Основные цели фискальной политики. Эффективность фискальной политики государства

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет Государственного и муниципального управления
Кафедра Экономической теории
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: Оценка эффективности фискальной политики: на примере России

Студент группы № _492 _

Коновалова Наталья Алексеевна

Руководитель ВКР

зав. кафедрой экономической

теории, профессор

Серегина Светлана Федоровна

Москва 2013

  • Введение
    • 1.1 Понятие и цели фискальной политики
    • 1.2 Классический и кейнсианский подходы к фискальной политике
    • 1.3 Механизм действия фискальной политики и эффект вытеснения
    • 1.4 Проблемы осуществления фискальной политики
  • 2. Факторы эффективности фискальной политики
    • 2.1 Эффективность фискальной политики в модели кейнсианского креста
    • 2.2 IS - LM
    • 2.3 Эффективность фискальной политики в модели IS - LM - BP
    • 2.4 Взаимодействие фискальной и монетарной политик
  • Заключение
  • Приложения
  • Список источников
  • Введение

Государственные финансы играют важную роль в поддержании экономической стабильности страны. При помощи инструментов фискальной политики государство способно влиять на занятость, реальный объем производства и другие важнейшие макроэкономические показатели.

В борьбе с недавним мировым экономическим кризисом правительства многих стран активно применяли инструменты стимулирующей фискальной политики, что повысило интерес к оценке её эффективности.

Антикризисный пакет мер нашей страны был одним из самых больших в мире: доля непроцентных расходов расширенного бюджета в ВВП увеличилась до 40,8% в 2009 году с 33,9% в 2008 году (см. приложения). Тем не менее, вопрос эффективности бюджетно-налоговой политики в России достаточно слабо изучен, а потому представляет собой особый научный интерес.

В рамках данной работы, объектом исследования является фискальная политика российского правительства. Предметом исследования выступает эффективность бюджетно-налоговой политики в России. Период исследования - промежуток времени с 2004 по 2012 год. Учетной единицей послужит Федеральное Казначейство Российской Федерации.

Основным показателем, характеризующим эффективность стабилизационной бюджетно-налоговой политики, является фискальный мультипликатор, величина которого демонстрирует краткосрочное изменение реального ВВП в ответ на единовременное изменение государственных расходов на одну единицу.

Цель данной работы состоит в оценке эффективности фискальной политики в целом, а также в выявлении статей бюджета в рамках функциональной классификации, наиболее эффективно стимулирующих рост реального ВВП. Достижение поставленной цели возможно при решении ряда задач.

Прежде всего, необходимо рассмотреть механизм действия бюджетно-налоговой политики, проблемы практического характера, которые возникают при её осуществлении, а также факторы, влияющие на её эффективность.

Затем, следует выявить достоинства и недостатки существующих методов оценки фискальных мультипликаторов и выбрать из них наиболее подходящий для данного исследования.

Наконец, необходимо, используя статистические данные, оценить фискальные мультипликаторы как для расходов расширенного бюджета в целом, так и для укрупненных категорий расходов.

Успешное решение поставленных задач позволит оценить не только эффективность дискреционной бюджетной политики России, но также позволит выработать рекомендации по планированию расходов бюджета и спрогнозировать влияние на экономический рост происходящей в настоящий момент переориентации государственных расходов из сферы социальных обязательств в область военных расходов.

Значение проводимого исследования заключается в том, что оно позволит выявить экономические последствия изменения величины расходов расширенного бюджета, а также переориентации расходов с одной статьи функциональной классификации на другую. Понимание экономических последствий своих действий может помочь чиновникам при планировании бюджета и проведении фискальной политики.

Методология исследования заключается во вторичном анализе статистических данных, основная часть которых была собрана с официальных сайтов Федерального казначейства РФ и Федеральной службы государственной статистики.

При написании работы была использована зарубежная и отечественная научно-исследовательская литература. Обилие монографий и научных статей в зарубежной литературе, посвященных эффективности фискальной политики, лишь подтверждают значимость и актуальность данной темы.

1. Фискальная политика государства

1.1 Понятие и цели фискальной политики

В литературе можно встретить множество определений бюджетно-налоговой политики, рассмотрим основные из них.

Иногда фискальную политику определяют как совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей.

Некоторые исследователи дают бюджетно-налоговой политике еще более широкое определение: постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Белова И.А. Типы фискальной политики государства // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 6. С. 69-75.

В данной работе под фискальной политикой будут пониматься меры правительства по изменению государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Периодическое погружение в экономические кризисы является закономерным процессом, характерным для экономических систем большинства стран мира. В зависимости от фазы экономического цикла и целей правительства бюджетно-налоговая политика может быть стимулирующей или сдерживающей.

Стимулирующая или экспансионистская фискальная политика осуществляется с целью поддержания экономики в периоды спада деловой активности. Инструментами такой политики является увеличение государственных расходов, рост трансфертов, снижение налогов, а также сочетание данных мер. В результате осуществления стимулирующей фискальной политики может возникнуть бюджетный дефицит.

Сдерживающая или рестриктивная бюджетно-налоговая политика осуществляется при «перегреве» экономики, когда ВВП превышает свой потенциальный уровень. Целью данной политики является снижение деловой активности и борьба с инфляцией. Инструментами такой политики является снижение государственных расходов, сокращение трансфертов, увеличение налогов, а также сочетание данных мер. В результате осуществления сдерживающей фискальной политики может образоваться бюджетный профицит.

Таким образом, предназначение бюджетно-налоговой политики в краткосрочном периоде заключается в сглаживании циклических колебаний и стабилизации экономики, то есть в поддержании стабильного объема ВВП, полной занятости ресурсов, стабильного уровня цен и т.д. В долгосрочном периоде фискальная политика должна быть нацелена на поддержание экономического роста страны.

В зависимости от способа воздействия упоминавшихся выше инструментов различают дискреционную и автоматическую бюджетно-налоговую политику. Под дискреционной фискальной политикой понимается происходящее в результате принятия решений правительством, целенаправленное манипулирование государственными закупками, налогами и трансфертами с целью стабилизации экономики. При дискреционной бюджетно-налоговой политике с целью поддержания экономической активности в период кризиса целенаправленно создается дефицит государственного бюджета, а в период экономического бума целенаправленно создается профицит государственного бюджета.

Стоит отметить, что между осуществлением мер фискальной политики и проявлением их экономического эффекта существует временной лаг, по оценкам экспертов он составляет 1-2 года. Поэтому осуществление эффективной дискреционной фискальной политики подразумевает достаточно точный прогноз экономических процессов, основываясь на котором правительство смогло бы настроить инструменты - государственные закупки, налоги и трансферты - на будущую экономическую конъюнктуру.

Однако предсказать направления развития экономики с высокой точностью не всегда представляется возможным, что вынуждает правительство принимать решения по настройке инструментов бюджетно-налоговой политики с запозданием. Моисеенко И.А., Жидкова И.Ю. Бюджетно-налоговая составляющая социально- экономической стабилизации // Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 2-3. С. 36-38. Кроме того, на обычные административные процедуры по организации мероприятий, обусловленных проведением новой хозяйственной политики, также необходимо время. Таким образом, возникает временной лаг между моментом осознания необходимости настройки фискальной политики и принятием решений правительства.

Описанные выше временные лаги накладываются друг на друга и ухудшают возможность дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие в экономике изменения и эффективно их корректировать. Нугербеков С.Н. Риски фискальной политики в среднесрочной и долгосрочной перспективе // Известия Уральского государственного экономического университета. 2009. № 3. С. 151-155.

С проблемой негибкости дискреционной бюджетно-налоговой политики частично помогает справиться политика встроенных стабилизаторов. Автоматическая фискальная политика подразумевает встраивание в бюджет механизмов, которые без вмешательства со стороны правительства способны снижать амплитуду колебаний деловой активности. В условиях экономического спада стабилизаторы приводят к автоматическому увеличению государственных расходов и снижению налогов. На стадии экономического подъема встроенные стабилизаторы, наоборот, автоматически увеличивают сальдо государственного бюджета, «остужая» экономику.

Важнейшим встроенным стабилизатором является прогрессивная система налогообложения доходов. В период экономической рецессии величина налоговых сборов автоматически сокращается и у домохозяйств остается относительно больше средств для осуществления потребительских расходов. В случае экономического бума, наоборот, увеличение налоговых выплат снижает величину располагаемого дохода и потребление становится меньше, чем могло бы быть, не будь налоговая система прогрессивной.

Также примерами встроенных стабилизаторов могут служить пособие по безработице и прочие социальные выплаты, которые автоматически увеличиваются в период спада экономической активности и снижаются в период бума. фискальный политика мультипликатор монетарный

Однако стоит отметить, что встроенные стабилизаторы не обеспечивают полную занятость и стабильность в экономике, они способны лишь снижать амплитуду циклических колебаний. Поэтому действие автоматических стабилизаторов необходимо дополнять мерами дискреционной фискальной политики.

1.2 Классический и кейнсианский подходы к фискальной политик е

Макроэкономисты не могут дать однозначный ответ на вопрос о том, стоит ли пытаться регулировать деловые циклы или нужно предоставлять экономике возможность восстановиться самостоятельно. Экономисты классического и кейнсианского направлений имеют различные представления о необходимости использования фискальной политики для стабилизации экономики.

В кейнсианской модели рынок труда не обладает достаточной гибкостью, заработная плата «жесткая», цены неэластичны в сторону понижения. Все эти факторы сильно замедляют процесс самовосстановления экономики. Отсюда следует вывод о том, что если экономика пребывает в состоянии внутренней нестабильности, то необходимо проводить активную макроэкономическую политику, для того чтобы ускорить процесс восстановления.

С точки зрения кейнсианского подхода, бюджетно-налоговая политика наиболее эффективно стабилизирует экономику, так как государственные расходы не только непосредственно увеличивают величину совокупного спроса, но и оказывают сильное мультипликативное воздействие на потребительские расходы.

Таким образом, с позиции кейнсианского подхода, фискальная политика может оказывать сильное воздействие на уровень выпуска и занятости. Поэтому кейнсианцы в целом поддерживают мероприятия, нацеленные на макроэкономическую стабилизацию.

В отличие от кейнсианских представлений, в классической модели номинальные показатели: заработная плата, цены и ставка процента - являются очень гибкими, поэтому экономика способна быстро и самостоятельно возвращаться к потенциалу. Так как экономика автоматически приходит в состояние долгосрочного равновесия, то фискальная политика, по мнению классиков, лишь усиливает экономическую нестабильность и должна сводиться к минимуму.

Таким образом, классики в целом выступают против активных попыток смягчить циклические колебания и утверждают, что лучшей политикой является невмешательство в процесс приспособления экономики к нарушениям в экономической деятельности.

С точки зрения классического подхода рост государственных закупок рано или поздно приведет к увеличению налогов, что снижает располагаемый доход домохозяйств и вынуждает их увеличивать предложение труда. На фоне роста предложения труда совокупный выпуск, конечно, увеличится, однако это не улучшает положение домохозяйств.

Сторонники классической школы считают, что вне зависимости от фазы экономического цикла рост государственных закупок может быть обусловлен лишь превышением выгод от них над издержками налогоплательщиков.

Еще одна причина против активного использования антициклической политики, которую приводят экономисты классического направления, заключается в наличии внутренних и внешних временных лагов при осуществлении фискальной политики. Законодательный процесс, сопровождающий мероприятия бюджетно-налоговой политики, приводит к тому, что между моментом внесения предложения об изменении государственных расходов или налогов и моментом, вступления этих предложений в силу, проходит достаточно большое количество времени. Кроме того, стабилизирующий эффект данных мер проявляется далеко не сразу.

Наличие временных лагов означает то, что изменения фискальной политики должны основываться на том, что будет с экономикой в будущем. Однако экономика очень сложный организм и прогнозирование ее поведения является неточным. Кроме того, даже при наличии достаточно точного прогноза остается неопределенность относительно величин фискальных мультипликаторов, а значит относительно того, как и насколько нужно изменить инструменты политики, чтобы получить желаемые с точки зрения объема выпуска и занятости результаты.

Таким образом, экономисты кейнсианского и классического направлений имеют различные представления о поведении номинальных и реальных показателей и, как следствие, их точки зрения относительно необходимости использования фискальной политики для стабилизации экономики сильно отличаются.

Кейнсианцы в целом выступают за проведение активной стабилизационной политики и считают фискальную политику мощнейшим инструментом, воздействующим на экономику. При помощи фискальной политики сторонники кейнсианского направления предлагают сглаживать циклические колебания, что в целом, по их мнению, должно способствовать экономическому росту страны.

Экономисты-классики, напротив, склонны считать, что экономика должна возвращаться к потенциалу самостоятельно, а активное применение фискальной политики может лишь усилить амплитуду колебаний выпуска и занятости, если вследствие наличия временных лагов воздействие стабилизационных мер начнет проявляться на противоположной фазе экономического цикла.

1.3 Механизм действия фискальной политики и эффект вытеснения

Рассмотрим, каким образом фискальная политика оказывает влияние на валовой выпуск и как реагируют на нее различные компоненты совокупного спроса.

Изменение государственных закупок не только непосредственно влияет на совокупный спрос, но и изменяет величины всех остальных его компонентов. Прежде всего, увеличение государственных расходов многократно увеличивает потребительские расходы.

Например, повышение заработной платы врачам и учителям приводит к росту их располагаемого дохода и увеличению потребления. Увеличение потребления означает рост спроса на товары и услуги, на что фирмы начинают реагировать производством большего количества продукции, а значит, наймом большего числа работников. Нанятые работники получают заработную плату, их располагаемый доход растет, а значит, растет и их потребление. Рост потребления стимулирует фирмы увеличивать объемы производства и нанимать больше работников и т.д.

Если государственные расходы связаны, например, со строительством дороги, то и здесь работает тот же эффект многократного роста потребления или мультипликативный эффект. Для строительства будут наняты рабочие, которые получат заработную плату и увеличат свое потребление, вызвав тем самым рост потребления и у других экономических агентов. При расчете ВВП методом конечного использования, в его состав включаются расходы на конечное потребление, соответственно каждое увеличение потребления будет увеличивать реальный ВВП.

Однако стоит отметить, что мультипликативный механизм может дать сбой из-за эффекта вытеснения. Влияние фискальной экспансии на потребительские расходы не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Эффект будет зависеть от ожиданий частного сектора: воспринимается ли увеличение государственных расходов как временное или постоянное явление. Если домохозяйства ожидают, что рост государственных закупок будет носить долгосрочный характер и финансироваться за счет налогов, то потребительские расходы могут не только не возрасти, но даже снизиться.

Влияние стимулирующей фискальной политики на такой компонент совокупного спроса, как инвестиции, еще более неоднозначно. Инвестиционные расходы положительно зависят от ВВП и отрицательно - от процентной ставки. С одной стороны, рост валового выпуска повышает спрос на деньги, увеличение спроса на деньги приводит к росту процентной ставки, что вызывает снижение инвестиционных расходов. Такое падение инвестиционных расходов называют эффектом вытеснения инвестиций. С другой стороны, рост ВВП увеличивает инвестиционные расходы. Таким образом, под воздействием стимулирующей фискальной политики инвестиции могут увеличиваться или снижаться.

Что касается последнего компонента совокупного спроса - чистого экспорта, то он зависит от валового выпуска страны, от ВВП иностранных государств и от реального валютного курса. Происходящие вследствие фискальной экспансии удорожание внутренней валюты снижает экспорт и увеличивает импорт, а рост ВВП еще более увеличивает импорт. Таким образом, дефицит бюджета ведет к снижению чистого экспорта, а значит ухудшению торгового баланса. Если торговля первоначально была сбалансирована, то впоследствии дефицит бюджета ведет к дефициту торгового баланса. Blanchard Olivier. Macroeconomics. Third Edition. Pearson Education Inc.; Prentice Hall, 2003.

Однако влияние роста госрасходов на чистый экспорт также нельзя назвать совершенно однозначным. Например, в случае, когда спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств неэластичный, повышение реального валютного курса внутренней валюты не приведет к падению экспорта. Кроме того, рост ВВП и удорожание валюты может не привести к повышению импорта, если внутренний спрос на импортные товары неэластичный.

На эффективность фискальной политики может оказать влияние эффект доверия. Программы, грозящие банкротством правительства, могут привнести сильную неопределенность, уменьшая фискальный мультипликатор или даже изменяя его знак на противоположный. Бричеев В.А. Фискальная политика и эффект «вытеснения» // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2004. Т. 43. № 8. С. 179-180.

Таким образом, влияние стимулирующей политики на компоненты совокупного спроса, кроме государственных закупок, и на реальный валовой выпуск не является однозначным.

1.4 Проблемы осуществления фискальной политики

Даже сторонники кейнсианского направления признают, что применение фискальной политики в качестве инструмента макроэкономической стабилизации сопровождается трудностями.

Важной проблемой является недостаток гибкости бюджетно-налоговой политики. Поскольку некоторые государственные программы осуществляются несколько лет и расходы по ним уже запланированы, то быстрое увеличение и снижение государственных расходов представляется трудноосуществимой задачей.

Проблему негибкости усугубляет проблема временных лагов. Поскольку изменение бюджетно-налоговой политики подразумевает длительное обсуждение в парламенте, то образуется внутренний временной лаг между осознанием необходимости осуществления мер и их вступлением в силу. Кроме того, поскольку воздействие фискальных мероприятий на экономику проявляется не сразу, имеет место быть внешний временной лаг между моментом принятия мер и их результатами.

Наличие описанных выше лагов означает, что при принятии решений о фискальной политике необходимо ориентироваться на экономическую ситуацию, которая будет в будущем. Однако точно предсказать экономические события не всегда представляется возможным.

Кроме того, измерение и анализ экономической информации несовершенны, и определить величину отклонения экономики от своего потенциала крайне сложно. Возникает неопределенность относительно кого, какие меры нужно принимать в данный момент времени. В противном случае, эффект от бюджетно-налоговой политики может проявиться в противоположной фазе экономического цикла и усилить колебания деловой активности.

Также существует проблема неопределенности связанная с тем, что сложно предсказать эффективность, которую будут иметь предпринятые меры. Даже если предположить, что нам известно на какую величину нужно изменить совокупный выпуск, вопрос о том, на какую величину нужно изменить государственные закупки или налоги по-прежнему останется открытым.

Прогнозирование эффекта фискальной политики затрудняется также вариативностью ожиданий экономических агентов. От ожиданий во многом зависят результаты фискальной политики, однако сама политика также оказывает влияние на ожидания. Этот факт еще более усложняет осуществление бюджетно-налоговой политики.

Вследствие описанных выше проблем осуществление бюджетно-налоговой политики происходит практически «вслепую». Тем не менее, кейнсианцы не спешат отказываться от этого инструмента макроэкономической стабилизации, хотя многие из них признают, что применять фискальную политику нужно лишь в периоды глубоких спадов и не стоит пытаться сглаживать все колебания экономической активности.

2. Факторы эффективности фискальной политики

2.1 Эффективность фискальной политики в модели кейнсианского креста

Рассмотрим, как зависит эффективность фискальной политики в зависимости от параметров модели кейнсианского креста.

Как уже упоминалось ранее, для оценки эффективности фискальной политики используется понятие мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов показывает, на какую величину изменяется равновесный выпуск при изменении государственных расходов на единицу.

В модели кейнсианского креста мультипликатор государственных закупок описывается формулой:

MPC - предельная склонность к потреблению;

MPI - предельная склонность к инвестированию;

MPQ - предельная склонность к импортированию;

t - предельная налоговая ставка.

Таким образом, чем более люди склонны тратить получаемые доходы на потребление, тем более эффективна фискальная политика. Также наблюдается положительная зависимость между эффективностью бюджетно-налоговой политики и предельной склонностью к инвестированию. Система подоходного налогообложения снижает величину располагаемого дохода и ослабляет мультипликативный эффект. Снижает величину мультипликатора также и предельная склонность к импортированию, в связи с чем при прочих равных в закрытой экономике фискальный мультипликатор оказывается выше, нежели в открытой.

Также стоит отметить, что мультипликатор государственных расходов по своей абсолютной величине превышает мультипликаторы налогов и трансфертов, а значит, изменение государственных расходов может наиболее сильно повлиять на объем реального выпуска.

Таким образом, чем выше предельная склонность к потреблению и предельная склонность к инвестированию, тем эффективность фискальной политики выше. Чем выше предельная налоговая ставка и предельная склонность к импортированию, тем эффективность фискальной политики ниже. Однако мультипликатор модели кейнсианского креста не учитывает влияние эффекта вытеснения инвестиций. Более точная формула для подсчета мультипликатора может быть получена при помощи модели IS-LM.

2.2 Эффективность фискальной политики в модели IS - LM

Величины фискальных мультипликаторов, а значит и эффективность бюджетно-налоговой политики, в модели IS-LM определяются по формулам:

Следовательно, эффективность бюджетно-налоговой политики, зависит от:

§ Предельной склонности к потреблению (MPC );

§ Коэффициента чувствительности инвестиций к изменению процентной ставки (d );

§ Коэффициента чувствительности спроса на деньги к изменению ВВП (k );

§ Коэффициента чувствительности спроса на деньги к изменению процентной ставки (h ).

Величины представленных коэффициентов определяются эмпирически. Параметры b , d , k и h отражают особенности поведения макроэкономических субъектов на товарном и денежном рынках.

Заметим, что данные мультипликаторы учитывают наличие эффекта вытеснения инвестиций, поэтому их значения будут меньше, чем величины соответствующих мультипликаторов в модели кейнсианского креста.

Как уже упоминалось ранее, представления экономистов классического и кейнсианского направлений об экономике различаются. Наиболее спорными параметрами модели IS-LM являются d - чувствительность инвестиционных расходов к изменению процентной ставки и h - чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки.

В соответствии с классическими представлениями об экономике спрос на деньги слабо зависит от ставки процента, то есть коэффициент h очень мал. Чем менее чувствителен спрос на деньги к изменению процентной ставки и чем более чувствителен спрос на деньги к изменению дохода, тем больше угол наклона кривой LM.

Вместе с тем, классический взгляд на экономику предполагает сильную чувствительность инвестиций к изменению процентной ставки, то есть коэффициент d очень велик. Если d велик, то инвестиции чувствительны к изменению процентной ставки, и доход также чувствителен к изменению процентной ставки. Таким образом, в модели IS -LM классическая экономика описывается относительно пологой кривой IS и относительно крутой кривой LM (см. рисунок №1).

Кейнсианский взгляд на экономику, напротив, предполагает сильную чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки, то есть коэффициент h сравнительно велик. Следовательно, кривая спроса на деньги является относительно пологой. При этом инвестиции в кейнсианской теории малочувствительны к изменению ставки процента, то есть коэффициент d относительно мал и кривая LM пологая. Таким образом, в модели IS - LM кейнсианская экономика описывается относительно крутой кривой IS и относительно пологой кривой LM (см. рисунок № 2).

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Предположим, в борьбе с экономическим кризисом правительство осуществляет фискальную экспансию. Данная мера приведет к сдвигу кривой IS вправо. Как видно из графиков, бюджетно-налоговая политика в кейнсианской экономике более эффективна, поскольку способствует более сильному росту совокупного выпуска.

Рассмотрим более подробно влияние параметров модели IS-LM на эффективность фискальной политики.

Сначала проанализируем результаты стимулирующей бюджетно-налоговой политики в зависимости от чувствительности инвестиций к ставке процента (d ).

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Как видно из рисунков №3 и №4, чем ниже чувствительность инвестиций к изменению процентной ставки, тем чем круче кривая IS, и тем, при прочих равных условиях, эффективней бюджетно-налоговая политика. Полученный результат можно объяснить тем, что реализация стимулирующей бюджетно-налоговой политики приводит к повышению процентной ставки, что, соответственно, вызывает эффект вытеснения инвестиций тем больший, чем чувствительнее инвестиции к динамике процентной ставки.

Теперь рассмотрим результаты стимулирующей бюджетно-налоговой политики в зависимости от чувствительности спроса на деньги к изменению ставки процента (h).

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Как видно из рисунков №5 и №6, чем чувствительнее спрос на деньги к изменению процентной ставки, тем более пологой является кривая LM , и тем, при прочих равных условиях, эффективнее бюджетно-налоговая политика. Полученный результат можно объяснить тем, что величина эффекта вытеснения, сопровождающая бюджетно-налоговую политику, будет зависеть от того, как сильно меняется процентная ставка при проведении бюджетно-налоговой политики. Процентная ставка при колебаниях спроса на деньги вследствие изменения дохода изменяется тем значительней, чем ниже чувствительность спроса на деньги к ставке процента.

Таким образом, фискальная политика тем эффективнее, чем ниже чувствительность инвестиций к динамике процентной ставки, ниже коэффициент чувствительности спроса на деньги к динамике дохода, выше чувствительности спроса к изменению процентной ставки и выше предельная склонность к потреблению.

2.3 Эффективность фискальной политики в модели IS - LM - BP

При помощи модели IS-LM-BP можно показать, что эффективность фискальной политики зависит от сочетания режима валютного курса и степени мобильности капитала. Чтобы выявить наиболее благоприятные условия для проведения эффективной фискальной политики, рассмотрим все возможные сочетания мобильности капитала и режима валютного курса.

Начнем со случая, когда капитал относительно не мобилен и в стране действует режим плавающего валютного курса.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Предположим, что правительство осуществляет стимулирующую фискальную политику. Рост государственных закупок вызовет сдвиг кривой IS вправо, и экономика окажется в точке 2, то есть произойдет рост ВВП и ставки процента. Рост ставки процента будет привлекать в страну иностранный капитал, сальдо операций с капиталом станет положительным. Однако увеличение ВВП, в свою очередь, приведет к росту импорта рассматриваемой страны, а значит к дефициту счета текущих операций. Поскольку в данном случае капитал относительно не мобилен, то наибольшее воздействие на платежный баланс будет оказывать счет текущих операций, и значит, платежный баланс станет дефицитным.

Поскольку мы имеем дело с плавающим валютным курсом, то дефицит платежного баланса приведет к удешевлению национальной валюты. Удешевление национальной валюты сделает товары рассматриваемой страны относительно дешевыми для иностранцев, что вызовет рост экспорта. В то же время падение курса означает, что импортные товары станут относительно более дорогими, а, значит, снизится импорт. Увеличение экспорта и снижение импорта приведет к росту чистого экспорта, который в свою очередь сдвинет вправо кривые IS и BP.

Как видно из рисунка №7, вследствие стимулирующей фискальной политики ВВП значительно возрос с отметки Y 1 до Y 3. Таким образом, сочетание плавающего валютного курса и низкой мобильности капитала в целом благоприятно сказывается на эффективности проводимой бюджетно-налоговой политики.

Аналогично можно рассмотреть иные сочетания валютного курса и мобильности капитала. Рассмотрим высокую мобильность капитала и плавающий валютный курс.

В отличие от предыдущей ситуации, в данном случае платежный баланс будет вести себя как счет операций с капиталом, так как капитал мобилен. Это приведет к профициту платежного баланса, росту валютного курса и, как следствие, падению чистого экспорта. Как видно из рисунка №8, ВВП возрос, но незначительно, а значит, при данных экономических условиях можно считать фискальную политику низкоэффективной.

Рассмотрим теперь стимулирующую фискальную политику при фиксированном валютном курсе и немобильном капитале.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Рост государственных закупок вызовет сдвиг кривой IS вправо, и экономика окажется в точке 2, то есть произойдет рост ВВП и ставки процента. Рост ставки процента будет привлекать в страну иностранный капитал, сальдо операций с капиталом станет положительным. Однако увеличение ВВП, в свою очередь, приведет к росту импорта рассматриваемой страны, а значит к дефициту счета текущих операций. Поскольку в данном случае капитал относительно не мобилен, то наибольшее воздействие на платежный баланс будет оказывать счет текущих операций, и значит, платежный баланс станет дефицитным.

Поскольку мы имеем дело с фиксированным валютным курсом, то дефицит платежного баланса приведет к тому, что курс будет иметь тенденцию к снижению. Чтобы поддержать валютный курс на прежнем уровне Центральный банк вынужден будет снизить денежную массу в стране, кривая LM при этом сдвинется влево. Как видно из рисунка №9, ВВП возрос, но незначительно, а значит, при данных экономических условиях можно считать фискальную политику низкоэффективной.

Рассуждая аналогичным способом можно сделать вывод об эффективности фискальной политики в условиях фиксированного валютного курса и высокой мобильности капитала. Как видно из рисунка №10, вследствие стимулирующей фискальной политики ВВП значительно возрос с отметки Y 1 до Y 3.

Главный вывод, к которому можно прийти, рассмотрев представленные выше графики, заключается в том, что с точки зрения эффективности фискальной политики при низкой мобильности капитала предпочтительнее иметь плавающий валютный курс, а при высокой - фиксированный.

Corsetti, G., Meier, A., Muller, G. J. в работе «What determines government spending multipliers?» Corsetti G., Meier A., Muller G. J. «What determines government spending multipliers?» // The Conference Global Dimensions of the Financial Crisis / Federal Reserve Bank of New York. 2010. исследовали эффективность бюджетно-налоговой политики при различных экономических условиях. Анализируя данные по странам, входящим в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития, авторы пришли к выводу, что на эффективность фискальной политики влияют режим обменного курса, мобильность капитала, размер государственного долга, развитость финансового рынка, а также экономическая ситуация в стране.

При фиксированном обменном курсе фискальный мультипликатор оказался выше, чем в случае режима плавающего валютного курса. Это объясняется тем, что стимулирующая политика при фиксированном обменном курсе не будет снижать чистый экспорт, а поддержание Центральным Банком процентной ставки на фиксированном уровне исключит эффект вытеснения инвестиций. Данный факт свидетельствует о том, что эффективность фискальной политики сильно зависит от ее взаимодействия с монетарной политикой.

Что касается величины государственного долга, то оказалось, что чем меньше его величина, тем фискальный мультипликатор выше. Возможно, в основе данной взаимосвязи лежит то, насколько население доверяет правительству и оценивает вероятность исполнения им своих обязательств.

Кроме того, работе “What determines government spending multipliers?” было выявлено, что в период глубокой рецессии бюджетно-налоговая политика гораздо более эффективна, нежели в периоды благоприятной экономической ситуации. Corsetti G., Meier A., Muller G. J. «What determines government spending multipliers?» // The Conference Global Dimensions of the Financial Crisis / Federal Reserve Bank of New York. 2010.

Увеличение эффективности фискальной политики в период экономического кризиса подтверждает также анализ эмпирических данных по России за 2000-2010 гг., приведенный в Обзоре Центра макроэкономических исследований Сбербанка России «Эффективность госрасходов в России». В данном обзоре использован метод двухшагового оценивания фискальных мультипликаторов на основе квартальных данных.

Работа Ilzetzki E., Mendoza E., Vegh C. A.: “How big (small?) are fiscal multipliers?” также как и работа Corsetti, G., Meier, A., Muller, G. J, посвящена выявлению факторов, влияющих на эффективность фискальной политики.

Помимо уже упомянутых факторов, воздействующих на величину фискального мультипликатора, Ilzetzki E., Mendoza E. и Vegh C. A. выделяют степень открытости экономики: чем больше потоки импорта, тем менее эффективна фискальная политика. Авторы отмечают, что с ростом государственных долгов и увеличением роли международной торговли в современном мире фискальные мультипликаторы могут стать отрицательными. lzetzki E., Mendoza E., Vegh C. A. «How big (small?) are fiscal multipliers?» , NBER Working Paper No., 2010.

Таким образом, существующие расхождения в оценках величины фискальных мультипликаторов для разных стран могут объясняться целым рядом факторов, оказывающих влияние на эффективность государственных расходов.

2.4 Взаимодействие фискальной и монетарной политик

Поскольку товарный и денежный рынок взаимосвязаны, то меры фискальной и монетарной политик не являются независимыми друг от друга, и эффективность бюджетно-налоговой политики зависит от того, какой политики придерживается Центральный банк.

Рассмотрим, какой будет эффективность стимулирующей фискальной политики в зависимости от политики, проводимой Центральным Банком. Пусть правительство увеличивает государственные расходы, а центральный банк не изменяет количество денежной массы.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Увеличение государственных расходов сдвинет кривую IS вправо. Поскольку предложение денег не меняется, то LM останется на месте. Как видно из рисунка, реальный ВВП увеличился с отметки Y 1 до Y 2, однако данное увеличение могло бы быть более сильным, если бы не сработал эффект вытеснения. Таким образом, при поддержании Центральным банком постоянной денежной массы фискальная политика обладает достаточно низкой эффективностью.

Рассмотрим случай, когда Центральный банк поддерживает на постоянном уровне ставку процента.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Увеличение государственных расходов или снижение налогов сдвинет кривую IS вправо. При этом ставка процента будет иметь тенденцию к росту, и чтобы нейтрализовать этот рост, Центральный банк вынужден будет увеличить денежную массу. Рост предложения денег сдвинет кривую LM вправо. Такая политика Центрального банка позволяет нейтрализовать эффект вытеснения инвестиций, и совокупный выпуск возрастает с величины Y 1 до Y 3. Таким образом, при поддержании Центральным банком процентной ставки на неизменном уровне фискальная политика оказывается наиболее эффективной.

И, наконец, рассмотрим случай, когда Центральный банк поддерживает постоянный уровень выпуска.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Увеличение государственных расходов или снижение налогов сдвинет кривую IS вправо. Чтобы доход оставался на прежнем уровне, Центральный банк сокращает денежную массу, и кривая LM сдвигается влево. Величина совокупного выпуска осталась неизменной, фискальная политика оказалась неэффективной.

Таким образом, эффективность фискальной политики зависит от того, как отреагирует на нее Центральный банк. Наиболее эффективной бюджетно-налоговая политика оказывается в условиях, когда Центральный банк поддерживает на постоянном уровне ставку процента, так как при этом нейтрализуется эффект вытеснения инвестиций.

Также стоит отметить, что на валовой выпуск и уровень инфляции оказывает влияние не только размер бюджетного дефицита, но способ его финансирования. Кредитно-денежная политика влияет на способность правительства финансировать бюджетный дефицит, изменяя стоимость обслуживания долга путём манипулирования источниками финансирования. При этом финансирование государственного долга правительством влечёт за собой наложение ограничений на операционную независимость монетарных властей.

Рассмотрим мнения зарубежных и отечественных авторов о проблеме взаимодействия правительства и центрального банка.

Torben M. Andersen и Friedrich Schneider рассматривают взаимодействие между фискальной и монетарной политиками с точки зрения кейнсианской и новой классической экономической теории. Построенная ими модель отталкивается от предположения, что Центральный банк и Правительство имеют разные цели. Правительство, заинтересованное в первую очередь в своем переизбрании, ориентируется на краткосрочный период и стремится увеличить объем производства, порождая тем самым увеличение инфляции. Центральный банк, напротив, заинтересован в первую очередь в поддержании стабильного уровня цен, что помогает достигать стабильных темпов роста ВВП, но только в долгосрочном периоде. Andersen, Torben M. & Schneider, Friedrich «Coordination of fiscal and monetary policy under different institutional arrangements» // European Journal of Political Economy, Elsevier, vol. 2(2), 1986, pages 169-191.

Таким образом, Torben M. Andersen и Friedrich Schneider рассматривают взаимодействие двух независимых властей, преследующих различные цели и решающих проблему компромиссного выбора между выпуском и инфляцией. Авторы приходят к выводу, что с точки зрения кейнсианской теории Центральный банк и Правительство получают больше выгоды от сотрудничества, а их нескоординированные действия неэффективны. Исключением из этих результатов является ситуация, когда один из игроков нацелен либо на достижение определенного уровня ВВП, либо на достижение определенного уровня инфляции.

Alan S. Blinder рассмотрел различные способы взаимодействия фискальной и монетарной политики, поставив под сомнение эффективность их скоординированных действий в любых ситуациях. Одним из таких обстоятельств, по мнению автора, является наличие большого количества инструментов, с помощью которых фискальная и монетарная власть могут достигнуть основных целей стабилизационной политики. Blinder, Alan S. "Issues in the Coordination of Monetary and Fiscal Policy" in Monetary Policy Issues in the 1980s, Federal Reserve Bank of Kansas City, 1982.

Avinash Dixit and Luisa Lambertini предполагают, что центральный банк заботится об инфляции в большей степени и о выпуске в меньшей степени, чем общество. Авторы приходят к выводу, что наиболее предпочтительным является стратегическое лидерство фискальной политики по отношению к монетарной. Dixit A., Lambertini L. Interactions of Commitment and Discretion in Monetary and Fiscal Policies, American Economic Review, 2003. № 93. P. 1522-1542.

В статье Атаманчука, Пекарского и Мерзлякова «Взаимодействие правительства и центрального банка в экспортоориентированной экономике»рассматривается альтернативный подход, обусловленный спецификой экспортоориентированной экономики. В такой экономике проблема монетарной политики состоит в выборе между политикой управления обменным курсом и стабилизацией инфляции. Авторы приходят к выводу, что в случае не сильной зависимости импорта от ВВП, минимальные значения общественных потерь могут быть достигнуты благодаря стимулирующей фискальной политике и режиму управления обменным курсом. Чем сильнее зависимость импорта от выпуска, тем более эффективным будет переориентирование центрального банка на режим регулирования денежной массы. Пекарский С.Э., Атаманчук М.А., Мерзляков С.А. Стратегическое взаимодействие фискальной и монетарной политики в экспортно ориентированной экономике // Деньги и кредит. 2010. № 2. С. 52-63.

3. Оценка фискальных мультипликаторов

3.1 Существующие м етоды оценки фискальных мультипликаторов

При анализе эффективности бюджетно-налоговой политики обычно оценивается величина фискальных мультипликаторов. Однако оценка фискальных мультипликаторов является в целом очень непростой задачей.

Во-первых, самостоятельной проблемой выступает идентификация фискального шока.

Во-вторых, помимо дискреционной фискальной политики на реальный ВВП оказывает влияние множество других факторов, в том числе меры монетарной политики и автоматическая фискальная политика.

В-третьих, затрудняет расчет мультипликатора также и то, что его величина зависит от того, осуществляется ли фискальная мера единовременно или периодически.

В-четвертых, между осуществлением фискальной меры и проявлением ее воздействия существует временной лаг.

В-пятых, размер фискального мультипликатора меняется с течением времени и зависит от существующих экономических условий.

Тем не менее, существует несколько методов оценки мультипликаторов: прямое статистическое исследование, оценка мультипликаторов на основе макромоделей и регрессионный панельный анализ.

Метод прямого статистического исследования не использует искажающих предпосылок, и его результаты подтверждены эмпирически. Данный метод позволяет выявить влияние одной величины на другую, однако его использование ограничивается тем, что на макропоказатели оказывает влияние не один, целый ряд факторов. Кроме того, этот метод неспособен оценить влияние фактора с лагом большим, чем один год, и выявить влияние изменения бюджетных расходов по отдельным направлениям в экономической классификации. Поскольку данный метод имеет большое количество серьезных ограничений, он практически не используется исследователями.

Стоит отметить, что данные проблемы можно разрешить, применяя для оценки влияния фискальных мер на макропоказатели метод макроэкономического моделирования. В данном случае сложность состоит в разработке качественной и адекватной модели. Данный метод используется в работе А.А. Пономаренко «Разработка методов макроэкономической оценки расходов федерального бюджета» для оценки мультипликаторов фискальной политики на основе годовых российских данных за 2000-2007 годы. Власов С.А. Пономаренко А.А. «Разработка методов макроэкономической оценки расходов федерального бюджета» // Журнал Европейской экономической ассоциации, 2010.

Третий метод, позволяющий оценить величину фискальных мультипликаторов - эконометрический. Построение регрессионной зависимости таит в себе недостаток, связанный с тем, что в России не накоплен информационный массив для формирования динамических рядов, позволяющих строить эффективные регрессионные модели. Балацкий Е.В. Эффективность фискальной политики государства//Проблемы прогнозирования. 2000. № 5.

В рамках данной работы будет использован метод двухшагового оценивания фискальных мультипликаторов, основанный на построении векторных авторегрессий. Достоинством данного метода является то, что он позволяет проводить анализ для достаточно коротких временных рядов.

Метод двухшаговой оценки мультипликаторов, используется Olivier Blanchard и Roberto Perotti в работе «An empirical characterization of the dynamic effects of changes in government spending and taxes on output» Olivier Blanchard and Roberto Perotti, «An Empirical Characterization of the Dynamic Effects of Changes in Government Spending and Taxes on Output», The Quarterly Journal of Economics, 2004, Vol. 117, pp. 1329-1368. для изучения влияния шоков государственных расходов и налогов на экономическую активность в США в послевоенный период.

В работе Olivier Blanchard и Roberto Perotti использованы квартальные данные, поскольку, фискальная политика может быть скорректирована в связи с неожиданными изменениями в ВВП в течение года. Авторы отмечают, что размер экономического показателя за определенный период времени может быть институционально обусловлен и подвержен сезонности. Например, налоговый кодекс может устанавливать выплату определенного налога на последний квартал каждого года. Для исключения сезонности временных рядов, авторами был использован алгоритм X12.

Проведенный в работе «An empirical characterization of the dynamic effects of changes in government spending and taxes on output» анализ эмпирических данных подтвердил, что позитивный шок государственных расходов увеличивает реальный ВВП, а позитивный шок налогов - уменьшает. Olivier Blanchard and Roberto Perotti, «An Empirical Characterization of the Dynamic Effects of Changes in Government Spending and Taxes on Output», The Quarterly Journal of Economics, 2004, Vol. 117, pp. 1329-1368. Однако значения фискальных мультипликаторов получились близкими к единице. Столь небольшие значения фискальных мультипликаторов авторы объясняют эффектом вытеснения инвестиций и снижением чистого экспорта, которые являются следствием стимулирующей фискальной политики.

3.2 Описание модели

Модель, которая будет построена в рамках данного исследования, основана на методе двухшагового оценивания, используемого Olivier Blanchard и Roberto Perotti в работе «An empirical characterization of the dynamic effects of changes in government spending and taxes on output», а также Corsetti, G., Meier, A., Muller, G. J. в работе «What determines government spending multipliers?».

Подобные документы

    Типы, цели и инструменты фискальной политики. Эффект вытеснения, фискальная политика и налоги, влияние на предложение. Виды фискальной политики, их значение в регулировании экономики. Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2010

    курсовая работа , добавлен 08.10.2013

    Государственные расходы и совокупный спрос. Доходы федерального бюджета. Типы фискальной политики. Мультипликатор государственных расходов. Сочетание денежной и фискальной политики. Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2013

    Сущность, инструменты и цели фискальной политики. Изучение модели IS-LM и использование ее для оценки влияния фискальной политики на экономику государства. Анализ основных тенденций и проблем проведения фискальной политики в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2014

    Понятие и типы фискальной политики. Воздействие ее на уровень валового национального продукта. Государственные расходы и совокупный спрос. Мультипликатор государственных расходов. Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2013

    Определение экономического значения фискальной политики и ее механизм. Понятие фискальной политики, ее проблемы, недостатки и сложности. Влияние государственных расходов. Зарубежный опыт и особенности фискальной политики в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2009

    Понятие фискальной политики, сущность, направления деятельности, инструменты. Классификация направлений фискальной политики, разновидности и характеристика. Состояние фискальной политики России на современном этапе, выявленные проблемы и пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2009

    Различные понятия, основные инструменты и цели фискальной политики. Ее виды и механизмы реализации. Становление бюджетных отношений и налоговой системы в Республике Беларусь. Основные направления и пути совершенствования фискальной политики в стране.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

    Цели и виды фискальной политики, ее содержание и инструменты. Анализ зарубежного опыта применения фискальной политики. Фискальная политика США, Японии, Германии. Направления государства в осуществлении фискальной политики, проблемы ее реализации в России.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2013

    Цели и методы фискальной политики. Проблемы реализации налогово-бюджетной политики в странах с переходной экономикой. Определение уровня налоговой нагрузки на микро- и макроуровнях с целью оценки эффективности фискальной политики в Республике Беларусь.

Концепции государственного бюджета

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы государственного бюджета сокращаются, поэтому дефицит государственного бюджета увеличивается, при экономическом подъеме наоборот.

Существует три концептуальных подхода к государственному бюджету:

1. Ежегодно сбалансированный бюджет . Согласно данной концепции государственный бюджет должен быть сбалансирован не зависимо от состояния экономики, однако на практике это не всегда возможно.

Например, если в стране экономический спад: ↓AS-↓HD-↓T-дефицит-(T+↓G)-↓AD – это усилит экономический спад и безработица.

Если экономический подъем: AS-HD-T-профицит-(↓T+G)-AD-усилит экономический подъем =>инфляция.

2. Бюджет, сбалансированный на циклической основе. Представители данной концепции признают, что вполне допустимо наличие дефицита во время спада и профицита во время подъема, однако, в течение экономического цикла бюджет в конечном итоге должен быть сбалансирован. На практике этого добиться не удается в силу асимметричности цикла.

3. Концепция функциональных финансов . Согласно данной концепции состояние государственного бюджета не является самоцелью. Главное – это то, как бюджет воздействует на экономику. Если в условиях бюджетного дефицита экономика развивается нормально, значит это приемлемо. Данная концепция предполагает разработку индикаторов, которые показывают на сколько можно увеличить бюджетный дефицит.

В современной экономике наибольшее распространение получили 2 и 3 концепции.

Эффективность фискальной политики во многом зависит от того, как финансируется дефицит государственного бюджета.

Основные формы бюджетного дефицита:

Структурный дефицит;

Циклический дефицит.

Структурный дефицит – возникает в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов в целях предотвращения спадов.

Циклический дефицит – возникает в результате циклического падения производства и отражает кризисные явления в экономике, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию.

Общая сумма непогашенных дефицитов государственного бюджета, накопленная за время существования страны называется государственным долгом .

Существует два основных способа финансирования дефицита государственного бюджета:

1. эмиссионный;

2. заемный (внешние и внутренние займы).

Эмиссионный способ состоит в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги.



«+» 1. Стимулирует совокупный спрос, а также ведет к снижению процентных ставок, что стимулирует инвестиции.

2. Этот способ можно осуществить очень быстро.

«-» Увеличение денежной массы ведет к инфляции.

Финансирование дефицита за счет внутренних займов.

Государство продает населению государственные ценные бумаги.

«+» 1. Не ведет к инфляции, т.к. не изменяется денежная масса.

2. Это достаточно оперативный способ, так как население, как правило, с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, так как они высоко ликвидны, высоко надежны, практически безрисковы и достаточно доходны.

«-» 1. По долгам надо платить, выплата процентов по государственным облигациям называется обслуживанием государственного долга. Государство, финансируя дефицит государственного бюджета за счет внутренних займов, строит финансовую пирамиду (расплачивается с прошлыми долгами займами в настоящем).

2. Вызывает эффект вытеснения частных инвестиций. Население покупает государственные ценные бумаги, а не частные, таким образом, значительная часть денежных средств не поступает в реальный сектор экономики, в производство.

Финансирование дефицита за счет внешних займов.

Это займы у других стран, путем продажи им ценных бумаг или у международных финансовых организаций (МВФ, Всемирный банк и др.).

«+»1. Возможность получения крупных сумм.

2. Не вызывает инфляцию.

«-» 1. По долгам необходимо платить.

2. Происходит отвлечение денежных средств из национальной экономики.

3. При дефиците платежного баланса приводит к истощению золотовалютных резервов страны.

Таким образом, все способы финансирования имеют свои достоинства и недостатки. В результате использования заемного способа в стране образуется государственный долг.

Основными рычагами фискальной политики являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества.

В экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики государства.

Сторонники кейнсианского направления традиционно ориентируются на создание эффективного совокупного спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объема производства.

Сторонники теории «экономики предложения» рассматривают уменьшение налоговых ставок как фактор увеличения совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогового бремени приводит к росту доходов:

1) населения, а, следовательно, к росту сбережений;

2) бизнеса, а, следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций.

Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы.

«Эффект Лаффера»

Известно, что при высокой ставке подоходного налога (выше 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения в целом, что и пытались теоретически доказать американские экономисты во главе с профессором А. Лаффером.

Графически так называемый эффект Лаффера отражается кривой, которая показывает зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога. На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:

Ставка налога равна нулю (поступлений в бюджет нет);

Ставка налога равна 100% (поступлений в бюджет нет, так как в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»).

При всех остальных значениях налоговой ставки налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать.

При оптимальном уровне ставки налога достигается максимум поступлений в бюджет.

Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с оптимальной, то произойдет не увеличение, а уменьшение поступлений в бюджет, поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.

Суть «эффекта Лаффера» заключается в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде – к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой» в легальную экономику.

Тема 5: Деньги и денежный рынок

1. Понятие, функции и формы денег. Особенности современного типа денежных систем.

2. Количественная теория денег.

3. Банки и банковская система.

4. Денежный рынок и его равновесие.

5. Денежно-кредитная политика.

Ø Механизм воздействия стимулирующей фискальной по­литики на совместное равновесие (рис.10.3).

Рис. 10.3. Механизм воздействия стимулирующей фискальной по­литики на совместное равновесие

При проведении стимулирующей фискальной политики рав­новесный объем производства и дохода увеличивается и реаль­ная процентная ставка тоже возрастает (рис. 10.4).

Рис. 10.4. Механизм действия стимулирующей фискальной политики

Ø Факторы, определяющие эффективность стимулирую­щей фискальной политики. Эффективность стимулирующей фискальной политики будет тем выше, чем больше величина фискальных мультипликаторов (рис. 10.5).

Рис. 10.5. Влияние значения фискальных мультипликаторов на эффективность фискальной политики:

а - значение фискальных мультипликаторов велико ;

б - значение фискальных мультипликаторов мало

Если значение фискальных мультипликаторов выше (угол наклона кривой совокупных расходов меньше - случай а), то для увеличения совокупного дохода на заданное значение тре­буется гораздо меньший прирост совокупных расходов, чем в случае б. Следовательно, и объем фискального вмешательства потребуется менее значительный.

Факторы, определяющие значение фискаль­ных мультипликаторов:

1. Предельная склонность к потреблению МРС.

2. Налоговая ставка t .

Поэтому при прочих равных условиях чем больше значение предельной склонности к потреблению и чем ниже налоговая ставка, тем выше будет эффективность фискальной политики.

Ø Факторы, снижающие эффективность стимулирующей фискальной политики. Эффективность стимулирующей фис­кальной политики может быть ослаблена сокращением инвести­ционного спроса, вызванным ростом процентной ставки. Это яв­ление получило название эффекта вытеснения .

Сокращение инвестиционного спроса вследствие эффекта вытеснения снижает планируемые расходы и вызывает мульти­пликативное сокращение совокупного выпуска - эффекты, про­тиводействующие стимулирующему фискальному воздействию государства. Поэтому чем больший масштаб имеет эффект вы­теснения, тем ниже будет эффективность стимулирующей фис­кальной политики.

Факторы, определяющие масштаб эффекта вытеснения:

Чувствительность инвестиционного спроса к изменению про­центной ставки d ;

Чувствительность спроса на деньги к изменению совокупно­го дохода k ;

Чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки h.

1. Чем выше чувствительность инвестиционного спроса к из­менению процентной ставки d, тем больше при прочих равных условиях будет масштаб эффекта вытеснения (рис. 10.6).

Рис. 10.6. Влияние чувствительности инвестиционного спроса к изменению процентной ставки на масштаб вытеснения инвестиций:

а - инвестиционный спрос сильно чувствителен к изменению процентной ставки;

б - инвестиционный спрос слабо чувствителен к изменению процентной ставки

При увеличении совокупного дохода, а значит, спроса на день­ги и процентной ставки на равную величину в первом случае инвестиционный спрос сильнее реагирует на рост ставки про­цента и объем вытеснения инвестиций будет заметно больше, чем во втором случае.

2. Чем выше чувствительность спроса на деньги к измене­нию совокупного дохода k, тем больше при прочих равных ус­ловиях будет масштаб эффекта вытеснения (рис. 10.7).

Рис. 10.7. Влияние чувствительности спроса на деньги к измене­нию совокупного дохода на масштаб вытеснения инве­стиций:

а - спрос на деньги сильно чувствителен к изменению совокупного дохода;

б - спрос на деньги слабо чувствителен к изменению совокупного дохода

При одинаковом увеличении совокупного дохода в первом случае спрос на деньги возрастает на большую величину и объ­ем вытеснения инвестиций будет заметно больше, чем во вто­ром случае.

3. Чем выше чувствительность спроса на деньги к измене­нию процентной ставки d, тем больше при прочих равных усло­виях будет масштаб эффекта вытеснения (рис. 10.8).

Увеличение совокупного дохода и как следствие этого спро­са на деньги на равную величину во втором случае будет сопро­вождаться более сильным ростом процентной ставки, и объем вытеснения инвестиций будет заметно больше, чем в случае а.

Следовательно, эффект вытеснения, ослабляющий воздействие стимулирующей фискальной политики на совокупный доход, тем слабее, чем ниже чувствительность инвестиционного спроса к изменению процентной ставка, чем ниже чувствительность спро­са на деньги к изменению совокупного дохода и чем выше чувстви­тельность спроса на деньги к изменению процентной ставки.

Рис. 10.8. Влияние чувствительности спроса на деньги к изменению процентной ставки на масштаб вытеснения инвестиций:

а - спрос на деньги сильно чувствителен к изменению процентной ставки;

б - спрос на деньги слабо чувствителен к изменению процентной ставки

Стимулирующая политика может быть использована для предотвращения длительного спада, о чем говорит опыт ряда стран с переходной экономикой, Японии, США; сдерживающая -- для упреждения инфляции. Именно поэтому кейнсианцы считали ее основным инструментом государственного регулирования национальной экономики.

Кроме всего прочего, бюджетно-налоговая политика позволяет сгладить колебания совокупного спроса, а значит и делового цикла. Ее инструменты либо непосредственно являются составляющими первого (государственные закупки), либо оказывают прямое воздействие на его элементы (налоги, трансферты). Это позволяет в периоды спада производства увеличивать совокупные расходы, смягчая падение совокупного спроса, а во время подъема -- сокращать их, предотвращая «перегрев» экономики, т.е. использовать фискальную политику в целях стабилизации экономического развития.

Фискальная политика способна изменять и структуру совокупного спроса. Так, экспансионистская политика приводит не только к увеличению абсолютной величины совокупного спроса, но и к возрастанию в его общем объеме доли государственных расходов, потребления и сокращению удельного веса частных инвестиций вследствие эффекта вытеснения (подробнее о нем см. ниже). Сдерживающая -- наоборот, сопровождается ростом доли частных инвестиций в совокупном спросе и уменьшением доли государственных расходов.

Выполняя стабилизационную роль, фискальная политика, способствует решению ряда других задач. Например, увеличение социальных трансфертов и уменьшение нижней ставки подоходного налога, с одной стороны, приведут к росту совокупного спроса, а с другой -- позволят снизить дифференциацию доходов в обществе. Рост государственных расходов не только выполняет стимулирующую функцию, но и может быть использован для увеличения государственной собственности и степени вмешательства государства в экономику.

Чаще бюджетно-налоговую политику рассматривают как инструмент регулирования совокупного спроса, однако она влияет и на совокупное предложение. Допустим, государство увеличивает свои закупки и снижает налоги, т.е. проводит стимулирующую политику. Ее последствия следующие: во-первых, рост совокупного спроса с AD1 до AD2 приводит к увеличению национального дохода с Y1 до У2 (рис. 2). Во-вторых, в случае снижения ставки налога на прибыль будут стимулироваться инвестиции в связи с повышением их прибыльности; если же будет понижена ставка подоходного налога -- повысятся сбережения и стимулы к труду. Эти процессы приведут к росту совокупного предложения и сдвигу кривой AS1 в положение AS2 и росту национального дохода с Y2 до У3. В итоге уровень национального дохода увеличится с У1 до У3. Таким образом, экспансионистская фискальная политика может быть использована для стимулирования экономического роста.

Рисунок 2 Влияние стимулирующей фискальной политики на совокупный спрос и совокупное предложение

Главное достоинство недискреционной бюджетно-налоговой политики в том, что встроенные стабилизаторы включаются автоматически, немедленно при малейшем изменении экономической конъюнктуры, сглаживая колебания экономического цикла.

Вместе с тем реализация фискальной политики связана с решением ряда проблем. Для нее характерны длительные временные лаги (от англ. lag -- запаздывание). Особенно значителен внутренний лаг, который включает: период времени от осознания того, что в стране начинается спад производства или инфляция, до понимания необходимости принятия конкретных действий, а также период от осознания этой необходимости до утверждения конкретных мер фискальной политики. Помимо него имеется и внешний лаг: период времени от утверждения данных мер до получения эффекта от их реализации в реальном секторе экономики. Временные лаги лишают бюджетно-налоговую политику гибкости. Кроме того, ошибки в расчете их длительности могут в отдельных случаях привести к дестабилизирующему действию: стимулирующие методы начнут действовать уже тогда, когда экономика вышла из спада и находится на фазе экономического роста, и наоборот.

Практически невозможно точно рассчитать влияние изменения параметров фискальной политики на совокупные расходы, а тем более на реальную экономику. Так, добиться стимулирующего воздействия можно путем увеличения государственных закупок, социальных трансфертов и снижения налогов. Известно, что величина мультипликатора закупок больше величин других мультипликаторов. Помимо этого оценить влияние государственных закупок на совокупный спрос легче, чем других инструментов фискальной политики. Однако их использование ведет к увеличению бюджетного дефицита, что порождает ряд негативных последствий, о которых говорилось выше. Оценить воздействие на экономику изменения трансфертов и налогов сложнее потому, что, во-первых, их влияние на потребительские расходы зависит от mрс, динамику которой предсказать достаточно сложно, а во-вторых, чтобы определить степень влияния снижения налогов на инвестиции как компонент совокупного спроса, надо знать значения мультипликатора и акселератора инвестиций, точный расчет которых затруднителен.

Не следует забывать и о том, что фискальная политика может быть подвержена влиянию политического цикла. Решения об изменении налогов, государственных расходов принимаются политиками, что позволяет использовать инструменты бюджетно-налоговой политики в предвыборных целях. Например, практика показывает, что перед выборами некоторые виды государственных расходов увеличиваются, а после них -- сокращаются, что, естественно, не способствует повышению эффективности фискальной политики.

Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством бюджетно-налоговая политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто с этой целью анализируется состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов, излишков. Однако судить по этим показателям о действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Это объясняется тем, что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты или излишки могут изменяться вследствие целенаправленного увеличения или уменьшения государственных расходов или налогов, т.е. проведения активной фискальной политики. Но с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения объема национального дохода, происходящие в результате колебаний деловой активности, что обусловлено существованием встроенной стабильности.

Чтобы развести эти причины и получить возможность оценить правильность принимаемых фискальных мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала в условиях полной занятости. Рассмотрим бюджетные дефициты и излишки.

Связь между государственными расходами и налоговыми поступлениями в казну можно показать графически. Государственные расходы на текущий год есть величина постоянная, не зависящая от объема национального дохода. Поэтому кривая государственных расходов G будет иметь вид горизонтальной прямой (рис. 3). Сумма налогов, получаемых государством, пропорциональна объему национального дохода. Соответственно, кривая налоговых поступлений Т будет восходящей.

Рисунок 3 - Бюджетные дефициты, излишки. Бюджет полной занятости

Из рис. 3 следует, что бюджет может быть сбалансирован в точке Е при уровне национального дохода YE. Допустим, фактический доход равен Yt,а потенциальный -- У2. Существующий при уровне дохода Y1 бюджетный дефицит KL может свидетельствовать о том, что проводится стимулирующая фискальная политика, которая сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Однако на самом деле никаких стимулирующих мер не предпринимается. Это доказывает тот факт, что при полной занятости и тех же государственных расходах и налогах (кривые G и Т остаются на месте) бюджет полной занятости имеет излишек, равный отрезку MN. Таким образом, причиной фактического дефицита является спад производства. Фискальная политика, наоборот, была сдерживающей, и отчасти именно поэтому уровень национального дохода ниже потенциального. Возникает необходимость в принятии надлежащих фискальных мер, т.е. в стимулировании совокупных расходов.

Изменение бюджета полной занятости показывает, как проводимая бюджетно-налоговая политика влияет на изменение совокупных расходов. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета полной занятости свидетельствует о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупных расходов. И наоборот, уменьшение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей бюджетно-налоговой политики, цель которой -- сокращение совокупных расходов.

Не следует также забывать, что вследствие проведения фискальной политики существует эффект вытеснения.

Очень проста причина того, что равновесный уровень реального дохода в модели IS-LMB результате проведения экспансионистской бюджетно-налоговой политики (увеличения государственных расходов или снижения налоговых ставок) вырастет на меньшую величину, чем предписывается традиционным эффектом мультипликатора. Когда реальный доход начинает расти, то же происходит и с объемом спроса на деньги, и с равновесной процентной ставкой. Повышение процентной ставки приводит к сокращению инвестиций фирм. В результате реальный доход уменьшается на величину, равную сокращению ожидаемых инвестиций в соответствии с эффектом мультипликатора.

Следовательно, увеличение государственных расходов или снижение налогов, вызывая изменения ставки процента, приводит к снижению частных расходов фирм. Экономисты называют это явление эффектом вытеснения (crowding-out effect) частных инвестиций вследствие роста государственных расходов. Этот эффект вытеснения напоминает положение классической модели, в соответствии с которым рост дефицита государственного бюджета полностью вытесняет равное ему количество частных расходов на товары и услуги. Однако в кейнсианской модели полное вытеснение не имеет места. Скорее, суммарный равновесный реальный доход увеличивается, когда государственные расходы растут или налоги снижаются.

Что определяет относительный размер эффекта вытеснения? Предположим, что наклон графика IS был бы большим (т. е. ожидаемые инвестиции стали бы неэластичными по проценту), а наклон графика LM был бы менее значительным (так что спрос на деньги оказался бы эластичным по проценту). При таком положении окончательный прирост реального дохода практически соответствовал бы величине, на которую сместился график IS. В этом случае эффект вытеснения был бы незначительным. И наоборот, если бы график IS был пологим (т. е. ожидаемые инвестиции оказались бы эластичными по проценту), а график LM -- крутым (т. е. спрос на деньги был бы менее эластичен по проценту), то окончательный прирост реального дохода стремился бы к нулю. В этом случае наблюдалось бы полное вытеснение инвестиций. Из этого можно сделать вывод, что эффект вытеснения становится более заметным, когда повышается эластичность ожидаемых инвестиций по проценту. Эффект вытеснения также усиливается при уменьшении эластичности спроса на деньги.

Отметим также, что при горизонтальном графике IS (ожидаемые инвестиции абсолютно неэластичны) и вертикальном графике LM (спрос на деньги абсолютно неэластичен по проценту) возникает крайний случай полного эффекта вытеснения. При этом увеличение государственных расходов повлечет за собой смещение графика IS по горизонтали, причем уровень реального дохода останется неизменным. Это означает, что реальные инвестиции уменьшатся на величину, соответствующую приросту государственных расходов, т. е. будет иметь место полный эффект вытеснения. Этот случай сам по себе является аналогией классической модели. Это объясняется тем, что классическая модель подчеркивает чувствительность ожидаемых инвестиций к изменению процентных ставок и также отмечает независимость спроса на деньги от ставки процента. В этом случае, как показывает модель IS-LM, имеет место полный эффект вытеснения.

Оценка эффективности фискальной политики: на примере России

дипломная работа

1.4 Проблемы осуществления фискальной политики

Даже сторонники кейнсианского направления признают, что применение фискальной политики в качестве инструмента макроэкономической стабилизации сопровождается трудностями.

Важной проблемой является недостаток гибкости бюджетно-налоговой политики. Поскольку некоторые государственные программы осуществляются несколько лет и расходы по ним уже запланированы, то быстрое увеличение и снижение государственных расходов представляется трудноосуществимой задачей.

Проблему негибкости усугубляет проблема временных лагов. Поскольку изменение бюджетно-налоговой политики подразумевает длительное обсуждение в парламенте, то образуется внутренний временной лаг между осознанием необходимости осуществления мер и их вступлением в силу. Кроме того, поскольку воздействие фискальных мероприятий на экономику проявляется не сразу, имеет место быть внешний временной лаг между моментом принятия мер и их результатами.

Наличие описанных выше лагов означает, что при принятии решений о фискальной политике необходимо ориентироваться на экономическую ситуацию, которая будет в будущем. Однако точно предсказать экономические события не всегда представляется возможным.

Кроме того, измерение и анализ экономической информации несовершенны, и определить величину отклонения экономики от своего потенциала крайне сложно. Возникает неопределенность относительно кого, какие меры нужно принимать в данный момент времени. В противном случае, эффект от бюджетно-налоговой политики может проявиться в противоположной фазе экономического цикла и усилить колебания деловой активности.

Также существует проблема неопределенности связанная с тем, что сложно предсказать эффективность, которую будут иметь предпринятые меры. Даже если предположить, что нам известно на какую величину нужно изменить совокупный выпуск, вопрос о том, на какую величину нужно изменить государственные закупки или налоги по-прежнему останется открытым.

Прогнозирование эффекта фискальной политики затрудняется также вариативностью ожиданий экономических агентов. От ожиданий во многом зависят результаты фискальной политики, однако сама политика также оказывает влияние на ожидания. Этот факт еще более усложняет осуществление бюджетно-налоговой политики.

Вследствие описанных выше проблем осуществление бюджетно-налоговой политики происходит практически «вслепую». Тем не менее, кейнсианцы не спешат отказываться от этого инструмента макроэкономической стабилизации, хотя многие из них признают, что применять фискальную политику нужно лишь в периоды глубоких спадов и не стоит пытаться сглаживать все колебания экономической активности.

Основными инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты. Государственные закупки - это способ закупок...

Анализ современной фискальной политики

Реформирование бюджетной и налоговой систем в России проводиться в сложных условиях трансформации собственности и становлении национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства...

Методика составления плановой калькуляции производственных предприятий

Налоговая политика Российской Федерации, как инструмент экономического роста страны

При анализе любой налоговой политики необходимо различать такие понятия, как «субъекты налоговой политики», ее «цели», «методы» и «модели (типы)». Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления...

Налогово-бюджетная политика и ее роль в стабилизации и развитии экономики

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1. стимулирующую 2. сдерживающую. Рисунок 1(а...

Особенности и проблемы реализации фискальной политики в Республике Беларусь

На базе кейнсианской теории известный английский ученый Дж.Хикс разработал стандартную равновесную модель рынка. 0бщее равновесие на реальном, (товарном) и денежном рынках исследуется с помощью аппарата кривых “IS-LM” (рис. 2.1)...

Проблемы и тенденции реализации фискальной политики в Республике Беларусь

Фискальная политика представляет интерес прежде всего с теоретической точки зрения, для получения ответа на вопрос: как можно использовать инструменты данной политики для стабилизации экономики...

Совершенствование государственного регулирования экономики депрессивных регионов в условиях стратегического планирования

В условиях рыночных отношений государственная региональная политика должна вырабатываться с учетом децентрализации экономики, укрепления финансово-хозяйственной самостоятельности политических и административно-территориальных единиц...

Фискальная политика

Время от времени правительства различных стран предпринимают действия, направленные на «стимулирование экономики», которое носит название фискальной политики...

Фискальная политика

Экономисты признают, что правительство может сталкиваться с рядом серьезных проблем при выборе и проведении фискальной политики на практике. Связано это со многими факторами. Фискальная политика - это временный процесс...

Фискальная политика в России: цели, механизмы и последствия

Как у любой политики, при осуществлении фискальной политики возникают некоторые проблемы. Рассмотрим их далее. Существуют бюджетные дефициты. И побочные последствия их достаточно серьезны...

Фискальная политика государства в рыночной системе

Переход России к рыночной экономике изменил структуру доходной части государственного бюджета, которая в значительной мере формируется за счет налоговых поступлений...

Фискальная политика и ее влияние на макроэкономическую стабилизацию

Наличие в фискальной политике двух основных компонентов предполагает, что у государства появляется возможность маневрировать как за счет изменения порядка налогообложения и привлечения других видов доходов...

Фискальная политика: направления реализации в национальной экономике Республики Беларусь

Вопросы совершенствования бюджетно-налоговой политики в Беларуси являются как никогда актуальными и важными на сегодняшний день. Общая неэффективность приемов и методов, используемых при составлении бюджета...

Эффективная социальная политика предприятия в кризисных условиях