Установлены ограничения по счету. Когда ифнс обязана снять ограничение по счету

Согласно статье 858 Гражданского кодекса РФ ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом. В то же время пункт 3 статьи 845ГК допускает возможность ограничения распоряжения средствами на счете и в случаях, установленныхдоговором между клиентом и банком.Как былоотмечено в литературе,указанные в статье 858 Кодекса ограничения, в отличие от предусмотренных пунктом 3 статьи 845, относятся к случаям вмешательства не участвующих в договоре банковского счета уполномоченных государственных органов в данные договорные отношения.

Законодательству Российской Федерации известны два вида подобных ограничений: арест денежных средств на счете и приостановление операций по счету. Рассмотрим же их по порядку.

Согласно статье27 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»от 2 декабря 1990 г. N 395-I(далее - закон о банках) на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, арест может быть наложен не иначе как судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии санкции прокурора.Кроме этого законавозможностьареста денежных средств предусмотрена также в других федеральных законах. По ним правом ареста средств на счете обладают:

а) суды (судьи) по гражданским и уголовным делам, находящимся у них в производстве, в качестве меры обеспечения иска, обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества по уголовным делам (ст. 140 ГПК РФ, 91 АПК РФ, ст.230 УПК РФ);

б)органы предварительного расследования по уголовным делам в качестве меры обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества по уголовным делам (прокурор, следователь или дознаватель с согласия прокурора и при наличии судебного решения (ст. 115 УПК РФ);

в) судебные приставы-исполнители в целях последующего взыскания денежных средств (ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В соответствиисо статьей 27 ФЗзакона о банках при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест.Часть7 ст. 115 УПКРФ также предусматривает, что при наложении ареста на принадлежащие подозреваемому обвиняемому денежные средства и иные ценности, находящиеся на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных кредитных организациях, операции по данному счету прекращаются полностью или частично в пределах денежных средств, на которые наложенарест. Другие законодательные акты не дают описания процедуры ареста денежных средств на счете (во вкладе). Таким образом, под арестом денежных средств на счете в кредитной организации следует понимать блокирование определенной денежной суммы на счете, на которую наложен арест, и исключение возможности ее списания. Высший арбитражный суд России дал разъяснения нижестоящим судам, что арест налагается на денежные средства на счете, а не на сам счет. То есть, невозможно наложить арест, если на счете отсутствуют денежные средства.Если к моменту поступления в банк постановления об арестеостаток по счету превышает арестовываемую сумму, то в части превышения клиент может свободно распоряжаться денежными средствами, если остаток меньше арестовываемой суммы – арест налагается на имеющуюся сумму средств.Но, а если средств на счете вообще не имеется, то банк возвращает документ о наложении ареста и извещает уполномоченное на арест лицо об отсутствии средств на счете.На практике возможны случаи, когда в кредитную организацию поступает постановлениеоб арестес требованием не только арестовать имеющиеся насчете суммы, но и блокировать суммы, которые будут поступать на счет в дальнейшем. Конечно арест сумм, поступающих на счет в будущем, не укладывается в законодательное определениеареста, и подобные требования представляются неправомерными. Однакоарест средств в нынешнем виде малоэффективен. К моменту поступления в банк постановления об аресте средств на счете может не быть, но они могут поступить на него в последующем, когда банку уже ответил полномочному на арест лицу о неисполнении либо о частичной неисполнении постановления об аресте в связи с отсутствием (полным или частичным) средств на нем. Данные обстоятельство следует признать недостатком действующего законодательства, так как резко снижается возможность достижения тех целей, для которых собственно и производится арест. Представляется, что de lege ferenda необходимо изменитьрежим ареста денежных средств на счете, прямо предусмотрев в законодательстве возможность ареста средств, поступающих на счет в последующем.

Нельзя согласиться смнением Ф. Гизатуллина о том, что «при аресте средств на счете, наложенногосудами общей юрисдикции в силу ст.390 ГПК РФ, а также для ареста, наложенного постановлением судебного пристава - исполнителя об аресте и списании денежных средств в силу п.12.7 положения Банка России от 3.10.02 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", применяется накопительный метод, поскольку в соответствии с указанными нормами все причитающиеся клиенту платежи до полного погашения взыскиваемой суммы должны перечисляться взыскателю или на депозитный счет суда.» .Из приведенных автором норм такое совершенно не следует! Накопительный метод используется при исполнении исполнительного или расчетного документа о взыскании, а не решения уполномоченного органа об аресте средств.

Наложение ареста на денежные средства не означает, что обеспеченное арестом требование получает преимущество перед иными требованиями, предъявленными к счету, то есть очередность списания, установленная ст. 855 ГК РФ продолжает действовать.

Приостановление операций по счетам в самом Законе о банках не упоминается, но предусмотрено следующими законодательными актами:

а )Налоговым кодексом РФ в качестве полномочий налоговых и таможенных органов (ст. ст. 34,76);

б) Федеральным законом«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ в качестве полномочийуполномоченного органа финансового мониторинга и самих банков (ст. ст. 7, 8);

в) Бюджетным кодексом РФ в качестве полномочий органов федерального казначейства (ст. ст. 282, 284).

Согласно пунктам 1, 2ст. 76 Налогового кодекса РФ приостановление операций по счетам организации применяется в целях обеспечения исполнения решенияналогового (таможенного) органа о взыскании налога (сбора) либо в случае непредставления налоговой декларации, а по счетам индивидуального предпринимателя – только в случае непредставления декларации. Определение банковского счета, по которому возможно приостановление операций,дается в ст. 11 Налогового кодекса РФ. По счетам налогоплательщика-организации приостановление операций означает в соответствии с п. 1 ст.76 НК прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Иное предусмотренное в том же пункте статьи: владелец счета может совершать расходные операции со счета, если эти платежи по очередности исполнения, установленной гражданским законодательством, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Такая очередность установлена статьей 855 ГК РФ для случаев, когда средств на счете не хватает для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, но для целей ст. 76 НК имеет значение не достаточность средств на счете, а назначение платежа при списании. Списанию в целях исполнения обязанности по уплате налогов и сборов предшествуют списания первой и второй очередей, установленных п. 2 ст. 855 ГК РФ : списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов, списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору. В таком случае оказывается невозможнымвыплатить заработную плату работникам организации, поскольку списание для нее оказалось в одной очереди с выплатой налогов и сборов, но есть возможность списать заработную плату работникам по исполнительным документам на основании судебного решения (вторая очередь).

Большие споры вызываетвозможность списания средств со счета во исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в случаях приостановления операций по счету.Имеются два мнения. По первому, основанномуна целевом толковании норм ст. 76 НК РФ, признается, что если операции приостановлены в связи с неуплатой налога, то банк обязан исполнить поручение клиента или налогового органа, направленное на уплату (взыскание) налога. Аргументом сторонников этого мнения является также диспозиция ст. 134 НК РФ, по которой исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд) влечет ответственность банка в виде штрафа.

Второемнение основано на буквальном толковании и исходи из невозможности списания со счета в целяхуплаты (взыскания) налогов.Такое мнение в некоторых случаях разделяется и арбитражной практикой. Представляют интерес выводы,содержащиеся в решении Арбитражного судаКрасноярского края от 14 октября 2003 г. Суд в мотивировочной части своего решения сослался натак и не получивший юридической силы (по причине отказа Минюстом в госрегистрации) Порядок направления требования об уплате налога, вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках и решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, утв. приказом МНС РФ от 2 апреля 2003 г. N БГ-3-29/159. Согласно пункту 7 Порядкав банки направляются только решения (о приостановлении операций – А. А.) по тем счетам, на которые налоговый орган не выставляет инкассовые поручения. Действительно, платежный документ по исполнению налоговой обязанности исполняется фактически в третьей очереди (с учетом нормы статьи 26Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год"). Значит, независимо от того, приостановлены операции или нет, платежи первой и второй очереди все равно должны быть исполнены до уплаты налога. А платежи четвертой и пятой очередей не проходят, пока не уплачены налоги. Кроме того, только при принятии второй точки зрения имеет смысл абз. 2 п. 3 ст. 75 НК РФ, по которому не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке. При поддержке первой позиции платежи, находящиеся в той же очереди, что и налоги, а это - заработная плата по трудовым договорам, оказываются ущемленными, что противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 23.12.1997 № 21-П. Только если допустить возможность их оплаты можно принять первую точку зрения.

При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета (п. 9 ст. 76 НК).

Другим законодательным актом, регламентирующим приостановление операций по банковским счетам, является Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Согласно его п. 10 ст. 7организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе и кредитные организации, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6указанного законапорядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. Такие перечни рассылаются в кредитные организации Федеральной службой по финансовому мониторингув соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 27. При неполучении в течение указанного срока постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании части третьей статьи 8 настоящего Федерального закона организации осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее ее осуществление.

Уполномоченный орган издает постановление о приостановлении операций по счетам на срок до пяти рабочих дней в случае, если информация, полученная им в соответствии с пунктом 10 статьи 7закона, по результатам предварительной проверки признана им обоснованной (абз. 3 ст. 8).

В данных случаях, в отличие от приостановления операций налоговым (таможенным) органом, приостанавливаются все расходные операции, независимо от очередности, установленной гражданским законодательством. Отличия такжесостоят в том, что, во-первых, приостановление операций начинается с даты, когда распоряжение клиента о списании должно быть выполнено, то есть не позднее следующего операционного дня, следующего за днем дачи распоряжения клиентом, если иной срок не установлен законом или договором банковского счета (ст. 849 ГК РФ), а во-вторых, имеет срок действия, по истечении которого автоматически утрачивает силу.С учетом всего этогооно представляется неэффективным, учитывая его максимальный срок в пять дней и отсутствиеполномочий каким-то образом решать судьбу средств на счете. Если в иных случаях денежные средства могут блокироваться на счете до последующего их взыскания, то в данном случае уполномоченный орган таких прав не имеет. Единственное, что он может сделать уполномоченный орган, так это направить информацию и материалы вправоохранительные органы, но пока он это сделает, так и пятидневный срок пройдет.

Законодательство Российской федерации также предусматривает приостановление операций по счетам в кредитных организацияхв качестве меры в отношениинарушителей бюджетного законодательства (ст. 282 Бюджетного кодексаРФ). В соответствии с ч. 3 ст.284 БК РФ руководители Федерального казначейства, его территориальных органов имеют право приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.В отношении именно банковских счетов такой случай предусмотрен статьей 117 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" при установлении факта незакрытия федеральными учреждениями счетов в валюте Российской Федерации, открытых им в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Порядок приостановления операций при этом должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Однако для случаев приостановления операций именно по банковским счетам Постановлением от 14 февраля 2004 г. N 80 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год"утверждение такого порядка было возложено наМинистерство финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Приказом Минфина РФ от 26 октября 2004 г. N 94н утвержден Порядок приостановления органами федерального казначейства операций по счетам, открытым федеральным учреждениям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях (филиалах) для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Согласно пункту 8 Порядка приостановление операций по счетам федеральных учреждений в банке означает прекращение банком всех операций по списанию средств за исключением исполнения обязанностей федерального учреждения по уплате налоговых платежей в бюджет и платежей, очередность исполнения которых, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также за исключением перечисления, на основании платежного поручения федерального учреждения, суммы остатка денежных средств на счете, открытом в банке, на счет органа федерального казначейства.

Постановление органа федерального казначейства подлежит исполнению банком с момента его получения и до закрытия счета федеральным учреждением.

При любом из видов ограничений на распоряжение счетом дискуссионнойявляется возможность закрыть счет с имеющимся остатком средств на нем ираспорядиться ими (ст. 859 ГК РФ). Право клиента расторгнуть договор банковского счета и, соответственно, закрыть счет в любое время, является безусловным, однако свободное распоряжение остатком на счете при его закрытии фактически не согласуется с ограничениями на расходные операции, которые устанавливаются при аресте и приостановлении операций по счету. В таком случае, получив заявление клиента о закрытии счета с остатком и арестом или приостановлением операций банк не должен его принимать к исполнению. Аналогичное мнение налоговых органов изложено в Письме МНС РФ от 16 сентября 2002 г. N 24-1-13/1083-АД665.

Определенные трудности такжеможет вызвать вопрос конкуренции нескольких актов ограничения средств на счете.Вполне реальна ситуация, когдапо счету сарестованными средствами приостанавливаются операции, либо наоборот.Какому акту следует отдать предпочтение?Оба вида ограничений установлены федеральными законами и обе направлены на достижение конституционно значимых целей: исполнение судебных решений и уплату налогов. Судебная практикаисходит из невозможности исполнения постановления о приостановлении операций при аресте средств на счете. Мне кажется, в такой ситуации более верным будет не исключать полностью возможность исполнения более позднего по времени поступления в банкрешения об аресте (приостановлении операций),а исключать его в той мере, в какой это исполнение противоречит предшествующему решению.


С. В. Сарбаш. Договор банковского счета: проблемы доктрины и судебной практики. М. «Статут». 1999- С. 155

См.п. 6Постановления Пленума Высшего Арбитражного СудаРФ от 31.10.1996 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции», а такжеп. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"// СПС «Гарант» индивидуальных предпринимателей.

С учетом содержания Постановления Конституционного суда РФ от 23.12.1997 № 21-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 26Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год"

см. Ф. Гизатуллин. Указ соч, а также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 января 2004 г. NА33-1874/03-С3-Ф02-4976/03-С1; Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 июня 2003 г. N Ф09-1745/03АК; Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 марта 2003 г. N Ф09-501/03АК; письмо МНС от№ // СПС «Гарант»

Несогласованность ст. 134 НКсо ст. 76нашло отражение в п. 47 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

См.решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 октября 2003 г. N А33-11564/03-С3, оставленное без измененияПостановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 марта 2004 г. N А33-11564/03-С3-Ф02-621/04-С1; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 апреля 2002 г. N А65-15261/2001-СА1-7к; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 февраля 2001 г. N Ф08-288/2001 // СПС «Гарант»

Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 мая 2003 г. N А64-9/02-11 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 октября 2004 г. N КА-А40/9323-04 // СПС «Гарант»

Приостановление операций по счетам в банке — весьма серьезное событие для любого хозяйствующего субъекта, поскольку может парализовать почти всю его деятельность. Каковы основания приостановления и как решить эту проблему, рассмотрим в нашей статье.

Положения законодательства об ограничении распоряжения счетом

  • арест счета;
  • приостановление операций по нему, в том числе замораживание денежных средств.

Эти меры предполагают временное прекращение списания денег со счета и применяются для обеспечения соблюдения требований законодательных актов и судебных решений.

Арест налагается на определенную сумму в рамках процессуального законодательства:

  • судом для обеспечения исполнения судебного решения (ст. 142 ГПК РФ, ст. 96 АПК РФ);
  • органами предварительного расследования для обеспечения исполнения приговора суда в части гражданского иска (ст. 115 УПК РФ);
  • судебным приставом-исполнителем для обеспечения исполнения требований исполнительного документа (закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, далее — закон № 229).

Приостановление операций по счетам в банке осуществляется:

  1. На основании решения фискального органа.
  2. Банками (финансовыми организациями):
    • в случаях, предусмотренных законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов...» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — закон № 115-ФЗ);
    • при наличии каких-либо сомнений в отношении исполнительного документа, полученного от взыскателя (п. 6 ст. 70 закона № 229).

Может ли налоговая заблокировать счет юридического лица в банке, причины блокирования

Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) предоставил фискальным органам право принимать решения о приостановлении операций по счетам в банке (блокировании) участника хозяйственной деятельности и гражданского оборота. Блокирование счетов имеет целью воздействие на организацию для обеспечения выполнения норм налогового законодательства.

Причины блокирования счета перечислены в НК РФ. Условно их можно разделить на группы по степени ограничения возможности владельца счета распоряжаться своими средствами. Блокирование может быть полным или частичным.

Частичное приостановление операций по счету в банке состоит в запрете на списание со счета определенной суммы и применяется, если:

Полное блокирование счета вводится, если:

  • в определенный законом срок не сдана декларация о налогах (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • фискальному органу не обеспечена возможность работы с документами по каналу телекоммуникационной связи (подп. 1.1 п. 3 ст. 76, подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • организацией, являющейся налоговым агентом, не представлены документы, касающиеся расчета и перечисления НДФЛ (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

ВАЖНО! Блокирование не затрагивает те перечисления, которые в силу п. 2 ст. 855 ГК РФ осуществляются до уплаты налогов и сборов (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Порядок блокирования счета

Так как для организации приостановление операций по счету в банке является достаточно серьезной проблемой, принять такое решение вправе исключительно руководитель (заместитель) фискального органа. Решение о блокировании направляется в финансовую организацию посредством электронной связи не позднее следующего дня после его принятия. Налогоплательщику в эти же сроки отправляется копия документа.

Финансовая организация, получив решение, обязана исполнить его установленным законом способом. В НК РФ четко определяются действия, связанные с блокированием счетов организации. Руководствуясь ст. 76 НК РФ, финансовая организация:

  • прекращает списание денег со счетов, подвергнутых блокированию (абз. 2 п. 1);
  • сообщает в фискальный орган в течение 3 дней информацию о суммах, находящихся на заблокированных счетах (п. 5);
  • если налогоплательщик после вынесения решения о блокировании счета изменил свое наименование и/или реквизиты счета, прекращает списание денег с измененного счета (абз. 3 п. 7);
  • освобождается от обязанности открывать новые счета по обращению налогоплательщика.

ВАЖНО! В этом случае налогоплательщик не сможет открыть счета и в другой финансовой структуре (п. 12 ст. 76 НК РФ).

Зачисление поступающих на счет организации средств осуществляется в обычном режиме.

Частичное блокирование счета налоговыми органами

Частичное приостановление операций по счету в банке применяется фискальными органами, если:

  1. Организация не исполнила или ненадлежащим образом исполнила обязанность по уплате налогов, сборов и штрафов. В этом случае фискальный орган принимает решение о принудительном взыскании данных платежей (подп. 1 п. 2 ст. 46 НК РФ).

    Решение выносится в течение 2 месяцев после окончания срока, определенного для добровольной уплаты долга (п. 3 ст. 46 НК РФ). Для обеспечения выполнения данного решения фискальный орган ограничивает операции по счету. При этом если денег на счете больше, чем размер долга, то суммой, превышающей размер долга, организация может распоряжаться без каких-либо ограничений (подп. 1 п. 2 ст. 76 НК РФ).

  2. В результате камеральной (выездной) проверки выявлено налоговое правонарушение. В этом случае фискальный орган привлекает организацию к ответственности и/или принимает решение о взыскании недоимки, пеней и штрафа. Чтобы обеспечить исполнение решения, применяют следующие меры:
    • запрет на отчуждение (передачу в залог) определенного имущества без согласия фискальных органов;
    • запрет на списание денег со счета на сумму, указанную в решении фискального органа и не покрытую стоимостью имущества организации (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Полное блокирование счета налоговыми органами

Полностью списание денег со счета в банке прекращается в следующих случаях:

  1. При несвоевременном представлении или непредставлении декларации о налогах.
    Заблокировать счет по этой причине фискальный орган может в любой момент на протяжении 3 лет после окончания определенного законом срока (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
  2. Несоблюдении правил электронного документооборота.

    Как следует из п. 5.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщик обязан заключить договор с оператором электронного документооборота для обеспечения обмена документами с фискальным органом.

    Организациям, сдающим отчетность в электронном виде, следует:

    • обеспечить поступление документов от ИФНС (уведомлений о вызове в инспекцию, требований о представлении документов);
    • подтвердить прием документов путем направления в ИФНС электронной квитанции в течение 6 рабочих дней (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
  3. Отсутствии расчета по НДФЛ.

    С 01.01.2016 организация, являющаяся налоговым агентом, должна представлять в фискальный орган документы, касающиеся расчета и удержания сумм НДФЛ.

Во всех вышеназванных случаях законодателем установлен дополнительный срок в 10 рабочих дней для принятия решения о блокировании счета. Указанный срок исчисляется в соответствии с правилами исчисления сроков — на следующий рабочий день после даты ненадлежащего исполнения обязанности налогоплательщика или установления факта ее неисполнения.

ВАЖНО! Приведенный перечень исчерпывающий. Иные основания блокирования счета (несвоевременная сдача финансовой отчетности или устаревшая форма налоговой декларации) являются незаконными (постановление 11-го ААС от 24.02.2011 № А65-22703/2010).

Как разблокировать заблокированный налоговой счет в банке

Банк заблокировал счет юридического лица - что делать в этом случае? Действия, которые необходимо предпринять, чтобы разблокировать счет организации в банке, зависят в первую очередь от причин блокирования. Как правило, достаточно выполнить требования фискального органа:

  • заплатить указанные в требовании фискального органа платежи;
  • представить декларацию;
  • представить договор, заключенный с оператором электронного документооборота;
  • предъявить квитанции о приеме требований фискального органа;
  • подать запрошенные документы;
  • обеспечить явку представителя;
  • представить данные по НДФЛ.

Во всех этих случаях фискальный орган обязан отменить приостановление операций по счету в банке не позднее 1 дня, следующего за днем выполнения организацией своих обязанностей.

Если блокированию подверглись несколько счетов и общая сумма средств на них больше суммы долга, можно обратиться в фискальный орган с заявлением. Оно должно содержать информацию о счете, на котором достаточно средств для погашения долга (подтверждается выпиской из банка), а также о тех счетах, с которых следует снять ограничение. Решение о снятии блокирования должно быть принято в течение 2 дней после получения такого обращения (п. 9 ст. 76 НК РФ).

Кроме того, решение фискального органа о блокировании счета можно обжаловать, если оно вынесено с нарушением закона.

Так, перспективным для налогоплательщика стоит признать обжалование в ситуации, когда:

  • решение о блокировании счета принято в отсутствие ограничения в распоряжении имуществом (постановление 1-го ААС от 30.04.2015 по делу № А11-11149/2014);
  • инспекция нарушила сроки и/или не уведомила налогоплательщика о блокировке (постановление ФАС МО от 04.07.2013 по делу № А40-82853/12-20-447);
  • у инспекции отсутствовали правовые основания для блокировки, т. е. ею были допущены материально-правовые нарушения (определение ВС РФ от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245).

Счета, которые могут быть подвергнуты блокированию

Как следует из п. 2 ст. 11 НК РФ, понятие счета, используемое в рамках налоговых правоотношений, распространяется на расчетные (текущие) и иные счета в финансовых структурах, открытые по договору банковского счета. Таким образом, все счета, договор на ведение которых заключен в соответствии с правилами ст. 845 ГК РФ, могут рассматриваться фискальными органами как счета, в отношении которых применима блокировка.

То есть в первую очередь блокирован будет расчетный счет организации. Также возможно блокирование:

  • Текущих валютных счетов (ст. 46, 76 НК РФ).
  • Корпоративного счета организации, который используется ее сотрудниками для расчетов за счет средств этой организации в ее интересах с использованием банковских карт, выпущенных для указанных целей. Такой счет, по мнению президиума ВАС РФ, обладает всеми признаками банковского счета (постановление от 21.09.2010 № 2942/10).

Счета, которые не могут быть подвергнуты блокированию

Фискальные органы не вправе ограничивать операции по следующим счетам:

  • Транзитным, ссудным как не имеющим признаков счета, указанных в п. 2 ст. 11 НК РФ (инструкция ЦБ РФ от 30.03.2004 № 111-И, письмо Минфина России от 16.04.2013 № 03-02-07/1/12722).
  • Номинальным и счетам эскроу (ст. 860.5, 860.8 ГК РФ). О последнем виде счетов можно прочитать в статье Что такое эскроу счет - порядок открытия и изменения .
  • Депозитным, поскольку данные счета открываются на основании договора банковского вклада (п. 1 ст. 834 ГК РФ).

ВАЖНО! По истечении срока действия депозитного договора средства с данного счета могут быть по требованию фискального органа переведены на расчетный счет организации и, соответственно, списаны для погашения задолженности по налогам (п. 5 ст. 46 НК РФ).

  • Использующимся для осуществления деятельности простого товарищества (совместной деятельности). Средства на таком счете являются собственностью участников совместной деятельности, а не налогоплательщика (постановление ФАС ЦО от 28.08.2009 № А68-9966/2008-5/18).
  • Открытым на основании ст. 1018 ГК РФ для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением.

Ответственность налоговых органов за неправомерное блокирование счета или несвоевременное снятие блокирования

Так как приостановление операций по счету в банке создает для любого хозяйствующего субъекта серьезные проблемы, законодателем предусмотрена ответственность фискальных органов за неправомерные действия (бездействие), касающиеся такого решения, а также за несоблюдение сроков, связанных с отменой этой меры.

Фискальный орган обязан отменить блокировку счета строго в сроки, установленные в ст. 76 НК РФ, и не позднее следующего дня проинформировать об этом финансовую организацию посредством электронной связи (п. 4 ст. 76 НК РФ).

Если эти сроки нарушены, а также в случае неправомерного блокирования счета фискальный орган обязан уплатить проценты за каждый день нарушения срока или неправомерного блокирования счета. Методика начисления процентов определена в п. 9.2 ст. 76 НК РФ.

В случае несогласия с действием фискального органа, в том числе в отношении блокирования счета, его следует сначала обжаловать в порядке подчиненности в вышестоящую организацию и только потом в суд (ст. 137, п. 2 ст. 138 НК РФ).

Фискальные органы также несут ответственность за убытки, причиненные действиями (бездействием) их сотрудников (ст. 16 ГК РФ, п. 1 ст. 35 НК РФ). Под убытками понимают реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенную выгоду). При этом истцу необходимо будет доказать, что убытки связаны с действиями (бездействием) фискального органа, а также обосновать размер убытка, особенно в отношении упущенной выгоды.

Как узнать (проверить), не заблокирован ли счет в банке

Проверить, не произошло ли блокировки счета юридического лица в банке налоговой, можно, воспользовавшись созданным ФНС России веб-сервисом «Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков». Данный ресурс является общедоступным и позволяет любому заинтересованному лицу оперативно получать данные о блокировках. Веб-сервис размещен на сайте ФНС России, в разделе «О ФНС России / Взаимодействие с другими государственными учреждениями РФ / Взаимодействие с Банком России...» (https://service.nalog.ru/bi.do). Для получения сведений необходимо знать ИНН плательщика и БИК обслуживающего банка.

ВАЖНО! На федеральный уровень поступают только решения о блокировании счетов, направленные в электронном виде, поэтому базы федерального и местного уровней могут не совпадать. В этом случае изменения в картотеку вносятся в том числе и по заявлению организации (письмо ФНС России от 20.02.2014 № ПА-4-6/3003).

Арест счета судебным приставом-исполнителем

Арест денежных средств на счете — одна из мер принудительного исполнения, применяемая службой судебных приставов для выполнения требований исполнительного документа. Эта мера подразумевает прекращение списания денег со счета должника в размере, установленном в постановлении судебного пристава-исполнителя.

Арест денежных средств на счете применяется:

  • Для исполнения определения суда о применении мер по обеспечению иска. Исполнительный лист, выданный на основании такого определения, может быть предъявлен заинтересованной стороной в ССП для исполнения.
    ВАЖНО! Арест, наложенный судебным приставом во исполнение определения суда об аресте денежных средств должника, может быть снят только судом.
  • Как обеспечительная мера в рамках исполнительного производства. Решение о применении ареста принимается или приставом самостоятельно, или по заявлению взыскателя (п. 2 ст. 30 закона № 229). Мера направлена на понуждение должника к исполнению исполнительного документа (п. 1 ст. 64 закона № 229).
  • Как мера принудительного исполнения. Если долг не погашен добровольно, судебный пристав направляет в финансовую организацию постановление о перечислении денег со счета должника на депозитный счет подразделения. Когда средств на счете должника недостаточно, финансовая организация обязана исполнять постановление судебного пристава по мере поступления денег на этот счет (п. 9 ст. 70 закона № 229).

Как разблокировать счет в банке, заблокированный приставами

Самым действенным способом снятия со счета ареста, наложенного судебным приставом, является погашение долга, ставшего причиной ограничения расходных операций по счету.

Если долг погашен в добровольном порядке, для снятия ограничения необходимо:

  • представить судебному приставу документы, подтверждающие оплату долга в полном размере;
  • подать ходатайство об окончании исполнительного производства и заявление о снятии блокировки со счета.

После удовлетворения ходатайства пристав выносит постановление о прекращении исполнительного производства, в котором отменяет блокировку счета. Копия постановления направляется в финансовую организацию, которая снимает ограничительные меры. Арест должен быть снят после получения финансовой структурой отменяющего постановления, которое подлежит исполнению в указанный в нем срок (п. 4 ст. 14 закона № 229).

Также следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 37 закона № 229 должник имеет возможность обратиться с обоснованным заявлением в орган, выдавший исполнительный документ, о предоставлении ему отсрочки (рассрочки) для исполнения данного документа. На основании решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) можно будет отменить арест по счету.

Незаконные действия судебного пристава по аресту денежных средств на счетах могут быть обжалованы в течение 10 дней в порядке подчиненности или в суд. Порядок обжалования установлен в гл. 18 закона № 229.

Блокировка расчетного счета банком на основании положений закона № 115-ФЗ

Закон № 115-ФЗ предоставляет финансовым организациям возможность приостанавливать операции по счетам. Условно эти основания подразделяются на 2 группы:

  • блокировка операции банком самостоятельно (п. 10 ст. 7 закона № 115-ФЗ);
  • блокировка по счету на основании постановления уполномоченного органа или судебного акта.

Основания для самостоятельной блокировки дают финансовой структуре право приостановить расходные операции по счету в размере суммы, указанной в платежном поручении, если хотя бы одна из сторон:

  • входит в список лиц, в отношении которых уполномоченным органом применены меры по замораживанию активов;
  • действует по указанию и от имени лиц, активы которых заморожены.

Срок такой блокировки не должен превышать 5 дней. Если в течение этого срока финансовая организация не получает постановления уполномоченного органа о приостановлении списания, то заблокированное перечисление подлежит исполнению.

ВАЖНО! В данном случае приостанавливается только та операция, которая соответствует вышеназванным признакам. В остальной части перечисление денег в пользу других получателей допустимо.

В случае блокировки счета на основании постановления уполномоченного органа РФ все списания приостанавливаются на срок до 30 суток, а в случае блокировки на основании судебного решения — до отмены такого решения.

Расходные операции по счету возобновляются в течение 1 рабочего дня после окончания срока, указанного в постановлении уполномоченного органа, или получения судебного решения об отмене замораживания активов.

Таким образом, любое ограничение прав организации по распоряжению денежными средствами возможно только в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством. Организация же, в свою очередь, для исключения проблем, связанных с блокировкой счетов в банке, должна вести свою хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями законодательства.

Следовательно, если арбитражным судом было признано решение о блокировке счёта недействительным, то необходимо представить в ИФНС действующее судебное решение и только тогда в самые кратчайшие сроки должна произойти разблокировка счёта. Важный момент: согласно пункту 9.2 статьи 76 НК РФ, неправомерная блокировка счёта ИФНС влечёт за собой выплату процентов организации, счёт которой был заблокирован. 2 Какая ИФНС вправе принять решение о разблокировке банковских счетов организации, которая за время ареста счёта изменила свой адрес? Согласно разъяснениям, которые даны в письме Минфина №03-02-07/1-484 от 14.12.2007г. на положения пункта 7 статьи 76 НК РФ, решение об отмене блокировки счёта вправе принимать другая ИФНС, соответствующая новому местонахождению организации.

Блокировка расчетного счета налоговыми органами

Средства на расчетных счетах компаний вместе с кассовой наличностью составляют наиболее ликвидные активы, используемые для обеспечения хозяйственной деятельности организации. Средства расчетных счетов используются организациями для исполнения разного рада обязательств: расчетов с контрагентами, уплате налогов и сборов, выплат пособий и заработной платы работникам. Поэтому блокировка расчетного счета может стать неприятностью, в буквальном смысле парализующей работу любого предприятия.


Сущность и причины блокировки счетов организации Под блокировкой расчетного счета понимают временное ограничение на проведение расходных операций по счетам компании, открытым на основании договора банковского счета. Это касается всех расчетных счетов, в том числе и валютных. При этом банк не имеет право открывать организации новые счета.


Не получится открыть новый счет и в другом кредитном учреждении, т. к.

Как ускорить разблокировку расчетного счета налоговой

Решения налогового органа, и причины ареста счета налоговыми органами не выясняет. В соответствии с налоговым законодательством на банк налагается штраф: 20 тысяч рублей — за открытие расчетного счета при наличии Решения о приостановлении операций по счетам; 20 тысяч рублей или 20% от перечисленной суммы – за оплату с арестованного расчетного счета (в том числе и переводов электронных денежных средств) платежей, не связанных с уплатой налогов, сборов или не относящихся к 1 и 2 группам очередности* в соответствии с Гражданским законодательством 20 тысяч рублей – за непредставление налоговым органам сведений об остатках денежных средств по арестованным счетам 10 тысяч рублей – за непредставление (несвоевременное представление) налоговым органам справок об остатках электронных денежных средств при наличии Решения о приостановлении операций.

Разблокировка счета: сроки

Инфо

Затем, нужно непосредственно обратиться в ФНС с той целью, чтобы выяснить причину ареста. Если он действительно был наложен по ошибке, то вопрос можно будет урегулировать за короткие сроки. Если причина блокировки объективна,то придется исполнять требования налоговой инспекции.


Кстати, если причина ареста счёта - это недоимка налога или нарушение налогового законодательства, то у его владельцев есть лишь два варианта:
  • оплатить налоги добровольно вместе со штрафами и неустойкой;
  • предоставить в Налоговую инспекцию отчётные документы и декларации.

Так, после исполнения требований налоговой инспекции счет налогоплательщиков будет разблокирован течение одних суток То есть, на практике, разблокировка счета будет выглядеть следующим образом: налогоплательщик исполняет свои обязательства, уведомляет об этом сотрудников ФНС.

Может ли налоговая заблокировать счет в банке

Для снятия блокировки налогоплательщику необходимо подать в ФНС заявление об отмене ограничения операций по счетам, с указанием счета, на котором имеются денежные средства в объеме достаточном для погашения налоговых требований (Письмо Минфина РФ от 16 января 2013 г. N 03-02-07/1-10). 2. Непредставления налоговой декларации в десятидневный период от установленного срока ее подачи (п. 3. пп.1 ст. 76 НК РФ). По данному основаниюпроисходит полная блокировка счета, т.е.
недоступным становится весь остаток средств по счету. Однако данная норма применяется исключительно при неподаче налоговой декларации, и не может применяться в отношении бухотчетности, расчетов по авансам и прочим налоговым документам (Письмо Минфина РФ от 12.07.2007 №03-02-07/1-324). А вот период применения данной санкции ограничен тремя годами по истечении 10-дневного срока, отведенного для подачи декларации. 3.

Арест расчетного счета налоговой: основания и как снять?

Обратите внимание, что арест расчетного счета юридических лиц возможен даже в случае непредоставления декларации и отчётности, любые недоимки по налогам или неуплата обязательного сбора приведет к рассматриваемому виду аресту. Правда, налогоплательщики должны знать некоторые нюансы блокировки, в первую очередь, представители Федеральной Налоговой Службы уведомляют налогоплательщика о необходимости подать, документы погасить задолженность, оплатить штрафы и пени. На исполнение обязательств отводится определенный срок, если в течение этого срока налогоплательщик добровольно отказывается исполнять обязательства, то налоговая инспекция имеет право применять меры по принудительному взысканию.

Что делать, если налоговая инспекция «заблокировала» счета?

Вернуться назад на Расчетный счетНалоговые органы имеют право приостановить операции по счетам налогоплательщика в случаях: если данным налогоплательщиком не оплачено выставленное требование об уплате налога, пеней или штрафа; если данным налогоплательщиком не предоставлена по истечении 10 дней с установленного законодательством срока декларация по налогу или сбору; если у налоговых органов сложилось мнение о том, что взыскание недоимки, пеней и штрафов по решению, принятому по результатам налоговой проверки, будет затруднительно без соответствующего приостановлении операций по счету должника.

Налоговая инспекция блокирует расчетный счет компании

Очередность платежей Итак, блокировка счета предполагает введение ограничения на проведение расходных операций. Нарушение запрета грозит банку крупными штрафами, поэтому надеяться на проведение платежей в обход распоряжения налоговой инспекции не стоит. Однако под запрет попадают лишь платежи, очередь уплаты которых в соответствии с ГК РФ следует за уплатой налогов и сборов.

Статья 855 ГК РФ предусматривает следующую очередность списаний (в случае недостаточности средств на счете организации): 1. Возмещение по исполнительным документам причиненного жизни и здоровью вреда, а также алиментные выплаты. 2. Выплаты по исполнительным листам выходных пособий и оплаты труда.
3. Расчеты по оплате труда, уплате налогов, сборов и страховых взносов. 4. Расчеты по прочим исполнительным документам. 5. Расчеты по прочим обязательствам, с исполнением в календарной последовательности их поступления.

Последовательность действий для отмены блокировки счета зависит от причин, по которым были наложены ограничения на совершение расходных операций по счету организации. А их устранение становится первым шагом к отмене ограничений на распоряжение счетом. Итак, если причиной послужила недоимка по налогам, то в первую очередь придется погасить задолженность, а документы подтверждающие факт оплаты вместе с заявлением направить в налоговую.

После подтверждения факта уплаты недоимки налоговой отводится один день для снятия блокировки с расчетного счета (п. 8 ст. 76 НК РФ). Блокировка счета по причине непредставления декларации отменяется в течение одного дня, следующего за днем ее представления (пп.1 п. 3.1. ст. 76 НК РФ).

Когда ифнс обязана снять ограничение по счету

Деньги будут списываться по следующему алгоритму:

  1. В первую очередь будут и производится списания по исполнительным документам, например, по решению суда.
  2. Далее, денежные средства распределяются на уплату задолженности по заработной плате и иным трудовым договорам.
  3. В третьей очереди - это выплата задолженностей по налогам и иных бюджетных сборов.
  4. Далее, списываются средства в счет уплаты по гражданско-правовым судебным спорам.
  5. В последнюю очередь списываются платежи по текущим налогам и иные выплаты в бюджет.

Важно! С арестованного счета можно производить выплаты только по имеющейся задолженности хозяйствующих субъектов, после исполнения всех текущих обязательств денежные средства будут доступны для совершения иных расходных операций.

Андрей Кизимов,

кандидат экономических наук, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Налоговая инспекция может приостанавливать операции по банковским счетам организации только в случаях и по правилам, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1, подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Право на блокировку счета

Заблокировать банковский счет налоговая инспекция вправе, если организация:

  • не исполнила требование налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа);
  • не представила налоговую декларацию в установленный срок;
  • не отправила в налоговую инспекцию электронную квитанцию о приеме направленных инспекцией требований или уведомлений.

Такой порядок предусмотрен пунктами 2 и 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Если организация не представила или несвоевременно представила в налоговую инспекцию бухгалтерскую (финансовую отчетность), оснований для приостановления операций по банковскому счету у инспекции не возникает (письмо Минфина России от 4 июля 2013 г. № 03-02-07/1/25590).

Блокировка за неуплату налогов

Если блокировка счета вызвана взысканием задолженности перед бюджетом, решение о приостановлении операций принимается не раньше, чем вынесено решение о взыскании налогов (сборов, штрафов, пеней) (абз. 2 п. 2 ст. 76 НК РФ). При этом расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. Если в решении о приостановлении операций указано несколько счетов, банк должен заблокировать каждый из них на сумму, указанную в решении. Приостановить расходные операции по валютному счету инспекция может на сумму, эквивалентную сумме в рублях, указанной в решении. Пересчет производится по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету. Такой порядок предусмотрен положениями абзаца 3 и 4 пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 14 января 2013 г. № 03-02-07/1-6.

Денежные средства, которые находятся на банковских счетах сверх сумм задолженности, организация вправе использовать по своему усмотрению (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Блокировка за непредставление деклараций

Если блокировка счета вызвана несвоевременной подачей налоговой декларации, решение о приостановлении операций может быть принято не раньше чем через 10 рабочих дней по истечении срока, установленного для сдачи отчетности. Такое право сохраняется за инспекцией в течение трех лет. Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 76 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Поскольку в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ речь идет именно о налоговых декларациях, за несвоевременное представление налоговых расчетов заблокировать счет организации инспекция не вправе. Например, инспекция не может приостановить операции по банковскому счету налогового агента, который не сдал расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогах. Но если налоговый агент (в т. ч. на спецрежиме) не отчитается о суммах удержанного НДС (не сдаст раздел II декларации по НДС), то у инспекции будут основания для приостановки операций по расчетному счету. Такие разъяснения содержатся в письмах ФНС России от 11 декабря 2014 г. № ЕД-4-15/25663 и от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.

Ситуация: имеет ли право налоговая инспекция вынести решение о приостановлении операций по банковским счетам организации, если организация вовремя не представила расчет по авансовым платежам (иные документы, служащие основанием для расчета и уплаты налогов)

Нет, не имеет.

Налоговая инспекция вправе заблокировать банковские счета организации, если организация опоздала с подачей налоговой декларации. Счет может быть заблокирован после того, как истекли 10 рабочих дней с последнего срока подачи декларации по тому или иному налогу. Инспекция может принять такое решение в течение трех лет с момента неподачи декларации. Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 76 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Поскольку в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ прямо сказано, что блокировать счет можно только за неподачу налоговой декларации, то налоговая инспекция не вправе приостанавливать операции по счетам, если организация опоздала с подачей расчета по авансовым платежам.

Аналогичные выводы содержатся в письмах ФНС России от 11 декабря 2014 г. № ЕД-4-15/25663, Минфина России от 12 июля 2007 г. № 03-02-07/1-324.

Блокировка за нарушение правил электронного документооборота

С 2015 года организации и предприниматели, которые должны сдавать отчетность в электронном виде, обязаны обеспечить прием и подтверждение приема электронных документов, направленных налоговыми инспекциями. К таким документам относятся требования о представлении документов (пояснений), а также уведомления о вызове в инспекцию. Подтверждение приема документов сводится к отправке в инспекцию электронных квитанций о получении таких требований и уведомлений. Отправить квитанцию о приеме документов нужно в течение шести рабочих дней с даты получения. Об этом сказано в пункте 5.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Если в шестидневный срок организация (предприниматель) не подтвердила прием документов, то в течение следующих 10 рабочих дней инспекция вправе заблокировать расчетный счет налогоплательщика (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Ситуация: как отказаться от приема электронного требования из налоговой инспекции

Отправьте в инспекцию электронное уведомление об отказе.

Отказаться от приема электронного требования из налоговой инспекции можно в трех случаях:
– требование адресовано другому налогоплательщику и поступило в организацию ошибочно;
– требование не соответствует утвержденному формату;
– в требовании отсутствует квалифицированная электронная подпись должностного лица налоговой инспекции.

Такие основания для отказа предусмотрены пунктом 14 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168. Правда, на практике возможен лишь первый случай – ошибка с адресатом. Поскольку электронные требования формируются автоматически и несоответствия в формате самого документа или электронной подписи практически исключены.

Итак, если вы получили электронное требование ошибочно, то нужно направить в налоговую инспекцию уведомление об отказе (п. 17 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168). Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Уведомление сформируйте автоматически в электронном виде с помощью программы, обеспечивающей электронный документооборот. В текстовом формате электронное уведомление будет выглядеть так.

Главбух советует: быстро отправить уведомление можно в Системе Главбух Отчеты. Для этого достаточно выполнить несколько несложных действий.

Важно: уведомление нужно отправить не позднее следующего рабочего дня после отправки документа налоговой инспекцией (п. 16 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168). Правда, за нарушение этого срока санкций не предусмотрено. Но вот если в течение шести рабочих дней инспекция не получит ни квитанцию о приеме, ни уведомление об отказе, она может заблокировать ваш расчетный счет (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Блокировка как противодействие сокрытию имущества

Кроме перечисленных случаев, блокировка счета допускается, если у налоговой инспекции есть основания полагать, что организация может скрыть свое имущество от принудительного взыскания для погашения задолженности перед бюджетом. Если по результатам выездной проверки организации начислены налоги, пени, штрафы, налоговая инспекция имеет право вынести решение о запрете на отчуждение (передачу в залог) некоторых видов имущества организации (недвижимости, транспортных средств и т. д.) без ее согласия (п. 10 ст. 101 НК РФ). После этого инспекция может заблокировать деньги в банках на сумму начисленной задолженности, которая не покрыта стоимостью указанного имущества (абз. 3 подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ). Порядок блокировки в этом случае соответствует порядку, установленному статьей 76 Налогового кодекса РФ (абз. 1 подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Блокировка при реорганизации

Если инспекция своим решением заблокировала счет организации, прекратившей свою деятельность в связи с реорганизацией, действие этого решения распространяется и на счета ее правопреемников. Об этом сказано в письме Минфина России от 24 июля 2012 г. № 03-02-07/1-187.

Ограничения блокировки

Несмотря на то что блокировка счета ограничивает возможности организации в использовании денежных средств, некоторые виды платежей все же можно провести.

Блокировка счета не распространяется:

  • на платежи по перечислению в бюджет налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.
  • на платежи, очередность которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов;

Об этом сказано в абзаце 3 пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Первое ограничение означает, что даже после блокировки счета действующая организация может направлять в банк платежные поручения на перечисление в бюджет налогов, сборов, страховых взносов. Банк обязан исполнять эти поручения (письма Минфина России от 3 июня 2010 г. № 03-02-07/1-266, от 4 декабря 2008 г. № 03-02-07/1-495). Кроме того, банк обязан списывать с заблокированного счета организации суммы налогов и взносов по исполнительным документам судебных приставов-исполнителей (письмо Минфина России от 1 августа 2011 г. № 03-02-07/1-270).
А вот, например, обязанность по перечислению таможенных пошлин (сборов) организация исполнить не сможет: эти суммы не относятся к налогам (сборам) и иным платежам, указанным в пункте 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 3 июня 2010 г. № 03-02-07/1-265).

При применении второго ограничения необходимо учитывать, что у действующих организаций платежи по банковским счетам проводятся в следующем порядке:

  • в первую очередь – по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь – по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и зарплаты увольняющимся сотрудникам, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь – по платежным документам для расчетов по зарплате работающим сотрудникам, по поручениям налоговых инспекций и внебюджетных фондов на взыскание задолженности по налогам, сборам и обязательным страховым взносам;
  • в четвертую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  • в пятую очередь – по другим платежным документам в порядке календарной очередности (в т. ч. по платежным поручениям организаций на перечисление текущих налогов, сборов, страховых взносов).

Об этом сказано в пункте 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ.

Взыскание налогов по требованию инспекций относится к третьей очереди. Поэтому платежи первой и второй (а в некоторых случаях и третьей) очереди банк исполнит безоговорочно. Даже если счет организации заблокирован.

Если средств на расчетном счете организации недостаточно, платежи по требованиям, относящимся к одной очереди, производятся в порядке календарной очередности поступления документов. Например, в действующих организациях как перечисление зарплаты, так и взыскание недоимок по требованиям налоговых инспекций и внебюджетных фондов относится к одной – третьей – очереди. Поэтому сначала банк будет исполнять те платежные поручения, которые поступили раньше. Это правило применяется и в том случае, если счет организации заблокирован. Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-02-07/1/26955, от 19 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/13537, от 6 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-279 и ФНС России от 27 февраля 2013 г. № АС-4-2/3225.

Другой порядок действует, если организация ликвидируется. В этом случае применяется очередность платежей, установленная пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсациях:

  • морального вреда;
  • сверх возмещения вреда, причиненного разрушением, повреждением объекта капитального строительства;
  • сверх возмещения вреда, причиненного нарушением требований безопасности при строительстве;
  • сверх возмещения вреда, причиненного нарушениями требований безопасной эксплуатации зданий и сооружений.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и зарплаты сотрудников, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Таким образом, ликвидируемая организация вправе расходовать денежные средства на платежи первой и второй очереди (например, на выплату зарплаты), даже если расчетный счет организации заблокирован, а обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды не перечислены. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-112.

Ситуация: можно ли перечислить зарплату сотрудникам действующей организации с расчетного счета, заблокированного налоговой инспекцией

Да, можно.

При блокировке счета банк прекращает все расходные операции по нему (абз. 2 п. 1 ст. 76 НК РФ). При этом приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность которых предшествует очередности расчетов с бюджетом (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ).

Перечисление зарплаты работающим сотрудникам относится к платежам третьей очереди (п. 2 ст. 855 ГК РФ). К этой же очереди относятся платежи в бюджет, которые взыскиваются по требованиям налоговых инспекций и внебюджетных фондов.

Если расходные операции приостанавливаются из-за того, что в установленный срок организация не сдала налоговую декларацию, то блокируются все денежные средства, находящиеся на расчетном счете. Однако никаких требований на взыскание задолженности по налогам инспекция в банк не направляет. Если в это время организация передаст в банк платежные документы на перечисление зарплаты, то очевидно, что очередность исполнения этих документов будет предшествовать очередности расчетов с бюджетом – ведь никаких налоговых обязательств (т. е. других платежей третьей очереди) у организации нет. И если средств на расчетном счете достаточно, банк обязан перечислить зарплату сотрудникам организации в полном объеме, без ограничений. Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 5 марта 2014 г. № 03-02-07/1/9526 и от 9 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-285.

Если расходные операции приостанавливаются из-за того, что организация не исполнила требование об уплате налога (пеней, штрафа), действует другой порядок. В этом случае налоговая инспекция или внебюджетный фонд выставляет требование об уплате налогов или страховых взносов, а у организации возникают платежные обязательства, которые должны исполняться в третью очередь. Если в это время организация передаст в банк платежные документы на перечисление зарплаты, то исполнять их банк будет в порядке календарной очередности. На практике возможны следующие варианты:
платежное поручение на перечисление зарплаты поступило в банк раньше, чем инспекция заблокировала счет;
– платежное поручение на перечисление зарплаты поступило в банк после блокировки счета.

В первом случае банк сначала исполнит платежное поручение на перечисление зарплаты. Если денежных средств на счете недостаточно, то в картотеке платежка на выплату зарплаты будет первоочередной. Поэтому при поступлении денег на счет в первую очередь банк направит их на перечисление зарплаты.

Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 11 июля 2013 г. № 03-02-07/1/26955, от 19 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/13537, от 6 ноября 2012 г. № 03-02-07/1-279 и ФНС России от 27 февраля 2013 г. № АС-4-2/3225.

Пример перечисления зарплаты с расчетного счета, заблокированного за неисполненное требование об уплате налогов. Платежное поручение на выплату зарплаты поступило в банк раньше, чем счет был заблокирован

15 апреля организация отправила в банк платежные поручения на перечисление зарплаты пяти сотрудникам:
– поручение № 101 – 80 000 руб.;
– поручение № 102 – 90 000 руб.;
– поручение № 103 – 40 000 руб.;
– поручение № 104 – 60 000 руб.;
– поручение № 105 – 25 000 руб.

Остаток средств на расчетном счете по состоянию на 15 апреля – 0 руб. Поэтому данные платежные поручения поставлены в очередь неисполненных платежей.

16 апреля налоговая инспекция заблокировала расчетный счет организации за неисполненное требование об уплате налогов на сумму 200 000 руб.

17 апреля на счет организации поступила оплата от покупателя в сумме 210 000 руб. Несмотря на блокировку счета, вся эта сумма была направлена на погашение задолженности по платежным поручениям №№ 101, 102 и 103.

Во втором случае действует другой порядок. Дело в том, что при блокировке за неисполненное требование об уплате налогов расчетный счет блокируется не полностью, а только в пределах той суммы, которая указана в требовании налоговой инспекции. Следовательно, если у организации достаточно незаблокированных средств на счете, то банк обязан исполнить платежное поручение на перечисление зарплаты.

Пример перечисления зарплаты с расчетного счета, заблокированного за неисполненное требование об уплате налогов. Платежное поручение на выплату зарплаты поступило в банк, когда счет уже был заблокирован

По состоянию на 15 апреля остаток средств на расчетном счете организации – 1 000 000 руб. В этот же день налоговая инспекция приостановила расходные операции по счету на сумму 150 000 руб.

16 апреля организация направила в банк платежное поручение на перечисление зарплаты (с указанием очередности платежа «3») на сумму 300 000 руб. Несмотря на блокировку счета, банк обязан провести этот платеж, поскольку «свободных» средств на счете – 850 000 руб. (1 000 000 руб. – 150 000 руб.) – достаточно для перечисления зарплаты.

Если же «свободных» денег на счете не хватит, то организация вынуждена будет сначала погасить задолженность по налоговому требованию и лишь затем сможет выплатить зарплату.

Решение о блокировке

Форма решения о приостановлении операций на счетах в банке утверждена приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ММВ-7-8/662. Принимает такое решение руководитель или заместитель руководителя налоговой инспекции (п. 2, 3 ст. 76 НК РФ).

Решение о блокировке счета передается в банк в электронной форме. Копия решения вручается представителю организации под расписку или способом, который позволяет установить дату получения копии организацией. Об этом сказано в пункте 4 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Налоговая инспекция может вынести несколько решений о приостановлении операций по банковскому счету организации. В этом случае банк обязан заблокировать счет на общую сумму, указанную в этих решениях (письмо Минфина России от 24 июля 2009 г. № 03-02-07/1-384).

Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком такого решения до момента его отмены. При этом решение о блокировке счета не распространяется на платежные поручения, проведенные банком в тот же день, когда поступило решение, но раньше по времени (письмо Минфина России от 23 мая 2011 г. № 03-02-07/1-169).

Банк, получив из налоговой инспекции документ о блокировке счета, должен исполнить его безусловно, даже если счет заблокирован неправомерно (п. 6 ст. 76 НК РФ). Никаких претензий к банку организация предъявить не сможет, так как банк не несет ответственности за убытки, понесенные ею из-за блокировки счета (п. 10 ст. 76 НК РФ). Кроме того, банк приостановит операции по счетам, даже если после принятия инспекцией решения о блокировке счета организация сменит свое название и реквизиты счета. Об этом говорится в пункте 7 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Открыть новый счет (вклад, депозит) в период блокировки организация не сможет. Причем не только в обслуживающем, но и в любом другом банке. Такой порядок установлен пунктом 12 статьи 76 Налогового кодекса РФ. В настоящее время налоговая служба разрабатывает специальный интернет-сервис, через который банки смогут оперативно получать сведения об организациях, чьи счета заблокированы налоговыми инспекциями. На этом же ресурсе будет размещаться информация об отмене блокировки. Об этом сказано в письме ФНС России от 22 января 2014 г. № ЕД-4-2/738.

Заявление об отмене блокировки

Если инспекция заблокировала сразу несколько счетов организации, а на покрытие задолженности перед бюджетом достаточно средств только некоторых из них, организация вправе подать в инспекцию заявление об отмене блокировки. Но только в отношении тех счетов, на которых числятся денежные средства сверх суммы, необходимой для погашения задолженности. Например, если инспекция заблокировала три счета организации, а для покрытия задолженности достаточно остатков денежных средств на двух из них, организация может обратиться в инспекцию с письменным заявлением об отмене блокировки третьего счета.

Заявление составьте в произвольной форме. В нем укажите:

  • номера банковских счетов, на которых хватает денежных средств для покрытия задолженности;
  • номера банковских счетов, которые следует разблокировать.

К заявлению приложите документы, подтверждающие наличие денежных средств, достаточных для погашения задолженности. Такими документами могут быть справки из банков об остатках денежных средств на заблокированных счетах.

Это следует из положений пункта 9 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Отмена решения о блокировке

Решение о приостановлении операций по счетам, указанным в заявлении, отменяется:

  • в течение двух рабочих дней со дня получения от организации заявления об отмене блокировки (если организация приложила подтверждающие документы к заявлению) (абз. 2 п. 9 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • в течение двух рабочих дней со дня получения из банка сведений об остатках денежных средств на заблокированных счетах организации (если организация не приложила подтверждающие документы к заявлению) (абз. 4 п. 9 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Решение о приостановлении операций в отношении всех остальных счетов отменяется:

  • не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления организацией налоговой декларации, – если счет был заблокирован в связи с несвоевременным представлением организацией налоговой декларации (подп. 1 п. 3.1 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • не позднее одного рабочего дня, следующего за днем передачи электронной квитанции о приеме требований и уведомлений либо за днем представления самих документов, пояснений, явки в инспекцию (подп. 2 п. 3.1 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Для разблокировки счетов направьте в инспекцию заявление;
  • не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения налоговой инспекцией документов (их копий), подтверждающих взыскание налога (пеней, штрафа), – если счет был заблокирован в связи с неисполнением организацией требования налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа) (п. 8 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • в день принятия решения об отмене (замене) обеспечительных мер, если счет был заблокирован, чтобы организация не могла скрыть имущество от принудительного взыскания для погашения задолженности, выявленной по итогам налоговой проверки (абз. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Основанием для разблокировки счета могут стать и иные условия, не поименованные в Налоговом кодексе РФ. Такие условия могут быть установлены отдельными федеральными законами. Например, все ограничения по распоряжению имуществом (в т. ч. денежными средствами) автоматически снимаются, если в рамках процедуры банкротства вводится процедура наблюдения или открывается конкурсное производство (п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 126 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). Если отмена приостановления операций по счетам организации осуществляется по таким дополнительным основаниям, наличие решения инспекции об отмене блокировки не требуется. Об этом говорится в пункте 9.1 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Проценты за нарушение срока разблокировки

Если срок разблокировки счета был нарушен или если решение о приостановлении операций по счетам было принято неправомерно, налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты. Проценты начисляются по ставке рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока разблокировки (неправомерного приостановления операций по счетам). Продолжительность периода начисления процентов определяется со дня поступления в банк решения о приостановлении операций до дня поступления в банк решения об отмене блокировки. При этом за тот день, когда в банк поступило решение о приостановлении операций, инспекция должна начислить проценты даже в том случае, если в течение этого дня организация пользовалась своим счетом. Например, если решение о блокировке было получено банком по окончании операционного дня.

Сумму процентов, причитающихся организации, можно рассчитать по формуле.

Зачастую, учредители предприятия могут задаваться таким вопросом, может ли налоговая заблокировать счет в банке, ведь, по сути, такое действие со стороны сотрудников ФНС, может привести к неприятным последствиям для предпринимателей. Действительно, Федеральная Налоговая Служба имеет полномочия блокировать денежные средства хозяйствующих субъектов в ряде случаев, определенных действующим законодательством. Рассмотрим два основных вопроса: в каких случаях налоговая блокирует денежные средства в банке и что делать дальше.

Причины блокировки

Если банковский счет блокирует Федеральная налоговая служба, то данный метод позволяет уполномоченным органам взыскивать с недобросовестных налогоплательщиков сумму недоимки по выплатам в бюджет, штрафы и пени. Отсюда следует, что данная мера - это не что иное, как мера принудительного воздействия на должника по выплатам в Федеральную налоговую службу. Кроме всего прочего, есть и иные причины блокировки, связанные с Федеральной Налоговой Службой - это неисполнение требований по своевременной сдаче декларации или отчетных документов.

Арест счета налоговой инспекцией возможен только в том случае, если учредители предприятия нарушают действующее налоговое законодательство, не предоставляя отчётные документы, иными словами, уклоняются от своих обязательств перед государством. Справедливости ради нужно отметить, что не только налоговая служба уполномочена блокировать денежные средства в банке хозяйствующих субъектов, но именно им налоговики блокируют счета за неисполнение налогового законодательства.

Обратите внимание, что арест расчетного счета юридических лиц возможен даже в случае непредоставления декларации и отчётности, любые недоимки по налогам или неуплата обязательного сбора приведет к рассматриваемому виду аресту.

Правда, налогоплательщики должны знать некоторые нюансы блокировки, в первую очередь, представители Федеральной Налоговой Службы уведомляют налогоплательщика о необходимости подать, документы погасить задолженность, оплатить штрафы и пени. На исполнение обязательств отводится определенный срок, если в течение этого срока налогоплательщик добровольно отказывается исполнять обязательства, то налоговая инспекция имеет право применять меры по принудительному взысканию.

Что должен делать налогоплательщик

Конечно, не стоит доводить до блокировки счета, ведь если исполнять все свои обязательства в полном соответствии с действующим законодательством, можно избежать неприятных последствий. В любом случае, налоговая инспекция для начала информирует должника по налогам и выдвигает требования предоставить документы или оплатить задолженность. То есть, у налогоплательщика есть определенный период, чтобы исполнить свои обязательства и избежать ареста. Не стоит, конечно, упускать той возможности, что арест был наложен по ошибке.

Обратите внимание, что банк, ведущий расчетный счет юридических лиц, в любом случае оповещает своих клиентов о наложении ареста и ограничений по расчетным операциям.

Если говорить о том, что делать в случае ограничения по счету налоговыми органами, то первое действие, которые должен предпринять учредитель предприятия - это обратиться в банк, чтобы выяснить, кто арестовал счет. Затем, нужно непосредственно обратиться в ФНС с той целью, чтобы выяснить причину ареста. Если он действительно был наложен по ошибке, то вопрос можно будет урегулировать за короткие сроки. Если причина блокировки объективна,то придется исполнять требования налоговой инспекции. Кстати, если причина ареста счёта - это недоимка налога или нарушение налогового законодательства, то у его владельцев есть лишь два варианта:

  • оплатить налоги добровольно вместе со штрафами и неустойкой;
  • предоставить в Налоговую инспекцию отчётные документы и декларации.

Так, после исполнения требований налоговой инспекции счет налогоплательщиков будет разблокирован течение одних суток То есть, на практике, разблокировка счета будет выглядеть следующим образом: налогоплательщик исполняет свои обязательства, уведомляет об этом сотрудников ФНС. Они, в свою очередь, подают заявление в банк об освобождение от ареста банковского счёта налогоплательщика.

Особое внимание стоит обратить на тот факт, если налоговый орган без законных на то оснований наложил арест на банковский счет юридического лица, в данном случае пострадавшая сторона за все дни, когда счет был арестован, имеет право взыскать с налоговой инспекции неустойку в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком России, на всю сумму, имеющуюся на счету за весь период блокировки.


Можно ли производить операции по заблокированным счетам

Суть ареста денег заключается в том, что его владелец не может распоряжаться своими денежными средствами и совершать расходные операции. То есть, на приходные операции арест не распространяется, по-прежнему на счет могут поступать деньги от контрагентов юридического лица, он может получать оплату, но не может расплачиваться в случае необходимости, ведь блокировка распространяется непосредственно на расходные операции.

Вместе с тем арест не запрещает списывать денежные средства в счет погашения каких-либо обязательств хозяйствующего субъекта. Деньги будут списываться по следующему алгоритму:

  1. В первую очередь будут и производится списания по исполнительным документам, например, по решению суда.
  2. Далее, денежные средства распределяются на уплату задолженности по заработной плате и иным трудовым договорам.
  3. В третьей очереди — это выплата задолженностей по налогам и иных бюджетных сборов.
  4. Далее, списываются средства в счет уплаты по гражданско-правовым судебным спорам.
  5. В последнюю очередь списываются платежи по текущим налогам и иные выплаты в бюджет.

Важно! С арестованного счета можно производить выплаты только по имеющейся задолженности хозяйствующих субъектов, после исполнения всех текущих обязательств денежные средства будут доступны для совершения иных расходных операций.

Как действуют банки

Нельзя не отметить, что блокировка счета налоговой начинается с поиска денежных средств юридических лиц, то есть сотрудники налоговой инспекции делают запрос в разные коммерческие банки с целью поиска счета должника по налогам. Банки, в свою очередь, отвечают на запросы, если счет открыт в одном из коммерческих банков, тот, в свою очередь, должен сообщить сумму средств, имеющихся на нем.

Далее, по официальному требованию банк блокирует денежные средства налогоплательщика по заявлению Федеральной Налоговой Службы. После, средства могут быть списаны со счёта в счет погашения имеющейся задолженности. Кстати, здесь нужно учитывать тот факт, что блокировке подлежат все имеющиеся счета должника.

Обратите внимание, банк не вправе открыть другой расчетный счет для должника, по крайней мере, до тех пор, пока он не исполнит свои долговые обязательства.

Таким образом, арест банковского счёта Федеральной Налоговой Службой - это мера принудительного взыскания. Иными словами, имея задолженность перед налоговой инспекцией нужно либо добровольно исполнить требования закона, либо средства будут списаны принудительно. Кстати, нельзя не сказать о том, что если у юридических лиц в том или ином банке есть депозиты, то они также могут быть заблокированы уполномоченными органами.