Система национальных счетов функции. Понятие, сущность и функции национального счетоводства. Система национального счетоводства. Система национальных счетов (CНC): понятие, сущность, структура и теоретические принципы ее построения. Модель кругооборота ре

Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе национальных счетов (СНС).

Система национальных счетов (System of National Accounts , SNA) - совокупность взаимосвязанных статистических показателей, построенная в виде определенного набора сводных счетов и балансовых таблиц, с помощью которых измеряется совокупное производство страны и его компоненты с целью определения состояния экономики в целом.

СНС - это совокупность взаимосвязанных показателей в виде балансов, отражающих наличие ресурсов и их использование. Она дает количественное описание развития национального хозяйства за период времени. Основные показатели в СНС оцениваются в рыночных ценах, т.е. в ценах, в которых осуществляются экономические операции.

К наиболее важным областям применения СНС относятся: расчет обобщающих показателей экономического развития;

Анализ влияния мероприятий экономической политики на экономические процессы.

К примеру, данные СНС могут быть использованы для выявления влияния изменений в размерах денежной массы на темпы экономического роста, роста инфляции и т.д.

Во многом СНС схожа с бухгалтерским учетом, так как построена на основе бухгалтерских расчетов и принципов двойной записи. Можно сказать, что СНС - это бухгалтерский учет для экономики в целом.

Функции СНС:

  • собирательная (аккумулирующая) - сбор различных статистических данных, их анализ, составление прогнозов;
  • аналитическая - сравнение экономических результатов различных стран;
  • регулирующая - осуществление определенной государственной стратегии и реализации текущей государственной экономической политики.

При этом СНС позволяет:

  • - измерить объем производства в стране; охарактеризовать функционирование экономики в долгосрочной перспективе;
  • - раскрыть факторы, определяющие функционирование экономики;
  • - создать основу для формирования и реализации государственной экономической политики.

Все субъекты национальной экономики ведут учет своей деятельности с помощью специальных счетов и балансов. Счета - важный элемент СНС. В них различают две стороны: ресурсы и использование. В этих счетах ресурсы записываются дважды - как наличные и как использованные.

Вместе со смежными разделами экономической статистики СНС обеспечивает комплексной информацией органы государственного управления для формирования и реализации ими государственной экономической политики.

Использование СНС необходимо для проведения макроэкономической политики государства, экономического планирования прогнозирования, а также международных сопоставлений показателей валового продукта.

Таким образом, СНС представляет собой систему статистической информации для проведения расчетов на макроуровне

и организации механизма государственного регулирования

экономики.

Анализ показателей, исчисляемых в рамках СНС, - важное условие обоснованности принимаемых решений по вопросам управления экономикой, а также хозяйственных решений, принимаемых предпринимательскими структурами.

Кузнеца Систему счетов национального продукта и дохода (System of National Product and Income Accounts).

Значительный вклад в развитие национальных счетов внес В. Леонтьев (также впоследствии лауреат Нобелевской премии по экономике) - изобретатель метода межотраслевого баланса, с помощью которого исследуются связи между отраслями экономики, промежуточным потреблением, конечным спросом и валовым выпуском. В. Леонтьев сделал математическое описание основных соотношений межотраслевого баланса, сформулировал ряд математических уравнений, открывающих возможность точного измерения фактически согласованных связей и приложения межотраслевого баланса в планировании и прогнозировании. Позднее межотраслевой баланс был интегрирован в состав СНС. Таким образом, ключевые принципы составления межотраслевого баланса и его важнейшие показатели были строго скоординированы с СНС.

Определенный вклад в развитие национальных счетов внес норвежский ученый - экономист-математик, один из создателей эконометрики, впоследствии лауреат Нобелевской премии Рагнар Фриш. Он разработал принципы построения СНС. Фриш дал следующее определение национальным счетам, которое актуально и в паши дни: «Под национальными счетами мы понимаем не только оценки национального дохода за тот или иной период времени или оценки национального богатства на тот или иной момент, но в разумной степени полное описание всей экономической деятельности таким образом, что оно обеспечивает выявление взаимосвязей между различными аспектами экономического процесса» .

Ряд важных принципов будущей СНС сформулировал Джон Мейнард Кейнс. Ученый представлял СНС как систему взаимосвязанных макроэкономических переменных, таких как общий доход, потребление, инвестиции, сбережения, и показал, что воздействуя на одни переменные, можно добиваться нужных изменений других переменных. Стоит отметить, что идея изучения взаимосвязи между набором ряда макроэкономических переменных - одна из основополагающих в формировании СНС, которая была четко представлена Д. Кейнсом в его так называемом мультипликаторе, связывающим рост инвестиций и национального продукта.

В 1951 г. ученик и последователь Кейнса Ричард Стоун подготовил доклад «Упрощенная система национальных счетов». В 1952 г. Упрощенная СНС заменена «Стандартной системой национальных счетов», которая была более детальной, чем Упрощенная система. В 1953 г. статистической комиссией ООН под руководством Р. Стоуна был подготовлен документ «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», который рассматривается как первый стандарт ООП в области национального счетоводства. Документ был во многом похож на Стандартную СНС, но предназначался не только для развитых капиталистических стран, но и для развивающихся. Таким образом, считается, что непосредственно СНС была разработана в 1953 г.

Итак, СНС 1953 г. состояла из восьми счетов, дававших возможность оценить экономическое развитие страны. Большинство стран в соответствии с рекомендациями ООН стали использовать методику расчета макроэкономических показателей, заложенную в СНС, что позволило проводить макроэкономические сопоставления по разным странам. Эта СНС включала в себя ограниченное число счетов для экономики в целом, в рамках которых вычислялись наиболее важные макроэкономические показатели, такие как ВВП, ВНД, национальные инвестиции и др.

В 1968 г. была введена новая версия международного стандарта СНС (ставшая известной как «Голубая книга» (по цвету обложки)), в которой, в отличие от СНС 1953 г., уже были предусмотрены счета не только для экономики в целом, но и для ее отдельных секторов. Прежде всего, СНС 1968 г. включала в себя не только традиционные счета национального продукта и национального дохода, но и новые, интегрированные в ее структуру блоки макроэкономической информации, а именно: баланс национального богатства, баланс межотраслевых связей, систему показателей движения финансовых ресурсов и др. Кроме того, в систему входили следующие счета:

  • свободные;
  • производства;
  • потребления;
  • использования капитала;
  • доходов;
  • расходов;
  • капитальных затрат.

Еще одной важнейшей особенностью СНС 1968 г. стало то, что она использовала в наиболее последовательной форме принцип двойной записи каждой операции, заимствованный из бухгалтерского учета. СНС применялось вплоть до 1993 г.

В 1993 г. ООН одобрила новый вариант СНС. Он был направлен на гармонизацию системы со смежными разделами экономической статистики, а именно: с платежным балансом, статистикой государственных финансов и др. В 1993 г. СНС стала двухуровневой и содержала счета:

  • свободные;
  • детализированные.

В СНС 1993 г. было расширено определение ВВП и сделан акцент на анализе секторов экономики. Помимо этого в новой СНС была уточнена трактовка расходов на деятельность финансовых посредников, военные цели, а также усовершенствованы методы оценки выпуска продукции в условиях высоких темпов инфляции.

В 2008 г. вышла обновленная версия СНС , предназначенная для использования всеми странами. Разработана с учетом потребностей стран, находящихся на разных стадиях экономического развития. Концептуальные элементы СНС-2008:

  • институциональные единицы и секторы;
  • операции и другие потоки;
  • активы и обязательства;
  • продукты и производящие единицы (производители);
  • цели.

СНС-2008 представляет собой дополненный вариант СНС-1993 и включает баланс активов и пассивов, а также следующие счета и группы счетов:

  • производства;
  • распределения доходов;
  • перераспределения доходов;
  • использования доходов;
  • операций с капиталом;
  • финансовый;
  • других изменений в активах;
  • остального мира и их связь с платежным балансом.

Все счета между собой связаны и составляют единую

систему учета национального хозяйства. Позволяют регистрировать экономические операции, осуществляемые институциональными единицами, т.е. предприятиями, учреждениями и организациями, домашними хозяйствами и др., которые являются резидентами данной страны; регистрируемые операции охватывают также операции между резидентами данной страны и резидентами остального мира.

В СНС-2008 учет результатов экономической деятельности также ведется на основе разбивки системы хозяйствования на следующие отдельные секторы.

  • 1. Нефинансовые предприятия (производственные) - создание и реализация разнообразной продукции.
  • 2. Финансовые учреждения - финансовые операции на коммерческой основе (движение денежных средств, кредитование, страхование и т.д.).
  • 3. Государственные учреждения (сектор государственного управления и государственный сектор) - перераспределение НД и национального богатства (НБ).
  • 4. Домашние хозяйства - некорпоративное производство товаров и услуг, предоставление рабочей силы. Результат деятельности - смешанный доход, включающий прибыль и заработную плату.
  • 5. Некоммерческие организации - обслуживание домашних хозяйств (общественных, политических, религиозных) и оказание бесплатных услуг.

Итак, согласно СНС все хозяйствующие субъекты объединены в пять секторов. Для всех секторов предусмотрен стандартный набор счетов, в которых фиксируются экономические операции, связанные с производством товаров, образованием и распределением доходов, образованием сбережений и их накоплением. Данная информация является наиболее полной и позволяет провести анализ экономического и финансового положения всего национального хозяйства.

В России общепринятая СНС стала внедряться с 1992 г. Тогда была утверждена программа перехода РФ на принятую в международной практике систему макроэкономического учета. Однако в связи с определенной спецификой переходной российской экономики методология СНС России незначительно отличается от принятых в международной практике стандартов. В настоящее время СНС содержит следующие счета.

  • 1. Счет товаров и услуг - сводная таблица (баланс), состоящая из двух частей. Первая часть баланса - «ресурсы», где показан объем произведенной продукции, выпущенных товаров и услуг. Вторая часть - «использование», где отражен объем потребленных товаров и услуг, а также средств, направленных на накопление основного и оборотного капитала. Этот счет характеризует общие ресурсы товаров и услуг но экономике в целом, а также направление использования этих ресурсов на промежуточное потребление, конечное потребление, валовое накопление и экспорт.
  • 2. Счет образования первичных доходов - отражает величину факторных доходов, созданных в производстве; выплату первичных доходов производителями-резидентами институциональным единицам (резидентам и нерезидентам), непосредственно участвующим в производстве товаров и услуг.
  • 3. Счет распределения первичных доходов - характеризует распределение первичных доходов национальной экономики между институциональными секторами как получателями доходов: валовая прибыль, оплата труда, ссудный процент, дивиденды, рента.
  • 4. Счет вторичного перераспределения доходов - отражает государственное (бюджетное и внебюджетное) перераспределение доходов посредством налогов, субсидий и трансфертных выплат. Следовательно, счет отражает формирование располагаемого дохода в результате поступлений и передач текущих трансфертов.
  • 5. Счет использования доходов - отражает расходование располагаемого дохода общества, который в процессе использования распадается на потребляемую и сберегаемую части. Таким образом, этот счет показывает распределение располагаемого дохода между конечным потреблением и сбережением.
  • 6. Счет операций с капиталом - баланс инвестиций, показывающий потоки, которые формируют накопление основного и оборотного капиталов. Этот счет показывает изменение чистой стоимости капитала за счет сбережения и трансфертов капитала, а также приобретение различных видов нефинансовых активов институциональными едини- цами-резидентами в результате экономических операций.
  • 7. Счета внешнеэкономических связей (остального мира) - отражают все операции между институциональными единицами данной страны (резидентами) и институциональными единицами других стран (нерезидентами).
  • Лауреаты Нобелевской премии. Энциклопедия: пер. с англ. М.: Прогресс, 1992.
  • Система национальных счетов 2008. Нью-Йорк, 2012.

Система национальных счетов (СНС) - современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования. СНС была создана около 50 лет тому назад в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность органов государственного управления в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики.

В недалеком прошлом в СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ был основан на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Поэтому при проведении экономических реформ в России и других странах СНГ было необходимо перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.

В СНС используются некоторые важные приемы бухгалтерского учета (например, принцип двойной записи операций), и ее цели во многом аналогичны целям бухгалтерского учета: обеспечение информации для принятия управленческих решений. Однако в бухгалтерском учете информация используется для принятия решений на уровне предприятия (компании), а в СНС - для принятия решений, относящихся к экономике в целом. В известном смысле СНС - это бухгалтерский учет для экономики в целом. В связи с этим следует напомнить, что термин «национальное счетоводство» был предложен около 50 лет назад голландским экономистом В. Клиффом, который под национальным счетоводством понимал систему таблиц, напоминающих по форме бухгалтерские счета и балансы, содержащие систематизированное описание экономики на макроуровне. Большой вклад в развитие СНС внес Дж. Кейнс, который считал, что СНС - это система взаимосвязанных показателей (доход, потребление, сбережение) и ее данные должны представлять интерес для органов государственного управления при принятии решений по вопросам экономической политики и разработке мер по регулированию рыночной экономики.

В современной рыночной экономике осуществляются различные экономические операции: предприятия приобретают сырье и материалы, выпускают разнообразную продукцию, выплачивают заработную плату рабочим и служащим и налоги правительству, берут деньги взаймы в банках, инвестируют свободные и привлеченные ресурсы в машины и оборудование и т. д. Помимо предприятий, в экономическом процессе участвуют другие хозяйствующие субъекты: финансовые учреждения (банки, инвестиционные фонды, страховые компании), органы государственного управления, домашние хозяйства, различные некоммерческие организации (профсоюзы, политические, религиозные организации и т.д.). Они также выполняют много разнообразных операций с товарами и услугами, деньгами, кредитами, акциями и другими финансовыми инструментами. Все эти хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом, обмениваются товарами, услугами и активами в процессе создания новой стоимости. Для того чтобы разобраться, что происходит в экономике, и определить наиболее важные результаты экономического процесса, необходимо какимто образом упорядочить информацию как о самих хозяйствующих субъектах, так и о различных операциях, которые они проводят, а также об их активах и пассивах. Это упорядочение и осуществляется в рамках СНС с помощью особых правил и процедур. Его целями являются: описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутрений продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация, полученная на основе такого упорядочения, необходима:

  • органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономической политики;
  • предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;
  • международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР) Для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т. д.).

Международные организации не только собирают информацию о наиболее важных показателях СНС, но и в большей степени занимаются вопросами теории и методологии СНС, разработкой международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является СНС 1993 года, одобренная Статистической комиссией ООН. В результате дальнейшего развития национального счетоводства СНС 1993 года заменила ранее действовавшую СНС 1968 года, при этом были учтены 25летний опыт применения СНС в различных странах мира и разработки по отдельным теоретическим и методологическим вопросам. Одобренный ООН в 1993 г. Международный стандарт в области национального счетоводства положил начало новому этапу развития СНС, который, повидимому, будет продолжаться около 10-15 лет. Основные усилия на этом этапе будут сосредоточены на внедрении новой СНС в практику стран-членов ООН, что неизбежно должно стимулировать дальнейшие исследовательские разработки в этой области.

Для того чтобы упорядочение в рамках СНС различных данных об экономических операциях и хозяйствующих субъектах (т.е. распределение по однородным группам) было наиболее эффективным и способствовало выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, оно должно опираться на некоторые политэкономические концепции, а также постулаты, определяющие правила обработки информации. Согласно одной из таких концепций, необходимо определить границы «экономического производства», т. е. сферы, где происходят производство валового внутреннего продукта и создание нащюнального дохода.

Известно, что концепция экономического производства претерпевала в экономической науке значительные изменения по мере развития производительных сил. На ее формирование в свое время оказывали влияние работы Ф. Кэнэ, А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла и других выдающихся ученыхэкономистов. В балансе народного хозяйства, который применялся в СССР для анализа макроэкономики, к сфере экономического производства относилось только материальное производство. В сфере нематериальных услуг (управление, оборона, здравоохранение, образование и т. д.) согласно концепциям БНХ происходят лишь перераспределение национального дохода и конечное потребление национального дохода. В СНС применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей и т. д. Это единственное исключение сделано по соображениям практического характера, поскольку деятельность домашних хозяек оценить весьма сложно. Таким образом, согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:

  • производство товаров, включая товары для собственного потребления (например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);
  • оказание услуг для реализации;
  • деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний);
  • оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления (коллективные услуги в области управления, - обороны и индивидуальные услуги в области здравоохранения, образования и т.д.);
  • оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;
  • оказание услуг наемной прислугой (повара, садовники, шоферы);
  • оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т.д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП. Многие специалисты в области макроэкономического анализа считают, что при определении результатов экономической деятельности и исчислении ВВП должны быть приняты во внимание негативные изменения, происходящие в окружающей среде. Они. .предлагают исчислять показатель «экологически чистого ВВП». В некоторых странах проводятся экспериментальные расчеты с целью исчислеЙия ВВП, скорректированного на истощение минеральных ресурсов, загрязнение окружающей среды и т. д. Однако в большинстве стран для внедрения таких расчетов в регулярную статистическую практику потребуется длительное время.

Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет со^§ой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т. е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств. Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом. Следует отметить, что в новой СНС 1993 года нет прямых ссылок на факторы производства и оценку показателей по факторной стоимости. Это во многом обусловлено желанием авторов СНС обойти дискуссионные Вопросы по данной теме. Понятие факторного дохода заменено в СНС 5993 года понятием первичного дохода, которое весьма близко по содержанию к категории факторного дохода, но вместе с тем имеет некоторые отличия. В этой связи следует отметить, что в некоторых странах, наприМер в США, национальный доход до последнего времени исчислялся по факторной стоимости, т. е. в рыночных ценах, за вычетом косвенных налогов, но с добавлением субсидий на продукты. Такая практика представляет собой известное отклонение от международного стандарта в области GHC, который рекомендует оценивать все показатели в рыночных ценах. В то же время в СНС предусмотрена возможность исчисления некоторых показателей и по факторной стоимости.

Важной особенностью СНС является группировка всех хозяйствующих субъектов по институциональным секторам. В СНС 1993 года различают пять секторов:

  • нефинансовые корпорации и квазикорпорации;
  • финансовые корпорации и квазикорпорации;
  • государственное управление;
  • домашние хозяйства;
  • некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Все хозяйствующие субъекты относятся к одному из этих секторов в соответствии с функцией, которую они осуществляют в экономическом процессе. Например, функция нефинансовых корпораций состоит в производстве товаров и нефинансовых услуг для реализации их на рынке по ценам, возмещающим издержки производства; функция финансовых корпораций - в аккумулировании свободных финансовых ресурсов и предоставлении их на определенных условиях инвесторам. Таким образом, финансовые корпорации выполняют роль посредников между теми, кто сберегает ресурсы, и теми, кто их использует для финансирования инвестиций.

Функция учреждений государственного управления заключается в осуществлении перераспределения национального дохода и богатства, а также в предоставлении бесплатных услуг как обществу в целом (управление, оборона, научные исследования и т. д.), так и отдельным лицам или группам населения (образование, здравоохранение и т.д.).

Единицы, включенные в сектор домашних хозяйств, участвуют в производстве, предоставляя свою рабочую силу, и приобретают товары и услуги на рынке. Кроме того, домашние хозяйства являются собственниками мелких некорпорированных предприятий (фермы, семейные рестораны, магазины и т. д.). Эти некорпорированные предприятия производят товары и услуги для продажи их на рынке, но частично иногда и для собственного потребления собственниками некорпорированных предприятий. Финансовым результатом деятельности некорпорированных предприятий является смешанный доход, который включает как элементы прибыли, так и оплату труда. Некорпорированные предприятия включены в сектор домашних хозяйств по соображениям практического характера, так как на практике трудно отделить доходы и расходы некорпорированных предприятий от доходов и расходов их собственников.

Функцией некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (общественные, политические, религиозные организации), является оказание бесплатных услуг членам этих организаций.

Таким образом, бесчисленное число хозяйствующих субъектов сведено в СНС в пять относительно однородных групп. Для всех секторов в СНС предусмотрен стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с производством, образованием, распределением и перераспределением доходов, сбережением и накоплением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств. На основе информации, содержащейся в секторальных счетах, можно проводить анализ экономического и финансового положения отдельных секторов экономики, а также взаимосвязей между ними в экономическом процессе.

Наиболее важные счета (счет производства и счет образования доходов) составляются в СНС также для отраслей экономики, т. е. для совокупностей однородных подразделений предприятий и организаций, занятых аналогичными видами деятельности (например, производством промышленных, сельскохозяйственных, строительных товаров и т. д.). Информация, содержащаяся в секторальных счетах, а также в счетах для отраслей экономики, используется в конечном счете для получения так называемых агрегатов, т.е. наиболее важных макроэкономических показателей:

  • валовой национальный доход (ВНД);
  • валовой национальный располагаемый доход (ВНРД);
  • конечное потребление;
  • валовое накопление;
  • сальдо экспорта и импорта;
  • национальное сбережение;
  • чистое кредитование и чистое заимствование;
  • национальное богатство.

ВВП - центральный показатель СНС, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, т. е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торговотранстюртные наценки и налоги на продукты (НДС, акцизы и т.д.). ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня эконо: Мического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и т. д. Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими показателями, например, если анализируется отношение дефицита государственного бюджета к ВВП и др. Показатель ВВП исчисляется, как видно из его названия, на валовой основе, до вычета потребления основного капитала, что сопряжено с трудностями практического характера при получении достоверных данных о потреблении основного капитала. Однако СНС признает, что с теоретической точки зрения более правильным является показатель чистого внутреннего продукта.

ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами* данной страны за тот или иной период. ВНД отличается.от ВВП как в качественном, так и в количественном отношении. В качественном отношении различие между ВВП и ВНД состоит в том, что первый показатель характеризует поток конечных товаров и услуг, или вновь созданную стоимость, тогда как второй показатель представляет собой поток первичных доходов, полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП данной страны, а также ВВП других стран. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных изза границы или переданных за границу. К первичным доходам в СНС принято относить оплату труда, прибыль, доходы от собственности, а также налоги на производство и импорт. Первичные доходы, поступающие изза границы или выплачиваемые за границу, обычно включают оплату труда и такие доходы от собственности, как проценты и дивиденды, а также реинвестируемые доходы от прямых зарубежных инвестиций.

ВНРД отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных изза границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственникам, получаемые изза границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей, и т. д. Таким образом, ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. ВНРД может быть получен путем суммирования валовых располагаемых доходов всех пяти секторов экономики. ВНРД подразделяется на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.

Конечное потребление включает расходы на конечное потребление: домашних хозяйств; государственного управления; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, на конечное потребление по существу совпадают со стоимостью нерыночных (бесплатных) услуг, оказываемых этими организациями и учреждениями.

Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т.д.).

Сальдо экспорта и импорта представляет собой важный элемент конечного использования ВВП. Экспорт оценивается в ценах ФОБ, а импорт - в ценах СИФ.

Сумма конечного потребления, валового накопления и сальдо экспорта и импорта дает ВВП методом конечного использования. Теоретически эта величина должна совпадать с ВВП, исчисленным производственным методом, т. е. путем суммирования валовой добавленной стоимости всех секторов или отраслей экономики. Добавленная стоимость определяется в основных ценах, т. е. в ценах, которые включают субсидии на продукты, go не включают налоги на продукты, поэтому для перехода от суммы добавленной стоимости к ВВП необходимо добавить к ней налоги на продукты и исключить субсидии на продукты. ВВП может быть также исчислен распределительным методом, т. е. путем суммирования оплаты труда, выплаченной предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны, валовой прибыли и валовых смешанных доходов, налогов (за вычетом субсидий) на производство и импорт.

Национальное сбережение - важный показатель СНС. Он может быть получен путем вычитания из ВНРД величины конечного потребления. Сбережение - это источник финансирования накопления, т. е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и др. Если абстрагироваться от существования других стран, то национальное сбережение равно величине национального накопления.

Чистое кредитование/чистое заимствование - это показатель, характеризующий объем финансовых ресурсов, временно предоставленных данной страной другим странам или временно полученных от них.

Национальное богатство представляет собой сумму чистого капитала всех хозяйствующих субъектов страны. Другими словами, национальное богатство равно сумме всех активов страны (нефинансовых и финансовых) за вычетом финансовых обязательств. Финансовые требования резидентов друг к другу взаимно погашаются, и в конечном счете национальное богатство включает (наряду с нефинансовыми активами) финансовые требования к другим странам за вычетом финансовых обязательств перед другими странами.

Все эти важные показатели взаимосогласованы, и Поэтому их можно использовать в сочетании друг с другом. Они дополняют друг друга, раскрывая различные аспекты экономического процесса.

Взаимосвязь между наиболее важными макроэкономическими показателями СНС представлена ниже:

А. Валовой внутренний продукт

Б. Потребление основного капитала

В. Чистый внутренний продукт (А-Б)

Г. Сальдо первичных доходов, полученных из-за границы

Д. Валовой национальный доход (А+Г)

Е. Чистый национальный доход (Д-Б)

Ж. Сальдо текущих трансфертов, полученных из-за границы

3. Валовой национальный располагаемый доход (Д+Ж)

И. Конечное потребление

К. Национальное сбережение (3Й)

Л. Сальдо капитальных трансфертов, полученных из-за границы

М. Источники финансирования инвестиций (К+Л)

Н. Валовое накопление (как элемент ВВП)

О. Чистое приобретение непроизведенных нематериальных нефинансовых активов

П. Чистое кредитование/чистое заимствование (М-Н-О)

Регистрация экономических операций в счетах СНС позволяет выявить ряд важных соотношений между наиболее значимыми экономическими показателями. Эти соотношения можно представить в виде равенств. Ниже приведены наиболее важные из этих равенств:

GDP = C + I + E,

где GDP - валовой внутренний продукт; С - конечное потребление; I - инвестиции (валовое накопление основных фондов, прирост запасов материальных оборотных средств, чистое приобретение ценностей); Е - чистый экспорт.

GDP = W + Q + R + P + Т,

где W - заработная плата, выплаченная предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны; Q - отчисления на социальное страхование; R - валовая прибыль; Р - валовой смешанный доход; Т - налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий).

GDP = D + N - U,

где D - добавленная стоимость всех отраслей экономики в основных ценах; N - налоги на продукты; U - субсидии на продукты.

GNI = GDP + L M,

где GNI - валовой национальный доход; L - первичные доходы, полученные резидентами данной страны за границей (оплата труда, проценты, дивиденды, реинвестированные доходы от прямых зарубежных инвестиций); М - первичные доходы, переданные резидентами данной страны за границу.

GNDI = GNI + В - G,

где GNDI - валовой национальный располагаемый доход; В - текущие трансферты, полученные резидентами данной страны изза границы; G - текущие трансферты, переданные резидентами данной страны за границу.

где С - конечное потребление; S - национальное сбережение.

S + K = f + Z + J - О,

где S - национальное сбережение; К - сальдо капитальных трансфертов, полученных д изза границы; I - накопление произведенных активов; Z - накопление непроизведенных нематериальных активов (патенты, лицензии и т. д.); J - чистое кредитование/чистое заимствование; О - потребление основного капитала.

где J - чистое кредитование/чистое заимствование; F - приобретение финансовых активов у нерезидентов; Y - принятие финансовых обязательств перед нерезидентами.

Источник - Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 480 с.

Система национальных счетов (СНС)- это

· раздел статической науки;

· система статистических показателей;

· результат особого вида практической статистической деятельности, включающей сбор, обработку, анализ и публикацию статистических данных.

Объектом исследования системы национальных счетов является экономика страны как совокупность экономических единиц, отраслей, секторов, регионов, результаты и механизм ее функционирования, структура, внутренние и внешние взаимосвязи и закономерности развития.

Как и все разделы социально-экономической статистики СНС изучает посредством системы показателей количественную сторону явлений в неразрывной связи с их качественной стороной в конкурентных условиях места и времени.

История возникновения СНС. СНС возникла в развитых странах Запада в конце 30-х – начале 40-х гг. ХХ в., когда большинство экономистов осознали необходимость государственного регулирования экономики и появилась потребность в статистической информации для проведения макроэкономического анализа. Термины «национальные счета» и «национальное счетоводство» предложил голландский экономист Ван Клифф, в работах которого была обоснована возможность применения понятий и принципов бухгалтерского учета для описания экономики в целом.

Основные этапы развития методологии системы национальных счетов после Второй мировой войны связаны с разработкой и внедрением в статистическую практику международных методологических стандартов по СНС. Первый стандарт СНС-53 был одобрен ООН в 1953 г. и содержал ограниченное число счетов по экономике в целом. В 1968 г. Статистической комиссией ООН была одобрена вторая версия международного стандарта по СНС. В СНС- 68 вошли новые блоки макроэкономической информации (например, показатели движения финансовых ресурсов), а также были предусмотрены счета для пяти секторов экономики.

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН одобрила третью версию методологического стандарта по СНС, в его разработке участвовали пять международных организаций: ООН, Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейская статистическая комиссия (Евростат). СНС-93 предусматривает построение счетов не только для экономики в целом, её секторов и отраслей, но и для отдельных экономических единиц. В связи с этим в процессе разработки новой версии международного стандарта обсуждался вопрос об изменении названия системы показателей.

В 2004 г. началась работа по обновлению стандарта СНС-93, осуществляемая консультативной группой экспертов по национальным счетам, в состав которой входят наиболее известные специалисты в области национального счетоводства различных стран.

Основную задачу, решаемую на основе СНС, в общем виде можно сформулировать как удовлетворение потребностей общества и количественной информации о финансово-экономическом состоянии и развитии страны и отдельных элементов ее экономической системы. В зависимости от характера информационных потребностей условно можно выделить два основных типа таких задач: гносеологические (познавательные) и прагматические (практические).

Гносеологические задачи состоят в информационном обеспечении науки, теоретических исследований, проводимых в целях обоснования, формулирования, проверки и уточнения теоретических концепций.

Прагматические задачи заключаются в предоставлении необходимых данных для прикладных аналитических исследований, позволяющих обосновать, реализовать и оценить управленческие решения, применяемые на макро-, мезо- и микроуровне системы управления.

Прежде всего решается задача обеспечения информацией государственных институтов различного уровня, что способствует разработке государственной социально-экономической политики и осуществлению государственного управления экономикой.

СНС обеспечивает информационные потребности наднациональных организаций, таких, как ООН, МВФ, МБ, ОЭСР. Информация предоставляется по запросам этих организаций в соответствии с международными обязательствами страны, а также по запросам зарубежных национальных статистических служб в соответствии с договорами и соглашениями о сотрудничестве в области статистики.

Практическая деятельность по построению и публикации системы национальных счетов осуществляется органами государственной статистики. В основу организации статистической работы положен принцип единства методологии исчисления показателей и формы представления данных СНС в национальном и международном масштабе, что достигается использованием национальных методологических статистических стандартов.

В России система национальных счетов начала внедряться в 90-х гг. 20в.

Методологию построения системы национальных счетов можно определить как систему концепций, категорий, принципов и методов, применяемых для исследования экономики. Методология СНС имеет сложное многоуровневое строение, она включает системный подход и другие общенаучные понятия и принципы, экономической теории и теории финансов, а так же конкретно статистические понятия и методы исследования, соответствующие особенностям предмета.

Поскольку СНС представляют собой интегрированную систему статистических показателей, поскольку основными элементами ее методологии является положения теории статистических показателей. Содержание этих показателей определяется понятиями и концепциями экономической теории. В основе принципиальной схемы СНС лежит концепция экономического оборота, признанная большинством современных экономических школ в качестве теоретической основы анализа экономики. Эта теоретическая модель описывает функционирование экономики через взаимодействие экономических субъектов, выполняющих различные экономические функции (производство, потребление и т.д.).

Международный методологический стандарт по СНС. В 1993 Статистической комиссией ООН была одобрена третья версия международного методологического стандарта (СНС-93), используемая в настоящее время Россией и большинством других стран мира.

Структура СНС-93. СНС-93 включает 21 главу и 6 приложений. В главах 1-5 изложены общеметодологические рекомендации по построению системы национальных счетов, приводятся ее основные понятия; в главах 6-12 рассматриваются вопросы методологии построения счетов потоков; методология построения баланса активов и пассивов представлена в главе 13, а в главе 14- методология счетов «остального мира» (счетов внешних операций). Система таблиц « Затраты- выпуск» составляет содержание главы 15. В главе 16 сформулированы рекомендации по исчислению показателей СНС в постоянных ценах и в реальном выражении, а в главе 17 даны методологические рекомендации по исчислению показателей, характеризующих население и затраты труда. В главе 18 рассматриваются функциональные классификации, применяемые в СНС (классификация по целям индивидуального потребления, расходов производителей и т.д.), в главе 19- вопросы применения системы национальных сетов для решения различных аналитических задач (модификация счетов и таблиц на основе использования дополнительных классификаций, альтернативных методов стоимостной оценки и т.п.). Основные методологические принципы матричного представления СНС для анализа социальных процессов сформулированы в главе 20, и наконец, в главе 21 изложены вопросы построения и анализа вспомогательных счетов, базирующихся на концепциях и понятиях, отличающихся от тех, которые приняты в основных счетах и таблицах.

Основные понятия СНС. В системе национальных счетов экономика рассматривается как совокупность институциональных единиц- резидентов, секторов, отраслей.

Институциональная единица- это экономический субъект, который может от своего имени владеть активами, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, принимать финансовые обязательства и хозяйственные решения, за которые он несёт ответственность в соответствии с существующим законодательством.

Резидентами в СНГ называют институциональные единицы, имеющие центр экономических интересов на экономической территории страны.

Под экономической территорией понимается географическая территория, находящаяся под юрисдикцией правительства данной страны, внутри которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться.

Внутренняя (национальная ) экономика охватывает деятельность резидентов как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.

Совокупность институциональных единиц, сходных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, образуют институциональный сектор . Для обозначения институциональных единиц, выступающих в роли производителей товаров и услуг, в СНС используется термин предприятие . Предприятие может состоять из одного или нескольких заведений, т.е. единиц, расположенных в одном месте, занятых одним или преимущественно одним видом производственной деятельности. Совокупность заведений с одним и тем же или аналогичными видами основной производственной деятельности называется отраслью.

В аналитических целях в системе национальных счетов предусмотрено разделение заведения на единицы однородного производства, под которым понимают производственные единицы, занимающиеся только одним видом деятельности, однородным с точки зрения производимых товаров и услуг, направлений использования, характера технологического процесса. Совокупность единиц однородного производства с одним и тем же видом деятельности образуют чистую отрасль.

В основе построения СНС лежат понятия экономической теории, характеризующие экономические функции, выполняемые экономическими субъектами; основным является понятие производство.

В системе национальных счетов производство определяется как деятельность, выполняемая под контролем экономического субъекта, при которой осуществляются затраты труда, капитала, товаров и услуг для создания других товаров и услуг. По концепции СНС практически все виды деятельности по созданию товаров и услуг отнесены к экономическому производству.

Товары - это результаты труда, имеющие материально-вещественную форму. Услуги - это результаты производственной деятельности, не принимающие материально-вещественной формы, удовлетворяющие личные и общественные потребности, имеющие как материальный, так и не материальный характер.

Важными составляющими СНС являются показатели «потоков» и «запасов». Показатели потоков характеризуют величины экономических процессов за промежуток времени (например, производство товаров и услуг, выплата заработной платы и т.п.), т.е. показатели потоков – это интервальные показатели. Показатели запасов характеризуют состояние активов или обязательств на определенный момент – начало или конец рассматриваемого периода (например, наличие основных фондов на начало года и т.п.). Показатели запасов – это моментальные показатели.

Основную часть потоков составляют потоки, связанные с экономическими операциями. Экономическая операция понимается как взаимодействие между экономическими субъектами, осуществляемое по взаимному соглашению (например, купля и продажа товаров и услуг). Большинство операций предполагает наличие встречных потоков между участниками, т.е. одна сторона предоставляет другой стороне товар, услугу, труд или актив, а взамен получает компенсацию. Трансферты – операции без компенсаций, т.е. без встречного потока товаров, услуг и т.д.

Объекты, которые находятся в собственности экономических субъектов и из владения которыми субъект извлекает экономические выгоды, определяются в системе национальных счетов как экономические активы. Стоимость активов образует капитал экономического субъекта. Разность между стоимостью активов, принадлежащих экономическому субъекту (т.е. капитала), и стоимость его финансовых обязательств называется чистой стоимостью капитала или собственным капиталом. Операции должны отражаться у обоих участников в одной стоимостной оценке.

Принципы и правила построения СНС. Методология построения системы национальных счетов наряду с основными понятиями и классификациями включает общие принципы и правила учёта, стоимостной оценки показателей и построения таблиц.

Основу методологии построения СНС составляет балансовый метод, предполагающий сопоставление показателей, характеризующих изучаемые явления и процессы с двух сторон. Реализуются балансовый метод с помощью метода двойной записи, принятого в бухгалтерском учёте.

В системе национальных счетов используют два основных типа таблиц, соответствующих принципу двойной записи: счета – для отражения потоков и балансовые таблицы – для отражения запасов.

Счета представляют собой двухсторонние таблицы, в которых для их обозначения сторон используется специальная терминология.

В текущих счетах (т.е. в счетах, отражающих процессы производства и движения доходов) правая сторона называется «Ресурсы», а левая – «Использование».

В счетах накопления правая сторона называется «Изменения в обязательствах и чистой стоимости капитала», а левая – «Изменения активах».

В СНС используются два основных метода построения счетов: метод последовательного построения счетов и метод товарных потоков.

Метод последовательного построения счетов предлагает построение счетов в соответствии с последовательностью процессов экономического оборота и увязку их показателей в целом по экономике, сектору, институциональной единице.

Метод товарных потоков предполагает увязку показателей ресурсов и их использование по отдельным видам товаров и услуг.

В российской государственной статистике метод последовательного построения счетов является основным. В каждом отдельном счете баланс между правой и левой частями достигается расчетным путём с помощью балансирующей статьи, которая записывается на левой стороне счета и переносится на правую сторону следующего счета. Таким образом осуществляется увязка счетов в единую систему.

Балансирующие статьи служат не только для обеспечения равенства между правой и левой частями счетов и их увязки в систему, го и для характеристики результатов экономической деятельности, т.е. имеют самостоятельное экономическое значение.

Балансовые таблицы так же, как и счета, состоят из двух частей: левая часть баланса активов и пассивов называется «Активы», а правая – «Обязательства и чистая стоимость капитала». Комплекс взаимосвязанных счетов и таблиц СНС отражает взаимосвязи показателей потоков и запасов и позволяет сформировать целостную картину функционирования экономики.

В большинстве операций участвуют две экономические единицы, для каждой из которых операция должна отражаться дважды, поэтому в системе национальных счетов принцип отражений операций называют «принципом четырех записей». Балансовый метод и реализующий его принцип четырёх записей определяют основные общие методологические принципы и правила исчисления всех показателей системы национальных счетов. В соответствии с принципом четырех записей каждая операция должна отражаться у обоих участников одновременно и в одинаковой стоимостной оценке. Операции в СНС отражаются на момент возникновения требований и обязательств, т.е. по методу начислений.

Информационная база СНС. Основным принципом формирования информационной базы системы национальных счетов является комплексность использования различных источников информации: форм бухгалтерской отчётности, государственного статистического наблюдения. Данные для исчисления показателей системы национальных счетов, получение из любого источника информации, которые должны корректироваться в соответствии с ее методологическими принципами и правилами.

Например, основная сложность исчисления показателей налогов и субсидий в СНС заключается в том, что необходимые данные в отчёте Министерства финансов об исполнении государственного бюджета приведены без выделения секторов-плательщиков и на кассовой основе. Следовательно, необходимо привлечение дополнительной информации и проведение дополнительных расчетов, которые позволяют скорректировать данные государственного бюджета на величину изменения задолженности по уплате налогов и субсидий.

Совершенствование информационной базы системы национальных счетов связано с адаптацией к ней системы статистики и с развитием государственного статистического наблюдения (расширением выборочных обследований, проведением экономических переписей и т.д.). Основным направлением совершенствования информационного обеспечения СНС является ее увязка с методологическими принципами бухгалтерского учёта. С этой целью создана Межправительственная группа экспертов ООН по международным стандартам учета и отчётности, содействующая внедрению в практику стандартов бухгалтерского учёта, основанных на принципах СНС, установлены контакты Статистической комиссии ООН с Международными профессиональными объединениями бухгалтеров (с Международной федерацией бухгалтеров и др.).

Группировки и классификации в СНС. Основной является группировка экономических единиц по секторам экономики, позволяющая определить роль и особенности экономического поведения различных групп экономических единиц со сходными функциями и источниками финансирования, взаимоотношения между ними, потоки товаров и услуг, доходов и расходов.

Классификационной единицей в секторальной группировке служит институциональная единица. В системе национальных счетов выделяют следующие этапы институциональных единиц производителей (предприятий):

· корпорации;

· некорпоративные предприятия;

· квазикорпорации;

· государственные учреждения;

· некоммерческие организации (рыночные и нерыночные).

Корпорация – юридическое лицо, целью которого является производство товаров и услуг для реализации на рынке по экономически значимым ценам и получение прибыли, являющейся источником доходов для собственников, несущих ограниченную ответственность по его обязательствам.

Некорпоративное предприятие - предприятие, которое с экономической точки зрения нельзя отделить от его собственника, несущего неограниченную ответственность по обязательствам предприятия. При секторальной группировке некорпоративное предприятие рассматривается как часть институциональной единицы, к которой относится его собственник.

Некорпоративное предприятие, обладающее обособленным имуществом, определенной самостоятельностью в распоряжении имуществом и доходами, в существовании экономических операции с другими единицами и ведущее полный набор бухгалтерских счетов (включая баланс активов и пассивов), в СНС называется квазикорпорацией (например, государственное унитарное предприятие). При секторальной группировке квазикорпорация рассматривается как корпорация.

Государственное учреждение – юридическое лицо, финансируемое из государственного бюджета, основная функция которого состоит в предоставлении услуг обществу или отдельным его членам бесплатно либо по ценам, не имеющим экономического значения, а также в перераспределении доходов и имущества. К этой категории относят государственные внебюджетные фонды. Ресурсы этих институциональных единиц образуются за счет обязательных платежей, доходов от собственности, реализации рыночных услуг.

Некоммерческая организация (НКО) – юридическое лицо, целью которого не являются извлечение дохода для его собственников или лиц, его финансирующих и контролирующих. В системе национальных счетов разделяют рыночные и нерыночные НКО.

1. некоммерческие организации, производящие товары и услуги для реализации на рынке по экономически значимым ценам;

2. некоммерческие организации, создаваемые корпорациями и квазикорпорациями для представления их интересов (например, торговые палаты, ассоциации банков т.п.)

К нерыночным НКО относят некоммерческие организации, предоставляющие услуги бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения. К этой категории НКО относят институциональные единицы, которые:

1. предоставляют домашним хозяйствам индивидуальные услуги в области здравоохранения, образования, культуры, искусства, религии и т.д.;

2. обеспечивают коллективные потребности домашних хозяйств (например, политические партии, профсоюзные организации, различные общества, спортивные организации, клубы и т.д.). Эти организации не финансируются государством. Ресурсы данных НКО складываются из взносов, пожертвований, дарений и доходов от собственности.

Домашнее хозяйство – физическое лицо или группа лиц, являющихся резидентами данной страны, живущих вместе, имеющих общий бюджет, коллективно потребляющих некоторые виды товаров и услуг (главным образом, продукты питания и жилищные услуги). Все домашние хозяйства являются потребителями, а некоторые занимаются и производственной деятельностью в форме некорпоративных предприятий (например, личные подсобные хозяйства, предприятия лиц, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельности без образования юридического лица). Товары и услуги производятся домашними хозяйствами как для собственного потребления, так и для реализации. Производственную деятельность домашнего хозяйства невозможно с экономической точки зрения отделить от самого домашнего хозяйства. Ресурсы данных институциональных единиц составляют: оплата труда наёмных работников, трансферты (пенсии, пособия, стипендии), смешанный доход, доходы от собственности (проценты по вкладам и др.) К домашним хозяйствам относится также и так называемое институциональное население, т.е. лица, находящегося в течение длительного времени в больницах, тюрьмах и т.п.

Институциональные единицы-резиденты в соответствии с выполняемыми ими функциями и источниками финансирования их деятельности группируются по секторам.

В СНС выделяют пять институциональных секторов национальной экономики:

1. Нефинансовые корпорации.

2. Финансовые корпорации.

3. Государственное управление.

4. Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

5. Домашние хозяйства.

Нефинансовые корпорации включают нефинансовые корпорации и квазикорпорации (в том числе хозяйственные общества, созданные НКО), рыночные НКО (в том числе созданные нефинансовыми корпорациями и квазикорпорациями и представляющие их интересы).

Финансовые корпорации. В сектор входят финансовые корпорации и квазикорпорации, а также рыночные НКО (в том числе созданные финансовыми корпорациями и квазикорпорациями и представляющие их интересы).

Государственное управление включает институциональные единицы, относящиеся к категории государственных учреждений, а также нерыночные НКО, контролируемые и в основном финансируемые государственными учреждениями.

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. В сектор входят негосударственные нерыночные некоммерческие организации, предоставляющие услуги домашним хозяйствам.

Домашние хозяйства включают все институциональные единицы-резеденты, относящиеся к этому виду. Некорпоративные предприятия, принадлежащие членам домашних хозяйств, рассматриваются как часть соответствующей институциональной единицы – домашнего хозяйства.

Остальной мир. В СНС этот сектор выделен для описания экономических отношений, связывающих национальную экономику данной страны с другими странами. Сектор состоит из резидентов других стран, осуществляющих операции с институциональными единицами-резидентами данной страны.

Второй тип классификации экономических единиц в системе национальных счетов – это их группировка по отраслям, которая применяется для изучения процессов производства. Группировку по отраслям СНС-93 рекомендует осуществлять в соответствии с Международной стандартной отраслевой классификацией. В группировке экономических единиц по отраслям единицей классификации является заведение.

Важнейшим видом группировки, используемой в СНС, являются классификация экономических операций (рис. 16.1).

Рис. 16.1.Классификация экономических операций в СНС.

Операции с товарами и услугами относятся к процессу производства, обмена и использования товаров и услуг. Они включают операции с товарами и услугами, произведёнными в данном периоде, и произведёнными ранее товарами.

Операции с доходами осуществляются для распределения добавленной стоимости экономических единиц, а также для перераспределения доходов.

Операции с финансовыми инструментами – это операции по приобретению финансовых обязательств экономическими единицами.

Налоги в СНС разделены на две группы:

· текущие (уплачиваемые регулярно);

· капитальные (единовременные).

Классификация текущих налогов отражена на рис. 16.2.

Классификация экономических активов приведена на рис. 16.3.

Для анализа экономической деятельности обобщающие статистические показатели, характеризующие потоки и запасы, представляются в СНС в виде определенного набора счетов и таблиц.

Необходимым условием построения системы национальных счетов является четкое разграничение таких понятий, как потребление и валовое накопление, конечное потребление и промежуточное потребление. Однако на практике во многих случаях у разработчиков системы возникают трудности в отнесении некоторых видов деятельности или операций к той или иной категории. Например, возникают сложности при отражение расходов на текущий и капитальный ремонт (потребление или валовое накопление), на подготовку кадров, научные исследования и разработки (промежуточное потребление или валовое накопление), а также на образование (потребление или валовое накопление).

Рис 16.2.Классификация текущих расходов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АКТИВЫ

Нефинансовые активы

Финансовые активы

Произведенные активы

Монетарное золото

Материальные

Наличные деньги и депозиты

Нематериальные

Ценные бумаги кроме акций

Непроизведенные активы

Материальные

Акции и другие виды участия в капитале

Нематериальные

Другие счета дебиторов и кредиторов

Рис.16.3. Классификация экономических активов

От того, к какой категории отнесены расходы, зависит величина валовой добавленной стоимости и, следовательно, величина валового внутреннего продукта (при разграничении промежуточного потребления и валового накопления) либо пропорции его конечного использования (при разграничении конечного потребления и валового накопления).

В системе национальных счетов проводится различие между потоками товаров и услуг и потоками доходов, разграничиваются доходы, полученные от производства товаров и услуг (первичные доходы), и доходы, полученные в результате перераспределительных процессов (вторичные доходы), различаются текущие и капитальные затраты – всё это отражается в различных счетах и таблицах.

Основные счета. СНС-93 предполагает составление следующих основных счетов: счет товаров и услуг, счет производства, счета образования, распределения, перераспределения и использования доходов, счет операций с капиталом, финансовый счёт, счет других изменений в активах. Их можно сгруппировать следующим образом:

· счета для пяти секторов внутренней экономики, счета для отраслей экономики, счета для отдельных институциональных единиц и заведений;

· сводные (консолидированные) счета для экономики в целом;

· счета для отдельных видов экономических операций;

· счета «остального мира» (счета внешних операций).

В табл. 16.1, 16.2 представлены основные сводные счета внутренней экономики и счета «остального мира» (счета внешних операций).

Лекция 1. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС): ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

    Общая характеристика системы национальных счетов

    Классификация счетов

1.1. Общая характеристика системы национальных счетов

Система национальных счетов - современная система информации, которая используется для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне практически во всех странах мира. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.

СНС была создана в конце 30-х годов XX столетия в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность вмешательства государства в процесс регулирования экономики. В её основу были положены теоретические работы Джона Кейнса. Большой вклад в непосредственную разработку СНС и ее дальнейшее развитие внесли Ричард Стоун (талантливый ученик Дж. Кейнса), лауреаты Нобелевской премии Ян Тинберген, Рагнар Фриш и Василий Леонтьев, а также другие экономисты-статистики.

В отечественной статистике СНС стала разрабатываться с начала 1990-х гг. и в настоящее время является важнейшим звеном общенациональной системы социально-экономической информации.

В СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ был основан на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Переход нашей страны к рыночным отношениям потребовал перестроить отечественную статистику, внедрить в нее систему показателей, приспособленных для характеристики рыночной экономики. Поэтому при проведении экономических реформ в России и других странах СНГ было необходимо перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.

Национальные счета представляют собой систему взаимосвязанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц СНС дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов от момента производства до конечного потребления или создания разных видов накопления.

Каждой стадии процесса воспроизводства (производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов,- использования доходов на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов.

Счет представляет собой таблицу, включающую в себя две совокупности показателей: 1) показатели, характеризующие ресурсы; 2) показатели, характеризующие их использование. В каждом счете соблюдается равенство (равновесие) между объемом ресурсов и их использованием, которое достигается с помощью балансирующей статьи. Балансирующие статьи имеют самостоятельное значение и в то же время служат для увязки счетов в единую систему.

Составление основных счетов СНС завершается разработкой балансовых таблиц (балансов), характеризующих наличие национального богатства на начало и конец периода, и его изменение в течение данного периода.

СНС методологически и информационно связана с другими разделами социально-экономической статистики. Например, методология построения СНС определяет методологию вычисления показателей статистики финансов. В то же время данные статистики финансов используются в расчетах показателей СНС.

СНС позволяет решать следующие основные задачи:

    определение темпов экономического роста, а также выявление роли факторов, определяющих характер этих процессов (производительность, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.);

    установление отраслевой структуры экономики и ее изменений во времени;

    установление пропорций на первой стадии распределения доходов;

    выявление соотношений между конечным потреблением и накоплением;

    выявление факторов, влияющих на динамику инвестиций;

    определение размера национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций;

    выявление размеров кредитования по экономике в целом и по отдельным ее секторам;

    изучение уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;

    установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей;

    анализ влияния на экономику инфляционных процессов.

То есть основной целью СНС является описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутренний продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация о состоянии национальной экономики необходима:

    органам государственного управления для анализа и принятия решений по вопросам макроэкономической политики;

    предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;

    международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк) для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т.д.). Что касается международных организаций, то они не только собирают

информацию о наиболее важных показателях СНС, но занимаются вопросами теории и методологии СНС, разработкой международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является СНС 1993 года, одобренная Статистической комиссией ООН. СНС-93 заменила ранее действовавшую СНС 1968 года, при этом были учтены 25-летний опыт применения СНС в различных странах мира и разработки по отдельным теоретическим и методологическим вопросам. Одобренный ООН в 1993 г. Международный стандарт в области национального счетоводства положил начало новому этапу развития СНС.

Для того чтобы упорядочение в рамках СНС различных данных об экономических операциях и хозяйствующих субъектах было наиболее эффективным и способствовало выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, оно должно опираться на некоторые политэкономические концепции. Согласно одной из таких концепций, необходимо определить границы «экономического производства», то есть сферы, где происходит производство валового внутреннего продукта (ВВП) и создание национального дохода.

В балансе народного хозяйства, который применялся в СССР для анализа макроэкономики, к сфере экономического производства относилось только материальное производство. В сфере нематериальных услуг (управление, оборона, здравоохранение, образование и т.д.) согласно концепциям БНХ происходят лишь перераспределение и конечное потребление национального дохода.

В СНС применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию чистоты в жилищах, воспитанию детей и т.д. Это единственное исключение сделано по соображениям практического характера, поскольку деятельность домашних хозяек оценить очень сложно.

Таким образом, согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:

    производство товаров, включая товары для собственного потребления(например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);

    реализация услуг;

    деятельность страховых посредников;

    оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления;

    оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;

    оказание услуг наемной прислугой;

    оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т.д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП.

Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, то есть не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств.

Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом. Следует отметить, что в СНС 1993 года нет прямых ссылок на факторы производства и оценку показателей по факторной стоимости. Это во многом обусловлено желанием авторов СНС обойти дискуссионные вопросы по данной теме. Понятие факторного дохода заменено в СНС-1993 понятием первичного дохода, которое весьма близко по содержанию к категории факторного дохода, но вместе с тем имеет некоторые отличия. В то же время в СНС предусмотрена возможность исчисления некоторых показателей и по факторной стоимости

Система национальных счетов (СНС) (System of National Accounts (SNA)) — это система макроэкономических показателей, применяемых для измерения общественного продукта, национального дохода и других макроэкономических переменных, таких как валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт, национальное сбережение, сальдо внешней торговли, конечное потребление.

Понятие системы национальных счетов

В методологическом отношении она основывается на макроэкономической модели кругооборота экономических ресурсов, общественного продукта и доходов в открытой экономике. Основные методические вопросы перехода к СНС разработаны в трудах А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца, Дж. Стэмпа, Дж. Хикса и др. За создание СНС Нобелевская премия присуждена Р. Стоуну, тем самым особо выделен его вклад в разработку СНС.

Впервые СНС использовали у себя Англия, Германия, Голландия, Франция и США. В 1952 году эксперты ООН по экономической статистике обобщили опыт национального счетоводства и разработали унифицированную СНС для применения ее во всех странах в качестве базовой системы, что позволило с большей точностью сопоставлять уровни их экономического развития и протекающие в них экономические процессы.

СНС постоянно совершенствуется. В 1968 году с учетом новых потребностей, выдвигаемых практикой, состоялся пересмотр СНС по методологии ООН. СНС была дополнена показателями межотраслевого баланса согласно модели В. Леонтьева "затраты - выпуск", что позволило наряду с данными о потоках в сфере обращения получать информацию о материальных потоках товаров и услуг мелоду секторами (отраслями) экономики. Тем самым СНС была интегрирована с межотраслевым балансом, а материальные потоки - с денежными, экономические ресурсы - с конечным результатом.

В 1993 году был осуществлен новый пересмотр СНС, ее новый усовершенствованный вариант опубликован ООН в начале 1994 года.

Методологические подходы к построению СНС, составляют идеи, заложенные, в первую очередь, в моделях макроэкономического кругооборота. Это стоимостное отражение результатов экономической деятельности людей во всех сферах, в том числе в нематериальном производстве, в сфере государственного управления, обороны и охраны общественного правопорядка. До 1993 года в СНС использовалась для увязки производства общественного продукта и доходов концепция Ж. Б.

Сэя о факторных доходах, но в дальнейшем было признано необходимым заменить ее на концепцию добавленной стоимости, поскольку сумма факторных доходов уменьшает стоимость валового общественного продукта на амортизационные отчисления (на стоимость потребленного основного капитала) и косвенные налоги. Также в СНС-93 учтен новый стандарт отраслевой классификации ООН. Эта система используется в 150 странах мира. В России СНС осваивается с 1992 года.

Система национальных счетов является системой национального учета и статистики в масштабе страны. Она строится на обобщении первичных бухгалтерских данных, на показателях статистической отчетности, сплошных и выборочных обследованиях фирм, групп населения. В результате обработки исходной информации составляются итоговые балансовые таблицы, в которых представлена система агрегированных макроэкономических показателей.

Система национальных счетов в России

Система национальных счетов, освоенная к концу 1999 года в России, включает следующие консолидированные счета:

  1. Счет "Товаров и услуг".
  2. Счет "Производство".
  3. Счет "Образования доходов".
  4. Счет "Распределения первичных доходов".
  5. Счет "Вторичного распределения доходов".
  6. Счет "Использования доходов".
  7. Счет "Операции с капиталом".

В настоящее время Россия переходит ко второму этапу реформы системы национального счетоводства, в ходе которой будет осуществлен полный переход на адекватные СНС методы сбора, обработки и агрегирования первичных данных об экономической деятельности субъектов рыночных отношений. Для этого организация бухгалтерского учета на предприятиях и статистическая отчетность перестраиваются на международные стандарты. Такие стандарты уже внедрены в банковскую сферу. На очереди промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля, строительство и другие отрасли экономики.

Классификация системы национальных счетов

В каждом счете фиксируются строго определенные хозяйственные и финансовые операции, имевшие место в стране в отчетный период. Каждый счет - это таблица, имеющая две графы: ресурсы и их использование. Для записи операций используется бухгалтерский принцип двойной записи, то есть каждая операция записывается дважды, один раз в графу "ресурсы", второй - в графу "использование" корреспондирующего счета. В результате достигается взаимоувязанность и согласованность всех экономических показателей, характеризующих процесс создания и использования национального продукта.

Современная СНС ООН содержит более 500 разнообразных стандартных счетов, дополняющихся 26 вспомогательными таблицами, которые детализируют отдельные статьи стандартных счетов.

Счета ведутся по единой форме всеми институциональными единицами, которые объединены в группы:

  1. Производственные фирмы (нефинансовые предприятия).
  2. Домашние хозяйства.
  3. Государственные административные учреждения.
  4. Финансовые организации и учреждения.
  5. Заграница (хозяйственные агенты за пределами данного государства).

Совершаемые на рынке операции делятся на три группы:

  1. Операции с товарами и услугами (производство, инвестирование, потребление, импорт, экспорт).
  2. Операции распределения (выплата заработной платы, дивидендов, выплаты социального страхования и др.).
  3. Финансовые операции (операции с ценными бумагами, кредитные операции, а также изменение активов и пассивов).

Данные счета являются первичными документами, и данные, содержащиеся в них, суммируются в сводные счета на местном и национальном уровнях.

Перечень национальных балансовых счетов в основном следующий:

  • счет производства, который представляет баланс потребления сырья, материалов и услуг для производственных целей (промежуточное потребление);
  • счет валовой добавленной стоимости - это баланс производства доходов и возмещения основного капитала (через амортизацию) в продукте;
  • счет эксплуатации факторов производства - это баланс распределения добавленной стоимости между заработной платой, выплатами по социальному страхованию, косвенными налогами;
  • счет распределения - это баланс распределения результата эксплуатации на дивиденды, паи;
  • счет капитала - это баланс финансирования чистых инвестиций и увеличения запасов;
  • финансовый счет - это итоговый баланс, который показывает, кто предоставил необходимые капиталы и кому были переданы излишние капиталы (бессальдовый счет).

Перечисленные счета увязаны между собой следующим образом: сальдо предыдущего счета является итоговым результатом графы "ресурсы" последующего счета.