Структура системы национальных счетов дает возможность рассчитать. Система национальных счетов (СНС): история, показатели, стандарты

Введение.

Становление в России рыночных отношений потребовало внедрения системы показателей, способных наиболее полно и объективно охарактеризовать результаты функционирования рыночной экономики. В первую очередь, это касалось макроэкономических показателей, характеризующих важнейшие результаты и пропорции национальной экономики. Вступление России в Международный Валютный фонд(МВФ) и международный банк реконструкции и развития(МБРР), усилили необходимость перехода отечественной статистики на рекомендуемую ООН и другими международными организациями методологию, основанную на национальном счетоводстве, принятую в международной практике, т.е. систему национальных счетов(СНС).

Система национальных счетов представляет собой построенный определенным образом набор счетов и балансовых таблиц, на основе которых вычисляются взаимосвязанные макроэкономические показатели, характеризующие результаты деятельности национальной экономики за определенный период времени (как правило за год), ее структуру и важнейшие взаимосвязи. Набор этот одинаковый для всех стан, использующих СНС.

СНС дает возможность сопоставления экономических показателей всех стран, использующих СНС, сводимость макроэкономических показателей на мировом уровне, позволяет определить место национальной экономики в мировой экономике, решает проблему международных сопоставлений. Это достигается единством методологии расчета макроэкономических показателей, и тем самым содействует международной интеграции и экономическому сотрудничеству.

В рамках данной работы я попытаюсь наиболее полно раскрыть понятие Системы национальных счетов, историю её возникновения, причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации, рекомендованную ООН.


1. Система национальных счетов, ее сущность и задачи.

Итак, СНС представляет собой систему взаимосвязанных статистических показателей построенной в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны. Каждой стадии воспроизводственного цикла: производству продуктов и услуг и связанных с этим процессов образования доходов, первичному и вторичному их распределению и использованию - соответствует счет или группа счетов. Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла - от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года, и межотраслевого баланса производства и использования продукции и услуг. Они образуют сводные счета и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и другими странами, а с другой - отношения между различными показателями системы. Информация, которую предоставляет СНС, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на оптимизацию экономических процессов, т.е. для принятия управленческих решений. Потребителями данных СНС являются также научно-аналитические центры, занимающиеся изучением и прогнозированием экономических и политических процессов, представители крупного бизнеса, участие которых в инвестиционном процессе зависит от экономической конъюнктуры, различные общественно- политические организации, которым необходимо получить комплексное представление о социально- экономическом положении страны. Значительный интерес представляют показатели, рассчитанные на основе СНС, для различных международных организаций, так как от уровня экономического развития страны зависят формы международного сотрудничества, размеры и сроки предоставляемых ей кредитов, величина взносов в международные организации и т.д.

Впервые попытка создания системы показателей для характеристики и анализа макроэкономики была предпринята в СССР. Для этих целей был составлен первый баланс народного хозяйства(БНХ) за 1923/1924г. В его основу была положена таблица, являющаяся прообразом межотраслевых балансов, разработанных впоследствии бывшим нашим соотечественником, лауреатом Нобелевской премии В.Леонтьевым. на протяжении почти 70-ти лет в нашей стране для проведения макроэкономического анализа и формирования экономической политики использовался, составляемый ежегодно, баланс народного хозяйства. Он был основан на марксистской концепции общественного воспроизводства и предназначен для анализа модели экономики, базирующейся на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании, т.е. экономической модели, которая впоследствии получила название командно-административной системы.

Согласно марксистской концепции к сфере экономического производства относится только материальное производство. В сфере нематериальных услуг(оборона, образование, управление и т.д.) происходит лишь перераспределение национального дохода и конечное потребление национального дохода.

СНС основана на концепции рыночной экономики, согласно которой в общий итог экономической деятельности включается производство всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей. В отличие от марксистской экономической концепции в СНС земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом.

Первые разработки СНС, выполненные в ряде развитых западных стран, относятся к концу 30-х годов прошлого столетия. После окончания Второй мировой войны СНС в рамках официальной статистики стала использоваться в Англии, США, Франции, Германии и ряде скандинавских стран.

В 1953году экономическими организациями ООН была разработана и предложена к внедрению первая официальная версия СНС. Вторая версия СНС была предложена в 1968г. важная особенность этой версии состояла в том, что она использовала принцип двойной записи каждой операции, позаимствованной из бухгалтерского учета. В 1993г. Статистическая комиссия ООН предложила новую версию системы национальных счетов, принятую большинством развитых стран мира.

Система национальных счетов Российской Федерации(СНС РФ)начала создаваться в 1991г. в настоящее время СНС РФ адаптируется к новым международным методологическим стандартом по национальным счетам, принятым в 1993 году ООН.

Суть СНС сводится к формированию системы обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях воспроизводства.Каждой стадии воспроизводства(стадия производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использование располагаемого дохода на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов. Счета, отражающие экономику в целом, называют консолидированными счетами.

Счет представляет собой таблицу, отражающую наличие ресурсов и направление их использования. В каждом счете соблюдается равенство между объемом ресурсов и их использованием. В случае изначального отсутствия этого равенства, для его достижения в счете используются балансирующие статьи.

Счет товаров и услуг является счетом денежных потоков. Поток характеризуется величинами тех или иных процессов за период времени, например, производство продукции, покупки товаров, выплаты заработной платы и др. Счета потоков отражают сквозное движение стоимости продукции и услуг через все стадии – от производства до конечного потребления.

Система национальных счетов завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства за отчетный период и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном отраслевом разрезе.


2.Основные понятия, категории и структура системы национальных счетов.

СНС представляет экономику в виде институционных единиц, связанных между собой экономическими операциями.

Институционные единицы - это хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятии экономических решений по всем вопросам хозяйственной деятельности. Существуют два типа институционных единиц: 1) юридические лица – предприятия, корпорации, квазикорпорации(единицы, сходные с корпорациям, но формально не имеющие их статуса) государственные учреждения, банки, страховые компании и др.

2)домашние хозяйства, рассматриваются как институционные единицы, так как самостоятельно принимают экономические решения, определяющие их поведение.

Все институционные единицы являются так называемыми резидентами страны. Это понятие включает в себя те институционные единицы, которые связаны с экономической территорией страны экономическим интересом в течение относительно длительного периода(обычно год или более).

Экономическая территория – это территория административно управляемая правительством страны, в пределах которой лица, товары и деньги свободно перемещаются.

На практике резидентами данной страны выступают все юридические лица, функционирующие на ее территории, независимо от того, контролируются они иностранным капиталом или нет. Понятие резидента не связанно с понятием национальности или гражданства.

Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами. Например, строительные бригады, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, из которой они прибыли.

Внутренняя экономика учитывает деятельность на экономической территории страны как резидентов, так и нерезидентов.

Основные классификации СНС.

Для расчета обобщающих макроэкономических показателей необходим большой объем информации о различных аспектах экономических процессов, что вызвало необходимость разработки соответствующих классификаций.

Тема 9: Система национальных счетов и основные макроэкономические показатели.

    Система национальных счетов (СНС) и основные макроэкономические показатели.

    Экономический рост: сущность, типы и факторы.

    Система национальн ых счетов (СНС) и основные макроэкономические показатели.

Система национальных счетов (СНС) - это совокупность показателей последовательного и взаимосвязанного описания важнейших процессов и явлений экономики: производства, потребления, накопления капитала, финансов, дохода.

СНС исходит из того, что вся продукция производится как в сфере материального производства, так и в сфере услуг, поэтому СНС охватывает деятельность:

    компаний и предприятий, производящих товары и услуги;

    частных некорпоративных предприятий;

    подсобных хозяйств;

    лиц свободных профессий (адвокатов, артистов, журналистов и др.);

    работников сферы управления;

    финансово-коммерческих организаций;

    некоммерческих организаций (клубов, обществ, ассоциаций);

  • наемной прислуги;

    владельцев жилья, сдаваемого в аренду.

СНС дает ступенчатую картину развития экономики, включая информацию по стандартному набору (для всех секторов экономики) счетов, в которых регистрируются операции, относящиеся к основным фазам экономического процесса.

Данные счетов обобщаются и анализируются по секторам. Основными секторами СНС являются:

    нефинансовые предприятия, занятые производством товаров и услуг, реализуемых на рынке;

    финансовые учреждения и корпорации;

    органы государственного управления;

    частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

    домашние хозяйства (как потребители и как предприниматели);

    остальной мир (включая внешнеэкономические связи).

Основными показателями системы национальных счетов являются следующие:

1. Валов ы й внутренний продукт (ВВП) - рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за год. ВВП измеряет стоимость продукции, произведенной всеми хозяйствующими субъектами на территории данной страны. Номинальный ВВПизмеряется в денежном выражении в текущих ценах. Но для сопоставления ВВП в различные годы важно знать, имела ли место в тот или иной период инфляция или дефляция, так как стоимость объемов производства разных лет может быть сопоставима только в том случае, если стоимость денежной массы не изменялась.

Поскольку номинальный ВВП отражает объем производства, выраженный в ценах текущего года, то с помощью индекса потребительских цен (ИПЦ) можно сравнить цену объема производства данного года с ценой аналогичного объема производства при ценах базового года.

Повышение индекса цен в данном году по сравнению с базисным, указывает на инфляцию, уменьшение индекса цен - на дефляцию.

Инфляция и дефляция усложняют подсчет ВВП. Проблема, следовательно, заключается в том, чтобы скорректировать номинальный ВВП таким образом, чтобы он точно отражал изменения только физического объема производства, а не колебания цен. Номинальный ВВП, скорректированный с учетом инфляции или дефляции, называется реальным ВВП.

Реальный ВВП = Номинальный ВВП/ ИПЦ* 100%,

где ИПЦ – индекс потребительских цен.

При измерении результатов экономической деятельности встает проблема подсчета рыночной стоимости всего объема производства номинального ВВП. Это можно сделать двумя способами.

      Выяснить, сколько потребитель, как конечный пользователь этой продукции, расходует на ее покупку. Этот подход отражает расчет ВВП по расходам (метод конечного использования).

Оба эти подхода (по расходам и доходам) представляют собой два взгляда на одну и ту же проблему. То, что затрачено потребителем на приобретение продукта, получено в виде дохода теми, кто участвовал в его производстве.

При расчете ВВП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВВП: домохозяйств, фирм, государства и иностранцев (расходы на наш экспорт). Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВВП. Суммарные расходы можно разложить на несколько компонентов:

ВВП= С+ Ig + G + Xn ,

где: С - личные потребительские расходы, включающие расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления;

Ig - валовые инвестиции. (Валовые инвестиции можно представить как сумму амортизации и чистых инвестиций (In). За счет амортизации осуществляется возмещение потребленного капитала. Чистые инвестиции обеспечивают расширенное воспроизводство).

G - государственные закупки товаров и услуг. (Данная группа расходов включает все государственные расходы на прямые покупки ресурсов, особенно рабочую силу, и конечную продукцию предприятий. Однако она исключает все государственные трансфертные платежи (выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице, пенсии ветеранам, инвалидам), так как их получатели в ответ на эти выплаты не вносят какого-либо вклада в создание текущего объема ВНП).

Хп - чистый экспорт товаров и услуг за рубеж, рассчитываемый как разность экспорта и импорта.

При расчете ВВП по доходам суммируются все виды полученных экономическими агентами доходов (заработная плата, рента, проценты, прибыль корпораций, доходы некорпоративных предприятий), а также два компонента, не являющихся доходами: амортизационные отчисления и косвенные налоги на бизнес (НДС, акциз, таможенная пошлина).

В составе ВВП выделяют следующие виды факторных доходов:

    компенсация за труд наемным работникам;

    рентные доходы,

    чистый процент (как разница между полученными и выплаченными процентами);

прибыль корпораций.

    доходы некорпоративного сектора (мелких магазинов, ферм и др.)

Таким образом, ВВП, рассчитанный по доходам, выглядит следующим образом:

ВВП= A + T + W + R + %+Р+ У,

где: А - амортизация; Т - косвенные налоги, W - заработная плата,R - рентные платежи, % - процент, Р - прибыль корпораций, У - доходы некорпоративного сектора.

2. Валовый национальный доход (ВН Д ) - это валовая конечная стоимость всех товаров и услуг, произведенных субъектами национальной экономики на территории страны и за ее пределами без учета стоимости, произведенной иностранными субъектами в данной стране. У развитых стран различия между ВНП и ВВП невелики - 1-3%.

ВНП =ВВП + чистые факторные доходы из-за рубежа.

Чистые факторные доходы из-за рубежа равны разности между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.

3. Национальный доход (НД) - это доход общества, полученный в результате потребления производственных ресурсов. Это реальный доход, который является частью валового продукта за исключением стоимости потребленных средств производства.

НД= ВВП – Амортизационные отчисления- косвенные налоги на бизнес.

Основные показатели социально-экономического развития Украины таковы: в 2009 г. ВВП составлял 912 млрд. 563 млн. грн. (114 млрд. долл.). Реальный ВВП составил 85% по сравнению с номинальным, т.е. реальный ВВП снизился на 15%.

По производству ВВП на душу населения первое место в мире принадлежит Лихтенштейну - 122 тыс. долл. в год. В США производится 46 тыс. долл.; в Великобритании - 35 тыс. долл.; в Германии - 34 тыс. долл.; в Польше - 18 тыс. долл.; в России - 15 тыс. долл.; в Беларуси - 12 тыс. долл.; в Украине - 6,4 тыс. долл. на душу населения.

2. Сущность, факторы и типы экономического роста

Экономический рост - увеличение объемов созданных за определенный период товаров и услуг; количественное развитие общественного производства. Экономическоеразвитие - создание в стране возможностей для устойчивого увеличения масштабов производства товаров и услуг.

Существует два основных типа экономического роста - экстенсивный и интенсивный.

При экстенсивном типе развития экономический рост достигается благодаря количественному увеличению ресурсов, факторов производства, т.е. за счет привлечения дополнительных: 1) работников без повышения их квалификации; 2) материальных факторов производства: сырья, материалов, топлива, земельных угодий без повышения эффективности их использования; 3) капитальных вложений без соответствующего улучшения технологии.

Интенсивный экономический рост осуществляется за счет применения более соврешенных факторов производства и технологии, т.е. за счет НТП. К интенсивным факторам экономического роста относятся: 1) внедрение НТП, что обеспечивает расширение производства материальных благ и услуг, обновление средств производства; 2) улучшение организации производства (новая структура хозяйственных связей, маркетинг, менеджмент, кооперация) и, как результат, - повышение его эффективности; 3) совершенствование тспользования основных и оборотных фондов за счет ускорения их оборачиваемости, применения ускоренной амортизации; 4) постоянный рост квалификации рабочей силы и совершенствование научной организациии труда.

В реальной жизни экстенсивного или интенсивного типа экономического роста в чистом виде не встречается. Поэтому экономически правильнее говорить о преимущественно том или другом типе экономического роста. Отношение экономического роста к тому или иному типу осуществляется в зависимости от величины удельного веса прироста производства, полученного за счет качественного или количественного изменения его факторов. Так в 70-80 гг. прирост национального дохода СССР лишь на 20- 30% обеспечивается за счет интенсивных факторов. Для экономически развитых стран соответствующий показатель составлял более 50%.

Основным фактором экономического роста является научно- технический прогресс (НТП), который одновременно влияет на все факторы производства - совершенствует средства и предметы труда, технологию; улучшает качество земли; предъявляет повышенные требования к человеку, развивая его как личность и как специалиста. В совокупности это обусловливает рост производства, качественное и количественное развитие производительных сил общества.

Экономический рост может измеряться в физическом выражении (физический рост) и стоимостном (стоимостный рост). Первый способ измерения экономического роста, позволяющий исключать воздействие инфляции, более надежен, но менее универсален, так как не имеет общего показателя для производства разных изделий. На практике способ стоимостного измерения экономического роста применяется чаще, хотя инфляционные воздействия не дают достаточной точности счета. Ведущими показателями динамики экономического роста являются:

    рост объема ВВП / ВНП и НД;

    темпы роста ВВП / ВНП и НД, в том числе в расчете на душу населения;

    темпы роста промышленного производства в целом, по основным отраслям и на душу населения.

Система национальных счетов и история ее создания

Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе национальных счетов. Система национальных счетов (ее полное название Система счетов национального продукта и дохода – System of National Product and Income Accounts) была разработана в конце 20-х годов группой американских ученых, сотрудников Национального Бюро Экономических Исследований (National Bureau of Economic Research), под руководством будущего лауреата Нобелевской премии Саймона Кузнеца (Simon Kuznets).

Попытки разработать систему макроэкономических показателей, позволяющих оценить состояние национальной экономики начали предприниматься в разных странах еще в годы первой мировой войны с целью оценки военного и экономического потенциала воюющих держав. Дальнейшее развитие они получили в середине 20-х годов в период бурного подъема в экономиках развитых стран (так называемый период процветания – prosperity) с целью прогнозирования дальнейших тенденций экономического развития. Причем, исследования проводились не только в специально созданной в начале 20-х годов в США частной организации - Национальном Бюро Экономических Исследований, где эту работу возглавил известный американский экономист Уэсли Клер Митчелл, занимавшийся изучением проблем экономического цикла, что невозможно при отсутствии системы макроэкономических показателей.

Параллельно работы в этом направлении велись и в Советской России во Всероссийском (а впоследствии Всесоюзном) Совете Народного Хозяйства – ВСНХ - в связи с необходимостью разработки пятилетних планов развития экономики страны, а также для оценки тенденций развития мировой экономики и перспектив мировой революции. В октябре 1929 разразился крах на Нью-Йоркской фондовой бирже, положивший начало самому глубокому и продолжительному мировому экономическому кризису – Великому Краху или Великой Депрессии 1929-1933 гг. В начале 1930 года Конгресс США принимает постановление о необходимости разработки системы индикаторов (показателей), которые позволили бы оценить состояние американской экономики. Практически такая система уже была создана. После второй мировой войны большинство стран в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций стали использовать методику расчета макроэкономических показателей, заложенную в Системе Национальных Счетов, что позволяет производить макроэкономические сопоставления по разным странам мира. Россия (СССР) начала использовать эту методику с 1987г.

Система национальных счетов представляет собой совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики. СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска (объема производства): валовый национальный продукт (ВНП); валовый внутренний продукт (ВВП); чистый национальный продукт (ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД); личный доход (ЛД); располагаемый личный доход (РЛД).

До начала 80-х годов основным показателем, характеризующим совокупный объем производства был показатель валового национального продукта. Однако в современных условиях в связи с интернационализацией экономических и хозяйственных связей и трудностями подсчета валового национального продукта (ВНП), поскольку национальные факторы производства каждой страны используются во многих других странах мира, основным показателем совокупного объема выпуска стал валовый внутренний продукт (ВВП).

Соотношение показателей в системе национальных счетов

Как уже отмечалось, основными показателями в СНС выступают три показателя совокупного продукта: валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый личный доход (РЛД).

ВНП = ВВП + ЧФД

Соответственно,

ВВП = ВНП – ЧФД

Величина чистых факторных доходов представляют собой разницу между доходами, полученными гражданами (резидентами) данной страны на принадлежащие им (национальные) факторы производства в других странах и доходами, полученными иностранцами (нерезиденты) на принадлежащие им (иностранные) факторы производства в данной стране. Эта разница может быть как положительной величиной (если граждане данной страны получили в других странах доходов больше, чем иностранцы в данной стране, и в этом случае ВНП больше ВВП), так и отрицательной величиной (если иностранные граждане получили в данной стране доходов больше, чем граждане данной страны получили доходов за рубежом, тогда ВВП больше ВНП).

Что касается ЧНП (Net National Product – NNP), то в отличие от ВНП, который характеризует национальный объем производства, этот показатель характеризует производственный потенциал экономики, поскольку он включает в себя только чистые инвестиции и не включает восстановительные инвестиции (амортизацию). Поэтому, чтобы получить ЧНП, следует из ВНП вычесть амортизацию: ЧНП = ВНП – А. ЧНП может быть подсчитан и по расходам, и по доходам.

ЧНП по расходам = потребительские расходы (С) + чистые инвестиционные расходы (I net) + государственные закупки (G) + чистый экспорт (Xn)

ЧНП по доходам = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги

Национальный доход (National Income - NI) - это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов, т.е. сумма факторных доходов. Его можно получить: а) либо, если из ЧНП вычесть косвенные налоги: НД = ЧНП – косвенные налоги; б) либо, если просуммировать все факторные доходы:

НД = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций

Личный доход (Personal Income - PI), в отличие от национального дохода, является совокупным доходом, полученным собственниками экономических ресурсов. Чтобы рассчитать ЛД, необходимо из НД вычесть все, что не поступает в распоряжение домохозяйств, т.е. является частью коллективного, а не личного дохода, и добавить все то, что увеличивает их доходы, но не включается в НД:

ЛД = НД – взносы на социальное страхование – налог на прибыль корпораций – нераспределенная прибыль корпораций + трансферты + проценты по государственным облигациям

ЛД = НД – взносы на социальное страхование – прибыль корпораций + дивиденды + трансферты + проценты по государственным облигациям

Третий вид совокупного дохода – располагаемый личный доход (Disposal Personal Income – DPI) – это доход, используемый, т.е. находящийся в распоряжении домохозяйств. Он меньше личного дохода на величину индивидуальных налогов, которые должны заплатить собственники экономических ресурсов в виде прямых (в первую очередь, подоходных) налогов:

РЛД = ЛД – индивидуальные налоги

Домохозяйства тратят свой располагаемый доход на потребление (consumption - С) и сбережения (saving - S):

Различают следующие виды сбережений:

  1. личные сбережения (personal savings) или сбережения домохозяйств, которые могут быть подсчитаны как разница между располагаемым личным доходом и расходами на личное потребление:

    S personal = РЛД – С;

  2. сбережения бизнеса (savings of business), включающие амортизацию и нераспределенную прибыль корпораций, которые служат внутренними источниками финансирования и основой для расширения производства;
  3. частные сбережения (private savings), т.е. сбережения частного сектора, состоящие из суммы сбережений домохозяйств и сбережений фирм, т.е. суммы личных сбережений и сбережений бизнеса:

    S private = S personal + S business ;

  4. государственные сбережения (government savings), которые имеют место в случае излишка (положительного сальдо) государственного бюджета, когда доходы бюджета превышают расходы.

    S government = доходы бюджета – расходы бюджета > 0.

    К доходам государственного бюджета относятся все налоговые поступления, прибыль государственных предприятий, доходы от приватизации и др.:

    Доходы бюджета = индивидуальные налоги + налог на прибыль корпораций + косвенные налоги на бизнес + взносы на социальное страхование + прибыль государственных предприятий + доходы от приватизации Расходы бюджета = государственные закупки товаров и услуг + трансферты + проценты по государственным облигациям.

    Сальдо бюджета = доходы бюджета – расходы бюджета

  5. национальные сбережения (national savings), которые представляют собой сумму частных сбережений и государственных сбережений:

    S national = S private + S government

  6. сбережения иностранного сектора (foreign sector savings) имеют место в случае дефицита (отрицательного сальдо) торгового баланса данной страны, когда импорт превышает экспорт, т.е. чистый экспорт отрицателен. Это означает, что доходы иностранного сектора от продажи своих товаров и услуг данной стране (для данной страны это расходы по импорту) превышают расходы на покупку товаров и услуг данной страны (для нее – это доходы от экспорта):

    S foreign = Im - Ex > 0

    Сумма сбережений всех секторов (частного, государственного и иностранного) равна величине совокупных инвестиций

    I = S private + S government + S foreign = S + (T – G) + (Im – Ex)

Примечания. Иногда в задачах по СНС требуется определить величину изъятий и инъекций. Следует иметь в виду, что к изъятиям относятся: частные сбережения, включающие личные сбережения и сбережения бизнеса; все виды налогов, в том числе взносы на социальное страхование; импорт; к инъекциям относятся: чистые инвестиционные расходы, государственные закупки товаров и услуг, дивиденды, трансферты, проценты по государственным облигациям, экспорт.

Показатели СНС дают количественную оценку совокупного продукта и совокупного дохода, но они не отражают качество жизни, уровень благосостояния, которые растут медленнее, чем ВВП и НД, которые не учитывают негативных последствий научно-технической революции и экономического роста. Для характеристики уровня благосостояния, как правило, используются такие показатели как а) величина ВВП на душу населения (GDP per capita), т.е. ВВП / численность населения страны; или б) величина национального дохода на душу населения (NI per capita), т.е. НД / численность населения страны. Для обеспечения межстрановых сравнений эти показатели рассчитываются в долларах США.

Однако эти показатели весьма несовершенны и не в состоянии точно отразить качество жизни. Их основные недостатки заключаются в том, что:

  1. они усредненные (если у одного человека два автомобиля, а у другого ни одного, то в среднем каждый имеет по одному автомобилю);
  2. они не учитывают многие качественные характеристики уровня благосостояния (две страны, имеющие одинаковую величину НД на душу населения, могут иметь разные: уровень образования, продолжительность жизни, уровень заболеваемости и смертности, уровень преступности и др.);
  3. они игнорируют разную покупательную способность доллара в разных странах (на 1 доллар в США и, например, в Индии можно купить разное количество товаров);
  4. они не учитывают негативных последствий экономического роста (степень загрязнения окружающей среды, зашумленности, загазованности и т.п.).

В целях более точной оценки уровня благосостояния в 1972 году два американских экономиста – лауреат Нобелевской премии Джеймс Тобин и Уильям Нордхауз (соавтор лауреата Нобелевской премии Поля Самуэльсона в написании всемирно известного учебника «Экономикс») – предложили методику расчета показателя, названного «Чистое Экономическое Благосостояние» (Net Economic Welfare). Этот показатель включает в себя стоимостную оценку всего, что улучшает благосостояние, но не учитывается в ВВП (value of goods) (например: количество свободного времени для повышения уровня образования, воспитания детей, самосовершенствования; труд на себя; улучшение уровня и качества медицинского обслуживания, снижение уровня загрязнения окружающей среды и т.п.).

Но при расчете этого показателя из величины ВВП вычитается стоимость всего того, что ухудшает качество жизни, снижает уровень благосостояния (value of bads), (например: уровень заболеваемости и смертности, качество образования, продолжительность жизни, уровень преступности, степень загрязнения окружающей среды, негативные последствия урбанизации и т.п.).

Система национальных счетов (СНС) — это система взаимоувязанных макроэкономических показателей, классификаций и группировок, характеризующих все основные экономические процессы, условия, процесс и результаты воспроизводства экономики .

СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики .

СНС возникла в ряде развитых стран в конце 30-х годов XX столетия, а как системная работа в рамках официальной статистики — после окончания Второй мировой войны (прежде всего, в Англии, США, Франции, Германии, скандинавских стран). Построение СНС — результат объединения двух направлений в макроэкономических расчетах — статистики национального дохода и исследований экономического цикла в связке с моделированием механизма регулирования рыночной экономики.

В отечественной статистике СНС стала разрабатываться с начала 90-х годов и вытеснила разрабатывающуюся в течение многих десятилетий систему учета на макроуровне, которая называлась балансом народного хозяйства (БНХ) . СНС и БНХ по отношению друг к другу представляю альтернативные системы балансовых построений и национального учета: СНС выступает в качестве макростатистической модели рыночной экономики; БНХ — система макроэкономических показателей, предназначавшаяся для отображения механизма функционирования централизованно планируемой экономики. БНХ стал первой в мировой статистике системой макроэкономических расчетов. А первый баланс народного хозяйства был составлен в СССР за 1923-1924 хозяйственный год.

Стандартная система национальных счетов, разработанная Статистической комиссией ООН , применялась с 1953 г. В 1968 г. была введена новая версия международного стандарта СНС, которая существовала до 1993 г. С 1993 г. действует третья модификация международной стандартной системы национальных счетов, построенная на последних к тому времени достижениях теории и практики национального счетоводства в отдельных странах.

Использование системы национальных счетов необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также для международных сопоставлений национального дохода. Все основные аспекты экономической и социальной политики государства находят отражение в показателях СНС (экономический рост, институциональная и отраслевая структуры экономики, благосостояние населения и качество жизни, инфляция, проблемы бюджетного дефицита и государственного долга, повышения внешнеэкономических связей и др.).

Данные СНС полезны компаниям, особенно крупному бизнесу, для оценки конъюнктуры и выработки стратегии и тактики в собственной хозяйственной политике.


Рассмотрим важнейшие показатели системы национальных счетов, характеризующие движение ВВП на различных его стадиях.

Чистый национальный продукт (ЧНП) — это экономический показатель, применяющийся для характеристики чистого объема производства, более точно отражающего результат функционирования национальной экономики. ЧНП равен ВНП за вычетом амортизационных отчислений, т.е. той части созданного продукта, необходимой для замещения средств производства, которые были изношены в процессе выпуска продукции.

Национальный доход (НД) или вновь созданная стоимость общества — это показатель общего размера заработной платы, процента, прибыли, рентных платежей, которые получены в результате производства объема ВНП данного года; т. е. НД = ЧНП - косвенные налоги на бизнес. Косвенные налоги на бизнес (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, импортные пошлины и т.д.)

Таким образом, НД представляет собой годовой поток товаров и услуг, исчисленный в денежном выражении, т. е. окончательный итог производства машин, оборудования, предметов потребления и т.п. за год.

Личный доход это доход, полученный до уплаты индивидуальных налогов. Он может быть исчислен как разница между национальным доходом и тремя видами доходов, которые заработаны, но не получены (налоги на социальное страхование, налоги на прибыль предприятий, нераспределенные прибыли предприятий); полученный результат должен быть увеличен на сумму трансфертов. Трансферты представляют собой доходы, полученные, но не являющиеся результатом собственной деятельности. К ним относят выплаты по страхованию по старости, от несчастных случаев, пособия по безработице; субсидии на образование, пособия по нетрудоспособности; выплаты частных пенсий и пособий по безработице и вспомоществованию; процентные платежи, которые выплачиваются правительством и потребителями.

Располагаемый доход (или доход после уплаты налогов) — это личный доход за вычетом индивидуальных налогов, т. е. личных подоходных, налогов на личное имущество и налогов на наследство. Доход после уплаты налогов это та сумма, которой домашние хозяйства располагают в окончательном варианте.

Система национальных счетов (СНС) представляет собой совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование национального продукта и дохода. Методология системы национальных счетов была заимствована из практики бухгалтерского учета и построена на принципах двойной записи и бухгалтерских балансов.

Основоположником метода национального счетоводства считается представитель школы физиократов Франсуа Кенэ. Он провел анализ общественного воспроизводства путем установления балансовых пропорций между натурально-вещественными и стоимостными элементами общественного продукта. Теоретическим фундаментом системы национальных счетов явились работы А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца и т.д.

Первая СНС была создана для Палестины по данным экономического развития за 1936 год. Новый этап в развитии национального счетоводства можно отнести к послевоенным годам, когда необходимость восстановления экономик развитых государств потребовала централизованных государственных инвестиций, увеличения государственного сектора, подготовки программ экономического развития и контроля за их реализацией.

Первая попытка составления национальных счетов в официальной статистике США относится к 1947 году, Великобритании - 1946 году. Перспектива европейской интеграции и растущая интернационализация экономики послужили главной причиной создания международной системы национального счетоводства. В 1947 году статистическим бюро ООН был опубликован доклад “Измерение национального дохода и организация национального счетоводства” . В 1953 году под руководством Р. Стоуна была разработана система национального счетоводства, которая учитывала опыт отдельных государств в указанной области. В последующие годы эта система неоднократно пересматривалась и совершенствовалась. В ней стала применяться разбивка производства по отраслям экономики, межотраслевой баланс, был введен баланс имущества и т.п.

Традиционно страны с централизованным планированием использовали собственную систему национальных счетов - систему балансов народного хозяйства. И при переходе к рыночной экономике стала необходимость отказаться от прежней практики в этой области и перейти к СНС. Этот переход к международной методологии учета и статистики вносит существенные изменения в содержание применяемых в отечественной практике понятий и категорий и предполагает рассмотрение новых. Меняется представление о производстве как виде человеческой деятельности, вводится деление экономики на сектора, детализируются понятия продуктов, товаров и услуг, требуют пояснения категории “резидент” и “нерезидент” , внутренняя и национальная экономика.

Границы производства в СНС. Основное значение для построения системы национальных счетов имеет выбор теоретической концепции производства. Их две:

  • во-первых, марксистская
  • во-вторых, расширенная концепция производства

Кроме них, имелась и промежуточная, применяемая во Франции, однако она перестала использоваться в 1968 году. В соответствии с последней экономическая деятельность включала производство материальных благ и рыночных услуг. А бесплатные услуги исключались из национального продукта. В соответствии с расширенной концепцией производство включает создание материальных благ и услуг, которые получаются в результате использования имеющихся факторов производства, удовлетворяют потребности и обладают определенной стоимостью или ценой. При таком подходе в состав производства войдут блага и услуги, произведенные для рынка, услуги органов управления, некоммерческих организаций, продукты домашних хозяйств, произведенные для личного потребления.

Если попытаться структурировать понятие “производство” , применяемое в рамках СНС, то оно включит в себя прежде всего рыночное производство. Последнее состоит из следующих элементов:

  • во-первых, товаров и услуг, производимых и реализуемых на рынке
  • во-вторых, товаров и услуг, производимых и обмениваемых по бартеру
  • в-третьих, товаров и услуг, производимых и предоставляемых в качестве натуральной формы оплаты труда
  • в-четвертых, любые поставки товаров и услуг между звеньями одного и того же предприятия

Помимо указанных моментов, производство включает следующие виды деятельности:

  • во-первых, незаконное производство, то есть то, которое запрещено законом и (или) легальная деятельность, которая становится противозаконной из-за отсутствия разрешения на ее осуществление
  • во-вторых, скрытое производство и подпольная экономика. Это - легальные виды деятельности, однако они преднамеренно скрываются от государственных органов, чтобы избежать налогообложения
  • в-третьих, незавершенное производство
  • в-четвертых, производство товаров домашними хозяйствами
  • в-пятых, использование наемной домашней прислуги
  • в-шестых, капитальный ремонт жилищ
  • в-седьмых, арендные услуги по использованию собственных зданий домашними хозяйствами, государством, некоммерческими организациями

Из понятия “производство” исключаются следующие виды деятельности:

  • домашние услуги (уборка, ремонт, приготовление пищи, уход за больными и т.п.)
  • аренда предприятиями собственных зданий
  • деятельность, результаты которой не являются ее целью (загрязнение среды, мусор, вымогательство, взятки, кражи и т.п.)

Категории внутренней и национальной экономики. Система национальных счетов использует категории внутренней и национальной экономики. Для этого употребляются понятия “экономическая территория ”, “резидент” , “центр экономического интереса.

Экономическая территория представляет собой пространство, административно управляемое правительством данного государства, в пределах которого лица, товары и деньги могут беспрепятственно перемещаться. Помимо этого, данное понятие включает в себя воздушное и водное пространство, а также территориальные анклавы” за рубежом (посольства, консульства и т.д.).

Резидент - институциональная единица, центр экономического интереса, который находится на территории определенного государства. Если при исследовании охватывается деятельность только резидентов, независимо от их местоположения (на экономической территории или нет), то мы имеем дело с национальной экономикой. Что же касается внутренней экономики, то она охватывает активность резидентов и нерезидентов на экономической территории данного государства.

Группировка счетов по отраслям и секторам

Для учета результатов функционирования экономики в СНС применяется группировка по отраслям и секторам. Отрасль включает в себя всех производителей однородных продуктов и услуг. Они могут быть классифицированы по четырем категориям:

  • во-первых, отрасли, производящие товары и рыночные услуги
  • во-вторых, отрасли, производящие нерыночные услуги на базе государственных учреждений
  • в-третьих, отрасли, производящие нерыночные услуги частных некоммерческих организаций
  • в-четвертых, отрасли, оказывающие нерыночные услуги, производимые домашними хозяйствами

Применяемая в рамках СНС группировка по секторам имеет своей целью анализ потоков доходов и расходов, осуществляемых между хозяйствующими субъектами. В соответствии с принятой классификацией, выделяются следующие элементы:

  • во-первых, нефинансовые предприятия - это субъекты, основной функцией которых является производство товаров и оказание нефинансовых услуг
  • во-вторых, финансовые учреждения - институты, осуществляющие финансовые операции на коммерческой основе (кредитные и страховые учреждения)
  • в-третьих, государственные учреждения - институты, занятые производством общественных товаров, а также перераспределением национального дохода и богатства
  • в-четвертых, общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства. Это главным образом деятельность в сфере образования, здравоохранения, отдыха, социального обслуживания, политические партии, профсоюзы и т.п.
  • в-пятых, домашние хозяйства - предпринимательская деятельность, которая не может быть отделена от домашнего хозяйства ни с юридической, ни с экономической точки зрения. Этот сектор также охватывает индивидов в качестве потребителей
  • в-шестых, остальной мир - экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данного государства

При анализе секторов необходимо указать на особый характер связи, осуществляемой между ними посредством экономических операций. Последние представляют собой действия по взаимному соглашению между субъектами с целью создания, передачи, преобразования или уничтожения стоимости. По характеру осуществления экономические операции разделены на две группы:

  • во-первых, это операции, реализуемые на компенсационной основе, то есть когда поток товаров и услуг имеет встречный - денежный.
  • во-вторых, трансферты, имеющие одностороннюю направленность. Примерами могут служить налоги, штрафы, рента, процент и т.д.

Если в основу классификации экономических операций положить иной критерий - характер связи экономических субъектов, то можно выделить три основные группы:

  • во-первых, операции с продуктами и услугами. Они относятся к производству, распределению и обмену продуктов и услуг в разных секторах экономики
  • во-вторых, распределительные операции - деятельность по движению добавленной стоимости, созданной в производстве
  • в-третьих, финансовые операции - деятельность по изменению финансовых активов в секторах экономики.

Методология СНС

Она базируется на принципах двойной записи, бухгалтерских балансов и теории равновесия. Рассмотрим их подробнее.

Теория равновесия представляет собой основу национального счетоводства. Она базируется на нескольких постулатах, важнейшими из которых являются следующие:

  • основой жизнедеятельности является рыночная экономика
  • экономическая активность осуществляется в условиях совершенной конкуренции, а цены устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения
  • основной целью производства является извлечение максимума прибыли
  • цель потребителя заключается в получении максимума полезности при минимуме затрат
  • макроэкономическое равновесие является результатом равновесия спроса и предложения на рынке товаров и услуг

Теория равновесия является базисом для построения балансов, так как позволяет рассматривать какое-либо явление, состояние взаимосвязанных величин, качественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности, которые должны другу друга уравновешивать. Само же понятие баланса представляет форму отчетности, отражающей в денежной форме наличие, размещение и источники средств хозяйственного субъекта. Оформляется в виде двусторонней таблицы, где левая часть - актив - указывает на состав и размещение средств; а правая - пассив - показывает источники их формирования и целевое назначение. Итоги актива и пассива всегда равны между собой. Это обеспечивается посредством двойной записи, когда каждая хозяйственная операций проводится через актив и пассив.

Модель народнохозяйственного оборота

Модель народнохозяйственного оборота лежит в основе системы национальных счетов, поскольку позволяет анализировать потоки доходов и расходов, осуществляемых между агентами. Модель описывает поток товаров и услуг, которыми обмениваются фирмы и домашние хозяйства, сбалансированный контрпотоком денежных платежей.

Анализ следует начать с наиболее простой версии кругооборота в экономической системе, в которой отсутствует правительство и финансовые рынки а также иностранный сектор экономики. Чтобы еще более упростить исследование, предположим, что домашние хозяйства тратят все получаемые ими доходы на покупку потребительских товаров, а фирмы продают свои продукты домашним хозяйствам сразу после осуществления процесса производства.

Домашние хозяйства и фирмы связаны друг с другом двумя группами рынков: продуктов и ресурсов. Потоки товаров и услуг движутся через эти рынки, причем они сбалансированы потоками денежных платежей. Домашние хозяйства осуществляют денежные платежи за товары и услуги, приобретаемые ими на рынках продуктов. Фирмы приобретают рабочую силу и другие ресурсы за денежные платежи, которые принимают форму заработной платы, процента, рентных платежей. Факторы производства, которые находятся в собственности фирм, принято учитывать как покупки у домашних хозяйств, являющихся конечными собственниками этих фирм. Таким образом, все производственные издержки можно рассматривать как денежные платежи за производственные ресурсы, приобретаемые фирмами у домашних хозяйств. Если у фирмы остается некоторый остаток после того, как она покроет все издержки, она получает прибыль.

Из всех потоков заслуживают пристального внимания два. Первый из них - национальный доход. Под национальным доходом понимают суммарную величину заработной платы, ренты, процента и прибыли, составляющих суммарный доход домашних хозяйств. Другой поток - суммарные расходы на национальный продукт. Под национальным продуктом понимают оценку суммарной стоимости всех товаров и услуг, произведенных в экономической системе. Суммарные расходы на национальный продукт представляют поток денежных платежей, которые перемещаются через рынки продуктов к фирмам и уравновешивают поток реальных товаров и услуг. В рассматриваемой упрощенной схеме величины национального дохода и национального продукта равны между собою.

Величина ежегодных расходов домашних хозяйств несколько меньше величины их доходов, в то время как фирмы тратят больше, чем получают от продажи своих товаров. Существует система специальных экономических институтов, функции которых состоят в том, чтобы осуществлять перемещение потоков денежных средств от домашних хозяйств, собственников сбережений к фирмам, которые являются заемщиками. Эти институты называются финансовыми рынками. К числу наиболее распространенных относят банки, страховые компании, пенсионные фонды и некоторые другие организации.

С включением в модель кругооборота финансовых рынков возникает новая проблема. Существует два пути, по которым потоки денежных средств поступают от домашних хозяйств на рынки продуктов:

  • прямой - через осуществление потребительских расходов
  • косвенный, при котором сбережения превращаются в инвестиции при посредничестве финансовых рынков.

В соответствии с этим действует две группы лиц, принимающих самостоятельные решения:

  • домашние хозяйства
  • предприниматели

Следующим шагом является включение в модель государственного сектора. Участие этого элемента осуществляется тремя способами:

  • через налоги
  • государственные закупки
  • займы

Налоги являются изъятиями денежных средств у населения. Однако этот поток частично возмещается потоком трансфертных платежей, к числу которых относят выплаты лицам с низкими доходами и пособия по безработице. Чтобы получить достоверную оценку чистой величины потока денежных средств, поступающих от домашних хозяйств правительству, необходимо вычесть трансфертные платежи из налоговых поступлений. Полученная величина есть чистые налоги. Рассмотрим следующий вид связи между правительством и рынками товаров. Одну категорию государственных расходов - трансферты - мы уже учли при характеристике чистых налогов. Другая категория государственных расходов представлена государственными закупками, которые являются платежами правительства за товары и услуги, приобретенные у частных фирм, а также заработную плату государственных служащих. В целях упрощения будем считать, что зарплата и жалованье государственных служащих на пути к домашним хозяйствам проходят через рынки продуктов.

Правительство должно стремиться поддерживать баланс своих доходов и расходов. Это не всегда выполнимо и может возникнуть ситуация бюджетного дефицита. В этом случае правительство прибегает к займам на финансовых рынках. Обычно займы осуществляются путем продажи правительственных облигаций и других ценных бумаг иным хозяйствующим агентам.

Переход от замкнутой к открытой экономической системе позволяет учесть иностранный сектор экономики. Последний связан с экономикой тремя способами. Прежде всего это импорт товаров и услуг. Следующее звено - это экспорт. Разница между величиной денежных поступлений по экспорту и импорту называется чистым экспортом. Третий способ связи национальной экономики с внешним миром - осуществление международных финансовых операций.