 дней в году. В частности, под это определение попадают многие владельцы заграничной недвижимости, которые могут получать доход от аренды или при продаже жилья. Если они являются российскими налоговыми резидентами, то возникает ситуация, при которой они должны платить налоги как за рубежом (по месту нахождения объекта), так и в России (по месту своего налогового резидентства). Однако налог не может взиматься два раза: он платится только за рубежом, а разница засчитывается в России. Это предусмотрено соглашениями об избежании двойного налогообложения.

    Соглашение об избежании двойного налогообложения - что это?

    Соглашение об избежании двойного налогообложения - это заключаемый между двумя странами договор, который устанавливает правила, по которым взимаются налоги с организаций и физических лиц в тех случаях, когда активы, приносящие доход, находятся не в стране резидентства получателя дохода.

    В соглашении об избежании двойного налогообложения указаны виды налогов, которые попадают под действие документа, а также круг лиц, на которых распространяются его нормы. Также в таком соглашении приводятся условия налогообложения, срок действия и порядок прекращения договора. Россия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с 82 странами.

    Австралия
    Австрия
    Азербайджан
    Албания
    Алжир
    Аргентина
    Армения
    Белоруссия
    Бельгия
    Болгария
    Ботсвана
    Великобритания
    Венгрия
    Венесуэла
    Вьетнам
    Германия
    Гонконг (с 01.01.2017)
    Греция
    Дания
    Египет
    Израиль
    Индия
    Индонезия
    Иран
    Ирландия
    Исландия
    Испания
    Италия
    Казахстан
    Канада
    Катар
    Кипр
    Киргизия
    Китай
    КНДР
    Корея
    Куба
    Кувейт
    Латвия
    Ливан
    Литва
    Люксембург
    Македония
    Малайзия
    Мали
    Мальта
    Марокко
    Мексика
    Молдова
    Монголия
    Намибия
    Нидерланды
    Новая Зеландия
    Норвегия
    Польша
    Португалия
    Румыния
    Саудовская Аравия
    Сербия
    Сингапур
    Сирия
    Словакия
    Словения
    США
    Таджикистан
    Таиланд
    Туркменистан
    Турция
    Узбекистан
    Украина
    Филиппины
    Финляндия
    Франция
    Хорватия
    Черногория
    Чехия
    Чили
    Швейцария
    Швеция
    Шри-Ланка
    ЮАР
    Япония

    «Что касается, например, доходов в Эстонии или других странах, с которыми Россия не заключила соглашения об избежании двойного налогообложения, то резиденты РФ платят налоги два раза, в обеих странах. Если законодательством Эстонии предусмотрено взимание налога с нерезидента, то уплаченная сумма не будет учтена в РФ, так как фактически уплаченные суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при уплате налога в России, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором, подписанным РФ»,- говорит юрист Tranio Екатерина Шабалина.

    Для покупателей и владельцев зарубежной недвижимости соглашения об избежании двойного налогообложения важны в первую очередь потому, что позволяют зачитывать в России налог на доходы от аренды и при продаже такого имущества.

    Как учитывается налог при получении дохода от аренды

    «Если российский резидент получает доход от недвижимости, расположенной, например, в ФРГ, сумма налога, уплаченного в Германии, будет вычтена из суммы налога, подлежащего уплате в России. Сумма налога рассчитывается по российскому налоговому праву (по ставке 13 % и установленным правилам) и вычитается из суммы уплаченного зарубежного налога. Следует помнить, что вычет не сможет превысить сумму налога, исчисленного в России. Соответственно, если сумма налога в государстве-источнике дохода была уплачена в меньшем размере, чем было рассчитано в России, то недостающую часть придётся доплатить уже в РФ»,- поясняет Екатерина Шабалина.

    Если вы получаете доход от аренды, вы должны самостоятельно задекларировать его в России, представив в налоговый орган по месту жительства декларацию по форме 3-НДФЛ (лист «Б», или доходы от источников за пределами Российской Федерации).

    К налоговой декларации прилагаются:

    • выданные зарубежной налоговой документы, подтверждающие сумму полученного дохода и уплаченного с него налога, а также их нотариально заверенный перевод на русский язык. В этих документах должны быть отражены вид дохода, его сумма, календарный год, в котором был получен доход, сумма налога и дата его уплаты.
    • или копия налоговой декларации, поданной за рубежом, с копией платёжного документа об уплате налога (всё это также должно быть переведено на русский язык и нотариально заверено).

    «Сумма уплаченного за рубежом налога зачитывается только после подачи этой декларации, по окончании налогового периода. Заявить о доходах и получить зачёт налога можно в течение трёх лет после окончания отчётного года, в котором были получены доходы»,- говорит Екатерина Шабалина.

    Например, российский налоговый резидент владеет германской недвижимостью, которая приносит 10 тыс. евро в год в качестве дохода от аренды. Сумма подоходного налога в Германии составит 2 324 евро (ставка - 23,24 % от арендного дохода с учётом надбавки в поддержку солидарности), в России - 1 300 евро (13 %). Поскольку сумма в 1 300 евро меньше, чем 2 324, то владельцу недвижимости не придётся ничего дополнительно платить в РФ.

    При этом вычеты, полученные за рубежом, не учитываются при расчёте налогооблагаемой суммы в России. Допустим, россиянин сдаёт в аренду дом во Франции и получает 18 тыс. евро в год. Согласно французскому законодательству, он имеет право вычесть из налогооблагаемой суммы 50 % в связи с расходами на содержание жилья. Следовательно, 9 тыс. евро облагаются налогом на доход от аренды. Минимальная ставка для нерезидентов - 20 %. Значит, в год россиянин выплачивает налог в сумме 1 800 евро. Поскольку в России не действует подобная система вычетов при уплате налогов, платить пришлось бы с полной суммы в 18 тыс. евро по ставке 13 %, то есть 2 340 евро в год. Но так как между Россией и Францией действует соглашение об избежании двойного налогообложения, россиянину нужно заплатить налог во Франции, а в РФ только доплатить разницу - 540 евро.

    Также важно знать, что, уплачивая в России налог по упрощённой схеме налогообложения, нельзя получить зачёт иностранного налога, и налогообложение в таком случае будет двойным.

    Как учитывается налог при продаже зарубежной недвижимости

    Согласно письму ФНС № ЕД-3-3/4062@ от 9 ноября 2012, законодательство Российской Федерации не различает продажу недвижимости в России и за рубежом - в обоих случаях действуют одинаковые правила.

    По словам Екатерины Шабалиной, полученный от продажи зарубежной недвижимости доход не подлежит налогообложению, и продавец не обязан подавать налоговую декларацию в России в двух случаях:

    • для объектов, купленных до 1 января 2016: если продаётся недвижимость, которая была в собственности более трёх лет;
    • для объектов, купленных после 1 января 2016: если продаётся недвижимость, которая была в собственности более пяти лет (общий случай) или трёх лет (если налогоплательщик получил объект по наследству или в дар от родственника или члена семьи, по договору пожизненного содержания с иждивением).

    Освобождение от налога можно получить, если имущество не используется для предпринимательской деятельности. Определение предпринимательской деятельности дано ФНС в письме № ЕД-3-3/412@ от 8 февраля 2013.

    Если продавец не попадает под указанные выше условия, то ему нужно подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ до 30 апреля года, следующего за годом получения дохода, и до 15 июля уплатить налог.

    Как и налог на доход от аренды, налог на доход от продажи может быть засчитан в России в рамках устранения двойного налогообложения. Для российских резидентов ставка составляет 13 %.

    Например, в 2010 году российский резидент решил купить квартиру в Испании за 500 тыс. евро, а в 2016 он продал её за 550 тыс. Прирост капитала - 50 тыс. евро - облагается испанским налогом по ставке 24 %. Сумма налога в этом случае - 12 тыс. евро. Поскольку между покупкой и продажей прошло более трёх лет, согласно российскому законодательству, подавать в РФ декларацию не нужно, достаточно заплатить налог в Испании.

    Важно помнить, что уклонение от уплаты налогов - уголовное преступление. Платить налоги за рубежом по меньшей ставке, чем в России, и не заполнять при этом налоговую декларацию на родине - незаконно.

    Юлия Кожевникова, Tranio