Что идет государственный бюджет. Государственный бюджет. Понятие, классификация и уровни государственного бюджета

Бюджет - это совокупность расходов и доходов отдельного субъекта устанавливаемая на определенный период времени. Государственный бюджет - это важнейший финансовый документ страны в котором указываются источники и размеры поступлений в государственную казну, а также потребности, погашаемые за счет государства.

Основные положения

Государственный бюджет влияет на многие экономические факторы страны и принимается на законодательном уровне. Существует даже специальный бюджетный процесс, который включает в себя составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, контроль за исполнением и проведение внешних проверок. Осуществляется бюджетный процесс уполномоченными государственными органами.

Основные функции государственного бюджета:

  • Контролирует и ограничивает действия правительства;
  • Осуществляет регулирование денежных потоков внутри государства и укрепляет финансовые связи между центром и регионами;
  • Определяет экономическую политику государства;
  • Предоставляет информацию о намерениях правительства всем участникам экономической деятельности.

Государственный бюджет служит финансовой базой государства и является необходимой составляющей для нормального функционирования государственной системы. С помощью бюджетных средств, правительство осуществляет выплаты по взятым на себя обязательствам, осуществляет финансирование различных государственных программ, создает государственные резервы.

Экономическое значение бюджета состоит в том, что он во многом определяет конечный потребительский спрос. Это связано с тем, что от величины бюджета во многом зависят доходы населения, за бюджетные средства выполняются различные государственные заказы и закупаются большие объемы продукции. Величина финансовых потоков, которые проходят через государственный бюджет оказывает влияние на такие важные экономические показатели как:

  • Объем производства;
  • Государственные инвестиции;
  • Уровень безработицы;
  • Величина денежной массы;
  • Валютный курс;
  • Учетная ставка Национального банка;
  • Размер внутреннего и внешнего государственного долга;
  • Инфляция.

Все эти экономические показатели взаимосвязаны и негативная динамика одного, незамедлительно повлечет за собой ухудшение значений других показателей. Например, бюджет сокращается за счет уменьшения финансирования какой-либо государственной структуры. В этом случае проблема невыплаты заработной платы решается за счет сокращения части сотрудников данной государственной структуры, что неизбежно приводит к росту безработицы и повышению суммы выплат социальных пособий для безработных граждан.

Другой пример. Правительство решило уменьшить внутренний долг не за счет бюджетных средств, а за счет выпуска дополнительной денежной массы. В этом случае неизбежен рост инфляции, так как денежные средства не подкреплены государственным золотовалютным резервом.

Для эффективной работы с государственным бюджетом выделяют следующие показатели:

  • Доходы;
  • Официальные трансферты;
  • Расходы;
  • Дефицит и профицит.

Доходы государственного бюджета

Государственные доходы выражают экономические отношения, возникающие между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и частными лицами с другой стороны. Выражаются эти отношения в осуществлении денежных платежей предприятиями, организациями и частными лицами, которые направляются для формирования государственного бюджета. Доходы государственного бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в государственную казну, согласно действующего законодательства.

Доходы разделяются на текущие и капитальные. Капитальные доходы - это официальные трансферты, доходы от продажи и сдачи в аренду земли, доходы от реализации государственных запасов. Официальные трансферты - это нерегулярные, необязательные и часто единоразовые платежи, поступающие в государственный бюджет из различных источников. Как правило, эти поступления носят характер пожертвований. Например, трансфертом считается сумма, добровольно выделенная частным лицом в государственный бюджет для строительства больницы или школы.

Текущие доходы делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы формируются из предусмотренных законодательством налогов и сборов. Налоговые доходы составляют основную часть доходов государственного бюджета. На их долю приходится около 85% всех поступлений, на долю неналоговых и капитальных доходов приходится 8% и 7% соответственно. Разновидности налоговых доходов:

  • Налог на прибыль;
  • Подоходный налог;
  • Налог на совокупный доход;
  • Лицензионные и регистрационные сборы;
  • Отчисления в государственные социальные фонды;
  • Налоги на имущество;
  • Платежи, отчисляемые за пользование природными ресурсами;
  • Налоги взимаемые с внешнеэкономической деятельности;
  • Прочие налоги и сборы.

Налоги являются важным инструментом фискальной политики государства. Размер налогов определяется законодательными органами страны, а за их неуплату предусмотрена уголовная ответственность. Совокупность налогов образует налоговую систему государства.

Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются от непосредственной деятельности определенного субъекта. К их числу относят: налог на прибыль, подоходный налог, налог на совокупный доход.

Косвенные налоги составляют около 70% всех поступлений в государственный бюджет. Они оказывают существенное влияния на ценообразование и структуру потребления. К ним относятся: налог на добавочную стоимость (НДС), акцизы, таможенные сборы и пошлины.

К неналоговым доходам государственного бюджета относят:

К источникам доходов государственного бюджета можно отнести государственные займы и средства, полученные за реализацию государственных ценных бумаг.

Расходы государственного бюджета

Расходы - это все невозвратные платежи, вне зависимости от того являются ли они возмездными или безвозмездными. Расходы государственного бюджета это экономические отношения возникающие в связи с распределением государственных средств и их использования по отраслевому, целевому и территориальному назначению. С помощью расходов бюджета, государство обеспечивает необходимую финансовую поддержку всех государственных программ проводимых правительством.

Расходы, как и доходы, делятся на текущие и капитальные. Капитальные расходы - это расходы, выделяемые правительством на различные инвестиционные программы. Кроме этого, в данную категорию входят расходы, направленные на кредитование юридических лиц из государственного бюджета. Текущие расходы - это расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, а также различные дотации и субсидии, предоставляемые государством для отдельных отраслей экономики.

Расходы государственного бюджета предназначены для следующих целей:

  • Социальные. В эту категорию входят расходы на выплату социальных пособий и пенсий, а также расходы на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности. Этот вид расходов занимает наибольшую долю в бюджете страны.
  • Военные. Эти расходы направлены на повышение обороноспособности государства, финансирование и содержание армии.
  • Экономические. Расходы из этой категории направляются на финансирование государственных инвестиционных и экономических программ, накоплений государственных резервов и выплату государственного долга.
  • Внешнеэкономические. Расходы направленные на обеспечение и реализацию международных договоренностей и выплату взносов в международные организации.
  • Содержание государственного аппарата. Расходы связанные с финансированием органов судебной и законодательной власти.

Дефицит и профицит государственного бюджета

При принятии государственного бюджета в обязательном порядке учитываются размер доходов и расходов. Оптимальным считается бюджет, в котором величина доходов равна величине расходов, так называемый сбалансированный бюджет. Но на практике, такого идеального показателя достичь, как правило, не удается и возникает дефицит или профицит бюджета.

Профицит бюджета - это превышение доходов государства, над его расходами. Данное явление, в современной экономике, встречается не очень часто. В основном странам приходится сталкиваться с дефицитом бюджетных средств.

Дефицит бюджета - превышение расходов государства над его доходами. В современном мире, явление бюджетного дефицита распространено повсеместно и вряд ли найдется государство, которое не сталкивалось с этой проблемой. Допустимым уровнем превышения расходов над доходами принято считать 5% от валового национального продукта.

Большой дефицит бюджета может привести к экономическому краху и даже банкротству государства. Поэтому правительства, всячески стараются предотвратить бюджетный дефицит. На сегодняшний день существуют три основных способа решения этой проблемы:

Сокращение бюджетных расходов один из самых эффективных и наименее популярный способ погашения бюджетного дефицита. В первую очередь это связано с тем, что урезание финансирование в основном скажется на малообеспеченных слоях населения, единственным доходом которых являются социальные выплаты или зарплаты выплачиваемые из госбюджета. Правительство, сделавшее ставку на этот способ решения проблемы, навряд ли будет пользоваться поддержкой населения.

Эмиссия дополнительных денежных средств. Этот способ наиболее легкий и безболезненный, но он приводит к обесцениванию национальной валюты. Поэтому использовать его можно не часто, чтобы не превысить допустимые нормы инфляции.

Одалживание денег - это самый распространенный способ «залатать дырявый бюджет». Этот способ популярен, тем, что деньгами можно воспользоваться сейчас, а отдавать их надо будет потом. Таким образом, переложив проблему возврата долга на следующие поколения.

Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг - это займы у иностранных кредиторов, а внутренний - у граждан или организаций собственного государства. Очень часто внутренний заем осуществляется посредством реализации государственных ценных бумаг.

Федеральный бюджет России

Федеральный бюджет - главный финансовый документ Российской Федерации в котором отображены основные расходы и доходы государства. Федеральный бюджет является финансовым планом страны на 1 год и утверждается Федеральным Собранием РФ в виде Федерального закона. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса финансовых средств между различными отраслями промышленности и народного хозяйства, между производственным и непроизводственным секторами экономики, а также регионами страны.

Принимается федеральный бюджет Государственной Думой РФ в трех чтениях. В первом чтении принимаются основные положения будущего бюджета, во втором депутаты принимают бюджет по разделам, в третьем - по подразделам. После принятия федерального бюджета Государственной Думой, он утверждается президентом Российской Федерации. Согласно законодательству, правительство РФ должно внести на рассмотрение Госдумы проект бюджета на следующий год, не позднее 1 октября текущего года.

Как и во многих странах, в России поступления в федеральный бюджет из регионов распределены неравномерно. Так, например, в 2013 году Ханты-Мансийский Автономный Округ перечислил в общей сложности 27% бюджетных средств. А это на целых 5% больше, чем 72 региона России.

Федеральный бюджет рассчитывается исходя из валютного курса рубля и мировых цен на нефть. Бюджет России в 2015 году был рассчитан исходя из цены в 96 $ за баррель нефти и по курсу 37.7 рублей за доллар США. Сумма доходов определена на уровне - 15.082 трлн. рублей, расходов - 15.531 трлн. рублей. Дефицит бюджета составил приблизительно 450 млрд. рублей.

Основными «потребителями» бюджетных средств РФ в 2015 году являются: Министерство финансов Российской Федерации - 29.49%, Министерство обороны Российской Федерации - 10.89%, Министерство Внутренних дел - 7.55%. На здравоохранение выделено 1.31% бюджета, а на образование и науку - 2.72%.

Наибольший доход ожидается от таможенных пошлин на нефть и газ - 26.11%, налога на добавочную стоимость - 34.15%, налога на добычу полезных ископаемых - 17.26% и различного рода акцизов - 4.46%.

Государственные бюджеты стран мира

Каждая страна имеет специфику собственной финансовой системы. Поэтому для сравнения экономического потенциала выбираются наиболее важные экономические показатели, расчет которых проводится аналитиками различных международных организаций.

Для сравнительной характеристики бюджетов используются суммы государственных расходов и доходов отраженные в долларах США. При этом дефицит/профицит бюджета отображается в процентном отношении к ВВП страны. В нижеприведенной таблице указаны страны с наибольшим уровнем государственных доходов в 2013 году.

страна Доходы бюджета, млрд $ расходы бюджета, млрд $ дефицит/профицит бюджета, млрд $ ВВП, млрд $ отношение дефицита бюджета к ВВП, %
1 США 2 849 3 517 - 668 16 768 3.98
2 Китай 2 118 2 292 - 174 16 173 1.07
3 Япония 1 739 2 149 - 410 4 685 8.75
4 Германия 1 626 1 624 + 2 3 610 -
5 Франция 1 410 1 522 - 112 2 535 4.41
6 Великобритания 1 023 1 112 - 89 2 450 3.6
7 Италия 984 1 052 - 68 2 106 3.23
8 Канада 687.8 740.8 - 53 1 530 3.46
9 Испания 505.1 597.3 - 92.2 1 523 6.05
10 Австралия 494.3 514.4 - 20.1 1 051 1.91
11 Россия 439 450 - 11 3 492 0.31

Как видно из таблицы, только Германия смогла закончить 2013 год с профицитом бюджета. Наибольший дефицит бюджета в денежном эквиваленте у Соединенных Штатов Америки - 668 млрд. долларов, а в отношении к ВВП, самая худшая ситуация у Японии - дефицит составил 8.75% от ВВП. Среди европейских стран, набольший % дефицита у Испании - 6.05, а в среднем ведущие страны Евросоюза имеют дефицит равный 4.32% от ВВП, что в принципе допустимо. У России и Китая одни из лучших показателей 0.31% и 1.07%.

Кратко и актуально о государственном бюджете читайте на Answr

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Понятие бюджета чаще всего ассоциируется с каким-то огромным хранилищем с несметным количеством денег, принадлежащих государству, а правительство иногда снисходит до того, чтобы взять оттуда немного средств на социальные нужды, пенсии, строительство дорог и т.д. На самом деле бюджет государства - это документ . Самый важный финансовый документ страны, который представляет из себя комплекс финансовых смет всех государственных ведомств, служб, программ правительства и т.д. Эти сметы представляют из себя потребности страны, которые могут быть удовлетворены за счет государственной казны . Кроме того, там указаны также источники дохода страны: деньги ведь нужно откуда-то брать.

Формирование и утверждение государственного бюджета на следующий год называется бюджетный процесс .

В бюджетной системе Российской Федерации существуют три уровня бюджета :

  1. Федеральный бюджет (общегосударственный).
  2. Региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ).
  3. Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований - городов, сел, районных центров).

Роль кассы бюджета (того самого хранилища несметных богатств) играет государственное казначейство (в России - Федеральное казначейство ).

В том случае, когда доходы государственного бюджета превышают расходы, мы имеем дело с профицитом бюджета (бюджетным профицитом ). Если же наоборот (что нередко случается) - с дефицитом бюджета (бюджетным дефицитом ). При бюджетном дефиците в серьезных масштабах государство вынуждено идти на меры по урезанию бюджета, то есть сокращению расходов. Такой вид урезания называется «секвестр ».

Виды доходов и расходов государственного бюджета.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в казну в безвозмездном порядке согласно действующему законодательству.

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

  • налогов (основная статья дохода);
  • доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами);
  • доходы от имущества, принадлежащего государству (например, акции предприятий);
  • доходы целевых бюджетных фондов (пенсионные фонды, фонды социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования).

Расходы государственного бюджета - это финансовые вложения в обеспечение задач органов государственного и местного самоуправления. Виды расходов :

  1. Военные расходы.
  2. Экономические расходы.
  3. Социальные расходы (на социальные программы и нужды, например, пенсии и пособия).
  4. На внешнеполитическую деятельность (полет на самолете на заседание Совбеза ООН тоже не бесплатно обходится).
  5. На содержание аппарата управления (министрам тоже надо что-то кушать).

Объединение смет и бюджетов разного уровня заметно упрощается благодаря бюджетной классификации , то есть группировке доходов и расходов, а также источников финансирования. Этот вид классификации также помогает при анализе бюджетных статей, исполнении бюджета, выявлении возможного бюджетного профицита или дефицита. Эта классификация состоит из:

  • классификация доходов;
  • классификация расходов;
  • классификация ;
  • классификация операций сектора управления.

Упорядоченная система сбора и регистрации информации бюджетных активов и обязательств называется бюджетным учетом , который находится в ведении министерства финансов.

Государственный бюджет – один из инструментов государственного регулирования экономики, основной финансовый план образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Основными элементами государственного бюджета являются доходы и расходы. К доходам относятся налоги и сборы; к расходам – финансирование экономики, социально-культурных программ, обороны и управления.

Баланс доходов бюджета означает равенство его доходов и расходов. Если расходы превышают доходы, то имеет место дефицит, а в случае превышения доходов над расходами – профицит, или излишек.

Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги. Социальные выплаты (трансферты) – это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг.

Принципы построения госбюджета:

1. Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).

4. Сбалансированность бюджета (нет дефицита.).

5. Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.

6. Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению).

7. Полнота отражения доходов и расходов бюджета.

8. Гласность.

9. Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.

Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения государства денежными средствами для выполнения возложенных на него функций.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

В соответствии с намеченными целями, формируются задачи , которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

· концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

· снижение налоговой нагрузки на экономику;

· упорядочение государственных обязательств;

· создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

    Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

    Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

    Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

    Неэффективность финансовой системы государства.

    Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

    Коррупция в государственном секторе.

    Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения случайным либо действительным . Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности , бюджетный дефицит может быть хроническим или временным . Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым , объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга , бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным . Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

    Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

    Легально контролирует действия правительства

    Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

    Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:

Доходы государственного бюджета:

Расходы государственного бюджета:

    Промышленность

    Социальная политика

    Сельское хозяйство

    Государственного управление

    Международная деятельность

  • Правоохранительная деятельность

    Бюджет — полная схема доходов и расходов определенного объекта. Это касается не только государства, но и бизнеса, определенной организации, семьи и других сфер, где учитываются финансовые средства. Бюджет является одним из наиболее важных аспектов как в микроэкономике, так и в макроэкономике, то есть государственном планировании. Наука, изучающая, что такое бюджет, называется финансами.

    Государственный бюджет

    Государственный бюджет — один из наиболее важных документов страны. В нем содержатся финансовые сметы любых ведомств, служб, имеющих широкое значение, программ, реализующих дела, касающиеся правительства и управления страной. В нем обозначается полный спектр потребностей всех структур общества, которые должны реализоваться за счет казны. Также в данном документе вписаны все источники, от которых приходят регулярные выплаты с точными размерами денежных сумм, что также регулирует федеральный бюджет.

    Бюджетный процесс

    Бюджетный процесс — многозначный термин, который отражает деятельность государств, направленную на рассмотрение, формирование, утверждение и исполнение расчетов по бюджету. Вместе с этим данный широкий термин отражает то, что во время деятельности по распределению финансовых средств составляются полные отчеты и утверждается информация об исполнении всех поставленных задач. Данная формулировка охватывает все аспекты, касающиеся бюджетов всех уровней, причисляющихся к РФ.

    Бюджетная система

    К бюджетной системе РФ причисляются такие разновидности финансового планирования:

    1. Федеральный бюджет.
    2. Множество региональных бюджетов, которые относятся к субъектам РФ.
    3. Местный бюджет, то есть финансовые вопросы, относящиеся к муниципальным формированиям.

    Статья 215.1 БК РФ определяет Федеральное казначейство ответственным за исполнение и кассовое обслуживание, что влияет на бюджет РФ. Существует термин под названием "бюджетный профицит". Это касается тех вопросов, при которых запланированные расходы бюджета меньше, чем полученные доходы бюджета. Когда расходы превышают доходы, данный процесс характеризуется термином "бюджетный дефицит".

    Если запланированный уровень дефицита бюджета при его планировании становится неактуальным, и расходы превышают этот показатель, а также в случаях, при которых расходы слишком высокие, то отвечающий за данные процессы орган власти может принять решение о сокращении расходов на собственное усмотрение. Когда расходы уже запланированы, а их уменьшают по приведенным выше причинам, данный процесс называется секвестром.

    Бюджетное право

    Когда есть вопрос: "Что такое бюджет с позиции права?" - нужно помнить, что так называется весь спектр законодательных норм, участвующих в регулировании отношений, которые определяют порядок формирования, распределения и использования различных бюджетов, имеющих общегосударственное или муниципальное значение.

    Парламентское бюджетное право имеет такую концепцию, что все делается после получения согласия от парламента. Без этого невозможно совершить перемену или даже небольшую правку в старых налогах, нельзя взять займ у государства, также не получится произвести финансирование государственной программы.

    Когда происходит осуществление бюджетного права, большие полномочия получает народное представительство. Данные лица могут не только принимать непосредственное участие в процессе государственного управления, но и осуществлять надзор за всеми действиями правительства, касающимися планирования и распределения финансовых средств. Так формируется и бюджет Москвы.

    В обязанности и полномочия Министерства финансов РФ входит составление законопроектов, в составе которых содержится предварительная смета, отражающая как доходы государственного бюджета, так и расходы. Бюджетным планированием кратко называют процесс, при котором происходит разработка бюджета. После одобрения законопроект поступает на рассмотрение к Правительству РФ, где специалисты его дорабатывают, а при необходимости уточняют некоторые детали. Правительство предоставляет проект в Государственную Думу. Там он должен пройти рассмотрение в период трех чтений. От первого до последнего этапа проверка и осмысление проекта производятся все более детально.

    Если полученный законопроект отклоняется большинством голосов Государственной Думы, иногда создается согласительная комиссия, в которую входит множество членов государственных структур. Присутствуют представители Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы. Чтобы выбранный всеми государственными структурами законопроект, касающийся бюджета, был одобрен и перешел в исполнение, все необходимые бумаги должен подписать Президент РФ.

    Иногда бывают случаи, когда правительство не успевает вовремя утвердить все положения, касающиеся бюджета страны, также президент может наложить вето на бюджет. Определение такой ситуации предполагает наличие бюджетного кризиса, так как необходимые действия не могут исполниться вовремя, то есть страдает множество организаций и частных лиц. Обычно весь бюджет государства заранее рассчитывается, а полученные данные оформляются на год вперед. Также создается плановая документация, которая охватывает 2 последующих года, однако часто впоследствии корректируется. Бюджет РФ каждый новый финансовый год начинает с 1 января, однако не все страны придерживаются данной даты.

    Структура

    Чтобы статьи бюджета легко подчинялись определенной иерархии, создается сложная и подробная структура бюджета. Существуют положения, которые регулируют данный процесс:

    1. Ответственность в различной степени распределяется между структурными подразделениями. Все предъявляемые статьи подлежат регулярному уточнению и модернизации. Все подразделения могут работать как с информацией, касающейся бюджета страны, так и с конкретной уточняющей статьей, которая предназначена специально для их ведомства.
    2. Осмысление и запись доходов и расходов в совокупности. С помощью этих действий создается действительно нужная и значимая иерархия статей, которой пользуются при любых действиях, касающихся бюджета государства.
    3. Расчет и назначение бюджетных денежных средств производятся для того, чтобы обеспечить должный порядок и контроль за движением денежных средств.

    Бюджет организации

    В данном случае бюджет является документом, в котором разъясняется деятельность ЦФО или конкретной функциональной области, обычно отвечающей за определенные сделки или процессы. Вся информация оценивается в количественном смысле, то есть либо в показателях стоимости, либо количества. Иногда данную информацию суммируют, и составляется полный отчет.

    Функциональный бюджет составляется лично сотрудниками ЦФО по определенному направлению, за которое на них возлагается непосредственная ответственность. В планировании ЦФО ограничивает только лимитирующий фактор. Для производственных ЦФО данный фактором является объем продаж. Объем производства считается лимитирующим фактором для тех предприятий, которые осуществляют закупки продукции.

    Особенности бюджета ЦФО

    Если возникает вопрос о том, что такое бюджет ЦФО, нужно помнить: он является функциональным аспектом, который формируется из разрозненных деталей, однако всегда превращается в законченную форму. Он характеризует работу ЦФО на весь срок периода планирования, при этом выражается в трех разновидностях финансовой деятельности: финансовой, инвестиционной, операционной.

    Управленческий бюджет

    Управленческим бюджет становится тогда, когда достигает верхнего уровня. Обычно специалисты данным термином называют совокупность трех разновидностей бюджетов. Это касается одновременно как доходов и расходов, так и всего процесса передвижения финансовых средств совместно с бюджетом по балансному листу. Три данных разновидности бюджета собираются из информации, обработанной и предоставленной ЦФО.

    Когда есть вопрос что такое бюджет, следует помнить: он является важным аспектом в финансовом планировании, поэтому на него обращают особое внимание и не жалеют кадров в любой сфере бизнеса или даже структуры государственного масштаба. Если бюджет рассчитывается правильно, в любой сфере обеспечивается порядок и точное соответствие любым предъявляемым требованиям.

    Форматирование бюджета

    В любой структуре, даже когда речь идет про семейный бюджет, всегда наличествует формирование бюджета. Особенно важно составлять бюджет доходов и расходов, так как данный аспект влияет на хозяйственную часть всего предприятия. Чтобы составить грамотную структуру бюджета, необходимо определить принципы группировки статей, обозначить состав и степень детализации всех финансовых движений.

    Формат бюджета является произвольной формой, которая утверждена в системе определенного предприятия. Определяется шкала, на которой вырисовывается четкое соотношение доходов и расходов, а по полученным данным составляется планировка дальнейшего функционирования системы.

    Как происходит бюджетный процесс?

    Принципы бюджетного процесса формируются по определенной структуре:

    1. Проверка соответствия всем операционным бюджетам и показателям, которые получены по последним расчетам.
    2. Определение приоритетных и обозначение лимитирующих статей, чтобы окончательно провести контроль движения всех денежных средств, даже касательно вопроса, который открывает семейный бюджет.
    3. Установка и обоснование основных ориентиров, а совместно с этим и обозначение целевых показателей, обсуждение плана их достижения.

    При группировке статей бюджета, определяющих доход и расход предприятия, специалисты пользуются установленным бюджетным классификатором. Он помогает четко определить задачи управления, а также обозначить бизнес-процессы, происходящие в настоящем времени.

    Доходная часть бюджета

    Когда происходит формирование доходной части бюджета, учитываются такие аспекты:

    1. Объем продаж основного вида продукции или тех товаров, которые производят в наибольшем количестве.
    2. Полная сумма доходов от остальной деятельности.
    3. Прогноз доходов, которые должны реализоваться в будущем, а также расчет разницы по курсу национальной валюты. Данная величина определяется в зависимости от информации по ее изменению во время продажи валовой продукции.
    4. Расчет процентов за займы и кредиты.

    Все доходные и расходные статьи при необходимости детализируются до любых уровней, включая не только товарно-материальную сторону, но и услуги, договоры, проекты и остальные аспекты бюджетного планирования. Учитывается узкая специфика деятельности, направленной на производство и сбыт определенных элементов. Чтобы определить правильность поставленных задач и проведенных анализов, прибегают к понятиям экономической целесообразности, руководствуясь предыдущими подсчетами.

    Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год.

    Функции государственного бюджета:

      Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

      Легально контролирует действия правительства

      Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

      Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

    Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

    Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей

    Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной Думой, конгрессом и т. п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

    Доходная часть – показывает источники денежных сред­ств бюджета;

    Расходная часть – показывает, на какие це­ли направляются акку­мулированные государ­ством средства

    Структура доходов бюджета

    Основными доходами в Российской Федерации, как и в других странах с рыночной экономикой, стали налоги.

    В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

    К налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

    К неналоговым доходам относятся:

      доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

      доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

      доходы от платных услуг; штрафы, конфискации, компенсации; средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, ее субъектам, муниципальным образованиям; иные суммы принудительного изъятия;

      доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней;

      иные налоговые доходы.

    Кроме того, в федеральный бюджет поступают доходы целевых бюджетных фондов. К этим фондам прежде всего следует отнести:

      Федеральный бюджетный фонд РФ;

      Фонд развития таможенной системы РФ;

      Межведомственный фонд развития системы и налоговой службы РФ;

      Государственный фонд борьбы с преступностью;

      Федеральный экономический фонд;

      Фонд развития Федеральной пограничной службы и др.

    Структура доходов федерального бюджета определяется не только на стадии его формирования, она также зависит от фактического поступления доходов, и прежде всего налогов.

    Источники доходной части:

    • государствен­ные займы (ценные бума­ги, казначей­ские векселя и др.);

      эмиссия (до­полнительный выпуск) бу­мажных и кре­дитных денег;

      займы у междуна­родных ор­ганизаций