Проблемные вопросы розыска должника, его имущества в исполнительном производстве. Розыск должника и его имущества судебными приставами

Заровчатская Надежда Валентиновна
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия», г. Омск

Эффективный розыск должника и его имущества, безусловно, является одной из самых актуальных тем в исполнительном производстве, так как является одним из гарантов защиты прав и свобод гражданина.

Процессуальное право и обязанность судебного пристава-исполнителя объявлять в розыск должника, его имущества законодательно закреплено ч.2 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118 - ФЗ «О судебных приставах, а также ст.65 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Вместе с тем надлежит констатировать, что большой объем имущества и денежных средств не возвращается истцу в силу невозможности установления местонахождения объектов, подлежащих изъятию, сложности выявления источников сведений о них.

В рамках данной работы нами было проведено исследование, направленное на оценку эффективности розыска должника, его имущества судебными приставами и возникающих в процессе проблемах. В ходе исследования было проведено анкетирование. Было опрошено 60 судебных приставов - исполнителей, осуществляющих розыск. По результатам исследования мы можем сделать следующие выводы:

Во-первых, можно утверждать, что в процессе розыска должника, его имущества в Российской Федерации возникают проблемы в большинстве случаев (72%).Во-вторых, в основном имуществом подлежащим розыску, являются транспортные средства(88%). Особенность транспортных средств (далее ТС) в том, что они зарегистрированы на должника, можно наложить запрет на регистрационные действия и тем самым избежать отчуждения имущества должником. В-третьих, сложности преимущественно возникают из-за невозможности установления места нахождения имущества должника, а так же в связи с тем, что имущество находится у третьих лиц.

Если обратиться к зарубежному опыту в данной сфере, то можно констатировать, тот факт, что в исполнительное производство, активно внедряется коллекторские агентства, то есть, истец «продает» исполнительный лист такому агентству(США, Франция..). В Финляндии, судебный пристав, может проводить обыск жилища, без согласия проживающих в нем лиц, но с уведомлением. Попробуем рассмотреть методы розыска должника, его имущества, в Российской Федерации, через призму зарубежного опыта в данной сфере. Что касается возможности производства обыска в жилище, то согласно ст.65 ФЗ «Об исполнительном производстве» у пристава, осуществляющего розыск, есть право проводить такое исполнительно - розыскное действие, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности как принадлежащих должнику, так и занимаемых им. Вместе с тем, в случае, если это помещение принадлежит должнику, то проверка его должна быть проведена еще до этапа объявления розыска. Если помещение установлено в ходе розыска, то возникает проблема принадлежности имущества находящегося внутри должнику. Если вещи не являются номерными, доказать что они принадлежат должнику практически невозможно. За исключением, конечно, тех производств, которые касаются залогового имущества - обычно это бытовая техника по потребительскому кредиту, у которой есть серийный номер.

Таким образом, норма, связанная с обследованием помещения в рамках розыска в НПА уже есть, однако осуществляется обследование только с согласия собственника, что сводит на нет его полезность. Кроме того, разыскать при обследовании возможно только конкретное имущество.

На основании вышеизложенного, мы предлагаем следующие решения проблем:

1) По нашему мнению, необходим отдельный статус для пристава по розыску. Сейчас на рассмотрении находится законопроект о ФССП, в нем выделен отдельно судебный пристав-дознаватель, помимо СПИ и ОУПДС. Пристава по розыску выделить не сочли нужным. Судебный пристав по розыску соответственно должен иметь отдельные права, в том числе на проверку документов, задержание, доставление лица, осуществлять некоторые оперативно - розыскные мероприятия. В соответствии со статусом меняются требования - допуск к конфиденциальной и секретной информации, спецпроверка и т.п.

2) Розыск должников за пределами РФ является трудноразрешимой задачей. Если известно его местонахождение за границей - направляется (при наличии международного договора) запрос о правовой помощи для исполнения документа исполнительными органами другого государства. Относительно розыска лиц ничего подобного нет, и когда есть информация о том, что должник находится в другой стране, но неизвестен конкретный адрес, розыскное дело прекращается. В идеальном варианте - создание международного органа (наподобие Интерпол) целью которого будет розыск должников или подписание международных договоров о сотрудничестве именно в рамках розыска должников.

3) Постановка разыскиваемых должников на учет в федеральный розыск.

4) Усилить материальную заинтересованность должностных лиц, осуществляющих розыск. Так, сейчас, исполнительный сбор составляет 10 %. К розыску, конечно, это отношение не имеет, но в целом, если часть исполнительского сбора оставлять в бюджете службы - это позволит увеличить финансирование, в том числе и розыска. А это и транспорт, и премии, и мотивация на взыскание.

Список используемой литературы

  1. Головин В.В., Калганова Л.А. Проблемы управления службой судебных приставов // Бюл. Службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. 2003. № 2(9). С. 25.
  2. Викут В.А. Исаенкова О.В. Исполнительное производство: Учебник. Практикум. - М.: Юристъ,2001
  3. Долгополов О.А. Служба судебных приставов: опыт России и зарубежных стран // Вестн. Нижегород. университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. N 3. С. 203 - 207.
  4. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об исполнительном производстве». Собрание Законодательства Российской Федерации 97г. № 30 ст.3591.
  5. Федеральный закон от 12.03.2014 № 34-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон» О судебных приставах» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Сложная экономическая обстановка в целом по стране, низкие зарплаты вынуждают граждан брать денежные средства в долг у других лиц. Ситуация с задолженностью обостряется, если заемщик перестает исполнять договорные обязательства в установленные сроки. Аналогичная картина формируется по обязательствам перед бюджетом, алиментам, штрафам и другим платежам. Для взыскания недоимки истец обращается к суду, ФССП. В этом случае важно выяснить, как происходит розыск должника в исполнительном производстве и какие последствия его ожидают.

Причины объявления в розыск

После систематического нарушения неплательщиком договорных условий, кредитор вынужден обратиться за защитой законных прав в суд. Начинается разбирательство, по результатам которого взыскатель получает на руки исполнительный документ и передает его на обработку приставам.

Исполнитель возбуждает производство, главной целью которого является удовлетворение требований суда. На первом этапе должностное лицо предоставляет ответчику пятидневный срок для добровольного погашения долгов. Далее запускается процедура принудительного взыскания. Разыскивается неплательщик, его активы, денежные средства наличные и на банковских счетах.

Определим, когда законом предусмотрен розыск ребенка, должника или его имущества. Процедура реализации судебного акта регламентирована ФЗ №229 от 02.10.2007 г. Статья 65 определяет основания для применения розыскных мероприятий:

  • Неплательщик уклоняется от дачи объяснений по требованию пристава.
  • Ответчик нарушил закон и не уплатил соответствующий штраф.
  • Выполнение алиментных обязательств прекращено или идет погашение незначительными долями.
  • Родитель незаконными путями вывез ребенка, скрывает его от родных в неизвестном месте.
  • Нанесен тяжкий вред жизни, здоровью, имуществу других физических лиц.

Конкретные основания для объявления гражданина в розыск определяются непосредственно представителем УФССП в соответствии с законодательным регламентом. Оперативно-розыскным мероприятиям должны предшествовать работы по определению места жительства и нахождения физлица, опросы близких родственников, знакомых, коллег по работе.

На начальном этапе исполнительного производства производится розыск должника и его активов

Только, если данные действия не приносят желаемого результата, пристав переходит к крайним мерам и объявляет ответчика в розыск. Разыскивание неплательщика производится по всей территории страны, при необходимости даже за ее пределами.

Инициатор процедуры

Госслужащий ФССП наделен полномочиями объявлять должника в розыск по собственной инициативе в ходе производства. Потребовать принудительного определения местонахождения неплательщика вправе взыскатель, непосредственно суд.

Процесс предполагает многочисленные бюрократические издержки, требует соблюдения четкого плана, оформления большого числа подтверждающих документов. Для юридических и физических лиц действует определенный перечень оснований, когда розыск становится вынужденной мерой:

  • Требования истца имеют неимущественный характер, независимо от стоимостного измерения, не могут быть исполнены без личного присутствия ответчика.
  • Материальный, денежный иск превышает десять тысяч рублей, плательщик уклоняется всяческими методами от погашения недоимки.

Исполнитель приступает к процедуре обнаружения ответчика по заявлению взыскателя не позднее трех дней с момента регистрации документа канцелярией службы. Розыск ребенка организуется на протяжении суток. По результатам рассмотрения ходатайства госслужащий выносит постановление. Документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • Дата, место рождения разыскиваемого.
  • Адрес постоянного, временного проживания по последним официальным данным.
  • Наименование и контактная информация о работодателе.
  • Методика определения размера задолженности.
  • Сведения о взыскателе, телефон для связи.

Поиском должника занимается служба судебных приставов

Бланк передается на согласование и утверждение старшему уполномоченному лицу в ФССП, далее принимается к немедленному исполнению. Истцу направляется копия документа, дебитору бумага пойдет на последний известный адрес пребывания.

Оформление обращения

Займодавец вправе требовать розыска заемщика на стадии судебного разбирательства. Чаще всего данная инициатива исходит от кредитора, если существует реальная угроза нарушения законных прав, утраты имущества и уклонения виновного лица от ответственности по исполнительному производству.

Форма может быть составлена лично взыскателем, его уполномоченным представителем. Документ составляется и направляется по почте или через личный кабинет на официальном сайте ФССП, сервис Госуслуги. При подаче документа на бумажном носителе рекомендуется составить два экземпляра. Перечислим основные моменты, требующие отражения в заявлении:

  • Наименование территориального органа судебных приставов.
  • Должность, инициалы исполнителя, кому предназначено исполнять обращение.
  • Сведения о сторонах взаимоотношения.
  • Название бланка.
  • Краткая информация по сути разбирательства со ссылкой на судебный приказ.
  • Изложение сведений о совершенных выплатах, сроках прекращения исполнения требований суда, причины, если их возможно определить.
  • Ожидаемые меры, описание требований.
  • Список приложений.

К бланку прилагаются копия постановления о возбуждении исполнительного производства, документ по наделению представителя полномочиями. Дополнительно заявитель может предоставить фото должника, выписки со счетов по зачислению алиментов, иные документы, позволяющие принять единогласное решение о розыске. Например, свидетельские показания о жестоком обращении нарушителя с похищенным ребенком.

При подаче заявления на розыск важно правильно его составить

Пристав не вправе отказать заявителю в удовлетворении требований найти должника, если на бумаге присутствуют опечатки, ошибки, не влияющие на суть обращения. Бланк может быть составлен по произвольной форме, а любые дополнения вносятся отдельным заявлением или посредством предоставления копий подтверждающих документов.

Применения правового инструмента

Розыск должников судебными приставами начинается с момента издания постановления и утверждения его руководством. Требования к составлению данного документа предъявлены ст. 33 ФЗ №229 и подлежат обязательному исполнению.

Мероприятие осуществляется по двум основным направлениям: выявление местонахождения нарушителя и вычисление источников погашения задолженности. Вся полученная информация подлежит отражению в единой базе исполнительных производств.

Существенная доля сведений представлена в открытом доступе, ознакомиться с ней может любой желающий. Такая картина оказывает негативное воздействие на жизнь, деятельность должника. Наибольшую результативность мероприятие дает по отношению к юридическим лицам, поскольку публичное оглашение долговых обязательств приводит к ухудшению деловой репутации, утрате клиентов и риску разорения, банкротства.

Реестровая таблица содержит следующую информацию:

  • Дата и номер исполнительного листа, производства.
  • Полное имя для физлица.
  • Наименование для организаций, контакт управляющего.
  • Контактная информация об исполнителе и расположении территориального подразделения ФССП.
  • Реквизиты розыскного бланка.

Получить доступ ко многим сведениям о должнике может любой человек

Течение процедуры

Приставы наделены государством и судом полномочиями направлять запросы в любые компетентные органы:

  • Финансово-кредитные учреждения.
  • Полицию, ГИББД, ФМС.
  • Налоговую инспекцию, ФСС, ПФР.
  • Местную власть, администрацию, мэрию.
  • Росреестр.
  • Жилищно-коммунальные хозяйства и др.

Все сведения, полученные в ответ, помогут исполнителю определить потенциальное место пребывания неплательщика, установить уровень официального дохода, причины уклонения от законных требований. В некоторых случаях скрывающийся нарушитель будет привлечен не только к административной, но и к уголовной ответственности. Последний вариант будет приведен в действие, если появятся неопровержимые доказательства злого умысла в действиях разыскиваемого.

Общий регламент розыска состоит из следующих этапов:

  1. Составление плана мероприятия.
  2. Рассылка запросов по федеральным, коммерческим структурам и службам.
  3. Сопровождение документации.
  4. Прямые действия по поиску имущества, самого физлица, компании.
  5. Распределение обязательств между участниками оперативной группы, подчиненными.
  6. Контроль и анализирование.
  7. Подача жалоб, ходатайств по оспариванию действий участников мероприятия.

Для поиска должника приставы могут направлять запросы в различные инстанции

Действующее законодательство не регламентирует строгого порядка розыскных работ, поэтому конкретный план определяется госслужащим по совокупности обстоятельств дела. Нужно предусмотреть все возможные нюансы, факторы, особенности конкретной ситуации.

Единственное требование к мероприятию – не затрагивать конституционные права и свободы граждан, избегать по возможности применение физической силы, исключить насилие. Пристав может посещать последнее место пребывания нарушителя, осматривать недвижимость, имущество, проводить опрос родственников, коллег, супругов.

На практике в исключительных случаях в процедуру вовлекаются не только государственные организации, но и частные сыскные агентства, детективы. Важно понимать, что дополнительные расходы по услугам коммерческих компаний косвенно увеличат сумму задолженности ответчика. Изначально расходы несет истец, но суд не запрещает обратиться с новым иском по компенсации данных платежей.

Риск за несанкционированную деятельность, нарушение настоящего регламента привлеченными физлицами и организациями ложится на исполнителя. Возможность использования сведений, полученных посредством частного сыска, в ходе розыскного дела, подтверждается письменным согласием пострадавшего. Дополнительную помощь в поиске удерживаемых детей оказывают объявления в СМИ.

Отклонение ходатайства заявителя

Исполнитель имеет право отказать взыскателю в удовлетворении требований по обнаружению ответчика, его имущества. Например, производство только началось, применены не все возможные меры и действия, а истец уже инициирует розыск неплательщика.

Если решение пристава не имеет обоснования, действительно нарушает право заявителя и фактически служит препятствием в погашении задолженности, влечет негативные последствия, можно подать письменную жалобу в прокуратуру, суд, непосредственному руководству госслужащего.

Заявителю в ряде случаев может быть отказано в поиске должника

В прошении к проверяющим инстанциям необходимо указать всю информацию о ходе дела, действиях исполнителя, мотиве отказа. Адресат жалобы будет искать нарушение в работе исполнителя судебного акта. Если в результате проверки будет выявлено реальное нарушение работника ФССП, его привлекут к ответственности путем наложения санкций, дисциплинарного взыскания, отстранения от дела.

Должник нашелся

Если нарушитель обнаружен на территории, исключенной из ведомства пристава, вплоть до пребывания за рубежом, исполнитель вправе подать ходатайство на имя руководства о передаче дела в другое подразделение или на расширение полномочий. Допускается препровождение неплательщика в подразделение ФССП для незамедлительного осуществления предусмотренных судом исполнительских действий.

На все имущество, активы, денежные средства, выявленные в ходе оперативно-розыскных мероприятий, производится обращение взыскания в установленной законом очередности. Важно определить не только объекты собственности должника, но и имущество, которыми он управлял и распоряжался в ближайшее время. Вполне вероятно, что был факт отчуждения, дарения. Поэтому госслужащий должным образом проверяет имущественную историю нарушителя.

Завершение розыскных мероприятий производится по письменному решению пристава. Действие возможно в следующих случаях:

  • Установлено место пребывания разыскиваемого.
  • Выявлено имущество, иные активы.
  • Взыскатель выразил протест по розыску.
  • Зафиксировано мошенничество со стороны истца.
  • Запушена процедура конкурсного производства.
  • Задолженность погашена, необходимость поиска отпала.
  • Полностью реализован план мероприятия и др.

После нахождения должника его имущество может быть реализовано для уплаты долгов

Найденный несовершеннолетний ребенок подлежит передаче второму родителю, официальному опекуну или органам социальной защиты населения, попечительства. Перемещение малолетнего из-за границы осуществляется в сотрудничестве с консульством, органами опеки.

Если в исполнительном производстве розыск имущества должника по выплате алиментов на протяжении года не приносит результатов, пристав информирует об этом взыскателя. Жена имеет возможность подать иск в суд с требованием признать гражданина безвестно пропавшим, отсутствующим.

В исполнительном производстве сроки действий и розыска должника ограничены двумя месяцами. Допустимо продление не более чем на шестьдесят дней по веским основаниям.

Открытие розыскного дела как эффективный правовой инструмент

Гражданско-правовой смысл понятия должник является более широким, чем бытовое представление о нем. Должники являются не только лицами, одолжившими имущество и не возвратившими его, но и определенной стороной гражданско-правовых отношений. Эта сторона является несущей обязательства перед кредитором либо другой стороной, что связано с их имущественным характером. Данные обязательства вытекают не только из заключенного договора между сторонами, но и возникают в результате вреда, причиненного тем правонарушением, которое было совершено.

Приказом, устанавливающим административный регламент, регулирующий порядок исполнения государственной функции, связанной с процессом объявления о розыске приставом, утвержденным Минюстом РФ, разработаны соответствующие административные процедуры. Данный Приказ принят 21 сентября 2007, утвержден под номером 192. Согласно общим положениям в редакции от 08.07.2008 под номером 139, реализация государственной функции, связанная с исполнением, регулируется Федеральным законом, принятым 2 октября 2007, под номером 229 «Об исполнительном производстве».

Установленный российским законодательством порядок по исполнению судебных решений может не всегда оканчиваться успешным выполнением поставленных задач. Очень часто оказывается невозможным взыскать через суд присужденное имущество. Любая стадия, связанная с исполнительным производством, может сопровождаться ситуацией, в которой смена адреса должника представляет собой умышленное или неумышленное действие. Должник может скрывать местонахождение имущества, поэтому все предпринимаемые меры со стороны судебных приставов-исполнителей могут являться неэффективными. Данные ситуации очень часто встречаются в судебной практике.

Наиболее эффективным правовым инструментом, связанным с исполнительным производством, оказывается объявление в розыск.

После поправок, внесенных в статью 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» законом от 03.12.11 года, полностью изменилось содержание правовых норм, но по 2-м видам розыска, то есть имущества должника и должника-организации, определяющие критерии остались теми же. Эти 2 вида розыска вправе объявлять должностные лица, относящиеся к компетентному органу ФССП — Федеральная служба судебных приставов.

Содержание административной процедуры по розыску

Содержание процедуры розыска является на сегодняшний день одним из спорных вопросов. Законодательством не предусмотрено четкое определение данной процедуры. Конкретное же содержание данного понятия раскрывается непоследовательно. Под этим понятием в судебной практике подразумевается 2 подхода, определяющих основное содержание данной процедуры. Розыском является комплекс исполняемых должностным лицом действий:

  • по обнаружению местонахождения имущества должника;
  • по его выявлению.

Эти действия нередко отождествляются с запросом судебными приставами всей необходимой информации. В целом реализация полномочий по вопросу о розыске в ходе исполнения розыскных процедур связана с выполнением следующих действий:

  • предусмотренное как отдельное исполнительное действие статьей 64 ФЗ от 02.10.07, связанное с рассмотрением вопросов о розыске и запросов у физических лиц, органов и организаций необходимых сведений;
  • указанное в Административном регламенте, дающем право должностным лицам по розыску в процессе осуществления возложенных на него полномочий получать соответствующую информацию. Для этого им производится запрос в государственные органы, осуществляющие регистрирующие, контрольные и надзорные функции.

Осуществление всех этих действий на практике в процессе исполнительного производства, является отдельным видом действий. Судами не проводится четкого различия между действиями по розыску и иными мероприятиями, связанными с поиском. При этом суды указывают на то, что процесс, связанный с розыском отличается от осуществления поиска.

Согласно закону, принятому 03.12. 11 года, частные детективы имеют право оказывать услугу поиска должника и его имущества, что связано с процессом осуществления исполнительного производства. Все полученные сведения в ходе частного расследования, то есть поиска, могут быть использованы приставами при производстве розыскного дела. Возможность использования сведений предоставляется исключительно на основании заявления, предоставленного взыскателем.

Таким образом, возможность коррупционных действий, связанных с отношениями пристава и частного детектива, исключается. Взыскатель в данном случае нанимает частного детектива за собственный счет. Ряд органов ФССП России разрабатывает документы, которые будут регламентировать порядок взаимодействия приставов и частных детективов.

После объявления о розыске, пристав вправе делать запросы банкам данных о розыскной и оперативно-справочной информации. Он вправе производить обработку всех необходимых персональных данных, в которых могут содержаться все сведения о лицах и их имуществе. При производстве розыскных мероприятий им используются те сведения, которые получены при осуществлении деятельности, связанной с частным сыском.

Порядок реализации административных процедур согласно установленного Регламента

Порядок исполнения государственной функции по розыску

Реализация утвержденных административных процедур связана с порядком осуществления действий должностных лиц (судебных приставов-исполнителей), осуществляемых в отношении должника и его имущества, которым является гражданин или организация:

  1. Организацией розыскных мероприятий.
  2. Обеспечением расходов на осуществление розыскного дела.
  3. Ведением дел о розыске.
  4. Выполнением соответствующих мероприятий, связанных с розыском.
  5. Осуществлением функций контроля реализации полномочий в процессе розыска.
  6. Обжалованием всех действий либо бездействий, принимаемых должностными лицами решений в ходе реализации государственной функции розыска.

Организация исполнения государственной функции, связанной с процессом , являющихся гражданами или организациями, определяет выполнение:

  1. Организационно-методического обеспечения процесса организации всей деятельности центральным аппаратом ФССП РФ, а именно отделом, осуществляющим организацию процедуры розыска и розыскных мероприятий.
  2. Функций, непосредственно осуществляемых соответствующим структурным подразделением от лица судебного пристава, уполномоченного на основании распоряжения руководителя данного территориального органа ФССП России.

Законодательство РФ предполагает несение ответственности принимающих участие должностных лиц в исполнении государственной функции по розыску.

Документы, необходимые для открытия розыскного дела

На розыскном деле, связанном с имуществом должника должна стоять пометка «Для служебного пользования», что определено наличием тех документов, в которых содержится информация ограниченного распространения. Она представляет собой сведения об имуществе должника или должнике-организации.

Документы, необходимые для производства по розыску имущества следующие:

  • копия постановления о возбуждении исполнительного производства;
  • постановление о заведении розыскного дела и его копия;
  • опись документов, находящихся в розыскном деле;
  • копия исполнительного документа;
  • копия заявления, составленного взыскателем, связанного с объявлением о розыске имущества;
  • справка, подготовленная судебным приставом-исполнителем, ответственным за выполнение исполнительного производства, которая отражает информацию:
  • об исполнении процессуальных действий по установлению места, где находится имущество должника или должник-организация;
  • о проведении обоснования невозможности установления местонахождения без проведения розыскных мер;
  • план мероприятий, связанных с розыском имущества должника или должника-организации;
  • справка (акт) по итогам проведений отдельных мероприятий, связанных с розыском;
  • информация, предоставляемая государственными органами об имущественном положении должника или о должнике-организации.

Постановление, подписанное судебным приставом, служит основанием для заведения дела о розыске, открываемого не позднее наступления следующего дня после того, как было вынесено постановление.

Осуществление действий, связанных с исполнительным производством по розыскному делу

Основания для объявления о розыске

Статьями 64 и 65 ФЗ «Об исполнительном производстве», принятого 02.10. 2007 №229, регулируется порядок осуществления действий судебным приставом-исполнителем, имеющими цель создать условия, необходимые для реализации мер, связанных с принудительным исполнением. Это понуждение должника к правильному, полному и своевременному исполнению поставленных исполняющим должностным лицом требований. Совершение действий, связанных с розыском имущества, может осуществляться должностным лицом или судебным приставом-исполнителем самостоятельно, возможно с привлечением к участию в розыскном деле органов внутренних дел.

Если судебным приставом-исполнителем обнаружено отсутствие сведений о месте нахождения имущества или должника, то должностное лицо имеет право сделать объявление на розыск.

Основание для объявления должно определяться каким-либо местом из тех, которые перечислены ниже:

  • пребывания должника, являющимся одним из последних известных мест;
  • жительства или осуществление исполнения по исполнительному документу;
  • нахождения имущества;
  • жительства взыскателя.

Основанием для осуществления розыска является не только процедура его объявления, производство которой может осуществляться на территории РФ или на территории иностранного государства согласно международным договора. Судебный пристав-исполнитель имеет право объявить о розыске имущественного характера в том случае, если требования исполнительного документа:

  • содержат сумму взыскания в отношении должника, превышающую 10000 рублей;
  • исполнение невозможно по причине отсутствия должника.

Процесс розыска может быть объявлен по собственной инициативе судебного пристава либо на основании заявления со стороны взыскателя в соответствии с требованиями защиты интересов субъектов РФ и самого государства.

Порядок процедуры, связанной с вынесением постановления

Вынесение постановления о розыске имущества осуществляется в процессе исполнения обязанностей судебным приставом в течение трехдневного срока, начиная с того дня, когда к нему поступило заявление взыскателя, либо со дня обнаружения оснований для объявления розыска имущества.

Порядок, установленный статьей 33 Федерального закона в части 6, предполагает, что постановление, выносимое приставом-исполнителем, содержит указание по исполнительным действиям.

Применение мер, связанных с принудительным исполнением или действий, осуществляемых должностным лицом, исполняющим государственные функции по розыску, происходит на основании вынесенного постановления.

Старшим судебным приставом или его заместителем утверждается постановление о розыске, которое выносится приставом, получившим перенаправленное постановление для дальнейшего производства розыскного дела. Данное постановление является подлежащим немедленному исполнению.

Стороны, связанные с исполнительным производством, должны получить копии постановления о розыске имущества или об отказе в объявлении розыска.

Копию постановления в случае отсутствия необходимых сведений, связанных с местонахождением имущества или должника, направляют по последнему из известных мест жительства или мест пребывания должника.

Исполнение действий при обнаружении имущества должника

Разыскиваемое имущество может быть обнаружено на той территории, где распространение полномочий судебного пристава, которым было вынесено объявление о розыске, не предусмотрено. Эта информация незамедлительно передается территориальному органу ФССП по месту объявления о розыске посредством использования интернета.

В случае обнаружения имущества производятся исполнительные действия и применение мер, связанных с принудительным исполнением по месту обнаружения.

С практической точки зрения большое значение имеет не только факт обнаружения того имущества, которое формально оказалось в собственности у должника, а также имущества, которое находилось под контролем данного лица. Имущество может быть переоформлено на имя родственников должника, его партнеров или друзей и пр.

При необходимости должник-гражданин препровождается в место, которое является ближайшим к подразделениям судебных приставов с целью применения мер, связанных с принудительным исполнением или совершением исполнительных действий. После исполнения действий приставом, осуществившим розыскные мероприятия, составленные или вынесенные постановления (акты) передаются судебному приставу, которым было вынесено объявление розыске.

1. В случаях, установленных настоящей статьей, судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск должника, его имущества или исполнительный розыск ребенка при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.

1.1. Под исполнительным розыском должника, его имущества или исполнительным розыском ребенка (далее - розыск) понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску (далее - судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск), предусмотренные настоящей статьей исполнительно-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка.

1.2. В целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации, на основании запроса центрального органа о розыске ребенка.

2. Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или ребенка, местонахождению имущества должника либо месту жительства взыскателя. Объявление розыска является основанием для осуществления такого розыска на территории Российской Федерации, а также в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств.

3. По своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей, а также требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением, об отбывании обязательных работ, о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.

4. По своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании либо о передаче ребенка, порядке общения с ребенком или требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации.

5. По исполнительным документам, содержащим другие требования, судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск:

1) должника по исполнительному документу неимущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника;

2) должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника и сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей;

3) имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей.

6. Постановление о розыске должника или его имущества либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска. Постановление о розыске ребенка либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в течение суток с момента поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска.

7. Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске должника, его имущества или розыске ребенка выносится в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, с указанием исполнительных действий, которые могут быть совершены, и (или) мер принудительного исполнения, которые могут быть применены судебным приставом-исполнителем, осуществляющим розыск, в отношении должника, имущества должника или ребенка, обнаруженных в ходе производства розыска. В случае, если ранее в отношении должника не были установлены временное ограничение на выезд его из Российской Федерации, временное ограничение на пользование им специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о розыске должника или розыске ребенка устанавливает указанные ограничения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или обращается в суд с заявлением об установлении для должника указанных ограничений в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 67, частью 2 статьи 67.1 настоящего Федерального закона.

8. Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Постановление о розыске подлежит немедленному исполнению. Этим постановлением производство розыска поручается судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск, или судебному приставу-исполнителю, в производстве которого находится соответствующее исполнительное производство и который в этом случае пользуется всеми полномочиями судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск.

9. Копии постановления судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника копия постановления судебного пристава-исполнителя направляется по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника. Копия постановления о розыске ребенка направляется также в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Копия постановления о розыске ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации, направляется органу опеки и попечительства по последнему известному месту пребывания ребенка и центральному органу, назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

10. При производстве розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также проводить следующие исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам. Порядок организации проведения исполнительно-разыскных действий определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции. Тактика проведения исполнительно-разыскных действий определяется главным судебным приставом Российской Федерации.

10.1. Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе применять меры принудительного исполнения в соответствии с частью 7 настоящей статьи, а также в случаях, не терпящих отлагательства, предусмотренных частью 3 статьи 35 настоящего Федерального закона.

11. Для производства розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, по заявлению взыскателя вправе использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной (сыскной) деятельности, а для производства розыска должника-гражданина или ребенка также использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации.

11.1. При проведении исполнительно-разыскных действий судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, обязан обеспечить соблюдение прав человека и гражданина, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Не допускаются проведение исполнительно-разыскных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, разглашение сведений, составляющих личную и семейную тайну.

12. Если разыскиваемые должник, его имущество или ребенок обнаружены на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, объявившего розыск, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации по месту обнаружения должника, его имущества или ребенка организует незамедлительное направление сообщения об этом, в том числе с использованием сети "Интернет", в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по месту объявления розыска, обеспечение сохранности обнаруженного имущества, а также взаимодействие с органами опеки и попечительства по передаче обнаруженного в результате розыска ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа.

13. При обнаружении разыскиваемого должника-гражданина исполнительные действия совершаются, а меры принудительного исполнения применяются по месту его обнаружения. В случае необходимости для совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения должник-гражданин может быть препровожден в ближайшее к месту обнаружения подразделение судебных приставов.

13.1. При обнаружении ребенка, розыск которого осуществляется на основании запроса центрального органа о розыске ребенка, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органу опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и центральному органу, назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации. После обнаружения ребенка исполнительное производство подлежит окончанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона.

14. При обнаружении ребенка, в отношении которого объявлен розыск, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и принимает меры для передачи ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа. В случае невозможности немедленной передачи ребенка указанному законному представителю, опекуну или попечителю судебный пристав-исполнитель передает ребенка органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка, о чем незамедлительно извещает указанного законного представителя, опекуна или попечителя. При обнаружении ребенка, в отношении которого объявлен розыск по исполнительному документу, содержащему требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и центральному органу, назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации.

15. Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, не позднее дня, следующего за днем совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, направляет вынесенные (составленные) в результате их совершения или применения постановления (акты) судебному приставу-исполнителю, объявившему розыск, а в случае передачи исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое судебному приставу-исполнителю, в производстве которого находится соответствующее исполнительное производство.

16. Если после проведения исполнительно-разыскных действий по розыску должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании алиментов, в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике не установлено его место нахождения, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, информирует взыскателя о результатах проведенных исполнительно-разыскных действий и разъясняет взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.